Экспертиза
ПУПЫКИН Роман Александрович — кандидат политических наук, заведующий кафедрой теоретической и прикладной политологии Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета (344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, Большая Садовая ул., 105/42; proman2006@mail.ru)
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНИН КАК ОСНОВНЫЕ АКТОРЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Аннотация. В статье рассматривается роль государства и гражданина как основных акторов процесса формирования культуры ЗОЖа. Автор анализирует актуальное состояние данного вопроса в контексте проблем современного российского образования и здравоохранения; освещает основные приемы ведения государственной политики в отношении ЗОЖа; рассматривает вопрос о политике патернализма в сфере здравоохранения; подчеркивает, что эффективная платформа в сфере ЗОЖа является гарантией социально-экономической стабильности государства. В статье указывается, что партисипативизм становится необходимым условием формирования эмоционально устойчивой и физически здоровой личности, способной оказать положительное влияние на развитие национального генофонда. Ключевые слова: государственная политика в отношении ЗОЖ, пропаганда и популяризация ЗОЖ, культура ЗОЖ, патернализм, партисипативизм, антропоэкология, охрана здоровья, всеобщая диспансеризация, национальный генофонд
Политика по формированию особого отношения к здоровому образу жизни не является чем-то новым для России. За последние 20 лет было принято немало законопроектов, касающихся данной сферы, среди них ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1, ФЗ от «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»2, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года3.
Основные направления деятельности государственной власти предполагают не только популяризацию идей здорового образа жизни и введение ограничительных мер в отношении различных видов зависимости, но и попытку формулировки и внедрения в сознание россиян концепции здорового образа жизни. Данная политика направлена на все возрастные группы и требует значительных финансовых затрат. Так, в 2019 г. с целью пропаганды ЗОЖа планируется потратить 754,2 млн руб., в 2020 г. - 892,1 млн руб., в 2021 г. - 508,6 млн руб.4
Однако поддержание идеалов ЗОЖа требует совместных усилий различных акторов, поскольку здоровый образ жизни - это не только борьба с курением, наркоманией или алкоголизмом, а гораздо более разносторонний процесс. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние
1 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Доступ: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-21.11.2011-n-323-fz/ (проверено 12.01.2020).
2 Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Доступ: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-23.02.2013-n-15-fz/ (проверено 12.01.2020).
3 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Доступ: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (проверено 12.01.2020).
4 На пропаганду ЗОЖ в России потратят 750 млн. рублей. - Известия. Доступ: Ы^:// iz.ru/790971/2018-09-19/na-propagandu-zozh-v-rossii-potratiat-750-mln-rublei (проверено 12.01.2020).
полного физического, духовного и социального благополучия» [Мартыненко 2004], а не только как отсутствие болезней. То есть, здоровый образ жизни - это осознанная деятельность человека, которая и является профилактикой большинства заболеваний.
Ранее утверждалось, что в основу здорового образа жизни ложатся определенные биосоциальные принципы, поддерживающие целый комплекс поведенческих норм, среди которых самоограничение и самоорганизация являются ключевыми. «Здоровый образ жизни - это, прежде всего, деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека» [Мартыненко 2004].
К сожалению, молодое поколение более не воспринимает ЗОЖ как базовую потребность в процессе самоорганизации личности, а скорее как дань моде, что несет в себе очевидные опасности и менее очевидные положительные стороны. Подобное отношение к ЗОЖу в некотором роде переводит данную проблему в разряд имиджинговых. Использование различных технологий имиджмейкинга позволяет внедрить культуру ЗОЖа в молодежную среду. Пропаганда ЗОЖа через современных поп-идолов, видеоблогеров, политических лидеров нового поколения позволяет эффективно воздействовать на сознание значительной части российской молодежи. Многие из них привлекают внимание к проблеме употребления наркотиков, призывают к активной позиции в отношении ЗОЖа, правильному питанию, участию в марафонах и полумарафонах, проводимых во многих регионах нашей страны, формированию семейных традиций ЗОЖа и т.д.
В результате анализа деятельности государства как ведущего актора в процессе укоренения идеалов ЗОЖа в сознании россиян можно прийти к выводу, что в данной области были достигнуты некоторые положительные сдвиги. В частности, последовательное внедрение идей ЗОЖа вкупе со значительными материальными затратами, а также государственной поддержкой организаций, деятельность которых направлена на борьбу с алкогольной зависимостью, привели к ощутимому снижению уровня потребления алкоголя среди населения1.
Вместе с тем эти данные в первую очередь касаются употребления так называемого крепкого алкоголя, уровень которого довольно эффективно регулируется государством за счет повышения акцизов. Что касается «пивного» алкоголизма, то он продолжает активно развиваться. В современной России доля людей, потребляющих крепкий алкоголь, практически сравнялась с долей тех, кто регулярно употребляет слабоалкогольные напитки. Число пивных заведений сомнительного уровня постоянно растет как в крупных городах, так и в сельской местности. Все это происходит на фоне общего снижения объемов производства алкогольной продукции, что не может не привести к развитию употребления контрафактного алкоголя и росту числа алкогольных отравлений2.
Основные направления противодействия росту алкогольной зависимости нашли свое отражение в Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года3. Среди них можно
1 Употребление алкоголя. - Левада-Центр. Доступ: https://www.levada.ru/2017/05/18/ иро^еЫеше-а1]^о1уа/ (проверено 12.01.2020).
2 Потребление алкоголя в России. Доступ: Ы1р$://гахрег1.ги/Потребление_алкоголя_в_ России (проверено 12.01.2020).
3 Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. Доступ: http://www.fsrar.ru/policy_of_sobriety/koncepcia (проверено 12.01.2020).
выделить ужесточение условий розничной продажи алкогольных (в т.ч. и слабоалкогольных) напитков; контроль над всеми этапами производства и оборота спиртосодержащей продукции (в т.ч. над продажей алкогольной продукции несовершеннолетним); постепенное повышение акциза на алкогольную продукцию в целях снижения ее ценовой доступности; разработку и реализацию мероприятий, направленных на популяризацию ЗОЖа, региональных антиалкогольных программ, учитывающих особенности каждого региона; осуществление мер по своевременному выявлению заболеваний, связанных со злоупотреблением алкоголем.
Реализация всех этих мер способствует закреплению устойчивой тенденции к снижению уровня потребления алкогольной продукции. Оценка результатов проводимой государством политики ведется с привлечением научных критериев, а индикаторами ее эффективности являются снижение уровня потребления алкогольной продукции, уровня смертности, связанной с острым отравлением алкогольной продукцией; повышение степени вовлеченности детей и молодежи в занятия спортом. В частности, в рамках дальнейшего претворения Концепции в жизнь предусматривается «продолжить реализацию на федеральном уровне общего образования в части основных и дополнительных образовательных программ, касающихся формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, в том числе профилактики употребления алкогольной продукции учащимися и воспитанниками образовательных учреждений»1.
С целью реализации мер по увеличению уровня привлекательности ЗОЖа в молодежной среде к 2020 г. в российских школах планируется апробировать специальные программы, предназначенные для детей различных возрастных групп. Младших школьников будут учить, как регулировать состояние своего здоровья, а учеников старших классов знакомить с навыками оказания первой медицинской помощи2.
Проблема курения также остается по-прежнему актуальной. Несмотря на запрет рекламы в СМИ, рост цен на табачную продукцию, а также увеличение доли потребления относительно безопасных альтернативных средств доставки никотина в организм ^аре, IQOS, GLO), в России по-прежнему значительное число людей подвержены табакокурению. Одновременно с этим все большее число курильщиков заявляют, что хотели бы оставить в прошлом данную пагубную привычку. Так, согласно данным ВЦИОМа, 79% потребителей сигарет говорят, что хотели бы отказаться от табакокурения3.
Таким образом, государство как один из акторов процесса формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни занимается разработкой соответствующих законопроектов, пропагандой ЗОЖа в СМИ, образовательных учреждениях, в ходе проведения массовых мероприятий различной направленности (спортивных, молодежных, оздоровительных) и т.д.
Значительное внимание пропаганде ЗОЖа уделяется в ходе проведения молодежных форумов федерального и регионального уровней, в частности всероссийского молодежного арт-кластера «Таврида», всероссийского молодежного форума «Территория смыслов», международного молодежного форума «Байкал», всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер» и многих других. В рамках данных форумов проводятся занятия и мастер-классы, направленные на воспитание физической культуры, бережного отношения к
1 Там же.
2 Российских школьников начнут обучать ЗОЖ. Доступ: https://iz.ru/882733/2019-05-28/ rossiiskikh-shkolшkov-nachnut-obuchat-zozh (проверено 12.01.2020).
3 Курение в России: мониторинг. - ВЦИОМ. Доступ: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=1439 (проверено 12.01.2020).
собственному здоровью и здоровью окружающих, эстетизацию идеалов ЗОЖа. Ежегодно целые смены посвящены спортивным, танцевальным или экологическим тематикам. Так, в 2019 г. в рамках форума «Таврида 5.0» проходит смена «Таврида: танцы», участниками которой стали танцоры и ведущие хореографы страны, относящиеся к различным стилям. Одним из основных направлений Северо-Кавказского молодежного форума «Машук-2019» стало «вовлечение молодежи в ЗОЖ и занятия спортом, популяризация безопасности в молодежной среде»1. В России на сегодняшний день насчитывается более 250 молодежных форумов. Организация большинства из них предполагает проведение ежедневных спортивных соревнований, разминок, пробежек и игр на природе. Все это способствует формированию здорового генофонда нации, в основе которого мы видим эмоционально устойчивую и физически сильную личность.
Таким образом, ЗОЖ является важнейшей составляющей антропоэкологии, направленной на развитие социально-психологических и физических возможностей человека.
Антропоэкологический мониторинг предполагает проведение исследований, направленных на выявление степени влияния на жизнедеятельность россиян различных факторов окружающей среды; выстраивание взаимосвязей между сложнейшими региональными и межрегиональными процессами, направленными на изменение социально-трудовых условий и повышение трудового потенциала населения; прогнозирование экосоциальных условий, связанных с развитием генофонда страны; выявление потенциальных экологических угроз регионального и глобального характера, способных в ближайшей или отдаленной перспективе повлиять на распространение тех или иных болезней и т.д. Данные исследования проводятся как в направлении социологии личности, так и в направлении социологии субъекта труда. Рост уровня трудового потенциала населения за счет его оздоровления, а также расширения возрастных рамок трудоспособности является важнейшей задачей государства, в особенности в контексте текущего повышения пенсионного возраста.
По словам министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой, «международный опыт показывает, что для большинства стран мира путь от продолжительности жизни в 73 года до продолжительности жизни в 78 лет занимал больше трех десятилетий. В скандинавских странах - 36-38 лет, в США - 31 год. Самые короткие сроки, известные в мире, - 15 лет в Японии и в 13 - в Эстонии. Перед нами стоит задача пройти этим путем за шесть лет. Для того чтобы можно было сделать такой беспрецедентный рывок, мы проанализировали все факторы, которые влияют на состояние здоровья человека»2.
Важнейшее внимание здесь уделяется развитию партисипативизма, согласно которому каждый человек должен нести персональную ответственность за состояние своего здоровья, принимая активное участие в процессе оздоровления организма, не полагаясь в этом деле исключительно на помощь государства или отдельного врача. «Самый большой вклад в здоровье вносят сами люди. Не менее 60% - условия и образ жизни человека, то, как он питается, как двигается, есть ли у него гиподинамия, насколько он подвержен стрессам. Ну и влияние алкоголя и табака. Этот мощнейший блок является для нас важной мишенью для воздействия. 10-15% влияния оказывает микро- и макроэкология. Это природа и климат, на которые сложно влиять. Микронутриентное окруже-
1 Северо-Кавказский молодежный форум «Машук-2019». Доступ: https://myrosmol.ru/ measures/view/29166 (проверено 12.01.2020).
2 «Это абсолютный популизм, который пойдет во вред делу». - Известия. 28.05.2019. Доступ: https://iz.ru/882172/elena-loriia/eto-absoliutnyi-populizm-kotoryi-poidet-vo-vred-delu (проверено 12.01.2020).
ние и санитарно-эпидемиологическое состояние, на которые воздействовать уже проще»1. В результате Минздрав ставит перед собой весьма амбициозные задачи, согласно которым средняя продолжительность жизни в России должна составить к 2024 г. 78 лет.
Для достижения поставленных задач особое внимание должно уделяться качеству медицинского обслуживания, профилактическим мерам по борьбе с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, считающимися на сегодняшний день наиболее опасными и широко распространенными заболеваниями среди россиян. В качестве первичной профилактики, способной скорректировать факторы риска, здесь выступают ЗОЖ и своевременная вакцинация населения. Вторичная профилактика направлена на лечение уже приобретенных хронических заболеваний, стабилизацию и предотвращение дальнейшего развития болезни. Здесь также огромную роль играет активное участие больного в процессе формирования здоровых привычек.
С этой целью в рамках нацпроекта «Демография» была разработана новая модель общественного участия, направленная на развитие системы общественного здоровья. Эта модель предполагает дальнейшую разработку законодательной базы в отношении употребления алкогольной продукции и табакокурения (в т.ч. и в общественных местах); организацию общенациональной системы здорового питания, направленной на внедрение в рацион населения всех необходимых микронутриентов; создание информационной базы, включающей в себя лучшие примеры региональных практик по формированию здоровьесберегаю-щей среды; преобразование и развитие сети профилактических центров общественного здоровья с тем, чтобы на каждые 200-250 тыс. населения приходился как минимум один из них. Кроме того, на данный момент ведется разработка мер по привлечению волонтеров и некоммерческих организаций социальной направленности, а также спортивных организаций различного уровня к процессу массового вовлечения населения в ЗОЖ. Отдельная программа должна быть сформирована для каждого населенного пункта страны.
Следует отметить, что Министерство здравоохранения РФ занимается разработкой программ и проектов, предполагающих внедрение идеалов ЗОЖа не только в молодежной среде. В частности, 2019-2020 гг. правительство РФ объявило годами всеобщей диспансеризации взрослого населения. В 2020 г. всестороннее обследование должны пройти более 62 млн чел. «Для повышения охвата граждан профилактическими медицинскими осмотрами и диспансеризацией не только Минздрав, но и Министерство просвещения, Минобрнауки, Министерство спорта, Министерство транспорта, Минкомсвязи, Министерство труда обязаны размещать информационные материалы и проводить коммуникационные кампании, направленные на популяризацию профилактических медицинских осмотров и диспансеризации. Цель проводимых мероприятий -раннее выявление заболеваний и снижение смертности»2.
Если попытаться сравнить советский опыт в отношении формирования и внедрения идеологии ЗОЖа с современным российским, то можно отметить, что в СССР в основном наблюдалась ориентация на лечение болезней, а не на их профилактику. Население, в свою очередь, считало, что здоровье граждан -забота государства, что не могло не привести к снижению уровня гражданской инициативы в отношении сбережения личного здоровья [Михайлова 2015].
Современная политика России - это не попытка переложить обязанности
1 Там же.
2 В 2019-2020 годах в России проведут всеобщую диспансеризацию взрослого населения. Доступ: http://www.ng.ru/health/2019-07-09/7_7618_news1.htmI (проверено 12.01.2020).
202
ВЛАСТЬ
2020'01
государства на своих граждан в сфере здравоохранения, а отход от устаревшей советской патерналистской модели, что вписывается в рамки демократического процесса. Особый приоритет здесь отдается мотивации граждан на ведение здорового образа жизни. Именно ответственность и самостоятельность граждан в поддержании собственного здоровья является залогом успешной политики в сфере здравоохранения.
Состояние здоровья российской молодежи является одним из ключевых индикаторов социально-экономического развития государства, его потенциала [Ушакова 2007]. Именно в молодом возрасте закладываются базовые ценностные ориентации, формируется здоровая во всех отношениях личность. Современная социальная политика государства, затрагивающая сферу жизнедеятельности российской молодежи в области здравоохранения, в первую очередь связана с созданием нормативно-правовой базы. Молодежь активно вовлекается в ежегодные спортивные мероприятия. Наиболее массовыми из них являются «Кросс нации» и «Лыжня России». Также с 2014 г. был возрожден комплекс ГТО («Готов к труду и обороне»), направленный на развитие культуры массового спорта [Слепова и др. 2015]. Подавляющее большинство школьников проходят регистрацию на сайте ГТО, где определяются их физические возможности и ограничения, обозначается круг их спортивных интересов и предпочтений, проводятся соответствующие мероприятия по дальнейшему вовлечению в ЗОЖ.
В качестве каналов популяризации ЗОЖа в молодежной среде могут выступать не только семья, школа, вуз и другие общественные учреждения, но и СМИ и Интернет как основные источники информации для молодых россиян. С этой целью планируется продолжить создание многочисленных сериалов, фильмов и телевизионных проектов соответствующей направленности, неизменно пользующихся значительным интересом у российской аудитории.
Таким образом, патерналистская позиция государства в отношении ЗОЖа продиктована необходимостью увеличения числа здорового трудоспособного населения, готового принимать активное участие во всех социально-экономических процессах. Однако современный подход к данному вопросу предполагает постепенный отход от патерналистской модели к партисипативизму, предполагающему большую ответственность отдельного гражданина. В целом этот подход предполагает наличие четырех составляющих в структуре оказания медицинской помощи, которая должна быть предикативной, профилактической, персонализированной и партисипативной. Предполагается, что данные комплексные преобразования в ближайшие годы должны привести к улучшению качества и продолжительности жизни россиян.
Статья подготовлена в соответствии с внутренним грантом ЮФУ №ВнГр-07/2017-27.
Список литературы
Мартыненко А.В. 2004. Здоровый образ жизни молодежи. - Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 136-138.
Михайлова С. В. 2015. Роль государства в формировании у молодежи здорового образа жизни. - Международный научно-исследовательский журнал. № 7. С. 92-94.
Слепова Л.Н., Галич И.С., Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б. 2015. Роль государства в формировании здорового образа жизни учащейся молодежи. -Международный студенческий научный вестник. № 5-3.
2 0 2 0' 01
ВЛАСТЬ
203
Ушакова Я.В. 2007. Здоровье студентов и факторы его формирования. -Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 4. С. 197-202.
PUPYKIN Roman Aleksandrovich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Head of the Chair of Theoretical and Applied Political Science, Institute of Philosophy, Social and Political Science, Southern Federal University (105/42 Bolshaya Sadovaya St, Rostov-on-Don, Russia, 344006;proman2006@mail.ru)
STATE AND CITIZEN AS MAIN ACTORS OF THE PROCESS OF FORMING A CULTURE OF HEALTHY LIFESTYLE
Abstract. The article concentrates around the role of state and citizen as main actors of the process of forming a culture of healthy lifestyle, as well as the current state of the issue in the context of problems of modern Russian education and health care. It analyzes the main methods of conducting state policy on healthy lifestyle and the question of policy of paternalism in the field of health care. The author emphasizes that the effective platform in the field of healthy lifestyle is a guarantee of social and economic stability of the state and specifies that the participativism becomes a necessary condition of forming of emotionally steady and physically healthy personality capable to have a positive impact on the development of a national gene pool.
Keywords: state policy on healthy lifestyle, propaganda and promotion of healthy lifestyle culture, paternalism, participativism, anthropologic ecology, health protection, general medical examination, national gene pool
ЩЕГЛОВ Александр Федорович — кандидат философских наук, доцент кафедры истории, философии и социальных коммуникаций Омского государственного технического университета (644050, Россия, г. Омск, пр-кт Мира, 11; a_scheglov31@mail.ru)
АКУЛИЧ Игорь Анатольевич — кандидат политических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и таможенного дела Омского государственного технического университета (644050, Россия, г. Омск, пр-кт Мира, 11).
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС, А ТАКЖЕ ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
Аннотация. В статье определяются и рассматриваются компоненты механизма управления социальной адаптацией граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; выделяются перспективные направления функционирования указанного механизма. Особое внимание авторы уделяют неоднозначности функционирования механизма социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, что рассматривается на примере формирования систем их профессиональной переподготовки. Ключевые слова: социальная адаптация, социальная защита, уволенные в запас военнослужащие, система управления, механизм управления
связи с постоянной ротацией в вооруженных силах России возникла необходимость обеспечения социальных предпосылок нормального жизне-