Научная статья на тему 'Государственный суверенитет и его охрана как международно-правовая ценность в повышении эффективности сотрудничества и коллективной безопасности стран СНГ'

Государственный суверенитет и его охрана как международно-правовая ценность в повышении эффективности сотрудничества и коллективной безопасности стран СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2088
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROTECTION OF STATE SOVEREIGNTY / NATIONAL INDEPENDENCE / SOVEREIGNTY / INTERNATIONAL SAFEGUARDS / THE SOVEREIGN RIGHTS OF THE CIS COUNTRIES / ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА / НАЦИОНАЛЬНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ СУВЕРЕНИТЕТА / УВЕРЕННЫЕ ПРАВА СТРАН СНГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

В статье говорится, что в науке международного права России и государств СНГ необходимо с учетом стратегий их национальной безопасности и защиты суверенитета вы-работать новые концептуальные подходы к содержанию понятий «международно-правовые формы реализации суверенных прав государств», «пределы ограничения суверенитета меж-дународным договором», «допустимые условия делегирования части суверенитета». «недели-мость и целостность суверенитета». Это позволит усилить регулирующие возможности наци-ональных правовых систем стран СНГ и обеспечить им защиту суверенитета.Ключевые слова: охрана государственного суверенитета, национальная независимость, международные меры защиты суверенитета, суверенные права стран СНГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State sovereignty and the protection of international law as a value in enhancing the effectiveness of cooperation and collective security of the CIS countries

The article states that in the science of international law in Russia and the CIS countries must be based on strategies of national security and defense of the sovereignty to develop new conceptual approaches to the concept of «international legal forms of realization of the sovereign rights of States», «beyond the limits of sovereignty an international treaty» «allowable conditions of the delegation of sovereignty.» «Indivisibility of integrity and sovereignty.» This will strengthen the regulatory capacity of the national legal systems of the CIS countries and provide them with the protection of sovereignty.

Текст научной работы на тему «Государственный суверенитет и его охрана как международно-правовая ценность в повышении эффективности сотрудничества и коллективной безопасности стран СНГ»

Государственный суверенитет и его охрана как международно-правовая ценность в повышении эффективности сотрудничества и коллективной безопасности стран СНГ

ПЕТРОВА ГАЛИНА ВЛАДИСЛАВОВНА

заместитель Директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель Центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества, доктор юридических наук, профессор МГИМО (У) МИД России

Аннотация: В статье говорится, что в науке международного права России и государств СНГ необходимо с учетом стратегий их национальной безопасности и защиты суверенитета выработать новые концептуальные подходы к содержанию понятий «международно-правовые формы реализации суверенных прав государств», «пределы ограничения суверенитета международным договором», «допустимые условия делегирования части суверенитета». «неделимость и целостность суверенитета». Это позволит усилить регулирующие возможности национальных правовых систем стран СНГ и обеспечить им защиту суверенитета.

Ключевые слова: охрана государственного суверенитета, национальная независимость, международные меры защиты суверенитета, суверенные права стран СНГ

State sovereignty and the protection of international law as a value in enhancing the effectiveness of cooperation and collective security of the CIS countries

PETROVA GALINA VLADISLAVOVNA

Deputy Director Institute of Problems of Safety of the CIS, Head of the Centre for International Legal and Political Issues Eurasian Cooperation, doctor of law sciences, professor MGIMO (U) MFA Russia

Abstract: The article states that in the science of international law in Russia and the CIS countries must be based on strategies of national security and defense of the sovereignty to develop new conceptual approaches to the concept of «international legal forms of realization of the sovereign rights of States», «beyond the limits of sovereignty an international treaty» «allowable conditions of the delegation of sovereignty.» «Indivisibility of integrity and sovereignty.» This will strengthen the regulatory capacity of the national legal systems of the CIS countries and provide them with the protection of sovereignty.

Key words: protection of state sovereignty, national independence, sovereignty, international safeguards, the sovereign rights of the CIS countries

Концепции суверенитета государства и их новое осмысление в современном мире для обеспечения безопасности и защиты суверенных прав государств

Понятие государственного суверенитета является доктринальной категорией международного права, которое в западной науке пытаются модернизировать односторонне с точки зрения воздействия факторов глобализации, международной региональной интеграции, трансграничных партнерств, усиления управленческих функций транснациональных корпораций и международных финансовых центров. В итоге, пропагандируются идеи «мира без границ», «открытого общества», «мирового правительства», «отмирания государств», «замены роли государства как носителя суверенитета на роль государства как субъекта оказания публичных услуг» и др.

Сегодня в «западных стандартах международного права» не поощряется международное сотрудничество государств по обеспечению коллективной безопасности в целях сохранения их самостоятельности во внешней и внутренней политике перед угрозой вмешательства во внутренние дела. Межгосударственное сотрудничество без санкции США в ЕС рассматривается как противоречащее «суверенитету» государств ЕС вообще, поскольку «национальный суверенитет» стран ЕС видится как комплекс условий обеспечения массовых трудовых, миграционных, потребительских и других интересов населения, а также получения кредитов, иной финансовой поддержки от международных банковско-финансовых структур, консервация социально терпимого прожиточного минимума.

Понятие суверенитета имеет юридическое содержание в рамках международного права, внутригосударственного права и в политике. Внешнее содержание государственного суверенитета

проявляется как международное сотрудничество в международных отношениях и внешняя политика независимого государства, отражающие его политико-правовую самостоятельность. Внутригосударственное содержание суверенитета выражается в верховенстве и полноте государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, в ее исключительном праве на законотворческую деятельность, в реализации функций государственного управления и контроля, в осуществлении правосудия в рамках юрисдикции страны в пределах ее территории и на иных территориях, находящихся в ее юрисдикции.

В современном мире государства все более связываются международными обязательствами разного уровня и типа, фактически «системно» ограничивая свой государственный суверенитет по сложившимся в международном праве основаниям:

1) если государства добровольно принимают на себя определенные международные обязательства;

2) если государства становятся участниками двустороннего или многостороннего международного договора;

3) если государства вступают в ту или иную международную организацию, принимая на себя соответствующие международные обязательства;

4) если международными или региональными органами международных организаций принимаются решения, имеющие обязательную силу над национальным законодательством;

5) если государства признают верховенство императивных международных норм над национальным законодательством1.

1 Данная класификация сложилась в международном праве на протяжении нескольких десятков лет и неоднократно отражалась в научной литературе. Например: см. Карташкин В.А. Устав ООН и основные прицнипы современного международного права // Российский ежегодник международного права. 2015. СПб.: Изд-во Социально-коммерческая фирма «Россия-Нева», 2016. С. 23-24

Однако складывается положение, когда государства, которые добросовестно выполняют взятые на себя многочисленные международные обязательства, практически становятся заложниками не всегда выгодных им условий международного права, которые они обязаны выполнять, даже если изменился политический контекст соответствующего международного акта. Например, после вступления России в ВТО и одновременно возникшего кризиса в Украине, международное сообщество потребовало неукоснительного соблюдения Россией и ее партнерами по ЕАЭС всех международных норм и правил ВТО, тогда как ЕС и США вопреки праву ВТО ввели экономические санкции против России, проводя политику ее блокады в мировой торговле и инвестициях.

В международном праве действует принцип рacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться), который является одним из основополагающих принципов гражданского и международного права, позволяющих обеспечить стабильность, добросовестность и предсказуемость в исполнении международных обязательств. Этот принцип имел свое регулирующее и прогрессивное международное значение во времена прошлых столетий, когда объем международно-правовых регуляторов был в несколько десятков раз меньше национальных норм государств. Хотя он бесспорно актуален и сейчас, часто происходит

«злоупотребление» этим принципом со стороны развитых стран, создающих международные регуляторы вне ООН, против интересов развивающихся стран.

Сегодня растущий массив разновекторных регуляторов межгосударственных и транснациональных отношений, включая решения международных судов, арбитражей, нормы и стандарты «мягкого» международного права, акты международных организаций активно пытается вытеснить вообще правовое регулирование, особенно экономики и финансов, на национальном и интеграционном уровне, заменив его «всеобщим мягким» международным экономическим правом. Можно сказать, что фактически идет покушение на суверенное право национальных государств самостоятельно принимать основополагающие законодательные акты в сфере экономики и финансов и защищать интересы национальных рынков и компаний от иностранного вмешательства, недобросовестной конкуренции транснационального капитала и прочих нежелательных посягательств.

Видный отечественный юрист-международник И.И. Лукашук писал, что «суверенитет и международное право - исторически взаимосвязанные явления. Само международное право вызвано к жизни необходимостью регулировать отношения между суверенными государствами. Основной идеей суверенитета была полная независимость от иноземной власти. На этой почве возникала концепция „абсолютного суверенитета" как суверенитета ничем не ограниченного». Поэтому, как он пишет далее, «заключив договор, государство не ограничивает, а реализует свой суверенитет, создавая для себя обязанности и приобретая дополнительные возможности осуществления суверенных прав»2.

Из смысла исследования И.И. Лукашука вытекает, что проблема соотношения понятий «ограничение суверенитета государства международными обязательствами» и «реализация го-

2 Лукашук И.И. Глобализация, государство, право XXI век. М.: Спарк. 2000. С. 140.

сударством суверенных прав посредством международных обязательств» имеет не столько теоретический, сколько политический характер. Американская дипломатия и правовая доктрина тщательно работают над содержанием международных договоров, придавая международным обязательствам США такую редакцию, чтобы они не ограничивали суверенные права США, а в рамках Стратегии и интересов национальной безопасности США усиливали суверенитет и приоритет национального права США над международным, хотя юридически такой приоритет нигде в праве США не зафиксирован3.

В этой связи необходимо в науке международного права России и государств СНГ с учетом стратегий их национальной безопасности и защиты суверенитета выработать новые концептуальные подходы к содержанию понятий «международно-правовые формы реализации суверенных прав государств», «пределы ограничения суверенитета международным договором», «допустимые условия делегирования части суверенитета», «неделимость и целостность суверенитета». Это позволит усилить регулирующие возможности национальных правовых систем стран СНГ и обеспечить им защиту суверенитета.

Политико-правовые основания идентификации понятий «обеспечение государственной безопасности» и «охрана государственного суверенитета»

Наука международного права стран СНГ опирается на традиционные доктрины соотношения дипломатии, права, политики, безопасности, выработанные еще в советское время и основанные на Конституции СССР 1977 года. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года расширила правовые основы обеспечения устойчивости и защищенности национального конституционного правопорядка, которые особенно актуальны при современных международных угрозах.

Статья 80 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливает, что «Президент Российской Федерации в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». Следовательно, можно сказать, что положения Указа Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности

Российской Федерации»4 являются реализацией конституционных полномочий Президента РФ по охраны суверенитета Российской Федерации.

Политико-правовые основания идентификации понятий «обеспечение государственной безопасности» и «охрана государственного суверенитета», несомненно, обусловлены взаимозависимостью механизмов их формирования на национальном и международном уровне. «Обеспечение безопасности государства» и «охрана суверенитета государства» - юридически связанные понятия, идентичные содержанию понятий «защита основ конституционного строя» и «национальная самостоятельность». Поэтому недопустимо теоретически и практически по-разному толковать эти понятия, отделяя в международном праве теоретические основы «обеспечения национальной безопасности» от теоретических основ «защиты государственного суверенитета». Государственный суверенитет «неделим и непередаваем», как «неделима и непередаваема»

3 Подобные позиции США изложены в статье: Telbott S. Globalization and Diplomacy Foreign Policy. 1997. Vol. 3.

4 Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». http:// www.consultant.ru/law/review/2771101.html

государственная безопасность. Это на практике означает, что любой международный договор до его заключения должен проходить более глубокую экспертизу соответствия его содержания национальным интересам Российской Федерации с детальным анализом последствий для обороны страны, уровня террористических угроз, последствий для финансово-банковской, бюджетной, торговой системы и др.

Современная власть «транснационализиро-ванных финансовых магнатов», контролирующая 70 % мирового финансового оборота намеренно разрушает понятие национального суверенитета государств, возрождая забытые идеи мира без суверенных государств под эгидой католического папского престола Священной Римской империи. Поэтому, например, в суверенитете видит препятствие на пути к эффективности международного права американский юрист М. Дженис, который считает, что «суверенитет и международное право явно антагонистичны»5. Другой иностранный ученый Б. Бутрос-Гали сформулировал концепцию «суверенитета человечества», которая начинает якобы доминировать над суверенитетом государств в условиях глобализации6. Из смысла таких подходов вытекает, что воплощением реального суверенитета является не международное публичное право межгосударственных договоров, принятых государствами по праву ООН, а международное «мягкое» частное экономическое право, разработанное и используемое международным сообществом в качестве заведенного порядка.

Российская наука международного права никогда не поддерживала таких позиций, поскольку они разрушают международно-правовое содержание государственного суверенитета и международного права. Такие понятия, как международное право, суверенитет, национальная безопасность, взаимовыгодное межгосударственное сотрудничеству возникли тогда, когда появилась потребность в регулировании равных и справед-

5 Janis M. An Introduction to International Law. Boston. 1993. P.

6 Boutrus-Ghali В. Empowering the United Nations. 1996.

ливых отношений между суверенными государствами.

Охрана государственного суверенитета стран СНГ сопровождается мерами обеспечения финансовой безопасности государств СНГ и приобретает особое политико-правовое значение в контексте интегрированного валютного рынка СНГ, созданного странами в рамках Соглашения 2012 года. Страны СНГ, участвуя в евразийских интеграционных процессах по формированию единого евразийского экономического пространства, нацелены на повышение согласованности между их валютной, финансовой и торговой системами. В данном случае ключевое значение для улучшения в СНГ управления финансами, торговлей и развитием на интеграционном уровне имеют институциональные аспекты, способные вызвать позитивные связи между торговлей и финансами в целях увязки этих усилий с процессом развития.

Перспективы развития международно-правовых основ интеграционного сотрудничества государств - участников СНГ должны отразиться в рамках новой доктрины «Экономическая интеграция и коллективная безопасность СНГ как система совместных мер защиты политического, экономического, информационного суверенитета государств участников СНГ». Она должна охватить в числе прочих мер важнейшие направления развития международно-правовых и национальных мер защиты информационной безопасности, валютного, бюджетного суверенитета и обеспечения финансовой безопасности государств евразийского пространства, включая государства -члены ЕАЭС. В частности, перспективная доктрина интеграционного сотрудничества стран СНГ должна включать дальнейшие меры расширения на евразийском пространстве:

1) межгосударственных валютно-платежных союзов по расчетам, кредитованию и инвестициям в национальных валютах;

151.

2) межгосударственных банков развития и фондов условных резервных валют;

3) межгосударственных банков и финансовых корпораций по инфраструктурным инвестициям;

4) международное сотрудничество по унификации и гармонизации законодательства государств - членов ЕАЭС по противодействию финансовым преступлениям и борьбе с коррупцией.

Необходимо уделить внимание расширению международных потоков капитала в интересах инфраструктурного и инновационного развития стран СНГ, в том числе с использованием новых финансовых механизмов, а также решению проблемы неустойчивости международных рынков капитала. Международное сотрудничество в рамках ЮНКТАД нацелено серьезно прорабатывать и принимать надлежащие меры для обеспечения приемлемого в долгосрочном плане уровня жизни развивающихся стран7.

Помимо национальных ресурсов, накопления капитала и наличия рабочей силы динамичными движущими силами современной мировой экономики становятся новые факторы, такие как информация, инновации, творчество и диверсификация. Выявление основных тенденций международной правоприменительной практики при урегулировании кризисных ситуаций в сфере международной и региональной безопасности является одним из важнейших направлений поиска путей эффективного использования норм и принципов международного права для урегулирования кризисных, конфликтных, коллизионных, спорных и других ситуаций на международной арене в интересах укрепления национальной, региональной и международной безопасности.

Новое осмысление международно-правовых подходов особенно актуально в свете применения в западной науке и практике при разреше-

нии межгосударственных кризисных ситуаций доктрин замены международного права ООН, основанного на общепризнанных принципах, на право эффективного мирового сообщества при усилении фактора перекрашивания спорных имущественных и иных вопросов внешнеэкономического и частного правового характера в политические конфликты межгосударственного уровня.

Международные финансовые центры и подобные транснациональные коммерческие образования, являясь точечными накопителями сверхкапиталов и опираясь на доверительных управляющих в оффшорных юрисдикциях, признаются США и их партнерами полноценными субъектами международного права, разработчиками МСФО и других финансовых стандартов, создателями норм мирового «мягкого» права и т.д.8

В этой связи следует отметить, что международная безопасность как финансово-экономическая, политическая и информационная категория выражает состояние отношений между государствами, определяемое их сотрудничеством в целях противодействия угрозам разрушения суверенитета и финансовой стабильности государств. Разрушение бюджетных суверенитетов выражается в попытках построения невыгодного развивающимся государствам, но выгодного транснациональным корпорациям США, Японии и Великобритании, валютно-финансового правопо-

7 Итоговый документ Саммита ООН по принятию повестки дня в области развития на период после 2015 г.: «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conv2010.shtml

8 Ступаков Н.В. Установление приоритета юрисдикции России и стран СНГ как мера обеспечения безопасности на евразийских финансовых рынках // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 4. С. 54.

рядка. То есть требуется предотвращение и устранение любой опасности международной и региональной безопасности, включая опасность, исходящую из «манипулирования» США «мнимыми ре-

формами МВФ и мировой финансовой системы», в целях нейтрализации попыток посягательства на национально-государственный суверенитет.9

Охрана государственного суверенитета и информационная безопасность

Охрана государственного суверенитета предполагает согласованные меры государств СНГ по обеспечению международной и региональной информационной безопасности вследствие возникновения угроз при функционировании информационных и коммуникационных технологий, когда они используются10.

а) в качестве информационного оружия в военно-политических целях, противоречащих международному праву, для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности;

б) в террористических целях, в том числе для оказания деструктивного воздействия на элементы критической информационной инфраструктуры, а также для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников;

в) для вмешательства во внутренние дела суверенных государств, нарушения общественного порядка, разжигания межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганды расистских и ксенофобских идей или теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию;

г) для совершения преступлений, в том числе связанных с неправомерным доступом к ком-

пьютерной информации, с созданием, использованием и распространением вредоносных компьютерных программ.

Основными направлениями государственной политики Российской Федерации, связанной с решением задачи по созданию условий, способствующих снижению риска использования информационных и коммуникационных технологий для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности, являются:

а) развитие диалога с заинтересованными государствами о национальных подходах к противодействию вызовам и угрозам, возникающим в связи с масштабным использованием информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях;

б) участие в выработке на двустороннем и многостороннем уровнях мер по укреплению доверия в области противодействия угрозам использования информационных и коммуникационных технологий для осуществления враждебных действий и актов агрессии;

в) содействие развитию региональных систем и формированию глобальной системы международной информационной безопасности на основе общепризнанных принципов и норм междуна-

9 Петрова Г.В. Основные векторы стратегического партнерства России в евразийских и международных интеграцинных процессах и политико-правовые проблемы защиты валютного и бюджетного суверенитета // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 2.

10 Итоговый документ Совещания на Высшем уровне Генеральной Ассамблеи, посвященного общему обзору хода осуществления решений Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conv2010.shtml

родного права (уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела других государств, неприменение силы и угрозы силой в международных отношениях, право на индивидуальную и коллективную самооборону, уважение прав и основных свобод человека);

г) содействие подготовке и принятию государствами - членами Организации Объединенных Наций международных правовых актов, регламентирующих применение принципов и норм международного гуманитарного права в сфере использования информационных и коммуникационных технологий;

д) создание условий для установления международного правового режима нераспространения информационного оружия11.

Согласованная макроэкономическая политика стран СНГ как результат реализации суверенных прав и интересов государств СНГ

Для стран СНГ крайне важна согласованная макроэкономическая политика. Данный механизм предусматривает обеспечение макроэкономической стабильности, формирование единых принципов функционирования экономики, согласование параметров основных показателей в целях повышения устойчивости и углубления интеграции экономик участников. Задача критической важности - добиться полноценной координации макроэкономической политики как в монетарной сфере, так и в фискальной. Отметим также близкие и очень умеренные темпы инфляции, сближающаяся цена финансовых ресурсов и их взаимная доступность, сближение рисковых премий, стабильные и устойчивые темпы роста, устойчивость долга, сбалансированность внешней торговли, сбалансированность в налогово-бюджетной сфере.

В Стратегии экономического развития государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года12 говорится, что Содружество Независимых Государств является

одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций - глобализации и регионализации.

Эффективное использование комплекса мер обеспечения внутреннего и внешнего суверенитета государств СНГ при одновременном исполнении международных обязательств в рамках СНГ предполагает новый этап развития интеграции в рамках СНГ, когда вырабатываются «Общие стандарты и инновационные подходы к согласованию глобальных, региональных и национальных суверенных интересов государств СНГ» на основе принципов взаимовыгодного экономического сотрудничества, обеспечения коллективной безопасности и национального развития.

Суверенные международные глобальные интересы стран - участников СНГ - это перспективы динамичного экономического роста, усиление влияния на развитие мировых экономических систем, создание международных финансовых цен-

11 Указ Президента Российской Федерации от 24.07.2013 г. № Пр-1753 «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационой безопасности на период до 2020 года».

12 Стратегия экономического развития государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. Утверждена 5.10.2007 г. Советом Глав государств СНГ. http://www.cis.minsk.by/

тров на своих территориях, размещение активов национальных компаний в высокотехнологических секторах мирового хозяйства. повышение конкурентоспособности национальных экономик и заинтересованности в производственных и торгово-экономических связях и полноценном торгово-экономическом взаимодействии.

Суверенные международные региональные интересы стран - участников СНГ - это создание региональных систем поддержки национального производства, сбыта товаров, работ и услуг в целях экономического роста, обеспечения коллективной безопасности и других целях, определенных Соглашением о создании СНГ и другими актами.

Суверенные внутринациональные интересы стран - участников СНГ - это социально-ориентированная экономика и внутренняя политика, занятость, экологическая безопасность, защита национальной культуры, образования, здравоохранения, стабильность, защищенность населения и др.

Важными формами проявления инновационного подхода к повышению эффективности информационного, военно-технического, торгово-экономического, экологического сотрудничества, обеспечению экономической и коллективной безопасности стран - участников СНГ являются мониторинг, информационный обмен, системный анализ и сравнительно-правовые методы оценки организации деятельности внешнеэкономических, контрольно-информационных и финансово-надзорных органов государств - участников СНГ, что предполагает их взаимодействие по следующим основным направлениям: • дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в целях создания благоприятных правовых и экономических условий для субъ-

ектов военно-технической деятельности, повышения конкурентоспособности экономики государств - участников СНГ и налаживания взаимовыгодных экономических связей на многосторонней основе;

• согласование основных направлений внешнеэкономической и военно-экономической политики государств - участников СНГ;

• мониторинг практики применения органами государств - участников СНГ соглашений (конвенций) о коллективной безопасности и военно-экономическом сотрудничестве с другими государствами;

• подготовка предложений по унификации форм и методов контроля согласованных договоренностей об обеспечении коллективной безопасности;

• обмен информацией между компетентными органами государств - участников СНГ в целях соблюдения законодательства о безопасности, предупреждения и пресечения правонарушений в сфере военной, экономической, информационной, технологической безопасности, предотвращения легализации доходов от незаконной торговли оружием.

Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами - участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы. Перед СНГ встают вопросы повышения конкурентоспособности национальных экономик, заинтересованности в производственных и торгово-экономических связях и полноценном торгово-экономическом взаимодействии.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 ской Федерации». http://www.consultant.ru/law/ «О Стратегии национальной безопасности Россий- review/2 771101.html

2.Указ Президента Российской Федерации от 24.07.2013 г. № Пр-1753 «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационой безопасности на период до 2020 г.»

3. Стратегии экономического развития государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. Утверждена 05.07.2007 г. Советом Глав государств СНГ. http:// www.cis.minsk.by/.

4. Итоговый документ Совещания на Высшем уровне Генеральной Ассамблеи, посвященного общему обзору хода осуществления решений Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conv2010.shtml

5. Итоговый документ Саммита ООН по принятию повестки дня в области развития на период после 2015 года: «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conv2010.shtml

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Карташкин В.А. Устав ООН и основные принципы современного международного права // Российский ежегодник международного права. 2015. СПб.: Изд-во: Социально-коммерческая фирма «Россия-Нева». 2016. С. 23-24.

7. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право XXI век. М.: Спарк. 2000. С.140.

8. Петрова Г.В. Основные векторы стратегического партнерства России в евразийских и международных интеграционных процессах и политико-правовые проблемы защиты валютного и бюджетного суверенитета // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 2.

9. Ступаков Н.В. Установление приоритета юрисдикции России и стран СНГ как мера обеспечения безопасности на евразийских финансовых рынках // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 4. С. 54.

10. Janis M. An Introduction to International Law. Boston. 1993. P.151

11. Boutrus-Ghali.B. Empowering the United Nations. 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.