Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / PENSION FUND / PENSION REFORM / DEVELOPMENT PROSPECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косолапов И.В.

В работе рассмотрены общие механизмы функционирования Пенсионного фонда РФ, а также динамика поступлений и выплат фонда с 2010 по 2017 годы. Показаны причины, по которым правительством РФ был выдвинут на рассмотрение законопроект о пенсионной реформе. Даны рекомендации по устранению негативных последствий, неучтенных при разработке законопроекта пенсионной реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE PENSION FUND OF RUSSIA

The paper discusses the General mechanisms of the Pension Fund of the Russian Federation, as well as the dynamics of revenues and payments of the Fund from 2010 to 2017. The reasons why the government of the Russian Federation has put forward a draft law on pension reform are shown. Recommendations on elimination of the negative consequences which are not considered at development of the bill of pension reform are given.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ»

УДК 336.132.2

Косолапое И.В студент магистратуры Россия, г. Волгоград Научный руководитель: Кузьмина Э.В.

к. э.н., доцент

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО

ФОНДА РОССИИ

Аннотация:

В работе рассмотрены общие механизмы функционирования Пенсионного фонда РФ, а также динамика поступлений и выплат фонда с 2010 по 2017 годы. Показаны причины, по которым правительством РФ был выдвинут на рассмотрение законопроект о пенсионной реформе. Даны рекомендации по устранению негативных последствий, неучтенных при разработке законопроекта пенсионной реформы.

Ключевые слова: пенсионный фонд, пенсионная реформа, перспективы развития.

Kosolapov I. V. master's student Russia, Volgograd Scientific adviser: Kuzmina E. V.

Ph. D., docent

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE PENSION FUND OF RUSSIA

Annotation:

The paper discusses the General mechanisms of the Pension Fund of the Russian Federation, as well as the dynamics of revenues and payments of the Fund from 2010 to 2017. The reasons why the government of the Russian Federation has put forward a draft law on pension reform are shown. Recommendations on elimination of the negative consequences which are not considered at development of the bill ofpension reform are given.

Keyword: Pension Fund, pension reform, development prospects.

Существует несколько классификаций типов пенсионного обеспечения. Один из самых распространенных подходов к этому вопросу - разделение всех пенсионных схем на две группы: солидарные (нефондируемые) и накопительные (фондируемые). При этом вне зависимости от того, какая схема используется для финансирования пенсионных выплат - солидарная или накопительная, общий принцип работы пенсионной системы остается неизменным. Товары и услуги, которые в будущем будут потреблены пенсионерами, должны быть произведены и оказаны также в будущем, их невозможно накопить в физическом выражении. Поэтому проблема финансирования пенсионных выплат - это проблема перераспределения ресурсов.

Управление большей частью средств пенсионной системы России осуществляется государственным внебюджетным фондом - Пенсионным

фондом Российской Федерации. Для эффективной реализации законодательно определенной цели по пенсионному обеспечению граждан Российской Федерации Пенсионный фонд РФ наделен комплексом различных полномочий: персонифицированный учет застрахованных лиц; сбор и учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов; назначение и выплата пенсий; контроль за правильным и рациональным расходованием аккумулированных в фонде средств и др. В РФ существуют страховые и накопительные пенсии, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Проведенное исследование показало, что за 2010-2017 годы суммарные доходы ПФР повышались и при этом значительно, что вполне естественно с учетом инфляции. В 2014 году был небольшой спад, связанный с проведением основных подготовительных мероприятий пенсионной реформы, но в дальнейшем снова наступила стадия роста.

Бюджет пенсионного фонда пополняется благодаря нескольким основным источникам:

- доходы от страховых взносов работодателей;

- передача ПФР денежных средств из федерального бюджета государства;

- доходы, связанные с самостоятельным созданием пенсионных накоплений гражданами.

В 2017 году поступления взносов на обязательное пенсионное страхование, которые являются основным источником доходов фонда, составили 4 481,9 млрд. рублей. По сравнению с 2016 годом сборы взносов выросли на 350,4 млрд. рублей, или 8,5 %, при этом их доля в общем объеме доходов осталась практически неизменной и составила 54,3 %.

Общее число суммарных расходов ПФР в 2016 увеличилось на 160 миллиардов рублей (2,1%) и составило 7,83 трлн. рублей. На 2017 год объем расходов составил 8,32 трлн. рублей. Ежегодное увеличение расходов связано с индексацией и повышением размера пенсий и других социальных выплат. Снижение расходов в 2014 году объясняется пенсионной реформой, на финансирование которой средства расходовались еще в декабре 2013 и поэтому вошли в отчетный период прошлого года.

Основными статьями расходов пенсионного фонда в 2017 году стали: выплата страховых пенсий - 76,7%; социальные выплаты - 5,9%; выплата государственных пенсий - 5,2%; расходование средств по программе «Материнский капитал» - 3,7%.

В целом, за 2010-2013 годы бюджет ПФР был профицитный. Однако в последующие годы можно наблюдать дефицит, пик которого пришелся на 2015 год, который связан главным образом с переводом гражданами своих пенсионных накоплений из ПФР в негосударственные фонды. При этом данный перевод осуществляется не из бюджета ПФР, а со счетов управляющих компаний, которым Фонд передает право на распоряжение

некоторой частью поступающих взносов на накопительную пенсию. Пенсионные накопления, находящиеся во временном пользовании управляющих компаний, не отображаются в доходной части бюджета ПФР. Однако те средства, что передаются от них в НПФ, вносятся как расходы. В результате образовывается дефицит.

Причины, приведшие к современной пенсионной реформе в России, во многом связаны с факторами социально-экономического характера. Речь идет о повышении продолжительности жизни граждан, росте количества пенсионеров, нехватке средств в Федеральном бюджете, отсутствии положительной динамики в системе накопительных пенсий. В силу этих и других причин потребовалось реформирование российской пенсионной системы и с принятием Федерального закона № 350-Ф3 пенсионная реформа была окончательно утверждена.

По расчетам Минфина, за 2019 год пенсионная реформа позволит увеличить собственные доходы бюджета ПФР быстрее расходов - на 287 млрд. руб., а в 2020 и 2021 годах они будут прирастать на 4,8% и 6,8% соответственно. Это с 2020 года снизит трансферт из федерального бюджета. Однако представители научного и профессионального сообщества имеют другое мнение. К примеру, экономисты ЦМАКП ожидают в целом негативного воздействия предлагаемых мер на экономический рост. Особенно сильным, на их взгляд, оно будет в 2019-2022 годах, когда эффект от повышения НДС, высоких процентных ставок и пенсионной реформы будет максимальным, а масштабная индексация пенсий еще невозможной. Потери для экономического роста в этот период могут превысить 0,5 п. п. ВВП в среднем за год. По мере индексации пенсий они снизятся до 0,1 -0,3 п. п., но по-прежнему в основном эти потери будут связаны со снижением реальных доходов и потребления домохозяйств.

Пенсионная реформа, затрагивающая все слои населения РФ, должна учитывать специфику регионов РФ, а также социальную, экономическую, демографическую, экологическую ситуацию в них. Создать программу, которая была бы одобрена большей частью населения, не получилось, поэтому пенсионная реформа нуждается в серьезной доработке.

На основе проведенного исследования следует предложить выборочную стратегию повышения пенсионного возраста, с учетом региональной специфики субъектов РФ и приведенных выше факторов. В регионах с высокой продолжительностью жизни возможно асимметричное повышение пенсионного возраста. В регионах с низкой ожидаемой средней продолжительностью жизни и низким демографическим потенциалом автохтонного населения пенсионный возраст необходимо понизить. При всех изменениях пенсионного возраста, также необходимо учитывать экологическую обстановку в регионе.

Факт дефицита или профицита бюджета ПФР не отражает однозначно проблему устойчивости пенсионной системы, как и общий размер трансферта федерального бюджета Пенсионному фонду. Актуальность

исследования устойчивости пенсионной системы связана не с долгосрочными обязательствами, вытекающими из источников финансирования дефицита бюджета ПФР, а пенсионными обязательствами, формируемыми на основе всего периода начисления и уплаты страховых взносов. Повышение пенсионного возраста не является единственной и однозначной мерой укрепления финансовой устойчивости пенсионной системы, возможно принятие и иных мер, корректирующих действие внутренних факторов ее развития.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета, № 247, 20.12.2001.

2. Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета, № 247, 20.12.2001.

3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Российская газета, № 296, 31.12.2013.

4. Федеральный закон от 28.12.2013 №424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Российская газета, № 295, 30.12.2013.

5. Минфин России. Режим доступа: minfin.ru

6. Пенсионный фонд России. Режим доступа: pfrf.ru

7. Счетная палата России. Режим доступа: ach.gov.ru

8. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Режим доступа: forecast.ru

9. Центр социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС. Режим доступа: ranepa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.