УДК 33L105.44:94(73)"194" ББК У02
И. К. Корякова
ПРОФСОЮЗЫ США: борьба за повышение заработной платы (конец 1946-1948 гг.)
Ключевые слова: США, профсоюзы, заработная плата, цены, бизнес, забастовка, Конгресс производственных профсоюзов, Американская федерация труда.
В статье исследуется позиция американских профсоюзов по вопросу о заработной плате, который являлся центральным в трудовых отношениях в США в 1946-1948 гг. Атор рассматривает причины борьбы рабочих за повышение заработной платы, оценивает ее результаты, подчеркивает важность требований профсоюзов увеличить заработную плату за счет прибылей бизнеса, не повышая цен на производимую продукцию. Серьезное внимание уделяется рассмотрению отношения бизнеса и государства к данной проблеме, раскрывается позиция двух крупнейших профсоюзных центров - Американской федерации труда и Конгресса производственных профсоюзов - по вопросу о заработной плате. Атор анализирует характер забастовочной борьбы, ее результаты и влияние на политическую обстановку в стране и имидж профсоюзов, подчеркивая, что в своей борьбе профсоюзы отстаивали интересы не только рабочих, но и большинства американских граждан. В статье показано, что, несмотря на существенные прибавки в оплате труда, которых добились профсоюзы в 1946-1948 гг., они не смогли обеспечить более справедливого распределения национального дохода страны. Автор считает, что профсоюзам не удалось заставить государство и бизнес считаться с собой как с влиятельной экономической и политической силой общества.
I. K. Koryakova
THE U. S. TRADE UNIONS: the Struggle for Higher Wages, Late 1946-1948
Keywords: the USA, labor union, wage, prices, business, strike, Congress of Industrial Organizations, AAnerican Federation of Labor.
The article exannines the U. S. labor union position on the wage issue which was the central one in the labor relations in 1946-1948 in the USA. The author analyses the causes of the U.S. labor union struggle for the wage increase, appraises its results, substantiates the validity of worker's demands to increase the wages at the expense of business profits on the condition of the preservation of prices on the sane level. The serious attention is paid to the consideration of the position of business and government in the labor conflicts of those years. The stand of AAnerican Federation of Labor and Congress of Industrial Organizations on the wage issue is examined. The author analyses the strikes their results and impact on the political situation in the country and their effect on the image of trade unions. It is emphasized that in their struggle trade unions upheld not only the interests of working people but the interests of the majority of AAnerican citizens as well. It is shown that despite the increase in the wages labor unions achieved in 1946-1948 they couldn't ensure the more fair distribution of the national income of the USA. The author tells that labor unions didn't manage to make government and business to regard and treat trade unions as the influential economic and political force in the AAnerican society.
Окончание Второй мировой войны поставило перед американскими рабочими новые, «реконверсионные» проблемы, которые возникли в связи с перестройкой экономики с военных на мирные рельсы раз-
вития. Приоритетной задачей профсоюзов США было недопущение снижения жизненного уровня рабочих с наступлением мира. Решение этого вопроса зависело от способности профсоюзов добиться повы-
шения заработной платы при контроле государства за ценами. Вопрос о заработной плате стал центральным в трудовых отношениях после окончания войны.
Анализ позиции американских тред-юнионов по вопросу о заработной плате в конце 1946-1948 гг., характеристика политики государства и линии бизнеса в этой сфере в указанное время, оценка результатов борьбы вокруг этой проблемы являются целями данной статьи.
Обострение борьбы по вопросу о заработной плате с наступлением мира было неизбежным. Это объяснялось несправедливым характером государственного регулирования цен и заработной платы в годы войны. Суть этой политики сводилась фактически к замораживанию заработной платы, что вызывало огромное недовольство членов профсоюзов [5]. Антирабочий характер государственной политики стабилизации заработной платы во время войны ярко демонстрирует официальная статистика. В результате незначительных послаблений в контроле правительства над ценами и заработной платой, стоимость жизни с января 1941 г. по июль 1945 г. поднялась на 32 %, а базовые ставки заработной платы возросли на 24 % [5, с. 266]. Но связанные обязательством не бастовать во имя концентрации усилий на бесперебойной работе оборонного производства, необходимого для скорейшей победы над фашизмом, рабочие вынуждены были терпеть усиление эксплуатации. К тому же развертывание военного производства увеличило спрос на рабочую силу, а соответственно, расширило занятость и в условиях нехватки рабочих рук в военное время привело к тому, что люди были заняты на работе не 40 часов, а в среднем 48 часов в неделю. Это согласно американскому законодательству, установившему 40-часовую рабочую неделю и обязывавшему оплачивать каждый сверхурочный час в полуторном размере, приводило к росту валовых недельных заработков в реальном исчислении на 28 %. Несмотря на то, что, как указывал отечественный исследователь Н. В. Сивачев, «этот рост про-
исходил вследствие интенсификации труда за счет усиления эксплуатации трудящихся» [5, с. 266], и в итоге чистая прибыль корпораций в 1940-1945 гг. увеличилась до 70 млрд долларов [1, с. 21], более высокие недельные заработки позволяли рабочим компенсировать безудержный рост цен.
Однако окончание войны вело к свертыванию военного производства, и в результате к сокращению сверхурочной работы, соответственно к резкому уменьшению размера приносимого рабочими домой недельного заработка. Переход от 48-часовой рабочей недели в январе 1945 г. к 42-часовой рабочей неделе уже в августе 1945 г. серьезно сократил доходы рабочих. Как отмечает американский исследователь Р. Зигер, с мая 1945 г. по октябрь 1945 г. заработная плата рабочих уменьшилась в среднем на 23 % [27, р. 212].
В новых условиях политика фактического замораживания заработной платы, которую продолжало проводить государство и после войны, оказывалась совершенно неприемлемой для рабочих. И они, соглашаясь на продолжение государственного контроля за ценами, потребовали от правительства немедленного пересмотра политики в области регулирования заработной платы.
Однако не дождавшись от администрации Трумэна реального изменения в курсе правительственного контроля за оплатой труда, профсоюзы, объединенные в Американскую федерацию труда (АФТ) и Конгресс производственных профсоюзов (КПП), стали упорно готовиться к борьбе за повышение заработной платы за столом переговоров с предпринимателями. Их главным требованием было увеличение почасовых ставок оплаты труда на 20-30 %. Лидеры АФТ и КПП были единодушны в том, что добиваться повышения заработной платы следовало не за счет увеличения цен, а за счет астрономических прибылей бизнеса, позволявших ему идти на более справедливое распределение национального дохода [7; 12, р. 82, 95].
К тому же и АФТ, и КПП твердо выступили за продолжение государственного
контроля за ценами на период реконверсии. Однако профсоюзы в этом вопросе натолкнулись на мощное сопротивление бизнеса. Серьезно укрепивший свои экономические и политические позиции и соответственно повысивший свой моральный авторитет за годы Второй мировой войны, бизнес уже в августе 1945 г. развернул яростную кампанию за немедленное и полное снятие всяческого контроля государства за ценами. Осознавая, что в условиях острого и значительного отложенного спроса населения, с одной стороны, и «товарного голода», с другой стороны, неконтролируемые цены, безусловно, принесли бы рекордные прибыли, предприниматели фактически прибегли к шантажу как средству давления на правительство и граждан своей страны. Они заявляли, что только свободная игра рыночных цен поможет им развернуть бесперебойное производство товаров мирного времени и расширить это производство до необходимого уровня.
Бизнес отказывался за столом переговоров удовлетворять обоснованные требования профсоюзов об увеличении заработной платы, требуя от правительства отмены контроля за ценами на их продукцию, чтобы перенести все издержки, связанные с повышением оплаты труда, на самих же рабочих. Как вспоминал глава Администрации по контролю за ценами (ОПА) Ч. Боулз, уже осенью 1945 г. руководимая им организация столкнулась с мощным давлением бизнеса, направленным на то, чтобы добиться разрешения повышать цены, а сенатор Р. Тафт «возглавил активную кампанию на Капитолийском холме за немедленную ликвидацию всего экономического контроля» [11, р. 132-133]. Выступая на заседании исполкома КПП в ноябре 1945 г. его глава Ф. Мэр-рэй подчеркивал, что предприниматели единым фронтом выступили против требований профсоюзов повысить заработную плату рабочим, и не было достигнуто ни одного соглашения по этому вопросу между промышленниками и тред-юнионами [12, р. 88].
В этих условиях профсоюзам не оставалось другого выбора, кроме как менять
стратегию борьбы, а иначе говоря, обратиться к эффективному оружию - стачкам. И стачечный взрыв наступил. Американские исследователи называют забастовки, проходившие с осени 1945 г. по весну 1946 г. «великий стачечной волной 19451946 гг.» [27, р. 212], так как это время было пиком забастовочного движения в США в XX в. С ноября 1945 г. по июнь 1946 г. в забастовках участвовали рабочие почти всех основных отраслей производства: автомобильной, электротехнической, угольной, нефтеперерабатывающей, сталелитейной, сельскохозяйственного машиностроения. В забастовки были вовлечены портовые грузчики, рубщики и упаковщики мяса, железнодорожники. В центре борьбы стоял вопрос о повышении заработной платы приблизительно на 20-30 % в час.
Забастовочная борьба осени 1945 г. -весны 1946 г. завершилась «пирровой победой» [17, р. 246] американских профсоюзов. Им удалось добиться повышения заработной платы в среднем не выше, чем на 18,5 центов в час (что составляло увеличение на 15-20 %), но при условии, что государство в обстановке действия закона о контроле над ценами разрешало предпринимателям повышать цены на производимую продукцию, тем самым перекладывая издержки, вызванные ростом оплаты труда, на потребителей, т. е. на самих же рабочих [2].
К тому же бизнес праздновал победу, когда в конце июня 1946 г. высший законодательный орган страны одобрил законопроект о продлении государственного контроля за ценами еще на один год, но с очень ослаблявшими его поправками, что свидетельствовало фактически о свертывании контроля над ценами. Президент Г. Трумэн наложил на данный законопроект вето, и страна в июле 1946 г. осталась вообще без какого-либо контроля за ростом цен, которые немедленно стали резко идти вверх. В первые шестнадцать дней без контроля правительства над ценами стоимость жизни в США возросла на 25 % [8, July 23, 1946].
В конце июля 1946 г. конгресс все же принял законопроект, который продлевал контроль за ценами и деятельность ОПА, но лидеры профсоюзов справедливо подчеркивали, что данный закон «далеко не оправдывает ожиданий» рабочих, так как фактически очень серьезно ослаблял контроль правительства за ценами на товары первой необходимости и устранял этот контроль на ряд жизненно важных товаров. С большими оговорками Г. Трумэн одобрил его. Разъясняя суть нового законодательства рабочим, главный экономист АФТ Б. Шишкин заявил, что оно выгодно «джентльменам, которые всеми силами стремятся к легкой прибыли за ваш счет» [8, July 30, 1946]. В результате ослабления государственного контроля, цены продолжали расти. И 9 ноября 1946 г. президент страны Г. Трумэн издал исполнительный приказ об отмене контроля над ценами (контроль сохранялся лишь над арендной платой за жилье и ценами на сахар и рис).
Как и предсказывали профсоюзы, в результате отмены государственного контроля, началась «бешенная гонка цен», которая фактически обесценила прибавки к заработной плате, которых добились рабочие в 1946 г., и вновь остро поставила перед ними вопрос о настоятельной необходимости добиваться повышения оплаты труда. Профсоюзы в целях привлечения на свою сторону общественного мнения, во-первых, и для более убедительного давления на предпринимателей, во-вторых, обратились к известному американскому экономисту P. Натану с предложением тщательно исследовать данный вопрос и представить результаты этого исследования на общественное обсуждение. Пользующийся авторитетом как среди предпринимателей, так и в правительственных кругах (в годы Второй мировой войны он работал на правительство США), Р. Натан был специально нанят КПП для изучения вопроса о заработной плате. В результате уже 11 декабря 1946 г. был опубликован подготовленный Р. Натаном доклад, который назывался «Национальная политика по заработной плате
на 1947 г. Анализ, подготовленный для Конгресса производственных профсоюзов».
Этот доклад вызвал такой большой резонанс в стране, что практически сразу же после его публикации в американском обществе развернулась дискуссия по основным вопросам, поднятым в нем. Ключевыми из них были: произошло ли реальное снижение уровня жизни рабочих в ноябре 1946 г. по сравнению с июнем 1946 г. и январем 1945 г. и каковы причины этого; если это снижение произошло, то стоит ли повышать базовые ставки оплаты труда и в каком размере; возросли ли прибыли предпринимателей и возможно ли за их счет, не поднимая цены на производимую продукцию, увеличить заработную плату рабочим [3].
Основные идеи доклада Р. Натана сводились к следующему. Используя официальную статистику министерства труда США, Р. Натан убедительно доказал, что с января 1945 г. по октябрь 1946 г. произошло значительное «уменьшение недельных заработков почти всех категорий рабочих». По расчетам Р. Натана, к октябрю 1946 г. реальная недельная заработная плата, приносимая рабочими домой, по сравнению с ее уровнем в январе 1945 г. сократилась в среднем на 21 %. Согласно его оценкам, «большинство производственных рабочих в важных относительно высоко оплачиваемых массовых отраслях производства страдали от резкой потери в недельных заработках с января 1945 г. по октябрь 1946 г.» [9, р. 5]. Только рабочие, занятые в низкооплачиваемом производстве, получили некоторое увеличение своих реальных недельных заработков в этот период.
Р. Натан выделил две основные причины столь существенного уменьшения размера приносимых рабочими домой заработков. Первой причиной явилось сокращение выплат за сверхурочную работу в связи со свертыванием военного производства. Второй причиной был неудержимый рост цен с июля 1946 г. по октябрь 1946 г., обесценивший прибавки к заработной плате, которых добились рабочие зимой - весной 1946 г.
Таким образом, в результате снижения к ноябрю 1946 г. реальных заработков рабочих на 21 %, по мнению Р. Натана, во-первых, «серьезно подрывался уровень жизни больших масс американцев», во-вторых, создавалась угроза «долгосрочной стабильности» американской экономики путем перемещения дохода из массового потребления в сбережения немногих, в-третьих, подвергалось опасности «социальное и политическое здоровье демократии» из-за концентрации дохода, богатства и как следствие власти и влияния [9, р. 2-3].
Такое положение дел требовало, с точки зрения Р. Натана, незамедлительного исправления прежде всего путем увеличения почасовых ставок заработной платы. Им делался логичный вывод о том, что, учитывая инфляционную тенденцию, для возвращения «реальных почасовых заработков в обрабатывающей отрасли к уровню января 1945 г. было необходимо» увеличить почасовые ставки заработной платы на 23 % [9, р. 12].
Другой «революционный», буквально шокирующий американский бизнес вывод, сделанный Р. Натаном, заключался в том, что, по его мнению, было возможно и необходимо повысить заработную плату рабочим без увеличения цен, за счет астрономических прибылей корпораций. Он заявлял: «Все факты ведут к заключению, что не только с точки зрения рабочего, но и также для пользы всей экономики дальнейшее существенное повышение заработной платы без общего увеличения цен возможно, оправдано и необходимо» [9, р. 13].
Повышение заработной платы являлось, по мнению Р. Натана, одним из главных элементов обеспечения «устойчивого экономического роста и более широкого распределения выгод от такого роста среди всего нашего народа». «Обуздание монополии и концентрации богатства» нужно осуществлять с «новой решительностью», подчеркивалось в докладе [9, р. 14].
Естественно, что данный документ вызвал буквально переполох в предпринимательских кругах. Больше всего крупный
бизнес возмутили в докладе Натана две идеи. Первая заключалась в том, что Р. Натан выносил обсуждение и решение вопроса о заработной плате на «национальный уровень», и, «что, когда национальное решение сделано, оно может быть применимо с соответствующими модификациями к каждому частному случаю» [19, р. 1]. По мнению представителей бизнеса, принятие подобной точки зрения и применение соответственно данной практики явилось бы «революционным шагом» на пути установления «плановой экономики» [19, р. 1].
Вторая неприемлемая для бизнеса идея Натана состояла в том, что в докладе формулировалось «опасное и ошибочное требование того, что заработную плату можно, следует и необходимо увеличить повсеместно и незамедлительно» [19, р. 1].
И в ответ экономисты НАП подготовили контрдоклад, главная задача которого состояла в том, чтобы опровергнуть основные положения документа Р. Натана. Однако сделать это было очень сложно, так как выводы Натана, основанные на официальной статистике министерства труда, были хорошо обоснованными и являлись логичными и убедительными, а его расчеты верными. Даже экономисты НАП вынуждены были признать «статистику и арифметику мистера Натана неопровержимой» [19, р. 6].
В результате данной дискуссии, вопреки всем стараниям бизнеса (и их экономистов), стало очевидным, что уровень жизни трудящихся к ноябрю 1946 г. серьезно снизился как по сравнению с уровнем лета 1945 г., так и, особенно, в сравнении с лучшими его показателями января 1945 г. Цифры официальной статистики свидетельствовали, что развернувшееся с июля 1946 г. галопирование цен фактически аннулировало прибавки к базовой стоимости оплаты труда, которых добились профсоюзы в начале 1946 г., чтобы компенсировать, с одной стороны, отставание роста почасовых расценок от роста цен в годы войны, а с другой - утрату дополнительных выплат в связи с сокращением рабочей недели летом 1945 г.
Несмотря на увеличение в денежном выражении как недельных, так и почасовых заработков, реальный доход рабочих к октябрю 1946 г. сократился. Более того, быстрыми темпами исчерпывались их военные сбережения. Организованные рабочие фактически к концу 1946 г. вернулись к тому же положению, с какого начинали свою кампанию за повышение заработной платы в августе - октябре 1945 г. Перед ними стояли те же задачи: добиться увеличения заработной платы, чтобы компенсировать снижение реальных заработков, произошедшее из-за утраты выплат за сверхурочную работу, с одной стороны, и отставание роста заработной платы от роста цен в годы войны, с другой стороны.
В итоге профсоюзы уже в конце 1946 г. вынуждены были с новой силой поставить вопрос о повышении заработной платы и развернуть кампанию за успешное его разрешение. Доклад Р. Натана использовался профсоюзами как «руководство» в переговорах с предпринимателями во втором после окончания войны раунде борьбы рабочих за повышение заработной платы в США. Уже 16 августа 1946 г. на заседании исполкома крупнейшего профсоюза автомобилестроителей (КПП) было одобрено заявление, в котором говорилось о намерении «вновь открыть контракты по заработной плате, чтобы защитить жизненный уровень» рабочих [26, September, 1946].
Вопрос о борьбе за повышение заработной платы обсуждался 17-19 декабря 1946 г. и на заседании исполкома влиятельного профсоюза сталелитейщиков (КПП), который планировал начать коллективные переговоры с владельцами сталелитейных компаний 15 января 1947 г. [21, December, 1946; January, 1947].
В выступлениях лидеров КПП озвучивалось требование повысить почасовые ставки оплаты труда в среднем на 18-25 %.
Увеличения заработной платы требовали и профсоюзы АФТ [15, р. 234]. Однако, АФТ критиковала размер, на который КПП требовала повысить базовые ставки оплаты труда, а именно - 25 %. Лидеры федерации
считали такое требование «необоснованным», «опрометчивым» и «безответственным», так как, с их точки зрения, бизнес в 1947 г. «не мог позволить 25 % увеличения заработной платы» [8, January 21, 1947].
Позиция Американской федерации труда объяснялась ее узкоцеховыми интересами и прежде всего тем, что стремительный рост инфляции с июля 1946 г. не столь сильно сказался на снижении реальных доходов членов ее профсоюзов в отличие от рабочих, объединенных в производственные тред-юнионы. Это было обусловлено тем, что ядро профсоюзов федерации концентрировалось в таких отраслях, как строительство, торговля, а также пищевой и легкой промышленности, производящих товары недлительного пользования. Доходы рабочих, занятых в них, в меньшей степени пострадали от неудержимого роста стоимости жизни. Так, если в целом в обрабатывающей промышленности реальные (т. е. с учетом инфляции) средние почасовые ставки сократились с 1 доллара 4 центов в январе 1945 г. до 96,9 цента в октябре 1946 г., а на предприятиях, производящих товары длительного пользования, падение было еще более глубоким - с 1 доллара 14 центов до 1 доллара 3 центов, то в отраслях, выпускающих товары недлительного пользования, реальная средняя почасовая заработная плата практически не изменилась, составляя 89 центов в январе 1945 г. и 90 центов в октябре 1946 г. [9, р. 55]. Те же самые тенденции касались и реальных недельных заработков. Это и определяло настрой профсоюзов АФТ в их борьбе за повышение заработной платы в конце 1946 г. - начале 1947 г. - не выдвигать столь амбициозных требований, как это сделали профсоюзы КПП, об увеличении оплаты труда на 18-25 %. Такая позиция АФТ, естественно, раскалывала фронт борьбы рабочих и тем самым не могла не сказаться на снижении ее эффективности.
Вместе с тем и Американская федерация труда, и Конгресс производственных профсоюзов были едины в своих требованиях добиваться повышения оплаты труда
без увеличения цен на продукцию, а за счет астрономических прибылей предпринимателей [8, January 21, 1947; 21, December, 1946].
Однако в отличие от зимы 1945-1946 гг., в конце 1946 - начале 1947 г. большинство профсоюзов не только АФТ, но и КПП воздержалось в своей борьбе за увеличение заработной платы от активных и наступательных действий, от наиболее радикального и эффективного метода борьбы - от стачек. Министр труда США Л. Швелленбах в своем ежегодном докладе конгрессу США сообщал, что трудовые отношения «в течение фискального 1947 г. (июнь 1946. - июнь 1947 г. - И. К.) характеризовались по большей части мирными переговорами о профсоюзных контрактах и избеганием больших и длительных остановок производства», что, с его точки зрения, говорило о «возобновлении стабильных отношений между профсоюзами и предпринимателями» [8, January 13, 1948]. Как отмечал американский исследователь Дж. Рэйбек, большинство профсоюзных лидеров вели себя «осторожно», «так как длительные конфликты предыдущего года исчерпали сделанные в годы войны сбережения рабочих и уменьшили энтузиазм по поводу стачек» [20, р. 393]. В связи с этим показательным было принятие исполкомом профсоюза сталелитейщиков в апреле 1947 г. решения, в котором и функционеры, и рядовые члены профсоюза предупреждались против проведения так называемых диких, т. е. стихийных, несанкционированных забастовок. В заявлении исполкома говорилось, что несанкционированные стачки «подорвут уважение и доверие американской общественности к профсоюзу сталелитейщиков» [21, June, 1947].
Без стачки весной 1947 г. завершились и переговоры профсоюза автомобилестроителей с корпорацией «Дженерал Моторз» и с компаниями «Форд» и «Крайслер», хотя, например, большинство рабочих заводов «Форд» высказались за проведение забастовки [26, June, 1947].
Всего в 1947 г. произошло около 3 700 забастовок, в которых участвовало 2 170
тысяч рабочих и было потеряно 34 600 тысяч человеко-дней. Продолжительность средней стачки равнялась 3-4 неделям, в половине из них приняло участие менее 100 рабочих. В отличие от забастовок в 1945-1946 гг. большинство стачек в 1947 г. было небольшими как с точки зрения количества вовлеченных в них рабочих, так и с точки зрения их длительности. Общее влияние забастовок на производство в 1947 г. также было «намного менее сильным», чем в 1946 г., как подчеркивалось в официальных отчетах министерства труда [24, р. 1]. Только в трех случаях в 1947 г. забастовки охватили большую часть отраслей производства. Это случилось в телефонной, угольной и судостроительной отраслях.
Крупнейшие профсоюзы сталелитейщиков, автомобилестроителей, электриков, ре-зинотехников, нефтяников, производителей сельскохозяйственных машин, швейников продлили или подписали новые контракты в начале 1947 г., не прибегая к забастовкам. Всего в 1947 г. на независимые профсоюзы приходилось 5,7 % забастовок, на профсоюзы АФТ - 57,9, а на профсоюзы КПП -32,5 % [24, р. 7, 12].
Дж. Рэйбок писал: «Ни одна из сторон не хотела забастовки, и предприниматели, свободные от ценового ограничения, желали идти на уступки» [20, р. 394]. Вместе с тем результаты, которых добились профсоюзы в первой половине 1947 г., не поражают воображение размером повышения оплаты труда, так как оказались далеки от намеченных целей. Первое значимое соглашение о повышении заработной платы было достигнуто в середине апреля 1947 г., когда компания «Дженерал Моторз» согласилась поднять заработную плату членам профсоюза электриков на 15 центов в час» [20, р. 394].
Профсоюзы автомобилестроителей и сталелитейщиков (КПП) добились подобных же соглашений. Если профсоюз автомобилестроителей требовал увеличения почасовой оплаты труда на 17,8 %, что составляло прибавку в 23,5 цента в час, то 24 апреля 1947 г. им было достигнуто со-
глашение с «Дженерал Моторз», 26 апреля 1947 г. - с «Крайслер» о повышении почасовой оплаты труда чуть более, чем на 15 центов. Компания «Форд» под угрозой стачки согласилась в мае 1947 г. на подписание контракта, по которому обязывалась повысить заработную плату на 7 центов в час и создать фонд выплат пенсий престарелым рабочим [26, January, 1947; May, 1947; June, 1947].
В феврале 1947 г. профсоюз сталелитейщиков добился для своих рабочих увеличения почасовых ставок оплаты труда на 5,18 цента, а в апреле 1947 г. - их повышения еще на 15 центов сначала для 142 тысяч рабочих пяти филиалов компании «Ю. Эс. Стил», а затем этот контракт должен был распространиться на рабочих всей отрасли. Остальные компании, включая «Бетлехем Стил», «Рипаблик Стил» и другие, также согласились на это [21, May, 1947].
Повышение заработной платы на 15 центов в час стало всеобщим образцом, по которому были достигнуты соглашения и в других отраслях производства США. Таким образом, профсоюзы получили достаточно умеренное увеличение почасовых ставок, фактически не достигнув своих целей, столь хорошо и продуманно обоснованных в докладе Р. Натана. Более того, профсоюзам и во втором раунде борьбы за повышение заработной платы не удалось заставить предпринимателей выплачивать прибавки к заработной плате из своих прибылей. К тому же все их намерения сделать это остались фактически красивыми словами, так как они не разработали специальной программы и не предприняли адекватных действий, чтобы осуществить это на практике.
В итоге, согласившиеся на повышение заработной платы рабочим, предприниматели незамедлительно перекладывали затраты, связанные с этим, на плечи самих же рабочих. В результате быстро растущие цены вновь вели к обесцениванию заработков, и инфляция являлась самой острой и серьезной проблемой социально-экономического развития США и в 1947-948 гг. О росте стоимости жизни в стране крас-
норечиво свидетельствуют данные официальной статистики. Увеличение цен на потребительские товары в 1947-1948 гг. составило приблизительно 24 %. Особенно высокими были темпы роста цен на продукты питания - около 32 % [13, р. 44; 16, р. 210]. Выступая в конгрессе США летом 1947 г., вице-президент Конгресса производственных профсоюзов, глава профсоюза текстильщиков Э. Рив напомнил, как многие законодатели, поддержанные Национальной ассоциацией промышленников и другими группами предпринимателей, «недвусмысленно заявляли» в 1946 г., что, если ликвидировать Администрацию по контролю за ценами, конкуренция позаботится о проблеме цен, закон спроса и предложения сделает так, что цены останутся на уровне ценовых потолков, установленных ОПА. Сенатор Уэрри даже обещал, что цены на мясо снизятся после устранения государственного контроля за ними вопреки предупреждениям главы ОПА о том, что они, наоборот, вырастут на 50 %. Однако оба оказались не правы, так как цены на мясо после ликвидации ОПА в июле - ноябре
1946 г. выросли более чем на 50 % к лету
1947 г. Э. Рив справедливо утверждал, что «нельзя остановить черный рынок, легализуя его» [15, р. 107, 132].
Такой стремительный взлет цен уже практически полностью обесценил все послевоенные повышения базовых ставок оплаты труда рабочих Америки. Так, средний рабочий в обрабатывающей отрасли зарабатывал в апреле 1947 г. 47 долларов 44 цента в неделю, что равнялось недельному заработку рабочего в январе 1945 г. Однако в результате инфляции реальная покупательная способность рабочего в апреле 1947 г. была на 6 долларов ниже, чем в январе 1945 г. [15, р. 109]. В сентябре 1947 г. недельный заработок среднего рабочего обрабатывающей отрасли составлял уже 50 долларов 42 цента [6, November 1, 1947]. Но из-за инфляции он мог купить товаров на эту сумму еще меньше, чем даже в апреле 1947 г.
В конце декабря 1947 г. Бюро трудовой статистики министерства труда США опу-
бликовало результаты двухгодичного исследования уровня жизни американцев. В нем утверждалось, что стоимость бюджета семьи из четырех человек (отца, неработающей матери и двух детей школьного возраста) для поддержания «скромного», как подчеркивалось в документе, уровня жизни варьировалась в июне 1947 г. от 3 459 долларов в год в г. Вашингтон до 3 004 долларов в год в г. Новый Орлеан [6, January 1, 1948]. Учитывая, что недельный заработок среднего рабочего составлял в сентябре 1947 г. 50 долларов 42 цента, то, следовательно, его годовой доход не превышал 2 700 долларов, не дотягивая до более чем «скромного» уровня жизни значительной суммы. Согласно же стандарту потребления еды, предложенному группой исследователей во главе с Геллером из университета Калифорнии, для скромного образа жизни городской семьи, состоящей из четырех человек, в апреле 1947 г. требовалось иметь годовой доход в 5 750 долларов, вместо 2 350 долларов в 1944 г. На эти факты обращал внимание законодателей США летом 1947 г. М. Уолл, один из лидеров другого профсоюзного центра страны - Американской федерации труда. В результате более чем 80 % семей из четырех человек, в 1947 г. не соответствовали требованиям стандарта Геллера, а следовательно, имели недостаточное питание [15, p. 235].
О снижении покупательной способности большинства американских граждан писал в июле 1948 г. и леволиберальный американский журнал «Nation», отмечая, что представители среднего класса уже не могли позволить себе покупать одежду по умеренным ценам [18, July 3, 1948, p. 14].
О снижении покупательной способности основной массы американских граждан говорил в конгрессе летом 1947 г. бывший экономический советник администрации США Р. Гилберт, предостерегая законодателей страны, что «перед лицом сокращающегося реального потребления» бизнес не сможет долго продолжать расходы на расширение производства, и в близком будущем экономике страны угрожает кризис.
По его мнению, в ситуации, когда производство США в 1947 г. было на 70-75 % выше уровня 1939 г., а реальная покупательная способность оказалась только на 60 % выше своего уровня в 1939 г., возникали вполне закономерные вопросы: «Кто же собирается покупать эту увеличившуюся продукцию? И если некому покупать ее на постоянной основе, кто собирается производить ее?» [15, р. 496, 497]. На это же указывали и лидеры профсоюзного движения в США. Так, С. Руттенберг из КПП подчеркивал, что «перекашивание между ценами и доходами» вело к ситуации, когда товары американской промышленности не будут востребованы потребителями, так как их доходы недостаточны для этого [14, р. 132].
В то же время, по мнению лидеров профсоюзного движения и ньюдилеров, в 1948 г. отсутствовало равновесие не только между заработной платой и ценами, но и заработной платой и прибылями корпорации. Даже президент Национальной ассоциации промышленников Э. Бантинг вынужден был признать, что после уплаты налогов прибыли корпораций в 1946 г. являлись «самыми высокими в истории» [15, р. 415]. В 1947 г. был зафиксирован новый исторический пик, когда после уплаты налогов прибыли корпорации составили 18 млрд долларов, что было выше их уровня в 1946 г. [14, р. 130].
Для профсоюзов была очевидной главная причина столь беспрецедентного роста прибылей корпораций. Как справедливо отмечал Э. Рив, «большая степень увеличения прибылей может быть, несомненно, приписана более высокому уровню цен» [15, р. 108]. Один из авторитетных функционеров АФТ Н. Круикшэнк отмечал, что неоправданно высокие цены создавали и «пиковые прибыли» [14, р. 110].
По мнению профсоюзов, этот дисбаланс, или отсутствие равновесия, между ростом цен, заработной платы и прибылей требовал серьезной корректировки. Его следовало немедленно исправить путем увеличения заработной платы за счет прибылей, не повышая при этом цен. В споре
с влиятельным финансистом Б. Барухом, утверждавшим, что повышение заработной платы не решит проблем инфляции, так как очень низка покупательная способность доллара, и рост заработной платы усугубит ситуацию, способствуя росту цен [10], глава АФТ У Грин убедительно доказывал: «...существенные увеличения в заработной плате могут быть оплачены из увеличившихся доходов (предпринимателей. - И. К) без повышения стоимости производимых товаров» [22].
Если же предприниматели настаивали, что не имели реальной возможности повысить заработную плату рабочим без последующего повышения цен, профсоюзы предлагали им открыть свои бухгалтерские книги для общественности. В своей статье в «Nation» директор Исследовательского отдела профсоюза текстильщиков (КПП) С. Баркин говорил, что профсоюзы должны немедленно потребовать от бизнеса «раскрыть» свои ежегодные, ценовые, налоговые документы, чтобы «облегчить общественное изучение» их деятельности [18, August 16, 1947, p. 164]. Один из руководителей АФТ Н. Круикшэнк обращался к лидерам американского бизнеса: «Откройте свои (бухгалтерские. - И. К. ) книги им (профсоюзам. - И. К.)» [14, p. 114]. Естественно, что такое предложение профсоюзов не могло не восприниматься промышленниками как посягательство на незыблемость частной собственности и управления бизнесом.
Таким образом, профсоюзы убедительно доказали, что неумолимый рост цен в 1947 г. обесценил завоевания профсоюзов в области заработной платы, достигнутые ими в 1946 г. - начале 1947 г., и вынуждал их включиться в новый раунд борьбы за увеличение оплаты труда. Организованные рабочие привели убедительные аргументы в пользу того, что повышения заработной платы могли выплачиваться за счет «головокружительных» прибылей корпораций, что, во-первых, явилось бы более справедливым распределением национального дохода, во-вторых, выровняло бы дисбаланс в развитии экономики, и, в-третьих, под-
держало бы покупательную способность основной массы американских потребителей, тем самым создав хорошую базу для стабильной экономической конъюнктуры, предотвратив сокращение промышленного производства в стране.
В результате, зимой 1947-1948 гг. профсоюзы возобновили борьбу за повышение почасовых ставок оплаты труда, начав после окончания Второй мировой войны третий тур переговоров с предпринимателями по этому вопросу.
Так, уже в начале 1948 г. два крупнейших профсоюза КПП, профсоюз сталелитейщиков и профсоюз автомобилестроителей, выступили с требованиями о повышении заработной платы своим рабочим. На заседании исполкома профсоюза автомобилестроителей 16 января 1948 г. была принята «программа экономических целей на 1948 г.», в которой говорилось о необходимости добиваться увеличения почасовой оплаты труда на 25 центов, плюс дополнительного увеличения на 5 центов, направляемых в фонд медицинского страхования рабочих. При этом в заявлении подчеркивалось: «Наша цель - по-прежнему повышение заработной платы без повышения цен» [26, February, 1948]. Президент КПП и глава профсоюза сталелитейщиков Ф. Мэррэй подчеркивал, что рабочие «не сводят концы с концами», исчерпав свои военные сбережения и вынужденные снова жить в долг, что заставило сталелитейщиков вновь требовать повышения заработной платы в новом раунде коллективных переговоров в апреле 1948 г. [21, May, 1948].
Несмотря на упорное сопротивление предпринимателей и их решимость не удовлетворять вполне обоснованные требования рабочих, профсоюзы в этом раунде коллективных переговоров вели себя также достаточно «осторожно», стараясь не прибегать к стачкам. Согласно официальным источникам министерства труда США, большинство переговоров завершилось без объявления стачек. При этом повышение заработной платы и социальные выплаты продолжали оставаться самым важным
вопросом трудовых конфликтов в 1948 г. Около 2 млн. рабочих участвовало в 3 419 забастовках и было потеряно 34 100 тысяч человеко-дней [25, p. 1, 3, 10].
В 1948 г. профсоюзы АФТ были вовлечены в большее количество забастовок, чем профсоюзы КПП. Однако в стачках участвовало меньшее количество их рабочих, чем КПП, и эти стачки были короче [25, p. 11]. Количество участников забастовок в 1948 г. сократилось по сравнению с 1946 г. почти в 2,5 раза. Только профсоюз упаковщиков мяса (КПП) и независимый профсоюз горняков были вовлечены в 1948 г. в забастовки, охватившие практически всю отрасль. В других же случаях забастовки не имели столь резонансного значения. Так, весной 1948 г. почти две недели бастовали 76 тысяч рабочих на 16 заводах автомобильной корпорации «Крайслер», владельцы которой, несмотря на рекордные в ее истории прибыли в 1947 г., в течение двух с половиной месяцев коллективных переговоров отказывались идти на какое-либо повышение заработной платы своим рабочим. Предприниматели были очень несговорчивыми даже после того, как рабочие изменили свое требование, снизив размер повышения заработной платы с 30 центов до 17 центов в час [26, May, 1948; June, 1948].
Однако на заводах других автомобильных компаний трудовые конфликты решались мирным путем. Такая «осторожная» позиция рабочих в 1948 г., как считает американский исследователь Дж. Рэйбэк, во многом объяснялось тем, что «профсоюзы были не уверены в том, как будет применяться закон Тафта - Хартли» [20, p. 409]. Президент страны Г. Трумэн активно использовал в 1948 г. принятый в 1947 г. антирабочий статут Тафта - Хартли для подавления забастовочного движения, семь раз прибегая к его статье о «чрезвычайном положении» для вмешательства в трудовые конфликты, создавая при этом комиссии по расследованию [25, p. 3]. Как верно отмечает российский историк Ю. Н. Рогулев, «положение профсоюзов в стачках 1948 г. со всей наглядностью продемонстрировало
антипрофсоюзную направленность и антирабочие возможности нового законодательства» [4, с. 35-36].
Таким образом, данный раунд борьбы профсоюзов за увеличение заработной платы проходил в условиях, с одной стороны, несговорчивости и сопротивления предпринимателей, а с другой стороны, антирабочей позиции правительства, которое в лице президента Г. Трумэна использовало закон Тафта - Хартли для подавления забастовочного движения. В результате рабочим было сложнее добиться своих целей, и все же определенного улучшения в оплате труда они достигли.
В большинстве случаев борьба за увеличение заработной платы в конце 19471948 гг. завершилась увеличением почасовых ставок оплаты труда в среднем на 10 центов в час [20, p. 409]. Некоторые производственные профсоюзы добились чуть более серьезных улучшений. Так, рабочие корпорации «Дженерал Моторз» завоевали прибавки к заработной плате в размере 11 центов в час, а рабочие корпораций «Крайслер» и «Форд» - 13 центов в час, хотя первоначально профсоюз автомобилестроителей требовал прибавку в 25 центов, которая в соответствии с расчетами, компенсировала бы им рост потребительских цен. Глава профсоюза автомобилестроителей У. Рейтер отмечал, что в мае - июне 1948 г. профсоюзы прорвали «объединенный фронт Большого Бизнеса», добившись повышения заработной платы на 13 центов в час, что установило модель повышения заработной платы не только для автомобильной отрасли, но и «почти для всей тяжелой промышленности массового производства» [26, June, 1948; August, 1948; December, 1948]. Большинство сталелитейных компаний страны согласилось подписать в июле 1948 г. новые соглашения с профсоюзом сталелитейщиков, согласно которым, средняя почасовая оплата увеличилась на 13 цента для 500 тысяч рабочих (от 9,5 центов до 25,0 цента в час в зависимости от вида работ, всего для 32 категорий работ) [21, July, 1948].
Несмотря на то, что профсоюзные лидеры рассматривали урегулирование трудовых конфликтов как свою «победу» [26, June, 1948], третий раунд послевоенного увеличения заработной платы не решил экономических проблем профсоюзов. Им не удалось добиться главного, а именно, увеличения заработной платы без повышения цен. Как следствие этого, предприниматели незамедлительно перекладывали издержки, связанные с увеличением заработной платы на самих же рабочих, повышая цены на производимую ими продукцию. Инфляция вновь тяжелым бременем ложилась на плечи рабочих. На съезде КПП в ноябре 1948 г. подчеркивалось, что, если недельные заработки в обрабатывающей отрасли увеличились с января 1945 г. к концу 1948 г. на 14 %, то цены за этот же период времени выросли более, чем на 37 % [21, December, 1948]. В результате неизбежным становилось продолжение борьбы профсоюзов за дальнейшее увеличение заработной платы. И новый раунд коллективных переговоров рабочих по этому вопросу начался уже конце 1948 года.
Казалось, профсоюзы в результате трех раундов борьбы за повышение заработной платы в 1945-1948 гг. получили существенные прибавки в оплате труда. Однако им не удалось решить главный вопрос, а именно добиться более справедливого распределения национального дохода страны.
Непреклонная позиция серьезно укрепивших за годы войны свои экономические и политические силы предпринимателей, определенная поддержка, оказанная им государством в лице президента Г. Трумэна и законодателей, начало «холодной войны», рычаги которой использовались для подавления тред-юнионов внутри страны, и безусловно, отсутствие единства в профсоюзном движении, его разобщенность, отказ от координации действий, от согласованной борьбы за интересы рабочих, явились главными причинами неудач профсоюзов в осуществлении их цели в этот период. Несмотря на серьезное усиление своих организационных и коллективно-договорных позиций в годы войны, профсоюзам не удалось заставить государство и бизнес считаться с собой как с влиятельной экономической и политической силой общества.
В итоге, больше всего в 1946-1948 гг. выиграл крупный бизнес, который смог переложить увеличение заработной платы на плечи самих рабочих. К тому же раскручивание инфляционной спирали с весны 1946 г. способствовало росту антипрофсоюзных настроений среди различных социальных групп населения, которые логично связывали рост цен с «завоеваниями» рабочих, что не создавало благоприятного имиджа профсоюзов, и более того вело к снижению их популярности в американском обществе.
Библиотграфический список
1. История США : в 4 т. / под ред. Г. Н. Севостьянова. - М., 1987. - Т. 4.
2. Корякова И. К. Борьба профсоюзов США за повышение заработной платы (конец 1945 - начало 1946 г.) / И. К. Корякова // Американский ежегодник. - 2007. - М., 2009. - С. 321-331.
3. Корякова И. К. Проблема цен и заработной платы в социально-экономическом развитии США в 1945-1946 гг. (на основе анализа доклада Р. Натана) / И. К. Корякова // Экономическая история. - 2015. - №2 (29). - С. 64-72.
4. Рогулев Ю. Н. Крах рабочей политики администрации Трумэна (1950 - начало 1953 г) / Ю. Н. Рогулев. - М., 1981.
5. Сивачев Н. В. Рабочая политика правительства США в годы Второй мировой войны / Н. В. Сивачев. - М., 1974.
6. Advance.
7. «America United». A Radio Forum. March, 18, 1945. - 13/14. AFL Pamphlets (1889 - 1955) // George Meany Memorial Archives (GMMA).
8. American Federation of Labor Weekly News Service.
9. A National Wage Policy for 1947. Analysis Prepared for the Congress of Industrial Organizations by Robert R. Nathan Associates. Inc. - Washington, 1946.
10. B. Baruch to W. Green. August 12, 1947. B. Baruch to W. Green. June 21, 1948. B. Baruch to W. Green. May 21, 1948. Reel 4. Office of the President. Miscellaneous Correspondence, 19371968 // GMMA.
11. Bowles Ch. Promises to Keep: My Years in Public Life 1941-1969 / Ch. Bowles. New York, 1971.
12. CIO Executive Board Proceedings, November, 1945 // GMMA.
13. Consumers' Prices in the United States 1942-1948. Analysis of Changes in Cost of Living. Bulletin N. 966. U. S. Department of Labor. Bureau of Labor Statistics. - Washington, 1949.
14. Corporate Profits. Hearings before the Joint Committee on the Economic Report Congress of the United States. Eightieth Congress. Second Session. Pursuant to Sec. 5(A) of Public Law 304, 79th Congress. December 1948. - Washington, 1949.
15. Current Price Developments and the Problem of Economic Stabilization. Hearings before the Joint Committee on the Economic Report Congress of the United States. Eightieth Congress. First Session. Pursuant to Sec. 5(A) of Public Law 304, 79th Congress. Part 1. June. - July, 1947. -Washington, 1947.
16. Historical Statistics of the United States. Colonial Times to 1970. - Washington, 1975. P. I.
17. Lichtenstein N. The Most Dangerous Man in Detroit. Walter Reuther and the Fate of American Labor / N. Lichtenstein. - New York, 1995.
18. Nation.
19. National Association of the Manufacturers of the United States of America. Research Department. 1946. The Nathan Report. An Appraisal of Robert R. Nathan's "A National Wage Policy for 1947". New York, 1946.
20. Rayback J. The History of American Labor / J. Rayback. - New York, 1966.
21. Steel Labor.
22. W. Green to B. Baruch. May 25, 1948. Reel 4. Office of the President. Miscellaneous Correspondence, 1937-1968 // GMMA.
23. William Green's Speech, 1948]. 14/6. William Green Papers (1909-1952) // GMMA.
24. Work Stoppages Caused by Labor - Management Disputes in 1947 // Bulletin N 935 U. S. Department of Labor.
25. Work Stoppages Caused by Labor - Management Disputes in 1948 // Bulletin N 963 U. S. Department of Labor.
26. United Automobile Worker.
27. ZiegerR. The CIO, 1935-1955 / R. Zieger. - Chapel Hill, 1995.
References
1. Istorija SShA : v 4 t. / pod red. G. N. Sevost'janova. - M., 1987. - T. 4.
2. Korjakova I. K. Bor'ba profsojuzov SShA za povyshenie zarabotnoj platy (konec 1945 - nachalo 1946 gg.) / I. K. Korjakova // Amerikanskij ezhegodnik. - 2007. - M., 2009. - S. 321-331.
3. Korjakova I. K. Problema cen i zarabotnoj platy v social'no-jekonomicheskom razvitii SShA v 1945-1946 gg. (na osnove analiza doklada R. Natana) / I. K. Korjakova // Jekonomicheskaja istorija. - №2 (29), 2015. - S. 64-72.
4. Rogulev Ju. N. Krah rabochej politiki administracii Trumjena (1950 - nachalo 1953 gg.) / Ju. N. Rogulev. - M., 1981.
5. Sivachev N. V. Rabochaja politika pravitel'stva SShA v gody Vtoroj mirovoj vojny / N. V. Sivachev. - M., 1974.
6. Advance.
7. «America United». A Radio Forum. March, 18, 1945. - 13/14. AFL Pamphlets (1889 - 1955) // George Meany Memorial Archives (GMMA).
8. American Federation of Labor Weekly News Service.
9. A National Wage Policy for 1947. Analysis Prepared for the Congress of Industrial Organizations by Robert R. Nathan Associates. Inc. - Washington, 1946.
10. B. Baruch to W. Green. August 12, 1947. B. Baruch to W. Green. June 21, 1948. B. Baruch to W. Green. May 21, 1948. Reel 4. Office of the President. Miscellaneous Correspondence, 19371968 // GMMA.
11. Bowles Ch. Promises to Keep: My Years in Public Life 1941-1969 / Ch. Bowles. New York, 1971.
12. CIO Executive Board Proceedings, November, 1945 // GMMA.
13. Consumers' Prices in the United States 1942-1948. Analysis of Changes in Cost of Living. Bulletin N 966. U. S. Department of Labor. Bureau of Labor Statistics. - Washington, 1949.
108 экономическая история
14. Corporate Profits. Hearings before the Joint Committee on the Economic Report Congress of the United States. Eightieth Congress. Second Session. Pursuant to Sec. 5(A) of Public Law 304, 79th Congress. December 1948. - Washington, 1949.
15. Current Price Developments and the Problem of Economic Stabilization. Hearings before the Joint Committee on the Economic Report Congress of the United States. Eightieth Congress. First Session. Pursuant to Sec. 5(A) of Public Law 304, 79th Congress. P. 1. June. - July, 1947. -Washington, 1947.
16. Historical Statistics of the United States. Colonial Times to 1970. - Washington, 1975. - P. I.
17. Lichtenstein N. The Most Dangerous Man in Detroit. Walter Reuther and the Fate of American Labor / N. Lichtenstein. - New York, 1995.
18. Nation.
19. National Association of the Manufacturers of the United States of America. Research Department. 1946. The Nathan Report. An Appraisal of Robert R. Nathan's "A National Wage Policy for 1947". New York, 1946.
20. Rayback J. The History of American Labor / J. Rayback. - New York, 1966.
21. Steel Labor.
22. W. Green to B. Baruch. May 25, 1948. Reel 4. Office of the President. Miscellaneous Correspondence, 1937-1968 // GMMA.
23. William Green's Speech, 1948]. 14/6. William Green Papers (1909-1952) // GMMA.
24. Work Stoppages Caused by Labor - Management Disputes in 1947 // Bulletin N 935 U. S. Department of Labor.
25. Work Stoppages Caused by Labor - Management Disputes in 1948 // Bulletin N 963 U. S. Department of Labor.
26. United Automobile Worker.
27. ZiegerR. The CIO, 1935-1955 / R. Zieger. - Chapel Hill, 1995.
Поступила в редакцию 21.06.2016г.
Сведения об авторе
Корякова Ирина Константиновна - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: история США, профсоюзы США. Автор более 40 научных и учебно-методических работ, в том числе 1 монографии.
Тел.: (8342) 29-26-43
E-mail: [email protected]
About the author
Koryakova Irina Konstantinova - candidate of historical sciences, associate professor of the chair of world history and world political process of National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: the history of the United States, the US trade unions. The author of more than 40 scientific and educational works, including 1 monograph.