УДК 338.2
Ермоленко Д.А. студент 2 курса экономический факультет Российская таможенная академия Россия, г. Люберцы ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СОВРЕМЕННОЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Аннотация: Статья посвящена анализу антимонопольной политики государства как основного способа борьбы с таким негативным явлением, как несовершенная конкуренция. Рассмотрены основные виды антимонопольной политики. Представлен анализ антимонопольной политики в нескольких странах, в том числе Российской Федерации.
Ключевые слова: антимонопольная политика, несовершенная конкуренция, экономическая политика, ФАС
Ermolenko D.A. student
2nd year, faculty of Economics Russian customs academy Russia, Lyubertsy STATE CONTROL AS A MODERN ANTIMONOPOLY LEGISLATION
Summary: The article is devoted to the analysis of the state antitrust policy as the main way to combat such a negative phenomenon as imperfect competition. The main types of antitrust policy are considered. An analysis of antitrust policy in several countries, including the Russian Federation.
Keywords: antimonopoly policy, imperfect competition, economic policy, FAS '
Практически во всех современных государствах с рыночной экономикой на данный момент действует антимонопольное законодательство - система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, чтобы установить на рынках совершенную конкуренцию, поддерживать бизнес и добиться экономического роста.
За рубежом существует два основных вида антимонопольной политики: американская (запрещает любые формы монополистического сговора или союза) и западно-европейская (направлена против монополий, ограничивающих возможности конкуренции какой-либо отрасли рынка). Первая присуща США и Канаде, вторая - странам Западной Европы, Австралии и другим. Исключением является ФРГ (Федеративная Республика Германии), где действует запрет на монополии, но существует множество исключений из этого правила.
В США, одной из наиболее развитых в области антимонопольного законодательства стран, важнейшие принципы сформулированы в специальном своде «Антитрестовское законодательство»: Закон Шермана, Закон Клейтона, Закон и федеральной торговой комиссии. Государственный контроль заключается в том, что компании допускаются на рынок на конкурсной основе, что позволяет государству контролировать уровень цен, запрещается горизонтальное фиксирование цен, лишение конкурентов возможности действовать на рынке, а также не допускается бойкот. Все акты монопольной деятельности признаются незаконными. Подобные принципы закреплены на законодательном уровне и в Канаде, и в Аргентине, и ряде других стран.
В Великобритании же существует две системы контроля. Первая основана на законах о добросовестной торговле и конкуренции, вторая - на законодательстве об ограничительной торговой практике. Государство осуществляет контроль за слиянием предприятий, проводит расследования при возможном нарушении принципов свободной конкуренции, возбуждает судебные дела и так далее. Антимонопольное законодательство более либерально. В Великобритании все регулируется Законом о добросовестной торговле от 1973 года.
В России формирование антимонопольной политики началось в 90-е годы двадцатого века. Эта политика регулирует следующие аспекты: преступлением считаются монопольные действия, в результате которых устанавливаются монопольно высокие или низкие цены; ограничение конкуренции путем раздела рынка на сферы влияния - уголовно наказуемое деяние; запрещается устранение конкурентов с рынка; запрещается установление и поддержание единых цен (УК РФ ст. 178). На данный момент антимонопольная политика преследует несколько целей: развитие конкурентного начала и стимулирование частного предпринимательства. Поэтому оно представлено в двух методах: косвенном (финансово-кредитное регулирование, направленное на преодоление монополий в экономике) и прямом (регулирование, порождающее или устраняющее монопольное положение субъектов рынка). Основная задача антимонопольной политики нашего государства - выгодное использование крупномасштабной экономики и нейтрализация при этом ее побочных последствий, возникающих на основе ослабления конкуренции на рынках страны.
Ограничительная мера, предусмотренная законом «О конкуренции» -наиболее действенная. Она, как и принятый в 1994 году закон «О естественных монополиях», также регулирует возникающие естественные монополии. Для этого государство использует несколько методов: определяет тарифы или назначает их предельно допустимые уровни, контролирует реализацию или сдачу в аренду имущества; контролирует инвестиционные проекты; определяет потребителей для обязательного обслуживания.
В Российской Федерации функции антимонопольного регулирования
выполняет Федеральная Антимонопольная Служба России, также называемая ФАС. Стоит отметить, что законодательство в России ограничивает монополии, но не запрещает полностью их деятельность. К примеру, в ФЗ №135 «О защите конкуренции» наряду с ограничением монополий пресекается государственный монополизм. Как и во многих развитых странах, в России установлен порог в размере 35-50% доли рынка. Однако, проблема монополизации рынка стала не только экономической, но и политической, что свидетельствует о необходимости минимизирования вмешательства государства в экономику.
Основные проблемы современного этапа формирования органов антимонопольного регулирования:
1) Острая проблема финансирования;
2) Необходимость улучшения нормативной базы;
3) Сложность в разработке методов финансирования;
4) Сложность в привлечении квалифицированных кадров.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данный момент все государства с рыночной экономикой совершенствуют антимонопольное законодательство, стремясь защитить принципы свободной конкуренции для эффективного роста экономики, научно-технического прогресса и достижения равновесия, а также поддержки бизнеса.
Использованные источники:
1. Белокрылова О.С., Белокрылов К.А. Микроэкономика: учебник. М.: ФЕНИКС. 2016. 532 с.
2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика: учебник для ВУЗов, 5-е изд. М.: ПИТЕР. 2017. 448 с.
3. Леусский А.И., Гребенников П.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика: учебник для бакалавров, 7-е издание. М.: ЮРАЙТ. 2016. 281 с.
4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для ВУЗов, 3-е издание. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М. 2018. 624 с.
5. Пиндайк Р.С., Рабинфельд Д.Л. Микроэкономика, 5-е международное издание. М.: ПИТЕР. 2017. 608 с.
6. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Учебное пособие. М.: ПРОСПЕКТ. 2018. 214 с.