УДК 32
РС! 10.21661/Г-561650
Глушко Ю.В., Пятковский И.Е.
Государственный гражданский служащий: анализ понятийного аппарата и целей его деятельности
Аннотация
В статье раскрывается понятийный аппарат термина «государственный гражданский служащий». Авторами указаны цели деятельности государственных гражданских служащих в разрезе отраслей их реализации.
I
Ключевые слова: управление, государство, служебная деятельность, государственный гражданский служащий, цели деятельности.
еягельносгЕ
"ля обеспечения стабильного развития Российской Федерации необходимо осуществле-_ние эффективного управления всеми сферами деятельности государства. Управление государством осуществляется в соответствии с определенными приоритетами развития, действующим законодательством, при помощи существующих институтов, механизмов и инструментов управления. Одним из значимых институтов социального управления государственного типа выступает государственная гражданская служба. Именно государственная гражданская служба обеспечивает реализацию политики государства, и от уровня профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих зависит благополучие общества.
Формирование понятия «служащий» в России, как отмечает в своем исследовании П.А. Моргулец [6], берет начало со второй половины 40-х годов XX века. Именно с этого момента начинается формирование института государственной службы. В период формирования и развития института государственной службы не было единого определения понятия «служащий». Его рассматривали как:
- лицо, которое постоянно или временно выполняет служебные обязанности (государственные функции) в аппарате государственной администрации (в государственном аппарате);
- лицо / лица, занимающие по выбору или по назначению, постоянно или временно должности в государственных учреждениях или предприятиях и получающие вознаграждение (заработную плату) за свой труд, состоящий в организации и непосредственном осуществлении функций государства [6].
И в первом, и во втором определении делается акцент на выполнение государственных функций, но в первом случае это лицо, которое выполняет служебные обязанности в государственной администрации [6], а во втором определении уже указывается, что это лицо «занимающее должности в государственных учреждениях [6].
Исходя из приведенных определений можно отметить, что под служащим необходимо понимать лицо, которое работает в государственных учреждениях или организациях, занимает определенную должность (по назначению или по выбору) и, согласно занимаемой должности, выполняет возложенные на него функции за определенное вознаграждение своего труда.
С 60-х годов XX века вводится понятие «государственный служащий». Отличительной чертой государственного служащего является то, что он «замещают государственные должности в государственном аппарате, осуществляет служебную деятельность от имени и по поручению государства и получает за это заработную плату из государственного бюджета в порядке и размерах, которые установлены государством [10].
В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» №58-ФЗ, где в ст. 10, где приводится следующее определение служащего: «это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета» [8]. Этот же нормативный документ вводит понятие «государственная гражданская служба», что по сути является отправной точкой развития института государственной гражданской службы, основной задачей которого является служба государству, гражданам и обществу в целом.
При разработке нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность государственных служащих, принципы данного определения были использованы в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ, где приводится определение понятия «государственный гражданский служащий».
Согласно данному закону, под государственным гражданским служащим подразумевается гражданин РФ, осуществляющий в порядке, установленном действующим законодательством, профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ [9].
Несмотря, на наличие государственно закрепленного определения понятия «государственный гражданский служащий», современные исследователи [2, 5, 7, 10], раскрывают данное понятие следующим образом:
- социально-профессиональная группа граждан, состоящих именно на государственной гражданской службе, со всеми их наиболее значимыми характеристиками [10, с. 155];
- особый субъект государственных отношений, поскольку законодателем на него возложены обязательства по осуществлению задач и функций государства на основании служебного контракта за денежное содержание [5].
- особые субъекты в системе государственно-служебных отношений [7, с. 129];
- тот, кто занимает ту или иную должность, соответствующую группе и категории из числа указанных в ст. 9 Закона №79-ФЗ [2].
На основании выше изложенного можно отметить, что под государственными гражданскими служащими необходимо понимать лиц, граждан РФ, осуществляющих в порядке, установленном действующим законодательством, профессиональную служебную деятельность (по осуществлению задач и функций государства) на должности гражданской службы на основании служебного контракта за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Должности в государственных учреждениях имеют точную структуру, определённую законодательством. Так в гл. 2 79-ФЗ [9] определены должности государственных гражданских служащих. Согласно ст. 9 Закона №79-ФЗ [9] применятся следующая классификация должностей государственных гражданских служащих с разделением их на категории (руководитель, помощник, специалисты) и группы (высшие должности, главные, ведущие, старшие. младшие).
Особенностью штатной структуры государственных органов является то, что независимо от направления работы, названия должностей являются одинаковыми в различных подразделениях.
Точное наименование должностей устанавливается указом Президента России в виде «Реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации». С учётом предусмотренных Реестром должностей, руководитель органа власти утверждает структуру ведомства и определяет штатное расписание для подразделений [1].
Формирование структуры органов власти и должностей осуществляется с учетом принципов деятельности и задач, реализуемых государственными гражданскими служащими отдельного государственного учреждения или предприятия. Так, если принципы государственной гражданской службы закреплены законодательно в ст. 2 ФЗ-79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [9], то задачи и функции нет и определяются в зависимости от целей и задач деятельности государственного учреждения, в котором трудится государственный гражданский служащий.
Исследователи [3; 11] выделяют несколько направлений задач, решаемых государственными гражданскими служащими:
- обеспечение конституционного строя;
- выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;
- подбор кадров способных реализовать стратегию развития страны;
- создание организационных структур государственной власти;
- принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;
- защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;
- создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.
То есть реализация задач деятельности государственных гражданских служащих направлена на обеспечение социально-экономического и политического развитию страны и защиту прав, свобод и законных интересов граждан страны. С целью реализации поставленных задач определяются цели деятельности государственных служащих, которые, в зависимости от сроков реализации делятся на стратегические, среднесрочные и текущие.
К стратегическим целями государственной службы относятся:
- служение государству и обществу;
- качественное обеспечение исполнения функций и задач государства, его органов и должностных лиц;
- повышение эффективности работы государственного механизма [4].
Все цели государственной гражданской службы разделяются в зависимости от отраслей или сферы их реализации (рисунок 1).
Таким образом, можно отметить, что деятельность государственных гражданских служащих охватывает различные отрасли, и в зависимости от отрасли ставятся разные цели, при этом в зависимости от времени реализации цели могут быть разделены на стратегические, среднесрочные и текущие.
i
численности государственной службы r соотиетстние со стоящими задачами, щ сйвсршснствоваиис норм, правил и процедур прохождения государственной службы.
На основании проведенного исследования можно отметить, что под государственными гражданскими служащими необходимо понимать лиц, граждан РФ, осуществляющих в порядке, установленном действующим законодательством, профессиональную служебную деятельность (по осуществлению задач и функций государства) на должности гражданской службы на основании служебного контракта за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Деятельность государственных гражданских служащих осуществляется в таких сферах как политико-административная, социальная, экономическая, правовая и организационная, что влияет на определение целей их деятельности.
Рис. 1. Отраслевое разделение целей деятельности государственныхгражданских служащих
Литература
1. Байтеряков С.В. Кадровая политика на госслужбе: текущие проблемы и необходимые изменения / С.В. Байтеряков, А.В. Барышникова, В.К. Копыток [и др.]; под ред. М.С. Шклярук. - М.: Счетная палата Российской Федерации, Центр перспективных управленческих решений, 2021. - 118 с.
2. Гоман К.И. Проблемы мотивации государственной гражданской службы Российской Федерации и типология государственных служащих / К.И. Гоман // Промышленная политика: глобализация, инновации, устойчивость: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 211-217. - EDN YMARWP
3. ваев Д.Р. Сущность и значение института государственной гражданской службы и правового статуса государственного гражданского служащего / Д.Р. Иваев // E-Scio. - 2017. - №5 (8). - С. 53-56. EDN ZCQQTB
4. Киприянова В.А. Особенности нормативного закрепления прав и обязанностей государственных гражданских служащих /
B.А. Киприянова // Уголовно-исполнительная система России в условиях реформирования: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции адъюнктов, курсантов, студентов и слушателей. - 2019. - С. 75-78. EDN IZFOPK
5. Мамонов Ю.М. Административно-правовой статуй государственных гражданских служащих: понятие и структура / Ю.М. Мамонов // Символ науки. - 2020. - №12-2. - С. 33-35. EDN OBSUZT
6. Моргулец П.А. Понятие, сущность и виды статуса государственных гражданских служащих / П.А. Моргулец // Молодой ученый. - 2018. - №50 (236). - С. 247-249 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/ 236/54871/ (дата обращения: 15.12.2022). EDN YRAIMP
7. Писаренко Е.С. Теоретико-правовые основы правового статуса государственного гражданского служащего: проблемы структурирования элементов / Е.С. Писаренко // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2017. - №1-7. -
C. 129-132. EDN XVCDAF
8. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 №58-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения: 27.11.2023).
9. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 №79-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 27.12.2023).
10. Хорошкевич Н.Г. Политическая культура государственных гражданских служащих и муниципальных служащих с социологических позиций: понятийный аппарат / Н.Г. Хорошкевич // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2020. - №5. - С. 104-107. DOI 10.23672/z1787-3379-1751-k. EDN HDRXIJ
11. Шубцова Л.В. Современные подходы к оценке деятельности государственной службы в Российской Федерации / Л.В. Шуб-цова // Вестник Тульского филиала финуниверситета. - 2015. - №4. - С. 27-32.