gs4 толкование права ^d
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-80-88 ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,
NIION: 2018-0076-9/23-673 кандидат философских наук,
MOSURED: 77/27-023-2023-9-673 доцент кафедры философии
Уральского государственного аграрного университета, e-mail: zhuravleva08@gmail.com
ЗАРУБИНА Елена Васильевна,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: ethos08@mail.ru
РУЧКИН Алексей Владимирович,
кандидат социологических наук, заведующий кафедрой философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: alexeyruchkin87@gmail.com
СИМАЧКОВА Наталья Николаевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета,
e-mail: nikolina73@yandex.ru
ЧУПИНА Ирина Павловна,
доктор экономических наук, профессор кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: irinacupina716@gmail.com
ГОСУДАРСТВО-ЦИВИЛ ИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА
Аннотация. Предмет рассмотрения в статье - относительно новое понятие для российских социально-гуманитарных наук и учебных дисциплин понятие «государство-цивилизация». Авторы подчеркивают, что использование понятия «государство-цивилизация» указывает на смену методологической парадигмы социальных и гуманитарных наук, на переход от линейной (стадиальной) методологии к цивилизационной.
В статье последовательно рассматриваются основные принципы линейной и циви-лизационной методологий социально-гуманитарного познания, рассматривается история формирования понятия «государства-цивилизации» в нашей стране и за рубежом. На основе проведенного анализа литературы, а также истории российской государственности и ее форм, а также рассмотренных источников, авторы формулируют определение и выделяют основные особенности государства-цивилизации.
Государство-цивилизация представляет собой самобытное и самодостаточное общество как систему, которая состоит из ряда подсистем и управляется из единого политического центра. Ведущей подсистемой государства-цивилизации являются духовные ценности и самоидентичность народов, его населяющих. Создателем и основным субъектом государства-цивилизации является как верховная власть, так и народ или суперэтнос, в терминологии Л.Н. Гумилева.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
Структура государства-цивилизации складывается из экономической, социальной, политической и культурной подсистем. Авторы подчеркивают, что само существование и устойчивость государства-цивилизации зависит от цивилизационного ядра или цивилиза-ционнойматрицы (А.С. Панарин), которое образуют цивилизационная идентичность граждан государства и базовые духовные ценности.
В статье подчеркивается, что именно государства-цивилизации являются подлинными субъектами как исторического процесса и сложившейся геополитической ситуации, так и социально-гуманитарного познания этих сложных явлений.
В заключении намечены направления дальнейших исследований. Сегодня чрезвычайно актуальным является изучение как структуры, так и цивилизационного ядра российского государства-цивилизации прежде всего, для разработки стратегий и планов экономического, социального, политического развития нашей страны, формирования общенациональной идеологии, создания программ воспитания и образования молодежи, обладающей развитой цивилизационной идентичностью и подлинным патриотизмом.
Ключевые слова: методология, социально-гуманитарное познание, линейный подход, цивилизационный подход, государство-цивилизация, цивилизационные особенности, многополярный мир, цивилизационная идентичность.
ZHURAVLEVA Lyudmila Anatolyevna,
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of the
Ural State Agrarian University
ZARUBINA Elena Vasilyevna,
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of the
Ural State Agrarian University
RUCHKIN Alexey Vladimirovich,
Candidate of Sociological Sciences, Head of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University
SIMACHKOVA Natalia Nikolaevna,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory of the Ural State Agrarian University
CHUPINA Irina Pavlovna,
Doctor of Economics, Professor of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University
STATE-CIVILIZATION: CONCEPT, ESSENCE, STRUCTURE
Annotation. The subject of consideration in the article is a relatively new concept for Russian social sciences and humanities and academic disciplines, the concept of «state-civilization». The authors emphasize that the use of the concept of «state-civilization» indicates a change in the methodological paradigm of social sciences and humanities, a transition from a linear (stadial) methodology to a civilizational one.
The article consistently examines the basic principles of linear and civilizational methodologies of social and humanitarian cognition, examines the history of the formation of the concept of «state-civilization» in our country and abroad. Based on the analysis of literature, as well as the history of Russian statehood and its forms, as well as the sources considered, the authors formulate a definition and highlight the main features of the state-civilization.
The state-civilization is an original and self-sufficient society as a system that consists of a
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
number of subsystems and is controlled from a single political center. The leading subsystem of the state-civilization is the spiritual values and self-identity of the peoples inhabiting it. The creator and the main subject of the state-civilization is both the supreme power and the people or superethnos, in the terminology of L.N. Gumilev.
The structure of the state-civilization consists of economic, social, political and cultural subsystems. The authors emphasize that the very existence and stability of the state-civilization depends on the civilizational core or civilizational matrix (A.S. Panarin), which is formed by the civilizational identity of the citizens of the state and basic spiritual values.
The article emphasizes that it is the civilizational states that are the true subjects of both the historical process and the current geopolitical situation, as well as the socio-humanitarian cognition of these complex phenomena.
In conclusion, the directions of further research are outlined. Today, it is extremely relevant to study both the structure and the civilizational core of the Russian state-civilization, first of all, for the development of strategies and plans for the economic, social, and political development of our country, the formation of a national ideology, the creation of programs for the upbringing and education of young people with a developed civilizational identity and genuine patriotism.
Key words: methodology, socio-humanitarian cognition, linear approach, civilizational approach, state-civilization, civilizational features, multipolar world, civilizational identity.
Наше время - эпоха тотальных и необратимых трансформаций [14, с. 30]. На наших глазах стремительно меняется геополитическая ситуация и эти изменения наиболее точно описываются формулировкой «переход от однополярного мира к многополярному» Как справедливо отмечают представители экспертного сообщества, основной тенденцией современных международных отношений становится политическая и экономическая диверсификация, формирование многополярной системы, основанной на конкуренции нескольких ведущих центров силы [11, с. 16]. Гораздо медленнее меняется сознание людей и, следовательно, методологическая парадигма социально-философского, политологического и культурологического осмысления социальных явлений [20, р. 377].
Социально-гуманитарные науки в нашей стране и за рубежом существовали и продолжают существовать в рамках двух основных, во многом противоположных парадигм - линейной и цивили-зационной. Кратко напомним основные принципы и положения каждой.
Линейная парадигма сложилась в средневековой Европе на основе христианского представления о времени. Суть линейной методологической парадигмы социально-философского осмысления общества и истории заключается в их понимании как поступательной и последовательной смены различных этапов или ступеней развития в направлении от прошлого к будущему. При этом каждая последующая ступень развития общества оказывается более совершенной и прогрессивной, чем предыдущие ступени. Критерии совершенства выбирались самые разные, они выткали из мировоззренческой позиции философа.
Особо отметим, что линейная парадигма социально-гуманитарного познания сформирова-
лась в Европе и она по сути своей была и остается ориентированной на западное общество, западные государство и культуру как непревзойденный образец и самый прогрессивный этап в истории человечества. Скрыто или явно иные, не западные общества и народы считались отсталыми, «варварскими» и им предписывалось тянуться за продвинутми европейцами и обслуживать их интересы.
В качестве примера линейной парадигмы понимания общества и истории приведем объективно-идеалистическую философию Г.В.Ф. Гегеля.
У Гегеля субъектом мировой истории является Мировой дух. Целью Мирового Духа в истории является развитие духовной свободы. Мировой Дух сам себя осознает все более свободным, поэтому всемирная история есть «прогресс в сознании свободы» [2, с. 367]. Гегель подразделяет всемирную историю на три эпохи, которые последовательно сменяют друг друга и отличаются, в первую очередь, степенью осознания свободы как правителями, так и народом. В Восточную эпоху свободным себя осознает лишь один верховный правитель, все остальные являются его несвободными рабами или слугами; в Греко-римскую эпоху свободны лишь некоторые -граждане греческих полисов и Римской империи, к которым не относились рабы и в Древней Греции женщины. В Германскую эпоху, как говорит Гегель, «свободны все», то есть гражданские и политические свободы есть у каждого гражданина западноевропейских государств. Таким образом, по Гегелю, вершиной исторического процесса является современное ему европейское (западное) общество начала XIX века.
Отметим, что вариантом линейной парадигмы является формационный подход, который
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом и в советское, а отчасти и в постсоветское время был господствующей методологией социально-гуманитарных наук в нашей стране [8, с. 108-111].
Суть цивилизационной парадигмы социально-гуманитарного познания заключается в представлении о том, что мировая история не представляет собой единого поступательного процесса от низших ступеней к высшим. История есть одновременное существование ряда автономных и самобытных цивилизаций, каждая из которых подобна живому организму и проходит свои собственные циклы жизни: рождение, детство, молодость, зрелость, старость и исчезновение. Каждая цивилизация имеет свой центр - ценностно-смысловое ядро (религиозные и нравственные ценности, идеологию, цивилизационную идентичность народов, государственность и т.д.) и периферию (все остальные сферы жизни общества). Жизнеспособность каждой цивилизации зависит от сформированности и устойчивости ее ценностно-смыслового ядра.
В русской философии цивилизационный подход к пониманию общества и истории был хорошо разработан и успешно использовался. Достаточно вспомнить цивилизационные концепции К.Н. Леонтьева [7], Н.Я. Данилевского [3], славянофилов, русских космистов и, конечно, евразийцев. Евразийцы разработали концепт государства-мира или русского мира (Петр Савицкий), который аналогичен современному понятию государства-цивилизации.
Так, евразийцы понимали Россию как самобытное государство-цивилизацию, а не просто как одну из стран, откуда и главное их понятие - Россия-Евразия. Евразийцы считали географическое пространство и ландшафт первым необходимым условием формирования России как самобытного государства-цивилизации. Вторым необходимым условием они считали формирование сильной государственной власти. Вслед за К. Леонтьевым евразийцы полагали, что государственная власть в России сакральна.
«Русский мир» евразийцы ощущают как мир особый и в географическом, и в лингвистическом, и в историческом, и в экономическом и во многих других смыслах. В представлении классических евразийцев Россия - не смесь западного и восточного начал, не «мост» между Европой и Азией. Россия-Евразия - полноценное историческое, культурное, геополитическое начало, цивилизация.
Вместе с тем российская цивилизация имеет свою историю и опирается на традиции. Евразийцы выделяют две традиции в основе российской цивилизации и государственности. Первая традиция - византийская, вторая - монгольское
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
начало, понятое геополитически: «Русский народ получил два богатых исторических наследства -монгольское и византийское. Монгольское наследство - Евразийское государство. Византийское наследство - православная государственность». Одно начало не противоречит другому, но дополняет и обогащает его.
Евразийцы подчеркивают, что субъектами истории в геополитическом пространстве Евразии в равной мере выступают народы и правящие элиты. Народ - та сила, которая осваивает новые территории, осуществляет экспансию государства-цивилизации согласно логике «месторазви-тия». П. Савицкий подчеркивает ведущую роль цивилизационного самосознания народов и наций, населяющих просторы Евразии для становления России как государства-цивилизации, как целостного организма.
В отечественной философии, кроме этого, выработаны понятия, которые можно считать предшественниками актуального и разрабатываемого сегодня концепта государства-цивилизации - таковы «Русская земля» Нестора-летописца в «Повести временных лет», культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского, русский мир и Россия-Евразия в евразийстве.
На сегодняшний день понятие «государство-цивилизация» еще не прижилось в отечественных социально-гуманитарных науках, которые переживают переход от линейной методологической парадигмы к цивилизационной парадигме. Подчеркнем, что понятие государства-цивилизации является одним из ключевых в цивилизационной методологии социального и гуманитарного познания и, вместе с тем, оно соответствует сложному и противоречивому этапу перехода от однополярного мира к многополярному.
Понятие государства-цивилизации пока не часто используется в качестве методологического инструмента. Обратимся к истории этого концепта.
Впервые содержание концепта «государство-цивилизация» становится предметом научного обсуждения в конце XX века, а само понятие государства-цивилизации или цивилизационного государства появляется в книге историка из Великобритании Мартина Жака «Когда Китай правит миром: конец западного мира и рождение нового мирового порядка», которая увидела свет в 2008 г.
Мартин Жак описывает современную геополитическую ситуацию в мире как «раскол современности»: закат господства США и возглавляемых ими стран Запада. Объективный процесс краха однополярного мира сопровождается, по мысли исследователя, возникновением ценностей и идеологий различных этносов, а также кон-
куренции между ними. Одной из самых конкурентоспособных и современных идеологий, подчеркивает Мартин Жак, является концепция государства-цивилизации. Мыслитель использует этот термин применительно к Китаю, отмечая, что государства-цивилизации имеют многовековую историю, они гораздо древнее и жизнеспособнее, чем государства-нации. В качестве системообразующего ядра Китая как государства-цивилизации ученый выделяет историческую преемственность и культурное единство [20, р. 219].
В 90-е гг. XX века китайские исследователи стали писать о Китае как о цивилизации, а не как о национальном государстве, не используя термин «государство-цивилизация». Так, Люциан Пай определил Китай как «цивилизацию, притворяющуюся государством» в статье 1990 г. «Неустойчивое государство, разочарованное общество». Китайские философы, историки, культурологи, политологи с тех пор рассматривают свою страну как самобытное и суверенное государство-цивилизацию, признавая, что до конца XX века они описывали Китай в ограниченных рамках национального государства навязанного всем странам западоцентричной линейной парадигмы анализа общества и истории.
Логика цивилизационной методологии предполагает выделение и изучение цивилизационных особенностей или констант, которые устойчиво воспроизводятся в каждом поколении и составляют ядро государства-цивилизации. Китайские ученые включают в цивилизационное ядро Китая способность к универсальной ассимиляции любых идей, технологий, научных открытий и иных влияний; качественное управление государством на всех уровнях благодаря предложенной еще Конфуцием многоступенчатой системе отбора кандидатов на государственную службу, а также способность государства-цивилизации создавать единство из многообразия [6, р. 635].
В начале XXI века понятие государства-цивилизации стало применяться не только к Китаю, но и к Индии, России и ряду других стран.
Россию как государство-цивилизацию в нашей стране стали исследовать А.С. Панарин, Н.Н. Моисеев, И.Ф. Кефели, С.Г. Киселев, А.Г. Дугин и ряд других.
Одним из первых цивилизационный подход к исследованию российского общества и российской государственности использовал А.С. Пана-рин. Его философские взгляды базировались на наследии евразийцев. Россия - особая цивилизация, которая существует благодаря своему циви-лизационному ядру. В устойчивое цивилизацион-ное ядро России мыслитель включил сильное государство как «защитника слабых», гражданское общество и православную церковь [16, с. 88].
Защиту слабых А.С. Панарин понимал как государственную поддержку малого и среднего бизнеса, реализацию социальных программ для малообеспеченных слоев населения и семей с детьми, а также предотвращение этнических конфликтов. Гражданское общество в России отличается от гражданского общества в странах Запада тем, что российский человек - человек общинный, он с детства привыкает ставить интересы сообщества (семьи, трудового коллектива, религиозной группы) выше своих собственных интересов. Роль церкви А.С. Панарин усматривал в том, что она является хранителем базовых нравственных ценностей, которые воспитывает у людей с детства и передает из поколения в поколение [19, с. 71].
Своеобразную концепцию государства-цивилизации разработал Н.Н. Моисеев. Никита Николаевич Моисеев (1817 - 2000) - выдающийся советский и российский физик и математик, известен своей теорией о наступлении ядерной зимы на Земле после применения стратегического ядерного вооружения. В области философии и политологии Н.Н. Моисеев развивал идеи русского космизма, в частности, был последователем В.И. Вернадского и выдвинул свою концепцию биосферы.
Россию ученый понимал как самобытную цивилизацию. «Употребляя слово «цивилизация», я буду иметь в виду некоторую общность людей, характеризуемую определенным набором ценностей (в том числе и технологиями, и навыками), системой общих запретов, похожестью (но не тождественностью) духовных миров и т.д.» [10, с. 13]. Каждая цивилизация имеет устойчивое ядро, который Н.Н. Моисеев называет «цивилиза-ционной матрицей». В цивилизационную матрицу, полагает мыслитель, входит способ адаптации этой цивилизации к миру, включая отношения к природе, социуму, другим людям и самому себе, государству, другим цивилизациям и истории.
Исследователь выделяет три возможных типа или модели адаптации; «экспансионистская», «экологически нейтральная» и «экологически дружественная» [10, с. 18]. Экспансионистская модель адаптации в полной мере присуща цивилизации коллективного Запада во главе с США, такая модель основана на применении грубой силы, на истреблении природы и иных цивилизаций. Экспансионизм - важная особенность колониального мышления, которое составляет основу цивилизационной идентичности жителей стран Западной Европы и США.
Экологически дружественная модель адаптации к миру основана на бережном отношении к природе, открытости, уважении и сотрудничестве. Такая модель в полной мере присуща российской цивилизации. Примечательно, что Н.Н. Моисеев
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
показывает, что для решения глобальных проблем современности, прежде всего экологических, экспансионистское мышление не подходит, поэтому в мире должен смениться лидер, и таким новым лидером сможет стать только Россия в силу особенностей своей цивилизационной матрицы [15, с. 27].
А.Г. Дугин предлагает свою концепцию государства-цивилизации, развивая идеи евразийства. Цивилизация, в понимании философа есть сложноорганизованный и внутренне структуири-рованный социальный образ жизни людей, который обладает своими особенностями и уникальностью [5].
В соответствии с идеями классического евразийства, в частности, П. Савицкого, А. Дугин полагает, что цивилизации создаются стремлением отельных личностей и социальных групп к власти, они структурируются геграфической средой как особый пространственный мир, «место-развитие» (П. Савицкий). Цивилизации остаются жизнеспособными и развиваются до тех пор, пока ее представители сохраняют свою идентичности, а также свои принципы и ценности.
Философ постоянно подчеркивает, что государства-цивилизации являются основными субъектами формирующегося сейчас многополярного мира, он относит к таким современным государствам-цивилизациям Китай, Россию, Индию, исламский мир, Африку, Латинскую Америку. У глобального Запада, считает мыслитель нет будущего потому, что его духовные ценности и цивили-зационная идентичность людей в современном западном обществе разрушаются прямо на наших глазах. Поэтому «интергация в глобальный Запад не представляет для России никакого будущего» [4].
Таким образом, в отечественных социально-гуманитарных науках сегодня фактически происходит формирование концепта государства-цивилизации как методологической парадигмы и как нового субъекта истории, геополитики и международных отношений. Такой переход фиксируют и некоторые западные философы, например, С. Хантингтон или Ф. Петито. Так, Фабио Петито рассматривает типы отношений между цивилизациями и полагает, что они могут быть как конфликтными, так и мирными [12, с. 103]. Основное, хотя и неявное содержание современной геополитической ситуации - смещение субъекта суверенитета и в современной геополитической ситуации, и в сфере социальных и гуманитарных исследований с США и стран коллективного Запада в сторону самобытных и суверенных государств-цивилизаций, сосуществование и взаимодействие которых, собственно, и создает контуры многополярного мира.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
На основе анализа истории российской государственности и ее форм
а также рассмотренных источников, выделим основные системообразующие качества (константы) государства-цивилизации:
1. Государство-цивилизация объединяет различные нации и народы, множество конфессий, оно может даже состоять из отдельных, относительно автономных суб-государств. Российское государство на всем протяжении его истории является одним из самых многонациональных и поликонфессиональных в мире [17, с. 63].
2. Государства-цивилизации существовали с древних времен, они имеют многовековую историю и богатую культуру. Единство и преемственность культуры обеспечивается наличием единого письменного языка в каждом государстве-цивилизации.
3. Государства-цивилизации располагаются на обширных географических пространствах, при этом ландшафтные и климатические особенности оказывают существенное влияние на формирование цивилизационных ценностей и менталитета наций и народов, населяющих государство-цивилизацию [9, с. 707].
4. Каждое государство-цивилизация вырабатывает свою систему ценностей, в первую очередь, идеологических, религиозных, нравственных и политических, которая скрепляет государство-цивилизацию в единое целое. Не случайно во время холодной войны с СССР и во время гибридной войны с Российской Федерацией сегодня, коллективный Запад как наш геополитический противник, стремится уничтожить нашу систему ценностей [18, с. 134].
5. Гражданам государства-цивилизации присуща цивилизационная идентичность (самосознание), которая формируется исторически на основе преемственности поколений и традиций. В циви-лизационной идентичности закрепляются основные особенности менталитета этносоциальных и конфессиональных групп, населяющих государства-цивилизации. Например, К.Н. Леонтьев включал в цивилизационную идентичность населения России сакральное отношение к власти [7, с. 39].
Отметим, что в государстве-цивилизации действуют силы и закономерности, которые не улавливают современные социально-гуманитарные науки, ориентированные на Запад [13, с. 25]. Такие силы и закономерности не сводимы к структурам национального государства, не схватываются макро- и микро-экономическим анализом. Устоявшиеся понятия социальной философии и политологии: «диктатура», «демократия», «авторитаризм», «тоталитаризм», «социальный прогресс», «права человека» и т.д. требуют фунда-
ментального переосмысления применительно к государству-цивилизации.
Важно подчеркнуть, что в силу присущих им системообразующих качеств каждое государство-цивилизация обладает своими суверенитетом, самобытностью, системой нравственных, религиозных, политических и идеологических ценностей, значит и своей цивилизационной идентичностью (самосознанием). Поэтому именно государства-цивилизации являются подлинными субъектами как исторического процесса и сложившейся геополитической ситуации, так и социально-гуманитарного познания этих сложных явлений. Отметим, что поскольку каждое государство-цивилизация строится на собственной и самобытной системе ценностей (нравственных, религиозных, политических, идеологических), постольку они, сначала скрыто, а потом и открыто, отвергают западную модель миропорядка и начинают ограничивать и пресекать влияние западных «универсальных ценностей» в границах своего культурного пространства.
Сегодня крупные государства-цивилизации, такие, как Китай, Россия, Иран, Индия все шире распространяют свое влияние на другие страны и регионы, формируют международные проекты, основанные на диалоге и взаимовыгодном сотрудничестве государств-цивилизаций. Примерами может служить деятельность таких международных организаций, как Евразийское Экономическое Сообщество, ШОС или БРИКС и расширение их состава. Так, в конце августа 2023 г. на саммите БРИКС, состоявшемся в Иоханесбурге (ЮАР) в состав членов этой международной организации были включены сразу шесть новых членов -Аргентина, Иран, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ и Эфиопия, и более 20 стран выразили желание вступить в БРИКС.
При этом Китай рассматривается в качестве примера государства-цивилизации не случайно, самобытность и могущество этой древней страны наиболее ярко выражены сегодня. К статусу государства-цивилизации вплотную подошла и современная Россия, и специальная военная операция России на Украине является убедительным тому доказательством.
Отношения крепнущих государств-цивилизаций с коллективным Западом складываются самые разные. Так, Россия и во многом Китай строят свои государства-цивилизации на прямой конфронтации с Западом, прежде всего, с США. Индия обретает цивилизационную идентичность с опорой на Запад; некоторые страны исламского мира, в первую очередь, Турция, пытаются сочетать обе стратегии, по одним вопросам вступают в конфронтацию с коллективным Западом, по другим добиваются альянса. . Процесс утверждения
на геополитической арене суверенных и самобытных государств-цивилизаций становится сегодня новой геополитической реальностью.
Дадим рабочее определение государства-цивилизации. Государство-цивилизация представляет собой самобытное и самодостаточное общество как систему, которая состоит из ряда подсистем и управляется из единого политического центра. Ведущей подсистемой государства-цивилизации являются духовные ценности и самоидентичность народов, его населяющих. Создателем и основным субъектом государства-цивилизации является не верховная власть, но народ или суперэтнос, в терминологии Л.Н. Гумилева.
Структура государства-цивилизации складывается из экономической, социальной, политической и культурной подсистем. Само существование и устойчивость государства-цивилизации зависит от цивилизационного ядра или цивилиза-ционной матрицы (А.С. Панарин), которое образуют цивилизационная идентичность граждан государства и базовые духовные ценности. Сегодня чрезвычайно актуальным является изучение как структуры, так и цивилизационного ядра российского государства-цивилизации прежде всего, для разработки стратегий и планов экономического, социального, политического развития нашей страны, формирования общенациональной идеологии, создания программ воспитания и образования молодежи, обладающей развитой цивилизационной идентичностью и подлинным патриотизмом.
В заключение отметим, что в условиях перехода от однополярного мира к многополярному, конца гегемонии Запада, закономерным является то, что определение России как государства-цивилизации впервые появляется в нормативных актах. В обновленной Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.03.2023 № 229 в п. 4 закреплены следующие положения: «Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, — говорится в концепции, — культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии, выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и языковых групп определяют особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизацион-ную общность Русского мира» [1] .
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
Таким образом, современная геополитическая ситуация перехода от однополярного мира к многополярному диктует обновление методологии социально-гуманитарного познания в нашей стране. Для цивилизационного подхода в осмыслении общества и истории ключевым сегодня становится понятие России как государства-цивилизации. Государство-цивилизация представляет собой самобытное и самодостаточное общество как систему, которая состоит из экономической, социальной, политической, культурной и духовной подсистем и управляется единой политической организацией с помощью законов и правового регулирования. Создателем и основным субъектом государства-цивилизации является не верховная власть, но народ или в терминологии Л. Н. Гумилева, суперэтнос.
Список литературы
[1] Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении. Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202303310007 (дата обращения: 12.08.2023).
[2] Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа.
- М.: Мысль, 1977. - 471 с.
[3] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Юрайт, 2023. - 453 с.
[4] Дугин А. Второй мир, полупериферия и государство-цивилизация в теории многополярного мира. Ч. 3 [Электронный ресурс.]. - URL: https://katehon.co m/ru/articl e/vtoroy-mir-poluperiferiya-i-gosudarstvo-civilizaciya-v-teorii-mnogopolyarnogo-mira-chast-tri (дата обращения: 12.08.2023).
[5] Дугин А.Г. Государство-цивилизация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// izborsk-club.ru/22879
[6] Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Ручкин А.В., Симачкова Н.Н., Чупина И.П., Фатеева Н.Б. Современная геополитическая ситуация: социально-философский анализ // Образование и право. 2021. № 10. - С. 376-381.
[7] Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. -М.: Императорское общество истории и древностей России Московского университета, 1876. -132 с.
[8] Любимов А.П. Философия права: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2023. - 257 с.
[9] Малков С.Ю. Россия - государство-цивилизация // Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века. Материалы Всеросс. науч.-обществ. конф., 19 сентября 2012 г., Великий Новгород. - М.: Научный эксперт, 2013,
- С. 700-711.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
[10] Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-поли-тологический анализ // Вопросы философии. 1995. № 1. - С. 3-30.
[11] Никифоров Ю.А., Шаповалов В.Л. Россия и современный мир: Учебное пособие / под ред. В.Л. Шаповалова. - М.: МПГУ, 2018. - 124 с.
[12] Расторгуев В.Н., Никандров А.В. И др. Россия как государство-цивилизация: высшие цели и альтернативы развития: коллективная монография по материалам Юбилейных международных Панаринских чтений, посвященных 75-летию со дня рождения А.С. Панарина / Отв. ред.: В.Н. Расторгуев; науч. ред.: А.В. Никандров. - М.: Институт Наследия, 2016. - 400 с.
[13] Российская цивилизация: конспект лекций. В 2 ч. Ч. 1 / сост. С.В. Погорелая. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2007. - 148 с.
[14] Рыжов В.Б. Диалектика глобализации и регионализации в правовом пространстве государств и международных организаций // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2020. № 1. С. 29-44. - URL: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=30979 (дата обращения: 12.08.2023).
[15] Спиридонова В.И., Соколова Р.И., Шевченко В.Н. Россия как государство-цивилизация: философско-политический анализ: коллективная монография. - М.: ИФ РАН, 2016. - 122 с.
[16] Харин А.Н. Основные компоненты «государства-цивилизации» в творчестве А.С. Пана-рина // Философия политики и права / Вып. 6. Цивилизации в эпоху глобализма. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина. - М.: Издатель Воробьев А.А., 2015. - С. 80-93.
[17] Чернявский А.Г. Понимание природы государства: необходимость определения ценностных и функциональных его качеств // Образо-ваниеи право. 2021. № 11. - С.63 - 69.
[18] Шаповалов В.Л. Национализм как орудие борьбы против России в контексте глобальных конфликтов XX-XXI вв. // Трудные вопросы истории России: Учебное пособие. Вып. 2 / под общ. ред. А.Б. Ананченко. - М.: МПГУ, 2017. - C. 130-135.
[19] Шаповалов В.Ф. Россия как цивилизация // Философия и общество. 1999. № 3. - С. 54-74.
[20] Jacques M. Wen China Rules the World. -New York: Penquin - Group, 2012. - 812 p.
Spisok literatury:
[1] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31.03.2023 № 229 «Ob utverzhdenii. Koncepcii vneshnej politiki Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-
ment/View/0001202303310007 (data obrashcheniya: 12.08.2023).
[2] Gegel' G.V.F. Filosofiya duha // Enciklope-diya filosofskih nauk. T. 3. Filosofiya duha. - M.: Mysl', 1977. - 471 s.
[3] Danilevskij N.Ya. Rossiya i Evropa. - M.: Yurajt, 2023. - 453 s.
[4] Dugin A. Vtoroj mir, poluperiferiya i gosu-darstvo-civilizaciya v teorii mnogopolyarnogo mira. Ch. 3 [Elektronnyj resurs.]. - URL: https://katehon. com/ru/article/vtoroy-mir-poluperiferiya-i-gosudarst-vo-civilizaciya-v-teorii-mnogopolyar-nogo-mira-chast-tri (data obrashcheniya: 12.08.2023).
[5] Dugin A.G. Gosudarstvo-civilizaciya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://izborsk-club.ru/22879
[6] Zhuravleva L.A., Zarubina E.V., Ruchkin A.V., Simachkova N.N., Chupina I.P., Fateeva N.B. Sovremennaya geopoliticheskaya situaciya: social'no-filosofskij analiz // Obrazovanie i pravo. 2021. № 10. - S. 376-381.
[7] Leont'ev K.N. Vizantizm i slavyanstvo. - M.: Imperatorskoe obshchestvo istorii i drevnostej Rossii Moskovskogo universiteta, 1876. - 132 s.
[8] Lyubimov A.P. Filosofiya prava: uchebnik dlya vuzov. - M.: Yurajt, 2023. - 257 s.
[9] Malkov S.Yu. Rossiya - gosudarstvo-civi-lizaciya // Rossijskaya gosudarstvennost': istorich-eskie tradicii i vyzovy XXI veka. Materialy Vseross. nauch.-obshchestv. konf., 19 sentyabrya 2012 g., Velikij Novgorod. - M.: Nauchnyj ekspert, 2013, - S. 700-711.
[10] Moiseev N.N. Sovremennyj antropogenez i civilizacionnye razlomy. Ekologo-politologicheskij analiz // Voprosy filosofii. 1995. № 1. - S. 3-30.
[11] Nikiforov Yu.A., Shapovalov V.L. Rossiya i sovremennyj mir: Uchebnoe posobie / pod red. V.L. SHapovalova. - M.: MPGU, 2018. - 124 s.
[12] Rastorguev V.N., Nikandrov A.V. I dr. Rossiya kak gosudarstvo-civilizaciya: vysshie celi i al'ternativy razvitiya: kollektivnaya monografiya po materialam Yubilejnyh mezhdunarodnyh Panarinskih chtenij, posvyashchennyh 75-letiyu so dnya rozh-deniya A.S. Panarina / Otv. red.: V.N. Rastorguev; nauch. red.: A.V. Nikandrov. - M.: Institut Naslediya, 2016. - 400 s.
[13] Rossijskaya civilizaciya: konspekt lekcij. V 2 ch. Ch. 1 / sost. S.V. Pogorelaya. - Vladimir: Izd-vo Vladim. gos. un-ta, 2007. - 148 s.
[14] Ryzhov V.B. Dialektika globalizacii i region-alizacii v pravovom prostranstve gosudarstv i mezhdunarodnyh organizacij // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii / International Law and International Organizations. 2020. № 1. S. 29-44. -URL: https://nbpublish.com/library_read_article. php?id=30979 (data obrashcheniya: 12.08.2023).
[15] Spiridonova V.I., Sokolova R.I., Shevchenko V.N. Rossiya kak gosudarstvo-civilizaciya: filosof-sko-politicheskij analiz: kollektivnaya monografiya. -M.: IF RAN, 2016. - 122 s.
[16] Harin A.N. Osnovnye komponenty «gosu-darstva-civilizacii» v tvorchestve A.S. Panarina // Filosofiya politiki i prava / Vyp. 6. Civilizacii v epohu glo-balizma. K 75-letiyu so dnya rozhdeniya A.S. Panarina. - M.: Izdatel' Vorob'ev A.A., 2015. - S. 80-93.
[17] Chernyavskij A.G. Ponimanie prirody gosu-darstva: neobhodimost' opredeleniya cennostnyh i funkcional'nyh ego kachestv // Obrazovanie i pravo. 2021. № 11. - S. 63 - 69.
[18] Shapovalov V.L. Nacionalizm kak orudie bor'by protiv Rossii v kontekste global'nyh konfliktov XX-XXI vv. // Trudnye voprosy istorii Rossii: Uchebnoe posobie. Vyp. 2 / pod obshch. red. A.B. Ananchenko. - M.: MPGU, 2017. - C. 130-135.
[19] Shapovalov V.F. Rossiya kak civilizaciya // Filosofiya i obshchestvo. 1999. № 3. - S. 54-74.
[20] Jacques M. Wen China Rules the World. -New York: Penquin - Group, 2012. - 812 p.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023