Научная статья на тему 'Государство, бизнес, профсоюзы: дискуссия по вопросу о заработной плате и ценах в США в 1945–1947 гг.'

Государство, бизнес, профсоюзы: дискуссия по вопросу о заработной плате и ценах в США в 1945–1947 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

83
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / государство / бизнес / профсоюзы / трудовые отношения / Г. Трумэн / КПП / АФТ / the USA / state / business / labor unions / labor relations / H. Truman / CIO / AFL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корякова Ирина Константиновна

В статье исследуется позиция американских профсоюзов по вопросу о повышении заработной платы, регулировании цен, объясняются причины обострения трудовых конфликтов после окончания Второй мировой войны, анализируется позиция государства и бизнеса, имевших целью переложить все тяготы реконверсии на рабочих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government, Business, Labor Unions: A Discussion on Wages and Prices in the USA in 1945–1947

The article examines the position of American labor unions on the issue of wage increases, price regulation, explains the reasons for the aggravation of labor conflicts after the end of World War II, analyzes the position of the state and business, which aimed to shift all the hardships of reconversion to workers.

Текст научной работы на тему «Государство, бизнес, профсоюзы: дискуссия по вопросу о заработной плате и ценах в США в 1945–1947 гг.»

И.К. КОРЯКОВА

ГОСУДАРСТВО, БИЗНЕС, ПРОФСОЮЗЫ: ДИСКУССИЯ ПО ВОПРОСУ О ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ И ЦЕНАХ В США В 1945-1947 гг.

I.K. Koryakova

GOVERNMENT, BUSINESS, LABOR UNIONS: A DISCUSSION ON WAGES AND PRICES IN THE USA IN 1945-1947

В статье исследуется позиция американских профсоюзов по вопросу о повышении заработной платы, регулировании цен, объясняются причины обострения трудовых конфликтов после окончания Второй мировой войны, анализируется позиция государства и бизнеса, имевших целью переложить все тяготы реконверсии на рабочих.

Ключевые слова: США, государство, бизнес, профсоюзы, трудовые отношения, Г. Трумэн, КПП, АФТ.

The article examines the position of American labor unions on the issue of wage increases, price regulation, explains the reasons for the aggravation of labor conflicts after the end of World War II, analyzes the position of the state and business, which aimed to shift all the hardships of reconversion to workers.

Keywords: the USA, state, business, labor unions, labor relations, H. Truman, CIO, AFL.

Задача защиты социально-экономических прав рабочих и в первую очередь недопущения снижения их жизненного уровня с началом реконверсии (перестройки экономики с военных на мирные рельсы развития) в США после окончания Второй мировой войны, в 1945-1947 гг., стала одной из главных для американских профсоюзов, объединенных в Американскую федерацию труда (АФТ) и Конгресс производственных профсоюзов (КПП). Анализ причин резкого усиления борьбы рабочих за повышение заработной платы в указанные годы, рассмотрение позиции американского бизнеса и государства по этому вопросу являются задачей данной статьи.

Несправедливость государственной политики регулирования заработной платы и цен в годы Второй мировой войны была очевидной. В результате проведения такой политики базовые ставки заработной платы с января

1941 по июль 1945 г. возросли на 24%, а стоимость жизни поднялась на 33%1, что было неблагоприятным для рабочих соотношением двух важнейших экономических показателей и являлось крупной победой предпринимателей, достигнутой с помощью государства.

Однако если почасовые ставки заработной платы рабочих отставали от стоимости жизни, то валовые заработки, на что любил обращать внимание бизнес, обгоняли ее рост. Это происходило из-за того, что в условиях нехватки рабочей силы в военное время рабочие были заняты на производстве не 40, а в среднем 48 часов в неделю. Согласно закону «о справедливых условиях труда» 1938 г., установившему 40-часовую рабочую неделю, каждый дополнительный час оплачивался в полуторном размере. В итоге с учетом всевозможных дополнительных выплат за сверхурочный труд, за работу в ночное время, в праздничные дни валовые недельные заработки выросли на 28%, а с учетом увеличения федеральных налогов - на 24%. Однако, как указывал Н.В. Сивачев, «этот рост происходил вследствие интенсификации труда за счет усиления эксплуатации трудящихся» . Столь очевидная антирабочая направленность политики государственного регулирования цен и заработной платы в годы войны способствовала получению предпринимателями рекордных прибылей. Таким образом, государство оказалось важнейшим фактором сдерживания роста заработной платы.

Американские профсоюзы соглашались мириться со столь очевидной несправедливостью государственной политики регулирования цен и заработной платы, осознавая важность мобилизации всех сил нации на разгром фашизма, даже в этих целях отказавшись от проведения забастовок. Однако победа антигитлеровской коалиции делала неизбежным обострение борьбы по вопросу о заработной плате с наступлением мира.

1 Сивачев Н.В. США: государство и рабочий класс (от образования Соединенных Штатов Америки до окончания второй мировой войны). М., 1982. С. 266.

2 Сивачев Н.В. Указ. соч. С. 267.

Лидеры и АФТ, и КПП уже весной-летом 1945 г. озвучили цели возглавляемых ими объединений: добиваться пересмотра политики государ-

о

ства в области регулирования цен и заработной платы . В профсоюзной прессе вопрос о повышении заработной платы по окончании войны назывался «коренным»4 для американских рабочих.

Позицию профсоюзов разделяла и часть законодателей. 70 членов конгресса США, 65 из которых являлись демократами, вручили президенту Г. Трумэну петицию с требованием увеличить ставки оплаты труда на 20%5.

Однако и правительство, и бизнес отказывались реагировать на справедливые требования профсоюзов, что происходило на фоне стремительного снижения уровня жизни рабочих из-за уменьшения дополнительных выплат за сверхурочную работу по причине сворачивания военного производства, а соответственно, перехода от 48-часовой рабочей недели в январе 1948 г. к 40-часовой рабочей неделе в августе 1945 г. В результате к осени 1945 г. валовые недельные заработки рабочих снизились почти на 20-30%.

В новых условиях рядовые члены рабочих объединений стали активно требовать от своих лидеров осуществления эффективных действий по решению данного вопроса, настаивая в первую очередь на том, чтобы добиваться от бизнеса повышения почасовых ставок оплаты труда на 20-30% при сохранении контроля государства за ценами6. К тому же, по мнению лидеров как АФТ, так и КПП, увеличение размера заработной платы обеспечивало более высокую покупательную способность потребителя в стране как основу ее экономического процветания7. Красноречивы слова одного из лидеров КПП У. Рейтера, произнесенные им в августе 1945 г.: «Война дока-

3 United Automobile Worker. Sept. 1, 1945; Bernstein B. The Truman Administration and Its Reconversion Wage Policy // Labor History. 1965. Fall. №3. P. 216; Minutes of the Meeting of the Executive Council. American Federation of Labor. Aug. 6-14, 1945. P. 80 // George Meany Memorial Archives (далее - GMMA).

4 United Automobile Worker. Nov. 1945.

5 См.: Bernstein B. Op. cit. P. 216.

6 Nation. Jan. 12, 1946. P. 35.

7 United Automobile Worker. Sept. 1, 1945.

зала, что производство не является нашей проблемой; наша проблема - это

о

потребление» .

Американские профсоюзы настаивали на повышении заработной платы без увеличения цен. С точки зрения лидеров АФТ и КПП, бизнес мог пойти на это за счет прибылей, полученных им в годы войны9.

Многие члены администрации Трумэна также считали, что предприниматели «могли позволить себе существенное повышение заработной платы без увеличения цен10. По расчетам известного экономиста Р. Натана, являвшегося заместителем директора Управления военной мобилизации и реконверсии, сделанным в октябре 1945 г., предприниматели могли поднять почасовые ставки оплаты труда на 24% в среднем по промышленности, получив те же прибыли, что и в годы войны11. Близки к данным оценкам и

1 9

расчеты министерства торговли США .

Президент Г. Трумэн, осознавая неизбежность резкого обострения трудовых отношений по вопросу о заработной плате, был вынужден признать несправедливый характер государственной политики регулирования заработной платы в годы войны и официально высказался в октябре 1945 г.

о необходимости повышения базовых ставок оплаты труда в условиях рез-

1 ^

кого сокращения валовых заработков рабочих .

Однако бизнес, поддержанный в этом вопросе консерваторами во главе с сенатором Р. Тафтом в конгрессе США, твердо выступил против увеличения заработной платы рабочих без отмены государственного контроля за

8 Цит. по: Lichtenstein N. The Most Dangerous Man in Detroit: Walter Reuther and Fate of American Labor. N.Y., 1995. P. 220.

9 «America United». A Radio Forum. Mar. 18, 1945. 13/4. AFL Pamphlets (1889-1955) // GMMA; Hearings before the Committee on Banking and Currency United States Senate. Seventy-Ninth Congress Second Session on S. 2028. A Bill to Amend the Emergency Price Control Act of 1942. As Amended and the Stabilization Act of 1942, as Amended and for Other Purposes. Vol. 1. Washington, 1946. P. 585.

10 Bernstein B. Op. cit. P. 224.

11 Ibid. P. 225.

12 HalpernM. UAW Politics in the Cold War Era. N.Y., 1988. P. 60.

13 Public Papers of the Presidents of the United States. Harry S. Truman. 12 Apr. to 31 Dec. 1945. Washington, 1961. P. 439-449.

ценами, намереваясь любое повышение почасовых ставок оплаты труда компенсировать увеличением цен на производимую продукцию.

Г. Трумэн, поддержавший идею повышения заработной платы без увеличения цен, фактически «увиливал»14, отказавшись использовать свои полномочия для претворения данной идеи в жизнь.

В итоге осенью 1945 г. в США началось мощное забастовочное движение, продолжавшееся до лета 1946 г., в центре которого стоял вопрос о заработной плате15. Бизнес согласился пойти на повышение базовых ставок оплаты труда в среднем на 15-20% после того, как государство в лице Г. Трумэна разрешило предпринимателям компенсировать это повышение увеличением цен на производимую их компаниями продукцию. В ноябре 1946 г. государственный контроль за ценами и заработной платой был отменен. Как следствие этого, прибавки к заработной плате, которых добились рабочие, стремительно обесценились на фоне развернувшейся инфляции.

Один из лидеров АФТ и наиболее влиятельных фигур в ее руководстве М. Уолл признавал, что увеличения в ставках заработной платы в начале 1946 г. были «уничтожены быстрым ростом потребительских цен»16. Особую обеспокоенность М. Уолл выразил небывалым ростом цен на продукты питания, так как расходы на них составили «более одной трети бюд-

1 7

жета» рабочего. Это происходило на фоне значительного увеличения прибылей корпораций, когда даже президент Национальной ассоциации промышленников (НАП) Э. Бантинг был вынужден признать, что прибыли предприятий обрабатывающего сектора экономики США после уплаты

14 Lichtenstein N. Op. cit. P. 226.

15 История рабочего движения в США в новейшее время. М., 1971. Т. 2. С. 182.

16 Current Price Developments and the Problem of Economic Stabilization. Hearings before the Joint Committee on the Economic Report. Congress of the United States. Eightieth Congress. First Session. Pursuant to Sec. 5(a) of Public Law. 304, 79th Congress. Part 1. June 24, 25, 26, July 2-17, 1947. P. 233.

17 Ibid. P. 234-235.

налогов выросли с 1939 по 1946 г. более чем в два раза, превысив самый

1 R

высокий свой уровень 1943 г.10 Это позволило Ф. Мэррэю, главе КПП, назвать рост стоимости жизни «организованным грабежом»19.

С предложением тщательно исследовать данный вопрос и представить результаты исследования на общественное обсуждение лидеры КПП обратились к пользующемуся авторитетом как среди предпринимателей, так и в правительственных кругах (в годы Второй мировой войны он работал на правительство США) известному экономисту Р. Натану. 11 декабря 1946 г. составленный им доклад «Национальная политика по заработной плате на 1947 г. Анализ, подготовленный для Конгресса производственных профсоюзов» был опубликован, вызвав широкий резонанс в американском обществе. Жаркая дискуссия разгорелась вокруг принципиальных вопросов, поднятых авторитетным и серьезным экономистом: произошло ли снижение уровня жизни американских рабочих к ноябрю 1946 г. и если произошло, чем это объяснялось; необходимо ли повышать базовые ставки оплаты труда; увеличились ли прибыли предпринимателей и стоит ли за их счет повышать заработную плату рабочим.

Р. Натан убедительно доказал, что с января 1945 г. по октябрь 1946 г. произошло уменьшение реальной недельной заработной платы рабочих в среднем на 21%. Р. Натан выделил две основные причины этого: сокращение выплат за сверхурочную работу в связи со свертыванием военного производства (при этом увеличение средней почасовой оплаты труда, которого добились рабочие зимой-весной 1946 г., не компенсировало им полностью утрату выплат за потерянную ими сверхурочную работу), а также неудержимый рост цен, составивший 16,8% и в результате обесценивший прибавки к заработной плате, которых добились рабочие зимой-весной 1946 г.

18 Ibid. P. 233.

19 Advance. Apr. 15, 1947.

20 A National Wage Policy for 1947. Analysis Prepared for the Congress of Industrial Organizations by Robert R. Nathan Associates. Inc. Washington, 1946. P. 23, 49-51.

В результате серьезно подрывался уровень жизни больших масс американцев, и Р. Натан делал логичный вывод о том, что, учитывая инфляцию и сокращение заработной платы из-за свертывания военного производства, было необходимо увеличить почасовые ставки оплаты труда на 23%, чтобы восстановить размер недельных заработков рабочих на уровне января

л1 л л

1945 г. Натан считал «возможным» и «необходимым» повысить заработную плату рабочим без увеличения цен, за счет астрономических прибылей корпораций, обосновывая это тем, что в годы Второй мировой войны прибыли всех корпораций до уплаты налогов выросли до беспрецедентных высот.

По мнению Р. Натана, только повысив заработную плату, можно добиться «индустриального мира», расширения производства и «в итоге стал о

бильного процветания» . Его идея заключалась в том, что после увеличения базовых ставок заработной платы в среднем на 23%, без повышения при этом цен, прибыли бизнеса все равно будут не менее чем в два раза выше их среднего размера в 1936-1939 гг., или на уровне 1943 г., когда их размер в годы войны был наивысшим. Р. Натан исходил из того, что следовало сохранить и прибыли на их пиковом уровне 1943 г., и заработную плату на ее высшем уровне января 1945 г.

Доклад Р. Натана вызвал негодование в предпринимательских кругах. Особое возмущение высказывалось по поводу хорошо аргументированных расчетов, что бизнес мог позволить повышение заработной платы без увеличения цен, за счет своих прибылей. Р. Натан являлся авторитетным экономистом, а положения и выводы доклада оказались настолько логичными и убедительными, что НАП незамедлительно подготовила контрдоклад «Взгляд промышленности на доклад Натана. Его оценка», который лег в ос-

21 Ibid. P. 12.

22 Ibid. P. 8, 13.

23 Ibid. P. 13, 14.

нову выступления главного экономиста НАП Р. Роби на пресс-конференции 30 декабря 1946 г. Главная цель контрдоклада состояла в том, чтобы доказать, что Р. Натан «не прав и основные идеи его доклада не внушают дове-

24

рия» .

Однако сделать это было очень сложно, и тогда экономисты из НАП прибегли к приему, который фактически сводился к тому, чтобы ввести общественность в заблуждение. Опровержение аргументов Натана они начали с критики выбранного им уровня заработной платы, с которым сравнивалась заработная плата октября 1946 г., - а именно, уровня заработной платы в январе 1945 г. Экономисты НАП утверждали, что неправомерно сравнивать размер заработной платы октября 1946 г. с тем, который был наивысшим в годы Второй мировой войны, то есть с заработной платой в январе 1945 г. С их точки зрения, сравнивать следовало с самым низшим уровнем заработной платы, то есть с заработной платой в 1939 г., что рисовало совершенно отличную от оценок Натана картину. Средние недельные заработки рабочих обрабатывающих отраслей производства в октябре 1946 г. были на 92% выше, чем в 1939 г., потребительские цены только на 49% выше, чем в 1939 г., а средние почасовые ставки увеличились за тот же период на 79%.

Сравнение с наихудшими показателями заработной платы свидетельствовало о стремлении заморозить реальную заработную плату. В 1939 г. экономика США еще не преодолела последствий страшного потрясения 1929-1933 гг. и с трудом выходила из очередного экономического кризиса, армия безработных насчитывала 9,5 млн человек, чья «заработная плата» измерялась нулевым показателем.

24 National Association of the Manufacturers of the United States of America. Research Department. 1946. The Nathan Report. An Appraisal of Robert R. Nathan's «A National Wage Policy for 1947». N.Y., 1946. P. 1.

Эксперты НАП фактически отвергли предложенный Р. Натаном подход рассматривать и оценивать рост цен, заработной платы и прибылей в комплексе и в итоге представили искаженную картину действительности. Так, если средняя недельная заработная плата в октябре 1946 г. выросла по сравнению с уровнем 1939 г. менее чем в два раза, то прибыли корпораций

л ^

после уплаты налогов увеличились в три раза . Таким образом создавался дисбаланс роста заработной платы и прибылей, представлявший угрозу стабильности развития экономики.

Экономистам из НАП также не удалось доказать, что доклад Р. Натана, как они подчеркивали, «внешне очень убедительный», базировался на «замалчивании статистики» о тенденциях роста заработной платы и цен с 1939 г. и на «неверном истолковании» более поздних цен26. Так, они предприняли попытку убедить общественность в том, что основное уменьшение «реальных» еженедельных заработков к октябрю 1946 г. произошло по причине сокращения рабочей недели с 45 часов до 40,5 часов, а следовательно, предложение Р. Натана об увеличении недельной заработной платы на 23% путем увеличения почасовых ставок оплаты труда на 23% , было безосновательным, так как рабочие производили в результате меньшее количество товаров (работая на пять часов меньше), а «кое-что не должно происходить

97

из ничего» . В докладе НАП утверждалось, что губительно для экономики платить рабочему за 40 часов работы такую же заработную плату, как и за 45 часов. По мнению предпринимателей, можно было пойти на это, если бы производительность труда увеличилась и рабочий за 40 часов работы производил бы столько же, сколько за 45 часов.

При этом экономисты НАП, безусловно, сознательно лукавили, замалчивая тот факт, что главной причиной сокращения реальных недельных

25 Cm.: A National Wage Policy for 1947. P. 61-63.

26 National Association of the Manufacturers... P. 5, 10.

27 Ibid. P. 4.

заработков рабочих к ноябрю 1946 г. явилась уже не утрата ими дополнительных выплат за сверхурочную работу, а значительный рост цен с июля 1946 г.

Не удалось экспертам НАП опровергнуть и положение доклада Р. Натана о снижении реальных почасовых ставок оплаты труда в среднем на 8% к ноябрю 1946 г. Они согласились с методом, использованным Натаном для вычислений изменений в «реальной» базовой ставке оплаты труда с января 1945 г. по октябрь 1946 г., и, соответственно, были вынуждены признать, что «реальная» средняя почасовая заработная плата сократилась28.

Возмутило бизнес и такое положение доклада Р. Натана, как значительное отставание дохода среднего рабочего от минимальной потребительской корзины. По мнению экономистов НАП, Натан в этом вопросе сделал

29

«умышленное ложное заявление» , так как, во-первых, с их точки зрения, неправомерно сравнивать месячный доход одного работника с месячным минимальным уровнем жизни семьи из четырех человек, так как и другие члены семьи могли зарабатывать деньги, а, во-вторых, утверждали они, Бюро трудовой статистики давало другие цифры о минимальной корзине. На 1944 г. она составляла 1950 долларов для семьи из четырех человек, а в 1946 г. она уже равнялась 2300 долларам в год. И если годовой доход в 2 300 долларов означал недельный заработок в размере 44 доллара 23 цента, а средний рабочий в обрабатывающей промышленности получал 45 долларов 10 центов в неделю в октябре 1946 г., то его семья, с точки зрения американских предпринимателей, жила даже лучше минимального уровня жиз-ни30.

И вновь данные аргументы разработчиков доклада НАП свидетельствовали прежде всего о введении общественности в заблуждение. Во-

28 Ibid. P. 5.

29 Ibid. P. 8.

30 Ibid. P. 10.

первых, большая часть жен американских рабочих являлись домохозяйками, а следовательно, не приносили дополнительного дохода в семью. Во-вторых, согласно официальным правительственным данным, которые привел Ф. Мэррэй, выступая на VIII съезде КПП осенью 1946 г., 70% семей в начале 1946 г. зарабатывали менее 3000 долларов в год, а 47% семей имели

о 1

доход менее 2000 долларов в год .

В итоге, несмотря на все ухищрения экспертов НАП, «статистика и арифметика» Р. Натана так и остались «неопровержимыми».

В начале 1947 г. дискуссия о правомерности требований профсоюзов о повышении заработной платы разгорелась и в Конгрессе США. Данному вопросу был посвящен ряд заседаний, возглавляемого Р. Тафтом сенатского комитета по труду и общественному благосостоянию. 19 февраля 1947 г. глава КПП Ф. Мэррэй, выступая на одном из заседаний, утверждал, что бизнес извлек феноменальные прибыли в 1946 г., переложив незначитель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о л

ное повышение стоимости труда на плечи рабочих путем повышения цен . Как следствие, Ф. Мэррэй настаивал на существенном повышении заработной платы без увеличения цен в условиях низких оценок американскими гражданами своего уровня жизни, как убедительно свидетельствовали опросы общественного мнения. Показательным в этой связи является ответ жителей США на заданный им в августе 1946 г. вопрос «Вы "за" или "против" снятия государственного контроля за ценами», когда 71% респонден-

о о

тов сказали, что «против», 21% - «за» и 8% не определились .

Учитывая тот факт, что вопрос о снижении жизненного уровня рабочих к концу 1946 г. получил столь широкий резонанс в американском обществе, а на стороне профсоюзов выступил ряд авторитетных экономистов и

31 История рабочего движения в США в новейшее время. М., 1971. Т. 2. С. 178.

32 Data on Wages and Profits. An Economic Analysis Prepared by Legislative Reference Service Library of Congress for the Committee on Labor and Public Welfare United States Senate. Washington, 1947. P. 1.

33 Public Opinion Quarterly. Winter 1946-1947. P. 633.

представителей левого крыла Демократической партии, Р. Тафт направил запрос в Библиотеку Конгресса с просьбой к ее специалистам подготовить серьезный анализ данной проблемы, в частности идей, изложенных в выступлении Ф. Мэррэя. Заключение было написано экономистом по трудовым вопросам справочной службы библиотеки конгресса Г. Пеком в консультации с другими ее экономистами и направлено Р. Тафту 15 марта 1947 г. А уже 28 марта 1947 г. Р. Тафт представил этот документ на рассмотрение сенатского комитета по труду и общественному благосостоянию.

Однако эксперты из Библиотеки Конгресса устранились от прямого и конкретного ответа на основной вопрос, который им предстояло прояснить: выросли или уменьшились реальные доходы рабочих. Эксперты утвержда-

34

ли, что «великая путаница» в трудовых отношениях возникла из-за различного подхода профсоюзов и бизнеса к вопросу о том, как определять заработную плату. Профсоюзы рассматривали под заработной платой валовые недельные заработки. Предприниматели же фактически манипулировали понятием заработной платы в своих интересах. Так, в годы войны они считали заработной платой весь приносимый рабочим домой заработок, включая дополнительные выплаты за сверхурочную работу. Им это было выгодно, так как рост почасовых ставок оплаты труда существенно отставал в то время от роста стоимости жизни, а рост недельных заработков несколько перегонял инфляцию. В 1946-1947 гг. предприниматели, напротив, определяли заработную плату как почасовые расценки труда.

В подготовленном специалистами Библиотеки Конгресса документе отмечалось: «Если "заработная плата" означает валовые недельные заработки, то заработная плата в денежном исчислении уменьшилась в 1946 г. по сравнению с 1945 г., и реальная заработная плата к тому же сократилась на сумму повышения стоимости жизни в течение года. Если однако зара-

34 Data on Wages and Profits. An Economic Analysis Prepared by Legislative Reference Service Library of Congress for the Committee on Labor and Public Welfare United States Senate. P. 11.

ботная плата означает почасовые заработки чистого времени, тогда в денежном выражении заработки непрерывно росли каждый год в прошлом десятилетии и особенно значительно выросли в период между 1945 и

о с

1946 гг.» Но даже в столь осторожном заключении эксперты вынуждены были признать, что реальные недельные заработки к концу 1946 г. сократились, а почасовые ставки оплаты труда выросли только в денежном исчислении.

Главный составитель этого документа Г. Пек назвал три главные причины, обеспечившие корпорациям неимоверный рост прибылей, а именно: сокращение налогового бремени, увеличившийся объем производства и более высокие цены. На вопрос о причинах роста цен в 1946 и 1947 гг. Г. Пек указал, что компании, получившие очень большие прибыли, «без сомнения,

о/г

могли снизить цены» . К тому же Г. Пек был вынужден признать, что доля заработной платы в национальном доходе сократилась со 114,5 млрд долларов в 1945 г. до 109,8 млрд долларов в 1946 г., в то время как чистая доля прибылей корпораций возросла с 9 млрд долларов до 12 млрд долларов. И это происходило на фоне неравномерного увеличения национального дохода, прибылей бизнеса и заработной платы в целом с 1939 по 1946 г. В этот период национальный доход увеличился в 2,3 раза, чистые прибыли предпринимателей - в 3 раза, а фонд заработной платы - чуть меньше, чем в 2,3 раза37.

В итоге, и выводы так называемых «независимых экспертов» подтвердили правоту слов Ф. Мэррэя и верность положений доклада Р. Натана, что бизнес в 1946 г. извлекал астрономические прибыли за счет снижения уровня жизни рабочих. Вопреки всем стараниям бизнеса, стало очевидным, что уровень жизни трудящихся к ноябрю 1946 г. кардинально снизился и по

35 Ibidem.

36 Ibid. P. 3.

37 Ibid. P. 14.

сравнению с уровнем лета 1945 г., и в сравнении с его показателями января 1945 г. Развернувшееся с июля 1946 г. галопирование цен фактически аннулировало прибавки к базовой стоимости оплаты труда, которых добились профсоюзы в начале 1946 г., чтобы компенсировать, с одной стороны, отставание роста почасовых расценок от роста цен в годы войны, а с другой -утрату дополнительных выплат в связи с сокращением рабочей недели летом 1945 г. Организованные рабочие к концу 1946 г. вернулись к тому же положению, с какого начинали свою кампанию за повышение заработной платы в августе-октябре 1945 г. Перед ними стояли те же задачи: добиться увеличения заработной платы, чтобы компенсировать снижение реальных заработков, произошедшее из-за утраты выплат за сверхурочную работу.

В итоге профсоюзы уже в конце 1946 г. вынуждены были с новой силой поставить вопрос о повышении заработной платы и развернуть кампанию за успешное его разрешение. Доклад Р. Натана использовался профсоюзами как «руководство» в переговорах с предпринимателями во втором после окончания войны раунде борьбы рабочих за повышение заработной платы в США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.