ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
Научная статья УДК 332.633
doi: 10.55186/25876740_2022_65_3_220
ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ОБОРОТ НЕИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
С.Н. Волков, Е.В. Черкашина, С.А. Липски
Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия
Аннотация. Необходимым условием обеспечения продовольственной безопасности является рациональное использование земель, пригодных для ведения сельского хозяйства. На основе анализа использования земель сельскохозяйственного назначения выявлены причины неиспользования земель. Предложены ряд мер по введению ф оборот неиспользуемых земель в рамках землеустроительного обеспечения проводимого мероприятия. К ним относится: инвентаризация земель; оценка состояния плодородия неиспользуемой пашни; разработка схем (планов) землеустройства муниципальных образований с зонированием их территорий по пригодности земель для использования в сельском хозяйстве; государственный кадастровый учет; разработка проектов межевания земельных участков; разработка землеустроительных рабочих проектов; составление схем противоэрозионных мероприятий; разработка проектов консервации земельных участков; создание полноценной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения с включением в нее достоверных и актуальных сведений о площадях, местоположении и границах земельных участков, используемых в сельском хозяйстве на различном праве. Предложена структура землеустроительных документов для реализации данной задачи. В статье рассмотрены реализуемые в настоящее время и в недавнем прошлом меры законодательного и программного характера по вовлечению в хозяйственный оборот заброшенных земель и развитию мелиоративного комплекса. Почеркнуто, что государственная программа «Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения» решает частично данную задачу. Важный вопрос для осуществления данной программы является субсидированных данных мероприятий. Для успешного осуществления поставленных целей также необходима система мероприятий федерального значения в рамках полномочий Правительства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства.
Ключевые слова: сельскохозяйственные угодья, продовольственная безопасность, землеустройство, мелиорация
Original article
LAND USE PLANNING SUPPORT FOR THE INVOLVEMENT IN THE TURNOVER OF UNUSED AGRICULTURAL LAND
S.N. Volkov, E.V. Cherkashina, S.A. Lipski
State University of Land Use Planning, Moscow, Russia
Abstract. A necessary condition for food security is the rational use of land suitable for agriculture. The authors, based on the analysis of the use of agricultural land, identified the reasons for the non-use of land. They proposed a number of measures to introduce unused land into circulation as part of the land use planning support of the event. These are land inventory; assessment of the state of fertility of unused arable land; development of schemes (plans) of land use planning of municipalities with zoning of their territories according to the suitability of land for use in agriculture; state cadastral registration; development of land surveying projects; development of land use planning work projects; drawing up schemes of anti-erosion measures; development of conservation projects of land plots; creation of a full-fledged information system on agricultural lands with the inclusion of reliable and up-to-date information on the areas, location and boundaries of land plots used in agriculture at different rights. They proposed the structure of land use planning documents for the implementation of this task. The article considers the legislative and programmatic measures implemented at the present time and in the recent past to involve abandoned lands in the economic turnover and to develop the land reclamation complex. It is noted that the state program "Involvement in the turnover and integrated reclamation of agricultural land" partially solves this problem. An important issue for the implementation of this program is the subsidization of these activities. A system of measures of federal significance within the powers of the Federal Government and the Ministry of Agriculture is also necessary for the successful implementation of these goals.
Keywords: agricultural land, food security, land use planning, land reclamation
Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации от 21.01.2020 № 20 в целях увеличения производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в качестве основных определены мероприятия по предотвращению сокращения площадей и рациональному использованию земель
220 -
© Волков С.Н., Черкашина Е.В., Липски С.А., 2022
Международный сельскохозяйственный журнал, 2022,
сельскохозяйственного назначения, восстановлению и повышению их плодородия.
Необходимость осуществления таких мероприятий обусловлена наличием в составе земель сельскохозяйственного назначения значительных площадей неиспользуемых по разным причинам ценных сельскохозяйственных
том 65, № 3 (387), с. 220-225.
угодий общей площадью, по данным субъектов Российской Федерации на 1 января 2021, 44,94 млн га (11,8 % от общей площади земель этой категории), включая 19,4 млн га пашни. Отметим, что общее суммарное сокращение посевных площадей, чистого пара и залежи в нашей стране с 1990 по 2020 годы достигло
40,50 млн. га (в 1990 году — 131,37 млн га, в 2020 году — 90,87 млн га). Кроме этого, специалисты оценивают площади неиспользуемых сенокосов и пастбищ в 35-40 млн га [3]. В 19 регионах Российской Федерации, по данным Мин-сельхоза России, доля неиспользуемых земель составляет от 25 до 50 %. Причем более 50 % этих участков не засевалось более 10 лет подряд, выведены из севооборотов и потеряли свою инвестиционную привлекательность.
Основными причинами наличия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения продолжают оставаться следующие:
- большое число и площади невостребованных земельных долей, выбывших из сельскохозяйственного оборота — не менее 1,5 млн участков, площадью 14,2 млн га;
- значительные территории неразграничен-ной государственной и муниципальной собственности — 220,6 млн га или 57,7 °% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения;
- не оформленные в собственность или не предоставленные в аренду сельскохозяйственные угодья, находящиеся в фонде перераспределения — 11,9 млн га, в том числе 3,5 млн га пашни;
- сельскохозяйственные угодья (сельскохозяйственные земли), находящиеся в составе других категорий земель — 6,2 млн га пашни, которые практически не используются по назначению;
- значительное число земельных участков сельскохозяйственного назначения, не поставленных на государственный кадастровый учет, не имеющих точных границ, площадей или не отнесенных ни к какой категории земель (по нашим данным не менее 30 °% земельных участков из 52,65 млн ед., используемых в сельском хозяйстве, не поставлены на государственный кадастровый учет) [4];
- истечение срока права аренды земельных участков и не возобновление договоров аренды производителями сельскохозяйственной продукции на часть сельскохозяйственных угодий;
- неудобства в использовании земель, возникшие вследствие перераспределения земельных участков без землеустроительной документации (чересполосица, вклинивания, вкрапления, дальноземелье, изломанность границ), что затрудняет доступ к участкам;
- деградация земель, вследствие нерациональной хозяйственной деятельности и непомерной интенсификации землепользования [1];
- не завершение процедуры ликвидации сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств с принятием решения о прекращении или изменении прав хозяйствующих субъектов на землю с оформлением документов, подтверждающих вновь возникшие права на земельные участки, включая правовые акты о передаче (зачислении) земельных участков (или земель) в фонд перераспределения. Последние действия привели к тому, что на
1 января 2020 года более 15,8 млн га земель учтены в государственном кадастре недвижимо-
сти как земли, используемые производителями товарной сельскохозяйственной продукции, в то время как обладатели прав на эти земли из соответствующих реестров юридических и физических лиц исключены.
Кроме этого, в соответствии со статистическими данными Росреестра, 15,3 млн га земель учтены как земли сельскохозяйственных организаций, ликвидированных в результате банкротства, но за которыми в государственном кадастре недвижимости числятся ранее предоставленные в использование земли, что требует определения в ходе землеустроительных и кадастровых работ, судьбы этих земельных участков.
Причины этого различны. Например, для некоторых земель, освоенных еще в советский период под сельхозугодья (особенно — в северных регионах) с учетом изменившихся глобальных условий ведение сельхозпроизводства стало экономически неоправданным. В основном, это участки в малонаселенных, фактически брошенных за последние годы территориях. Так, в Северо-Западном федеральном округе неиспользуемыми являются 59,6 °% угодий, в Уральском — 30,9 °%, в Дальневосточном — 25,0 °% [9; 12].
В других случаях трудности финансового характера не позволяют некоторым агрохозяй-ствам использовать в полном объеме все закрепленные за ними площади (в таких случаях, в хозяйственном обороте остаются лишь наиболее плодородные земли). Другой причиной было приобретение сельхозугодий по относительно дешевой цене, без цели их использования, а для того чтобы попытаться перевести их под застройку или даже просто перепродать (когда цена на землю вырастет). Соответственно, земельная политика государства направлена на выявление таких заброшенных земель, их изъятие у лиц, допустивших нарушение требований закона, и вовлечение их в хозяйственный оборот.
Для этого требуется осуществить ряд мер: 1) выявить такие земли, для чего потребуется провести их инвентаризацию (опыт проведения инвентаризация имеется [5]), 2) проанализировать причины способствующие их неиспользованию в конкретном случае; 3) определить и реализовать меры, побуждающие нынешнего правообладателя возобновить их использование; 4) при недостаточности таких мер — осуществить юридически корректное прекращение его прав на участок, 5) обеспечить предоставление изъятых участков новым более эффективным собственникам или арендаторам. Указанные меры имеют несколько аспектов — правовой (в т.ч. защита правомерных интересов частных лиц, ставших в результате приватизации собственниками участков и земельных долей), экономический, социальный и технологический (управленческий).
С правовой точки зрения весьма проблемным является изъятие заброшенного участка у ненадлежащего пользователя. За последние годы как федеральный законодатель, так и Правительство, как регулятор, несколько раз уточняли процедуру изъятия брошенных участков [6; 14]. В прошлом году меры законодательного характера в этой части были дополнены более комплексными действиями, увязанными по задачам, ресурсам и срокам их осуществления —
была принята госпрограмма [7] — предусматривается, что к 2030 г. будет вовлечено в оборот 13,2 млн га заброшенных угодий. Но ее реализация сопряжена с определенными рисками, связанными с:
- не выявлением заброшенных земель (недостаточно достоверной информации о землях и их правообладателях, продолжается процесс разграничения государственной собственности на них);
- сложностью судебных процедур при изъятии заброшенных земель. Так, анализ рассмотрения судами исков муниципалитетов по признанию муниципальной собственностью невостребованных земельных долей, показал 50 °%-ную их результативность;
- с поиском новых правообладателей (учитывая действующие с 2015 г. правила предоставления участков [10]);
- с неиспользованием земель также и новыми правообладателями.
При этом основным инструментом минимизации всех этих рисков является землеустройство. Ведь соответствующие обследования и инвентаризации, предваряющие проектные наработки землеустроителей, позволят получить необходимую информацию о состоянии земель; судебные тяжбы при необходимости будут подкреплены материалами землеустроительных экспертиз; на основании землеустроительных проектов по реосвоению брошенных земель, увязанных с пригодностью земель, запросами рынка, логистикой и другими факторами, учитываемыми (сбалансированными) при землеустройстве, не только упростится поиск новых правообладателей для таких земель, но и будет организовано их рациональное использование.
Практика показывает, что в целях устранения причин ненадлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения и эффективного вовлечения их в оборот, необходимо осуществить комплекс следующих основных землеустроительных и кадастровых работ:
- провести инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков с подготовкой реестров этих земель и инвентаризационных ведомостей;
- осуществить оценку состояния плодородия неиспользуемой пашни на основании результатов агрохимического, эколого-токсикологического и почвенного обследований и провести геоботанические обследования неиспользуемых сенокосов и пастбищ;
- разработать схемы (планы) землеустройства муниципальных образований с зонированием их территорий по пригодности земель для использования в сельском хозяйстве и установлением эффективных объемов, очередности и стоимости вовлечения неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот;
- провести кадастровые работы и осуществить государственный кадастровый учет с внесением в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений
о земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований;
- разработать проекты межевания земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований;
- разработать землеустроительные рабочие проекты по: освоению неиспользуемых земель и вовлечению их в сельскохозяйственный оборот; проведению культуртехниче-ских и фитомелиоративных мероприятий; созданию системы защитных лесных насаждений и лесополос (полезащитных, противо-эрозионных овражно-балочных, пастбище-защитных) и др.;
- составить схемы противоэрозионных мероприятий в районах ветровой эрозии и на территорию водосборных бассейнов, проекты противоэрозионной организации территории, проекты организации рационального использования земель сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также схемы землеустройства регионов по защите земель от опустынивания;
- разработать проекты консервации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на определенный срок с последующим проведением мелиоративных
мероприятий и вовлечением их в интенсивный оборот; - создать полноценную информационную систему о землях сельскохозяйственного назначения с включением в нее достоверных и актуальных сведений о площадях, местоположении и границах земельных участков, используемых в сельском хозяйстве на различном праве, включая отнесение этих участков к категории земель сельскохозяйственного назначения, а также о качественных характеристиках сельскохозяйственных угодий, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот.
Указанные причины определили необходимость принятия Правительством Российской Федерации соответствующей государственной программы, включающей в себя меры по вовлечению в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и развитию мелиоративного комплекса.
Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Российской Федерации (далее Государственная программа) была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 731 (с изменениями на 01.02.2022).
На долгосрочную перспективу в качестве основных приоритетов Государственной поддержки эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации определены:
- развитие землеустройства, в том числе создание информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения;
- развитие мелиоративного комплекса.
С точки зрения проведения комплекса указанных выше землеустроительных работ, важное значение имеют следующие основные приоритеты и цели государственной политики, установленные в Государственной программе:
- восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование таких земель, сохранение и защита сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания;
- совершенствование оборота сельскохозяйственных земель;
- расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель;
- сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, особенно в части сохранения и повышения плодородия почв, а также сохранения природных водных объектов.
В соответствии с поставленными задачами, мероприятия Государственной программы осуществляются через федеральные проекты и включают в себя: известкование кислых почв, гидромелиоративные, культуртехниче-ские, агролесомелиоративные и фитомелио-ративные мероприятия, межевание земельных участков, государственный кадастровый учет земельных участков (таблица 1).
Таблица 1. Основные задачи и мероприятия Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
Table 1. The main tasks and activities of the State Program for the effective involvement in the circulation of agricultural land and the development of the reclamation complex of the Russian Federation
№ п/п Наименование задачи Мероприятия
l. Проведение оценки состояния плодородия неиспользуемой пашни на площади не менее 8856, 4 тыс. га (до конца 2025 года). 1.1. Сбор и обобщение результатов агрохимического, эколого-токсиологического и почвенного обследований неиспользуемой пашни.
Вовлечение в оборот не менее 5000 тыс. га выбывших сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических мероприятий к концу 2030 года. 2.1. Проведение культуртехнических работ: - расчистка земель от сорной древесно-кустарниковой растительности, пней и погребенной древесины;
2. - расчистка земель от травянистой растительности, кочек и мха; - расчистка земель от камней и иных предметов; - землевание, пескование, глинование; - рыхление, плантаж почвы и иные работы.
Защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания на площади не менее 2895 тыс. га к концу 2030 года. 3.1. Защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания за счет проведения агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий на площади 624,0 тыс. га.
З. 3.2. Создание защитных лесных насаждений, полезащитных лесных полос, противоэрозионных овражно-балочных насаждений, пастбищно-защитных фитомелиоративных насаждений. 3.3. Известкование кислых почв на пашне на площади до 2271, 2 тыс. га. 3.4 Химическая мелиорация кислых почв с внесением в них известковых удобрений — кальцита, доломита, известняка, отходов сахарного производства, гашеной извести.
4. Выполнение гидромелиоративных мероприятий на площади 853,5 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения к концу 2030 года. 4.1. Реконструкция, техническое перевооружение и строительство новых мелиоративных систем общего и индивидуального пользования.
S. Предотвращение от выбытия из сельскохозяйственного оборота и сохранение в обороте мелиорированных земель на площади не менее 2956,3 тыс. га к концу 2030 года. 5.1. Реконструкция, техническое перевооружение и строительство объектов мелиоративного комплекса государственной собственности Российской Федерации.
б. Защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления на площади не менее 732,3 тыс. га к концу 2030 года. 6.1. Реконструкция, техническое перевооружение и строительство объектов мелиоративного комплекса государственной собственности Российской Федерации.
International agricultural journal. Vol. SS, No. З (З87). 2022 www.mshj.ru
Так, например, согласно Государственной программе в рамках федерального проекта «Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения» к 2030 году планируется ввести в оборот 13234,8 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, что обеспечит создание 60700 дополнительных рабочих мест в сфере сельского хозяйства.
Все субсидии, предусмотренные Государственной программой, выделяются регионам согласно Правилам, приведенным к Государственной программе (см. Приложение Госпрограммы), на основании решения соответствующей Рабочей группы Минсельхоза России. Например, по материалам одного из ее заседаний, были получены следующие данные.
Из 417 поступивших на конкурс заявок 147 было отклонено в связи с неправильным оформлением. Из 270 оставшихся заявок, поступивших в Рабочую группу Минсельхоза России по отбору заявок на предоставление в распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на подготовку проектов межевания земельных участков и на проведение кадастровых работ (протокол от 28.12.2021 № НС-20-293), и оцененных на предмет степени их соответствия критериям отбора, было допущено к отбору 188 заявок.
Из них присутствовало: 45 заявок на разработку проектов межевания земельных участков на площади 24668 га с общей суммой субсидий 14333,969 тыс. руб. (581,08 руб./га и 318, 533 тыс. руб. в среднем на одну заявку) и 142 заявки на кадастровые работы и осуществление государственного кадастрового учета на площади 68742 га земель сельскохозяйственного назначения с общим размером субсидий 55318,969 тыс. руб. (804,73 руб./га и 389,370 тыс. руб. в среднем на одну заявку), а также одна заявка по Камчатскому краю на 167274 га с суммой субсидий — 362,093 тыс. руб. по кадастровым работам.
На основании конкурсного отбора, проводимого Минсельхозом России в 2021 году на предоставление и распределение субсидий, направленных на компенсацию затрат на подготовку проектов межевания земельных участков сельскохозяйственного назначения, и на проведение кадастровых работ, были отобраны соответствующие земельные участки. Так, например, в Томской области [8] конкурсный отбор по кадастровому учету земельных участков прошли 5 районов: Томский район — 4,1 тыс. га; Зырянский район — 2,8 тыс. га; Кривошеинский район — 627 га; Первомайский район — 247 га, Кожевниковский район — 155 га. Всего 7929 га.
По своему составу земельные участки относились к невостребованным земельным долям (заброшены своими хозяевами и не использовались) или находились в составе неучтенных земель (не отграничены от других земельных участков и не поставлены на кадастровый учет).
После проведения государственного кадастрового учета и оформления земельных участков в собственность, муниципалитеты проведут торги среди сельхозтоваропроизводителей. Победители получат землю в долгосрочную аренду.
На площадь в 7929 га выделена субсидия в размере 11,2 млн руб., в том числе из феде-
рального бюджета — 9,78 млн руб., из областного — 1,46 млн руб. Затраты на 1 га составляют 6516,46 руб. Следует отметить, что эта величина соответствует примерно удельным затратам на проведение в нашей стране комплексных кадастровых работ.
Основные направления использования предоставляемых земельных участков: агро-туризм (земли Кривошеинского района вокруг озера предусмотрено оформить фермерами в собственность для развития коневодства, рыболовства и других видов деятельности, которые могут быть интересны туристам); увеличение производства сельскохозяйственной продукции.
Причем в ряде регионов администрации муниципальных районов еще не определились, как использовать выявленные земли в дальнейшем. Так, в Зырянском районе запланировано собрать глав всех пяти сельских поселений и обсудить, какие проекты необходимо развивать на новых территориях.
По представленным в Департамент АПК Курганской области муниципальными образованиями прогнозам, в 2022 году курганские сельхозтоваропроизводители за счет субсидий предполагают провести культуртехнические работы на площади 43,0 тыс. га. За последние три года (2019-2021) в оборот было введено 607 га орошаемых земель. Субсидии на проведение мелиоративных работ за эти три года получили 148 хозяйств на сумму 282 млн руб. (в среднем на хозяйство 1,9 млн руб.). [11]
К недобросовестным собственникам земельных участков предполагается применить следующие меры: повышение ставки земельного налога, упрощение процедуры согласования плановых и неплановых проверок, увеличение размеров штрафов за неиспользование или использование не по целевому назначению земельных участков.
Более 32,5 тыс. га залежных земель введут в оборот в 2022 году аграрии Забайкалья [2]. Государственная поддержка из федерального бюджета, направленная на вовлечение в оборот неиспользуемых земель и сохранение мелиорированных земель, в 2022 году составит 173,5 млн руб., что в пять раз больше, чем в 2021 году, в котором в оборот было введено 22,0 тыс. га неиспользуемых земель.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» на осуществление Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации в 2022-2024 гг. будет выделено 94,34 млрд. руб., в том числе в 2022 году — 29,73 млрд руб., на федеральный проект «Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения» на 3 года 11756,70 млн руб., в том числе в 2022 году — 4930,43 млн руб. Субсидии на подготовку проектов межевания земельных участков и на проведение кадастровых работ составят за 3 года 903,85 млн руб., в том числе в 2022 году — 301,44 млн руб.
В Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на подготовку проектов межевания земельных участков
и на проведение кадастровых работ в рамках Государственной программы включено понятие «экономическое обоснование вовлечения в оборот дополнительных площадей земель сельскохозяйственного назначения». Данное понятие реализуется путем разработки специального документа, содержащего экономическое обоснование объема площадей земель сельскохозяйственного назначения, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, с указанием отрасли сельского хозяйства, в рамках которой предусмотрено производство продукции для достижения показателей, определенных отраслевыми документами планирования регионов, и вида продукции.
Оценка эффективности использования субсидий определяется следующими результатами:
- площадью земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, в отношении которых подготовлены проекты межевания земельных участков;
- площадью земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, в отношении которых проведены кадастровые работы и осуществлен государственный кадастровый учет, с внесением в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о таких земельных участках, в том числе об их границах, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации. Государственная программа предусматривает также ускоренное проведение землеустроительных мероприятий по эффективному вовлечению неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот в выделяемых регионах опережающего развития приоритетных территорий. Перечень основных мероприятий по этим регионам в 2022-2024 гг. показан в таблице 2.
К числу приоритетных территорий отнесены: Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа, Арктическая зона Российской Федерации, Калининградская область, Республика Крым, г. Севастополь.
В соответствии с поставленными задачами и мероприятиями Государственной программы дифференцированы соответствующие схемы и проекты землеустройства (табл. 3), разработка которых позволит решить эти задачи более эффективно, экономически обоснованно и технологически правильно.
Для успешного осуществления поставленных целей необходима система мероприятий федерального значения: рекомендовать Правительству Российской Федерации:
- организовать систематическое (раз в 5 лет) проведение инвентаризаций земель для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с
- разрешённым использованием земельных участков, других характеристик земель (по формам собственности, категориям, угодьям, мелиоративному состоянию и др.)
и осуществлять меры по их перераспределению, организации рационального использования и охраны в порядке землеустройства;
рекомендовать Минсельхозу России: - разработать в целях комплексного планирования устойчивого развития сельских
территорий, повышения эффективности регионального и муниципального агропромышленного комплекса схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схемы землеустройства муниципальных образований. а также возобновить землеустроительные работы по
проведению почвенных, геоботанических, агрохозяйственных обследований земель, оценке их качественных характеристик; - провести зонирование сельских (межселен-ных) территорий по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по их пригодности для использования
Таблица 2. Перечень мероприятий Государственной программы в целях опережающего развития приоритетных территорий (тыс. га) Table 2. List of activities of the State Program for the accelerated development of priority areas (thousand hectares)
№ п/п Мероприятия 2022 2023 2024 2022-2024
1. Площадь земельных участков в регионах, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, в отношении которых подготовлены проекты межевания земельных участков 1267,0 1123,6 996,4 3387,0
2. Площадь земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, в отношении которых проведены кадастровые работы и осуществлен государственный кадастровый учет, с внесением в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о таких земельных участках, в том числе об их границах, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации. 1561,3 1417,8 1290,6 4269,7
3. Площадь сельскохозяйственных угодий, вовлекаемых в оборот за счет проведения культуртехнических мероприятий 231,0 181,0 500,0 862,0
4. Площадь вводимых в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем общего и индивидуального пользования 37,5 20,0 80,0 137,5
5. Известкование кислых почв на пашне 110,0 110,0 146,5 366,5
Таблица 3. Виды землеустроительной документации по вовлечению неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот Table 3. Types of land management documentation for the involvement of unused lands in agricultural turnover
№ п/п Наименование задачи Государственной программы Землеустроительное обеспечение (вид землеустроительной документации)
1. Проведение оценки состояния плодородия неиспользуемой пашни 1.1. Материалы инвентаризации неиспользуемых земельных участков. 1.2. Материалы качественной оценки неиспользуемой пашни по плодородию.
2. Вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических мероприятий 2.1. Схема землеустройства муниципального образования по вовлечению неиспользуемых земель в оборот. 2.2. Проект организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственной организации. 2.3. Рабочий проект освоения неиспользуемых земель и вовлечения их в сельскохозяйственный оборот. 2.4. Рабочий проект проведения культуртехнических мероприятий. 2.5. Проект консервации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
3. Защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания 3.1. Схема использования и охраны земель района ветровой эрозии. 3.2. Схема землеустройства региона по защите земель от опустынивания. 3.3. Проект противоэрозионной организации территории (внутрихозяйственного землеустройства) сельскохозяйственной организации крестьянского (фермерского) хозяйства в районах ветровой эрозии. 3.4. Рабочий проект по созданию системы защитных лесных насаждений и лесополос (полезащитных, противоэрозионных овражно-балочных, пастбище-защитных фитомелиоративных насаждений). 3.5. Рабочий проект по проектированию фитомелиоративных мероприятий. 3.6. Рабочий проект по улучшению и защите кормовых угодий в районах. 3.7. Рабочий проект химической мелиорации кислых почв опустынивания.
4. Выполнение гидромелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения 4.1. Проект мелиорации земель сельскохозяйственного назначения. 4.2. Рабочий проект на строительство и реконструкцию гидромелиоративного объекта.
5. Предотвращение от выбытия из сельскохозяйственного оборота и сохранение в обороте мелиорированных земель 5.1. Проект мелиорации земель сельскохозяйственного назначения. 5.2. Рабочий проект строительства (реконструкции) объекта мелиоративного комплекса, находящегося в государственной собственности Российской Федерации.
6. Защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления 6.1. Схемы противоэрозионных мероприятий на водосборный бассейн. 6.2. Проект противоэрозионной организации территории сельскохозяйственной организации, крестьянского (фермерского) хозяйства в районах водной эрозии. 6.3. Рабочий проект на строительство (реконструкцию) гидротехнического противоэрозионного сооружения. 6.4. Рабочий проект по строительству (реконструкции) объекта мелиоративного комплекса.
International agricultural journal. Vol. 65, No. 3 (387). 2022 www.mshj.ru
.Uí. •о*
^txw
в сельском хозяйстве и на этой основе разработать правила землепользования и застройки земель сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственные регламенты, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков;
- оказать хозяйствам, включённым в государственные программы развития сельского хозяйства, рынков сырья и продовольствия; землеустроительную помощь, а также поддержку работ по повышению плодородия почв; мелиорации и освоению земель, участию в приоритетных национальных проектах по развитию агропромышленного комплекса;
- в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны начать выполнение работ по внутрихозяйственному землеустройству, предусмотрев при этом:
а) организацию рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организацию территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;
б) разработку мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;
рекомендовать Минсельхозу России и Мин-
обра науки России:
- сформировать на базе Государственного университета по землеустройству сводный землеустроительный стройотряд общей численностью не менее 500 человек для землеустроительного обеспечения мер по сохранению и повышению плодородия почв, агролесомелиорации, гидротехническому строительству, инфраструктурному обустройству земель сельскохозяйственного назначения.
Список источников
1. Вершинин В.В., Липски С.А. О состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мерах по его воспроизводству // Международный сельскохозяйственный журнал, 2017. № 6. С. 14-17.
2. Вовлечение в оборот неиспользуемых земель в Забайкалье. Россия. Сельское Хозяйство. [Электронный ресурс].
3. Волков С.Н. Земельные отношения в АПК России и научное обоснование основных направлений их регулирования. М.: ГУЗ, 2017. С. 5-б.
4. Волков С.Н. Современное состояние земельных отношений, землепользования и землеустройства в Российской Федерации и научное обоснование основных направлений их регулирования в АПК. Материалы к докладу на заседании Президиума РАН. М.: ГУЗ, 2017. С. 17-19.
5. Волков С.Н., Черкашина Е.В. Липски С.А. Опыт проведения инвентаризаций земель в России: правовые аспекты // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель, 2020. № 1. С. 5-11.
6. Волков С.Н., Хлыстун В.Н. и др. Основные направления использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации на перспективу: монография. М.: Государственный университет по землеустройству, 2018. 344 с.
7. Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации от 14.05.2021 № 731 (с изменениями на 01.02.2022). URL: docs. cntd.ru (20.03.2022).
8. Горшкова Е. Томская область получила субсидию на проведение кадастровых работ на землях сельхозназначения. URL: www.agroxxi.ru (19.02.2022).
9. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в 2019 году. М.: Росинфор-магротех, 2021.
10. Липски С.А. О новых правилах предоставления земельных участков // Журнал российского права. 2015. № 11 (227). С. 122-129.
11. Новый мир. Буран. 18.02.2022, 16.30, URL: www. svetich.info (17.02.2022).
12. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2018 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга. М.: Росинформагротех, 2020. 328 с.
13. Современные проблемы и актуальные направления развития землеустройства и кадастров: монография. Под ред. Богомазова С.В., Чурсина А.И., Галиуллина А.А. Пенза: РИО ПГАУ, 2019. 185 с.
14. Хлыстун В.Н. и др. Правовые аспекты вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых и невостребованных земель сельскохозяйственного назначения: монография. М.: Государственный университет по землеустройству, 2020. 296 с.
References
1. Vershinin V.V., Lipski S.A. (2017). O sostoyaniiplodoro-diya zemel'sel'skokhozyajstvennogo naznacheniya i merakh po ego vosproizvodstvu. Mezhdunarodnyj sel'skokhozyajstvennyj zhurnal, no. 6, pp. 14-17.
2. Vovlechenie v oborot neispol'zuemykh zemel' v Zabajkal'e. Rossiya. Sel'skoe Khozyajstvo. [Ehlektronnyj resurs].
3. Volkov S.N. (2017). Zemel'nye otnosheniya v APKRos-sii i nauchnoe obos-novanie osnovnykh napravlenij ikh regu-lirovaniya. Moscow: GUZ, pp. 5-6.
4. Volkov S.N. (2017). Sovremennoe sostoyanie zemel'nykh otnoshenij, zemle-pol'zovaniya i zemleustrojstva v Rossijskoj Federacii i nauchnoe obos-novanie osnovnykh napravlenij ikh regulirovaniya v APK. Materialy k dokladu na zasedanii Prezidiuma RAN. Moscow: GUZ, pp. 17-19.
5. Volkov S.N., Cherkashina E.V. Lipski S.A. (2020). Opyt provedeniya in-ventarizacij zemel' v Rossii: pravovye aspekty. Zemleustrojstvo, kadastr i montoring zemel', no. 1, pp. 5-11.
6. Volkov S.N., Khlystun V.N. i dr. (2018). Osnovnye napravleniya ispol'zo-vaniya zemel' sel'skokhozyajstvennogo naznacheniya v Rossijskoj Federacii naperspektivu: monografi-ya. Moscow: Gosudarstvennyj universitet po zemleustrojstvu, 344 p.
7. Gosudarstvennaya programma ehffektivnogo vovlecheniya v oborot ze-mel' sel'skokhozyajstvennogo naznacheniya i razvitiya meliorativnogo kom-pleksa Rossijskoj Federacii ot 14.05.2021 N 731 (s izmeneniyami na 01.02.2022). URL: docs. cntd.ru. (20.03.2022).
8. Gorshkova E. Tomskaya oblast' poluchila sub-sidiyu na provedenie kadastrovykh rabot na zemlyakh sel'khoznaznacheniya. URL: www.agroxxi.ru (19.02.2022).
9. Doklad o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' sel'skokhozyajstvennogo naznacheniya v 2019 godu. Moscow: Ros-informagrotekh, 2021.
10. Lipski S.A. (2015). O novykh pravilakh predostav-leniya zemel'nykh uchast-kov. Zhurnal rossijskogo prava, no. 11 (227), pp. 122-129.
11. Novyj mir. Buran. 18.02.2022, 16.30, URL: www. svetich.info, (17.02.2022).
12. O sostoyanii sel'skikh territorij v Rossijskoj Federacii v 2018 godu. Ezhegodnyj doklad po rezul'tatam monitoringa (2020). Moscow: Rosinformagrotekh, 328 p.
13. Sovremennye problemy i aktual'nye napravleniya razvitiya zem-leustrojstva i kadastrov: monografiya (2019). Pod red. Bogomazova S.V., Chur-sina A.I., Galiullina A.A. Penza: RIO PGAU, 185 p.
14. Khlystun V.N. i dr. (2020). Pravovye aspekty vov-lecheniya v khozyajstven-nyj oborot neispol'zuemykh i nevostrebovannykh zemel' sel'skokhozyaj-stvennogo naznacheniya: monografiya. Moscow: Gosudarstvennyj universitet po zemleustrojstvu, 296 p.
Информация об авторах:
Волков Сергей Николаевич, доктор экономических наук, профессор, академик РАН, заведующий кафедрой землеустройства,
Государственный университет по землеустройству, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-0931-065Х
Черкашина Елена Вячеславовна, доктор экономических наук, проректор по экономике и финансам,
Государственный университет по землеустройству, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-1371-7778
Липски Станислав Анджеевич, доктор экономических наук, декан юридического факультета,
Государственный университет по землеустройству, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0003-1283-3723
Information about authors:
Sergey N. Volkov, doctor of economic sciences, professor, academician of the Russian Academy of Sciences, head of the department of Land Management, State University of Land Use Planning, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-0931-065Х
Elena V. Cherkashina, doctor of economic sciences, vice-rector for economics and finance, State University of Land Use Planning, http://orcid.org/ 0RCID:0000-0002-1371-7778
Stanislav A. Lipski, doctor of economic sciences , dean of the faculty of law, State University of Land Use Planning, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0003-1283-3723