Научная статья на тему 'Государство и гражданское общество как партнеры в деле преобразований правоохранительной системы России'

Государство и гражданское общество как партнеры в деле преобразований правоохранительной системы России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИДЕЯ ПРАВА / IDEA OF LAW STATE / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / LEGAL SYSTEM / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / RUSSIAN CONSTITUTION / ПОЛИТИЗАЦИЯ ПРАВА / POLITICIZATION OF LAW / СИСТЕМНЫЙ И ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ / COMPLEXITY AND LONG-TERM NATURE OF REFORM OF LAW ENFORCEMENT / DEVALUATION OF LEGAL NORMS / LEGAL NIHILISM / MODERNIZATION AND ITS REQUIREMENTS / FEDERAL LAW "ON POLICE" / CIVIL SOCIETY / DEMOCRACY / INTERNATIONAL LAW AND ITS REGULATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артемов В.М.

В статье как ключевая выделяется проблема взаимодействия и сотрудничества государства и развивающегося гражданского общества в России. В настоящее время сформировались условия и предпосылки для существенного продвижения в деле взаимной поддержки государства и институтов гражданского общества в целях содействия развитию правового вектора, юридических начал в жизнедеятельности современного российского общества. Особое внимание уделяется смене ориентиров в деятельности правоохранительных органов с государства на гражданское общество, что предполагает смещение в процедурах оценки эффективности деятельности полиции, усиление гражданского контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Partnership between state and civil society institutions aimed at advancing reforms in Russia''s judicial and law enforcement system

The author raises the all-important issue of partnership between the state and civil society, which is gaining strength in modern Russia. He argues conditions are already in place for state and civil society institutions to sharply improve and intensify cooperation aimed at upgrading this country's legal system and upholding the rule of law. He devotes particular attention to how the growing influence of civil society on the state, including its law enforcement branches, changes the criteria for assessing the performance of police forces.

Текст научной работы на тему «Государство и гражданское общество как партнеры в деле преобразований правоохранительной системы России»

В.М. АРТЕМОВ,

профессор кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел,

доктор философских наук (Академия управления МВД России)

V.M. ARTEMOV,

professor of the department of theory and sociology management bodies of internal affairs,

doctor of philosophy sciences (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 321.01

Государство и гражданское общество как партнеры в деле преобразований правоохранительной системы России

Partnership between state and civil society institutions aimed at advancing reforms in Russia's judicial and law enforcement system

В статье как ключевая выделяется проблема взаимодействия и сотрудничества государства и развивающегося гражданского общества в России. В настоящее время сформировались условия и предпосылки для существенного продвижения в деле взаимной поддержки государства и институтов гражданского общества в целях содействия развитию правового вектора, юридических начал в жизнедеятельности современного российского общества. Особое внимание уделяется смене ориентиров в деятельности правоохранительных органов с государства на гражданское общество, что предполагает смещение в процедурах оценки эффективности деятельности полиции, усиление гражданского контроля.

The author raises the all-important issue of partnership between the state and civil society, which is gaining strength in modern Russia. He argues conditions are already in place for state and civil society institutions to sharply improve and intensify cooperation aimed at upgrading this country's legal system and upholding the rule of law. He devotes particular attention to how the growing influence of civil society on the state, including its law enforcement branches, changes the criteria for assessing the performance of police forces.

Идея права, правовая система, Конституция Российской Федерации, политизация права, системный и долговременный характер реформирования правоохранительной сферы.

Idea of law state, legal system, Russian Constitution, politicization of law, devaluation of legal norms, complexity and long-term nature of reform of law enforcement.

Сегодня найдется совсем немного людей, которые станут отвергать саму идею необходимости взаимодействия государственных институтов с институтами гражданского общества. Многие исследователи полагают, что в современном мире гражданское общество вносит в процессы управления странами вклад не меньший, чем правительственная власть [5]. Общественное мнение, носителем которого являются народные массы, — не меньшая сила в полити-

ке, чем решения власти. Общество и власть абсолютно необходимы друг другу. Несомненно, что вне их взаимодействия невозможно представить себе правовой прогресс в России. Это взаимодействие является реальностью, которую невозможно игнорировать.

Кроме того, появились факторы, которые особым образом стимулируют, подталкивают правоохранителей к взаимодействию с гражданским обществом. Важнейшей задачей раз-

зз

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

34

вития страны, заявленной в Конституции Российской Федерации, является реализация идеи правового государства [1]. Государство само по себе без активного и заинтересованного участия граждан страны, без гражданского общества воплотить эту идею в жизнь не в состоянии. Необходимы взаимодействие и согласованная деятельность сторон. Но с кем и на какой основе? Ведь государство в России всегда было и остается непререкаемой силой, а гражданское общество все еще находится в недостаточно развитом состоянии. Возникает и множество других вопросов роста нового спектра социальных отношений, которые необходимо решать.

Если рассуждать теоретически, то государство в современной России призвано помочь становлению гражданского общества прежде всего потому, что оно уже не может в одиночку справляться с возникающими усложняющимися проблемами укрепления правового порядка. Ранее сила государства была настолько велика и непререкаема, что оно, имея поддержку монопольно правящей партии (КПСС) и советских органов власти, единства советского народа в целом, справлялось с задачами развития страны. Особенность же нынешней ситуации состоит в том, что государство уже не может более дистанцироваться от общественности, поскольку в этом случае оно потеряет устойчивость и стабильность. В отрыве от общества государство в постсоветский период уже неэффективно.

Именно общество и государство являются основными игроками на арене современных социальных процессов. Хотя признание этого факта — результат длительного и противоречивого хода социального развития. В недалеком прошлом доминирующей силой, которая признавалась и поддерживалась идеологически и политически, было государство. Его укрепление и усиление рассматривалось в качестве основного признака цивилизованного развития стран и народов. Обратной стороной такого подхода была недооценка роли и значения гражданского общества в социальной практике. Само выделение проблемы взаимодействия институтов неполитического характера в российском политическом пространстве — дело последних десятилетий. Это выделение и противопоставление стало продуктом длительного и болезненного процесса социального развития страны.

Вместе с тем сама идея взаимосвязи государственной организации и гражданского общества «вызревает» в европейской истории на протяжении долгого времени. Однако в своем зрелом виде она связана с утверждением в Европе либерального мировоззрения, демократизации общественной жизни и идеями так называемого «договорного права». Именно идея

договора как основания права остается, пожалуй, самой востребованной и обоснованной как в среде специалистов в области правоведения, так и в массовом сознании современников.

У истоков теории договорного права как причины появления государства в европейской истории стоял Т. Гоббс (1588—1679 гг.). Он полагал, что первоначально люди находились в так называемом «естественном состоянии», которое характеризовалось им как состояние неограниченной личной свободы [4]. Однако эта свобода приводит общество к состоянию войны всех против всех в силу агрессивности и эгоизма людей. Государство возникает в результате того, что люди заключают договор между собой и отказываются от естественной свободы в пользу правителя-монарха. Однако приход к власти буржуазии меняет ситуацию: монархия, абсолютизм становятся препятствием на пути развития права и свобод граждан.

Идея общественного договора как союза граждан получила широкую поддержку не только в Англии, но стала базовой теорией в большинстве европейских стран и особенно во Франции, где также вызрели условия для борьбы с абсолютистской властью. И в этот период формируется ряд положений, которые кратко и несколько упрощенно могут быть сведены к следующим требованиям простых граждан, «рядового люда»: равной доли (условий жизни) для всех людей, одного закона для всех подданных государства, равных прав для всех людей, республиканского правления.

Как показывает история, процессы укрепления государства не могут обеспечить реализацию этих идей, поскольку государственное строительство занимается решением собственных задач, которые всегда оказываются более значимыми и актуальными для государственных институтов, нежели обеспечение равных для всех условий жизни граждан или идеалы республиканских ценностей. Эти вопросы и проблемы значимы и существенны для рядовых граждан, гражданского общества, крайне заинтересованных в их решении. Однако поскольку государство представляет собой институционально обособленную среду, необходима активная и инициативная деятельность гражданского общества, которое бы имело возможность оппонировать властным политическим структурам.

Конечно, в период предвыборных кампаний политики вынуждены учитывать интересы и потребности граждан. Но предварительно эти интересы необходимо артикулировать и иметь механизмы постоянного воздействия, влияния институтов гражданского общества на государственную власть. Сегодня к числу такого рода механизмов, органов влияния можно отнести

Общественную палату, совещательный орган при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества, а также многочисленные профессиональные союзы граждан, творческие объединения и наблюдательные советы при различных органах власти. Государством уделяется особое внимание проблеме обеспечения экономических оснований деятельности институтов гражданского общества. Так, согласно данным, приведенным на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека 14 октября 2013 г., в 2013 г. на эти цели было выделено 2,7 млрд руб., а в 2015 г. предполагаются затраты в размере 4,7 млрд руб [3]. Сам этот факт является убедительным свидетельством понимания того, что даже в условиях имеющихся экономических проблем развития страны необходимость развивать институты гражданского общества более значима, чем другие расходы.

При этом важно осознать, что в течение очень долгого времени государство возвышалось за счет принижения и преуменьшения роли и места гражданского общества.Концеп-ция современного государства основана на противоположной позиции. На том, что государство — продукт гражданского общества, продукт согласия населения с властью, которая способна обеспечить мир и порядок в обществе. Государство обеспечивает правовой порядок и в силу этого неотделимо от общества, которое поддерживает его. Государство не может и не должно без согласия общества, солидарности и поддержки со стороны граждан осуществлять свою деятельность. Его миссия — служить обществу. По нашему мнению, Россия — служебная цивилизация, и государство занимает здесь важнейшее место. Но тем не менее субстратом государственного является гражданское общество и его институты. Свидетельством осознания необходимости взаимодействия с обществом, открытости правоохранительных органов являются следующие шаги:

— осуществлены разработка и запуск Дорожной карты дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации, включающей в себя наименование необходимых перемен в сфере правоохранительной деятельности с указанием сроков исполнения [2];

— в правоохранительных структурах сформированы и активно действуют специальные подразделения по связям с общественностью;

— на регулярной основе осуществляется взаимодействие с различными институтами гражданского общества;

— особое внимание государством ныне уделяется кадрам правоохранительных структур, совершенствованию системы их моральной и профессиональной подготовки;

— в полиции, других правоохранительных органах осуществляется выстраивание взвешенной и контролируемой системы учета и регистрации заявлений и обращений граждан. В реальной социальной жизнедеятельности правовой порядок по сути является формой бытия государства. Собственно современное государство выражено, в первую очередь, посредством правового порядка. При этом в качестве такового правовой порядок сопряжен с более объемным по содержанию понятием — понятием социального порядка и рассматривается как его составная часть. Сам правовой порядок представляет собой результат, итог действия права в обществе, выступает в качестве завершающей стадии применения правовых норм в социуме. По сути правовой порядок — совместный продукт, который является своего рода итогом взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества.

Именно в нем выражены реальные способности и потенции власти к регулированию и упорядочению общественной жизни. Ведь государство не имеет более надежного способа обеспечения приемлемых стандартов жизнедеятельности людей, кроме как через укрепление правового порядка. Это тот единственных каркас, который позволяет удерживать социум в рамках стабильного и определенного курса. Вот почему кризис государства выражен, прежде всего, как неспособность его институтов обеспечить правовой порядок в стране.

И наоборот, та сила в обществе, которая надежно и гарантированно обеспечивает правовой порядок, со временем становится реальной властью. Если в политической сфере такой контроль осуществляется постоянно через регулярную процедуру выборов, которая четко прописана в законах страны, то в области хозяйственной (производственной) практики — через механизмы рыночной конкуренции. Любая сфера общественной жизни является подконтрольной. Поэтому связь права и политического веса той или иной организации в социуме выражена только посредством ее способности обеспечивать и контролировать реальными юридическими средствами правовой порядок в стране. Однако до сих пор нет четких и отлаженных механизмов именно гражданского контроля деятельности органов внутренних дел. Почему это так? Эти институты не отличаются от других: политических, хозяйственных, экономических. Если в политике существует действенный контроль через выборы, в экономике этот контроль реализуется посредством конкуренции, в хозяйственной сфере существуют механизмы эффективности, то и в сфере правоохранительной деятельности просто необходимы вневедомственные средства контроля. Эта деятельность не может и не должна быть бесконтрольной.

35

I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

36

Утрата контроля — один из показателей своего рода деградации государства, его кризиса. Этот критерий суммирует эффективность и действенность власти. Можно привести множество примеров использования гражданского контроля как проявления силы, так и слабости государственных структур и даже деградации правового порядка в современном мире. К сожалению, одним из примеров такого упадка власти сегодня, по нашему мнению, является соседняя братская Украина. Сегодня мы являемся свидетелями бессилия украинских властей справиться с ситуацией политического и социального хаоса в собственной стране. И причиной тому стала избранная государством позиция нарушения прав и свобод граждан, нежелание власти вести диалог с гражданами страны.

После признания незаконно захваченной на Майдане власти государственная система страны подорвала возможности возрождения в короткий исторический промежуток времени правовых структур на Украине. Органы милиции, прокуратуры, судов стали объектами политического давления и травли. Произошел исторический «откат» к худшим временам, когда политический диктат одерживал верх над правом и законом. Утратив правопорядок, власть утратила и способность быть самостоятельным игроком в своей стране. Она оказалась заложницей тех сил, которые привели ее к власти, — националистических и олигархических структур. В обществе всегда существует не только корреспонденция, соответствие государственного и общественно-гражданского начала, но и взаимозависимость этих начал. Эта ситуация как раз и иллюстрирует взаимозависимость государства и гражданского общества, их неразрывную связь.

Гражданское общество — естественно-исторический союзник и партнер, а не противник в деле развития органов правового порядка.

Будучи своего рода живыми политическими организмами, которые уникальны и универсальны одновременно, правоохранительные органы современной России и гражданское общество находятся в постоянном развитии и изменении. Факты их взаимодействия, которое все больше и больше ширится, свидетельствуют

Список литературы

1. 2.

Конституция Российской Федерации. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации. URL: http://mvd.ru/ document/829054.

Стенограмма заседания Совета при Президенте РФ по развитию гражданского обще-

о том, что в жизни граждан страны медленно, но неуклонно снижается разрыв между должным и сущим в деятельности правоохранительных структур, реальным уровнем взаимодействия с гражданскими объединениями и институтами.

Это наиболее значимое свидетельство того, что процесс реформирования органов внутренних дел страны имеет устойчивую позитивную динамику и поэтому должен быть продолжен. Более того, его нужно углублять и постоянно поддерживать, анализируя промежуточные результаты, внося корректировки и уточнения в деятельность правоохранительных структур. И сегодня открытость институтам гражданского общества является тем ресурсом развития правоохранительных органов, который существует как реальная величина. Ведь только доверие общества и его граждан к правоохранительным органам может обеспечить долговременный правовой порядок, способствует развитию правового государства, только на его основе могут быть решены стратегически значимые задачи. В последние годы стало популярным рассуждать об имидже. Но имидж — все же понятие, отражающее довольно кратковременное отношение к тому или иному субъекту деятельности. Имидж актера живет, пока актер хорошо играет.

Когда же речь идет о той или иной службе, о том или ином направлении в социально значимой сфере жизнедеятельности страны, то точнее было бы, по нашему мнению, говорить о миссии. В этом контексте важен процесс накопления доверия. Однако особенность формирования ресурса доверия состоит в том, что его сложно выразить количественно, статистически он трудноуловим, неоднороден и разнится в зависимости от региона и направления деятельности того или иного правоохранительного органа. И в то же время он обладает характеристикой постепенной «наращиваемости» своего потенциала и постепенного характера его приращения. Поэтому можно говорить, что доверие граждан — своего рода капитал, который не стоит тратить по мелочам при решении малозначимых вопросов. Доверие сложно завоевывается, но дает мощный эффект в долговременной перспективе.

ства и правам человека 14 октября 2013 г. URL: http://kremlin.ru/news/46786.

4. Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. М., 1964.

5. Rosenau J. Aproaches to Global Governence Theory: Toward an Ontology for Global Gover-mance. N.Y., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.