Научная статья на тему 'Государственный сектор Российской Федерации как особый институт хозяйственной деятельности'

Государственный сектор Российской Федерации как особый институт хозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1269
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНСТИТУТ / PUBLIC SECTOR / STATE PROPERTY / ECONOMY / NATIONAL ECONOMY / INSTITUTE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алехин Эдуард Владимирович, Атяшкин Иван Александрович

В статье рассматриваются основные подходы к определению государственного сектора. Он трактуется как институт хозяйственной деятельности, призванный реализовывать функции государства в моменты неопределенности. Даются качественная и количественная оценки масштабов госсектора в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the main approaches to the definition of the public sector. The public sector is considered as an institution of economic activity, designed to implement the functions of the state in the moments of uncertainty. The author provides qualitative and quantitative assessment of the scale of the public sector in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Государственный сектор Российской Федерации как особый институт хозяйственной деятельности»

УДК 332.012.332(470 + 571)

Алехин Эдуард Владимирович

кандидат социологических наук,

доцент кафедры государственного управления

и социологии региона

Пензенского государственного университета

Атяшкин Иван Александрович

студент Пензенского государственного университета

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСОБЫЙ ИНСТИТУТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация:

В статье рассматриваются основные подходы к определению государственного сектора. Он трактуется как институт хозяйственной деятельности, призванный реализовывать функции государства в моменты неопределенности. Даются качественная и количественная оценки масштабов госсектора в Российской Федерации.

Ключевые слова:

государственный сектор, государственная собственность, экономика, национальное хозяйство, институт.

Alyokhin Eduard Vladimirovich

PhD in Social Science, Assistant Professor, Public Administration and Regional Sociology Department, Penza State University

Atyashkin Ivan Aleksandrovich

Student, Penza State University

THE PUBLIC SECTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A SPECIAL ECONOMIC INSTITUTE

Summary:

The article examines the main approaches to the definition of the public sector. The public sector is considered as an institution of economic activity, designed to implement the functions of the state in the moments of uncertainty. The author provides qualitative and quantitative assessment of the scale of the public sector in the Russian Federation.

Keywords:

public sector, state property, economy, national economy, institute.

Государственный сектор экономики - понятие, которое используют многие экономисты для описания участия или присутствия государства в национальной экономике. Наличие нескольких методик оценки доли в ней госсектора зачастую приводит к разрозненным мнениям экспертов и последующей аналитике, выполненной на основе этих данных.

Отличительными характеристиками государственного сектора в России являются, во-первых, «размытость» его границ, а во-вторых, отсутствие четкой государственной политики, направленной на его формирование. Государству следует в первую очередь создавать свои предприятия, вести хозяйственную деятельность в сферах, где отсутствуют частный интерес, быстрая отдача по капиталовложениям, наблюдаются большие издержки, что не позволяет создавать конкуренцию для бизнеса. Тщательный анализ отраслевой структуры российского госсектора показывает, что его предприятия работают на тех же рынках, что и частные компании.

В России на федеральном уровне было однозначно определено, что к хозяйствующим субъектам государственного сектора экономики следует относить [1]: во-первых, государственные унитарные предприятия, в том числе казенные; во-вторых, государственные учреждения; в-третьих, хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % акций (долей) находятся в государственной собственности; в-четвертых, хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % акций (долей) - в собственности хозяйственных обществ, относящихся к госсектору экономики. Стоит отметить, что сейчас постановление Правительства РФ «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации» утратило силу. Следовательно, нормы данного акта не действуют и, значит, нет четкого определения госсектора на федеральном уровне.

Вместо утратившего силу акта в свет вышло новое постановление Правительства РФ от 29.01.2015 г. № 72 «О некоторых мерах по совершенствованию статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом», которое «заменяет» понятие «государственный сектор» на «государственное имущество». При кажущейся тождественности категорий нельзя не отметить расхождения, касающиеся такого крайне важного элемента госсектора, как хозяйственные общества. Более половины капитала находится в собственности хозяйственных обществ, относящихся к госсектору [2].

По неоднократным оценкам Организации экономического сотрудничества и развития доля одних только расходов бюджета государственного сектора в 2005 г. составляла 34,2 % от ВВП; 2009 - 41,4; 2010 - 39,3; в 2013 - 38,7 %. В то же время в докладе Института экономической

политики им. Е.Т. Гайдара приводится анализ доли частного сектора в ВВП в странах с переходной экономикой по методологии ЕБРР7: для России в 2005 г. она составляла 65,0 %, т. е. 35,0 % приходилось на госсектор [3, с. 5].

По данным доклада BNP Paribas доля государства в корпоративном секторе в 2012 г. составила 50 %. Наибольший показатель присутствия государства отмечается в транспортном секторе (73 %), банковской сфере (49), нефтегазовой отрасли (45), ЖКХ (35), машиностроении (15), секторе телекоммуникаций (14 %) [4].

Количество унитарных предприятий, находящихся в федеральной собственности, на 01.01.2016 г. - 1 536 ед. При анализе по видам экономической деятельности их наибольшее число находится в группе сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 210 ед.; обрабатывающие производства - 293; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 532; транспорт и связь - 90; строительство - 107; гостиницы и рестораны - 35 ед. и т. д.

Наибольшее количество унитарных предприятий, относящихся к федеральной собственности, находится в ведении следующих ведомств: Министерства обороны - 107 ед. (6,9 %); Министерства промышленности и торговли - 194 (12,6); Министерства сельского хозяйства -124 (8,0); Министерства транспорта - 89 (5,7); Министерства экономического развития - 90 (5,9); Федерального агентства научных организаций - 164 ед. (10,6 %) и т. д. На 01.01.2016 г. число хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности, составило 65 587 ед. Среди них федеральная собственность - 19 786 ед. (30,1 %); собственность субъектов РФ -45 285 (69,0); собственность в совместном ведении РФ и ее субъектов - 516 ед. (0,7 %).

Надо отметить, что наибольшая концентрация таких хозяйствующих субъектов отмечается в Центральном федеральном округе - 17 013 ед. (г. Москва - 5 925, или 9,0 %); Приволжском ФО -11 782 (Самарская область - 1 382, или 2,1 %; Республика Татарстан - 1 365, или 2,0 %); Сибирском ФО - 8 318 (Красноярский край - 1 210, или 1,8 %).

Количество федеральных государственных учреждений на 01.01.2016 г. - 16 194 ед., по организационно-правовым формам из них: федеральные государственные автономные учреждения - 141, федеральные государственные бюджетные учреждения - 4 024, федеральные государственные казенные учреждения - 12 029.

Российская Федерация сокращает объемы государственного сектора путем программ приватизации федерального имущества. За период с 2014 по 2015 г. отмечается незначительное уменьшение количества организаций с долей государственного участия. В наибольшей степени оно коснулось федеральных казенных предприятий (почти на 45 %), в наименьшей - федеральных госучреждений (примерно на 4 %) [5].

Доля Российской Федерации в структуре капитала хозяйственных обществ на 01.01.2016 г. оказалась следующей. На долю компаний с полными (100,0 % уставного капитала) и миноритарными (менее 25,0 %) госпакетами приходились 47,3 % (1 000 ед., включая одно ООО) и 37,6 % (794 ед., включая восемь ООО) всех обществ соответственно.

Государственный сектор в экономике России занимает существенный объем. В ежегодном рейтинге, подготовленном «Эксперт РА» (составленном по данным 2014 г.), из 100 крупнейших компаний, представленных в 2015 г., 28 являются предприятиями с государственным участием. В 28 государственных организациях работают 6,1 % всех занятых в отечественной экономике, а их выручка в 2014 г. составила 2,8 % ВВП России (рисунок 1) [6, с. 6].

90 45

74%

ВО 40

70 60 50 40 30 20 10 0

1 трлн руб.

35 30 25 20 15 10 5 0

2009

т Выручка за 2014 год все* топ-100 компаний, трлч ру<>,

-оЧиело компанийе государственным участием в рейтинге топ-ЮО Эксперт РА -о-Доля госкомпаний в выручке топ-100 компаний, %

Рисунок 1 - Динамика численности и объемов выручки

Компании с государственным участием в 2014 г. заработали суммарно 51 % выручки крупнейших российских предприятий. Среди организаций, ориентированных преимущественно на внутренний рынок, эта доля достигала 49 %. Капитализация компаний с госучастием в объеме капитализации крупнейших российских предприятий в 2014 г. составила 50 %, но уже в 2015 г. сократилась до 45 %.

Крупнейшие компании с государственным участием присутствуют в девяти отраслях. Большая часть из них функционирует в машиностроении (семь предприятий), нефтяной и нефтегазовой промышленности (шесть), банковской сфере (четыре).

Необходимо отметить, что государственный сектор экономики служит некой опорой государству, будучи источником поступлений денежных средств в бюджет РФ. Однако количество государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, хозяйственных обществ в структуре госсектора не главное, важнее то, какие используются механизмы управления и контроля за работой топ-менеджмента и как в целом они осуществляют свою хозяйственную деятельность.

Сегодня деятельность некоторых предприятий, отнесенных к государственному сектору, не соотносится со свойственными ему функциями, равно как и с общей социально-экономической политикой страны. Одним из важных аспектов в государственном секторе является дивидендная политика компаний с госучастием. Последовательности и единого подхода в формировании дивидендной политики в госорганизациях нет. Порядок выплаты дивидендов - очень мощный инструмент, который позволяет грамотно регулировать отношения с государством и тем самым обеспечивать системность в расчетах.

Также существует ряд проблем, связанных с раскрытием бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах предприятия, нефинансовой отчетности, с декларированием доходов топ-менеджмента. Зачастую доступ к информации закрыт под предлогом коммерческой тайны в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ в ред. от 12.03.2014 г. «О коммерческой тайне».

Между органами государственной власти и компаниями с государственным участием существует напряженность. В частности, Министерство финансов, составляя проекты бюджетов на очередные финансовые годы и плановые периоды, запрашивает финансовую информацию о деятельности и планах организаций через Росимущество, при этом не получая внятного ответа.

Еще один важный аспект - качество контрольно-надзорных функций, которые возложены на государственных служащих. Те из них, кто входят в высший эшелон власти, являются членами совета директоров тех или иных госкомпаний. При этом необходимо подчеркнуть, что зачастую полномочия госслужащих, находящихся в аппарате управления предприятием, чрезвычайно ограниченны. Данная ситуация порождает неэффективное использование бюджетных средств. При таком положении дел государственный сектор работает на интересы не государства, а узкого круга лиц.

Таким образом, государственный сектор Российской Федерации как особый институт хозяйствования имеет множество недостатков: неэффективное использование ресурсов, непродуктивный контроль, несогласованность между руководством компаний и органами власти и т. д. Однако при всех проблемах госсектор - это стратегически важный элемент стабильности существования национальной экономики во время неопределенности.

Ссылки:

1. О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 4 янв. 1999 г. № 1 ; в ред. от 30 дек. 2002 г. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

2. Российская экономика в 2015 г. Тенденции и перспективы. Вып. 37. М., 2016. 472 с.

3. Государственное участие в российской экономике: госкомпании, закупки, приватизация [Электронный ресурс] : бюллетень о развитии конкуренции. № 13. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/8449.pdf (дата обращения: 10.01.2017).

4. Там же. С. 5.

5. Российская экономика в 2014 г. Тенденции и перспективы. Вып. 36. М., 2015. 576 с.

6. Государственное участие ... С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.