Научная статья на тему 'Идея права и проблемы ее реализации в современной России'

Идея права и проблемы ее реализации в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
284
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЗ "О ПОЛИЦИИ" / FEDERAL LAW "ON POLICE" / МОДЕРНИЗАЦИЯ И ЕЕ ТРЕБОВАНИЯ / MODERNIZATION AND ITS REQUIREMENTS / ДЕВАЛЬВАЦИЯ ПРАВОВОЙ НОРМЫ И ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / THE DEVALUATION OF THE LEGAL NORMS AND LEGAL NIHILISM / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ЕГО НОРМЫ / THE INTERNATIONAL LAW AND ITS NORMS / СИСТЕМНЫЙ И ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ / SYSTEMATIC AND LONG-TERM CHARACTER OF THE REFORM OF LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.М. Артемов

По мнению автора данной статьи, условия и предпосылки для существенного продвижения правового вектора, юридических начал в жизнедеятельность современного российского общества уже сформировались. Однако по этим параметрам Россия существенно уступает западноевропейским странам, а также США. Автор считает необходимым сместить ценностные ориентиры в деятельности правоохранительных органов с государства на гражданское общество, что предполагает изменение процедур оценки эффективности деятельности полиции, усиление гражданского контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The idea of the right and its realization in modern Russia

According to the author of this article, the terms and conditions for the substantial promotion of the legal vector and legal foundations of the life of contemporary Russian society have already been formed. However, these achievements in Russia are significantly lower than these in Western European countries and the United States. The author considers it necessary to shift the value orientations of law enforcement bodies from the state to civil society, what supposes a change in the procedures of the estimation of policing and the strengthening of civilian control.

Текст научной работы на тему «Идея права и проблемы ее реализации в современной России»

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

проблемы

В.М. АРТЕМОВ,

профессор кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел, профессор

(Академия управления МВД России)

Идея права и проблемы ее реализации в современной России

Автор данной статьи проанализировал условия и предпосылки для продвижения правового вектора, юридических начал в жизнедеятельность современного российского общества. Высказывается точка зрения о необходимости сместить ценностные ориентиры в деятельности правоохранительных органов с государства на гражданское общество, что предполагает изменение процедур оценки эффективности деятельности полиции, усиление гражданского контроля.

ФЗ «О полиции», модернизация и ее требования, девальвация правовой нормы и правовой нигилизм, международное право и его нормы, системный и долговременный характер реформирования правоохранительной сферы.

Существуют такие проблемы бытия России, нерешение которых создает угрозу существованию и развитию государства и общества, оставляет без должной конституционно гарантированной защиты права и жизненные интересы граждан. Некоторые из таких проблем гораздо сложнее наличных и апробированных способов решения. Наиболее значимой проблемой данной категории остается то, что в России пока не удается реализовать в полной мере идею права.

Эта идея, четко и определенно заявленная в Конституции страны, во многом остается декларативной, несмотря на активные и достаточно последовательно реализуемые шаги, которые предпринимает государство и власть. Думается, государство без активного и заинтересованного участия граждан страны воплотить в жизнь эту идею не в состоянии.

Право — эта заглавная и наиболее продуктивная идея западноевропейской цивилизации, которая остается для России в немалой степени абстрактным понятием, или, как говорят философы, трансцендентально воспринимаемой

величиной. Иначе говоря, сами люди не воспринимают эту идею права «имманентно», «изнутри» значимой, важной и полезной лично для каждого человека, для «меня». Она остается «чужой», внешней по отношению к «моей» жизни. Так было и в начале ХХ в., в предреволюционной России, и в революционное время, и в 30-е—40-е гг., в период «культа личности» Иосифа Сталина, когда внесудебные решения и директивы ЦК ВКП (б) были «выше» права, а затем — во времена всевластия КПСС. Право приносилось в жертву политической целесообразности, интересам устойчивости системы власти и другим соображениям. «Вторичность права» — позиция, имеющая традицию, историю и причины. При взаимодействии политической власти и права в России приоритет остается за политикой, и в правоотношениях ведущим базовым началом выступает политическая воля. Конечно, на уровне идеологии и государственной риторики все выглядит «правильно», но когда от деклараций мы обращаемся к реальной практике, то положение дел существенно меняется.

Думается, на всем протяжении ХХ в. мы имели дело, скорее, с имитацией развития системы права в России: государство выражало «волю» на обеспечение нормотворчества, но упорной и не всегда благодарной работы по соблюдению принятых законов и норм со стороны чиновников и их поддержки населением не было.

В результате в России создана такая правовая система, в которую не верят ни западноевропейцы, говорящие, кстати, об этом открыто, ни россияне, выказывающие в ходе различных социальных опросов свое недоверие судам, прокуратуре, органам внутренних дел и т. д. Успешная реализация именно идеи права обеспечила Западной Европе те преимущества и блага, плодами которых до сих пор пользуются западноевропейцы. В России в это же время принимались конституции, нормы которых, по историческим меркам, быстро утрачивали свою актуальность.

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20)

4

В результате возникала очередная волна реформирования, вступало в силу новое законодательство, к которому граждане страны снова теряли интерес и доверие.

Россия, пожалуй, единственная европейская страна, в которой за последние 100 лет конституционных актов было не менее пяти. Девальвация правовой нормы и правовой нигилизм стали своего рода константой истории страны, что было отражено афоризмом, появившимся, скорее всего, в XIX в., — «право — могила правды». Оппозиция правды и права характерна именно для российского сознания. Сегодня, хотя и по-иному, существует и, к сожалению, преобладает то же настроение неверия в силу и стабильность закона в российском обществе, как и во времена М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина, которые в начале XIX в. размышляли об установлении твердых и долговременных законов в России [5].

Причин такого положения множество. Отметим особенность социально-психологических и теоретико-методологических установок при исследовании проблем «слабого правосознания», правового нигилизма в России, о которых писали Б.Н. Чичерин, Н.А. Бердяев, Н.М. Коркунов. В этом вопросе позиция русских философов права, несомненно, была близка западноевропейской. Но одновременно русские философы понимали, что «почва» российская существенно отличается от западноевропейской: нет у западноевропейцев «отстраненности» от прав и свобод рядовых граждан, россиян. Особенно четко эта мысль выражена в работах Н.А. Бердяева, который полагал, что во многом это качество следует из того, что «русский человек склонен все переживать трансцендентно, а не имманентно. И это легко может быть рабским состоянием духа. Во всяком случае, это — показатель недостаточной духовной возмужалости. Русская интеллигенция в огромной массе своей никогда не сознавала себе имманентным государство, церковь, отечество, высшую духовную жизнь. Все эти ценности представлялись ей трансцендентно-далекими и вызывали в ней враждебное чувство, как что-то чуждое и насилующее... Революция и есть болезненно-катастрофический переход от благоговейного почитания трансцендентного к нигилистическому бунту против трансцендентного» [2, с. 2].

Как в XIX в., так и в XX в., политика доминирует над правом, властная воля берет верх над законом, и новый закон «верстается» с учетом интересов той политической силы, которая завоевала власть. Политическая целесообразность на протяжении истории оказывается доминирующей величиной, не подвергающейся сомнению. Чаще всего это власть силы, а не торжество закона. Вместе с тем профессионалы все больше осознавали неразрывность связи процессов раз-

вития государства и совершенствования норм, регулирующих деятельность государственных структур. Однако, как отмечает известный исследователь Г.В. Мальцев, «в условиях подлинной демократии связь между правом и государством зависима и производна от связи между правом и обществом... Истинным создателем права является гражданское общество, а государство осуществляет известные действия по изданию юридических актов и организации их исполнения» [6, с. 32], трудно не согласиться с этим мнением, принимая его, необходимо признать неразрывную связь права с процессами и механизмами развития демократии и институтов гражданского общества в стране, поскольку гражданское общество утверждает и развивает себя только через упрочение демократии и ее институтов. Перефразируя известное выражение Гегеля, утверждавшего, что истина — это не результат, а процесс, мы можем говорить о том, что правопорядок — это не состояние, правовой порядок — это путь, который необходимо пройти и который надо одолеть. Путь, определяемый и увязанный с процессами развития демократии в стране, нелегкий и длительный.

Если мы попытаемся выразить то основное, что определяет процессы демократизации жизни современного общества, то обнаружим четкое и ясное для общества разделение прав и обязанностей между государственным и частным началом жизни. Государство призвано созидать условия существования и обеспечения прав и свобод граждан, и именно право здесь оказывается основанием. Права и свободы граждан, как стороны одной медали, — взаимозависимы. Нет свободы без прав, нет и права без определенной степени свободы. Баланс между ними — очень важная юридическая и социально-политическая величина. По сути дела, в немалой степени именно нарушение, или «перекосы», баланса между правами и обязанностями порождают деформацию в деятельности правоохранительных органов России.

Трудно (если вообще возможно) оспаривать положение, высказанное Гегелем в его знаменитом труде «Философия права» относительно идеи права: «Идея права есть свобода, и истинное ее понимание достигается лишь тогда, когда она познается в ее понятии и наличном бытии этого понятия» [4, с. 59]. При этом Гегель понимает, что утверждение и реализация идеи права могут быть сопряжены с использованием насилия и принуждения, но отмечает, что «то обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу» [4, с. 62]. Характерно также, что Гегелем идеи права не противопоставляются, но рассматриваются как модификации так называемого естественно-

МБЫ 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2010. № 4 (20)

го, философского и позитивного видов право-понимания. Иначе говоря, Гегель рассматривает право как основной способ и форму достижения и обеспечения свободы. Более того, в рамках этой традиции право выступает предпосылкой и своего рода гарантом и оплотом свободы как политической, так и социально-правовой.

Конечно, в процессах динамики права и политики происходили существенные изменения, и не только в ценностных приоритетах, но и в механизмах и способах достижения тех или иных целей. Наиболее существенным, судьбоносным поворотом, думается, стали процессы демократизации общественной жизни, которые все в большей мере определяют изменения условий бытия современного мира. Демократизация — это своего рода «взросление» общества как субъекта социального в целом, хотя она и вызывает «тектонические» сдвиги в структуре и формах власти. За эти изменения обществу приходится платить немалую цену. Непросто и держателям власти. Это болезненные процессы, но без них невозможно обойтись, их нельзя обойти и перепрыгнуть. Несмотря на препятствия, которые они встречают на своем пути со стороны власти, демократические процессы не могут быть остановлены. Идеи демократии стали достоянием миллионов (особенно в ХХ и XXI вв.), новой «религией» населения, порождая новые «социотрясения».

Имея объективные основания для своего укоренения и упрочения, демократия в самых различных формах и видах (буржуазная, социалистическая и т. д.) оказывает оздоровляющее воздействие и на сферу правопорядка. На протяжении ХХ в. на международном уровне (ООН) были приняты как несомненные принципы нормы, утверждающие веру в «основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и малых народов». Этот документ является поворотным в международном праве.

Можно утверждать, что в цивилизованных обществах передовых стран сформировалась новая система координат, которая вывела человека и гражданина из тени, с периферии жизненного пространства и поместила его права и интересы на передовые позиции правовых систем. Это в полной мере необходимо сделать и в России. Происходит естественная для такого процесса смена вех и «смещение акцентов» с государства с его институтами министерств, ведомств и всякого рода департаментов на общество, граждан с их интересами и потребностями. Закономерно, что именно граждане и их мнения в соответствии с новым Законом «О полиции» выступают основой для оценки деятельности того или иного правоохранительного органа страны.

Полагаем, что перемещение внимания с государства на общество стало базовым основанием для принятия Федерального закона «О полиции». «Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан» [1]. Это революционизирующее положение кардинально меняет существующие ныне механизмы и способы контроля за деятельностью правоохранительных структур страны. Логика демократизации проста и понятна — не общество существует для государства, а государство для общества. Защиту жизни, прав людей, потребности граждан, их интересы призваны в первую очередь обеспечить полицейские структуры. В ст. 1 Федерального закона «О полиции» утверждается: «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане, лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности» [1]. Это положение ключевое, оно фиксирует целевые основания деятельности полиции.

Для развития демократических процедур в обществе необходимо созидать и настойчиво, последовательно реализовывать способствующие этому как социально-экономические, так и мировоззренческие, идеологические меры. Это — забота современного государства, которое призвано проводить взвешенную соответствующую политику. Что касается социально-экономических предпосылок развития гражданского общества и демократии, то необходимым остается поиск более открытых для общественного контроля механизмов и способов распределения доходов граждан. Нужно существенно сокращать огромное и неоправданное экономически финансовое разделение на богатых и бедных в стране. Как отмечает финский исследователь проблем современного развития Тату Ванханен, «демократия предполагает распределение интеллектуальных и экономических ресурсов среди различных социальных групп. Следовательно, экономические ресурсы не должны быть сконцентрированы в руках нескольких государственных и частных компаний, а как можно более широко распределены, потому что это позволяет гражданам и организациям, представляющим их интересы, принимать независимое участие в политике» [3, с. 62].

Кроме того, необходимо обеспечивать соответствующие права граждан, которые смогли бы оценить деятельность полиции. Именно общественность, как выразитель интересов граждан-

5

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20)

б

ского общества, утверждается законодателем в качестве инстанции, призванной оценивать деятельность полиции. Отметим, что еще не совсем ясны механизмы и формы осуществления такого рода контроля. Полагаем, он должен соответствовать тем функциям, которые закреплены за полицией, и степени полноты их реализации. Необходимо также отразить каким-то образом уровень профессионализма и качество исполнения законодательства сотрудниками полиции. Теоретикам в области управления также предстоит немалая работа по разработке и исследованию критериев такого рода оценок. Оценивать качество работы полиции стало обычной практикой в странах Западной Европы, США и др., и можно обобщить имеющийся опыт. Копировать его нельзя, но нужно учиться на имеющихся наработках, отмечать недостатки, упущения, ошибки и просчеты.

Рассуждая о механизмах и способах осуществления функции контроля за правоохранительными структурами со стороны граждан, необходимо обратить внимание и на гражданское общество: готовы ли граждане нести полную ответственность? Невозможно дать однозначного положительного ответа на этот вопрос. Еще в античное время была высказана мысль о том, что государство, каким бы оно ни было, не может быть лучше, чем люди, которые его составляют. Платон, говоря о справедливости, отмечает, что большинство людей под справедливостью понимают «что пригодно для сильнейшего». [7, с. 106]. Немало людей воспринимают это как норму сегодня. Только правовых актов явно недостаточно для изменения этой установки и в деятельности полиции, и в позиции гражданина.

В сознании западноевропейцев постепенно утвердилась и не вызывает сомнения идея о том, что государство имеет «договорную» природу. Начиная с XVI—XVII вв. идея договорных начал во взаимоотношениях с государством активно используется в трудах английских и французских исследователей. Более того, к середине XVIII в. активно дебатируется вопрос о праве гражданского общества на сопротивление или расторжения договора в случае, если государство в лице короля не соблюдает суверенитет народа. Наиболее ярко и четко эту идею выразил Ж.-Ж. Руссо (1762 г.) в труде «Об общественном договоре». Еще определеннее и четче это положение выписано в тексте Конституции США (1787 г.), а затем — в судьбоносной для всего европейского народа «Декларации прав и свобод человека и гражданина», принятой Национальным учредительным собранием (Assemblée nationale constituante) и вступившей в силу в августе 1789 г. Философские идеи, таким образом, получают нормативное оформление в важнейших правовых актах своего времени.

С этого времени триада, состоящая из основных прав гражданина — демократических норм — разделения властей, стала исходным принципом развития США и европейских государств, а затем вышла за пределы отдельных регионов и была признана всемирной нормой.

Современное развитие невозможно без активного и равноправного партнерства совершенно разнородных и разнонаправленных социальных сил и позиций. Такое сотрудничество, призванное порождать согласие и мир, нередко приводит к враждебности, неприятию позиций и интересов другого, чуждого. Поэтому все более возрастающее значение приобретают новые консолидированные и согласованные нормы международного права, которые, несомненно, имеют приоритет перед национальным законодательством. Как бы мы ни относились к идеям и ценностям прав и свобод человека и гражданина, демократическим принципам, — они составляют всеобщее основание жизнедеятельности всех современных государств, это те общечеловеческие нормы, которые требуют признания и поддержки. Путь к примату ценностей идей права — непременная, доказавшая свою необходимость и ценность доминанта современного государства. Для реализации идеи права необходимо упорно и систематически поддерживать и возрождать, а также формировать традиции в пространстве культуры правового воспитания россиян: у истоков всякой традиции мы находим поступок, из которого вырастает привычка. А на месте привычки, ставшей «обычным делом», и формируется то, что мы именуем традицией.

Наряду с этим позитивный импульс развития получит правоохранительная система страны в целом, в результате начавшейся реформы, которая затрагивает все правоохранительные органы России. Для большинства специалистов ясно, что только системный характер преобразований и последовательная, упорная совместная работа государства и развивающегося гражданского общества в России — гарант тех позитивных сдвигов, на которые мы можем рассчитывать в ходе процессов модернизации всей ее правовой сферы. Речь, по сути, идет об эффективности российского государства, надежности и гарантиро-ванности его решений, что в условиях рынка и включенности страны в мировые хозяйственные процессы приобретает особую значимость. Иностранный капитал требует надежных и прозрачных правовых решений и гарантий. И вот этот экономический аспект является дополнительным мощным «стимулом» активного движения в направлении развития и реализации идеи права в современном российском обществе. На наш взгляд, идея права в настоящих условиях имеет, как никогда прежде, весьма высокие шансы для продвижения в жизнь. Несмотря на то, что это

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2010. № 4 (20)

сложный и болезненный процесс, он позитивный для страны. Твердый, уважаемый и стабильный закон России необходим, как гарантия ее стабильности и уверенности в будущем. Кроме того, все в большей степени понятие «качество жизни», его ключевые характеристики многие исследователи и политики соотносят с устойчивым и стабильным правовым порядком. В эпоху активного рыночного хозяйствования, интенсивного взаимодействия стран, правовые гарантии — необходимая предпосылка доверия к правовым институтам. Только те страны, которые в состоянии обеспечить правовые нормы, могут рассчитывать на инвестиции и полноценное сотрудничество. Думается, Россия исторически заслужила и созрела для того, чтобы реализовался один из важнейших принципов европейского права — правление законов, а не людей (A government of laws, and not of men). Как бы мы ни относились к этому принципу, для того чтобы быть понятыми и «понятными» западноевропейским партнерам, его реализация без оговорок и исключений не подлежит пересмотру. Это — осно-

ва международного сотрудничества и взаимодействия.

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон от 2 февраля 2011 г. № Ф3-3 // Рос. газ. 2011. 13 февр.

2. Бердяев Н.А. Духи русской революции. URL: http://www.philosophy.ru/library/berd/01/ html.

3. Ванханен Т. Россия соблюдает стандарты демократии // Реферативный журнал: тема недели. 2010. № 12 (54).

4. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

5. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991.

6. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2007.

7. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М., 1998.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

Д.В. ПОЖАРСКИИ,

докторант кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

Становление теории функций государства в отечественной юридической науке: историографический очерк

В статье рассматриваются вопросы становления функционального подхода в отечественной теории государства, предлагается историографический анализ проблемы функций государства.

историография, функции государства, социальное назначение, классовая сущность, цель и задачи, деятельность.

В любом серьезном научном исследовании невозможно обойтись без анализа историографии проблемы [4, с. 271]. В известной степени это относится к теории функций государства, вопросы становления и развития которой в большинстве современных исследований, как правило, не удостаиваются обстоятельного анализа. Некоторые положения, сформулированные и обоснованные «кем-то и когда-то»,

берутся как основа для дальнейшей разработки некритично, в качестве готовых. Создается впечатление об отсутствии научной полемики в период становления отечественной теории функций государства.

Между тем процесс ее формирования, поиск общепринятых понятий и конструкций был противоречивым и сопровождался серьезной дискуссией по целому ряду принципиальных позиций. По большинству из них было достигнуто относительное единодушие, некоторые так и не встретили широкой научной поддержки и были задвинуты на второй план, в связи с чем представляют определенный познавательный интерес.

Весьма уместны здесь слова В.В. Лазарева: «Очень бы хотелось поколебать скептицизм молодых, сомневающихся в достижениях на поприще юридической науки в советское время.

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.