Научная статья на тему 'Государство и формирование финансовых механизмов стимулирования предпринимательской активности'

Государство и формирование финансовых механизмов стимулирования предпринимательской активности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / BANKING SYSTEM / GOVERNMENT REGULATION / SMALL AND MEDIUM BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алгазина Александра Олеговна

В статье проанализирована взаимосвязь и обоснована необходимость эффективного взаимодействия органов государственной и исполнительной власти, предпринимательства и банков в современных условиях. Раскрываются основные проблемы, снижающие эффективность взаимодействия государства, малого и среднего бизнеса и банковского сектора. Сформулирован комплекс научно-практических рекомендаций, направленных на решение отмеченных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state and formation of financial mechanisms to encourage entrepreneurial activity«

The article analyzes the relationship and the necessity of an effective interaction between the government and the executives, business and banks in the modern world. There are revealed major problems that reduce the effectiveness of interaction between government, small and medium-sized businesses and the banking sector. It formulates a set of scientific and practical recommendations aimed at solving the mentioned problems.

Текст научной работы на тему «Государство и формирование финансовых механизмов стимулирования предпринимательской активности»

Выберем уровень значимости а равным 0,01 (вероятность ошибочного отклонения гипотезы о соответствии распределения нормальному), что является приемлемым для большинства случаев статистического анализа.

При заданном уровне значимости (а = 0,01) и числе степеней свободы (ё{ = 3) по таблицам значений критерия х2 Пирсона определим, что значение критерия у?та6л равно 11,34 [1, с. 623].

Поскольку х2 меньше, чем х2 „ , (9,82<11,34), то

■' эмп 1 табл1 ' ' ' ''

в соответствии с правилом применения критерия х2 следует заключить, что отклонения фактического распределения от нормального следует признать случайными. Другими словами, наблюдаемый вариационный ряд соответствует нормальному распределению с высокой степенью вероятности.

Таким образом, было проведено исследование рынка труда Омской области с использованием аппарата математической статистики.

Библиографический список

1. Елисеева, И. Общая теория статистики : учеб. для вузов / И. Елисеева. — М. : Финансы и статистика, 2006. — 655 с.

СТАУРСКИЙ Евгений Станиславович, кандидат технических наук, доцент (Россия), старший преподаватель кафедры экономической теории и финансового права.

Адрес для переписки: e-mail: Ses-qq@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 20.03.2012 г.

© Е. С. Стаурский

УДК 338242 А. О. АЛГАЗИНА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ГОСУДАРСТВО

И ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ МЕХАНИЗМОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ

В статье проанализирована взаимосвязь и обоснована необходимость эффективного взаимодействия органов государственной и исполнительной власти, предпринимательства и банков в современных условиях. Раскрываются основные проблемы, снижающие эффективность взаимодействия государства, малого и среднего бизнеса и банковского сектора. Сформулирован комплекс научно-практических рекомендаций, направленных на решение отмеченных проблем.

Ключевые слова: банковская система, государственное регулирование, малый и средний бизнес.

Устойчивый экономический рост нашей страны во многом определяется активным участием банковской системы в инвестиционном процессе и, прежде всего, в кредитовании малого и среднего бизнеса. В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о необходимости всемерного поддержания малого и среднего предпринимательства как со стороны законодательной и исполнительной власти, так и со стороны банковского сектора [1]. Важнейшая роль коммерческих банков в развитии малого бизнеса объясняется тем, что для малых предприятий получить финансовые средства из других источников достаточно сложно. Как показывает практика, малые предприятия практически не используют в качестве института внешнего финансирования фондовый рынок из-за высокой степени недоверия к нему. Коммерческий кредит также не способен эффективно решать финансовые проблемы предпринимателей. Вследствие слабой конкурентной позиции основной массы малых предприятий на товарных

рынках, они гораздо чаще реализуют собственные товары и услуги с отсрочкой платежа, чем получают кредиты от своих поставщиков. Следовательно, кредит становится основным и практически единственным вариантом внешнего финансирования.

В настоящее время в России на первый план вышли проблемы, связанные с существенным отставанием кредитно-финансовой системы от требований инновационной экономики. Российский кредитный рынок характеризуется институциональной неразвитостью, ограниченным набором используемых финансовых инструментов и услуг, отсутствием эффективных правовых механизмов, гарантирующих реализацию имущественных интересов участников кредитной сделки. Ориентация банков на работу с финансовыми инструментами в ущерб кредитованию производства приводит к сокращению объемов кредитования малого и среднего бизнеса. На рынке ссудных капиталов преобладает предложение кредитных ресурсов на короткий срок, что ограничива-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

ет инвестиционные возможности предприятий [2]. Кроме того, банки, обладающие кредитными ресурсами, но напуганные кризисом, пытаются найти «идеальных» заемщиков, минимизировать риски за счет работы только с первоклассными клиентами. В результате получается замкнутый круг. В этих условиях проблема ограниченного доступа к кредитам является общей для всех категорий хозяйствующих субъектов, но наиболее остро она проявляется в малом бизнесе.

В странах с развитой рыночной экономикой особая роль в финансово-кредитном обеспечении малого бизнеса принадлежит государству. В Российской Федерации, наряду с принятием Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», также была создана система кредитования предпринимательства, однако вследствие ограниченности бюджетных средств и неэффективности применяемого механизма кредитования она пока не оказывает существенного влияния на укрепление финансовой базы малых предприятий.

Учитывая сказанное, актуальность рассмотрения вопросов, связанных с повышением эффективности взаимодействия государства, малого и среднего бизнеса и банковского сектора, не вызывает сомнения.

В настоящее время государственная поддержка рынка осуществляется в рамках программ Российского банка развития (РосБР) и деятельности гарантийных фондов. Вплоть до 2008 года деятельность государства по поддержке финансирования субъектов малого и среднего бизнеса была практически незаметна на фоне общего роста рынка кредитования МСБ. Ситуация кардинально изменилась в 2008 году после перевода РосБР в состав Внешэкономбанка, что повысило статус и расширило спектр функций института развития. РосБР стал частью государственной программы по поддержке МСБ в сфере обеспечения финансирования малого и среднего предпринимательства. В результате по итогам 2008 года объем финансовой поддержки, предоставленной РосБР через банки-партнеры и организации инфраструктуры, достиг 10,3 млрд рублей, на 70% превысив результаты 2007 года.

В условиях существенного ухудшения экономической ситуации в России в 2008 — 2009 годах Российский банк развития сыграл ключевую роль в вопросе поддержки субъектов МСБ. В июне 2009 года была запущена программа «Рефинансирование», особенностью которой стало распределение денежных средств в соответствии с так называемыми региональными лимитами, то есть максимальной суммы средств, которую смогут получить субъекты малого и среднего бизнеса данного региона. Принцип региональных лимитов позволил перераспределить часть средств в пользу тех регионов, в которых доступ субъектов МСБ к заемным средствам затруднен по тем или иным причинам. При этом в структуре лимитов отсутствует явный перекос средств в пользу крупнейших экономических субъектов РФ, что позволяет рассчитывать на высокую эффективность программы в регионах. Реализация программы предусматривает рефинансирование кредитов, предоставленных банками-партнерами субъектам МСБ, под залог ранее сформированных ими за счет собственных (привлеченных) средств портфелей кредитов МСБ. Обязательным условием является направление полученных от рефинансирования средств на дальнейшее кредитование субъектов малого и среднего бизнеса, за счет чего обеспечива-

ется мультипликационный эффект программы. При этом РосБР осуществляет контроль предоставления банками-партнерами кредитов субъектам МСБ — как дистанционный (на основе предоставляемой банками-партнерами отчетности и документов), так и с выездом на место осуществления банками-пар-тнерами и субъектами малого и среднего бизнеса своей финансово-хозяйственной деятельности. Для расширения возможностей программы в нее были также включены организации инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса: лизинговые и факторинговые компании, микрофинансовые организации, региональные фонды поддержки предпринимательства [3].

По состоянию на 01.01.2011 года, в программе «Рефинансирование» участвуют 116 банков-партне-ров и 85 организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Притом с начала функционирования программы (01.07.2009) банкам-пар-тнерам было предоставлено кредитных средств на сумму 24,3 млрд рублей. С учетом общего объема выданных банками за указанный период кредитов МСБ государственная поддержка составляет менее 1% рынка. Тем не менее направлена она именно в «узкие» места. На 01.01.2011 года 66% средств РосБР размещены на срок от 2 до 3 лет, а значимую долю (21%) в портфеле занимает промышленность. При том, что 50% портфеля — крупные кредиты, это позволяет предположить инвестиционный характер финансирования [4]. Таким образом, государственные средства направлены в те сегменты рынка, которые многие средние и мелкие банки, прежде всего в регионах, из-за слабой диверсификации ресурсной базы освоить не могут.

Для того чтобы расширить возможности двухуровневой модели рефинансирования, в середине 2010 года была запущена программа «Финансирование для инноваций и модернизации», целью которой является обеспечение финансирования инновационных и модернизационных проектов МСБ в производственном секторе экономики и области современных технологий. Ее реализация осуществляется как за счет целевого финансирования банков-пар-тнеров, так и путем участия ОАО РосБР в капитале инновационных и модернизационных предприятий МСБ (через специально созданный Фонд прямых инвестиций) (рис. 1). Объем предоставленных средств на текущий момент совсем не велик — всего 285 млн рублей по состоянию на 01.01.2011 года, однако потенциал программы достаточно высок, поскольку она дает реальную возможность малым и средним предприятиям на выгодных условиях получить долгосрочные средства на обновление основных фондов и улучшение качества продукции.

В России уже функционирует более 60 гарантийных фондов, и все большее число банков расширяет возможности кредитования под государственные поручительства. В связи с традиционной проблемой малого и среднего бизнеса — отсутствием качественного обеспечения — подобная мера государственной поддержки рассматривается нами как одна из приоритетных. Обеспечение потребности малых и средних предприятий в кредите является обязательной предпосылкой для формирования современной модели малого бизнеса.

Факторы, препятствующие более быстрому росту объемов кредитования малого и среднего бизнеса, можно разделить на две условные группы: особенности компаний сегмента и условия бизнес-среды. Первая группа факторов включает в себя

Рис. 1. Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном и региональном уровнях 1

вполне известные особенности небольших компаний: недостаточность залогового обеспечения, непрозрачность бизнеса, низкое качество управления. С этими факторами банки, специализирующиеся на кредитовании сегмента, так или иначе научились работать — применяются адаптированные под сегмент методики оценки риска, используются скоринговые методы оценки клиентов и кредитные продукты без залогового обеспечения. В современных условиях важнейшим условием развития сектора является улучшение качества предпринимательской среды в целом. Это касается снижения административных барьеров, последовательной борьбы с коррупцией и любыми формами злоупотреблений со стороны административного аппарата, проведения взвешенной налоговой политики, пропаганде и популяризации малого бизнеса в стране. Эффективная работа по данному направлению возможна только при объеди-

нении всех заинтересованных сторон: государства, финансовых организаций и предпринимательских сообществ.

Роль государства в поддержке малого и среднего бизнеса в последние годы существенно возросла, однако относительные объемы данной поддержки, конечно же, далеки от общих объемов рынка. Наиболее востребованными механизмами финансовой поддержки предпринимательства в современных условиях являются предоставление поручительств по кредитам малого и среднего бизнеса, программы по субсидированию процентной ставки по отдельным видам предпринимательской деятельности (в том числе по лизинговым договорам), а также выдача грантов и разовых субсидий на развитие бизнеса.

Вместе с тем малый и средний бизнес нуждается в дополнительных мерах государственной поддержки. В ближайшие несколько лет, на наш взгляд,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

большую актуальность будут иметь меры как финансовой, так и нефинансовой поддержки для формирования благоприятной предпринимательской среды. Эффективным стимулом кредитования малого и среднего бизнеса могут стать такие дополнительные меры, как:

— оптимизация и упрощение работы гарантийных фондов, снижение стоимости их услуг, а также возможность получения предпринимателем поручительства гарантийного фонда под start-up кредит;

—упрощение и ускорение процедуры получения государственных грантов и субсидий начинающими предпринимателями;

— развитие информационной среды, мероприятия по популяризации малого предпринимательства, развитие общефедеральных образовательных программ для предпринимателей (в том числе дистанционных и с использованием Интернета), создание новых специализированных СМИ, ориентированных на малый и средний бизнес;

— введение налоговых «каникул» и специальных налоговых льгот для начинающих предпринимателей;

— повышение обязательной доли МСБ при размещении государственных заказов.

По объективным причинам в ближайшие два года вряд ли стоит ожидать интенсивного (или резко экспоненциального) роста рынка кредитования. Хотя бы в силу сохраняющихся посткризисных факторов, которые продолжают негативно влиять на деловую активность в сегменте малого и среднего бизнеса. Однако на фоне улучшающейся макроэкономической ситуации расширения рынка кредитования в целом в перспективе полутора — двух лет

динамика рынка кредитования малого и среднего бизнеса будет идти с превышением показателей 2010 — 2011 годов.

Примечание

1 Схема составлена автором.

Библиографический список

1. Романенко, Е. В. Малое предпринимательство и инновационный характер развития экономики России : монография / Е. В. Романенко. — М. : Креативная экономика, 2010. — 251 с.

2. Бирюков, В. В. Особенности предпринимательской деятельности в инновационной экономике / В. В. Бирюков // Вестник СибАДИ. - 2011. - № 18. - С. 60-64.

3. Предпринимательство в России: результаты и противоречия развития : монография / под науч. ред. В. М. Юрьева // Кн. III: Императивы государственной поддержки предпринимательской деятельности в современной России. - Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. - 235 с.

4. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 10.01.2011).

АЛГАЗИНА Александра Олеговна, аспирантка кафедры общей экономики и права, ведущий специалист филиала «Омский» ОАО «ОТП Банк».

Адрес для переписки: 644080, г. Омск, пр. Мира, 5.

Статья поступила в редакцию 20.01.2011 г.

© А. О. Алгазина

УДК 33 : 624 О. В. ДЕМИДЕНКО

Омская гуманитарная академия

ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗМЕРА РЕЗЕРВА МАТЕРИАЛОВ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА

Приводится методика планирования обоснованного размера страхового запаса материалов на строительной площадке, обеспечивающая непрерывность работы поточных линий.

Ключевые слова: планирование, строительный поток, график поставки, страховой запас, оборотные средства, эффективность строительства.

Одним из основных условий экономического функционирования поточных линий в строительстве является своевременное и качественное их обеспечение материально-техническими ресурсами в количестве, достаточном для выполнения предусмотренного технологическим графиком объема работ. Это обеспечит непрерывность работы поточных линий, равномерность потребления материалов и в итоге позволит оптимизировать сроки

строительстваобъектовиснизитьстоимостьихвозве-

дения.

Организуя обеспечение строительных потоков всеми необходимыми материалами на основе технологических графиков в количестве, соответствующем запланированному темпу производства работ, подразделения производственно-технологической комплектации оказывают значительное влияние на повышение организационного уровня строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.