Научная статья на тему 'Государство и коррупция в исторической ретроспективе: краткий очерк'

Государство и коррупция в исторической ретроспективе: краткий очерк Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / государство / российское законодательство / взяточничество / преступление / наказание / corruption / the state / Russian legislation / bribery / crime / punishment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фан-юнг Герман Юрьевич, Щигорцова Елена Сергеевна, Абдрахманова Лилия Виловна

Актуальность статьи определяется тем, что проблема коррупции была и остается одной из самых острых социально-экономических проблем не только в России, но и во всем мире, является серьезным препятствием на пути развития всех стран. Своими корнями это опасное социальное явление уходит глубоко в прошлое и связано с традициями общества в период становления государственности.Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать особенности коррупционных проявлений в различных странах и определить основные пути повышения эффективности противодействия этой опасной социальной болезни в России.Проведенный в статье краткий исторический анализ исследуемой проблемы не только подтверждает существование коррупции во всех государствах с момента их зарождения, но и доказывает, что наличие в государстве управленческих структур неразрывно связано с коррупционными составляющими, отличаясь лишь масштабами их проявления и характерными чертами того или иного государства. Коррупционной практике способствует не только политическая и экономическая нестабильность, неразвитость и несовершенство законодательной базы, неэффективность институтов власти, слабость организаций гражданского общества и отсутствие прочных демократических традиций, но и низкая степень участия населения в противодействии коррупции, слабая просвещенность граждан в отношении выбора эффективных и рациональных способов борьбы с ней. Для активизации людей, создания «антикоррупционного фронта» необходимо начать с каждой отдельной личности, формирующейся в атмосфере нетерпимости, неприятия любых проявлений коррупционного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State and Corruption in Historical Retrospect: a Brief Essay

The relevance of the article is determined by the fact that the problem of corruption has been and remains one of the most acute socio-economic problems not only in Russia, but also around the world, and is a serious obstacle to the development of all countries. This dangerous social phenomenon has its roots deep in the past and is connected with the traditions of society during the formation of statehood.The purpose of the study is to analyze the features of corruption manifestations in various countries and identify the main ways to increase the effectiveness of countering this dangerous social disease in Russia.The brief historical analysis of the problem under study conducted in the article not only confirms the existence of corruption in all states since their inception, but also proves that the presence of managerial structures in the state is inextricably linked with corruption components, differing only in the scale of their manifestation and the characteristic features of a particular state.Corruption practices are facilitated not only by political and economic instability, underdevelopment and imperfection of the legislative framework, inefficiency of government institutions, weakness of civil society organizations and lack of strong democratic traditions, but also by a low degree of public participation in combating corruption, poor education of citizens regarding the choice of effective and rational ways to combat it. To activate people, to create an "anti-corruption front", it is necessary to start with each individual, who is formed in an atmosphere of intolerance, rejection of any manifestations of corrupt behavior.

Текст научной работы на тему «Государство и коррупция в исторической ретроспективе: краткий очерк»

УДК 344

DOI: 10.24412/1998-5533-2024-3-267-271

Государство и коррупция в исторической ретроспективе: краткий очерк

Фан-Юнг Г.Ю.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (Казань)

Щигорцоеа Е. С. Кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, доцент кафедры таможенного дела Казанского кооперативного института

Абдрахманова Л.В.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии Казанского государственного архитектурно-строительного университета

Актуальность статьи определяется тем, что проблема коррупции была и остается одной из самых острых социально-экономических проблем не только в России, но и во всем мире, является серьезным препятствием на пути развития всех стран. Своими корнями это опасное социальное явление уходит глубоко в прошлое и связано с традициями общества в период становления государственности.

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать особенности коррупционных проявлений в различных странах и определить основные пути повышения эффективности противодействия этой опасной социальной болезни в России.

Проведенный в статье краткий исторический анализ исследуемой проблемы не только подтверждает существование коррупции во всех государствах с момента их зарождения, но и доказывает, что наличие в государстве управленческих структур неразрывно связано с коррупционными составляющими, отличаясь лишь масштабами их проявления и характерными чертами того или иного государства.

Коррупционной практике способствует не только политическая и экономическая нестабильность, неразвитость и несовершенство законодательной базы, неэффективность институтов власти, слабость организаций гражданского общества и отсутствие прочных демократических традиций, но и низкая степень участия населения в противодействии коррупции, слабая просвещенность граждан в отношении выбора эффективных и рациональных способов борьбы с ней.

Для активизации людей, создания «антикоррупционного фронта» необходимо начать с каждой отдельной личности, формирующейся в атмосфере нетерпимости, неприятия любых проявлений коррупционного поведения.

Ключевые слова: коррупция, государство, российское законодательство, взяточничество, преступление, наказание

Для цитирования: Фан-Юнг Г.Ю., Щигорцова Е.С., Абдрахманова Л.В. Государство и коррупция в исторической ретроспективе: краткий очерк // Вестник экономики, права и социологии. 2024. № 3. С. 267-271. DOI: 10.24412/1998-5533-2024-3-267-271.

Как социальное явление коррупция существует практически во всех странах мира и представляет собой серьезную угрозу функционированию публичной власти, дискредитируя право как основной инструмент регулирования жизни общества, разрушает демократические институты государства, подрывает доверие населения к власти, существенно замедляет экономическое развитие как отдельных государств, так и мировой экономики в целом.

Коррупция известна человечеству с глубокой древности. Древнеримский термин «коррупция» (от латинского еоггирИо - «я подкупаю») намного старше не только древнеримской цивилизации, но и всех прочих цивилизаций, когда-либо существовавших на Земле. Ибо латинский глагол «соггитреге», как это общеизвестно, означал не только незаконное получение денег в обмен на некие действия со стороны должностных лиц, включая вождей и жрецов, но и предоставление указанным лицам определённого объёма материальных и нематериальных благ. Иными словами, коррупция в той или иной форме существовала и в доисторический («догосудар-ственный») период, и на заре истории человечества, когда первые города-государства, например в Месопотамии, столкнулись с этой проблемой [1, с. 93].

Следует отметить, что особую опасность коррупция представляет для такой формы политической организации общества, коей выступает государство. Это вполне объяснимо с научной точки зрения, так как в отличие как от племенной, так и от прочих «догосударственных» форм общественной организации, сам факт существования государства подразумевает: наличие постоянной власти над постоянной территорией; власти, наделённой исключительными правами («монополиями»), включая монополию на издание законов, на сбор налогов и на применение силы; и власти, которая регулирует общественные отношения посредством права. Государство, в соответствии со взглядами древнеримского юриста и политического деятеля Марка Туллия Цицерона, выступает, во-первых, как бесстрастный судья, во-вторых, как коллективный страж частной собственности граждан и, в-третьих, гарантирует беспристрастное применение законодательства [2]. 268

Следовательно, любой нормативно-правовой акт, любое судебное решение - это выражение воли публичной власти, с помощью которого ради всеобщего блага поощряются одни общественные отношения и пресекаются другие. Если же допустить возможность безнаказанного подкупа того или иного должностного лица, то закономерным следствием такого деяния станет падение авторитета не отдельного лица, а всей государственной власти независимо от содержания и смысла любых последующих правовых актов, принимаемых ею. В итоге, прямым следствием коррупции всегда выступают: снижение уровня правосознания и правовой культуры общества, игнорирование любых распоряжений, исходящих от властей, нарушение гражданского мира и согласия, общее ослабление государства.

Все эти рассуждения можно было бы отнести к некоему субъективному «морализаторству», если бы приведённые тезисы не опирались на весьма значительный исторический опыт. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Итак, не будет преувеличением утверждение о том, что коррупция стала одной из причин резкого ослабления, а затем и гибели Римской империи. По сообщению историка Аммиана Марцеллина, римский наместник Фракии Флавий Лупицин, желая приобрести в свои имения как можно больше рабов и рабынь-наложниц из числа переселившихся на земли империи готов, морил их голодом. Он вынудил этих потенциальных союзников Империи продавать ему даже своих детей в обмен на продовольствие, выделенное императором бесплатно для их снабжения. Эти коррупционные действия со стороны упомянутого чиновника спровоцировали опустошительное Готское восстание 377-382 гг., которое имело катастрофические последствия для Римского государства [3, кн. ХХХ1.1Х.9].

В Средние века, например в Османской империи, коррупция не только процветала, но и была неотъемлемой частью так называемой «повседневности». На рубеже ХУ1-ХУИ столетий при тогдашнем аналоге будущего министерства финансов Османского государства возникла особая «бухгалтерия взяток», где специальные чиновники вели учёт взяток («бак-

шиша»), получаемых османскими чиновниками, и взимали с них налог в пользу государственной казны [4, с. 196]. Уже в XVII в. в Османском халифате можно было купить практически любую государственную должность. К примеру, должность господаря вассальных Стамбулу Молдавии и Валахии стоила до шести миллионов пиастров. Для сравнения: должность провинциального кади (мусульманского судьи) в Кайсери в середине указанного столетия оценивалась не выше 35 пиастров. Характерно, что никаких моральных ограничений у продавцов должностей не было и быть не могло. В упомянутом г. Кайсери человек, купивший должность кади, лишился её, так как эту должность снова продали. Не брезговали «бакшишем» и представители высшей стамбульской бюрократии, и чёрнокожие евнухи султанского гарема, и судьи. Совершенно не заботясь об интересах Высокой Порты, все они принимали взятки и от иностранных послов, охотившихся за государственными секретами, и от османских подданных, искавших для себя доходные места. Хорошо знавший жизнь Османской империи в середине XVIII в. французский дипломат и инженер барон де Тотт писал в своих воспоминаниях, что «первейшей заботой жителей деревни было сокрытие факта преступления от судей, приезд которых был более опасен, чем нашествие воров» [4, с. 101].

Коррупционные проявления присутствовали не только у османских, но и у средневековых европейских должностных лиц. Однако, коррупция и нравы, царившие при в эпоху папства Александра VI Бор-джиа (1431-1503), вызывали ужас и негодование современников. Нормой была «симония» - официальная продажа церковных должностей. Кроме того, средствами пополнения папской казны были реквизиции собственности римской знати и поставленное на поток отравление наиболее состоятельных кардиналов, имущество коих отходило по закону к великому понтифику. К чести папы Александра VI Борджиа требуется особо отметить, что на личные нужды он тратил меньшую часть доходов от продажи церковных должностей, направляя на укрепление Папского государства их большую часть.

Не будет преувеличением тезис о том, что в эпоху Нового времени, в XVП-XVШ столетиях, коррупция в европейских странах была неразрывно связана с фаворитизмом. Например, династия герцогов Мальборо возникла благодаря тому, что английская королева Анна (1665-1714) даровала герцогский титул Джону Черчиллю (1650-1722), мужу своей фаворитки Сары Черчилль (1660-1744). Используя титул и личные связи при дворе королевы, герцог и герцогиня Мальборо смогли, как сейчас говорят, «оказывать помощь» в решении различных вопросов на возмездной основе. Не вызывает сомнения, что первый герцог Мальборо прославил свой титул в качестве главнокомандующего британской армией

на полях сражений Войны за Испанское наследство (1700-1714), но эта должность досталась бы иному лицу, не получи он герцогского титула и не будь его жена королевской фавориткой.

Ещё одним негативным явлением в Англии и во Франции была официальная продажа должностей, начавшаяся с XVII в. Свободно продавались и покупались места в парламенте, придворные чины и, что самое опасное, офицерские должности в армии и на флоте. Аналогичная практика была характерна и для Франции. Купля-продажа должностей стала нормой со времён короля Людовика XIV и продолжалась вплоть до Великой Французской революции 1789-1799 гг. Наиболее известным и довольно трагикомичным примером подобной неудачной покупки стало приобретение должности коменданта парижской королевской крепости-тюрьмы Бастилии маркизом де Лоне. В 1776 г. маркиз приобрёл эту должность, окупившуюся менее чем через три года, но уже в 1789 г. его голова была насажена на пику восставшим народом в первый же день революции.

Россия не стала исключением, ибо во все эпохи отечественной истории коррупция существовала в том или ином виде. В точном соответствии с тезисами М. Вебера и Д. Белла государственный или церковный аппарат традиционного общества закономерно порождал коррупцию. Достаточно вспомнить упомянутую выше «симонию», характерную и для русской церкви в XIV-XVII вв. Или же пресловутую «систему кормлений», когда вместо заработной платы чиновник («насельник») получал в «кормление» местность или населённый пункт, которым он же и управлял» [5, с. 309].

Преобразования императора Петра Великого привели не только к созданию Российской империи, к резкому расширению экономических и культурных контактов с другими странами, но и способствовали своеобразному «эволюционированию» форм и методов коррупционных проявлений. Очевидно, что никаким «насельникам» или «волостелям» были просто недоступны, например, коррупционные схемы светлейшего князя А.Д. Меншикова (16731729), имевшего дела с владельцами мануфактур, иностранными торговыми компаниями и банками, военными заказами и подрядами. С каждого такого «дела» он получал «откаты» или же «был в доле», не брезгуя и более мелкими «делами». По сообщению историка Н.И. Павленко, князь совершал регулярные «вояжи» по монастырям с целью продажи их настоятелям планов вражеских крепостей, взятых им «на шпагу». За три таких плана он требовал с игуменов не менее трёхсот рублей. Учитывая вес и размер петровских серебряных рублей можно предположить, что он получил никак не меньше пятилитрового ведра серебра. Исследователь Н.И. Павленко отмечал, что «планы завоёванных крепостей Шлиссельбурга и Выборга стали для него особой

статьёй дохода. Меншиков "с шапкой по кругу" объехал множество монастырей и посадских общин, что принесло ему, по собственному признанию, 19410 руб. "чистоганом"» [5, с. 54].

В XIX в., невзирая на невиданные экономические и социальные перемены, вызванные индустриальной революцией, огромная страна с 125-миллионным народом управлялись (до 1905 г.) династией Романовых-Гольштейн-Готторпов в точном соответствии с многовековыми традициями и устоями, характерными для традиционного общества.

Так, например, император Александр III, в отличие от германского императора Вильгельма I, отказался от любых преобразований и официально провозгласил опорой монархии не предпринимательские круги, а дворянство. В точном соответствии с феодальными устоями члены русской императорской фамилии обладали абсолютным правовым иммунитетом. Проще говоря, несколько десятков человек (65 чел. по состоянию на 1917 г.) не подлежали уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности, занимая высшие государственные и военные должности, курируя военно-промышленный комплекс и военные заказы. Закономерно, что всё это создавало идеальную среду для коррупционных проявлений, ибо ни о каком контроле общества за действиями властей (до появления Манифеста 1905 г.) и речи быть не могло. В итоге, вокруг трона постоянно обращались всевозможные «деятели», стремившиеся реализовать различные «проекты» [6].

К числу таких персонажей следует отнести статс-секретаря А.М. Безобразова (1853-1931), чьё желание «монетизировать» своё влияние на императора Николая II стало одной из важнейших причин крайне неудачной русско-японской войны (1904-1905). «Война за корейские дрова», как называли в народе русско-японский вооружённый конфликт, получила такое название из-за желания А.М. Безобразова и его сообщников получить доступ к ресурсам Кореи, относящейся как минимум с 1895 г. к сфере японских национальных интересов. Эта коррупционная группа принимала самое активное участие в создании так называемых «корейских лесных концессий», не забывая и о собственном обогащении. Используя влияние на монарха, действуя подкупами и угрозами в отношении различных должностных лиц, А.М. Безобразов и его сообщники привели страну на грань военно-политической катастрофы [2].

В советский период отечественной истории, несмотря на заявления одних идеологов о «новой эпохе в истории человечества», а других - о «сильной руке» и «твёрдой власти», коррупция никуда не исчезла, лишь «эволюционировав» в новых условиях. Во времена «военного коммунизма» и НЭПа за дачу взятки расстреливали. При «позднем» И.В. Сталине в 1948 г. к уголовной ответственности за коррупцию 270

были привлечены семь членов Верховного Суда Советского Союза. Широкую известность во время правления Ю.В. Андропова получили так называемые «дело С.Ф. Медунова», «узбекское дело» и пр. Вместе с тем в условиях тотального дефицита товаров народного потребления и отсутствия институтов гражданского общества коррупция была частью советской «повседневности».

Подводя итог, отметим, что в современной России борьбе с коррупцией уделяется самое пристальное влияние со стороны органов государственной власти. Многочисленные коррупционные проявления пресекаются, а лица, их допустившие, привлекаются к юридической ответственности. К числу наиболее значимых документов, отражающих направленность противодействия коррупции, можно отнести: Национальную стратегию противодействия коррупции (утверждается Президентом РФ на 5 лет), Национальный план противодействия коррупции (утверждается Президентом РФ на 2 года), Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ», Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» и др. Для кандидатов на замещение государственных и муниципальных должностей действуют ограничения, связанные с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владением или пользованием иностранными финансовыми инструментами.

Каждый субъект РФ, создавая нормативно-правовую базу, формирует свою систему противодействия коррупции с учетом основных направлений антикоррупционной политики государства. При этом, как свидетельствует исторический опыт, одними репрессивными мерами победить коррупцию невозможно. «Антикоррупционная политика государства может быть эффективной только в случае, если она опирается на высокий уровень общей и правовой культуры и правосознания граждан» [7, с. 343].

Авторы считают, что антикоррупционное законодательство Российской Федерации содержит достаточный правовой инструментарий для проведения эффективной борьбы с коррупцией. К сожалению, с учетом состояния криминогенной ситуации, приходиться констатировать весьма скромную реализацию борьбы с данным проявлением со стороны правоохранительных органов. Считаем, что имен-

но укрепление институтов гражданского общества и правового государства в сочетании с принципиальной и продуманной политикой государственной власти, способны сформировать нетерпимость к любым коррупционным проявлениям со стороны общества.

Литература:

1. Золотарёв А.Ю. Коррупция в традиционном обществе на примере России и Западной Европы в Средние века // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9. № 1. С. 93-96.

2. Синрельщиков Ю.П. Коррупция в России: история, состояние, причины, меры борьбы. URL: http://www.sinelschikov.info>documents>book

3. Аммиан Марцеллин. Римская история. URL: https://royallib.com/book/martsellin_ammian/ rimskaya_istoriya.html

4. Петросян Ю.А. Османская империя. Могущество и гибель. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1990. 280 с.

5. Павленко Н.И. Полудержавный властелин. М.: Политиздат, 1991. 422 с.

6. Кизеветтер А. А. История России XIX в. В 2 ч. Ч. 1. М.: Изд-во О-ва взаимопомощи студентов-филологов по зап. студента Ф. Юрьева, 1909. 144 с.

7. Щигорцова Е.С., Абдрахманова Л.В. Антикоррупционное воспитание молодежи как средство профилактики коррупционных правонарушений // Высшее и среднее профессиональное образование России: вчера, сегодня, завтра: Материалы 17-ой Межд. науч.-практ. конф., Казань, 23 мая 2023 г. - Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2023. С. 342-344.

The State and Corruption in Historical Retrospect: a Brief Essay

Fan-Jung G.Y., Shchigortsova E.S.

Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Abdrakhmanova L.V.

Kazan State University of Architecture and Engineering

The relevance of the article is determined by the fact that the problem of corruption has been and remains one of the most acute socio-economic problems not only in Russia, but also around the world, and is a serious obstacle to the development of all countries. This dangerous social phenomenon has its roots deep in the past and is connected with the traditions of society during the formation of statehood.

The purpose of the study is to analyze the features of corruption manifestations in various countries and identify the main ways to increase the effectiveness of countering this dangerous social disease in Russia.

The brief historical analysis of the problem under study conducted in the article not only confirms the existence of corruption in all states since their inception, but also proves that the presence of managerial structures in the state is inextricably linked with corruption components, differing only in the scale of their manifestation and the characteristic features of a particular state.

Corruption practices are facilitated not only by political and economic instability, underdevelopment and imperfection of the legislative framework, inefficiency of government institutions, weakness of civil society organizations and lack of strong democratic traditions, but also by a low degree of public participation in combating corruption, poor education of citizens regarding the choice of effective and rational ways to combat it. To activate people, to create an "anti-corruption front", it is necessary to start with each individual, who is formed in an atmosphere of intolerance, rejection of any manifestations of corrupt behavior.

Keywords: corruption, the state, Russian legislation, bribery, crime, punishment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.