Научная статья на тему 'АНТИМОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19'

АНТИМОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗНАЧИМОСТЬ / COVID / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ANTITRUST POLICY / SIGNIFICANCE / ECONOMIC SITUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лория Гурам Иванович

Антимонопольная политика - это целенаправленная деятельность государства, призванная находить варианты решения проблем, связанных с развитием конкуренции и защитой благосостояния общества от монополий. В настоящей статье, попробуем раскрыть значимость антимонополистической политики во время пандемии либо других чрезвычайных ситуаций, а также проблематику осуществления вышеуказанной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-MONOPOLISTIC POLICY DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Antimonopoly policy is a purposeful activity of the state designed to find solutions to problems related to the development of competition and the protection of the welfare of society from monopolies. In this article, we will try to reveal the significance of anti-monopoly policy during a pandemic or other emergency situations, as well as the problems of implementing the above policy.

Текст научной работы на тему «АНТИМОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК-34

Лория Гурам Иванович

АМЮ21

Научный руководитель: Чистова В.А.

АНТИМОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация

Антимонопольная политика - это целенаправленная деятельность государства, призванная находить варианты решения проблем, связанных с развитием конкуренции и защитой благосостояния общества от монополий. В настоящей статье, попробуем раскрыть значимость антимонополистической политики во время пандемии либо других чрезвычайных ситуаций, а также проблематику осуществления вышеуказанной политики.

Ключевые слова:

антимонопольная политика, значимость, COVID, экономическая ситуация, значимость.

Loria Guram Ivanovich

AMY21

scientific hands Chistova V.A.

ANTI-MONOPOLISTIC POLICY DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Resume

Antimonopoly policy is a purposeful activity of the state designed to find solutions to problems related to the development of competition and the protection of the welfare of society from monopolies. In this article, we will try to reveal the significance of anti-monopoly policy during a pandemic or other emergency situations, as well as the problems of implementing the above policy.

Key words:

antitrust policy, significance, COVID, economic situation, significance.

Актуальность антимонопольной политики в настоящий момент трудно переоценить, в связи с возникшей макроситуацией в мире в сфере экономики, а также правовым регулированием данной сферы.

Для начала, отмечая значимость и важность антимонопольной политики в условиях чрезвычайной ситуации, в нашем случае в случае пандемии COVID и глобальных ограничительных мер, в связи с этим. Основными задачами антимонополистической деятельности является структуризация, разработка и осуществление антимонопольной политики, которая в свою очередь характеризует макроэкономическую картину в стране, в том числе в Российской Федерации. В общем и целом, стоит отметить, что такой показатель, как уровень борьбы с монополистической деятельность, невероятно важен для любой страны, в особенности для развивающихся стран, в которых экономика находится лишь в стадии своего развития. Также это может стать инструментом для оценки динамики развития экономической ситуации в целом, что, в дальнейшем, даст возможность прогнозирования экономического роста.

Цель проведения антимонопольной политики определяется как предотвращение возможной потери обществом различных благ, в основном экономических, от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Отсюда вытекает вполне логичное суждение о том, что общество будет получать максимальную экономическую выгоду, препятствуя образованию новых монополий и прекращению (существенному ограничению) деятельности уже существующих.

При разных подходах, обусловленных наличием различных экономических школ, что неудивительно, возможно добиваться разных показателей экономической деятельности, которые довольно сильно влияют как на характер взаимодействий между субъектами экономической деятельности непосредственно внутри

-( « )-

рынка, так и за его пределами.

Развитие современной России немыслимо без государственной защиты свободы предпринимательства, свободы конкуренции и свободы торговли. Защите данных экономических свобод и созданию необходимых для этого институтов посвящена антимонопольная деятельность государства. В странах с переходной экономикой решаются специфические антимонопольные задачи и проводится постоянное сопоставление ее целей с реалиями хозяйственной жизни. По мере приобретения экономической системой рыночных черт изменяются концепция защиты конкуренции и характер антимонопольного воздействия на экономику. В динамичном процессе взаимоотношений общества -конкуренции и общества - монополии формируются концептуальные основы антимонопольной деятельности.

Антимонопольное законодательство среди прочего запрещает сговоры между конкурентами о ценах, об объемах продажи или покупки товаров, а также действия компаний, занимающих доминирующее положение, по необоснованному повышению и/или поддержанию цен, установлению различных цен на один и тот же товар, сокращению или прекращению производства товаров, отказу от заключения договоров или приостановлению исполнения по договорам. Указанные антимонопольные запреты наравне с другими продолжают действовать и становятся наиболее актуальными в ситуации наличия коронавирусной инфекции

На фоне введения режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации в связи с коронавирусной инфекцией и принятием дополнительных мер по снижению рисков ее распространения, наблюдается повышение спроса и цен на ряд товаров, в частности, на продукты питания, медицинские маски, средства дезинфекции. Органы государственной власти в текущей ситуации предпринимают дополнительные меры по мониторингу цен и контролю за действиями компаний. Такие меры призваны, в первую очередь, сдерживать необоснованное завышение цен, а также выявлять и пресекать случаи такого завышения.

Пандемия существенным образом повлияла на многие процессы, и участники рынка были вынуждены адаптировать свои бизнесы под новую реальность. Это требует большего контроля, а в некоторых случаях - ручного управления. Осуществление такого контроля сопряжено с риском нарушения запрета антиконкурентной координации, который установлен в Законе о защите конкуренции. ФАС в период пандемии активно использовала превентивные инструменты - антимонопольное предупреждение и предостережение. В качестве примера антимонополистической деятельности в настоящее время, во время экономического кризиса, стагнации в послековидный период, можно привести следующий случай: Ростовское УФАС России возбудило дело в отношении ООО «Биофарма», ООО «Компания «Органика» и ООО «Социальная аптека 6», которые при реализации дезинфицирующего средства заключили антиконкурентное соглашение. По многочисленным жалобам населения Ростовской области на резкий рост цены на дезинфицирующее средство «Хлоргексидин биглюконат 0,05%» антимонопольным органом были проведены проверки, в ходе которых выяснилось, что в аптечном пункте ООО «Социальная аптека 6» дезинфицирующее средство реализовывалось по цене 129 рублей, в то время как отпускная цена производителя составляет 14,40 рублей. Также согласно, сведениям Федеральной Антимонопольной службы Российской Федерации, органы ФАС при взаимодействии с Прокуратурой Российской Федерации принимают меры для стабилизации цен на продукты питания, создавая так называемые «продуктовые корзины», пресекая тем самым возможность крупных производителей получить прибыль путем «грабежа» населения.

Таким образом, без надлежащей результативной антимонопольной политики Российская экономика не сможет эффективно развиваться, завоевывать новые внешние и внутренние рынки. Требуется большая открытость конкурентной политики ко всем участникам рынка: государственные органы, которые отвечают за разработку экономической политики, должны изначально учитывать положения конкурентных нормативно-правовых актов и целей антимонопольного регулирования.

Список использованной литературы: 1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. - М.; ЮНИТИ, -( '6 )-

2009/256с.

2. Делягин М. Государство делает первый шаг к разумной антимонопольной политике //Россия выбирает. - Еженедельник номер 9(91) от 01.03.2007.

3. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы. //Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - №4. - С. 11/262с

4. Чуб Б.А., Курчакова Р.С. Корпоративное управление: учебное пособие. - Казань: ДАС, 2008/217с

5. Сведения Интернет-ресурса информационного портала «Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации».

Bibliographic list of references.

1. Albegova I. M., Emtsov R. G., Kholopov A.V. State economic policy. - M.; UNITY, 2009 / 256s.

2. Delyagin M. The state makes the first step to a reasonable antimonopoly policy //Russia chooses. - Weekly number 9 (91) of 01.03.2007.

3. Dontsova L. V. Questions of state regulation of the economy: main directions and forms. // Marketing in Russia and abroad. - - 2007. - No. 4. - p. 11/262 p.

4. Chub B. A., Kurchakova R. S. Corporate governance: a textbook. - Kazan: DAS, 2008/217c

5. Information on the Internet resource of the information portal " Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation»

© Лория Г. И., 2021

УДК-34

Лория Гурам Иванович

АМЮ21

Научный руководитель: Чистова В. А.

ДГТУ Ростов-на-Дону,Россия

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ВОСПРИЯТИЕ АНТИМОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В настоящей статье будет разобрана важность и место органов СМИ в регулировании, а также осуществлении антимонопольной деятельности.

Ключевые слова СМИ, Антимонопольная деятельность, общественное мнение

Loria Guram Ivanovich

AMY21

scientific hands Chistova V.A.

DSTU Rostov-on-Don,Russia

THE INFLUENCE OF THE MEDIA ON THE PERCEPTION OF ANTIMONOPOLISTIC ACTIVITIES

Resume

This article will analyze the importance and place of the media in the regulation, as well as in the implementation of antitrust activities.

Key words

mass media, Antimonopoly activity, public opinion

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.