Научная статья на тему 'Государственный надзор профсоюзов за соблюдением трудовых прав работника'

Государственный надзор профсоюзов за соблюдением трудовых прав работника Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
368
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный надзор профсоюзов за соблюдением трудовых прав работника»

наука.теория. 2009'2

практика.

рающим прокурором было вынесено постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и 13 ноября 2009 года дознавателем В. уголовное дело по заявлению гр. В. было возбуждено. Позднее уголовное дело было принято к производству дознавателем К., которая, по инициативе гр. В., только практически через месяц после возбуждения уголовного дела, допросила ее и признала потерпевшей. Однако, даже не допросив ее малолетнюю дочь в качестве свидетеля, дознаватель К. 13.12.2009 года приостановила производство по уголовному делу по п. 1 ч.1 ст. 208 УПК РФ. При этом потерпевшая В. не была уведомлена о принятом решении.

Конечно, все ранее указанные процес-

суальные решения потерпевшая В. может обжаловать в порядке, предусмотренном ст.ст. 124 и 125 УПК РФ, но нельзя вернуть время, которое бездарно было потрачено на принятие незаконных и необоснованных решений. Известно, что на стадии возбуждения уголовного дела должны приниматься меры не только для установления повода и основания к возбуждению уголовного дела, но и раскрытия преступления по «горячим следам». Из приведенной ситуации видно, что и заявитель, и потерпевший по «неочевидным» уголовным делам остается один на один со своими правами, предусмотренными как в Конституции РФ, так и в УПК РФ, которые даже не принимаются во внимание некоторыми правоприменителями.

Литература:

1. Ибрагимов И.М. Способы преодоления препятствий на пути защиты прав потерпевшего

// Российская юстиция. 2008. № 3.

2. Ибрагимов И.М. Законодательное расширение правомерных возможностей защиты прав

потерпевшего // Российский судья. 2008. № 10. С. 19-22.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ПРОФСОЮЗОВ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВЫХ ПРАВ

РАБОТНИКА

В.л. МИХАЙЛИКОВ,

кандидат юридических наук (БелЮИ МВД России)

В соответствии со ст. 352 ТК РФ работники могут использовать защиту трудовых прав и интересов профессиональными союзами в качестве способа их реализации [1]. Использование данного способа приводит к возникновению отношений по общественному контролю за соблюдением трудовых прав работников, хотя защитная функция профсоюзов включает в себя и иные действия. По мнению некоторых авторов, защитная функция профсоюзов реализуется в четырех организационно-правовых формах [2]:

- участие в отношениях социального партнерства;

- участие в применении установленных условий труда;

- участие в разрешении трудовых споров;

- осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

Нельзя не заметить, что способом защиты трудовых прав работников могут быть признаны только действия, которые порождают

возникновение отношений, содержанием которых являются требования профсоюзов по устранению нарушений трудовых прав работников. Поэтому как способ защиты действия профсоюзов, на наш взгляд, следует рассматривать как основание возникновения отношений по профсоюзному контролю за соблюдением трудовых прав граждан, что является частью выполняемой профсоюзами защитной функции.

Термин «защита трудовых прав профсоюзами» в юридической литературе рассматривается не только как непосредственная защита, осуществляемая в рамках охранительных отношений, но и как деятельность профсоюзов, осуществляемая в рамках регулятивных отношений. Законодатель наряду с полномочиями профсоюзов в области контроля за соблюдением трудового законодательства предусматривает, в частности, процедуру учета мнения профсоюзного органа при принятии решений работодателем.

Общественные действия в качестве особого способа защиты трудовых прав обуслов-

2009'2

наука.теория. практика.

лены правовыми традициями, сложившимися в советский период развития трудового законодательства, когда государственный контроль за соблюдением норм трудового права осуществлялся профсоюзами, которые могли таким образом принимать обязательные для работодателя решения. Следовательно, деятельность профсоюзов в советский период могла рассматриваться не только как способ защиты трудовых прав, порождающий отношения по надзору и контролю, но и как процессуальная форма защиты прав работников, в рамках которой могли быть изданы обязательные для работодателя правоприменительные акты об устранении нарушений трудовых прав работников.

Нельзя не заметить, что как способ защиты трудовых прав действия профсоюза в настоящее время, как правило, направлены на защиту прав конкретного работника. Защита неопределенного круга лиц в рамках отношений по профсоюзному контролю за соблюдением норм трудового законодательства имеет ограниченный законодательством характер. Например, профсоюз самостоятельно может требовать исключения из локальных нормативных правовых актов условий, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством РФ и ее субъектов. Поэтому в настоящее время действия профсоюзов в отношениях по общественному контролю, на наш взгляд, имеют более частный, чем публичный характер.

В науке трудового права анализу подвергались вопросы правового положения профсоюзов в свете их роли в регулировании трудовых отношений и в защите трудовых прав работников, связанные со статусом и правовой природой этой организации.

Я.А. Канторович отстаивал самостоятельную роль профсоюзов как инструмент защиты коллективных интересов работников [3]. Он придерживался мнения, что профсоюзы представляют и защищают коллективные права и интересы работников независимо от их членства в профсоюзах. В.М. Догадов в рассматриваемой сфере придерживался аналогичных взглядов [4]. Безусловно, профсоюзы должны защищать коллективные интересы работников. Данная функция выполняется ими при участии в регулировании трудовых отношений, в том числе при принятии с учетом их мнения локальных нормативных правовых актов. Однако в рамках отношений по общественному контролю профсоюз призван проверять соблюдение

работодателем уже имеющихся норм трудового права.

По мнению некоторых ученых, профсоюз создается в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов граждан. Главная цель, ради которой создается профсоюз, - защита трудовых прав граждан. В то же время немаловажной является функция профсоюзного представительства работников в отношениях как между государственными органами и органами местного самоуправления, так и в отношениях с другими субъектами трудового права, в особенности с работодателем (при заключении коллективного и трудового договора) [5]. Современные авторы считают, что:

а) профсоюз - единственная общественная структура, которая призвана защищать права работников и обеспечивать их право на самозащиту;

б) работодателю намного легче заключать коллективный договор и решать коллективные разногласия именно с профсоюзом, поскольку профсоюз выступает представителем работников [6].

Профсоюз действительно может выступить в защиту работника, использующего самозащиту трудовых прав. В этом случае возникают отношения по общественному контролю за соблюдением работодателем прав работника, использующего самозащиту трудовых прав, то есть работник в подобной ситуации использует два способа защиты трудовых прав:

1) самозащита трудовых прав, что приводит к возникновению отношений по самозащите трудовых прав без участия профсоюзов;

2) защита профсоюзом своих прав, что приводит к возникновению отношений по общественному контролю за соблюдением прав работника, в рамках которых профсоюз вправе требовать от работодателя устранения нарушений трудовых прав работника, использующего самозащиту.

Таким образом, два названных способа могут быть использованы работником одновременно для защиты своих трудовых прав. Однако ни один из них не может быть оформлен в виде обязательного для работодателя предписания по устранению нарушений трудовых прав работника. Поэтому для устранения нарушений трудовых прав работников профсоюзы вынуждены обращаться в государственные органы, в частности, органы государственного надзора и контроля, которые могут устранить нарушения

наука.теория.

2009'2

практика.

трудовых прав работников в форме выдачи обязательного для исполнения предписания работодателю.

Следует учитывать Соглашение о взаимном сотрудничестве Федеральной службы по труду и занятости и Федерации независимых профсоюзов России в сфере обеспечения соблюдения трудовых прав работников от 30 июня 2004 года № 324, в котором предусмотрено принятие профсоюзами и государственной инспекцией труда, находящейся в Федеральной службе по труду и занятости, совместных мер по восстановлению нарушенных трудовых прав работников (ст. 4). В связи с изложенным, выявленные профсоюзом нарушения могут стать основанием для выдачи предписания государственной инспекцией труда. В этом случае использование деятельности профсоюза в качестве способа защиты трудовых прав может привести к оформлению устранения выявленных им нарушений предписанием органа государственного надзора и контроля. В связи с этим данный способ защиты трудовых прав может получить процессуальное оформление в виде предписания соответствующей государственной инспекции труда [7].

Права профсоюзов на представительство и защиту членов профсоюза не подвергаются сомнению. Что же касается их прав представлять и защищать работников, не являющихся членами этой общественной организации, то на этот счет высказываются разные суждения. Первое сводится к тому, что профсоюзное представительство и профсоюзная защита должны распространяться только на членов этой организации. Основной аргумент - уплата членами профсоюза взносов за «услуги», оказываемые им этой организацией. По мнению ряда авторов, профсоюзы не оказывают «услуги» своим членам, а выполняют свои функции, ради которых эта организация создается и существует. Членство в общественной организации - это не договор услуг, оно является основанием для уставных отношений с организацией и вытекающих из этих отношений правовых последствий. Членство в профсоюзах порождает право состоящих в них лиц на представительство профсоюзами их интересов и защиту их прав в сфере труда, а также обязанность профсоюзов представлять и защищать таких лиц в соответствии с уставом и законодательством [8]. В рамках отношений общественного контроля в установленных законодательством случаях профсоюз мо-

жет защищать интересы неопределенного круга лиц, в том числе не являющихся членами профсоюза, например, при заявлении профсоюзом требований работодателя об отмене локального нормативного правового акта, ограничивающего права работников по сравнению с законодательством. Однако при осуществлении общественного контроля за соблюдением индивидуальных прав профсоюз может предъявлять работодателю требования об устранении нарушений трудовых прав только работника, являющегося членом данного профсоюза.

Формой защиты трудовых прав работников, на наш взгляд, следует признать издание работодателем локальных актов, направленных на реализацию гарантированных законодательством прав. Данная форма может иметь самостоятельный характер в тех случаях, когда работодатель самостоятельно, без вмешательства полномочных государственных органов, оформляет устранение нарушений трудовых прав работников, например, по требованию профсоюза. В частности, по требованию профсоюза работодатель может восстановить права работника, использующего самозащиту для их реализации, а также выполнить требование профсоюза об устранении нарушений трудовых прав, выявленных при осуществлении общественного контроля. Следовательно, такие способы защиты, как самозащита и защита профсоюзами трудовых прав, могут быть оформлены в виде приказа работодателя об устранении нарушений трудовых прав, для защиты которых они были использованы. Однако данное оформление является правом, а не обязанностью работодателя, что предполагает принятие им самостоятельного решения.

Хотелось бы отметить, что использование профсоюзного контроля, обращение профсоюза по поводу устранения нарушений трудовых прав в государственный орган надзора и контроля, выдача этим органом обязательного для исполнения предписания могут и не привести к устранению нарушений трудовых прав работников. В этом случае необходимо еще и обращение в суд с иском о возложении на работодателя обязанности по устранению выявленных нарушений, поскольку имеется принудительный механизм исполнения решений вышеназванных органов, что позволит в полной мере защитить конституционные права граждан в сфере реализации своего права на труд.

2009'2

наука.теория. практика.

Литература

1. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, Омега-Л, 2009. С. 208.

2. Косаренко Н.Н. Правоведение: учебно-методическое пособие. - М.: НИБ, 2002. С. 250.

3. Колобова С.В. Трудовое право России: учебное пособие для вузов. - М.: Юстицинформ,

2005. С. 288.

4. Косаренко Н.Н. Правоведение: учебно-методическое пособие. - М.: НИБ, 2002. С. 250.

5. Коршунова Т.Ю. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами // Тру-

довое право. 2004. № 6. С. 35 - 36.

6. Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития

правового регулирования в Российской Федерации. - Омск, 2005. С. 46 - 51.

7. Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации. 2007. № 3. С. 145 - 148.

8. Снигирева И.О. Конституционная основа трудового законодательства // Трудовое право.

2004. № 6. С. 14 - 16.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ПРИОСТАНОВЛЕННЫХ

УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

Многие авторы сводят процессуальный порядок возобновления уголовного дела к вынесению мотивированного постановления о его возобновлении [1]. Р.Х. Якупов считает, что «принимая решение о возобновлении приостановленного уголовного дела следователь (а равно иные уполномоченные законом лица), обязан: выявить наличие оснований к возобновлению; соблюсти установленное законом условие - сроки давности; процессуально оформить свое решение и решить вопрос о продлении срока следствия» [2]. Таким образом, в одном случае процессуальный порядок сводится к вынесению постановления о возобновлении, в другом к набору нескольких действий.

Мы считаем, что возобновление приостановленного уголовного дела - это процесс, который можно разделить на определенные этапы, и все действия следователя или дознавателя систематизировать.

По нашему мнению, процессуальный порядок возобновления уголовного дела включает в себя следующие этапы:

1. Изучение поступивших новых материалов уголовного дела в целях установления основания возобновления уголовного дела и проверки условия его возобновления.

2. Непосредственное оформление решения о возобновлении производства по делу

с.И. маматов,

кандидат юридических наук (БелЮИ МВД России);

о.н. скоморохов,

кандидат юридических наук (БелЮИ МВД России)

в виде мотивированного постановления или определения.

3. Уведомление участников уголовного судопроизводства о возобновлении уголовного дела и решение сопутствующих вопросов.

На первом этапе необходимо оценить поступившую новую информацию, полученную в результате предпринятых мер после приостановления производства по делу: может ли новая информация подтверждать тот факт, что обстоятельство, препятствующее производству по уголовному делу, исчезло, или что для проверки иных обстоятельств необходимо проведение дополнительных следственных действий. Информация, подтверждающая отпадение оснований приостановления уголовного дела или подтверждающая необходимость проведения дополнительных следственных действий, должна быть закреплена на материальных носителях и подтверждаться проведенными после приостановления уголовного дела мероприятиями. В любом случае следователь, дознаватель, суд обязаны убедиться в достоверности полученной информации. Безосновательное возобновление уголовного дела означает трату сроков предварительного расследования, производство ненужных следственных или судебных действий, неоправданную трату физических и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.