УДК 331.1
Пономарева И.К., к. э.н.
доцент
кафедра ««Экономика и управление»
Домнина К.Р. студент 4 курса факультет «Промышленных технологий» Пензенский государственный технологический университет
Россия, г. Пенза
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСОННОГО СТРАХОВАНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы пенсионной системы страны, проанализированы доходы и расходы Пенсионного Фонда РФ, сделаны выводы о финансовой устойчивости Пенсионного Фонда, а также предоставлены возможные варианты решения проблем пенсионной системы.
Ключевые слова: пенсионный фонд, пенсионная система, страхование, доходы, расходы, финансовая устойчивость, пенсионная реформа 2018.
Ponomareva I.K., Candidate of Economic Sciences Assistant Professor of the Chair "Economics and Management"
Penza State Technological University
Russia, Penza Domnina K.R. student
4 year, Faculty of Industrial Technology Penza State Technological University
Russia, Penza
MODERN PROBLEMS OF PENSION INSURANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation: The article considers the main problems of the pension system of the country, analyzed the budget of the Pension Fund of the Russian Federation, made conclusions about the financial sustainability of the Pension Fund, and also provided possible options for solving the problems of the pension system.
Key words: pension fund, pension system, insurance, incomes, expenses, financial stability.
Действующа! пенсионная система сложилась, когда экономические отношения базировались исключительно на государственной (общенародной) собственности и государство жестко регулировало все сферы жизни общества и народного хозяйства. [5, с.666]. Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
представляет одну из острейших социально-экономических проблем.[5, с .668]
Проблема нехватки денежных средств в бюджете Пенсионного Фонда для финансирования страховых пенсий текущим пенсионерам обусловлена серьезной демографической ситуацией в стране. Число пенсионеров с каждым годом растет при сокращении работающей часта населения, что приводит к нарастанию нагрузки на трудоспособное население. В России на одного пенсионера приходится 1,7 работающего, что говорит о масштабных диспропорциях. Это положение объясняется особенностями российской пенсионной системы, среди которых можно выделить: низкий пенсионный возраст, высокую долю льготников, возможность получения пенсии для работающих пенсионеров [5, с. 667]. Наличие многочисленных льгот по возрасту ставит трудящихся в неравные условия, приводит к ситуации, когда лица, независимо от продолжительности срока уплаты взносов и их величины, получают пенсию большего размера в течение более длительного периода [5, с. 667].
Значительной проблемой является и теневая занятость. Зарплаты, выдаваемые в конвертах, приводят к недостаточному поступлению страховых взносов в бюджет Пенсионного Фонда.
Повышение количества пенсионеров объясняется и большим количеством досрочных (льготных) пенсионеров, которое также с каждым годом растет. Поэтому, на Пенсионный фонд возлагается большая финансовая нагрузка и по выплате досрочных пенсий лицам, еще не достигшим пенсионного возраста. Все эти «дыры» в пенсионной системе страны ведут к тому, что пенсионеры получают низкие пенсии. Доходы пенсионеров хронически отстают от уровня цен [5, с. 668]. Коэффициент замещения зарплаты пенсией сегодня в среднем равен около 40%, в 2050 году может упасть до 25%.
Пенсионная система России находится в критическом состоянии, и нуждается в эффективных мерах по стабилизации финансового состояния. Для того чтобы дать конечную оценку о финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ, следует провести анализ формирования и расходования бюджета Фонда.
В 2013 году доходы Пенсионного Фонда составили 6,388 трлн. руб., в 2014 году - 6,159 трлн. руб., в 2015 - 7,127 трлн. руб., в 2016 - 7,625 трлн. руб. [1,2,3,4]. Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда за 2014 год составили 83,6 млрд. рублей, из них страховых взносов поступило 33 млрд. рублей, что на 481,7 млрд. рублей меньше, чем в 2013 году. Снижение поступлений страховых взносов на накопительную часть пенсии в 2014 году связано с изменением законодательства об обязательном пенсионном страховании, в соответствии с которым принято решение о направлении всех страховых взносов по индивидуальному тарифу на финансирование страховой части трудовой пенсии.
В большей степени бюджет Пенсионного Фонда формируется за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Безвозмездные поступления составляют почти половину доходов Пенсионного фонда в 2012-2013 гг., а в 2014 гг. доля безвозмездных поступлений уменьшается. Наибольшую долю в составе всех безвозмездных поступлений составляют межбюджетные трансферты из федерального бюджета (около 99%). Данный факт подтверждает важность государственного финансирования. Если государство в дальнейшем будет уменьшать предоставление межбюджетных трансфертов фонду, то лишь на страховых взносах граждан Пенсионный фонд не выстоит.
Наибольшая доля из всех налоговых и неналоговых доходов - это страховые взносы на обязательное социальное страхование (98-99%). Таким образом, основными источниками формирования бюджета Пенсионного Фонда являются страховые взносы на обязательное социальное страхование и межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
В течение 2010-2013 гг. и в 2015-2016 гг. наблюдалась тенденция увеличения доходов Пенсионного Фонда, а в 2014 г. - понижение.
Повышение доходов в 2010-2013 гг. объясняется ежегодной индексацией заработной платы, что ведет к увеличению суммы страховых взносов. Снижение доходов Фонда в 2014 г. связано с новой пенсионной реформой 2013-2015 гг., так как именно в этот период некоторая часта населения начала заключать договора с негосударственными пенсионными фондами и, следовательно, переводить свои накопления из Пенсионного фонда в соответствующие организации. Другой причиной уменьшения доходов Пенсионного Фонда в 2014 году является снижение страховых поступлений на накопительную часть пенсии и уменьшение безвозмездных поступлений. В 2015 г. происходит увеличение доходов на 16 %, так как новая пенсионная реформа сняла ответственность по выплате накопительной части пенсии, что улучшило социальное положение. В 2016-2017 гг. планируется дальнейшее увеличение доходов Пенсионного Фонда, но темпы роста ниже, чем в 2015 году.
Важно также проанализировать отклонение утвержденных бюджетов от их фактического исполнения. В 2011 -2013гг. фактические данные немного превышают показатели на бумаге, но в 2014-2016 г.г. в бюджет поступило меньше средств, чем планировалось (таблица 1).
Таблица 1. Доходы бюджета Пенсионного фонда (млрд. руб.)
Годы Утверждено Исполнено
2011 5 137,38 5 255,64
2012 5 696,86 5 890,36
2013 6 343,33 6 388,39
2014 6 289,96 6 159,07
2015 7 146,81 7 127,63
На основе анализа формирования средств Пенсионного Фонда вытекают следующие выводы. В 2012-2013 году доходы Пенсионного Фонда стабильно росли, что связано с увеличением суммы страховых взносов, а в 2014 году доходы снизились в силу причин, связанных с пенсионной реформой 2015 года, а также с уменьшением безвозмездных поступлений. В 2015-2016 гг. наблюдается повышение доходов Пенсионного Фонда, так как пенсионная реформа 2015 года показывает положительные результаты.
Следующий шаг исследования состоит в анализе расходования средств Пенсионного Фонда. В 2013 г. расходы Фонда составили 6,378 трлн. руб., в 2014 г. - 6,190 трлн. руб., в 2015 г. - 7,67 трлн. руб., в 2016 г. - 7,829 трлн. руб. [1,2,3,4]. Наибольшая доля расходов Фонда приходится на реализацию социальной политики (98%). Наибольший удельный вес в расходах на реализацию социальной политики составляют расходы на пенсионное (более 80%). Наибольший удельный вес в расходах на социальной политики составляют расходы на пенсионное (более 80%). Следующее место в структуре расходов на социальной политики занимает социальное обеспечение населения (6-7%). Материнский (семейный) капитал на 2014 год установлен с ростом на 5% в размере 429 408,5 рублей. На 2015 год в соответствии с проектом Федерального закона о бюджете, увеличение размера материнского капитала составило 5,5 процентов, что соответствует сумме 453 026 руб. В 2016 году сумма по сертификату не индексировалась. Таким образом, в течение 2011-2013 гг. расходы увеличились, в 2014 году, наоборот, понизились, а в 2015-2017 гг. наблюдается увеличение расходов.
Рост расходов объясняется аналогичной ситуацией, что и доходы Пенсионного Фонда (рис. 1). В связи с инфляцией повышается и прожиточный минимум пенсионера, что ведет к повышению размера пенсий в среднем по стране. Соответственно, растут расходы. В 2014 году расходы Пенсионного Фонда снизились на 3% по причине резкого сокращения расходов по накопительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда в этот период [8].
обеспечение реализацию обеспечение реализацию
Рис. 1. Темп роста расходов Фонда в 2011 - 2017 гг.
На основе анализа расходования средств Пенсионного вытекают следующие выводы. В течение 2010-2013 гг. расходы Пенсионного Фонда увеличивались, что было связано с повышением уровня прожиточного минимума пенсионера и, следовательно, с увеличением размера средней трудовой пенсии по стране. В 2014 году расходы Пенсионного Фонда уменьшились, так как сократились расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда в этот период. В 2015-2017 гг. расходы Пенсионного Фонда будут увеличиваются, так как мероприятия по улучшени пенсионного обеспечения продолжаютс .
Настоящая ситуация показывает, что пенсионная система страны нуждается в эффективном реформировании. В 2018 году проводится пенсионная реформа, в связи с которой произойдет ряд событий и изменений , которые коснутся всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров. Необходимость таких изменений назрела и усугубилась течением кризиса, во время которого значительно исчерпались запасы государственного Резервного фонда, выполняющего функции основного источника финансирования Пенсионного фонда РФ на фоне нестабильных поступлений в бюджет.
Во-первых проводится повышение пенсий и социальных выплат. Несмотря на то, что страховые пенсии увеличиваются на уровень фактической инфляции за прошлый год, в 2018 году пенсии выроста выше уровня инфляции 2017 года. Уже с 1 января, а не с февраля, как было раньше , страховые пенсии неработающих пенсионеров увеличились на 3,7%. Размер фиксированной выплаты после индексации составляет 4 982,9 рубля в месяц, стоимость пенсионного балла - 81,49 рубля. В итоге среднегодовой размер страховой пенсии по старости вырос до 14 075 рублей, у неработающих пенсионеров - до 14 329 рублей.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, будут повышены с 1 апреля.
У пенсионеров, которые работали в 2017 году, в августе 2018 года вырастут страховые пенсии - ПФР проведет традиционную беззаявительную корректировку страховых пенсий.
При этом, как и раньше, в 2018 году в России не будет пенсионеров с ежемесячным доходом ниж прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня ПМП.
Все расходы по социальным и пенсионным обязательствам Пенсионного фонда финансово обеспечены и учтены в бюджете Фонда.
Во-вторых - это назначение пенсий.
По пенсионной формуле, которая действует в России с 2015 года, для получения права на страховую пенсию по старости в 2018 году необходимо иметь не менее 9 лет стажа и 13,8 пенсионных баллов.
Максимальное количество пенсионных баллов, которое Иможно получить в 2018 году, составляет 8,7.
Ожидаемый период выплаты при расчете накопительной пенсии в 2018 году составляет 246 месяцев. Этот параметр используется только для определения размера накопительной пенсии, сама же выплата пенсии -пожизненная.
Каждый гражданин может обратиться за назначением любого вида пенсии не выхода из дома - заявления о назначении пенсии можно подавать через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР или портал госуслуг, там же можно изменить доставщика пенсии.
Как и раньше, основной вид пенсии в России в 2018 году - страховая пенсия. Численность ее получателей в 2018 году - 40,35 млн человек. Еще 4 млн человек - получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
В-третьих - это новый вид пенсии.
С 2018 года в России введен новый вид пенсии - социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны. Причиной появления нового вида пенсии стало то, что дети, родители которых неизвестны, или, проще говоря, «подкидыши», были изначально поставлены в неравное материальное положение по сравнению с детьми-сиротами - поскольку не имели права на получение пенсии по случаю потери кормильца, так как юридически никогда не имели ни одного из родителей.
По предварительным данным эта пенсия может быт установлена порядка четырем тысячам «подкидышей».
В-четвертых - это возобновление индексации пенсии после увольнения.
С 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию без учета проводимых индексаций. Когда пенсионер трудовую деятельность прекращает, он начинает получать пенсию в полном размере с учетом всех индексаций, имевших место в период его работы.
В 2016 и 2017 году возобновление индексации пенсии и начало ее выплаты в полном размере происходило спустя три месяца с даты увольнения. В 2018 году эта процедура тоже занимает три месяца, но они будут пенсионеру компенсированы.
Выплата полного размера пенсии будет реализована следующим образом. К примеру, пенсионер уволился с работы в марте. В апреле в ПФР поступит отчетность от работодателя с указанием того, что пенсионер еще числится работающим. В мае ПФР получит отчетность за апрель, в которой пенсионер работающим уже не числится. В июне ПФР примет решение о возобновлении индексации, и в июле пенсионер получит уже полный размер пенсии, а также денежную разницу между прежним и новым размером пенсии за предыдущие три месяца - апрель, май, июнь. То есть пенсионер начнет получать полный размер пенсии спустя те же три месяца после увольнения, но эти три месяца будут ему компенсированы.
В-пятых - это формирование пенсионных накоплений
Мораторий на формирование пенсионных накоплений законодательно продлен и на 2018 год. В очередной раз напомним - это не «заморозка пенсий» и тем более не «изъятие пенсионных накоплений». Мораторий на формирование пенсионных накоплений означает, что те 6% страховых взносов, которые могли бы пойти на накопительную пенсию, направляются на формирование страховой пенсии. Таким образом, в любом случае все страховые взносы, уплаченные работодателем за гражданина, участвуют в формировании пенсии в полном объеме.
Мораторий никак не влияет на возможность перевода пенсионных накоплений в управляющие компании или из одного пенсионного фонда в другой по желанию гражданина. Но нужно помнить, что менять пенсионный фонд чаще раза в пять лет невыгодно, так как этот шаг уменьшает накопленный инвестиционный доход.
Итоги переходной кампании за 2017 год по переводу пенсионных накоплений как всегда будут подведены к концу I квартала 2018 года.
В-шестых - это материнский капитал.
В программу материнского капитала с 2018 года внесен ряд значимых дополнений.
Во-первых, семьи с низким доходом, в которых с 1 января 2018 года появится второй ребенок, смогут получать ежемесячную выплату из средств материнского капитала. Под низким доходом семьи понимаетс доход, который не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ. Размер выплаты тоже зависит от региона - он равен прожиточному минимуму для детей, который установлен в субъекте РФ за II квартал предшествующего года. Если семья обращается за выплатой в 2018 году, ее размер составит прожиточный минимум для детей за II квартал 2017 года.
Во-вторых, снят трехлетний мораторий на распоряжение материнским капиталом на дошкольное образование детей.
Возможность вступления в программу материнского капитала продлена до 31 декабря 2021 года. То есть для получения права на материнский капитаг необходимо, чтобы ребенок, который дает право на сертификат, родился или был усыновлен до 31 декабря 2021 года. При этом само получение сертификата и распоряжение его средствами временем не ограничены.
Остальные направления использования материнского капитала остаются теми же: улучшение жилищных условий, оплата образовательных услуг для детей, формирование будущей пенсии мамы и оплата товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
Подать заявление на получение сертификата и распоряжение его средствами можно через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР или портал госуслуг.
Размер материнского капитала в 2018 году составляет 453 тыс. рублей.
В-седьмых - это электронные сервисы ПФР.
Клиентские службы Пенсионного фонда всегда готовы принята всех желающих, но ПФР сделшг так, что сегодня большинство его услуг можно получить через интернет - не выходя из дома. Цель ПФР - чтобы людям вообще не надо было приходить в клиентские службы для подачи заявления на госуслугу ПФР.
Все услуги и сервисы, которые Пенсионный фонд сегодня предоставляет в электронном виде, объединены в портал на сайте Пенсионного фонда - es.pfrf.ru. Чтобы получить услуги ПФР в электронном виде, нужно быть зарегистрированным на едином портале государственных услуг gosuslugi.ru. Дополнительной регистрации на сайте ПФР не требуется.
Также рядом услуг Пенсионного фонда можно воспользоваться через бесплатное приложение ПФР для смартфонов, доступное для платформ iOS и Android.
В 2018 году Пенсионный фонд продолжит расширять услуги в электронной форме, поэтому перед походом в ПФР все же зайдите на сайт Фонда - с большой долей вероятности вы сможете решить свой вопрос, не выходя из дома.
Несмотря на то, что основные параметры и инструменты пенсионной реформы пока находятся в стадии обсуждения Госдумой, необходимость преобразований назрела. Несовершенство действующей пенсионной системы оказывает отрицательное влияние на экономику страны. В современных условиях восстановительного послекризисного периода, когда наблюдается постепенный экономический рост, отпадает необходимость откладывать принятие стабилизирующих мер.
С 2017 года уже запущена экспериментальная модель новой пенсионной системы для государственных служащих, основным принципом которой стало постепенное увеличение пенсионного возраста наряду с пересмотром стажа сотрудников.
Минфин настаивает на масштабном распространении такой модели, что позволить существенно сократить нагрузку, как на трудящихся граждан, так и на государственный бюджет. Кроме того, планируется сокращение категорий льготников, пользующихся правом досрочной пенсии. Ежегодное повышение пенсионных выплат может быть отменено для работающих пенсионеров с сохранением индексации пенсий в пределах уровня инфляции . Эксперты прогнозируют начало реформаторских мероприятий сразу по окончании президентских выборов 2018 года.
Проведенный анализ подтвердил несовершенства Пенсионного фонда, его зависимость от федерального бюджета и слабую финансовую устойчивость. В России продолжается реформирование пенсионной системы.
Слабая финансовая устойчивость Пенсионного Фонда связана не только с недоработанной стратегией Пенсионного Фонда. Причины неустойчивости кроятся в недостаточном экономическом развитии страны, в слабом контроле со стороны государства при формировании средств Фонда,
в недоработанной нормативно-правовой базе в отношении пенсионного обеспечения, а также в демографической ситуации и пассивном менталитете граждан страны.
Использованные источники:
1. Федеральный закон от 14 октября 2014 № 298-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2013 год» // Справочно-правовая система «Гарант». - М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
2. Федеральный закон от 5 октября 2015 № 279-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год» // Справочно-правовая система «Гарант». - М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
3. Федеральный закон РФ от 31 октября 2016 № 378-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год» // Справочно-правовая система «Гарант». - М.: НПП «Гарант-сервис», 2016.
4. Федеральный закон РФ от 16 октября 2017 № 288-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2016 год» // Справочно-правовая система «Гарант». - М.: НПП «Гарант-сервис», 2017.
5. Калужский М. Л., Сараев А. Р. Экономика Западной Сибири: Омская область. Учебное пособие. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 697 с.