Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
205
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ / ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ / ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДАННЫХ О ЗЕМЛЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Богатырева Юлия Сергеевна

Земля - важнейший ресурс государства, от которого напрямую зависит благосостояние страны. Наивысшая значимость земель раскрывается в сельском хозяйстве. По данным анализа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, проведенного в 2020 году наблюдается деградация земель. Важнейшей задачей государства является рациональное землепользование. В современных реалиях требуется развитие системы государственного мониторинга земель. В 2022 году был введен Государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения. Этот ресурс предоставляет пользователям информацию о показателях земель сельскохозяйственного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Богатырева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGISTER OF AGRICULTURAL LAND AND LAND MONITORING

Land is the most important resource of the state, on which the well-being of the country directly depends. The highest significance of land is revealed in agriculture. According to the analysis of the Federal Service for State registration, cadastre and cartography, conducted in 2020, land degradation is observed. The most important task of the state is rational land use. Nowadays the organization and development of a system of state land monitoring is required. In 2022, the State Register of Agricultural Land was introduced. This resource provides users with information about indicators of soil fertility, reclaimed lands, the state and indices of development of agricultural vegetation, agricultural fields affected by fires.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ»

УДК 349.417

Богатырева Юлия Сергеевна Саратовская государственная юридическая академия

Институт юстиции Россия, Саратов bogatyreva.yb@yandex.ru Bogatyreva Yulia Sergeevna Saratov State Law Academy Institute of Justice Russia, Saratov

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И МОНИТОРИНГ

ЗЕМЕЛЬ

Аннотация: земля - важнейший ресурс государства, от которого напрямую зависит благосостояние страны. Наивысшая значимость земель раскрывается в сельском хозяйстве. По данным анализа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, проведенного в 2020 году наблюдается деградация земель. Важнейшей задачей государства является рациональное землепользование. В современных реалиях требуется развитие системы государственного мониторинга земель. В 2022 году был введен Государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения. Этот ресурс предоставляет пользователям информацию о показателях земель сельскохозяйственного назначения.

Ключевые слова: государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения, мониторинг земель, охрана земель, оценка земель сельскохозяйственного назначения, цифровизация данных о землях сельскохозяйственного назначения.

STATE REGISTER OF AGRICULTURAL LAND AND LAND

MONITORING

Annotation: land is the most important resource of the state, on which the well-being of the country directly depends. The highest significance of land is revealed in agriculture. According to the analysis of the Federal Service for State registration, cadastre and cartography, conducted in 2020, land degradation is observed. The most important task of the state is rational land use. Nowadays the organization and development of a system of state land monitoring is required. In 2022, the State Register of Agricultural Land was introduced. This resource provides users with information about indicators of soil fertility, reclaimed lands, the state and indices of development of agricultural vegetation, agricultural fields affected by fires. Key words: state register of agricultural land, land monitoring, land protection, assessment of agricultural land, digitalization of data on agricultural land.

На всех этапах развития человечества благосостояние общества зависело и зависит от его умения использовать один из важнейших природных ресурсов - земельный. В отличие от других факторов производства земля ограничена по площади и не может быть перемещена. Земля - основа материальных благ, важнейший компонент природной среды; обладает территориальной, качественной и количественной неоднородностью, изменчивостью свойств.

Наивысшая социально-экономическая значимость земли раскрывается в сельском хозяйстве. Именно в сельском хозяйстве производственный процесс напрямую связан со свойствами земли. Земля служит основным средством производства и выступает в виде сельскохозяйственных угодий с различным плодородием: естественным и эффективным (экономическим). От правильного использования которых зависит рентабельность сельскохозяйственного производства и обеспечение продовольственной безопасности.

В настоящее время рост спроса на земли несельскохозяйственного назначения, используемые для расширения границ населенных пунктов, размещения промышленные предприятия, объектов транспорта, трубопроводы,

327

линии связи, для утилизации отходов производства и бытовых отходов, разрешаемый, как правило, ведет к сокращению площадей земель сельскохозяйственного назначения. Проведенный Росреестром анализ поступивших из субъектов Российской Федерации докладов о состоянии и использовании земель за 2020 год позволил выявить и другую проблему, на территории России почти повсеместно наблюдается деградация земель. Поэтому важнейшей задачей государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в целом и земельными ресурсами, в частности, является организация и развитие системы государственного мониторинга земель, как комплексной системы наблюдений за состоянием и использованием земельных ресурсов, оценки и прогноза изменений их состояния под воздействием антропогенных и природных факторов, целью которого является своевременное выявления, предупреждения и пресечения различных негативных процессов (статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации) [2].

Государственный мониторинг земель имеет ряд подсистем: отдельно ведется мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, мониторинг земель населенных пунктов (поселений), мониторинг земель лесного фонда, мониторинг земель водного фонда и т.д. [1].

Данные и материалы, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации. По данным Доклада 2020 года в Саратовской области в 2020 году проведен радиационный мониторинг почв. Кроме того, на территории Саратовской области были выполнены работы по разработке схем землеустройства и инвентаризации земель [3].

В Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной Постановление Правительства РФ от 14

328

мая 2021 г. N 731 отмечается, что с 1997 года не осуществляется качественная оценка продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, не проводится комплексная внутрихозяйственная оценка земель по плодородию, местоположению и технологическим свойствам земельных участков. В качестве основных приоритетов и целей государственной политики в сфере эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения определены: восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование таких земель, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания. Основные задачи Государственной программы: проведение оценки состояния плодородия неиспользуемой пашни, включающей сбор и обобщение результатов агрохимического, эколого-токсикологического и почвенного обследований, вовлечение которой необходимо для отрасли растениеводства, в отношении не менее чем 8856,4 тыс. гектаров до конца 2025 года. На долгосрочную перспективу в качестве основных приоритетов государственной поддержки эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения названы: развитие землеустройства, в рамках которого предусмотрено создание информационного ресурса, систематизирующего достоверные данные о землях сельскохозяйственного назначения о землях сельскохозяйственного назначения. Землеустройства в Законе О землеустройстве определяется как мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, позволяет говорить о соотношении с мониторингом земель.

С 1 марта 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2021 N

475-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

Федерации", которым Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О

государственном регулировании обеспечения плодородия земель

329

сельскохозяйственного назначения" был дополнен ст. 15.1, предусматривающей ведение Государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения.

Государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения представляет собой государственный информационный ресурс, содержащий свод достоверных систематизированных сведений о состоянии земель сельскохозяйственного назначения, об их использовании и иных сведений о землях сельскохозяйственного назначения. Источниками сведений государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения являются сведения, полученные в ходе государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, включая сведения, полученные при государственном учете показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также иные сведения о землях сельскохозяйственного назначения, полученные в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса. - это Министерство сельского хозяйства РФ, которым осуществляется государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения [5].

Картографической основой государственного реестра земель

сельскохозяйственного назначения является единая электронная

картографическая основа, создаваемая и обновляемая в соответствии с

законодательством о геодезии и картографии, на которой воспроизводятся

границы сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного

назначения. Таким образом Государственный реестр земель

сельскохозяйственного назначения содержит количественные и качественные

характеристики земель сельскохозяйственного назначения, сведения об их

330

использовании, о расположенных на них зданиях и сооружениях, о состоянии их плодородия.

Сведения из государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения предоставляются собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков по их запросам в виде паспорта земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения бесплатно [4].

Отметим, что данные реестра формируются из сведений, полученных при осуществлении государственного мониторинга земель, в Государственной же программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения приоритетом ставиться развитии землеустройства. Что свидетельствует об отсутствие единого подхода к данной проблеме. Анализ действующего законодательства не позволяет четко разграничить мониторинг земель и землеустройство из чего следует необходимость внесения соответствующих изменений в законодательные акты (ФЗ О землеустройстве) и программные документы в целях формирование единообразного подхода.

Что касается Реестра земель сельскохозяйственного назначения то в Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" были внесены изменения, связанные с осуществление мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения. Полагаем, что на данном этапе правовое регулирование данных отношений осуществляется в достаточном объеме.

В ФЗ от 06.12.2021 № 390ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» указано финансирование Министерства сельского хозяйства РФ для реализации Государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", Федерального проекта "Цифровое государственное управление", а также национальной программы

331

"Цифровая экономика Российской Федерации". На их реализацию в 2022 году выделяется больший бюджет, чем в бюджет 2021 года. Можно выяснить, что финансирование данных программ сокращается, полагаем, что это связано с завершением создания цифровых систем, направленных на модернизацию процесса ведения сельского хозяйства, в том числе и цифровой мониторинг земель сельскохозяйственного назначения [6].

Подводя итоги, хочется выделить, что на данный момент этот ресурс предоставляет пользователям информацию о показателях почвенного плодородия, мелиорируемых землях, состоянии и индексах развития сельскохозяйственной растительности, пострадавших от пожаров сельскохозяйственных полях. В работу по наполнению системы вовлечены 83 субъекта Российской Федерации. Запущен пилотный проект - использование искусственного интеллекта в мониторинге земель сельскохозяйственного назначения, позволяющих определять реальные границы полей, выращиваемую на них культуру, а также неиспользуемые сельскохозяйственные угодья. Реальные данные автоматически агрегируются в Реестре с помощью беспилотных летательных аппаратов и радаров, оснащенные технологиями компьютерного зрения, а также спутников. Завершение данного проекта планируется в 2023 году. Аналитический центр Министерства сельского хозяйства РФ определил эффекты, достигаемые к 2023 году: ввод земель в оборот, увеличение экспортной выручки, увеличение налогооблагаемой базы, контроль целевого использования, контроль эффективности мер государственной поддержки. Можно сделать вывод, что введение в действие данного ресурса не только систематизирует данные о землях сельскохозяйственного значения и упростит процесс получения информации, но и продолжит процесс цифровизации, что окажет позитивное влияние на развитие сельского хозяйства.

Список литературы:

1. Ерофеев, Б. В. Земельное право России: учебник для вузов / Б. В. Ерофеев; под научной редакцией Л. Б. Братковской. — 17-е изд., перераб и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 571 с.

2. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 № 1Э6-ФЗ (ред. от 16.02.2022) // "Российская газета" от 30.10.2001 г.

3. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации // URL: https://rosreestr.gov.ru/.

4. Федеральный закон РФ от 16.07.1998 № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1998 г. - № 29. - Ст. 3399.

5. Федеральный закон РФ от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (последняя редакция) // "Российская газета" от 11.1.2007 г.

6. Федеральный закон РФ от 06.12.2021 № 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" // URL: http://publication.pravo.gov.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.