Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВО КАК ГАРАНТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАНИНА'

ГОСУДАРСТВО КАК ГАРАНТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАНИНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
867
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭПОХА / АНТИЧНОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ПРАВА / СВОБОДЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скарлупин Сергей Александрович

В статье даётся краткое описание истории развития взаимоотношения общества и личности. Автор выделяет два периода исторического развития праваантичной эпохи по настоящее время). В статье также затрагиваются этапы развития политико-правовой концепции о правовом устройстве общества на основе философских учений античных и современных мыслителей. Рассматриваются взаимоотношения государства, его правовых институтов, общества и гражданина (с точки зрения защиты его права). По мнению автора, концепция разделения властей в совокупности с приоритетом норм международного права является гарантом прав и свобод человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AS A GUARANTOR OF THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF A CITIZEN

The article provides a brief description of the history of the development of the relationship between society and the individual. The author identifies two periods of the historical development of law (from the ancient era to the present). The article also touches upon the stages of development of the political and legal concept of the legal structure of society based on the philosophical teachings of ancient and modern thinkers. The article examines the relationship between the state, its legal institutions, society and the citizen (from the point of view of protecting his rights). According to the author, the concept of separation of powers, together with the priority of international law, is the guarantor of human rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВО КАК ГАРАНТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАНИНА»

ГОСУДАРСТВО КАК ГАРАНТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАНИНА Скарлупин С.А. Email: Skarlupin6111@scientifictext.ru

Скарлупин Сергей Александрович - студент магистратуры,

кафедра государственно-правовых дисциплин, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация: в статье даётся краткое описание истории развития взаимоотношения общества и личности. Автор выделяет два периода исторического развития права (с античной эпохи по настоящее время). В статье также затрагиваются этапы развития политико-правовой концепции о правовом устройстве общества на основе философских учений античных и современных мыслителей. Рассматриваются взаимоотношения государства, его правовых институтов, общества и гражданина (с точки зрения защиты его права). По мнению автора, концепция разделения властей в совокупности с приоритетом норм международного права является гарантом прав и свобод человека. Ключевые слова: эпоха, античность, естественное право, права, свободы, общественный договор, организация, общество, верховенства права.

THE STATE AS A GUARANTOR OF THE PROTECTION OF THE

RIGHTS OF A CITIZEN Skarlupin S.A.

Skarlupin Sergey Aleksandrovich - Master's Student, DEPARTMENT OF STATE AND LEGAL DISCIPLINES, PACIFIC STATE UNIVERSITY, KHABAROVSK

Abstract: the article provides a brief description of the history of the development of the relationship between society and the individual. The author identifies two periods of the historical development of law (from the ancient era to the present). The article also touches upon the stages of development of the political and legal concept of the legal structure of society based on the philosophical teachings of ancient and modern thinkers. The article examines the relationship between the state, its legal institutions, society and the citizen (from the point of view of protecting his rights). According to the author, the concept of separation of powers, together with the priority of international law, is the guarantor of human rights and freedoms.

Keywords: era, antiquity, natural law, rights, freedoms, social contract, organization, society, rule of law.

УДК 342.72/.73

Становление государства имеет многовековую историю и уходит корнями в античное общество. Правовые идеи античного мира стали первыми зачатками отдельных положений о государстве, получивших свое развитие в эпоху средневековья.

В истории политико-правовой мысли выделяют два архетипа концепции развития права. Первый исторически связан с эпохой античности, второй - с Новым временем. Античная концепция соотносится с полисом (гражданской общиной), как с формой и способом общения людей и ищет пути упорядочения и гармонизации этого общения. Проблема соотношения индивида и полиса решается в пользу последнего. Закон, в представлении античных философов, защищает индивидов друг от друга, а не от полиса. Доминантой их рассуждений является порядок в обществе, а не индивидуальная свобода.

В концепции Нового времени в большей степени соотносится с определенной системой институтов государственной власти, с характером их построения и взаимодействия. Это уже не отношения индивид - полис, а индивид - общество -государство. Концепция правления права отдает предпочтение обществу перед государством и индивиду перед обществом [1].

Необходимость соблюдения закона в государстве, как основополагающего принципа справедливости, обосновывалась еще Платоном, который писал: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства..." [2].

Взаимосвязь права и государства другой античный философ Аристотель формулировал следующим образом: "Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения [3].

Весомый вклад в разработку теории государства был внесен политико-правовыми учениями древнеримских мыслителей. Цицерон, в частности, под правом понимал естественное право, вытекающее из разумной природы человека и всего окружающего мира. Естественное право предшествует писаным законам и государству. Государство по своему содержанию и сути - это естественное право народа, согласованное и упорядоченное. Оно является выражением общего интереса свободных его членов, как определенное организационно-правовое образование. Согласно результатам таких рассуждений получается, что "...государство есть достояние народа, а народ - не любое единение людей..., а связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов" [4].

С угасанием феодального строя и появлением зачатков капитализма начало складываться новое соотношение социально-классовых и политических сил, что повлекло за собой появление новых представлений о свободе человека, праве и государстве.

В теорию общественного договора внесли свои коррективы Т. Гоббс и Дж. Локк, которыми государство рассматривалось как результат договора между людьми, как проявление действия "естественного закона", согласно которому люди свободны в своем равенстве. Общественный договор должен быть гарантом от посягательства на свободу, собственность и жизнь других людей.

Одним из основополагающих принципов демократической организации общества (государства), важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей. Этот принцип теоретически был сформулирован учеными 17-го века - Д. Локком и Ш. Монтескье. Его сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица (монарха, органа), а должна быть распределена между законодательной, исполнительной и судебной властью с тем, чтобы все три власти взаимно контролировали и сдерживали друг друга, чтобы власть не оказалась выше права. Только совокупность верховенства права, незыблемость прав и свобод человека, принципа разделения властей послужит основой демократического государства.

Разделения властей как один из признаков демократического государства уже тогда нашел свое отражение в творчестве И. Канта, который отмечал, что "... в каждом государстве существуют три власти... : верховная власть (суверенитет) в лице закона, исполнительная власть в лице правителя (правящего согласно закону) и судебная власть в лице судьи" [5].

Следующим важным этапом развития политико-правовой концепции о правовом устройстве общества, права и государства, их рациональном соотношении явилось философское учение другого выдающегося немецкого мыслителя Г. Гегеля. Гражданское общество по Гегелю является сферой неполитической жизни людей в

отличие от государства, призванного обеспечить правовую регламентацию общественных отношений. Государству, как власти, противопоставлено гражданское общество, в рамках которого и возможна индивидуальная свобода.

Значительное место в своих работах русский юрист Н.М. Коркунов отводит идее обеспечения законности в деятельности органов государственного управления. В связи с этим он подчеркивал, что "каждый отдельный орган государственной власти имеет власть лишь в пределах закона". Решение же вопроса о законности действий органов власти, но его мнению, должно быть предоставлено только суду. Идея разделения властей также нашла свое отражение в творчестве Н.М. Коркунова. Главным смыслом он считал обеспечение свободы и взаимное сдерживание властей. Коркунов ставит вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управления. Важной является возможность всеобщего права граждан на подачу петиций т.е. жалоб [6].

После революции 1917 года в юридической литературе возобладало отрицательное отношение к концепции демократического государства, поскольку государственная власть рассматривалась как стоящая над правом и законом и даже как власть (диктатура пролетариата), не ограниченная законом.

Всеобщая декларация прав человека, международные пакты утверждают абсолютную ценность человеческой личности, рожденной свободной с неотчуждаемыми естественными правами, ее приоритет над государством. Закон же, как продукт деятельности государства, как внешняя форма выражения права должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости.

Принцип господства права в политическом аспекте важен еще и потому, что государство, по своей природе является особой политической силой, обеспечивающей объективно требуемый правопорядок, призванный гарантировать незыблемость правового статуса своих граждан и потому представляющей их политико-правовой союз [7]. Поскольку понятие демократического государства исходит из идеи подчинения государства праву, то принципиальное значение имеет вопрос о характере самого права - соответствует ли оно принципам равноправия, демократии, социальной справедливости, гуманизма.

Современное право понимание требует различать право и закон. Право следует рассматривать с более широких позиций - как совокупность фактических, реально существующих отношений, отражающихся в правосознании. Законодатель не фантазирует по поводу того, что есть право, а стремиться отразить и зафиксировать в норме реально существующие в обществе интересы. В этом смысле демократический политический процесс есть способ согласования различных интересов, существующих в обществе, а правовой закон - результат этого процесса, который обладает ценностью постольку, поскольку обеспечивает безопасную, упорядоченную жизнь общества, права и достоинства каждого человека [8].

Также необходимо различать право и государство в качестве самостоятельных явлений, в нормотворческой деятельности отдавать приоритет не государству, а праву, не нормотворческим органам, а фактическому правоприменительному процессу. При таком подходе роль законотворческих органов сводится к естественному выявлению права и возведению его в закон.

Ведомственное нормотворчество и делегированное законодательство должны быть резко ограничены. Нормативные акты органов исполнительной власти должны не только не противоречить закону, но и не подменять закон. Иначе говоря, необходимо ликвидировать ведомственные акты, регламентирующие такие общественные отношения, которые должны быть урегулированы законом [9].

Концепция демократического государства играет ведущую роль в структуре теоретических источников формирования механизма гарантий прав человека.

В нынешних экономических и правовых условиях нашего государства верховенство закона заслуживает быть признанным в качестве общего принципа, но

не безоговорочного правила. Закон не может быть поставлен выше интересов человека, а лишь должен расцениваться как средство достижения определенной цели. И если закон претендует на демократичность, то его целью может быть только защита интересов человека, его прав.

Если государство должно подчиняться закону, то принципиальное значение имеет характер самого закона. Закон может быть, как правовым, так и неправовым. Правовой закон - это закон, проводящий и закрепляющий демократическую правовую идею (справедливости, свободы, прав человека). Хотя следует признать, что между правом и законом могут существовать противоречия. Официальный закон государства, не соответствующий критериям справедливости и свободы, не может являться правовым законом. Такой подход к различию правового закона и неправового требует творчества, как от создателей права, так и от его применителей.

Не человек служит государству, а государство служит человеку. Лучшие умы человечества, проповедуя эти идеи, искренне надеялись на то, что они войдут в жизнь и станут нормой во всей системе социальных связей.

Главной задачей государства является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития каждого человека правовыми средствами, включая политические, экономические и культурные.

С появлением большого количества людей, оказавшихся за чертой бедности, государство должно сохранить за собой в преобразованном виде регулирование распределительных отношений через установление целесообразной системы налогов, государственный бюджет, финансирование социальных программ.

Государство должно учитывать исключительное значение в жизни общества фундаментальной науки и культуры, которые не могут и не должны включаться в рыночные отношения. Финансирование этих сфер осуществляется в РФ, к сожалению, по остаточному принципу [10].

С.А. Иванов, продолжая мысль Е.А. Лукашевой, пишет, что во вновь создаваемой системе социальной защиты большое место должны занять коллективные средства -различные фонды защиты от социальных рисков. Речь идет о таких фондах, как фонд обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд, фонд помощи беженцам, а также участие профсоюзов, трудовых коллективов в принятии решений на предприятиях, средством права [11]. К примеру, право частной собственности должно служить общему благу, а не обогащению меньшинства за счет обнищания абсолютного большинства. Причем под общим благом понимается и благо каждого индивида. Государство при этом обязано гарантировать право частной собственности уже в силу того, что выгоду от нее имеют не только собственники, но и те, кто благодаря инвестициям получают работу и доходы.

И.А. Ледях приводит в пример Германию, где уже многие годы сформирована особая отрасль социального права, в котором сведены воедино (кодифицированы) различные отрасли социальных льгот и социального обеспечения, а также многообразные формы социальной помощи: жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям, развитию труда, включая разделы, что чрезвычайно важно с точки зрения правовых средств такой защиты [12].

Российскому государству, стремящемуся быть социально ориентированным, следует обратить внимание на то, что социально-экономические права из разряда программных, в силу сложившихся объективных обстоятельств, должны быть переведены в систему универсальных, реально действующих и обеспечиваться соответствующими юридическими гарантиями.

Историческое предназначение любой власти в целом, как и ее отдельных ветвей, заключается в сочетании интересов различных социальных и этнических (в многонациональном государстве) групп с тем, чтобы не только сохранить целостность общества, но и создать условия, (правила игры) для развития каждой

социальной и этнической группы, а тем самым и общества в целом. Чем успешнее решается эта задача, тем выше легитимность и эффективность данной власти.

Разделение власти не означает ликвидацию ее общего интереса, а, наоборот предполагает его более полное осуществление в условиях демократического государства. Разделяя бремя власти на три субъекта, общество создает предпосылки для более эффективного ее исполнения. В этих условиях, реализуя свой конкретный интерес (принятие законов, их исполнение, правоохранительная деятельность), каждая ветвь власти реализует и общий интерес. Если взаимосвязь трех ветвей власти, их единство обуславливается наличием общего интереса, то автономность каждой ветви власти, их независимость, специфические конкретные интересы определяются их местом в системе разделения властей и функциями. Баланс властей - это баланс их интересов, при котором разделение функций предполагает объединение их усилий для реализации интересов общества [13]. Сотрудничество, но согласованию интересов придает всей федеративной системе стабильность, поскольку в принципе ни федеральный центр, ни субъекты не могут своими несогласованными решениями изменить ни форму государства, ни компетенции ветвей власти в обоих уровнях управления. Такова гарантия предотвращения возникновения в федерации любой диктатуры.

Надежным гарантом прав человека в его споре с должностным лицом, государственным органом или общественной организацией является судебная власть, которая должна занять достойное ее статусу место в системе разделения властей. Суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет истинное право и справедливость. Чем выше роль и авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью пользуется суд по отношению к органам власти и управления, тем выше в стране уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан [14].

Понятие свободы многопланово и включает в себя всю совокупность прав человека: индивидуальные свободы, социально-экономические, политические права и, наконец, право на жизнь и на нормальную среду обитания.

Вместе с тем, политическую свободу, предполагающую участие граждан в решении государственных дел, необходимо рассматривать как гарантию осуществления всех гражданских (индивидуальных), социально-экономических прав, как гарантию свободы от необоснованного вмешательства государства в личную жизнь человека.

К системе юридических гарантий отнесена и деятельность специального государственного органа - Уполномоченного по правам человека.

Государство призвано обеспечивать охрану и защиту прав человека на основе принципа взаимной ответственности государства и личности. Важно подчеркнуть, что современное государство не может строиться на односторонней ответственности государства. Законность и свобода возможны в обществе только при условии взаимной ответственности государства и личности, на основе неразрывной связи их прав и обязанностей. Нарушение этого принципа может ввергнуть российское государство либо в атмосферу анархии, либо привести к авторитарному режиму.

Объем прав и свобод человека и гражданина в современном государстве должен соответствовать современным международным стандартам, в которых воплощены все общечеловеческие ценности, необходимые для достойного развития человека, обеспечения его прав и законных интересов. Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Хельсинкское соглашение, Венский Итоговый документ государств - участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, международные конвенции по правам человека являются тем уровнем, ниже которого государства мира не должны опускаться. Приведение

российского законодательства в соответствие с международными стандартами является необходимым условием проведения правовой реформы.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Содержание обязанностей раскрывается в главе 2 Основного Закона РФ. Важнейшими из них являются регулирование, охрана и защита прав и свобод человека. Реализация обязанностей государства происходит в таких формах, как соблюдение, исполнение, использование и применение. Эти способы реализации права в равной мере касаются всех субъектов правоотношений. В этой связи важен процесс саморегуляции государством собственного поведения. Неукоснительная реализация правовых предписаний государственными органами -важнейшая черта современного государства, существенно влияющая на процесс обеспечения прав и свобод человека.

Таким образом, формирование демократического государства в Российской Федерации неразрывно связано с признанием приоритета международных стандартов над внутригосударственным правом, как свидетельство новой правовой политики, ориентирующейся на богатый опыт всего человечества в области охраны и защиты прав человека [15].

Список литературы /References

1. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность: СПбГУ. СПб., 1993. С. 7.

2. Платон. Сочинения: Т. 3. М., 1972. С. 188.

3. Аристотель. Политика. М., 1911. С. 145.

4. Цицерон. Диалоги. М.: Юрид. лит., 1966. С. 20.

5. Кант И. Сочинения. М.: Юрид. лит., 1964. Т. IV. Ч. 2. С. 139.

6. Боер В.М., Городинец Ф.М., Лнгол Н.Г. Правовое государство: идея, концепция, реальность//СПб. ГААП. СПб., 1996. С. 17-18.

7. Явич Л.С. Господство права // Правоведение, 1990. JV. №. 5. С. 15.

8. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность // СПбГУ. СПб., 1993. С. 120.

9. Герасимов А.П. Правовое государство, безопасность, милиция // Проблемы действия права в новых исторических условиях. М.: Академия МВД РФ, 1993. С. 50.

10. Лукашева Е.А. Социальное государство и защита прав человека в условиях перехода к рынку: материалы круглого стола "Защита прав человека в условиях перехода к рынку" // Государство и право, 1993. Ш 6. С. 19-20.

11. Иванов С.А. Общие проблемы защиты социальных прав граждан и отраслевое законодательство: Государство и право, 1993. Ш 6. С. 21.

12. Ледях И.А. Общие проблемы защиты социальных прав граждан и отраслевое законодательство // Государство и право, 1993. Ш 6.С. 25-26.

13. Фетисов А.С. Проблемы сочетания интересов властных институтов при реализации принципа разделения властей: Проблемы конституционного развития в России на современном этапе // Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции / Под ред. С.А. Комарова. Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. С. 156-158.

14. Савицкий В. Такая ускользающая справедливость: Правовое государство // Иностранная литература, 1992. № 2.

15. Павлов И.Н. Административно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина: Дисс. ... к.ю.н // Северо-западной академии государственной службы. С-Пб., 2006. С. 64-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.