Научная статья на тему 'Государственный инфраструктурный фонд развития железных дорог'

Государственный инфраструктурный фонд развития железных дорог Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ФОНД / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / INFRASTRUCTURE / RAILWAY DEVELOPMENT / INFRASTRUCTURAL FUND / INVESTMENTS / PROJECT FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косой В.В., Оконишников А.А.

Мировой экономический кризис существенно сократил объем инфраструктурных инвестиций по всему миру. Проблемы, с которыми столкнулись европейские страны, характерны и для РФ. В статье проанализирована сущность современных инфраструктурных фондов. Для активизации инфраструктурных проектов в сфере железнодорожного транспорта предлагается создать Федеральный государственный инфраструктурный фонд развития железных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State infrastructural fund for railway development

Worldwide economic crisis has significantly reduced the volume of infrastructural investment across the world. Problems faced by European countries are also inherent in the Russian Federation. The article analyses the nature of today's infrastructural funds. Setting up of the Federal State Infrastructural Fund for Railway development os proposed with the purpose of activisation of infrastructural projects in the sphere of rail transport.

Текст научной работы на тему «Государственный инфраструктурный фонд развития железных дорог»

Государственный инфраструктурный фонд развития железных дорог

в. в. Косой, Проблема привлечения инвестиций в транспортные инфраструктурные

£—Ж канд. экон. наук, проекты в последние годы обострилась вследствие мирового экономиче-

I ^ Л президент ского кризиса. В таких условиях важнейшее значение приобретает вопрос

ооо «цэи» совершенствования инвестиционного инструментария, в частности, управ-

ления инфраструктурными фондами.

А. А. Оконишников,

канд. техн. наук, руководитель группы проектов ООО ЦЭИ»

Европейские тенденции инфраструктурного инвестирования

Развитие инфраструктуры составляет важнейшее условие цивилизаци-онного роста. К 2050 г. на Земном шаре будет насчитываться 9,7 млрд человек, две трети населения будут проживать в городах. При этом неизбежен ежегодный рост нагрузки на инфраструктуру, что особенно остро проявится в развивающихся странах. К 2030 г. половина населения мира будет жить в районах, испытывающих нехватку воды, а для удовлетворения спроса в энергии к 2035 г. потребуется 48 трлн долларов инвестиций. Именно по этим причинам ООН отметила инфраструктуру среди 17 целей устойчивого развития мировой экономики [1].

Инфраструктура оказывает непосредственное влияние на экономику стран за счет ряда прямых и косвенных эффектов. По данным МВФ, увеличение расходов на инфраструктуру на 1 % приводит в среднем к росту ВВП на 1,5 % за четыре года, а в странах, где инфраструктура находится в сфере повышенного внимания государственной власти, рост ВВП еще больше — на 2,6 % за четыре года [2].

Вместе с тем мировой экономический кризис существенно сократил объем инфраструктурных инвестиций по всему миру. Так, в странах ЕС государственные расходы на инфраструктуру сегодня составляют лишь 1,25 % ВВП, что значительно меньше, чем необходимо. По данным Европейской комиссии, до 2020 г. страны региона должны инвестировать до 3,6 % ВВП в развитие инфраструктуры. При этом потребности в инфраструктурных инвестициях и ликвидность европейского финансового рынка остаются на достаточно высоком уровне. Это противоречие объясняется общей неуверенностью потенциальных инвес-

торов в результатах своих долгосрочных вложений в инфраструктурные проекты. Для преодоления инвестиционного пессимизма в странах ЕС предполагается более интенсивное использование возможностей проверенного временем института инфраструктурных фондов. Важная роль отводится и участию государства в создании комфортных условий для инвесторов в финансировании инфраструктурных проектов [3].

Инфраструктурные фонды, вкладывая согласно своему основному назначению в проекты привлеченные средства институциональных инвесторов, повышают пределы их принимаемого риска для прямого финансирования проектов и тем самым создают мультипликативный инвестиционный эффект. Кроме того, инфраструктурный фонд, специализирующийся в какой-либо отраслевой или географической группе инвестиций, может за счет накопленной компетенции выступать в качестве своеобразного про-моутера инфраструктурных компаний, заинтересованных в поиске инвесторов.

В период с 2010 по 2016 г. инфраструктурные фонды инвестировали в европейскую экономику в форме участия в капитале проектных компаний около € 42 млрд. Наиболее важные направления инвестирования представлены в таблице [3].

Дальнейшее совершенствование механизма инфраструктурных фондов для преодоления образовавшейся за годы мирового кризиса инвестиционной бреши в полной мере нашло отражение в инвестиционном плане для Европы (Investment Plan for Europe, IPE), разработанного Европейской комиссией.

План IPE базируется на трех принципах [4]:

1) создание Европейского фонда стратегических инвестиций (European

Fund for Strategic Investments, EFSI), чтобы мобилизовать не меньше € 315 млрд дополнительного финансирования для инвестиций в течение трех лет;

2) создание единого механизма для технической помощи и консультационных услуг по подготовке и реализации инфраструктурных проектов, использованию финансовых инструментов и обеспечению прозрачности перспективным инвестиционным проектам в Европе;

3) внедрение регуляторных и структурных реформ в целях устранения узких мест и обеспечения благоприятных условий для инвестиций.

В ближайшие несколько лет Европейский фонд стратегических инвестиций совместно с фондами, имеющими тематический или отраслевой характер деятельности (Европейским социальным, Европейским сельскохозяйственным, Европейским фондом морского и рыбного хозяйства и рядом других) - будет иметь возможность для финансирования различных проектов в государствах - членах ЕС.

Формы инвестиций созданного фонда EFSI - кредиты, гарантии и прямое участие в капитале проектных компаний. Безвозвратное субсидирование средств фонда не предусматривается. Кроме финансовой поддержки проектным компаниям фонд будет оказывать и консультационные услуги посредством специальных Инфраструктурных и Инновационных окон (Infrastructure and Innovation Window). Таким образом, фонд начнет выполнять важную координирующую роль для достижения целей европейской экономической политики [4].

рецепты для россии

Проблемы, с которыми столкнулись европейские страны в результате мирового экономического кризиса, характерны, возможно, даже в большей степени, и для РФ. В силу этого выход из кризисной ситуации, когда существенно сокращено финансирование инфраструктурных отраслей, можно искать, в частности, на пути привлечения европейского опыта возрождения инвестиционного рынка.

Как известно, к основным причинам отставания темпов роста инвестиций в инфраструктуру от темпов роста всей экономики РФ можно отнести:

1) недостаточность бюджетных инвестиций и низкую эффективность их использования;

2) несовершенство механизмов при-

влечения частного бизнеса к реализации инфраструктурных проектов.

По аналогии с изложенными европейскими рецептами по активизации инфраструктурных инвестиций и с учетом отечественной специфики предлагается следующее:

1) создать специализированный инвестиционный институт государственных инфраструктурных фондов, учреждаемых на федеральном (отраслевом) и региональных уровнях;

2) образовать компетентный орган по осуществлению единой политики развития рынка инфраструктурных инвестиций.

Государственный инфраструктурный фонд

К исключительным видам деятельности государственного инфраструктурного фонда нужно отнести:

1) аккумулирование финансовых и иных активов, выделяемых государством и привлекаемых у бизнеса, для реализации инфраструктурных проектов;

2) осуществление эффективной ресурсной и организационной поддержки субъектам деятельности в сфере развития инфраструктуры.

Государственный инфраструктурный фонд (далее Фонд) будет создаваться в организационно-правовой форме автономного учреждения на основании распоряжения правительства РФ или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с новым Федеральным законом «О государственных инфраструктурных фондах». Российская Федерация или субъект РФ выступит в каче-

стве учредителя федерального (отраслевого) или регионального Фонда.

Финансовое обеспечение деятельности Фонда будет осуществляться в виде субсидий из бюджета РФ, в частности, с учетом дополнительных налоговых доходов, возникающих в результате реализации инфраструктурных проектов, а также за счет иных не запрещенных федеральными законами источников (в том числе кредитов, займов) и выпуска Фондом облигаций (рис. 1).

В качестве дополнительной государственной поддержки деятельности Фонда, предусмотренной новыми законодательными нормами, рассматриваются:

1) государственные гарантии, предоставленные в качестве обеспечения выпуска облигаций Фонда или для получения Фондом кредита (займа), в том числе у иностранного юридического лица;

2) льготы по уплате налогов и сборов, предоставленные владельцам облигаций Фонда.

Государственная поддержка позволит облигациям Фонда стать привлекательным долгосрочным активом для основных российских институциональных инвесторов, что будет способствовать привлечению частных финансовых ресурсов в инфраструктурные проекты.

Имущество Фонда закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества Фонда является учредитель Фонда. С согласия учредителя Фонд вправе вносить имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их

основные направления инвестиций в странах Ес с 2010 по 2016 г.

секторы инвестиций в основной капитал размер инвестиций (млн евро) доля в общем объеме инвестиций (%)

Возобновляемая энергетика 13 603,0 32,75

Энергетика 9776,0 23,54

Транспорт 9425,0 22,69

Коммунальные услуги 2556,0 6,15

Телеком 2325,0 5,60

Здравоохранение 1444,0 3,48

Утилизация отходов 1066,0 2,57

Образование 743,0 1,79

Социальное жилье 599,0 1,44

Всего инвестиций 41 537,0

учредителя или участника, а также сдавать это имущество в аренду.

В проектах, реализуемых по концессионной схеме, решением учредителя Фонд может наделяться правами кон-цедента в отношении объекта инфраструктуры, закрепленного за Фондом на праве оперативного управления. Такой вариант концессионной схемы оптимален в плане упрощения бюрократических процедур и оперативности на стадии не только строительства инфраструктурных объектов, но и их эксплуатации.

координационный орган

В качестве зарубежного аналога координационного органа предлагается рассматривать Европейский фонд стратегических инвестиций. Такой орган примет на себя часть функций исполнительной власти по надзору и контролю в сфере выработки единой политики по развитию рынка инфраструктурных инвестиций, а также будет непосредственно участвовать в финансировании на возвратной основе крупных инфраструктурных проектов или групп инвестиционных проектов, связанных тематической или географической направленностью.

Для выполнения указанных функций в большей степени подходит Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Для выполнения новых задач Внешэкономбанк может быть наделен дополнительными полномочиями:

1) участвовать в составлении проекта федерального бюджета в части финансирования инфраструктурных проектов;

2) разрабатывать условия эмиссии и обращения ценных бумаг, ориентированных на финансирование инфраструктурных проектов, и решения об эмиссии выпуска (дополнительного выпуска) соответствующих ценных бумаг в целях формирования бюджетных источников для финансирования инфраструктурных проектов;

3) осуществлять операции по размещению, выкупу, обмену, обслуживанию и погашению выпусков облигаций федеральных займов в целях формирования бюджетных источников для финансирования инфраструктурных проектов в качестве агента Министерства финансов РФ;

4) осуществлять финансирование инвестиционных проектов на возврат-

ной основе за счет средств федерального бюджета, а также денежных средств юридических лиц, привлекаемых во вклады Внешэкономбанка;

5) осуществлять методическое руководство в области развития рынка инфраструктурных инвестиций и бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов в сфере развития инфраструктуры;

6) обобщать практику применения законодательства РФ и проводить анализ реализации государственной политики в сфере развития инфраструктуры.

Фонд развития железных дорог

Для активизации инфраструктурных проектов в сфере железнодорожного транспорта предлагается создать Федераль-

ный государственный инфраструктурный фонд развития железных дорог (далее Фонд развития ЖД). Он может стать эффективным инструментом для привлечения инвестиций в отраслевую инфраструктуру на стадиях как создания новых объектов, так и реконструкции объектов железнодорожного транспорта (рис. 2).

При реализации Программы скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения (Программы СМ/ВСМ) Фонд развития ЖД рассматривается в качестве центрального элемента организационно-правовой и финансовой модели, ответственного за привлечение средств, необходимых для формирования акционерного и заемного капитала проектов (рис. 3).

Основной статьей расходов федерального бюджета при реализации

рис. 1. схема финансирования инфраструктурных фондов за счет дополнительных налоговых поступлений

СЕВЕРНЫЙ ШИРОТНЫЙ ХОД

рис. 2 проекты, которые могут финансироваться с участием Фонда развижия Жд

Рис. 3. Схема функционирования федерального государственного инфраструктурного фонда развития железных дорог

Программы СМ/ВСМ будут федеральные субсидии Фонду развития ЖД. Источником субсидий станут дополнительные бюджетные доходы, возникающие за счет внешних эффектов от реализации проектов (рис. 4). За период до 2040 г. федеральные расходы на субсидии Фонду для поддержки субъектов, участвующих в реализации проектов Программы ВСМ/СМ, должны составить порядка 2701 млрд рублей, а доход бюджета от этих проектов оценивается в 3327 млрд рублей. Таким образом, образуется превышение доходной части федерального бюджета над расходной в сумме 626 млрд рублей. Кроме того, будет создана инфраструктура СМ/ВСМ, которая улучшит транспортную связанность регионов, способствуя тем самым повышению экономической безопасности РФ.

Для создания государственных инфраструктурных фондов, в том числе Фонда развития ЖД, обладающих необходимыми функциональными возмож-

ностями, потребуется внести ряд новаций и изменений в нормативно-правовую базу РФ:

1) принять Федеральный закон «О государственных инфраструктурных фондах», который будет регулировать правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании государственных инфраструктурных фондов;

2) принять Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственных инфраструктурных фондах"», который внесет изменения в Налоговый кодекс РФ, а также в федеральные законы «О рынке ценных бумаг» и «О концессионных соглашениях»;

3) принять постановление правительства РФ «Об утверждении Методики прогнозирования поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы

Рис. 4. Прогноз динамики дополнительных расходов и доходов с участием Фонда развития ЖД

Российской Федерации дополнительных налоговых доходов, возникающих в результате осуществления крупных инфраструктурных проектов», в частности проектов развития железнодорожной инфраструктуры.

С учетом реализации необходимых мероприятий и согласовательных процедур Фонд развития ЖД может начать свою деятельность в 2018 г. □

Литература

1. How infrastructure companies deliver real benefits. Craig Albert and Tam Nguyen. October 2016. URL: http:// www.mckinsey.com/industries/capital-projects-and-infrastructure/our-insights/how-infrastructure-companies-deliver-real-benefits.

2. Sending the right infrastructure message. Christopher Heathcote, McKinsey & Company Home. URL: http://www.mckinsey.com/industries/ infrastructure/our-insights/sending-the-right-infrastructure-message?cid=other-eml-alt-mip-mck-oth-1608.

3. Europe's economic foundations: Investing in Infrastructure. November 2016. URL: http://www. investeurope.eu/media/533105/ Briefing-Note_Europe%E2%80%99s-economic-foundations_Investing-in-Infrastructure-28112016.pdf.

4. European Structural and Investment FUNDS and European Fund for Strategic Investments complementarities Ensuring coordination, synergies and complementarity. February 2016. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/ sources/thefunds/fin_inst/pdf/efsi_esif_ compl_en.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.