Государственный стандарт высшего образования: проблемы и суждения
УДК 378
Т.Л. Короткова
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Как известно, миссия высшего образования заключается в подготовке интеллектуальной элиты общества, способной вывести страну на мировой научно-технический и экономический уровень. По мнению идеологов реформы высшего образования в России, внедрение федерального стандарта образования должно её выполнить. Автор, как непосредственный исполнитель требований стандарта ФГОС ВПО по созданию новых электронных учебно-методических материалов, к сожалению, пришла к неутешительным выводам, как по форме, так и по содержанию данного стандарта. Терпеливость, незащищённость и вера в непобедимость бюрократии от образования наших преподавателей сыграли с ними злую шутку: они оказались заложниками собственного терпения и трудолюбия.
Ключевые слова: реформа образования в России, ФГОС ВПО, учебно-методический комплекс, бюрократия и формализм.
Реформа высшего образования в России идёт почти четыре года. Главным аргументом необходимости внедрения ФГОС третьего поколения были такие аргументы, как «мы живём в другой стране», «как во всех цивилизованных странах» и т.д. Относительно другой страны: люди, родившиеся в России до 90-х годов прошлого столетия, как жили, так и живут в той стране, в которой родились, выросли, воспитались и получили образование. А вот государственная власть и общественный строй действительно поменялись. И не в лучшую сторону, если судить по «достижениям» в высшем образовании.
В конце 80-х годов в сфере науки в СССР работали 4,4 млн. чел., в том числе, 1,5 млн. научных и преподавательских кадров, включая 542 тыс. докторов и кандидатов наук. Ежегодно регистрировалось 80-85 тыс. изобретений. Многие изобретения и открытия советских учёных обогатили науку, явились важным источником перспективных направлений развития производства во многих отраслях экономики (например, в области микроструктуры материи, физики элементарных частиц, использования энергии ядерного ядра, освоения космоса, судо и
ракетостроения). Так что уровень цивилизованности был тогда не ниже, чем в других цивилизованных странах!
Как известно, миссия высшего образования заключается в подготовке интеллектуальной элиты общества, способной вывести страну на мировой научно-технический и экономический уровень. По мнению идеологов реформы высшего образования, внедрение федерального стандарта образования должно её выполнить. И вот «гора» (бюрократия от образования) родила «мышь» (ФГОС ВПО), которая, как показывает четырёхлетняя практика его освоения, выгрызает в «граните наук» большую дыру.
В статье 5. Законодательства об образовании говорится, что целями законодательства об образовании в Российской Федерации являются установление государственных гарантий и механизмов реализации прав и свобод человека в образовании, созд ание благоприятных условий развития системы образования, защита прав и интересов лиц, действующих в сфере образования. Вопреки этому пункту в вузах идёт сокращение профессорско-преподавательского состава. Уже уволено около трети высококвалифицированных преподавателей, становление которых как учёных и педагогов требует значительного времени, упорного труда и опыта работы в вузе. В статье 10. Управление в сфере образование декларируется. что управление в сфере образования в Российской Федерации осуществляется на принципах законности, демократии, гласности и учета общ е-ственного мнения ... и носит государственно-общественный характер. На деле квалифицированным мнением профессорско-преподавательского состава (ППС) при разработке и внедрении ФГОС ВПО разработчики с тандарта пренебрегли. Основное возражение со стороны ППС касается того, что в стандарте акцент сделан не на содержательную творческую сторону работы преподавателя вуза, а на формальную бюрократическую. Кстати, система образования в США (в одной из «цивилизованных» стран) децентрализованная, здесь нет единых для всей страны учебных программ или стандартов! [1]
Автор, как непосредственный исполнитель требований стандарта ФГОС ВПО по созданию новых электронных учебно-методических материалов, к с о-жалению, пришла к неутешительным выводам, как по форме, так и по содержанию данного стандарта. Какими же методами предполагается повысить продуктивность и качество высшего образования путём внедрения ФГОС ВПО?
Рассмотрим на примере стандарта для направления 080200 Менеджмент, утверждённого приказом Минобрнауки России № 636 от 18.11.2009, который представляет собой совокупность требований, обязательных для выполнения основных образовательных программ (ООП).
Одним из достоинств ФГОС ВПО принято считать модульно-рейтинговую систему, что предполагает организацию процесса освоения дисциплин и ко н-троля знаний, основанную на модульном построении учебного процесса. В стандарте требуется, чтобы при разработке учебно -методических комплексов разработчику-лектору необходимо структ урировать содержание каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули. При этом, как оказалось, в российской и европейской образовательных системах нет трактовки модуля. Под модулем можно понимать и часть дисциплины (раздел, тема), и саму учебную дисциплину и даже комплекс дисциплин. Эта путаница вызвала принятие руководством многих вузов решения о разработке УМК дисциплин по модулям! В связи с чем, лектору вменили в обязательном порядке включать в УМК дисциплины, как в матрёшку, модульные УМК. То есть трудоёмкость создания УМК увеличилась во столько раз, сколько модулей определилось в дисциплине, а поскольку разработчики посчитали, что это разделы дисциплины, то можно себе представить этот «сизифов» труд! Но основной урон модульный принцип нанёс не в ча сти увеличения трудоёмкости (наши преподаватели трудолюбивы и покорны), а самой идее модульного принципа, породив неприятие и недоверие к стандарту. Это был первый опыт формального отношения, как к работе преподавателя, так и к качеству обучения. Очевидно, что отняв у ППС достаточно много времени, внедрение модульного принципа ни как не повлияло на качество преподавания, а сократило время, предназначенное на актуализацию лекционного материала, отработку практических занятий и лабораторных работ , напис ание у чебно-методической литературы, на научно-исследовательскую работу, на руководство дипломными работами и аспирантами и т.д.
Следующий «феномен» ФГОС ВПО - это компетентностный подход, который как предполагают приверженцы стандарта , должен нацелить ученика н а овладение знаниями в комплексе. В связи с этим, в основе конструирования методов обучения положена технология формирования соответствующих «ключевых компетенций » в образовании . Истоки технологии видны невооруженным
взглядом. Это терминология либеральной рыночной экономики, в которой выживает тот бизнес, у которого есть производственные и коммерческие секреты, обеспечивающие предпринимателю конкурентные преимущества. Но какое это имеет отношение к высшей школе? Попробуем разобраться. Выпускник вуза должен быть конкурентоспособным на рынке труда. Это значит, как предполагается в стандарте, он должен обладать соответствующими компетенциями, которые требует от него работодатель . Какие это компетенции и кто может точно определить запросы будущих работодателей ? Оказывается, чиновники от образования точно знают кому, что, где, когда потребуется от специалиста, бакалавра, магистра в той или иной сфере экономики. Что же такое компетенция ? Компетентность/компетенция личности это «потенциальная активность личности, которая определяется такими структурными компонентами, как когнитивность, конативность, аксиологичность, мотивационность, а также компонентом сп о-собностей и саморегуляции» [2].
Другими словами, оказывается это личность, обладающая предпринимательскими способностями. И снова мы видим, как из текста стандарта торчат либ е-ральные рыночные уши! Но в данном случае слово «либеральные» надо бы взять в скобки, т .к. какой же это либерализм, если все компетенции однозначно определены и их формирование является основным требованием стандарта !? При этом компетенции чётко расклассифицированы ; определены для каждого направления и профиля подготовки и разделены на общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК). Внутри группы профессиональных компетенций они делятся на организац ионно-управленческие, аналитические , научно -исследовательские и педагогические. Так что, будьте любезны, формируйте выпускника по строго определённой шкале ценностей, а не то. ну мы знаем что!
Например, по направлению Менеджмент вуз обязан сформировать у в ы-пускника-магистра 6 общекультурных и 8 профессиональных компетенций. Среди них такие, как «способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследований» (ОК-1); «способность к изменению профиля своей профессиональной деятельности» (ОК-2) и т.д. А если выпускник не хочет изменять свою профессиональную деятельность, ведь он учился по данному направлению не для того , чтобы его менять! А как оценить способность развивать свой общекультурный уровень?
Опыт разработки УМК на основе ФГОС ВПО показал, что компетентност-ный подход - это надуманная бюрократическая уловка для создания рабочих мест различным околовузовским чиновничьим структурам. Так, в вузах для разработки ТЗ для каждого элемента УМК по компетенциям и для контроля их выполнения созданы многочисленные внутривузовские структуры, которые п о-этапно отслеживают графики учёта выполненного объёма работ по УМК, составляют сводные таблицы по факультетам, кафедрам, дисциплинам. Кроме того, из числа преподавателей создаются рабочие группы экспертов для оценки соответствия УМК требованиям стандартов. После проверки экспертов преподаватели обязаны исправить все замечания и внести изменения во все элементы УМК по всем читаемым курсам, направлениям и профилям. Тридцатилетний опыт работы автора позволяет сделать вывод о том, что такого бюрократического давления на преподавателей вузов ещё не было! Из-за непомерного объёма принудительной, формальной и непроизводительной работы из вузов уходят наиболее талантливые и творчески настроенные преподаватели.
Главный вопрос, который напрашивается в ходе внедрения стандартов: для чего и для кого пишутся многотомные УМК, загружаются серверы и компьютеры, отвлекаются работники вуза , расходуются материальные , трудовые и уникальные интеллектуальные ресурсы высшей школы?
Говорят для абитуриентов, чтобы они могли познакомиться с будущим вузом и его учебным процессом. Как показывает практика, абитуриентов в первую очередь интересует информация , написанная просто , ёмко , ясно и как можно кратко, чтобы пробежаться по Интернету и сравнить привлекательность того или другого вуза с позиций будущей карьеры, заработка и престижности. Для этого не нужны многостраничные опусы УМК по модулям и компетенциям, а нужна умная, интеллигентная и здравая реклама, желательно с историей вуза и её выпускников.
А как студенты реагируют на УМК в он-лайн режиме ? Опрос студентов показывает, что ещё хуже, чем абитуриенты. Им вообще некогда туда заглядывать, они часто совмещают работу и учёбу и нуждаются в оперативной информации, связанной с текущим учебным процессом: что, когда и в каком виде надо подготовить к определённой дате. Но эту информацию он получает на учебных занятиях, а если не получает, то это вина его преподавателя.
Возможно, УМК нужны для организации работы ППС? На этот вопрос можно ответить положительно только в том случае, если УМК также кратки, ясны и без «заморочек» в виде компетенций, модулей, таблиц с долями и процентами затрат рабочего времени на тот или иной вид учебного занятия, бесконечных повторов и дублирования одних и тех же положений и указаний в разных элементах УМК.
Поясним эту мысль на конкретных примерах.
Для этого рассмотрим каждый элемент УМК на предмет их полезности для учебного процесса. Начнём с главного элемента, а именно с учебной программы дисциплины. Этот документ содержит всю необходимую информацию, как для абитуриентов и студентов, так и для преподавателей. А именно: цели и задачи дисциплины; место дисциплины в структуре ООП; требования к результатам освоения дисциплины, в том числе, злополучные компетенции. А также объем дисциплины и виды учебной работы; содержание дисциплины, в том числе, тематический план дисциплины и виды занятий в разрезе так называемых модулей; практические занятия ; самостоятельная ра бота студе нтов; учебно -методическое и информационное обеспечение дисциплины; методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Даётся описание активных и интерактивных форм проведения занятий и инновационных технологий обуч е-ния; календарный график освоения дисциплины (схема реализации модулей при изучении дисциплины, организация изучения дисциплин). Подробно описываются оценочные средства (в т.ч. и инновационные) сформированных общекультурных и профессиональных компетенций, а также критерии оценки знаний по дисциплине.
Как видим, в учебной программе кратко и полно дан материал по основным элементам УМК. Зададимся вопросом: зачем понадобилось многократно повторять этот материал в соответствующих автономных документах, раскрывающих содержание отдельных элементов учебно-методического комплекса? По нашему мнению учебный план дисциплины должен быть единственным документом, утверждаемым руководством вуза и служащим основанием для дальнейшей творческой работы ППС по созданию учебно -методических материалов для обеспечения учебного процесса по правилам , принятым в результате обсуждения на заседаниях кафедр. Эта работа должна находится в абсолютной компе-
тенции выпускающих и реализующих кафедр, а никак не представителей административных служб, созданных специально для создания технических заданий по разработке УМК и контроля за их исполнением в рамках ФГОС ВПО. В результате штат административно-управленческого персонала ВУЗов разрастается, расходы по этим статьям увеличиваются, а руководство экономит за счёт сокращения профессорско-преподавательского состава! Неужели внедрение стандарта преследует эти цели? Вопрос риторический, но кто-то должен ответить!
Приведённые примеры это только часть айсберга под названием ФГОС ВПО, который может утопить высшее образование в России! Но это примеры новой бюрократии и формализма, паразитирующие на самой важной для становления действительно цивилизованного общества и незащищённой сфере деятельности под названием высшее образование! К сожалению, терпеливость, незащищённость и вера в непобедимость бюрократии от образования наших преподавателей сыграли с ними злую шутку: они оказались заложниками собственного терпения и трудолюбия.
Литература
1. Образование в США // Энциклопедия США [Электронный ресурс]. URL: prousa.ru/education
2. Ильязова М.Д. Компетентностный подход к определению компонентов модели выпускника вуза // Вестник астраханского государственного технического университета. 2007. №5. С.102-108.
Короткова Татьяна Леонидовна - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры маркетинга и управления проектами МИЭТ.