Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР КАК ИННОВАЦИОННОЕ ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР КАК ИННОВАЦИОННОЕ ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР / ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ / ТЕХНОЛОГИЯ РАСПРЕДЕЛЕННОГО РЕЕСТРА (БЛОКЧЕЙН)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Токарева Юлия Владимировна

В статье раскрывается роль государственных реестров в качестве инновационных технико-юридических инструментов юридической деятельности. Автор анализирует современные инновационные реестровые проекты и их функциональную роль в процессе реализации на практике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Токарева Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGISTER AS AN INNOVATIVE TECHNICAL AND LEGAL TOOL FOR OPTIMIZING LEGAL ACTIVITY

The article reveals the role of state registers as innovative technical and legal instruments of legal activity. The author analyzes modern innovative projects and their functional role in the application of various state registers.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР КАК ИННОВАЦИОННОЕ ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Токарева Юлия Владимировна

адъюнкт адъюнктуры Нижегородской академии МВД России

Tokareva Julia Vladimirovna

a postgraduate student of the Nizhny Novgorod academy of the Mi a is fry of internal affairs of Russia

E-mail: ms.j. tokareva@mail.ru

Государственный реестр как инновационное технико-юридическое средство оптимизации юридической деятельности

State register as an innovative technical and legal tool for optimizing legal activity

Аннотация. В статье раскрывается роль государственных реестров в качестве инновационных технико-юридических инструментов юридической деятельности. Автор анализирует современные инновационные реестровые проекты и их функциональную роль в процессе реализации на практике

Ключевые слова: инновации, государственный реестр, технико-юридический инструмент, технология распределенного реестра (блокчейн).

Annotation. The article reveals the role of state registers as innovative technical and legal instruments of legal activity. The author analyzes modern innovative projects and their functional role in the application of various state registers.

Keywords: innovations, state register, public relations, technical and legal instrument, distributed registry technology (blockchain).

Современное общество за последние годы захлестнула волна роста инноваций и инновационных проектов (продуктов) в различных сферах деятельности.

Как правило, понятие инновации как экономической категории в первую очередь связывают с экономической сферой деятельности государства, Со временем сфера распространения инноваций «перетекла» в научную, техническую, интеллектуальную деятельность.

Впервые термин «инновация» (от латинского поуа^о — изменение, обновление) был введен в оборот Йозефом Алоизом Шумпетером в работе «Теория экономического развития»1 в 1911 году. В его понимании термин был синонимичен понятию «новых комбинаций изменений в развитии».

Ныне, в российском законодательстве нет единого легального закрепления термина «инновация», что порождает многообразие теоретических подходов к пониманию его сущности со стороны ученых и практиков.

Считаем, что с позиции научного подхода к осмыслению понятию «инновации» его следует отграничивать от смежных категорий: «новация», «новаторство», «нововведение». Не вдаваясь в дискуссионные вопросы его доктринального определения, в рамках нашего исследования остановимся на дефиниции, которую дает закон Алтайского края от 14 сентября 2006 года № 95-ЗС «Об инновационной деятельности в Алтайском крае»2. Так, согласно статье 2 данного закона инновация — результат инновационной деятельности, реализованный в виде новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте.

Как правило, инновация (инновационный продукт) является результатом инновационной деятельности государства. В нашем понимании, инновационная деятельность — это процесс, направленный на

1 Шумпетер, Й.А. Теория экономического развития: исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита и цикла конъюнктуры. — М.: Прогресс, 1982. — 456 с.

2 Об инновационной деятельности в Алтайском крае. [Электронный ресурс]. URL: http://www.projects.innuvbuslness.ru (дата обращения: 15 октября 2020 г.)

Токарева Ю.В. Государственный реестр как инновационное технико-юридическое средство..

715

создание и разработку новейших технологических проектов, научных и интеллектуальных разработок и идей, способствующих качественному повышению уровня жизни общества и страны.

Инновационный путь развития общества является приоритетным для России. Об этом свидетельствует принятие различных федеральных целевых программ в области науки и инновационной деятельности, а также в области нанотехнологий.

Инновационная деятельность выступает одним из видов общественных отношений. Данный вид общественных отношений сложился в результате создания и внедрения различных инноваций и инновационных продуктов (проектов, идей) в жизнь общества.

Регулирование инновационной деятельности на законодательном уровне проводится с помощью разных правовых методов, технико-юридических средств и приемов. Основным юридическим методом государственного регулирования являются нормативные правовые акты, которые регламентируют порядок создания и внедрения инноваций. Контроль над инновационными процессами может осуществляться через построение инновационных стратегий, реализации региональных программ, а также при помощи таких технико-юридических инструментов как государственные реестры.

В регионах ведут реестры инновационной продукции. Целью ведения данных реестров является информационное обеспечение граждан по вопросам инновационной продукции и повышение уровня экономической жизни регионов и страны в целом. Реестры инновационных продукций представляют собой результат внедрения технологических инноваций. Такие реестры позволяют регулировать управление муниципальными заказами (и управление долей государственных закупок).

Если говорить об инновациях в области юриспруденции, то нередко государственные реестры выступают в качестве инновационного технико-юридического средства (приема), которое позволяет оптимизировать правоприменительную и правотворческую деятельность различных субъектов и органов государственной власти.

В качестве примера можно упомянуть о значимом инновационном предложении со стороны Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности коллекторских организаций. В декабре 2019 года Минюстом России был подготовлен новый законопроект «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1. Данный законопроект примечателен тем, что вносит реальные практические предложения, направленные на изменение путей формирования и ведения государственного реестра организаций, осуществляющих деятельность, по возврату просроченной задолженности. Фактически оператором данного реестра является Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).

В частности, на рассмотрение предлагается внести следующие положения: включить в данный реестр все организации, которые занимаются деятельностью по возврату просроченной задолженности, которая возникла из финансовых обязательств физических лиц по договорам кредита (займа). Так, согласно законопроекту, в реестр должны войти все кредитные организации, организации по осуществлению микрозаймов населению, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды.

Данный реестр совместно с предложениями вышеуказанного законопроекта, служи важной цели — осуществлению легальной деятельности коллекторских структур по возврату просроченной задолженности, а также повышению «прозрачности» их действий — поскольку не зарегистрированные в данном реестре коллекторы не смогут заниматься взысканием долгов. Данный правовой механизм регулирования коллекторской деятельности, несомненно, является положительным опытом правоприменительной практики и, возможно, выступит эталоном легитимности порядка ведения деятельности и в иных сферах общественной жизни.

Важным направлением развития системы действующего российского законодательства выступают новеллы двух федеральных законов: 1) Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»2; 2) Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»3. Первый закон, согласно статье 16, за исключением отдельных положений, вступает в силу 1 ноября 2020 года. Он определяет правовые и организационные основы введения обязательных требований, которые содержатся в нормативных актах Российской Федерации. Так, закон устанавливает, что новые обязательства бизнеса могут вступать в силу только два раза в год — либо с 1 марта, либо с 1 сентября (что значительным образом сократит чрезмерное количество нормативных документов и упростит для предпринимателей порядок их работы). Каждые шесть лет они должны вновь проходить оценку и пересматриваться.

1 Проект федерального закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (подготовлен Министерством юстиции Российской Федерации) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdoos/60086 (дата обращения: 13 октября 2020 г.)

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2020 г. № 31 (часть I), ст. 5006.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 31 (часть I), ст. 5007.

В соответствии с частью 2 статьи 10 одним из ключевых положений данного федерального закона является создание реестра обязательных требований, цель которого состоит в систематизации обязательных требований и информировании заинтересованного круга лиц. Инициатива по порядку формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований принадлежит Правительству Российской Федерации. Закон предусматривает нормы о создании реестра обязательных требований, содержащего перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия (вступает в силу с 1 марта 2021 года). Включение сведений в данный реестр является формой организации разрешительного режима, который устанавливает обязательные требования для граждан и организаций.

Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — закон «О контроле») является масштабным и «веховым» для системы российского законодательства. Закон направлен на реформу проведения контрольных мероприятий и в ближайшее время поменяет правила государственного и муниципального надзора. Главная цель реформы — перенос вектора деятельности с проведения традиционных проверок на профилактику нарушений обязательных требований. Так, согласно части 1 статьи 8 закона контрольно-надзорные органы приоритет отдают именно профилактическим мерам, направленным на снижение риска причинения вреда (ущерба). За исключением отдельных норм, для которых предусмотрен иной срок, закон вступает в силу с 1 июля 2021 года. Контроль по исполнению настоящего Федерального закона осуществляет Генеральная прокуратура Российской Федерации (согласно пункту 7 статьи 3 данного закона).

Федеральный закон «О контроле» отражает процессуальные основы осуществления государственного и муниципального контроля, предусматривает новую модель управления рисками, формирует единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, дополняет перечень новыми видами контрольно-надзорных мероприятий, предполагает цифровизацию контроля (надзора).

Остановимся на некоторых наиболее интересных и значимых положениях закона, имеющих отношение к теме статьи.

Так, в соответствии со статьей 17 вышеупомянутого федерального закона большое число контрольно-надзорных мероприятий будут переведены на цифровой формат.

Согласно пункту 4 статьи 98 закона «О контроле» до 1 января 2022 года будут утверждены положения о соответствующих видах регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В связи с этим, с 1 июля 2021 года будет идти процесс создания и формирования единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий).

В соответствии пунктом 5 статьи 98 реестр должен быть введен в эксплуатацию до 1 января 2022 года. Оператором реестра в соответствии с данным федеральным законом назначена Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Считаем, что данный реестр является не только информационной системой государственного контроля и способом информирования заинтересованных лиц, но и эффективным технико-юридическим инструментом, который позволит повысить уровень «прозрачности» контрольно-надзорной деятельности, а также станет «пакетом гарантий» для юридических лиц и предпринимателей при работе с органами контроля (надзора).

Важным направлением в инновационной деятельности государства в рамках построения цифрового государства и общества является создание различных технологических проектов, связанных с электронными цифровыми площадками, информационными интернет-порталами. В частности, интересным представляется новый проект по созданию информационного интернет-портала на базе электронной платформы с красноречивым названием «ГосРеестр1ы — Все реестры России на одном сайте». Чем примечателен данный инновационный интернет-проект? Сайт является универсальным каталогом всех реестров. Цель сайта — предоставить заинтересованному кругу лиц полную информацию о любом интересующем реестре. К сожалению, данный сайт не носит официального характера, а размещаемая информация представлена лишь в виде информационной справки.

Проект стартовал в 2020 году и находится в стадии разработки (предстоит колоссальная работа по учету, систематизации и конкретизации всех существующих государственных реестров в России на сегодняшний день). Хотелось бы, чтобы в дальнейшем сайт приобрел статус официального интернет-портала правовой информации. Следует продолжить работу по интеграции и унификации интернет-портала в информационную и телекоммуникационную среду России.

Государственный реестр может быть объектом исследования не только в качестве технико-юридического инструмента, который направлен на регулирование возникающих различных общественных отношений, оптимизацию юридически значимой деятельности, но и как инновационная цифровая технология — технология распределенного реестра (блокчейн).

Токарева Ю.В. Государственный реестр как инновационное технико-юридическое средство...

Исследованию темы блокчейн-технологий (технологии распределенных реестров) посвящены труды таких ученых и специалистов как Э.В. Талапина1, Е.А. Антонян, И.И. Аминов2, И.Е. Михеева3 и другие.

Под технологией распределенных реестров принято понимать электронную систему последовательно выстроенных взаимосвязанных блоков, каждый из которых содержит в себе необходимый объем данных (информации), но находящихся в распределении между сетевыми узлами или устройствами. Важным отличием данной технологии является отсутствие единого оператора контроля. Система позволяет хранить данные на нескольких серверах одновременно (принцип децентрализованности), но при этом, является распределенной и взаимосвязанной между собой (своими блоками — цепочками данных).

Считаем, что исследование блокчейн-технологий (технологии распределенного реестра), несомненно, имеет большое значение для системы права, способствует структурированию системы законодательства и заслуживает отдельного теоретико-правового осмысления.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что использование государственного реестра в качестве инновационного технико-юридического инструмента является важным условием для создания и поддержки оптимального информационно-правового пространства России. Государственные реестры в качестве федерального информационного ресурса призваны гарантировать и обеспечивать информационные права граждан. Считаем важным направлением для системы российского законодательства дальнейшее развитие правового регулирования деятельности этих содержательных информационно-правовых инструментов.

Государственный реестр представляет собой универсальный образец нормативного правового регулирования вновь возникающих общественных отношений, которые не существовали ранее и не требовали правового регулирования.

1 Талапина, Э.В. Применение блокчейна в государственном управлении: перспективы правового регулирования // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. — С. 96-113.

2 Антонян, Е.А., Аминов, И.И. Блокчейн-технологми в противодействии кибертерроризму // Актуальные проблемы российского права. —2019. — № 6. — С. 167-177.

3 Михеева, И.Е. Бпокчейн как инструмент защиты от недобросовестных действий при выдаче цифровых банковский гарантий //Актуальные проблемы российского права. — 2020. — № 7. — С. 39-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.