ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2013. № 1
М.и. Василишина. аспирантка кафедры экологического и земельного
права юридического факультета*
государство как субъект лесных правоотношений
В статье рассматриваются права и обязанности государства как участника леснъх правоотношений. в частности вопросы установления и реализации права собственности на леса с точки зрения обеспечения эффективности выполнения государством функции управления в лесном секторе в целях соблюдения публичных интересов.
ключевые слова: государство, лесные правоотношения, публичные интересы, лесные ресурсы, права и обязанности, право собственности.
The article deals with the rights and obligations of the State as a member of forest legal relations in particular. the issues of the right of establishment and ownership of forests in terms of the effectiveness of the state management in the forestry sector in order to meet the public interests.
Keywords: the State, forest legal relations, public interests, forest resources, rights and responsibilities, the right to property.
Государство, защищая публичные интересы населения Российской Федерации, выступает как особый участник лесных правоотношений. Лес как важный природный ресурс является основой жизнедеятельности народов, проживающих на территории страны, и может рассматриваться как условие существования и развития российского народа. Поэтому публичные интересы российских граждан в данном вопросе состоят в справедливом распределении лесных ресурсов, обеспечении их рационального и неистощительного использования с сохранением к ним постоянного доступа в рекреационных и иных целях, установленных законом (ст. 11 Лесного кодекса РФ).
В современных условиях государство должно разрабатывать и внедрять механизмы, направленные на обеспечение публичных интересов и вместе с тем позволяющие обеспечить интересы частных субъектов. Данная необходимость отражается в закрепленных в нормах лесного права правомочиях соответствующих субъектов. Механизмы обеспечения публичных интересов в области использования и охраны лесов обусловлены интересами всего общества, признанными государством и положенными в основу отдельных институтов лесного права и отрасли в целом.
Являясь собственником лесных участков, находящихся на землях лесного фонда, государство обязано осуществлять действия по управлению принадлежащей ему собственностью в интересах населения. Данная функция в первую очередь реализуется путем обеспечения рационального использования и охраны лесов и заключается в упорядочении системы лесных отношений и приведении ее в соответствие с объективными закономерностями развития общества и природы1. Г.А. Аксененок и Н.И. Краснов понимали под управлением деятельность соответствующих государственных органов, при этом Н.И. Краснов (применительно к земельным правоотношениям) разграничивал право управления как элемент права собственности и государственное управление как форму осуществления функции государства2, что является актуальным и в настоящее время для отрасли лесного права. Применительно к лесному праву реализация полномочия управления как элемента права собственности осуществляется в регулирующем и организующем воздействии на субъектов лесных правоотношений, в то время как государственное управление как функция реализуется при осуществлении уполномоченными государственными учреждениями (ФГУП «Рослесинфорг», ФБУ «Рослесозащита», ФБУ «Авиалесоохрана» и др.) лесоустройства, лесопатологического мониторинга, лесовосстановления, лесного семеноводства и других действий по управлению лесами в целях их охраны, защиты, восстановления.
Институт права собственности на объекты лесного права является определяющим для установления соотношения публично-правовых и частноправовых начал в отрасли. Из позиции М.М. Агаркова следует, что в случае участия государства в качестве одной из сторон правоотношений отрасль права, упорядочивающая эти отношения, должна быть публичной3.
Лесной кодекс РФ 1997 г. устанавливал федеральную собственность на лесной фонд, который включал в себя все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны, землях городских и сельских поселений (ст. 7 Кодекса). Таким образом, законодатель предусматривал основного участника лесных правоотношений — государство, без которого определение судьбы объекта собственности становилось невозможным.
В действующем законодательстве ситуация меняется. Понятие лесного фонда в Лесном кодексе РФ 2006 г. (далее — ЛК РФ) отсутствует, регулирование отношений осуществляется путем введения понятия «земли лесного фонда». Множественность форм собственности
1 См.: Крассов О.И. Правовой режим земель государственного лесного фонда. М., 1985.С. 58.
2 См.: Аксененок Г.А. Право государственной собственности в СССР, М., 1958. С. 126; Краснов Н.И. Правовой режим земель специального назначения, М., 1961. С. 72.
3 См.: Агарков М.М. Ценность частного права // Правоведение. 1992, № 1-2. С. 38.
на леса становится возможной в зависимости от категории земель, на которых они находятся. Статья 6 ЛК РФ предусматривает расположение лесов на землях лесного фонда и на землях иных категорий. Исходя из смысла ст. 8 ЛК РФ, на землях лесного фонда возможно выделение лесных участков, находящихся в федеральной собственности, а на иных землях могут быть выделены лесные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности. Запрет на перевод выделенных лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в земли иных категорий законодательством не установлен. Таким образом, в случае расположения лесов на землях иных категорий они могут быть отнесены к любой форме собственности на соответствующий земельный участок. В настоящее время большинство земель, на которых произрастают леса, находятся в федеральной собственности (земли лесного фонда), но в соответствии с Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ категория земель может быть изменена.
Действующее лесное законодательство рассматривается через призму земельного права, поскольку лес уже не является недвижимым имуществом (путем исключения его из ст. 130 Гражданского кодекса РФ), а новое определение лесного участка дается через понятие земельного участка в виде нормы бланкетного характера, отсылающего к земельному законодательству. Земельно-правовая направленность ЛК РФ в некоторой степени снижает значение лесов и лесных ресурсов как самостоятельных объектов правоотношений, предопределяет абсолютную зависимость лесов от установленного правового режима земель. Категория «лесной фонд» позволяла акцентировать внимание на существовании правового режима именно лесного массива, включая в себя особенности правоотношений по его использованию и охране, в то время как действующее лесное законодательство использование и охрану лесов связывает с землей, на которых они расположены. Зависимость судьбы леса от категории и соответственно правового режима земель может приводить в результате сделок с лесными участками к уменьшению ле-сопокрытых площадей. На практике такие ситуации возможны, например, при продаже Министерством обороны РФ высвобождаемого недвижимого военного имущества, которым являются земельные участки с расположенными на них лесными насаждениями4.
Если ранее право федеральной собственности устанавливалось на лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны (ст. 19 Лесного кодекса 1997 г.), то в настоящее время— только на земли лесного фонда (ст. 8 ЛК РФ), а право федеральной собственности на земли
4 URL: http://economy.mil.ru/economy/disposal_of_assets/property/lots/more.htm?id= 11295943@morfAuction; http://economy.mil.ru/economy/disposal_of_assets/property/lots/ more.htm?id =11295904 @morfAuction (дата обращения: 27.10.2012)
обороны устанавливается ч. 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне». В то же время ст. 23 ЛК РФ предусматривает, что земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, расположенных помимо земель лесного фонда на землях: обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Поэтому установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра осуществляются в отношении лесничеств, лесопарков, расположенных на четырех названных категориях земель. Данное положение свидетельствует о распространении норм лесного законодательства не только на земли лесного фонда, но и на иные категории, прямо установленные в ч. 3 ст. 23 ЛК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 91 ЛК РФ, в государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, а также о лесничествах, лесопарках в пределах данных категорий земель. В формах государственного лесного реестра предусмотрен учет состава земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса, путем внесения в форму наименования категорий земель, на которых расположено лесничество (лесопарк). Согласно ч. 9 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. № 516, предусматриваются особенности лесоустройства лесов, расположенных на землях обороны и безопасности. В отношении лесов на землях обороны и безопасности разрабатываются планы тушения лесных пожаров федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности. Государственная инвентаризация лесов, расположенных на землях обороны, осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства по согласованию с Минобороны РФ.
Лесные участки в составе земель обороны и безопасности подлежат государственному кадастровому учету в том же порядке, что и лесные участки из состава земель лесного фонда.
Таким образом, можно сделать вывод о распространении норм лесного законодательства на леса, расположенные на землях обороны и безопасности, в части, связанной с общим учетом лесных ресурсов и проведением основных лесохозяйственных мероприятий.
В ходе проведения работ по лесоустройству определяются границы лесного участка в составе земель обороны и безопасности (ст. 67, ч. 3 ст. 23 ЛК РФ), которые оформляются в виде утвержденной проектной документации лесоустройства. В дальнейшем материалы лесоустройства могут использоваться при оформлении документов о межевании земельного участка как лесного участка, что является ос-
нованием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке как лесном участке.
При рассмотрении вопроса об объявлении Министерством обороны РФ аукционов по продаже высвобождаемого недвижимого военного имущества, которым являются земельные участки с расположенными на них лесными насаждениями, т.е., по сути, лесные участки в составе земель обороны и безопасности, следует руководствоваться буквальным смыслом положения о том, что «использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются» (ч. 2 ст. 6 ЛК РФ). Хотя, очевидно, в данной норме речь не идет об обороте лесных участков, целевое назначение земель согласно нормам земельного законодательства влияет на оборотоспособность земельных, в том числе и лесопокрытых (лесных) участков. В отношении последних (предоставленных для обеспечения обороны и безопасности) действует норма об ограничении в обороте (подп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 1 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Таким образом, подобные аукционы Минобороны России должны основываться на прямом разрешении нормы федерального закона, которая действующим федеральным законодательством не предусмотрена. В итоге правовой режим земель обороны, не предполагающий возможности выставления земельных участков, занятых лесными насаждениями, для продажи на аукцион, в этой части аналогичен правовому режиму земель лесного фонда.
Анализируя право государственной собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда, В.К. Быковский рассматривает его как наиболее полное вещное право, содержащее в субъективном смысле триаду правомочий «владение, пользование, распоряжение»5, которая непосредственно следует из ст. 209 ГК РФ. А в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания своего имущества. Гражданским законодательством установлено, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (ст. 129 ГК РФ).
Природные ресурсы могут находиться в обороте в той мере, в какой это допускается законодательством в силу присутствия в правовом режиме данных объектов публично-правового элемента, выражающегося в общественной заинтересованности в их рациональном и устойчивом использовании.
5 См.: Быковский В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2009. С. 46-61.
Лесные участки в составе земель лесного фонда являются объектами вещных прав, где наиболее полное вещное право — право собственности — сохраняется у государства и не подлежит передаче отдельным (частным) субъектам правоотношений. Согласно ст. 9 ЛК РФ лесные участки являются объектом ограниченных вещных прав, к которым отнесены право постоянного бессрочного пользования, право ограниченного срочного пользования (сервитут), а также право безвозмездного срочного пользования. Как отмечает Е.А. Суханов, право собственности в объективном смысле составляет комплексный правовой институт, в котором преобладающее место занимают гражданско-правовые нор-мы6. В отношении лесных участков необходимо отметить присутствие норм лесного права, определяющих пределы их оборотоспособности. Соответственно для права собственности и ограниченных вещных прав на лесные участки характерен комплексный характер правового регулирования, сочетающий гражданские, земельные и лесные нормы.
Право собственности в субъективном смысле понимается как возможность определенного поведения, дозволенного законом упра-вомоченному лицу в отношении объекта права собственности. В отношении лесных участков управомоченными лицами являются органы государственной власти субъектов РФ, которым Российская Федерация передает в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда отдельные полномочия собственника, а именно:
право предоставления в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
право выдачи разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
право организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях и др. (пп. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ).
Также Российская Федерация передает субъектам РФ управленческие функции:
разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов;
6 Гражданское право: В 4 т. Т. 1: Общая часть: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2004. С. 262-263.
проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации (пп. 1, 5 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ).
Исходя из содержания перечисленных полномочий, необходимо отметить распределение классической триады прав собственника, состоящей из владения, пользования и распоряжения, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации как уполномоченными представителями собственника земель лесного фонда.
Применительно к владению уместно обратиться к тем цивили-стическим концепциям, в рамках которых может быть найдено объяснение той особой ситуации, которая складывается в связи с передачей лесных участков из состава земель лесного фонда в управление субъектам РФ. Так, согласно концепции Ф. Савиньи, юридическим владельцем вещи считается обладатель, проявляющий желание присвоить себе вещь полностью и не признающий какой-либо высшей власти по отношению к вещи, составляющей объект его господства. В работах Ф. Савиньи владение включает в себя собственно владение и держание, заключающееся в признании обладателем вещи господства другого лица над вещью, которая ему передана7.
Согласно ст. 8 ЛК РФ в качестве собственника лесных участков в составе земель лесного фонда указана Российская Федерация, которая осуществляет нормативное регулирование характера и направлений использования имущества, фактически устанавливая юридические рамки деятельности субъектов РФ. Любые участники лесных правоотношений признают юридическое господство Российской Федерации («держателя лесных ресурсов») в отношении лесных ресурсов вне зависимости от субъекта, фактически использующего их.
Соответственно владение (в смысле обладания вещью, нахождения вещи во власти лица) остается у Российской Федерации как основного собственника лесных участков в составе земель лесного фонда. При этом право распоряжения, понимаемое в данном случае как возможность определения юридической судьбы лесного участка путем передачи его по договорам, предусмотренным ст. 9 ЛК РФ, выдачи разрешений на геологическое изучение недр на лесном участке, совершения других действий, передается субъектам РФ.
Представляется спорной передача полномочий пользования лесными участками субъектам РФ в том понимании, которое подразумевается в цивилистической традиции, где пользование связано с возможностью эксплуатации, использованием имущества путем извлечения его полезных свойств, с потреблением имущества. Российская Федерация и субъекты РФ не могут использовать лесные участки в собствен-
7 См.: Вороной В.В. Феномен владения в цивилистической науке // Законодательство. 2002. № 10. С. 23.
ных интересах, извлекая их полезные свойства, иначе такие действия повлекли бы нарушение принципа недопустимости использования лесов органами государственной власти, местного самоуправления, закрепленного в ст. 1 ЛК РФ. В то же время лица, приобретающие лесные участки на каком-либо ограниченном вещном праве, получают право пользования находящимися на них лесными ресурсами (право их использования), т.е. субъектам РФ Российской Федерацией передается право пользования лесными участками с целью его передачи иным лицам. Таким образом, Российская Федерация и субъекты РФ обладают правом пользования, не совпадающим с понятием использования лесов с целью потребления их полезных свойств и качеств.
В цивилистическом понимании право собственности зависит от фактически имеющегося юридического господства над вещью, возможности использовать ее в своих интересах. В отрасли лесного права субъекты РФ, получая от Российской Федерации право распоряжения лесными участками, могут реализовывать его в строго обусловленных рамках, установленных собственником — Российской Федерацией. Данную ситуацию можно описать как существование (присутствие) гражданско-правовых основ права собственности в публичной отрасли права, где на первом месте находятся общественные интересы, а принципы управления лесными ресурсами устанавливаются специальной отраслью права.
В то же время лесное законодательство не содержит указания на передачу отдельных правомочий собственника субъектам РФ. В частности, ст. 83 ЛК РФ не содержит полномочий субъектов РФ на осуществление распоряжения лесными участками в составе земель лесного фонда, несмотря на фактическое осуществление данного правомочия. Соответственно реализуемое субъектами РФ право должно быть обозначено в ЛК кодексе РФ. С целью устранения данной неопределенности предлагается внести дополнение: закрепить в ст. 83 ЛК РФ положение о том, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление такого полномочия в области лесных отношений, как «распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Российской Федерации».
Действительно, содержание права собственности на лесные участки состоит из трех правомочий, однако ЛК РФ не закрепляет за Российской Федерацией права владения, пользования и распоряжения лесными участками федеральной собственности (ст. 81 ЛК РФ), закрепляя данные правомочия за субъектами Российской Федерации (ст. 82 ЛК РФ) и органами местного самоуправления (ст. 84 ЛК РФ) в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.
В то же время ч. 2 ст. 83 ЛК РФ предусматривает возможность оставить за Российской Федерацией полномочия в отношении лесничеств
и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации. До 1 июля 2012 г. таким субъектом РФ была Московская область, полномочия в отношении лесов которой осуществлял Рослесхоз8. Возникает закономерный вопрос о правомерности (возможности) реализации федеральными органами полномочий по управлению лесами при том условии, что ЛК РФ не закрепляет за Российской Федерацией право владения, пользования, распоряжения лесными участками.
Представляется целесообразным отметить существование прав владения, пользования и распоряжения только в отношении лесных участков, оформленных в установленном законом порядке, в то время как земли лесного фонда, на которых лесные участки не выделены, не могут быть объектом права владения, пользования и распоряжения (следует из отсутствия в Лесном кодексе прямого указания на это). Данные земли находятся в федеральной собственности, а Российская Федерация триадой полномочий собственника лесных участков прямо не наделена (ст. 81 ЛК РФ). Следовательно, право собственности в гражданско-правовом понимании, включающее владение, пользование и распоряжение, применяется только к лесным участкам, находящимся согласно названным статьям ЛК РФ в собственности субъектов РФ или муниципальных образований. Закрепив такое соотношение прав публичных субъектов лесного права, Лесной кодекс РФ оставил за Российской Федерацией правомочия суверена, или публичного субъекта, осуществляющего управление в сфере лесных отношений от имени всего государства. В то время как полномочия Российской Федерации как собственника оказались размытыми.
Сохранение федеральной собственности на земли лесного фонда и фиксирование ее в форме правомочий собственника на лесные участки является правовой гарантией обеспечения публичных интересов, поскольку своеобразие регулирования и содержания права государственной собственности выражается в возможности ее использования в интересах всего общества или населения Российской Федерации при обязательном условии охраны, защиты и воспроизводства лесов. Как отмечает С.А. Иванова, государственная форма собственности необходима в сферах, где объективно велика потребность в прямом централизованном управлении9. К таким сферам должно быть отнесено и лесное хозяйство. Кроме того, федеративное устройство государственной власти обусловливает необходимость единства правового регулирования и правоприменения на всей территории страны, позволяющего
8 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 721-р // СЗ РФ. 2012. № 20. Ст. 580.
9 Иванова С.А. Принцип справедливости в праве собственности и иных вещных правах // Новый юридический журнал. 2012. № 1. С. 143-144.
унифицировать нормативную правовую деятельность региональных органов власти посредством норм федерального законодательства, что позволит избежать принципиальных различий в нормативных правовых актах региональных органов власти. Такое единство правового регулирования в свою очередь укрепляется введением конструкции права владения, пользования, распоряжения лесными участками со стороны Российской Федерации.
Сохранение федеральной собственности будет служить гарантией разрешения возможных конфликтов при столкновении интересов в пользу общества, а не в пользу отдельных частных лиц. Как отмечал И.А. Покровский, «действительность показывает, что принципы частной собственности могут при известных условиях вступать в резкие конфликты с интересами общенародными»10. Однако с практической точки зрения, если частная собственность позволит учесть в должной мере публичный интерес, то ее введение (в той или иной мере) может быть обоснованным. Но данная ситуация возможна только при условии ответственного отношения частного собственника к предоставленным ему природным ресурсам и, вероятно, неактуальна на сегодняшний день.
Во время широкого обсуждения проекта ЛК РФ Президенту России В.В. Путину было направлено обращение от Гражданского движения «Земля России — достояние народа»11, в котором граждане указывали на необходимость отозвать проект Лесного кодекса и не допустить законодательного закрепления права частной собственности на леса. При этом глава государства допускал в заключении на проект ЛК «предполагаемое введение частной собственности на леса и расширение предпринимательской деятельности в области использования, охраны и воспроизводства лесов»12. Однако после значительной доработки из проекта кодекса были исключены нормы, допускающие прямое введение частной собственности на леса.
Если обратиться к зарубежному опыту ведущих лесных держав, таких как Канада и США, то можно увидеть сохранение приоритетности публичного элемента лесных отношений над частным, что позволяет соблюсти в первую очередь общенациональные интересы. Например, в законе Квебека (провинции Канады) «О лесах» леса Короны объявлены «национальным достоянием». В СшА национальная лесная система представляет собой совокупность лесов, находящихся в федеральной
10 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.,1998. С. 204—205.
11 Официальный сайт Гражданского движения «Земля России — достояние народа» (электронный ресурс): http//www.mssialmd.mfo/pubИsh.shtml#гodina(даmа обращения: 12.03.2009).
12 Заключение В.В. Путина на проект № 136515-4 Лесного кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой в первом чтении 22 апреля 2005 г. (электронный ресурс): http//www.biodiveгsity.гu/pгogгаms/lаw/bulletin/n117.html (дата обращения: 25.01.2010).
собственности на всей территории США, объединенных в систему общенационального значения, нацеленную на получение пользы для настоящих и будущих поколений13. Понятие «федеральные земли» в законодательстве СшА включает в себя два элемента: земли национальной лесной системы, управляемые секретарем по земледелию, действующим через главу Лесной службы; общественные земли, находящиеся в управлении секретаря внутренних дел, действующего через директора комитета земельного управления14.
Интересно законодательство Галисии (автономной области Испании), которое предусматривает общинную собственность на леса. В ст. 1 Закона о Лесах в общинной собственности указано, что леса, принадлежащие жителям, объединенным в приходские общины, деревни, места, поселки, районы и другие территории, официально не входящие в муниципальные образования, которые вне зависимости от своего происхождения используются в общинном режиме исключительно членами данных объединений, получают наименование общинных лесов, лесов в общинной местной собственности15. Применительно к Российской Федерации такая форма собственности могла бы предоставить значительные преимущества лесопользования коренным малочисленным народам, для которых лес и лесные ресурсы являются основой жизни и существования.
Российские исследователи, изучая зарубежное законодательство, отмечают преимущества государственной собственности16 на леса и необходимость последовательной лесной политики. Для условий российской действительности зарубежный опыт государственного управления лесами ведущих лесных держав превалирует над опытом малых по территории государств, предпочитающих преимущества частной соб-ственности17. Исследование зарубежного опыта может способствовать созданию модели управления лесами, отвечающей требованиям устойчивого и неистощительного лесопользования и учитывающей место и роль России в мировом сообществе.
список литературы
1. Агарков М.М. Ценность частного права. // Правоведение. 1992. № 1-2.
2. Аксененок Г.А. Право государственной собственности в СССР. М., 1958.
13 Кодекс США. Разд. 16. Гл. 36 «Национальная лесная система» (электронный ресурс): М1р//^^81гауИ^1.1а%'.сотеИ.еди/и8Соде/16/шс_8ес_16_00001609—000-.Ыт1 (дата обращения: 16.11.2009).
14 Там же. Гл. 1 «Распределение средств фонда консервации земель и вод для публичных целей».
15 Жанейро Д.Б., Арсео Х.Х. Анализ новой нормативно-правовой базы лесов в общинной собственности // Закон. 2008. № 9. С. 183.
16 См.: Крассов О.И. Земельное право. М., 2000. С. 467.
17 См.: Краснова И.О. Отношения собственности на леса: чему учит зарубежный опыт // Законодательство и экономика. 2005. № 3. С. 56.
3. БыковскийВ.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2009.
4. Иванова С.А. Принцип справедливости в праве собственности и иных вещных правах // Новый юридический журнал. 2012. № 1.
5. Краснова И.О. Отношения собственности на леса: чему учит зарубежный опыт // Законодательство и экономика. 2005. № 3.
6. Крассов О.И. Земельное право. М., 2000.
7. Крассов О.И. Правовой режим земель государственного лесного фонда. М., 1985.
8. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.,1998.