Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРАВА И СВОБОДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / РАВЕНСТВО СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашапова Ильвира Азатовна

В статье рассматриваются основы конституционного контроля в сфере механизма защиты прав и свобод предпринимателей. Предприниматели, как субъекты правоотношений, в нынешнее время нуждаются в особой защите со стороны государства. Главным образом это связано с увеличением количеством случаев, связанных с нарушением их прав. Фактическое выявление и разрешение большого количества актуальных проблем и сложностей в эффективном формировании предпринимательского бизнеса усугубляется отсутствием теоретических концепций и не всегда подкреплено законодательно. В этой связи возникает необходимость эффективного конституционного контроля в сфере защиты прав и свобод предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF AN ENTREPRENEUR

The article discusses the basics of constitutional control in the field of the mechanism for protecting the rights and freedoms of entrepreneurs. Entrepreneurs, as subjects of legal relations, currently need special protection from the state. This is mainly due to the increase in the number of cases related to the violation of their rights. The actual identification and resolution of a large number of urgent problems and difficulties in the effective formation of entrepreneurial business is aggravated by the lack of theoretical concepts and is not always supported by legislation. In this regard, there is a need for effective constitutional control in the field of protection of the rights and freedoms of entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_8_52

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ STATE CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF ENTREPRENEURS

КАШАПОВА Ильвира Азатовна,

юрист, ООО «Торговый Дом «КЕДР» ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: ilvirakashapova@yandex.ru;

Kashapova Ilvira Azatovna,

Postgraduate student, Kazan (Volga Region) Federal University, Lawyer, LLC "Trading House "KEDR" 18, Kremlevskaya str., Kazan, Republic of Tatatarstan,420008. E-mail: ilvirakashapova@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются основы конституционного контроля в сфере механизма защиты прав и свобод предпринимателей. Предприниматели, как субъекты правоотношений, в нынешнее время нуждаются в особой защите со стороны государства. Главным образом это связано с увеличением количеством случаев, связанных с нарушением их прав. Фактическое выявление и разрешение большого количества актуальных проблем и сложностей в эффективном формировании предпринимательского бизнеса усугубляется отсутствием теоретических концепций и не всегда подкреплено законодательно. В этой связи возникает необходимость эффективного конституционного контроля в сфере защиты прав и свобод предпринимателей.

Abstract: the article discusses the basics of constitutional control in the field of the mechanism for protecting the rights and freedoms of entrepreneurs. Entrepreneurs, as subjects of legal relations, currently need special protection from the state. This is mainly due to the increase in the number of cases related to the violation of their rights. The actual identification and resolution of a large number of urgent problems and difficulties in the effective formation of entrepreneurial business is aggravated by the lack of theoretical concepts and is not always supported by legislation. In this regard, there is a need for effective constitutional control in the field of protection of the rights and freedoms of entrepreneurs.

Ключевые слова: свобода предпринимательства, права и свободы предпринимателей, защита прав предпринимателей, принципы защиты прав предпринимателей, равенство субъектов предпринимательской деятельности, государственный контроль за деятельностью предпринимателей.

Keywords: freedom of entrepreneurship, rights and freedoms of entrepreneurs, protection of the rights of entrepreneurs, principles of protection of the rights of entrepreneurs, equality of business entities, state control over the activities of entrepreneurs.

Для цитирования: Кашапова И.А. Государственный контроль за деятельностью предпринимателя // Аграрное и земельное право. 2022. № 8(212). С. 52-55. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_52.

For citation: Kashapova I.A. State control over the activities of entrepreneurs // Agrarian and Land Law. 2022. No. 8(212). pp. 52-55. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_52.

Статья поступила в редакцию: 10.08.2022

Государство, являясь носителем власти, должно располагать механизмом обеспечения гарантий прав предпринимателей. Ученые-правоведы рассматривают механизм реализации закрепленного на конституционном уровне права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность как совокупность правовых и организационных средств, позволяющих создавать условия реализации и защиты такого права, а также форм и методов такой реализации, применяемых на разных его этапах. Так, С.А. Егоров определяет реализацию данного права как «сложный многоступенчатый процесс, результат реального воплощения в жизнь конкретных возможностей, обусловленных нормативным содержанием данного права»1.

Интересы предпринимателей охраняются правовыми нормами, относящимися к различным отраслям права. Конкретные правовые способы защиты приводят к восстановлению нарушенных прав и интересов, что создает условия для продолжения предпринимательской деятельности2. По мнению Волковой В.В. в зависимости от юридической силы гарантии прав предпринимателей можно разделить на конституционные, на содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации3 и гарантии, содержащиеся в других федеральных законах, регламентирующих предпринимательскую деятельность, и подзаконных актах4. При этом сфера взаимодействия частных интересов урегулирована нормами ГК РФ, тогда как публично-правовые аспекты содержатся во многих нормативно-правовых актах. Перечислить все гарантии прав предпринимателей достаточно сложно ввиду большого количества норм, регулирующих данные отношения.

Необходимо признать, что сегодня основную роль в защите прав предпринимателей в РФ играет судебная система. При этом все большее значение в повседневной правовой практике приобретают правовые акты Конституционного Суда РФ, который высказывается по наиболее важным проблемам прав предпринимателей и их защиты, в том числе по вопросу обеспечения свободы экономической деятельности в нашей стране5. Это с одной стороны. С другой стороны, отмечая, что основой обеспечения прав всех хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц является в нашей стране Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Конституционный Суд подчеркивает гарантирующий характер его положений, связывающий государственные органы, осуществляющие контрольно-проверочные мероприятия, которые

1 Егоров С.А. Конституционно-правовые основы права граждан на свободное использование своих способностей для занятия предпринимательской деятельностью: дисс. ... канд. юрид. наук / С.А. Егоров. - М., 2005. - С.29.

2 Павлов Е.А. Гарантии реализации конституционного права гражданина на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации / Е.А. Павлов // Новый юридический журнал. - 2014. - № 2. - С. 108.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 25 февраля 2022 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301; Российская газета. - 2022. - № 43(8691).

4 Волкова В.В. Государственные гарантии предпринимательской деятельности: дисс.... канд. юрид. наук / В.В. Волкова. - М., 2009. - С.48.

5 Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография / отв. ред. Е.П. Губин. - М.: Юстицинформ, 2019. - С.664.

направлены на предотвращение возможных произвольных действий либо бездействия1.

Действительно, в условиях увеличивающегося объема нормативного регулирования, особое значение приобретает контроль за их соответствием требованиям закона по защите прав граждан. В этой связи эффективность правового регулирования во многом зависит от результативности и уровня такого непосредственного контроля2.

Одним из средств защиты прав и свобод предпринимателей является конституционный контроль. Как указывает Н.В. Витрук, конституционный контроль - это специфический вид охраны и защиты конституции, который заключается в проверке на соответствие основному закону других нормативных правовых актов, решений и действий субъектов права3.

Конституционный Суд РФ как специализированный орган правовой охраны Конституции и конституционного контроля является высшим органом судебной власти в Российском государстве, занимающим особое место во всей отечественной судебной системе. На него возложены такие важные полномочия, как разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, конституций и иных нормативных актов субъектов России, проверка конституционности закона по запросам судов и по жалобам на нарушение прав и свобод граждан.

Конституционный Суд России выступает фактическим и юридическим гарантом прав и свобод личности, т. к. именно защита прав и свобод является предметом проверки большинства рассмотренных им дел. Защита прав и свобод осуществляется органами конституционного правосудия путем осуществления последующего ограниченного конституционного контроля в форме «абстрактного» и «конкретного» контроля за соответствием Конституции РФ законов и иных нормативных актов4.

Выделяют разные виды конституционного контроля. В зависимости от того, вступил ли проверяемый на соответствие конституции нормативный правовой акт в законную силу, выделяют предварительный (превентивный) и последующий конституционный контроль.

Ключевое значение отводится предварительному конституционному контролю, под которым понимается особый вид правоохранительной деятельности, основная задача которого состоит в проверке соответствия различных законодательных актов тексту Конституции РФ. В связи с расширением компетенции Конституционного Суда РФ в 2020 г. путем внесения поправок в текст Конституцию РФ5 и изменений в Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г.6 «О Конституционном Суде Российской Федерации»7, представляется необходимым отдельно остановиться именно на вопросе предварительного конституционного контроля. Так, согласно ст. 125 Конституции РФ именно Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом конституционного контроля в нашей стране и уполномочен по запросу Президента, проверять конституционность проектов всех законов о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов до их подписания Президентом РФ.

В юридической литературе отмечается, что предварительный конституционный контроль присущ как правило деятельности квазисудебных органов - подобный контроль существует в Казахстане, Польше, Франции и, напротив, редко применяется в практике конституционных судов в Венгрии, на Кипре и в Португалии8. Так, согласно статье 61 Конституции Французской Республики, органические законы, регламенты палат парламента, а также законодательные предложения, выносимые на референдум, подвергаются обязательному контролю Конституционного совета страны. Именно поэтому предварительный конституционный контроль является важным элементов государственного контроля, позволяющим обеспечивать стабильность правопорядка и баланс интересов участников всех правоотношений.

Главная задача и основное преимущество предварительного конституционного контроля - предупреждение нарушений Конституции РФ и отмены других актов, с целью минимизации возникновения потенциальных конфликтов между правовыми нормами и в обеспечении стабильности национальной правовой системы нашей страны. Предварительный контроль может обеспечить устранение различных конституционных нарушений в превентивном порядке, предотвращая возможное негативное влияние нормативного акта на систему общественных отношений и препятствую избыточному регулированию, в том числе, предпринимательской деятельности9. Кроме того, данный вид контроля способствует обеспечению стабильности действующего правового регулирования, нивелирую необходимость последующей проверки конституционности той или иной действующей нормы.

И, наконец, предварительный конституционный контроль призван не допустить возможность принятия недоработанных и противоречивых актов, которые в последующем потребуют внесения в них поправок или будут ущемлять интересы предпринимателей и иных лиц, участвующих в гражданском обороте.

Конституционный суд традиционно осуществляет проверку законов на соответствии тексту Конституции РФ но, избыток нормативных ак-

1 Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 № 323-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лукашина Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»/ СПС «Консультант». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.08.2022).

2 Токарев О.В. Административные акты: юридическое значение в системе публичного управления и обеспечение их законности / О.В. Токарев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2020. - № 5. - С. 29.

3 Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учебное пособие. 4-е изд. / Н.В. Витрук. - М.: Инфра-М, 2012. - С.107.

4 Татаринов С.А. Некоторые вопросы размежевания компетенции между Конституционным Судом Российской Федерации и судами общей и арбитражной юрисдикции в сфере осуществления нормоконтроля / С.А. Татаринов // Журнал конституционного правосудия. - 2010. - № 4. - С.27.

5 О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.

6 О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. № 5-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 46. - Ст. 7196.

7 О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ (с изм. от 01 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.

8 Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учебное пособие. 4-е изд. / Н.В. Витрук. - М.: Инфра-М, 2012. - С. 171.

9 Ярускин Р.С. Конституционное судопроизводство в системе гарантий конституционализма: перспективы предварительного конституционного контроля в России / Р.С. Ярускин // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2003. - № 4. - С. 45.

тов и содержащихся к них норм часто приводит к конфликту именно между ними. Это в свою очередь конкретизируется в злоупотреблении правом, манипулированием правовыми нормами, что в результате приводит к нарушению прав добросовестных участников гражданского оборота.

Судебная практика Конституционного Суда РФ свидетельствует о довольно значительном объеме рассматриваемых им дел, связанных с нарушением прав собственности, прав предпринимателей, главным образом, в форме конкретного, в особенности индивидуального контроля. Подавляющее большинство дел, рассматриваемых этим Судом, - это жалобы граждан о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов России.

Достаточно часто Конституционный Суд РФ признает не соответствующими вышеназванным конституционным положениям отдельные нормы федеральных законов1. К примеру, Постановлением РФ от 18 июля 2008 г. № 10-П в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова были признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1), 34 (ч. 1), 35 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3), положения абз. 14 ст. 3 и п. 3 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»8 в части, устанавливающей возможность взыскания с индивидуальных предпринимателей по требованию органа государственного контроля (надзора) расходов, понесенных этим органом на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых были выявлены наруше-ния обязательных требований.

Следует обратить внимание на дела, разрешенные Конституционным Судом РФ в связи с установлением в федеральных законах возможности неправомерного изъятия имущества у предпринимателей. Это существенно нарушает их права, зачастую делает невозможным реализацию конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, негативно влияет на их материальное благополучие2.

Своевременное введение предварительного конституционного контроля в РФ сможет оказать значимую помощь в становлении стабильного правового регулирования, в том числе, по защите прав предпринимательской деятельности.

С целью реализации подобных полномочий, возможно даже создание специальных структур, строго подконтрольных Конституционному суду РФ и др., которые могли заниматься осуществлением предварительного контроля в качестве пилотного проекта. Действуя в рамках своей компетенции Конституционный суд РФ может устранять многие пробелы правового регулирования. Современная судебная власть в России, главным образом в лице Конституционного суда РФ, фактически уже давно осуществляет правотворческие функции. В частности, в Постановлении КС РФ от 17.02.2015 № 2-П3 обозначены основы государственного контроля (надзора) за деятельностью общественных объединений, в Постановлении КС РФ от 21.02.2014 № 3-П4 указано на возможность уменьшения доли участника в уставном капитале при увеличении уставного капитала, если это вызвано целями достижения общего интереса, в Постановление КС РФ от 26.10.2017 № 25-П5 подчеркнута обязанность законодателя обеспечить баланс интересов при регулировании вопросов информационной безопасности. Данный вопрос сегодня активно рассматривается в правовых практиках ряда зарубежных стран, в том числе, даже является предметом особого рассмотрения.

Итак, базовые конституционно-правовые принципы, связанные со свободой предпринимательства, неприкосновенностью имущества, иными правами и интересами субъектов предпринимательской деятельности в России во взаимосвязи с эффективной системой защиты этих прав и свобод - это важный ресурсный компонент для современной системы построения экономики страны, развитие которого и его совершенствование в ближайшие годы потребует от законодателя и субъектов предпринимательства больших усилий. Полагаем, что в перспективе на ближайшие годы институт защиты прав предпринимателей в России в новых условиях развития нашего государства будет претерпевать определенные видоизменения.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобр. в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 1993. - №237; 2020. - №144.

2. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ (с изм. от 01 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.

3. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. № 5-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 46. - Ст. 7196.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 25 февраля 2022 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301; Российская газета. - 2022. - № 43(8691).

5. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.

6. Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. № 17-О // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 13. - Ст. 1648.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2004 г. № 7-П // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 15. - Ст. 1519.

8. Постановлении Конституционного Суда РФ от 21.02.2014 № 3-П/ СПС «Консультант». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.08.2022).

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. № 2-П/ СПС «Консультант». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.08.2022).

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 № 25-П/ СПС «Консультант». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.08.2022).

11. Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 № 323-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лукашина Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»/ СПС «Консультант». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.08.2022)

12. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учебное пособие. 4-е изд. / Н.В. Витрук. - М.: Инфра-М, 2012. - 376 с.

13. Волкова В.В. Государственные гарантии предпринимательской деятельности: дисс.... канд. юрид. наук / В.В. Волкова. - М., 2009. - 221 с.

14. Егоров С.А. Конституционно-правовые основы права граждан на свободное использование своих способностей для занятия предпринимательской деятельностью: дисс. ... канд. юрид. наук / С.А. Егоров. - М., 2005. - 214 с.

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2004 г. № 7-П // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 15. - Ст. 1519.

2 Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. № 17-О // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 13. - Ст. 1648.

3 Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. № 2-П/ СПС «Консультант». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.08.2022).

4 Постановлении Конституционного Суда РФ от 21.02.2014 № 3-П/ СПС «Консультант». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.08.2022).

5 Постановление Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 № 25-П/ СПС «Консультант». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.08.2022).

15. Павлов Е.А. Гарантии реализации конституционного права гражданина на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации / Е.А. Павлов // Новый юридический журнал. - 2014. - № 2. - С. 108-114.

16. Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография / отв. ред. Е.П. Губин. - М.: Юстицинформ, 2019. - 719 с.

17. Токарев О.В. Административные акты: юридическое значение в системе публичного управления и обеспечение их законности / О.В. Токарев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2020. - № 5. - С. 29-36.

18. Ярускин Р.С. Конституционное судопроизводство в системе гарантий конституционализма: перспективы предварительного конституционного контроля в России / Р.С. Ярускин // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2003. - № 4. - С. 45-50.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments, approval. during the all-Russian vote on 01.07.2020) // Ros-siyskaya Gazeta. - 1993. - №237; 2020. - №144.

2. On the Constitutional Court of the Russian Federation: Federal Constitutional Law № 1-FKZ of July 21, 1994 (with amendments dated July 01, 2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 1994. - № 13. - St. 1447.

3. On Amendments to the Federal Constitutional Law «On the Constitutional Court of the Russian Federation: Federal Constitutional Law № 5-FKZ dated November 9, 2020 // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2020. - № 46. - Article 7196.

4. Civil Code of the Russian Federation. Part One: Federal Law № 51 -FZ of November 30, 1994 (with amendments dated February 25, 2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 1994. - № 32. - St. 3301; Rossiyskaya Gazeta. - 2022. - № 43(8691).

5. On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power: the Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020 № 1-FKZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2020. - № 11. - Article 1416.

6. Definition of the Constitutional Court of the Russian Federation of February 4, 1999 № 17-O // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 1999. - № 13. - Article 1648.

7. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of April 6, 2004 № 7-P // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2004. - № 15. - Article 1519.

8. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 02/21/2014 № 3-P/SPS «Consultant». URL: https://www.consultant.ru (date of appeal: 01.08.2022).

9. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated February 17, 2015 № 2-P/ SPS «Consultant». URL: https://www.consultant.ru (date of appeal: 01.08.2022).

10. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 26.10.2017 № 25-P/ SPS «Consultant». URL: https://www.consultant.ru (accessed: 01.08.2022).

11. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 28.02.2019 № 323-O «On refusal to accept for consideration the complaint of citizen Alexander Vla-dimirovich Lukashin on violation of His Constitutional Rights by the Federal Law «On Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Exercise of state control (supervision) and Municipal control»/ SPS «Consultant». URL: https://www.consultant.ru (date of appeal: 01.08.2022)

12. Vitruk N.V. Constitutional justice. Judicial and Constitutional Law and Process: A textbook. 4th ed. / N.V. Vitruk. - M.: Infra-M, 2012. - 376 p.

13. Volkova V.V. State guarantees of entrepreneurial activity: diss .... cand. jurid. sciences / V.V. Volkova. - M., 2009. - 221 p.

14. Egorov S.A. Constitutional and legal foundations of the right of citizens to freely use their abilities to engage in entrepreneurial activity: diss. ... cand. jurid. Sciences / S.A. Egorov. - M., 2005. - 214 p.

15. Pavlov E.A. Guarantees of the realization of the constitutional right of a citizen to entrepreneurial activity in the Russian Federation / E.A. Pavlov // Novy yuridicheskiy zhurnal. - 2014. - № 2. - pp. 108-114.

16. Business Law of Russia: results, trends and ways of development: monograph / ed. by E.P. Gubin. - M.: Justicinform, 2019. - 719 p.

17. Tokarev O.V. Administrative acts: legal significance in the system of public administration and ensuring their legality / O.V. Tokarev // State power and local self-government. - 2020. - № 5. - pp. 29-36.

18. Yaruskin R.S. Constitutional legal proceedings in the system of guarantees of constitutionalism: prospects of preliminary constitutional control in Russia / R.S. Yaruskin // «Black holes» in Russian legislation. - 2003. - № 4. - pp. 45-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.