Гринин А. А. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
12. 2. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Гринин Алексей Алексеевич ФУ при Правительстве РФ,
кафедра «Микроэкономика» аспирант
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости проведения антимонопольной политики. Цель данного проекта - преодолеть негативные монопольные тенденции и обеспечить условия для достижения и поддержания определенного уровня конкурентной среды и прозрачности операций в экономике.
Ключевые слова: государство, финансовый кризис, антимонопольная политика, конкуренция
DIRECTIONS OF STATE REGULATION OF COMPETITION IN THE FINANCIAL CRISIS
Grinin A. FU of the Russian Government, Department of «Microeconomics» graduute
Annotation: The article discusses the need for competition policy. The aim of this project - to overcome the negative trends and to ensure monopoly conditions to achieve and maintain a level playing field and transparency of transactions in the economy.
Keywords: government, financial crisis, competition policy, competition
Чтобы преодолеть негативные монопольные тенденции и обеспечить условия для достижения и поддержания определенного уровня конкурентной среды и прозрачности операций в экономике, необходимо формирование в рамках сектора эффективной системы государственного регулирования [1].
В условиях любого кризиса роль государства как стабилизирующего фактора неизбежно возрастает [2].
Эффективная организация отраслевых рынков в реальном мире невозможна без осуществления оптимальной промышленной политики государства. Базовой причиной необходимости государственной и промышленной политики служат провалы рынка, к которым относятся монопольная власть, внешние эффекты, общественные блага и несовершенства системы информации. Они проявляются в высоком уровне необратимых издержек входа и транзакционных издержек. Общей целью государственной отраслевой политики служит решение проблем, связанных с провалами рынка, для повышения общественного благосостояния [3]. Основными концепциями, составляющими базис политики, служит экономическая эффективность, для которой конкуренция является средством создания среды, благоприятствующей снижению издержек производства, созданию новых продуктов, новых видов деятельности, новых методов производства и организации, развития НИОКР, технического прогресса и инноваций и оптимизация поведения экономических агентов, для которых подмена самостоятельных решений государственным регулированием
неэффективна [4]. По степени возрастания государственной активности в экономике можно выделить следующие типы отраслевой политики, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Типы отраслевой политики государства [4]
По используемым методам
Пассивная
Конкурентная политика путем контроля над доминирующими фирмами, регулирование
антимонопольное
Конкурентная политика
сочетающая антимонопольное регулирован и? с созданием благоприятного экономического климата путем использования методов фискальной, финансовой, монетарной и правовой политики
Активная
Антимонопольное регулирование в сочетании со структурной и внешнеторговой протекционистской политикой
Структурная политика в целях ускорения экономического роста, разработка системы координации экономических решений, контроль над потоками капитала в экономике
Основными направлениями развития и меры государственного регулирования конкурентной среды являются следующие:
- создание и качественное изменение элементов деловой среды предприятия;
- повышение эффективности судебной системы;
- борьба с коррупцией;
- развитие малого и среднего бизнеса: совершенствование нормативно-правовой основы, совершенствование финансово-кредитного механизма, совершенствование налоговой политики;
- совершенствование антимонопольной политики и законодательного механизма пресечения монопольной деятельности [5].
Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, т. е. в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля над их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства [6].
Среди целей государственной антимонопольной политики можно выделить следующие:
- обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике;
- предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения экономических агентов;
- помощь одним группам экономических агентов за счет других [4].
Согласно традиционной монопольной политике, к поведению фирм, которое считается незаконным, относят следующие типы действий:
- фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка;
- ограничения покупки: запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом;
- ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем;
- связанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой-либо еще продукт данной фирмы;
- недобросовестная реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть;
- недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи;
- вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции: давление на поставщиков (потребителей, производителей) продукции с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения [4].
На практике проведение антимонопольной политики сталкивается с определенными трудностями, среди которых можно выделить:
- отсутствие однозначных трактовок последствий поведения фирмы. Таким образом, при проведении антимонопольной политики должен быть подведен баланс последствий как отрицательных, так и положительных;
- неопределенность субъекта ущерба от несовершенной рыночной структуры. Часто не столь очевидно, кто должен подавать в суд и считать себя ущемленной стороной [4].
В настоящее время антимонопольное регулирование осуществляется на основе Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и содержит следующие характеристики:
1. Закон регулирует злоупотребления, связанные с доминирующим положением экономического агента на рынке. К действиям фирмы, которые запрещаются антимонопольным законодательством, относятся:
- изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо для повышения цен;
- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не имеющих отношения к предмету договора, таких как: необоснованные требования передачи денежных средств, другого имущества, имущественных прав и др.;
- включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими экономическими субъектами;
- согласие заключить договор только при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых потребитель не заинтересован;
- создание барьеров для доступа на рынок или выхода с рынка другим компаниям;
- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования [4];
- установление монопольно высоких или монопольно низких цен;
- сокращение или ликвидация производства товаров, на которые существует спрос или заказы потребителей при наличии возможности их безубыточного производства;
- необоснованный отказ от заключения договора с определенными покупателями при наличии возможно-
сти производства или поставки соответствующего товара.
2. Российское законодательство проводит четкое различие между горизонтальным и вертикальным соглашением фирм. В отличие от горизонтальных соглашений, которые всегда попадают под действие закона, вертикальные соглашения становятся объектом внимания антимонопольных органов, только если они ведут к доминированию отдельной фирмы и если одновременно ограничивают конкуренцию. Согласно закону, соглашения между конкурентами считаются противоправными при условии, что его стороны имеют или могут иметь в совокупности долю на рынке какого-либо товара более 35%.
3. В отдельных случаях допускается создание явных картельных соглашений, если согласованная политика фирм, формирующих картель, способствует насыщению рынка товарами, улучшению качества и росту конкурентоспособности российских товаров, в том числе, и на мировом рынке, а также, если положительный эффект картеля превосходит негативные последствия жесткости картельных цен на соответствующем рынке.
4. Важную роль имеет определение доминирующей фирмы, которое дается через ее функциональные характеристики. Фирма признается доминирующей, если она оказывает решающее воздействие на общие условия товарооборота на рынке или затрудняет доступ на рынок другим экономическим агентам. Доля рынка, занимаемая фирмой, имеет соответствующее значение для государственных органов только в том случае, если она является стабильной [4].
5. Основной метод регулирования возникающих и существующих монополий в российской практике - это установление лимита цен, хотя применение такого метода как демонополизация правомерно для фирм, уличенных в монопольных действиях более чем два раза. Но такие методы показали свою неэффективность и используются в ограниченных масштабах.
6. Отношения к слияниям и поглощениям в российском антимонопольном законодательстве базируются на количественном критерии - определенной доле активов и рынка. Несмотря на количественные критерии, слияния и поглощения могут быть разрешены, если положительные эффекты подобного структурного изменения превосходят его отрицательные последствия [4].
Наряду с законодательным антимонопольным регулированием, в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся правительственные заказы; налоги; проценты; государственные субсидии [6].
Вопросы регулирования деятельности олигополистических структур являются сложными и неоднозначными. В настоящий момент существует противоречие между интересами органов власти, которые стремятся увеличить национальное благосостояние, и олигополий, которые максимизируют собственную конкурентоспособность и прибыль. Урегулирование данного противоречия происходит в процессе взаимодействия государства и олигополий по поводу установления условий их деятельности и вклада в развитие территорий. Следует обратить внимание и на то, что особо проблематичным является регулирование деятельности олигополий в международном масштабе. При этом если взаимоотношения олигополий и государства внутри страны регулируются посредством национальных законов (не всегда успешно), то на международ-
Гринин А. А. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
ном уровне вопрос координации деятельности олигополий не урегулирован [7].
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль над соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации [8].
Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации [7].
Можно выделить методику обследования олигополистического рынка с целью выявления нарушения антимонопольного законодательства. Экономические последствия в случае сговора доминирующих субъектов рынка проявляются следующие:
- получение сверхвысоких доходов за счет необоснованного завышения рентабельности;
- получение сверхвысоких доходов за счет необоснованного вытеснения конкурентов;
- причинение экономического ущерба недоминирующим субъектам в результате монопольной власти доминирующих субъектов;
- причинение ущерба конечным потребителям в результате необоснованного изменения цен и объемов продаж [9].
Федеральная антимонопольная служба установила, что крупнейшие вертикально интегрированные нефтяные компании в январе-феврале и в мае-июне 2009 года искусственно создали на оптовом рынке автомобильного топлива дефицит и спровоцировали ажиотажный спрос со стороны перепродавцов автомобильного топлива. Это привело к резкому и практически единовременному повышению оптовых цен и явилось причиной роста розничных цен в регионах Российской Федерации. ФАС России квалифицировала эти действия крупнейших нефтяных компаний - ОАО «Лукойл», ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» - как очередные нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В настоящий момент уже приняты решения о признании ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» нарушившими антимонопольное законодательство в первую половину 2009 года, компании будут привлечены к административной ответственности с учетом повторного совершения нарушения законодательства [8].
Всего в 2008-2009 годах ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний как в оптовой торговле, так и розничной торговле нефтепродуктами. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более
6 млрд. рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании:
ОАО «ТНК-ВР Холдинг» - 1 112 448 795,36 рублей;
ОАО «Газпром нефть» - 1 356 560 819,53 рублей;
ОАО «ЛУКОЙЛ» - 1 443 072 960,13 рублей;
ОАО «НК «Роснефть» - 1 508 688 396,37 рублей [8].
Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, оно обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение. Вместе с тем существуют факторы, негативно влияющие на результативность выполнения функции защиты конкуренции. Недостаточная активность органов по защите прав потребителей, отсутствие отраслевых регуляторов не позволяет ставить вопрос об освобождении антимонопольного органа от дел данной категории. Вместе с тем представляется неоправданным отсутствие дифференциации в правовом регулировании данных вопросов и отсутствие мер по постепенному развитию альтернативных способов разрешения споров, не связанных с негативными последствиями для конкурентной среды.
В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
- важную роль в регулировании конкуренции играет антимонопольная политика государства, которую осуществляет ФАС России, однако нормативная база нуждается в дальнейшей доработке;
- при наблюдающемся сужении круга крупнейших участников олигополистических рынков активная работа ФАС является необходимым инструментом государственной политики поддержания конкуренции и ограничения монопольной власти на рынке
Список литературы:
1 Силкин В.Ю. Формирование конкурентной среды в российском нефтяном секторе: нерешенные проблемы и основные тенденции / В.Ю. Силкин [Электронный ресурс], код доступа: http://www.econom.nsc.ru.
2. Дохина Р.Р. Основные тенденции государственного регулирования финансового рынка на современном этапе развития рыночных отношений в России / Р.Р. Дохина [Электронный ресурс], код доступа: http://www.tisbi.ru.
3. Гальперин В.М. Микроэкономика / Общая редакция В.М. Гальперина. СПб.: Институт «Открытое общество», 1999. -843 с.
4. Авдашева С.Б. теория организации отраслевых рынков: учебник. / С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. - 320 с.
5. Павлова Е.А. Конкурентная среда и ее развитие на товарных рынках России: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Воронеж, 2008. - 27 с.
6. Антитрестовское регулирование [Электронный ресурс], код доступа: http://www.infofinansy.ru.
7. Казанцева Е.Г. Развитие олигополистических тенденций в России / Е.Г. Казанцева [Электронный ресурс], код доступа: http://law-journal.ru.
8. Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс], код доступа: http://www.fas.gov.ru.
9. Кутилов П.В. Механизмы регулирования антимонопольной деятельности на олигополистических товарных рынках: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2007. - 27 с.
References:
1. Silkin V.Y. A competitive environment in the Russian oil sector: unresolved issues and key trends / VJ Silkin [electronic resource], access code: http://www.econom.nsc.ru.
2. Dohina R.R. Major Trends in state regulation of financial markets at the present stage of development of market relations in Russia / RR Dohina [electronic resource], access code: http://www.tisbi.ru.
3. Galperin V.M. Microeconomics / general editing VM Halperin. SPb.: Institute «Open Society», 1999. - 843 p.
4. Avdasheva S.B. organization theory industrial organization: a textbook. / SB Avdasheva, Rozanov N.M. Moscow: ECP «Master of Publishing», 1998. - 320 p.
5. Pavlova E.A. The competitive environment and its development in the commodity markets in Russia: Abstract. Dis. on the degree of candidate of economic sciences. Voronezh, 2008. - 27 p.
6. Antitrust regulation [electronic resource], access code: http://www.infofinansy.ru.
7. Kazantsev E.G. Development of oligopolistic tendencies in the Russian / EG Kazantsev [electronic resource], access code: http://law-journal.ru.
8. The Federal Antimonopoly Service [electronic resource], access code: http://www.fas.gov.ru.
9. Carousing P.V. Mechanisms regulating antitrust activity in oligopolistic product markets: author. dis. on the degree of candidate of economic sciences. Moscow, 2007. - 27 p.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья Гринина А.А. «Направления государственного регулирования конкуренции в условиях финансового кризиса» посвящена проблеме формирования эффективной системы государственного регулирования.
Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, оно обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение. Основная черта нормативно-ориентирующего регулирования конкуренции - стимулирование предпринимательской активности фирм. Осуществляя нормативно-ориентирующее регулирование деловых отношений, правительство выступает, прежде всего, как инструмент государственной поддержки бизнеса, содействующий через активизацию конкуренции развитию рыночной экономики.
Исследуя обозначенную в статье проблему, Гринин А.А. приходит к выводу, что нормативная база антимонопольного регулирования в силу своего сравнительно недолгого существования нуждается в доработке. Это необходимо для более точного определения противозаконных действий экономических субъектов и соответствующей им ответственности.
Научно-редакционный отдел ИД «НАУКОМ»
к.э.н. О.М. Разина