Научная статья на тему 'Государственный и муниципальный заказы в условиях трансформации социальной сферы'

Государственный и муниципальный заказы в условиях трансформации социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
334
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / COMPETITION / SOCIAL ORDER / SOCIAL PROJECT / SOCIAL SPHERE / MUNICIPAL ORDER / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Косова Нина Михайловна

Рассматриваются проблемы, связанные с организацией государственного и муниципального социального заказа как механизма формирования рыночной среды в социальной сфере. Даны характеристики этапов создания социального заказа, анализ трудностей его становления в системе управления, проведена связь с социальным проектированием интеграционных процессов в границах муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and municipal order in the conditions of social sphere transformation

There are discussed the problems connected with the organization of state and municipal social order like the mechanism of market environment formed in the social sphere. There are given the characteristics of the stages when the state and municipal social order is being done alongside with the analysis of the problems of its implementing in the management system. Also the connection with the social projecting of the integration processes within the municipal education is shown.

Текст научной работы на тему «Государственный и муниципальный заказы в условиях трансформации социальной сферы»

социология

вивающемся мире. Вне этого института невозможны современный процесс социализации, экономическая и политическая жизнь, развитие культуры и науки и других сфер жизнедеятельности.

Характер и форма включения человека в сферу образования оказывают значительное влияние на его положение в обществе, определяя тем самым возможности его социальной мобильности. Общество берет на себя задачу передавать определенные взгляды, знания, умения и навыки своим членам путем формального обучения; позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт, наработанный предыдущими поколениями; образование - один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни конкретного общества, это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, подготовки человека к жизни и труду.

Таким образом, история развития мировой цивилизации позволяет сегодня утверждать, что наиболее приоритетной ценностью, определяющей социальный прогресс общества, является система образования как один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих формирование общественного сознания, интеллектуального потенциала нации. Особая роль при этом принадлежит высшему образованию, которое обеспечивает подготовку специалистов-профессионалов международного уровня, представляющих собой «интеллектуальный портрет» той или иной страны.

Литература

1. Аврамова Е.М., Логинов Д.М. Адаптационные ресурсы населения: попытка количественной оценки // Мониторинг общественного мнения. 2002. №3. С. 13 - 17.

2. Социология молодежи / Ю.Г. Волков,

В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария [и др.]. Ростов н/Д., 2001.

3. Гудков Л.Д. Реформы и процессы общественной примитивизации // Кто и куда стремится вести Россию? М.: МВШСЭН, 2001.

4. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // СоцИС. 2000. №6.

С. 21 - 28.

5. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования. М.: Гардарики, 2005.

Education as an adaptation resource for the youth

There are analyzed the problems of education and the chances of education influencing the adaptation success for the Russian youth in the changing times in Russia.

There are distinguished basic sociological approaches to the concept of education and main adaptation resources for the youth.

Key words: youth, education, adaptation resources for the youth, education as an adaptation resource.

Н.М. КОСОВА (Арзамас)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗЫ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Рассматриваются проблемы, связанные с организацией государственного и муниципального социального заказа как механизма формирования рыночной среды в социальной сфере. Даны характеристики этапов создания социального заказа, анализ трудностей его становления в системе управления, проведена связь с социальным проектированием интеграционных процессов в границах муниципального образования.

Ключевые слова: конкурс, социальный заказ, социальный проект, социальная сфера, муниципальный заказ, трансформация.

Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу с июля 2005 г., вменил в обязанность органам власти проведение конкурсных программ государственного и муниципального заказов. Обозначившиеся в

© Косова Н.М., 2009

связи с этим тенденция постепенного охвата программами заказа всех сфер жизнедеятельности территории и их ориентация на развитие ставят задачи совершенствования заказа как эффективной социально-управленческой и рыночной технологии [5]. Однако анализ реальной практики позволяет отметить в качестве особенности широкое применение данных программ в хозяйственно-производственной сфере (ЖКХ, строительство, торговля и т. д.) и весьма ограниченное, крайне редкое - в социальной.

Означенная проблема возвращает к общественной дискуссии начала 1990-х годов вокруг социального заказа как инструмента организации диалога государства и общества, пробуждения гражданского самосознания и активности основных общественных сил [1; 4]. Сегодня это уже исторические факты, которые заложили фундамент для становления программ заказа в социальной сфере. Но требуется еще немало усилий, чтобы осмыслить его действие как управленческого механизма, призванного регулировать социальные процессы, их настройку на развитие с использованием рыночной конкуренции. Этим обозначается сложная и неоднозначная природа социального заказа, в которой пересекаются сложившиеся традиции социальной сферы и вызовы времени.

И в этой связи, на наш взгляд, представляется интересной модель заказа, в которой сочетание традиций социальной сферы и рыночных нововведений порождает новые контексты управления. Рассмотрим практику проведения конкурсов на муниципальный социальный заказ по различной тематике в г. Арзамасе Нижегородской области под руководством фонда «Институт экономики города» (г. Москва) в течение нескольких лет (2001 - 2004 гг.) [3; 4] и опыт подготовки социальных проектов для участия в них.Среди прочих при непосредственном участии автора была разработана модель заказа по теме «Социальная реабилитация участников локальных конфликтов и их семей», сочетающая традиции социальной сферы и рыночные нововведения. Целевыми социальными группами, получившими обслуживание в рамках конкурса, выступили бывшие военнослужащие, вернувшиеся из «горячих точек» (Афганистан, Чечня) и требующие первич-

ной или повторной комплексной реабилитации, а также члены их семей (родители, жены, дети) [3]. Следует подчеркнуть, что в качестве отправных точек подготовки проекта учитывались, во-первых, социально значимая проблема, вызывающая социальную напряженность, во-вторых, возможность ее управленческого решения.

Однако, как показывает практика, успех любого замысла предопределен способом его реализации, а выбор во многом зависит от образа будущего (ожидаемого) результата, от того, как представлены в нем проекции развития, или устойчивая позитивная динамика изменений, как организуется процесс его достижения. Развитие в этом случае, с одной стороны, - цель социальной деятельности, с другой - фокус осмысления всего происходящего, который определяет порядок восприятия текущих процессов и их взаимодействие. В частности, необходимыми условиями для настройки на развитие являются дифференциация и специализация социальных процессов, определение границ их автономии и одновременно взаимосвязи, что обеспечивает их интеграцию в целостную социальную сферу как систему [6; 7]. Но, вместе с тем, природа развития не может быть ограничена формальными рамками. Она придает происходящему особые оттенки и краски, которые являются проекциями человеческого мировосприятия, проекциями жизненного мира человека, его потребностей и смыслов [2; 8]. В таком виде внутренняя плоскость социальной сферы как системы приобретает новые свойства -свойства саморазвития, аккумулируя непрерывно в себе запрос на обновление существующих условий, действующих программ-предложений и их адаптацию к меняющимся потребностям индивида (социальной группы) [8].

Механизм саморазвития встроен в управление социальными изменениями. Любая социальная система стремится к поддержанию баланса, т. е. соответствия между достигнутым и новыми потребностями. Внутренняя динамика, изменчивость происходящего приводят к различным нарушениям и возникновению несоответствий. Таким образом, в каждый определенный момент времени фиксируется разрыв между потребностями и сложившимися условиями, выявляется дефицит име-

ющихся ресурсов и, соответственно, необходимость их восполнения. Социальный заказ, отражая содержание дефицита, является одним из инструментов управления качественными изменениями текущих процессов и их приближения к конкретным потребностям человека. В этом контексте любая социальная проблема становится, прежде всего, сигналом о возникновении некоторого социального «вакуума» и необходимости его наполнения конкретным содержанием (предложениями) для устранения образовавшейся «пустоты».

Требования развития усиливаются рыночными параметрами социального заказа, которые находят подтверждение на законодательном уровне. В вышеуказанном ФЗ № 94 основа социального заказа - «торги», что предполагает наличие «товара» и соревнования (конкурсных механизмов) при его приобретении. Соответственно, возникает следующая важная для практики социального заказа задача: перевод социальной деятельности в ее рыночный продукт -услуги (для социальной сферы в их конкретных разновидностях: образовательные, медицинские и др.). Неготовность социальной сферы представлять свои результаты как рыночный продукт и ориентировать их на потребности человека - одна из объективных сегодня причин ее инертности. И с этим, подчас как с неразрешимой проблемой, сталкиваются практики при подготовке программ социального заказа, заменяя его, на наш взгляд, подменяя распространенными и ставшими привычными социальными проектами, которые имеют иное предназначение и качественные отличия от программ заказа.

Тема формирования образа «продукта» в социальной сфере очень актуальна. Если обратиться к традиционной практике социальных учреждений, то следует отметить свойственную им «открытость» в действиях и вытекающую из этого парадоксальность. Деятельность учреждений представлена потоком программ (в последнее время социальных проектов), стремящихся содействовать повышению качества жизни отдельных социальных групп, но в большинстве своем содержащих обобщенный, схематично оформленный набор показателей предполагаемого результата, который по сути условно ориентирован на конкретные потребности человека. В таком

виде целевые программы, .требующие немалых затрат, очень далеки от потребностей индивида и, безусловно, не могут дать ожидаемых эффектов развития. Поэтому, чтобы достичь желаемой цели, планируемые результаты должны приобрести новые свойства - стать продуктами потребления, т. е. быть полезными, привлекательными, востребованными и отвечать конкретным запросам человека (социальной группы). И если для материальной сферы, «мира вещей», подобная постановка вопроса является априорной, то для нематериальной пока еще нет.

В то же время следует отметить, что наиболее подготовленной в плане презентации своего продукта является социальная защита. Как молодая социальная отрасль, становление которой совпадало с началом современных реформ в России, определяя свое содержание, она одновременно вводила в свою практику и рыночные параметры. Именно деятельность учреждений социальной защиты была впервые квалифицирована с позиций услуги как нематериального вида товара на законодательном и организационном уровнях. Современное социальное законодательство дает определение социальных услуг как помощи и поддержки, предлагает их различные классификации: социально-психологические, социально-правовые, социально-медицинские и др.; коррекционные, реабилитационные и т. д., в то время как в других секторах социальной сферы только разрабатывается содержание базовых услуг (образовательной, медицинской и т. д.) и их классификаций. Отсутствие нормативной, так сказать, ориентировочной основы для квалификации услуг является сдерживающим фактором, объясняющим медленное «движение» заказа в указанных секторах социальной сферы, за исключением, как было отмечено выше, более прогрессивной в этом смысле социальной защиты населения.

Таким образом, основополагающим элементом социального заказа становится формирование пакета услуг, необходимых человеку (социальной группе) для восполнения недостающего ресурса. Реализация сформированного социального заказа позволит снять социальную напряженность и, может быть, даже разрешить возникшую проблему. Именно поэтому формирование за-

каза представляет собой ответственный этап в подготовке конкурсных программ, на котором разрабатывается стратегия и выстраиваются тактики перехода от осмысления практик социальной реальности к социальной деятельности, отвечающей требованиям рынка. При этом особо следует отметить, что выявление социальной проблемы само по себе не предполагает автоматического представления о ее решении. Нахождение оптимальных путей решения проблемы является сложной задачей. Рассмотрим это на конкретном примере подготовки социального проекта, посвященного адаптации участников локальных конфликтов.

Так, трудности социальной адаптации участников локальных конфликтов можно трактовать по-разному: 1) с точки зрения недостаточности условий, которые необходимы возвращающимся из «горячих точек» военнослужащим, чтобы сократить адаптационный период и смягчить переход к жизни в мирных условиях; 2) с точки зрения специфических потребностей данной социальной группы, удовлетворение которых позволит повысить внутренний ресурс отдельного человека, семьи и тем самым усилить их адаптационные способности.

Выраженный эффект действия будет достигнут в том случае, если между условиями и запросом целевой группы будет установлено наиболее точное соответствие. Поэтому возникает необходимость в изучении состояния проблемы, а заказ становится тем, что заполняет образовавшийся социальный вакуум. Содержание социального заказа составляет перечень услуг, который для участников становится источником удовлетворения их потребностей, а для действующих организаций - стимулом для обновления текущей деятельности, формирования готовности к действию и оказанию помощи и поддержки.

Поэтому на этапе формирования заказа возникает необходимость изучения и оценки возможностей (реальных и потенциальных) для решения заявленной социальной проблемы. К числу экспертных мероприятий относились социологические опросы, организация фокус-групп среди участников локальных конфликтов и их семей, изучение отчетной документации различных социальных служб и т. д. Наи-

более эффективным средством была фокус-группа. Ее программа была представлена открытым диалогом ведущих и приглашенных на встречу представителей целевой группы. В основе диалога - специализированная программа исследования трудностей, причин их возникновения, возможностей устранения, построенная с учетом полученных ранее результатов опроса.

Важным для определения содержания заказа является исследование организации социального пространства, его готовности и способности ответить на запрос клиентов. Основными объектами изучения в данном случае стали различные организации, обладающие реальным опытом и возможностями для работы с участниками локальных конфликтов: социальные и медицинские учреждения, общественные организации, имеющие прямое или косвенное отношение к участникам и их семьям. Например, ОО «Чеченские военнослужащие» и ОО «Афганские военнослужащие» непосредственно работали с бывшими военными, а ОО «Мир - семье» оказывало поддержку членам их семей.

На основе предложений экспертов были разработаны общая концепция и проект социальной реабилитации бывших военнослужащих. Последний предусматривал участие их семей и различных организаций города и состоял из комплекса социальных, психологических и медицинских мероприятий для устранения последствий острого посттравматического кризиса представителей целевой группы. Разработанные схемы выступали эталоном в организации социального пространства вокруг проблемной группы, а также в отборе и формировании оптимального пакета услуг органи-заций-заявителей.

Проектирование организационных этапов реабилитационного процесса также представляет собой важную часть подготовительной работы, т. к. позволяет провести более точное планирование как реабилитационных мероприятий, так и конкурсных программ заказа. Данный подход позволяет просчитать более рациональное распределение сил и денежных средств, выбрать оптимальные стратегии проведения конкурса. При этом следует сказать, что размещение пакета услуг может стать весьма отдаленным пунктом, который потребует последовательного, постепенного

приближения и разработки тактических решений.

Опытным путем авторам проекта удалось выявить несколько стратегий реализации программ социального заказа с учетом выводов и результатов экспертизы, показывающих внутреннюю динамику развертывания программ и последовательность использования различных форм социального заказа.

1. Результаты исследований (опрос, фокус-группа, наблюдение, статистический анализ и т. д.) показывают высокую степень неопределенности содержания потребностей целевой социальной группы, что не позволяет формировать пакет социальных услуг или конкретных видов работ как основы заказа.

Стратегия реализации заказа в данном случае включает ряд промежуточных этапов. Одна линия касается профессиональной деятельности организаторов конкурса и продолжения исследовательских программ до максимальной ясности в оценке с ложившейся ситуации. Другая - указы -вает на возможность переноса исследований на конкурсную основу. В этой логике просматривается необходимость в проведении конкурса социальных проектов как механизма привлечения новых оригинальных идей, проектных решений проблемы, закладывающих основу для будущих конкурсов социального заказа.

В рассматриваемом случае на первом этапе проводился конкурс социальных проектов по аналогичной тематике. Его основной задачей было мобилизовать социальные силы и направить их на решение возникшей проблемы. Конкурс социальных проектов в этом случае может выполнить функцию диагностики состояния социального пространства, оценить его мобильность и готовность создать «круг заботы», а также стать мотивационным механизмом участия организаций в конкурсных программах и расширения поля своей деятельности. К тому же новая проблема, как правило, открывает недостаток требуемого ресурса в социальном пространстве и необходимость в новой подготовке социальных сил. Поэтому конкурс социальных проектов предусматривал обязательное обучение организаций-победите-лей, их знакомство со специализированными и общими программами других восста-

новительно-реабилитационных центров, работающих с участниками локальных конфликтов.

Безусловно, данные задачи, которые стали выводом исследований, хорошо соприкасаются со спецификой конкурсов социальных проектов. Поэтому целесообразнее, на наш взгляд, в таких ситуациях в рамках конкурса социального заказа использовать проектные решения, которые начинают выстраивать контуры будущих эффективных социальных процессов. Конкурс социальных проектов позволил приблизиться к осмыслению социальной проблемы, и только на следующем этапе стало возможным формирование пакета социальных услуг.

2. Неопределенность ситуации высока, но размещение заказа происходит. Содержание заказа представляется в обобщенной форме, например, в такой формулировке: «Социальные услуги, предлагаемые на конкурс, должны быть направлены на оказание помощи семьям участников локальных конфликтов, включая военнослужащих, в том числе раненых, инвалидов; членов их семей: родителей, жен, детей» [3]. Предложения по составу пакета услуг, поступающие на конкурс, опосредуются набором услуг, выставленным на заказ заявителями конкурса, и регулируются специальными нормативными документами. «...Пакет социальной помощи, адресованной данной социальной группе, должен включать комплекс социальных услуг различного вида (социально-психологических, социально-педагогических, социально-медицинских, социально-правовых, социальнобытовых и др., в соответствии с перечнем, приведенном в Приложении к условиям конкурса) и отвечать следующим требованиям: 1) комплексное обслуживание выбранной группы семей, включая одновременно все целевые группы; 2) разработка плана социального обслуживания в соответствии с индивидуальным запросом целевой группы и индивидуальной программы реабилитации участников локальных конфликтов, разработанной в рамках межведомственной комплексной программы социально-медицинской реабилитации семей участников локальных конфликтов; 3) взаимодействие с муниципальными и государственными структурами (муниципальные учреждения социальной защиты,

КС, Центр занятости населения), общественностью и НКО в процессе реализации программ; 4) осуществление мониторинга исполнения программ помощи и освещение результатов в местных СМИ; 5) оценка эффективности мероприятий, проводимых по программам реабилитации» [3].

В приложении к объявлению прилагается исчерпывающий перечень требуемых социальных услуг, что обеспечивает участникам вариативность действий. Но, как следует из объявления, изучение кризисной ситуации в основном возложено на участника и составляет часть обоснования плана заявки и пакета предлагаемых социальных услуг, их качества и стоимости.

3. Исследование социальной проблемы дает возможность понимания содержания существующих потребностей целевых групп и формирования представления о существующем дефиците социальных услуг (работ) определенного качества и стоимости. При планировании конкурса важно учесть ассортимент тех услуг, которые предлагают уже действующие учреждения, т. е. конкурс на муниципальный социальный заказ исключает дублирование и способствует либо расширению уже действующего пакета социальных услуг, либо повышению их качества и снижению стоимости, т. е. повышению результативности и эффективности деятельности учреждения. В случае, если обнаруживается новая организация, не относящаяся к государственному или муниципальному сектору, которая может более эффективно работать по данному направлению, этот вид деятельности, сообразуясь с логикой, может быть передан ей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В частности, социальное обслуживание бывших военнослужащих и их семей, ведение банка данных по заявлениям на виды помощи в рамках данного конкурса перешли от социальной защиты специализированным общественным организациям (ОО «Чеченские военнослужащие», ОО «Афганские военнослужащие»), куда участники локальных конфликтов приходят по прибытии к месту проживания, после военкомата. Тем самым социальные службы получили значительную «разгрузку» в текущей работе.

В итоге предложенные стратегии составляют общий сценарий развертывания программы социального заказа, который со-

стоит из конкурса социальных проектов и конкурсов социальных заказов, содержание которых сводилось к приобретению услуг нужного качества и определенной стоимости. Отбор заявок на участие проводился на основе внешних и внутренних критериев. Первые должны были обеспечить прозрачность конкурса. К ним были отнесены достоверность, реалистичность обоснования качества и стоимости предлагаемых услуг. Вторые использовались конкурсной комиссией при отборе заявок в качестве оценочных (содержание пакета услуг, их качество и стоимость, его соответствие стратегиям решения социальной проблемы, требованиям результативности и эффективности использования денежных средств).

В совокупности деятельность органи-заций-победителей моделировала реабилитационный процесс и формировала социально-терапевтическую или поддерживающую среду вокруг данной целевой группы. При этом оптимальным решением выявленной социальной проблемы явилось следующее распределение функций между победителями конкурса.

ОО «Чеченские военнослужащие» и ОО «Афганские военнослужащие» взяли на себя социальную диагностику и своевременное выявление кризисных семей в целевой среде, поскольку именно эти общественные организации выступали основными «доверенными лицами» и посредниками в решении всех вопросов военнослужащих и их семей; услуги социального сопровождения клиентов и членов их семей, в том числе, при необходимости, и трудоустройство, а также социально-правовые услуги: консультации, посредничество в судах и других организациях.

Кроме того, к пакету так называемых требуемых услуг прилагался перечень дополнительных услуг, включающий посредничество между всеми организациями, в которые обращались военнослужащие (медицинские учреждения различных городов и регионов, способные предоставить необходимую помощь, социальные и судебные учреждения городского и областного уровней и т. д.); ведение базы данных и социальное наблюдение до полной социальной реабилитации, организацию культурного досуга и др.

Услуги по диагностике и лечению предложил городской центр восстановительно-

социология

го лечения, выделив отдельную палату под стационарное отделение для участников локальных конфликтов и членов их семей. На базе восстановительного центра был создан кабинет психотерапевтического консультирования и наркологического лечения, работу которого возглавили специалисты центра социально-психологической помощи семье, имеющие медицинскую и психотерапевтическую практику. Контроль за выполнением программы социального заказа, а также мониторинг поэтапной реализации проекта и диагностику его результатов осуществляла рабочая группа специалистов администрации города и Управления социальной защиты.

В итоге проведения конкурса и осуществления проекта были достигнуты понимание проблемы с позиции тех, кто нуждался в помощи; слаженность в работе различных организаций, каждая из которых выбрала то, что могла выполнить качественно, без лишних усилий и затрат; усиление социальных связей между организациями различных форм собственности, которые традиционно действуют изолированно друг от друга. Наряду со всеми, на наш взгляд, значимыми результатами последнее обстоятельство имеет особое значение, т. к. рыночная конкуренция несет в себе угрозу усиления разобщенности. А в решении социальных проблем всегда важно не только качество услуг, но и создание условий для сотрудничества различных субъектов деятельности, запуска интеграционных процессов на территории. Бывшие военнослужащие и их семьи выразили благодарность за «спасенные души», за возможность вновь почувствовать всю полноту жизни.

Подводя итог вышеизложенному, подчеркнем, что созданная в итоге модель межсекторного взаимодействия в решении социальной проблемы дала оптимальный вариант распределения функций и обязанностей, формирования ресурса для достижения общей цели, значительную экономию средств, прежде всего, за счет вклада общественного и волонтерского движения.

Таким образом, социальный заказ может выступать в качестве одного из эффективных средств развития социальной сферы, консолидации общественных сил, преодоления их ведомственной и социальной изоляции, создания гибких программ

социального партнерства, дающих возможность точно, своевременно' ' реагировать на возникающие проблемы и гибко перераспределять силы, обеспечивая развитие территории и социальное благополучие ее жителей.

Литература

1. Как выполнить социальный заказ?: метод. реком. / П.И. Блусь, В.М. Бушуева [и др.]. Пермь: Агентство «Стиль МГ», 2000.

2. Дридзе Т.М. К преодолению парадиг-мального кризиса в социологии [Электронный ресурс]. URL: www.mental-proii.ru/.

3. Косова Н.М., Мумладзе Н.В. Проектирование в социальной защите: опыт социологического обобщения. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2006. 145 с.

4. Либоракина М.И. Адресная социальная поддержка населения: уровень местного самоуправления / под ред. А.С. Пузанова. М.: Фонд «Институт экономики города», 1998.

5. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под ред. А.Г.Гран-берг, В.И. Данилова-Данильяк, К.С. Лосева [и др.]. М.: ЗАО «Издательство “Экономика”», 2002. 414 с.

6. Luhmann N. Aufsatze zur Theorie der Ge-selschaft // Soziologischte Aufklaurung. Kouln: Opladen, 1975. S. 150 - 169.

7. Luhmann N. Geschichhte als Prozess und die Teohrie sozio-kulturellen Evolution // Soziologischte Aufklaurung 3. Soziales System, Geselschaft, Organisation. Kouln: Opladen, 1981. S. 178 - 197.

8. Maturana H. Erkennen Die Organisation und Verkorpern von Wircklichkeit ausgew.Arbeiten zur biologie. Epistemologi|: Autoris.dt. Fassung von Wolfram K. Kock - 2., durchges.Auftl. Braunschweig; Wiesbaden Vieweg, 1985. S. 138 - 155.

State and municipal order in the conditions of social sphere transformation

There are discussed the problems connected with the organization of state and municipal social order like the mechanism of market environment formed in the social sphere.

There are given the characteristics of the stages when the state and municipal social order is being done alongside with the analysis of the problems of its implementing in the management system. Also the connection with the social projecting of the integration processes within the municipal education is shown.

Key words: competition, social order, social project, social sphere, municipal order, transformation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.