Энерготрансбанк — Янтарь -9,84 -6,44 -2,17 1,75 3,27
Петрокоммерц-1 -9,96 -9,10 -3,81 -3,14 943,57
Петрокоммерц-2 -10,41 -9,57 -4,57 -4,35 3591,51
Петрокоммерц-3 -10,83 -9,96 -4,91 -4,94 240,16
Абсолют — Доверие -11,01 -11,41 -5,83 -7,54 46,28
Евротраст — универсальный -11,46 -10,88 -10,07 -9,53 2,22
Банк на Красных Воротах — универсальный -16,79 -14,50 -9,88 -10,94 128,18
Росавтобанк — долгосрочные инвестиции -18,03 -17,40 -22,35 — 6,23
Чучайцева А.Л. старший преподаватель Ушницкая Л. Е. студент 2 курса группы ФК-13 Финансово-экономический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия, г. Якутск ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ
Аннотация:
В данной статье проводится анализ деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации. Рассмотрены основные функции и задачи Пенсионного фонда, источники формирования доходной части бюджета. В частности рассмотрено планирование бюджета Пенсионного фонда за прошлые годы, и эффективность его исполнения. Предпринята попытка по предложению мероприятий по оптимизации и повышению эффективности пенсионной системы.
Ключевые слова: Пенсионный фонд Российской Федерации, планирование бюджета, пенсионная система, пенсионное реформирование, система пенсионного обеспечения.
Keywords: Pension fund of the Russian Federation, planning of the budget, pension system, pension reforming, system of provision of pensions.
Начиная с 1 января 2002 года происходит интенсивное реформирование пенсионного обеспечения. Наше государство предприняло еще одну попытку эффективного реформирования пенсионной системы,
которая началась уже с января 2015 года. Научные дискуссии ученых, представителей законодательной и исполнительной власти были завершены. Национальный совет при Президенте России по пенсионной реформе во главе с премьер-министром Михаилом Касьяновым одобрил основные её положения, а парламент принял соответствующие законы.
Пенсионную реформу государство проводит с особой тщательностью и осторожностью ввиду того, что она в первую очередь касается одной из наименее защищенной категории населения - престарелых граждан. «От эффективности системы пенсионного обеспечения зависит моральное состояние всего общества» - это слова Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. [3]
Стоит также отметить, что общее экономическое состояние населения так или иначе зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения: вопросы пенсионной реформы затрагивают доходы населения, бюджетную сферу, инвестиционные процессы и финансы предприятий и организаций.
Пенсионная система России, несмотря на реформу 01.01.2002 года, не обрела еще завершенный характер ввиду наличия недостатков в нынешнее время. А именно таких, как:
- проблема досрочных пенсий;
- отсутствие сбалансированного тарифа страховых взносов для само занятых граждан;
- пенсия в некоторых аспектах утратила функцию страхования потери заработка в связи с достижением пенсионного возраста.
Особым стимулом также служит то, что нынешние проблемы пенсионной системы напрямую будут влиять на экономическое состояние молодежи - будущих пенсионеров.
В данной статье мы подробно рассмотрим нынешнее положение дел Пенсионного фонда России. Пенсионный фонд Российской Федерации - это, на сегодняшний день, один из мощнейших и эффективнейших инструментов социальной защиты населения. Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд выполняет основные функции по сбору и аккумуляции средств для дальнейшего их целевого распределения (страховые взносы и страховые выплаты), по привлечению добровольных взносов в бюджет, по организации научно-исследовательской работы в области пенсионного страхования, контролированию за своевременностью выплат, организации международного сотрудничества в сфере пенсионного страхования, ведение персонифицированного учета.
Финансовые средства Пенсионного фонда складываются из следующих составляющих:
- обязательные страховые взносы работодателей;
- обязательные страховые взносы наемных работников;
- поступления из государственного бюджета.
Бюджет Пенсионного Фонда России носит динамичный характер. Он обладает различными особенностями и может изменяться под влиянием разных факторов, таких как социальные, демографические изменения, территориальное влияние.
Доходная часть бюджета Пенсионного фонда состоит из средств, поступающих от негосударственных пенсионных фондов, также учитываются доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисляемые управляющим компаниям в соответствии с законодательством РФ. В расходную часть бюджета Пенсионного фонда включаются лишь те затраты, которые уменьшают общий объем пенсионных накоплений на конец планируемого периода.
Теперь рассмотрим планирование бюджета ПФР за прошлые годы. Так, проектом бюджета ПФР 2013 года было утверждено, что 1 февраля и 1 апреля трудовые пенсии будут повышены, что в сумме даст повышение трудовых пенсий примерно на 10,5%. Было также запланировано, что социальные пенсии будут повышены на 5,1%. В результате ожидалось, что размер средней трудовой пенсии в 2013 году составит 10,3 тыс. рублей, социальной пенсии - более 6 тыс. рублей.
Подводя итог, стоит отметить, что утвержденные повышения размера трудовых пенсий составили на 1 февраля 6,6% (615 рублей) и на 1 апреля -3,3%, а социальные пенсии выросли на 1,81%. Видно, что де-юре было утверждено одно, а де-факто - сделано другое.
Теперь рассмотрим более подробно все основные показатели деятельности Пенсионного фонда в 2012-2013 гг. в денежном выражении. Результаты приводим ниже.
Таблица 1. Основные показатели деятельности ПФР за 2012-2013 годы.
Показатели Мл рд. руб
2012 г. 2013 г.
Доходы 4600 5 255,60
Расходы 4200 4 922,10
Доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР 361,2 418,1
Объем поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 1900 2 815,30
Поступления дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках Программы государственного софинансирования пенсий 3,6 4,10
Расходы на выплату пенсий 3700 4 081,20
Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан 293,6 311,9
Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала 97,1 171,3
В 2014 году расходы бюджета фонда составят 6 трлн. 722,39 млрд. рублей, в 2015 году - 7 трлн. 431,53 млрд. рублей. Доходы в 2014 году предлагается утвердить на уровне 6 трлн. 894,72 млрд. рублей, в 2015 году -7 трлн. 787,42 млрд. рублей.
Предельный объем профицита бюджета фонда на 2014 год предлагается утвердить в сумме 172,3 млрд. рублей, в 2015 году - 355,9 млрд. рублей. [3]
В связи с новой вехой реформирования пенсионной системы, стоит разрабатывать новые предложения по оптимизации пенсионного обеспечения. В рамках своей статьи, можно предложить ряд дополнительных мер по стабилизации финансового положения Пенсионного фонда и совершенствованию пенсионной системы:
- поднять коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;
- сравнить совокупный минимальный доход пенсионера с его прожиточным минимумом, а также средний размер трудовой пенсии по старости должен быть не меньше 3 прожиточных минимумов пенсионера;
- достигнуть приемлемого уровня пенсии для среднего класса путем участи в корпоративном или частном пенсионном страховании;
- обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
- установить единый тариф страховых взносов для субъектов экономической системы;
- развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне - и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
- повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы. [4]
Использованные источники:
1. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
3.Проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Интернет-портал «Российской Газеты»: опубликовано 1 октября 2012 г.
4. Реализация нового пенсионного законодательства и актуальные проблемы пенсионной системы: сборник материалов. - Москва: Проспект, 2010. - 136 с.