АЛЕКСАНДРОВА Надежда Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ФЕДОРОВ Игорь Зиновьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ALEKSANDROVA, Nadezhda Vladimirovna - Candidate of Law, Associate Professor of Department of Civil Legal Disciplines Chair. Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
FEDOROV, Igor Zinovyevich - Candidate of Law, Associate Professor of Department of Criminal Law and Justice. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 342.536.7
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПЕРВОГО СОЗЫВА (1994-1998): ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
М.В. Демидов
Рассмотрены правовые аспекты формирования и организации деятельности Государственного Совета Чувашской Республики первого созыва. Раскрыта законотворческая деятельность парламента Чувашии, его роль в создании правовой базы для функционирования органов государственной власти и местного самоуправления республики.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации; Конституция Чувашской Республики; Государственный Совет Чувашской Республики; парламент; законодательный орган; постановление; выборы.
M.V. Demidov. STATE COUNCIL OF THE FIRST CONVOCATION OF THE CHUVASH REPUBLIC (1994-1998): ORGANIZATIONAL FORMATION AND LEGISLATIVE ACTIVITY
Discusses the legal aspects of the formation and organization of the State Council of the Republic of Chuvashia first convocation. Disclosed lawmaking parliament Chuvashia, its role in establishing the legal framework for the functioning of public authorities and local self-government.
Keywords: Constitution of the Russian Federation; Constitution of the Chuvash Republic; the State Council of the Chuvash Republic; the Parliament; the legislative body; resolution; elections.
Формированию нынешней системы законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации предшествовали коренные преобразования системы представительных органов власти в Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г. № 1400 было прервано осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации [1]. До начала работы нового двухпалатного парламента - Федерального Собрания Российской Федерации, который должен был формироваться путем всеобщих выборов в соответствии с Положением
о федеральных органах власти на переходный период, подготовленным на основании проекта Конституции, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993 г, и до принятия Федеральным Собранием на себя соответствующих полномочий необходимо было руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации. В то же время полномочия представительных органов власти в субъектах Российской Федерации на тот момент сохранялись.
Следующим шагом на пути организации новой системы органов государственной власти в России стало принятие Президентом Российской Федерации 22 октября 1993 г. Указа «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Феде-
рации». Указом было утверждено Положение «Об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы» и рекомендовано республикам в составе Российской Федерации осуществить реформу органов государственной власти с учетом положений Указа [2].
21 октября 1993 г., еще до принятия Указа Президента РФ «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации», был принят Закон Чувашской Республики «О реформе высшего органа государственной власти и местных Советов народных депутатов в Чувашской Республике». Своим решением он установил реформировать Верховный Совет Чувашской Республики и местные Советы народных депутатов [3]. При этом в законе было предусмотрено, что до избрания нового высшего органа представительной государственной власти Чувашской Республики и местных органов представительной власти за Советом Министров Чувашской Республики и соответствующими местными администрациями сохраняются полномочия Верховного Совета Чувашской Республики и местных Советов народных депутатов за исключением распорядительных функций.
В соответствии с Законом «О реформе высшего органа государственной власти и местных Советов народных депутатов в Чувашской Республике» семнадцатой внеочередной сессией Верховного Совета Чувашской Республики двенадцатого созыва 24 ноября 1993 г были приняты законы «О Государственном Совете Чувашской Республики» и «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики». Одновременно были внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию Чувашской Республики.
Закон «О Государственном Совете Чувашской Республики» и Конституция Чувашской Республики определили статус Государственного Совета Чувашской Республики как постоянно действующего представительного законодательного органа государственной власти Чувашской Республики [4]. При этом количество депутатов законодательного органа республики сокращалось с 200 до 47. 28 из них избирались по административно-территориальным округам, а 19 - по территориальным округам.
Государственный Совет Чувашской Республики избирался сроком на 4 года. В Законе особо было оговорено, что он вступает в силу с
момента избрания Государственного Совета Чувашской Республики.
Для формирования нового законодательного органа на 13 марта 1994 г. были назначены выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики. В результате 13 и 27 марта (повторным голосованием) были избраны только 28 депутатов, что не позволило сформировать полномочный законодательный орган. Согласно действующему законодательству сессии Государственного Совета Чувашской Республики могли быть правомочными только, если на них присутствуют не менее двух третей установленного количества депутатов Государственного Совета.
Результаты повторных выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики 2 июня 1994 г. позволили определить кворум для начала работы Государственного Совета Чувашской Республики первого созыва. Своим постановлением от 21 июня 1994 г. Государственный Совет, рассмотрев представление Комиссии мандатной и по вопросам депутатской этики, признал полномочия 33 депутатов, избранных 13, 27 марта и 2 июня 1994 г. [5]. В таком составе (33 депутата из 47 предусмотренных законодательством) Государственный Совет мог в полном объеме осуществлять возложенные на него Конституцией Чувашской Республики полномочия.
Для завершения формирования Государственного Совета на 27 ноября 1994 г. был назначен еще один тур выборов. Одновременно вновь избранный состав Государственного Совета 26 августа 1994 г. принял Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики». Этим Законом, в частности, из ч. 2 ст. 42 было исключено положение о том, что избранным по большинству голосов считается кандидат в депутаты, получивший при повторном голосовании не менее 25 % числа голосов граждан, внесенных в списки избирателей [6]. 4 декабря 1994 г. в результате проведения последнего этапа повторного голосования на основе Закона в новой редакции были доизбраны все остальные 14 депутатов Государственного Совета Чувашской Республики.
Однако Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров обратился с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, требуя признать не соответствующей Конституции Российской Федерации указанную норму Закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики». Конституционный Суд Российской
Федерации своим постановлением от 10 июля 1995 г. признал порядок введения в действие ч. 2 ст. 42 Закона Чувашской Республики от 24 ноября 1993 г. в редакции Закона Чувашской Республики от 26 августа 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» применительно к формированию Государственного Совета Чувашской Республики первого созыва не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее ст. 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 19 и 32 (ч. 2), поскольку изменение правил подсчета голосов в ходе одних выборов привело к нарушению равенства граждан при осуществлении ими права избирать и быть избранными в органы государственной власти [7].
Таким образом, полномочия 14 депутатов Государственного Совета Чувашской Республики, доизбранных в ноябре-декабре 1994 г., были досрочно прекращены. В то же время Конституционный Суд подчеркнул, что данный факт не ставит под сомнение легитимность Государственного Совета Чувашской Республики и не затрагивает полномочий депутатов, избранных до введения в действие Закона Чувашской Республики от 26 августа 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики».
В окончательном своем составе Государственный Совет Чувашской Республики сформировался после выборов 8 декабря 1995 г. Во всех 14 округах г. Чебоксары, Новочебоксарс-ка, Шумерли, а также Порецкого и Шумерлин-ского районов выборы были признаны состоявшимися и действительными. В результате 12 депутатов, из 14 сложивших свои полномочия досрочно, повторно избрались в состав Государственного Совета Чувашской Республики.
Изначально законодательный орган республики стремился к тому, чтобы определить приоритетные направления своей деятельности. Поскольку основным его предназначением являлось принятие законов и контроль за их исполнением, то уже на второй сессии (14-15 июля 1994 г.) Государственным Советом была принята Примерная программа законопроектной работы на 1994 г. Она содержала основные направления законотворческой деятельности парламента республики, определяла ответственных за разработку тех или иных проектов законов, сроки их внесения и рассмотрения парламентом. Аналогичные программы Государственным Советом утверждались и в последующие годы.
Государственный Совет первого созыва вел достаточно интенсивную правотворческую и другую работу. За четыре года своей деятельности им было проведено 45 сессий. На них было принято 131 законодательный акт Чувашской Республики и 1120 постановлений Государственного Совета. Кроме того, состоялось 279 заседаний комитетов Государственного Совета, по различным тематикам было организовано 27 «круглых столов» и 17 парламентских слушаний.
Одной из особенностей законодательной деятельности парламента того периода стало то, что абсолютное большинство проектов законов разрабатывались и вносились для принятия в Государственный Совет не органами исполнительной власти, а комитетами законодательного органа. Так, из указанных 131 законодательного акта 93, или 72,0% были разработаны и внесены комитетами Государственного Совета. В порядке законодательной инициативы Президентом Чувашской Республики были внесены 37 законопроектов, или 28,2% и только 1 (0,8%) - представительным органом местного самоуправления - Чебоксарским городским Собранием депутатов.
В числе 100 принятых Государственным Советом Чувашской Республики и подписанных Президентом Чувашской Республики законов 72 - составляют самостоятельные нормативные правовые акты, а 28 - приняты в форме внесения изменений и дополнений в ранее принятые законы Чувашской Республики. По сфере своего применения принятые законы можно классифицировать:
- по вопросам государственного строительства и права - 47, или 47,0%;
- вопросам экономики, налогов и финансов
- 30, или 30,0%;
- вопросам социально-культурной политики - 13, или 13,0%;
- вопросам сельского хозяйства и экологии
- 10, или 10,0%.
Процесс рассмотрения и принятия законов шел в непростых условиях. В середине - конце 90-х гг. прошлого столетия в России сложилась сложная ситуация. В этот период как на уровне Федерации, так и в ее субъектах нередко политическая борьба между законодательной и исполнительной властями, а также внутри самой законодательной власти достигала такого уровня, что во многом затрудняла нормальный законотворческий процесс.
Такие тенденции были характерны и Чувашской Республике. Они сказывались и в процессе законодательной деятельности парламента республики. Из общего количества
принятых Государственным Советом законов 42 были отклонены Президентом Чувашской Республики и возвращены без их подписания.
11 законов Чувашской Республики, возвращенные Президентом на основании права «вето», были повторно приняты депутатами Государственного Совета в первоначальной редакции. Они в последующем были подписаны Президентом и обнародованы. К их числу относятся такие законы, как: «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики», «О ветеринарии», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О порядке согласования при назначении прокурора Чувашской Республики», «О максимально допустимой доле собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в Чувашской Республике» и др.
В новой редакции на повторное обсуждение Государственного Совета были вынесены 19 законопроектов, которые были приняты в последующем. Остальные нормативные правовые акты либо были сняты депутатами с дальнейшего рассмотрения, либо при повторном рассмотрении не были ими поддержаны.
Принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции Российской Федерации стало исторической вехой в развитии российской государственности. Конституция 1993 г. стала законодательной базой для упорядочения всей системы федеративных отношений и, в частности, принятия конституций республик, уставов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Таким образом, во всех республиках развернулась активная работа по принятию новых конституций и приведению действующих основных законов субъектов Федерации в соответствие с Конституцией РФ.
В Чувашской Республике на тот момент действовала Конституция 1978 г. с внесенными в нее восемью поправками. Многие ее положения вступили в противоречие не только с отдельными положениями Конституции Российской Федерации, но и с нормами федеральных законов. В связи с этим центральным направлением в деятельности Государственного Совета Чувашской Республики первого созыва стали разработка и принятие новой Конституции Чувашской Республики.
На второй сессии Государственного Совета Чувашской Республики 15 июля 1994 г. было принято постановление «О Конституционной комиссии Чувашской Республики» [8], которым Президенту Чувашской Республики рекомендовано образовать Комиссию по под-
готовке проекта новой Конституции Чувашской Республики под своим председательством на основе равного представительства органов законодательной и исполнительной власти. Одновременно от Государственного Совета в состав этой комиссии были предложены депутаты: ВС. Шурчанов, Л.П. Кураков, Н.В. Селиванов, В.А. Тимофеев, А.П. Фадеев, А.М. Чепаксина, Б.М. Яковлев.
Указом Президента Чувашской Республики от 3 августа 1994 г «О подготовке проекта новой Конституции Чувашской Республики» была образована Конституционная комиссия [9]. Ее председателем был определен Президент Чувашии Н.В. Федоров. Конституционная комиссия обладала широкими полномочиями. Она могла привлекать для работы на платной основе ученых, экспертов, специалистов, представителей общественных объединений, запрашивать необходимые информации и сведения у государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений. К 1 октября 1994 г. Комиссия должна была представить ее председателю (Н.В. Федорову) рабочий вариант проекта Конституции Чувашской Республики.
За время своего действия Конституционная комиссия провела 9 заседаний. На них рассматривались различные проекты конституций Чувашской Республики. 13 февраля 1995 г. Конституционная комиссия приступила к рассмотрению проекта Конституции Чувашской Республики, внесенного Президентом Чувашской Республики. Было принято решение в течение месяца со дня официального опубликования законопроекта провести его всенародное обсуждение. Государственному Совету был предложен порядок принятия Конституции Чувашской Республики, который предусматривал принятие Конституции Государственным Советом по взаимному согласию с Президентом Чувашской Республики или через всенародное голосование (референдум) Чувашской Республики.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 16 июня 1995 г. «О порядке принятия Конституции Чувашской Республики и введения ее в действие» Государственным Советом 31 января 1997 г. было принято постановление «О проекте Конституции Чувашской Республики», которым было признано целесообразным провести всенародное обсуждение проекта Основного Закона республики [10]. Законопроект был опубликован в газетах «Хы-пар», «Советская Чувашия», «Республика» и «Чаваш Ен», а также в городских и районных газетах на русском и чувашском языках.
В ходе обсуждения проекта Конституции Чувашской Республики непосредственно в Государственный Совет, органы местного самоуправления, средства массовой информации поступило около 2500 замечаний и предложений. Комитетом Государственного Совета по законодательству, законности и межгосударственным связям они были систематизированы и обобщены.
Одновременно проект Конституции Чувашской Республики Государственным Советом был направлен на экспертизу в Государственно-правовое управление при Президенте Российской Федерации, правовое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и правовое управление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и другие научные учреждения. От них поступило 9 официальных заключений, в которых содержались анализ проекта Конституции и предложения по устранению имеющихся в нем недостатков.
2 июля 1997 г. на сессии Государственного Совета был рассмотрен вопрос об итогах всенародного обсуждения проекта Конституции Чувашской Республики. После его обсуждения для доработки проекта Конституции была создана согласительная комиссия, в состав которой вошли члены Комитета по законодательству, законности и межгосударственным связям Государственного Совета и представители Президента Чувашской Республики. Таким образом, на этом этапе завершилась работа Государственного Совета первого созыва по разработке и принятию новой Конституции Чувашской Республики.
Другим важным направлением в деятельности Государственного Совета Чувашской Республики стала работа по формированию новой нормативно-правовой базы, регламентирующей статус, организацию деятельности и принцип работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также регулирующей вопросы государственной и муниципальной службы, административно-территориального устройства республики, охраны общественного порядка и предупреждения правонарушений.
В 1994-1998 гг. в области государственного строительства были приняты такие важные законы, как: «О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики» (26.08.1994); «О Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики» (14.06.1995); «О порядке принятия Консти-
туции Чувашской Республики и введения ее в действие» (16.06.1995); «О статусе столицы Чувашской Республики города Чебоксары» (05.08.1996); «О референдуме Чувашской Республики» (25.11.1996); «О государственной службе Чувашкой Республики» (14.12.1996); «О выборах Президента Чувашской Республики» (12.05.1997) и ряд других.
После принятия Конституции РФ во всех субъектах Российской Федерации наметилась активная тенденция по формированию правовой основы местного самоуправления. В Чувашской Республике в действующую конституцию был внесен раздел о местном самоуправлении. В нем были воспроизведены статьи Конституции РФ и положения указов Президента РФ, касающиеся местных органов власти. Были приняты законы Чувашской Республики: от 11 мая 1995 г. «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления», от 16 марта 1996 г. «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» и «О выборах главы местного самоуправления». Несколько позже, 15 апреля 1996 г. был принят Закон «О порядке государственной регистрации Уставов муниципальных образований», а 14 июня 1996 г. - Закон «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления».
В целях выработки единого подхода при подготовке Уставов муниципальных образований в соответствии с Законом Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» Государственный Совет 30 мая 1996 г. утвердил примерный Устав муниципального образования. К осени 1996 г. были приняты, зарегистрированы и опубликованы уставы всех 26 муниципальных образований Чувашской Республики.
Формирование полноценного местного самоуправления в республике сталкивалось с определенными трудностями. Необходимо было не только заложить правовую основу местного самоуправления, но и создать организационные структуры местного самоуправления, провести разграничение полномочий, собственности, иного имущества, финансы между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В связи с возникшими проблемными вопросами по обеспечению конституционных прав граждан на местное самоуправление Государственный Совет Чувашской Республики дважды - 2 октября и 12 ноября 1996 г. - обсудил эти вопросы на своем заседании и принял соответствующие постановления. Проблемам реализации Федерального закона от 28 августа
1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было также посвящено специальное совещание, организованное парламентом. В нем приняли участие наряду с представителями органов местного самоуправления и руководители органов исполнительной власти республики, общественных объединений. Обсуждение насущных вопросов местного самоуправления прошло при активном участии представителей Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
В декабре 1996 г. состоялись выборы глав самоуправлений районов, городов и депутатов представительных органов муниципальных образований. Всего было избрано 575 депутатов представительных органов местного самоуправления.
Значительное место в деятельности Государственного Совета Чувашской Республики первого созыва заняли вопросы формирования бюджета и осуществления контроля за их расходованием. Бюджетные полномочия законодательного органа вытекают из общеправового статуса, на принципе разделения властей. Исходя из этого парламент принимал законы о бюджете Чувашской Республики, а также утверждал отчеты о его исполнении. Кроме того, Государственный Совет осуществлял финансовый контроль, как непосредственно, так и опосредованно - через специально созданный орган.
Следует отметить, что Государственный Совет Чувашской Республики в числе первых среди субъектов Российской Федерации публично заявил о необходимости создания органа парламентского финансового контроля. Это выразилось в том, что 16 декабря 1994 г. он принял постановление «О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики» [11]. В этом документе подчеркивалось, что для осуществления контроля за исполнением республиканского бюджета целесообразно создать Контрольно-счетную палату Государственного Совета Чувашской Республики. В связи с этим он поручил Комитету по бюджету, налогам, сборам и банкам в месячный срок разработать Положение о Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики, предложения по ее персональному составу и внести их на утверждение Государственного Совета Чувашской Республики.
Государственный Совет Чувашской Республики не стал принимать Положение. Вместо него сразу же был разработан и 15 марта 1995 г. парламентом принят Закон Чувашской Республики «О Контрольно-счетной палате Чу-
вашской Республики». Однако Президент Чувашской Республики не подписал принятый Государственным Советом Закон и вернул его обратно в Государственный Совет для повторного рассмотрения.
Законодательный орган не согласился с позицией Президента республики и при повторном рассмотрении более чем двумя третями голосов от общего состава депутатов принял Закон в первоначальной редакции. В результате Закон о Контрольно-счетной палате Чувашской Республики был подписан Президентом 28 апреля 1995 г.
Однако сам контрольно-счетный орган республики образовался не сразу же после принятия Закона. Спустя два года, 19 марта 1997 г., Государственный Совет Чувашской Республики принял постановление «Об образовании Контрольно-счетной группы Государственного Совета Чувашской Республики». Такое решение было принято по предложению Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по бюджету, налогам, сборам и банкам. Этим же постановлением было утверждено Временное положение «О Контрольно-счетной группе Государственного Совета Чувашской Республики», которое определило статус Контрольно-счетной группы.
Она состояла всего лишь из 3-х человек: руководителя и двух аудиторов. Ее образование носило временный характер. В таком малочисленном составе и с усеченными полномочиями она не могла осуществлять в полном объеме эффективный контроль за использованием средств республиканского бюджета и распоряжением республиканской собственностью.
По этой причине вскоре Государственный Совет Чувашской Республики постановлением от 25 апреля 1997 г. преобразовал Контрольно-счетную группу Государственного Совета Чувашской Республики в Контрольно-счетную палату Чувашской Республики. С данного момента Контрольно-счетная палата начала осуществлять свою деятельность в объеме компетенции, определенной Законом Чувашской Республики от 28 апреля 1995 г. «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики».
За четыре года парламентом первого созыва был пройден нелегкий путь своего становления, приобретения опыта и техники законотворческой деятельности, изучения общественного мнения граждан и предложений избирателей. В этот период создана законодательная база для эффективного функционирования органов государственной власти Чувашской Республики, субъектов предпринимательства и развития рыночных отношений, выработаны
организационные основы деятельности Государственного Совета Чувашской Республики и органов местного самоуправления.
Список литературы
1. О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. .№1400 // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39, ст. 3597.
2. Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 г. № 1723; Об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы: положение // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 43, ст. 4089.
3. О реформе высшего органа государственной власти и местных советов народных депутатов в Чувашской Республике: закон Чувашской Республики от 21 октября 1993 г. // Советская Чувашия. 1993. 26 окт.
4. О Государственном Совете Чувашской Республики: закон Чувашской Республики от 24 ноября 1993 г. (ред. от 27.11.1998) // Советская Чувашия. 1993. 1 дек.
5. О признании полномочий депутатов Государственного Совета Чувашской Республики: постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 21 июня 1994 г. № 2 // Советская Чувашия. 1994. 24 июня.
6. О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики»: закон Чувашской Республики от 26 августа 1994 г. № 3 // Советская Чувашия. 1994. 6 сент.
7. По делу о проверке конституционности части второй статьи 42 Закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» в редакции от 26 августа 1994 г.: постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 1995 г. № 9-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 4.
8. О Конституционной комиссии Чувашской Республики: постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 15 июля 1994 г. № 33 // Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики. 1994. № 1.
9. О подготовке проекта новой Конституции Чувашской Республики: указ Президента Чувашской Республики от 03 августа 1994 г. № 75 // Правительственный вестник. 1994. № 21.
10. О проекте Конституции Чувашской Республики: постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 31 января 1997 г. № 587// Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики.1997.№ 16.
11. О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики: постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 16 декабря 1994 г. № 139. Документ официально опубликован не был. Материалы архива Государственного Совета Чувашской Республики.
ДЕМИДОВ Михаил Васильевич - доктор юридических наук, зав. кафедрой административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: mvdemidov@yandex. ru
DEMIDOV, Mikhail Vasilyevich - Doctor of Laws, Head of Department of Administrative and Financial Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 336.02
СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Е.Н. Жигунова
Раскрывается содержание налогового регулирования как элемента налогового менеджмента и составной части налоговой политики, направленного на получение определенных социально-экономических результатов.
Ключевые слова: государство; экономика; налоговое регулирование; функция налогов; налоговая политика; инструменты; льготы.