Научная статья на тему 'Антимонопольное регулирование в России и за рубежом'

Антимонопольное регулирование в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3912
634
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
ANTITRUST LAW / MONOPOLY / ANTITRUST POLICY / UNFAIR COMPETITION / LIBERALIZATION / DISCRIMINATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рощин Никита Сергеевич, Николайчук Ольга Алексеевна

В данной статье речь идет об антимонопольном регулировании как в России, так и за рубежом. Рассмотрены основные методы антимонопольного законодательства, а также проблемы и перспективы антимонопольного регулирования, возможности применения зарубежного опыта и примеры успешной антимонопольной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Antitrust regulation in Russia and abroad

This article deals with antitrust regulation both in Russia and abroad. this article describes the main methods of Antimonopoly legislation, as well as the problems and prospects of Antimonopoly regulation, the possibility of applying foreign experience and examples of successful Antimonopoly policy.

Текст научной работы на тему «Антимонопольное регулирование в России и за рубежом»

УДК 330.101.54

Рощин Никита Сергеевич, студент финансово-экономического факультета ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» г. Москва, (e-mail: roshchin1999@mail.ru) Научный руководитель: Николайчук Ольга Алексеевна, доктор экономических наук, профессор ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» г. Москва

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА

РУБЕЖОМ

Аннотация: В данной статье речь идет об антимонопольном регулировании как в России, так и за рубежом. Рассмотрены основные методы антимонопольного законодательства, а также проблемы и перспективы антимонопольного регулирования, возможности применения зарубежного опыта и примеры успешной антимонопольной политики.

Ключевые слова: Антимонопольное законодательство, монополия, антимонопольная политика, недобросовестная конкуренция, либерализация, дискриминация.

Roshchin Nikita, student of Faculty of Economics and Finance FGIBU VO "Financial University under the Government of the Russian

Federation", Moscow, (e-mail: roshchin1999@mail.ru) Scientific adviser: Nikolaichuk Olga A., doctor of Economics, Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

ANTITRUST REGULATION IN RUSSIA AND ABROAD

Annotation: This article deals with antitrust regulation both in Russia and abroad. this article describes the main methods of Antimonopoly legislation, as well

as the problems and prospects of Antimonopoly regulation, the possibility of applying foreign experience and examples of successful Antimonopoly policy.

Key words: Antitrust law, monopoly, antitrust policy, unfair competition, liberalization, discrimination.

Проблемы монополизации рынка и недобросовестной конкуренции являются серьезными помехами нормальному функционированию экономики. На сегодняшний день они приобретают не только экономический характер, но и даже в большей степени политический и социальный. И если говорить об экономических последствиях, то они чрезвычайно обескураживающие при неконтролируемой монополии, особенно подкрепляемые социальными и политическими аспектами. Исходя из этого необходимо понимать все негативные последствия монополий и если даже монополия является оправданной или необходимой, то государство должно тщательно следить за данным элементом экономики.

Антимонопольная политика государства является одним из самых эффективных способов борьбы с монополизированным сегментом рынка, при чем она способствует усилению конкурентоспособности национальных компаний во всех экономических сферах. Данная политика непосредственно воздействует на основные социально-экономические показатели развития, а также стимулирует производителя обновлять продукцию, учитывать запросы потребителей, снижать издержки.

Если говорить о Российской экономике, то степень монополизации рынка очень велика (так как российская экономика вытекает из советской, где был достаточно высокий уровень концентрации производства в различных отраслях). Так, для России особенно актуально усовершенствовать антимонопольное регулирование и чтобы это сделать нужно изучить существующие основы, а также новые наработки как в нашей стране, так и за рубежом.

Целью данного исследования является анализ антимонопольного регулирования, основных положений и наработок, которые есть как в отечественной, так и в международной практике.

Если говорить о происхождении слова «монополия», то в первую очередь стоит отметить, что в переводе с греческого оно обозначает «один продавец», а если говорить об экономической составляющей, то существует много определений из разных подходов [7, с. 2]. Все эти определения перекликаются друг с другом и из них вытекают основные признаки монополии: отсутствие конкуренции в производимой продукции; монополистический рынок - это, в первую очередь, один продавец и множество покупателей; фирма-монополист не дает входа на рынок новым предприятиям, используя при этом всевозможные барьеры.

Главная задача антимонопольного регулирования - создать на рынке такую обстановку, которая не позволяла бы фирмам злоупотреблять их положением [9, с. 2]. Для этого, как раз нужно, чтобы конкурентные рыночные структуры и механизмы работали максимально эффективно, здесь особенно значимым является скорость внедрения новых технологий в производство. Фирмы-монополисты вынуждены изменять свою ценовую политику при приходе на рынок новых компаний, с иным, более совершенным механизмом производства и эти игроки попросту лишают монополию права на неограниченную экономическую власть в определённом секторе рынка потребления.

По отношению к монополиям в разные периоды времени в разных государствах применяются определённые способы воздействия, но в общем можно выделить следующие направления для стран с рыночной экономикой [8, а 1]:

1) ликвидация или подавление монополий при помощи антимонопольного законодательства

2) регулирование монополий с помощью государства, направленное на контроль над ценами и уровнем рентабельности

3) стимулирование активизации конкурентов, способных противостоять монополии, при помощи специальных мер направленных на либерализацию рынков

Помимо этого, важной частью антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Основополагающими различиями между странами с рыночной экономикой являются неодинаковые акценты, которые используются при регулировании монополий, прямом подавлении, недопущении или устранении таковых путем разделения монополиста на отдельные предприятия.

В этой связи выделяются американский и европейский подход в антимонопольной политике. Для европейского подхода (Австралия, ЮАР, страны Западной Европы) характерно влияние на уже сложившиеся монополии, а для американского подхода (Аргентина, США), воздействуя на монополии, гораздо меньше ссылаются на регулирование.

Что же касается России, то особенности ее антимонопольного законодательства, следующие:

1) Чрезвычайно слабый опыт применения

2) Относительно низкая роль частных лиц в применении антимонопольного законодательства

3) Более широкий набор задач антимонопольного органа и антимонопольного законодательства

4) Недостаточный опыт использования результатов экономического анализа судами.

На данном этапе развития антимонопольного регулирования наша страна не может конкурировать с довольно развитыми в этой сфере странами Запада, где антимонопольное законодательство складывалось достаточно продолжительный период и имеет большой опыт по сравнению с российским, которое еще только набирает обороты в этом плане. Одной из главных проблем в российском законодательстве, направленном против монополий, является недостаточная детализированность тех мер, которые нужны для

предотвращения незаконных видов деятельности в этой сфере, помочь в этом может экономический анализ. Результаты данного анализа позволят объективно определить степень монополизированное™ какого-либо рынка и на его основе можно составить план по пресечению незаконной деятельности предприятий-монополистов, а также оздоровление соответствующего рынка или его сегмента [2, c. 2].

Еще одной проблемой современного российского антимонопольного законодательства является особая жестокость регулирующего органа ФАС во множестве монопольных дел. Согласно данным авторитетного печатного журнала Global Competition Review, как раз занимающегося вопросами антимонопольной политики и конкуренции, федеральная антимонопольная служба России возбуждает больше дел, чем все антимонопольные органы мира вместе взятые [10]. Одной из причин такой жестокости ФАС России может служить несовершенство законодательной базы в этой сфере, примером недостатка данной системы является введение уголовной ответственности к нарушителям антимонопольного законодательства [4, c. 15], дело в том, как показывает практика за рубежом и в России [11], данное метод не всегда позволяет наказать виновных, применение таких мер влечет за собой наказание менеджеров и акционеров компаний, а активные организаторы и участники нелегальных схем могут избежать наказания, так как практически всегда они не являются членами исполнительного менеджмента компании [5, c. 4].

Помимо того, не следует недооценивать влияния недобросовестной конкуренции, одним из самых распространенных ее методов является обвинение фирмы конкурента в нарушении антимонопольного законодательства, подкрепляемое ложными доказательствами и которое отнимает достаточно ресурсов у обвиненного предприятия.

Невзирая на то, что российское законодательство развивается стремительными темпами в нем все же существуют недостатки и их нужно устранять. В первую очередь следует как можно скорее перейти к экономическому анализу, описанному выше, причем этот анализ должен

включать в себя как можно больше аспектов, воздействующих на степень экономической власти. Далее следует изменить характер деятельности ФАС РФ с целью повысить его эффективность за счет новых структурных подразделений, функции которых будут намного детализированней, тем самым укрупнив аппарат ФАС. Также нельзя забывать о важности государственной антимонопольной политики, которая должна быть максимально проработана и обдумана. Помимо того, необходимо реформировать существующее антимонопольное законодательство для устранения определённых противоречий, например, сократить перечень дел, в которых к компаниям-монополистам могут применяться санкции уголовного характера, их стоит применять только к делам, связанными с ценовым сговором в особо крупных размерах. Еще не стоит забывать, что государству нужно создавать соответствующие условия для предприятий-монополистов, чтобы они стремились увеличить социально-экономический эффект своей деятельности, тем самым способствуя развитию отечественной экономики.

Также для усовершенствования антимонопольного регулирования в России следует активно использовать опыт стран с развитой рыночной экономикой, что будет способствовать превращению антимонопольного законодательства РФ в эффективный регулятор рыночных отношений [6, а 77].

Актуальными перспективными мерами правительственной политики в этой области являются следующие направления [1, а 3]:

1) Контроль и регулирование инвестиционных программ

2) Введение целевых дотаций для предоставления определенных льгот некоторым категориям потребителей за счет средств бюджета

3) Усовершенствование нормативной базы, которая будет более эффективно контролировать монополии с точки зрения финансовой составляющей [3, а 13]

4) Повышение эффективности осуществления государственных полномочий по принадлежащим государству акциям акционерных обществ, которые являются естественными монополиями

5) Доведение ценового уровня на продукцию монополии до уровня реальных затрат

Если в целом говорить о положении антимонопольного законодательства в РФ, то стоит отметить три основных момента: в первую очередь оно регулирует отношения на товарном рынке, не учитывая или не до конца учитывая степень важности других рынков(ценных бумаг, страховой, банковских услуг), связанных с использованием денежных средств физических и юридических лиц; более корректно составлена законодательная база для естественных монополий на разных уровнях федерации.

В качестве примера работы антимонопольного законодательства в РФ стоит рассмотреть компанию ОАО «Газпром», монопольное положение которой определяется долей на российском газовом рынке, (порядка 90 процентов, остальные распределены между менее крупными компаниями). Нефтяной попутный и природный газ в России добывают Газпром и друге нефтедобывающие предприятия, но экспортирует только «Газпром». Данное предприятие возникло в условиях перехода к рыночной экономике при реформировании газовой промышленности и, тем самым, превратился в гигантского федерального монополиста и занимается он добычей, транспортировкой, геологоразведкой, хранением, переработкой и реализацией газа, нефти и газового конденсата, а также производством электроэнергии и тепла.

В данном случае опыт применения антимонопольного законодательства заключается в обеспечении недискриминационного доступа к основным мощностям (ресурсам), которые используются для осуществления деятельности на сопряженном рынке. Главным нарушением антимонопольного законодательства является дискриминации доступа в сферах транспортировки, переработки, газораспределения. Таким образом, данный энергетический гигант препятствовал независимым фирмам выходу на рынок природного газа, путем ограничения конкуренции в сфере реализации газа конечного вида, тем самым обуславливая нарушение антимонопольного законодательства, которое,

в свою очередь, должно постоянно подвергаться ревизии и изменяться в связи с требованием времени и обстоятельств.

Одним из самых громких примеров реализации антимонопольного законодательства в США является дело компании Standard Oil, которая специализируется на производстве керосина и других нефтепродуктов. Предполагалось, что компания со временем будет повышать цену на свою продукцию, но на деле фирма с каждым годом снижала себестоимость и, соответственно, повышала объемы продаж керосина, так как у нее было более эффективное производство в сравнении с конкурентами. Основываясь на том, что Standard Oil специально поддерживала слишком низкую цену на свои товары, что приводило к банкротству ее меньших конкурентов, министерство юстиций США обвинило эту компанию в попытке монополизации рынка. Впоследствии компания была признана виновной в нарушении антимонопольного законодательства и принудительным методом разделена на 34 конкурирующие фирмы.

Исходя из данного анализа, можно сделать вывод, что совершенствование антимонопольного законодательства это долгий и непрерывный процесс и чтобы добиться позитивных результатов не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, необходимо придерживаться перспективных мер, определяемых правительственной программой, которые предполагают корректировку нормативной базы, преобразований в экономике, создание условий для развития здоровой конкуренции, контроль над ценами, поддержку отдельных категорий потребителей, а также повышение эффективности реализаций полномочий государства в сфере регулирования[12]. Таким образом для корректировки законодательной базы необходимо внести следующие изменения:

- обязательное введение процесса экономического анализа того или иного сегмента рынка для установления его монополизации

- введение новых структурных подразделений в Федеральную антимонопольную службу

- сокращение перечня случаев, в которых к компаниям-монополистам могут применяться санкции уголовного характера, их стоит применять только к делам, связанных с ценовым сговором в особо крупных размерах.

Библиографический список

1. Етирмишли, К.Э. Антимонопольное регулирование экономики [Электронный ресурс] / К.Э. Етирмишли. — Электрон. журн. — 2016. — Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary 26286601 59424416.pdf (дата обращения: 02.12.2018)

2. Комаров, А.В. Антимонопольное регулирование на современном этапе: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / А.В. Комаров, М.В. Лабусов.

— Электрон. журн. — 2014. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/antimonopolnoe-regulirovanie-na-sovremennom-etape-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 02.12.2018)

3. Копылова, А.А. Зарубежный и отечественный опыт антимонопольного регулирования [Электронный ресурс] / А.А. Копылова. — Электрон. журн. — Норильск: 2016. — Режим доступа: https://files.scienceforum.ru/pdf/2016/25007.pdf (дата обращения: 02.12.2018)

4. Крюков, А.С. Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства [Электронный ресурс] / А.С. Крюков. — Электрон. журн. — Челябинск: 2018. — Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary 35253164 69638955.pdf (дата обращения: 02.12.2018)

5. Кутлина, О.А. Развитие антимонопольного законодательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] / О.А. Кутлина, Н.Г. Вишневская.

— Электрон. журн. — Молодой ученый, 2017. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/152/43035/ (дата обращения: 02.12.2018)

6. Попова, К.А. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования и возможность его применения в России [Электронный ресурс] / К.А. Попова. — Электрон. журн. — Москва: 2018. — Режим доступа:

https://nauchforum.ru/archive/MNF interdisciplinarity/2(3).pdf (дата обращения: 02.12.2018)

7. Скорых, А.Р. Международная и отечественная практика антимонопольного регулирования экономики [Электронный ресурс] / А.Р. Скорых, А.Д. Шматко. — Электрон. журн. — Новосибирск: 2018. — Режим доступа: https://sibac.info/conf/modernscience/xii/97961 (дата обращения: 02.12.2018)

8. Шматко, А.Д. Международная и отечественная практика антимонопольного регулирования экономики [Электронный ресурс] / А.Д. Шматко, Т.В. Черниговский, П.А. Овчёнков. — Электрон. журн. — Новосибирск: СибАК, 2018. — Режим доступа: https://sibac.info/conf/economy/vii/96824 (дата обращения: 02.12.2018)

9. Жигалюк, Е.К. Антимонопольное регулирование экономики РФ [Электронный ресурс] / Е.К. Жигалюк. — Электрон. журн. — Белгород: 2018. — Режим доступа: https://novainfo.ru/article/10513 (дата обращения: 02.12.2018)

10. Global Competition Review. Rating Enforcement: The annual ranking of the world's top antitrust authorities [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://globalcompetitionreview.com/series/rating-enforcement (дата обращения: 02.12.2018)

11. Николайчук О.А. ОСЛАБЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В КИТАЕ ИЛИ "КАМПАНИЯ ПО СВОРАЧИВАНИЮ КРАСНЫХ ДОРОЖЕК"

В книге: Успехи и проблемы модернизации современного Китая Сборник тезисов докладов участников III Международной научно-практической конференции "Великие экономисты и великие реформы", к 110-летию со дня рождения Дэн Сяопина. 2014. С. 90-93.

12. Николайчук О.А. ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ //В сборнике: Материалы III Международного научного конгресса "Предпринимательство и бизнес в условиях экономической нестабильности" Финансовый университет при Правительстве РФ. 2015. С. 5-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.