Научная статья на тему 'Прикладной бакалавриат: попытка снижения статуса или резерв развития высшего образования в России'

Прикладной бакалавриат: попытка снижения статуса или резерв развития высшего образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ФГОС / ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ / ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васин Сергей Михайлович

на примере организации подготовки бакалавров-менеджеров рассмотрены особенности формирования нового уровня высшего образования-прикладного бакалавриата. Сопоставлены федеральные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования. Представлены предложения в целях внесения изменений во ФГОС ВПО направления «Менеджмент» для реализации идеи прикладного бакалавриата. Обозначены мнения о перспективах развития высшего образования в России в связи с введением «прикладного бакалавриата». Сформулированы рекомендации по формированию и использованию резервов роста статуса российского высшего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васин Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прикладной бакалавриат: попытка снижения статуса или резерв развития высшего образования в России»

Первые два года обучения посвящены изучению дисциплин двух блоков учебного плана: гуманитарного, социального и экономического и второй - математический и естественно-научный цикл. Дисциплины этих блоков освоены преподавателями каждого вуза. И без больших усилий они могут быть адаптированы к требованиям образовательных программ прикладного бакалавриата. За эти два года пользуясь правом сетевого взаимодействия вузу можно выстроить деловые отношения с профильными техникумами, которые могут или уточнить или разработать методическое обеспечение дисциплин профессиональных модулей. Следовательно, в течение четырех лет без больших материальных и кадровых проблем можно подготовить квалифицированных сотрудников для предприятий и организаций. При этом, в течение последних двух лет обучения они будут проходить производственную практику на предприятии и будут адаптированы к условиям своего предприятия.

У кого и какие проблемы возникают при внедрении программ прикладного бакалавриата? Этим программам предстоит пережить, так называемые, «барьеры выхода на рынок». Сознание общества пока не подготовлено к переходу на уровневое высшее образование. Кроме того работодатели предпочитают принимать на работу людей с высшим профессиональным образованием, которое ассоциируется с пятилетним сроком обучения. Выпускники традиционного высшего профессионального образования оперируют большим объёмом и степенью сложности используемой информации, обладают инновационными абстрактными знаниями. Выпускники образовательных учреждений среднего профессионального образования часто превосходят их в области практической подготовки, однако проигрывают в плане фундаментальности подготовки, связанной с масштабом деятельности, со способностью действовать в нестандартной ситуации. Пока не наработан положительный опыт сформированности компетентности выпускника, обучившегося по программе прикладного бакалавриата. Предстоит преодолевать неподготовленность общества и бизнеса к признанию преимуществ уровневого высшего образования. Вместе с этим преодолением будет расти и спрос на него.

Не менее сложна проблема подготовки профессорско-преподавательского состава. Как во всех сферах человеческой деятельности, в образовании при внедрении нового: новых программ, новых технологий, необходимо обучение исполнителей. Переподготовка преподавателей потребует времени и средств. Предстоит освоить принципиально новые профессии. Например, предстоит еще разработать и освоить систему тьюторской подготовки для сопровождения студентов в начале программ бакалавриата и помощи им в самоопределении и выборе траектории программы, ее содержания.

Дорогу осилит идущий...

С.М. Васин

ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ: ПОПЫТКА СНИЖЕНИЯ СТАТУСА ИЛИ РЕЗЕРВ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

BACHELOR OF APPLIED: ATTEMPT TO REDUCE STATUS OR PROVISION OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA NAME OF ARTICLE: BACHELOR OF APPLIED: ATTEMPT TO REDUCE STATUS OR PROVISION

OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

Аннотация: на примере организации подготовки бакалавров-менеджеров рассмотрены особенности формирования нового уровня высшего образования -

© С.М. Васин, 2013

прикладного бакалавриата. Сопоставлены федеральные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования. Представлены предложения в целях внесения изменений во ФГОС ВПО направления «Менеджмент» для реализации идеи прикладного бакалавриата. Обозначены мнения о перспективах развития высшего образования в России в связи с введением «прикладного бакалавриата». Сформулированы рекомендации по формированию и использованию резервов роста статуса российского высшего образования.

Ключевые слова: управление высшим образованием, ФГОС, подготовка менеджеров, прикладной бакалавриат, высшее образование, среднее специальное образование.

Abstract: the Peculiarities of applied baccalaureate are considered by the example of the organization of bachelor managers. The federal educational standards of higher and vocational education are compared. The Proposals for changes in the federal educational standard of higher and vocational education of «management» direction are presented for the realization of the idea of applied baccalaureate. The Recommendations for the development and using of reserves for the growth status of the Russian higher education are formed.

Keywords: management of higher education, Federal State Educational Standard, training managers, applied bachelor degree, higher education, vocational education.

Нововведение 2013 года - прикладной бакалавриат. Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует в этом году вузам вводить образовательные программы прикладного бакалавриата.

Александр Соболев, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российский Федерации отмечает: «Прикладной бакалавриат - это профиль основной образовательной программы, что не требует прохождения процедуры специального лицензирования этих образовательных программ. Главная особенность программ прикладного бакалавриата -их практикоориентированный характер. Что дает прикладной бакалавриат вузу? Увеличение нормативов финансирования» [1].

Следует отметить, что успех любой инновации должен быть определен результативностью ее включения в работу системы. Образование не является исключением, однако оно во многом служит образцом проблемности оценки результатов внедрения новых идей. Более того, остается открытым вопрос оценки эффективности существующей системы образования. Этому аспекту посвящено немало работ, один из примеров - фундаментальный анализ Скворцовой В. А. и Шарыпиной Л.Е. категорий сферы образования, где авторы отмечают, что, несмотря на перспективу разработки направлений исследования образовательных ресурсов, образовательного потенциала, рынка образовательных услуг и др., остается дискуссионным вопрос об определении результата образовательной деятельности и системы образования, которая рассматривается в экономической науке как вид общественного производства [2].

В 2009 году был объявлен эксперимент по созданию прикладного бакалавриата, в котором приняли участие 30 образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования. [3] Эксперимент еще не закончен, а у общественности уже формируются различные мнения по поводу прикладного бакалавриата. Их можно объединить в две группы. Первая группа - это мнения о том, что введение прикладного бакалавриата - попытка снижения статуса высшего образования в России. Перечислим аргументы, приводимые в его пользу.

Считают, что с введением прикладного бакалавриата произойдет:

• перевод высшего образования в прикладной уровень;

• перенос функций учреждений среднего профессионального образования в плоскость высшего образования;

• выпуск «узких» специалистов, способных работать на функционально очень ограниченных рабочих местах;

• снижение способности специалистов к адаптации на рабочих местах, отличающихся по ряду элементов от целевых рабочих мест;

Кроме того, существует устойчивое мнение, что прикладной бакалавриат - лишь удовлетворение амбиций определенной части населения в приобретении статуса высшего образования при фактическом среднем профессиональном. «Сейчас население вообще не приемлет среднее профессиональное образование, - говорит директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко. - После его окончания 70% выпускников транзитом поступают в вуз: 35% - сразу после выпуска из техникумов, а еще 35% - через год». [4].

Как видим, значительные сомнения не в пользу прикладного бакалавриата связаны с опасностью отождествления высшего образования со средним профессиональным.

Сопоставим те смысловые блоки действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, в которых отражена особенность практической подготовки студента (обучающегося). В качестве примера рассмотрим особенности управления подготовкой обучающихся по направлению высшего образования 080200 «Менеджмент» и среднего профессионального образования 080201 «Менеджмент» (по отраслям).

Нормативный срок освоения программы направления «Менеджмент» в рамках высшего образования (бакалавриат) составляет 4 года, в рамках среднего профессионального - 1 год, 10 мес., если подготовка ведется на базе полного общего образования, 2 года 10 месяцев, если - на базе общего образования. При этом подготовка по заочной форме увеличивает срок обучения до года независимо от уровня образования. Как видим, разница в сроках подготовки менеджера значительная и навскидку назвать высшим среднее профессиональное образование невозможно.

Однако, например, области профессиональной деятельности выпускника учебных заведений разного уровня достаточно сходны между собой.

Например, для ФГОС ВПО это:

• организации любой ОПФ (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления;

• органы государственного и муниципального управления;

• структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.

В свою очередь, во ФГОС СПО к областям профессиональной деятельности относятся:

• управление деятельностью подразделения организации и его персоналом;

• организация информационного и документационного обеспечения управления;

• совершенствование технологий управления;

• управление деятельностью, приносящей доходы.

Как видим, несмотря на текстовые различия, здесь много сходного по сути.

Также много общего и в объектах профессиональной деятельности менеджера с разными уровнями образования.

Для выпускника с высшим образованием - это:

• процессы управления организациями различных ОПФ;

• процессы государственного и муниципального управления.

Для выпускника со средним профессиональным образованием:

• технологии и процессы управления;

• подразделение организации, организация;

• управленческая информация;

• документация и документооборот.

Иными словами, абитуриент, который пожелает изучить принадлежность будущей профессии, может оказаться в тупике в плане разницы между своим будущим предназначением и уровнем освоения специальности.

Тем не менее, первое серьезное различие он увидит при анализе видов деятельности будущего специалиста.

Получив высшее образование, он сможет заниматься организационно-управленческой, информационно-аналитической или/и предпринимательской деятельностью.

Однако если он освоит профессию менеджера в среднем профессиональном учебном заведении, то сможет, при обычной подготовке:

• планировать работы в подразделении организации;

• организовывать и контролировать деятельность подразделения организации;

• информационно и документационно обеспечивать управление подразделением организации;

• выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).

При углубленной подготовке, кроме вышеперечисленного:

• управлять персоналом подразделения организации;

• осуществлять предпринимательскую деятельность.

Сразу бросается в глаза, что выпускник СПО будет владеть как минимум одной рабочей профессией.

Различия также значительны в количестве общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых соответствующим специалистом.

Одинаковая совокупность учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический; естественнонаучный (или математический и общий естественнонаучный - в СПО); профессиональный, что свидетельствует о сходном концептуальном подходе в подготовке специалистов.

Большие различия наблюдаются в соотношении обязательной и вариативной частях. В структуре подготовки ВПО оно варьируется от 50 : 50 до 45 : 55, а в структуре СПО - 70 : 30. Это свидетельствует о более жестких рамках во второй структуре, что сужает возможности обучающегося.

Тем не менее, обязательный набор дисциплин в первом цикле идентичен и в том, и в другом вариантах подготовки (история, философия, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности).

Однако в структуре основной образовательной программы СПО присутствует такая особенность, как наличие блока профессиональных модулей (ПМ), один из которых предусматривает «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» (ПМ.04). Стандартом предусмотрено выполнение работ по профессиям «Делопроизводитель» и/или «Секретарь руководителя». Модульного подхода в ВПО нет, как нет и возможности выполнения работ по конкретной профессии.

Продолжая анализ данного раздела ФГОС, заострим внимание на вопросах практики обучающихся. Стандарт высшего образования предусматривает 6-10 недель практики, что составляет от 2,5 до 4,1% от общей трудоемкости ООП. В свою очередь стандартом СПО предусмотрено 14 недель при обычной форме (14,5% от общей трудоемкости ООП) и 18 (12,2%) - при углубленной. Такие значительные различия в практической подготовке между стандартами разного уровня образования

свидетельствуют о значительной практической направленности ФГОС СПО, что приближает эти программы к требованиям прикладного бакалавриата.

Примечательно, что во ФГОС ВПО особо не прописан в том или ином виде учет интересов работодателей и регионального рынка труда, в отличие от стандарта СПО, где достаточно часто можно встретить подобное требование.

Значительное различие между стандартами и в максимальном объеме аудиторных учебных занятий в неделю - 27 часов при подготовке бакалавра и 36 часов -специалиста со средним профессиональным образованием.

Особые различия можно отметить в требованиях к педагогическим кадрам, ведущим подготовку студентов (обучающихся). По ФГОС ВПО это значительные требования:

• базовое образование, как правило, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины;

• занятие научной и/или научно-методической деятельностью;

• не менее 60% преподавателей должны иметь ученую степень (звание);

• не менее 8% преподавателей должны иметь ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора;

• не менее 10% преподавателей дисциплин профессионального цикла должны быть из числа действующих руководителей и работников профильных организаций;

• до 10% от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень (звание) может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

Во ФГОС СПО требования значительно мягче:

• наличие высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля);

• обязательный опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Однако требования к практической подготовке и опыту работу достаточно высоки для всех преподавателей.

Таким образом, элементы действующего ФГОС ВПО 080200 «Менеджмент», имеющие практическую направленность и не требующие, на наш взгляд, изменений, следующие:

«4.1. Область профессиональной деятельности включает:

• организации любой ОПФ (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления;

• органы государственного и муниципального управления;

• структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело».

«4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

• процессы управления организациями различных ОПФ;

• процессы государственного и муниципального управления».

«4.3. Бакалавр по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

• организационно-управленческая;

• информационно-аналитическая;

• предпринимательская».

«4.4. Бакалавр по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: (названы 16 видов задач, из которых все - задачи практической направленности)».

Если говорить о компетенциях, которыми должен обладать бакалавр, то в действующем стандарте среди 22-х общепрофессиональных компетенций 14 с определенным допуском можно назвать мировоззренческими, теоретическими, которые потенциально могут не понадобиться узкому специалисту-практику, однако необходимы для приобретения статуса высшего образования.

В свою очередь, среди 50-ти профессиональных компетенций теоретической с натяжкой можно назвать профессиональную компетенцию «Способность к экономическому образу мышления» (ПК-26), однако, на наш взгляд, экономический образ мышления необходим экономисту или управленцу в высшим образованием.

Что же можно отнести к рекомендациям - изменениям во ФГОС ВПО 080200 «Менеджмент»? Отразим предложения в таблице.

Таблица

Рекомендуемые изменения во ФГОС ВПО 080200 «Менеджмент»_

Действующий ФГОС Предложения, направленные на изменение в сторону практической подготовки

Отсутствует модульное обучение Целесообразно ввести модуль практической подготовки, в частности модуль выполнения работ по одной или нескольким руководящим профессиям. Возможно приведение в стандарте перечня профессий, рекомендуемых для работы

Практика составляет от 2,5 до 4,1% от общей трудоемкости ООП Целесообразно увеличить долю практики до 10% от общей трудоемкости ООП

В стандарте слабо сопряжен ход обучения с потребностями рынка труда и работодателей Следует дополнить ряд пунктов ФГОС словами: «в соответствии с потребностями федерального (регионального) рынка труда, интересов работодателей»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Незначительный максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП Целесообразно увеличить максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП до 36 часов за счет практической составляющей (практические, лабораторные, занятия, локальные и сетевые деловые игры, в том числе в компьютерном варианте, проектная деятельность (разработка проектов документов, бизнес планов, инвестиционных планов, в том числе по заказу работодателей различного уровня)

Таким образом, пришло время напомнить о второй группе мнений о прикладном бакалавриате. Оно звучит так: «Введение прикладного бакалавриата - резерв развития высшего образования в России».

Или - «Введение прикладного бакалавриата - один из вариантов развития высшего образования».

Что нужно для того, чтобы появились эти резервы и высшее образование действительно стало развиваться? Для этого, на наш взгляд, необходимо следующее:

• сохранение объема и качества теоретической подготовки, необходимой для сохранения статуса высшего образования;

• увеличение объема практической подготовки до 70% объема подготовки специалиста с высшим образованием за счет увеличения недельной нагрузки;

• увеличение в объеме практической подготовки времени на прохождение производственной практики разного вида;

• нормирование оплачиваемого учебного времени на практическую подготовку: увеличение оплачиваемой преподавательской нагрузки за работу, связанную с руководством производственной практикой;

• нормирование нагрузки для руководителя практической деятельностью студентов от организации - объекта практики;

• разработка контрольных мер как результатов практической подготовки студента;

• разработка минимальных требований к организациям - объектам производственной практики студентов;

• определение организаций - объектов производственной практики студентов;

• использование потенциала среднепрофессиональных и среднеспециальных учебных заведений, перевод части модульной нагрузки в подготовке бакалавра в компетенцию среднепрофессиональных и спеднеспециальных учебных заведений в части осуществления практической деятельности.

Десятилетие назад мы отражали наше мнение о портрете эффективного заведующего кафедрой [5]. В настоящее время требования к руководителю изменились и об этом свидетельствует концепция прикладного бакалавриата.

Литература

1. Новость 2013 года для высшего образования - прикладной бакалавриат [Электронный ресурс]: http://minobr.pnzreg.ru/news/2013/03/20/15060491/print (дата обращения: 18.05.2013).

2. Скворцова В.А., Шарыпина Л.Е. Роль образования в экономике: становление системы категорий // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28, с. 566-568.

3. Постановление Правительства Российской Федерации № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» от 19 августа 2009 г.

4. Прикладной бакалавриат [Электронный ресурс]: http://slavkina.ru (дата обращения: 18.05.2013).

5. Резник С.Д., Васин С.М., Сазыкина О.А. Заведующий кафедрой вуза: черты коллективного портрета // Социологические исследования. 2003. № 6, с. 106.

А.Н. Силин М.Л. Белоножко Л.К. Габышева

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС В ПОДГОТОВКУ УПРАВЛЕНЦЕВ

HE RESULTS OF THE IMPLEMENTATION FGOS OF MANAGEMENT TRAINING

Аннотация: рассмотрен опыт работы вузов по ФГОСам. Выявлены недостатки механизмов их взаимодействия с работодателями, оценки получаемых студентами компетенций и мотивацию ППС к повышению качества подготовки профессионалов.

© А.Н. Силин, М.Л. Белоножко, Л.К. Габышева, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.