Научная статья на тему 'Государственное предпринимательство: роль в экономике и финансовой системе России'

Государственное предпринимательство: роль в экономике и финансовой системе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
1139
164
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Домбровская Елена Николаевна

Статья посвящена рассмотрению современного состояния государственного предпринимательского сектора экономики России. Предмет исследования роль и место государственного предпринимательского сектора в экономике Российской Федерации и тенденции его развития. Тематика статьи охватывает исследование статистического материала о состоянии госсектора экономики. Цель работы : выявить основные проблемы и направления развития государственного предпринимательского сектора в условиях утраты им доминирующего положения в экономике. В работе проведена обработка статистической информации, которая позволила дать количественные характеристики государственного предпринимательского сектора, определить его роль в экономическом развитии России и федеральных округов, а также в формировании доходов федерального бюджета. В ходе исследования использовались методы анализа, синтеза, комплексности подхода, сравнения, системности и иные методы познания. Сделан вывод о широком диапазоне показателей присутствия государства в экономике в отраслевом и территориальном аспектах. Отмечено существенное возрастание доли государства в инвестиционной деятельности в кризисный и посткризисный период. В качестве основной задачи развития государственного предпринимательства в условиях сохранения его масштабов в стратегических секторах экономики определен рост эффективности и качества управления.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Домбровская Елена Николаевна,

PUBLIC ENTREPRENEURSHIP: ITS ROLE IN THE ECONOMY AND THE FINANCE SYSTEM OF RUSSIA

The paper investigates the current situation in the public enterprise sector of the Russian economy. The subject of research covers the role and place of the public enterprise sector in the Russian economy and its development trends. The paper provides multiple statistical data on the state of the public sector. The purpose of research is to identify the main problems and trends in the public enterprise sector development now that its dominance in the economy has been drastically weakened. In the course of studies a considerable amount of statistical information was processed making it possible to obtain quantitative characteristics of the public enterprise sector and determine its role in the economic development of Russia and federal districts as well as in the formation of the federal budget revenues. The methods of analysis, synthesis, integrated approach, comparison, systematicity and other cognitive methods were used during the research. It is concluded that the state is still widely present in the economy both at the sectoral and territorial levels, which is proved by a wide range of indicators. The participation of the state in the investment activity is shown to be increasing substantially in the crisis and post-crisis period. Given the current scale of the state’s presence in the strategic sectors of the economy, the principal task of the public entrepreneurship development should be improvement of the efficiency and quality of management

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Государственное предпринимательство: роль в экономике и финансовой системе России»

УДК 338.24 (045) (470+571)

государственное предпринимательство: Роль в экономике и финансовой системе России

доМБровскАя едена николАЕвнА

канд. экон. наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет в коммерческих организациях» Финансового университета E-mail: Den242@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению современного состояния государственного предпринимательского сектора экономики России. Предмет исследования - роль и место государственного предпринимательского сектора в экономике Российской Федерации и тенденции его развития. Тематика статьи охватывает исследование статистического материала о состоянии госсектора экономики. Цель работы: выявить основные проблемы и направления развития государственного предпринимательского сектора в условиях утраты им доминирующего положения в экономике. В работе проведена обработка статистической информации, которая позволила дать количественные характеристики государственного предпринимательского сектора, определить его роль в экономическом развитии России и федеральных округов, а также в формировании доходов федерального бюджета. В ходе исследования использовались методы анализа, синтеза, комплексности подхода, сравнения, системности и иные методы познания. Сделан вывод о широком диапазоне показателей присутствия государства в экономике в отраслевом и территориальном аспектах. Отмечено существенное возрастание доли государства в инвестиционной деятельности в кризисный и посткризисный период. В качестве основной задачи развития государственного предпринимательства в условиях сохранения его масштабов в стратегических секторах экономики определен рост эффективности и качества управления.

Ключевые слова: государственный предпринимательский сектор; государственные предприятия; акционерные общества с государственным участием; эффективность; управление.

Public Entrepreneurship: its Role in the Economy and the Finance System of russia

ELENA N. DOMBROVSKAYA

PhD (Economics), associate professor of the Corporate Accounting Chair, the Financial University E-mail: Den242@mail.ru

The paper investigates the current situation in the public enterprise sector of the Russian economy. The subject of research covers the role and place of the public enterprise sector in the Russian economy and its development trends. The paper provides multiple statistical data on the state of the public sector. The purpose of research is to identify the main problems and trends in the public enterprise sector development now that its dominance in the economy has been drastically weakened. In the course of studies a considerable amount of statistical information was processed making it possible to obtain quantitative characteristics of the public enterprise sector and determine its role in the economic development of Russia and federal districts as well as in the formation of the federal budget revenues. The methods of analysis, synthesis, integrated approach, comparison, systematicity and other cognitive methods were used during the research. It is concluded that the state is still widely present in the economy both at the sectoral and territorial levels, which is proved by a wide range of indicators. The participation of the state in the investment activity is shown to be increasing substantially in the crisis and post-crisis period. Given the current scale of the state's presence in the strategic sectors of the economy, the principal task of the public entrepreneurship development should be improvement of the efficiency and quality of management..

Keywords: public enterprise sector; state-owned enterprises; joint-stock companies with state participation; efficiency; management...

состав государственного предпринимательского сектора

Впервые в новейшей истории России термин «государственный сектор экономики» (далее — «госсектор экономики») был использован в Федеральном законе от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», который утратил силу

с 10.07.2014 в связи с принятием Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Официально состав государственного сектора экономики был установлен постановлением Правительства РФ от 04.01.1999 № 1 «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации», согласно которому он включает:

• государственные унитарные предприятия, в том числе казенные;

• государственные учреждения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в государственной собственности;

• хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственному сектору экономики.

Все вышеприведенные экономические субъекты управляются и контролируются государством, что позволяет дополнить список субъектов госсектора и включить в него государственные корпорации и государственные компании, деятельность которых регламентируется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Неоднородность участников госсектора проявляется при их структурировании по целям создания и деятельности, что позволяет выделить группы коммерческих и некоммерческих государственных предприятий [1, с.25]. Так, к коммерческим государственным предприятиям относятся те из них, целью деятельности которых определено получение прибыли, а именно: государственные унитарные предприятия (далее — ГУП), в том числе казенные; хозяйственные общества, у которых более 50% уставного капитала находится в государственной собственности или в собственности предприятий госсектора.

Следует отметить, что российская методика определения состава госсектора для целей статистического наблюдения не соответствует зарубежным методикам в применении подходов к установлению доли участия государства в капитале акционерного общества. В российской практике эта доля составляет более 50% уставного капитала компании, а согласно стандартам ОЭСР государственный контроль возможен при существенной доле в 10% голосующих акций [2, с.121]. В результате такого подхода из состава субъектов госсектора экономики выпадает значительное число компаний, в отношении которых государство является миноритарием, хотя реально и контролирует их деятельность. Для получения объективной и сопоставимой информации о масштабах госсектора необходимо официально закрепить его состав в соответствующем постановлении Правительства РФ и актуализировать состав показателей для статистического

наблюдения. До настоящего времени для этих целей используется система показателей развития госсектора экономики, утвержденная постановлением Минэкономразвития России от 30.09.2003 № 306.

Динамические характеристики государственного предпринимательского сектора

Ключевым показателем, характеризующим количественные масштабы государственного предпринимательского сектора экономики Российской Федерации, является число предприятий и организаций с распределением по формам собственности (табл. 1).

Как следует из табл. 1, доля предприятий и организаций государственной и муниципальной форм собственности на протяжении 1996-2012 гг. неуклонно сокращалась. Наиболее значительным стало сокращение доли хозяйствующих субъектов государственной формы собственности, составившей 2,3% в 2012 г. против 4,5% в 2000 г. Структура государственного предпринимательского сектора в разрезе организационно-правовых форм представлена в табл. 2.

Динамика числа предприятий и организаций государственного предпринимательского сектора свидетельствует о его неуклонном сокращении. Так, число федеральных государственных унитарных предприятий (далее — ФГУП) сократилось за период 2002-2010 гг. более чем в 2,5 раза, а с 2002 по 2013 г. — более чем в 5 раз. В качестве основных направлений государственной политики в сфере приватизации, вплоть до 2010 г., были определены приватизация федерального имущества, которое не обеспечивает выполнение государственных функций и полномочий Российской Федерации, сокращение числа ФГУП и пополнение доходной части бюджета. Иными словами, массовое сокращение числа ФГУП в течение почти двух десятилетий не имело экономической основы, носило принудительный характер, считалось необходимой мерой в условиях формирования частной собственности как основы рыночной экономики и решало фискальные задачи [4, с.205].

В числе акционерных обществ с участием государства наибольший удельный вес на начало 2013 г. (53,7%) составляли общества со 100%-ной долей государства. Их количество выросло по сравнению с 2002 г. более чем в 14 раз. Государство, сохраняя в своих руках стратегически важные

Источник: Росстат. Данные приведены на конец года.

Таблица 2

Число предприятий и организаций государственного предпринимательского сектора экономики с распределением по организационно-правовым формам

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число предприятий и организаций РФ с распределением по формам собственности

Показатели 1996 2000 2005 2010 2011 2012

Число предприятий и организаций, всего, тыс. 2250 3346 4767 4823 4867 4886

В том числе по формам собственности, %

государственная 14,3 4,5 3,4 2,5 2,4 2,3

муниципальная 8,8 6,5 5,3 5,1 4,9 4,7

частная российская 63,4 75,0 80,5 85,1 85,6 85,9

общественных и религиозных организаций 4,2 6,7 5,3 3,3 3,1 3,0

прочие, включая смешанную российскую, собственность госкорпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную 9,3 7,3 5,5 4,0 4,0 4,1

Показатели Январь 2002 Июнь 2004 Июнь 2006 Январь 2008 Январь 2010 Январь 2013

Число федеральных государственных унитарных предприятий 9394 9222 7178 5709 3517 1795

Число акционерных обществ с участием государства, всего 4407 3905 3481 3674 2950 2337

В том числе с долей участия, %:

менее 25% 51,5 49,9 30,5 21,0 23,6 32,3

от 25 до 50% 31,8 30,3 25,4 17,6 12,1 9,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от 50 до 100% 14,7 12,8 11,4 7,3 4,7 4,3

100% 2,0 7,0 32,7 54,1 59,6 53,7

Источник: расчет автора на основании распоряжения Правительства РФ «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества» от 01.07.2013 № 111-р, 27.11.2010 № 2102-р, 30.11.2009 № 1805-р, 01.09.2008 № 1272-р, аналитических обзоров Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара.

предприятия, отдает предпочтение такой организационно-правовой форме, как акционерное общество. Большинство госпредприятий в форме акционерных обществ относятся к отраслям естественных монополий и обеспечивают получение стабильно высоких доходов. При этом среди 1210 стабильно функционирующих акционерных обществ с государственным участием преобладающую долю (65%) составляют компании, в которых единственным акционером является государство1.

1 URL: http://gov.cap.ru/UserFiles/news/otchet_po_upravleniju akcijami_za_2012_god. pdf (дата обращения: 25.09.2014).

Однако за период 2010-2012 гг. государство активно распродавало свои пакеты акций в госкомпаниях, что привело к сокращению числа акционерных обществ со 100%-ным государственным участием почти на 30% — с 1757 на начало 2010 г. до 1256 на начало 2013 г. Количество акционерных обществ с миноритарным пакетом государства (менее 25%) за этот же период выросло с 697 до 7542.

2 Прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества, утвержденные распоряжениями Правительства РФ от 27,11.2010 № 2102-р, 01.07.2013 № 1111-р.

Таблица 3

Доля госсектора в экономике по видам экономической деятельности, %

Показатели 2007 2010 2012 2013

Объем отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по видам экономической деятельности:

добыча полезных ископаемых 12,8 9,8 16,5 21,6

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 11,8 9,0 16,6 22,1

обрабатывающие производства 8,4 8,7 9,8 12,0

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 11,4 17,8 25,7 25,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем строительных работ, выполненных собственными силами 4,0 4,1 3,8 3,9

Объем коммерческих перевозок грузов транспортными организациями (кроме трубопроводов) 72,9 78,4 76,0 75,3

Коммерческий грузооборот транспорта транспортными организациями (кроме трубопроводов) 94,6 93,6 92,9 93,4

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства) 19,5 24,5 28,8 30,3

Источник: Росстат.

Таким образом, приватизационные процессы первого десятилетия XXI в. привели не только к количественному сокращению государственного предпринимательского сектора, но и к структурным изменениям в его составе. Унитарные предприятия составляют в настоящее время менее половины (43%) общего числа субъектов госсектора, количественно преобладают акционерные общества (57%), доля участия государства в которых неизменно сокращается.

Позиции государственного предпринимательства в реальном секторе экономики

Для характеристики роли, которую играет государственный предпринимательский сектор в экономике России, использованы официальные статистические данные в рамках утвержденной приказом Минэкономразвития от 30.09.2003 № 306 системы показателей развития госсектора экономики. Для анализа выбраны те из них, которые в наибольшей степени позволяют оценить значение именно государственного предпринимательства, исключив влияние показателей государственных учреждений (табл. 3).

Оценивая предпринимательскую активность государства в экономике, следует отметить, что в отраслевом разрезе она отличается широким диапазоном показателей присутствия. Так, будучи монополистом в сфере коммерческих перевозок, государство контролирует только пятую часть добычи полезных ископаемых, чет-

Динамика числа предприятий и организаций государственного предпринимательского сектора свидетельствует о его неуклонном сокращении

вертую часть производства в электроэнергетике, газодобыче и водоснабжении и лишь фрагментарно, на уровне 4%, представлено в строительстве. Динамика показателей характеризует существенный рост участия государства в объемах производства добывающих и обрабатывающих отраслей в посткризисный период.

Стабильно положительной динамикой на протяжении 2007-2013 гг. отличалась доля участия государства в инвестиционной деятельности. Так,

Таблица 4

Доля государственного сектора в экономике федеральных округов в 2013 г., %

Федеральный округ, субъект РФ Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Инвестиции в основной капитал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центральный: среднее значение максимальное (Москва) минимальное 86,6 98,7 25,9 60,5 0,2 36,3 69,3 0,2 23,6

Северо-Западный: среднее значение максимальное минимальное 8,9 44,8 2,3 65,7 17,0 36,3 0,6 22,1

Южный: среднее значение максимальное минимальное 5,7 49,7 4,3 5,9 0,3 28,6 46,5 0,2 14,1

Северо-Кавказский: среднее значение максимальное минимальное 7,1 60,7 3,2 60,0 0,2 26,8 59,2 18,6

Приволжский: среднее значение максимальное минимальное 8,9 67,2 5,9 26,0 2,6 24,0 49,0 0,4 19,2

Уральский: среднее значение максимальное минимальное 5,4 77,9 0,0 7,6 15,0 0,3 14,2 27,4 1,7 17,8

Сибирский: среднее значение максимальное минимальное 19,8 81,6 8,4 47,9 1,1 19,4 76,9 7,1 25,2

Дальневосточный: среднее значение максимальное минимальное 17,4 51,0 0,1 18,0 40,4 2,1 17,0 28,6 0,0 39,6

Источник: Росстат.

доля государства как инвестора в основной капитал увеличилась с 19,5% в 2007 г. до 30,3% в 2013 г.

В целом статистический мониторинг свидетельствует о том, что, несмотря на положительную динамику показателей участия государства в экономике, доля этого участия невелика и не является определяющей для экономического развития, за исключением такого вида деятельности, как грузовые и пассажирские перевозки. В то же время по данному вопросу следует согласиться со специалистами Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, которые указывают на то, что данные Росстата позволяют делать лишь минимальную оценку реального участия государства в экономике [3, с.389]. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, собственность российских госкорпораций формально не является государственной, а значит, и сами они не рассматриваются как субъекты госсектора. Во-вторых, непрозрачность прав собственности

и наличие многоступенчатых «агентских цепочек» в госкомпаниях затрудняют статистическое наблюдение в разрезе форм собственности для получения оценки реального участия государства в экономике.

Большая площадь России и неравномерность рассредоточения экономического потенциала на ее территории обусловливают необходимость рассмотрения того, как представлен государственный предпринимательский сектор в разных российских регионах. Для удобства сравнительный анализ отдельных показателей проведен в рамках федеральных округов (табл. 4).

Доля госсектора в экономике округов приведена в табл. 4 по совокупности показателей (видов экономической деятельности), имеющих максимальную амплитуду колебаний. Данные этой таблицы свидетельствуют о территориальной неравномерности участия государства в предпринимательской деятельности.

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика доходов федерального бюджета от деятельности предприятий и организаций государственного предпринимательского сектора

Годы Доходы федерального бюджета, всего Доходы от перечисления части прибыли ФГУП после уплаты налогов и иных обязательных платежей Доходы в виде прибыли на доли в уставном капитале или дивидендов по акциям

млн руб. % млн руб. % к доходам млн руб. % к доходам

2008 9275931 100 2 480,3 0,0267 53 155,9 0,5731

2009 7337751 100 1 757,3 0,0239 10 114,2 0,1378

2010 8305414 100 4764,1 0,0574 45 163,8 0,5438

2011 11367653 100 4637,85 0,0408 79441,0 0,6988

2012 12 855 540 100 5002,0 0,0389 212571,5 1,6535

2013 13 019 900 100 6195,8 0,0476 134831,8 1,0356

Источник: расчеты автора на основании Законы об исполнении федерального бюджета за 2008-2012 гг., оперативного отчета об исполнении федерального бюджета на 1 января 2014 г.

Максимальная доля участия государства по представленным видам экономической деятельности выявлена в ЦФО, где зарегистрированы крупнейшие российские государственные компании. Так, доля госсектора ЦФО в объемах добычи полезных ископаемых в 2013 г. составила 86,6%, отгруженных товаров обрабатывающих производств — 25,9%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды — 36,3%. По отдельным субъектам Российской Федерации доля госсектора в объемных показателях по приведенным видам деятельности достигает 50% и более, что свидетельствует о высокой значимости государственных предприятий для экономики этих регионов. Так, достаточно высокая доля госсектора ДФО в объемах производства и добычи ресурсов и в общей сумме инвестиций в основной капитал (17,4; 18,4; 17,0 и 39,6%) исторически связана с необходимостью господдержки отдаленных восточных территорий и началом реализации в 2013 г. государственной программы по развитию Дальнего Востока.

Государственное

предпринимательство как источник доходов бюджета

Среди отечественных и зарубежных экономистов распространена точка зрения о заведомой убыточности или низкой прибыльности субъектов государственного предпринимательского сектора. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что доля убыточных органи-

заций в экономике России в целом и в ее государственном секторе в частности находятся примерно на одном уровне. Так, за последние три года этот показатель в целом по России составил соответственно 29,9; 30,0 и 29,1%3. Среди государственных предприятий и организаций в 2013 г. доля убыточных равнялась 31,0%. Несмотря на то что доля прибыльных предприятий и организаций госсектора составляет 69,0%, по полученным суммам прибыли и соответственно по показателю рентабельности госсектор уступает частному сектору. Если в общем объеме убытков убыточных организаций Российской Федерации доля госсектора в 2013 г. была равна 28,0%, то в общем объеме прибыли прибыльных организаций за этот же период времени эта доля составила только 14,5%4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается вклада государственных предприятий и организаций в пополнение доходной части федерального бюджета, динамика этих показателей представлена в табл. 5.

Представленные в табл. 5 доходы от деятельности предприятий и организаций государственного предпринимательского сектора относятся

3 Российский статистический ежегодник-2013. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1135087342078 (дата обращения: 27.09.2014).

4 Российский статистический ежегодник-2013. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1135087342078 (дата обращения: 27.09.2014).

к возобновляемым источникам, так как предполагается их многократное получение, в отличие от приватизационных доходов, относящихся к группе однократных, невозобновляемых. Сравнительное сопоставление сумм доходов свидетельствует том, что наиболее весомы для бюджета доходы в виде прибыли на доли в уставном капитале или дивидендов на акции, принадлежащие государству. Так, в 2013 г. дивидендные доходы (134 831,8 млн руб.) более чем в 20 раз превысили доходы от перечисления в бюджет части прибыли ФГУП (6195,8 млн руб.).

В условиях преобладания акционерной формы среди компаний с госучастием важнейшим фактором роста их эффективности является формирование системы корпоративного управления, которое позволяет повысить инвестиционную привлекательность компании, выработать механизмы преодоления конфликтов и достижения согласованных результатов

Рост доходов в виде прибыли на доли в уставном капитале или дивидендов по акциям за период 2010-2012 гг. был весьма значительным — на 75% в 2011 г. и в 2,6 раза в 2012 г. Однако в 2013 г. сумма поступивших дивидендов снизилась более чем на треть, что связано как со снижением общей массы прибыли, так и с уменьшением количества акционерных обществ с участием государства.

основные тенденции развития государственного предпринимательского сектора в России

В качестве приоритетов в программе приватизации на 2011-2013 гг. было определено создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций, стимулирования инновационных инициатив частных инвесторов, стимулирование развития фондового рынка и улучшения корпо-

ративного управления5. Иными словами, государственному предпринимательскому сектору отводилась роль инициатора разработки и внедрения инновационных программ, для выполнения которой требовалось сформировать культуру корпоративного управления и привлечь к софинансиро-ванию инноваций частный сектор экономики.

В принятой в 2013 г. и действующей в настоящее время программе приватизации на 20142016 гг. не предусмотрено определение задач соответствующего временного этапа. Вместе с тем со ссылкой на Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в программе отмечается планируемый до 2016 г. выход государства из капитала компаний «несырьевого сектора». Эти планы не распространяются на субъекты естественных монополий, организации оборонного комплекса, организации из перечня стратегических компаний, решения по которым будет принимать Президент РФ, а также на «единичные» акции акционерных обществ, приватизация которых экономически невыгодна.

Особенностью программы приватизации на 2014-2016 гг. является изменение планов государства по приватизации крупнейших компаний по сравнению с предыдущей программой 2011-2013 гг. Так, государство отказалось от планов, предусматривающих прекращение госучастия в этих компаниях, предусмотрев сохранение контрольного или блокирующего пакета. В частности, это касается таких компаний, как «Русгидро», ФСК ЕЭС, «Росагролизинг», РЖД и др. [5, с.34].

Сохранение масштабов государственного предпринимательства в России актуализирует проблему его эффективности и качества управления, что отмечается в работах многих специалистов [6, 7, 8]. В условиях преобладания акционерной формы среди компаний с госучастием важнейшим фактором роста их эффективности является формирование системы корпоративного управления, которое позволяет повысить инвестиционную привлекательность компании, выработать механизмы преодоления конфликтов и достижения согласованных результатов, обеспечить прозрачность принимаемых управленческих решений.

5 Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011-2013 г., утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.11.2010. № 2102-р.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для того чтобы государственный предпринимательский сектор выполнил поставленную перед ним амбициозную задачу быть локомотивом российских инноваций, требуется качественное изменение системы управления госпредприятиями. Необходима разработка четкой государственной политики в области развития института корпоративного управления в секторе государственного предпринимательства.

Литература

1. Домбровская Е. Н. О применении МСФО в общественном секторе экономики России // Международный бухгалтерский учет. № 34. 2012. С. 22-31.

2. Шпренгер К. Государственная собственность в российской экономике. Часть1. Масштаб и распределение по секторам // Журнал новой экономической ассоциации. 2010. № 6.С.120-140.

3. Российская экономика в 2013 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 35). М.: Институт Гайдара. 2014. 540 с.

4. Домбровская Е.Н. Особенности и направления развития государственного предпринимательского сектора экономики России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 4 (14). С.204-206.

5. Радыгин А.Д., Энтов Р.М. «Фундаментальная» теорема приватизации: идеология, эволюция, практика // Экономическая политика. 2013. № 6, С.7-45.

6. Каргин Е.С. Новый взгляд на государственный сектор экономики // Экономическое возрождение России. 2013. № 3 (37). С. 114124.

7. Дементьев В.Е. Корпоративные планы как инструмент управления компаниями с государственным участием // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 8. С. 68-75.

8. Шпренгер К. Государственная собственность в российской экономике. Часть2. Проблемы управления и влияние на эффективность // Журнал новой экономической ассоциации. 2010. № 7. С.90-110.

9. Милюкова Я. Госкомпании заставят чтить кодекс // РБК daily. № 95 (1870). 29 мая 2014. С. 3.

References

1. Dombrovskaya E.N. Application of IFRS in the public sector of Russian economy. [O primene-nii MSFO v obshestvennom sektore ekonomiki Rossii]. Moscow, Mezhdunarodnyj buhgalter-skij uchet, 2012, No.34, pp.22-31.

2. Sprenger C. State ownership in the Russian economy. Part 1. Its scale and sectoral distribution. [Gosudarstvennaya sobstvennost' v rossi-jskoy ekonomike. Chast' 1. Masshtab i raspre-deleniye p osektoram]. The Journal of the New Economic Association, 2010, No. 6, pp.120-140.

3. The Russian economy in 2013. Trends and prospects. Issue 35. [Rossijskaya ekonomika v 2013 godu. Tendentsii i perspektivi.Vipusk 35]. Moscow, The Gaidar Institute, 2014, 540 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Dombrovskaya E. N. Characteristic features and lines of development of the Russian state business sector. [Osobennosti i napravleniya razvitiya gosudarstvennogo predprinimatel'skogo sektora ekonomiki Rossii]. Tolyatti, Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010, No. 4 (14), pp. 204-206.

5. Radygin A. D., Entov R. M. «Fundamental» theorem of privatization: ideology, evolution, practice. [Fundamentalnaya teorema privati-zatsii: ideologia, evolutsia, praktika]. Ekono-mecheskaya politika, 2013, No. 6, p. 745.

6. E.S. Kargin. New approach to the state sector of economy. [Noviy vzglyad na gosudarstven-niy sektor ekonomiki]. Economic revival of Russia, 2013, No. 3 (37), pp.114-124.

7. Dementyev V.E. Corporate plans as a mechanism of Corporate Management in companies with government participation. [Korpo-rativniye plani kak instrument upravlenia kompaniami s gosudarstvennim uchastiem]. Problemiteorii i praktikiupravlenia, 2007, No. 8, pp.68-75.

8. Sprenger C. State ownership in the Russian economy. Part 2. Problems of administration and its influence onefficiency. [Gosudarstvennaya sobstvennost' v rossijskoy ekonomike. Chast 2. Problemi upravlenia i vlianie na ef-fektivnost']. The Journal of the New Economic Association, 2010, No.7, pp. 90-110.

9. Milyukova Y. State enterprises would be forced to respect the code. [Goskompanii zastavyat chtit' kodeks]. RBC daily, No.95 (1870), 29.05. 2014, p. 3.