Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
890
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТА / ГОСУДАРСТВО / РЕФОРМА / СТРОЕНИЕ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Инфантиди А.А., Хижняк С.Г.

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с историческим значением государственного аппарата. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса государственного аппарата России в первой половине 19 века. Методология исследования - анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 12-1(87)

УДК 94

А.А. Инфантиди, С.Г. Хижняк ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с историческим значением государственного аппарата. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса государственного аппарата России в первой половине 19 века. Методология исследования - анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Ключевые слова: государственный аппарата, государство, реформа, строение, общество.

К началу 19-го века в состав России вошли обширные территории с мусульманскими и буддистскими народами. Для Финляндии и Польши была утверждена Конституция, которая предусматривала высшую власть русского царя, хотя на этих же территориях действовали свои органы управления. поэтому все российское общество к началу 19-го столетия делилось не только на уровне сословий и классов, но и на уровне этноса. Все институты власти подчинялись непосредственно императору. Чиновничий аппарат был разделен на несколько ветвей.

После прихода к власти Александра Первого началась реформа государственного аппарата. В результате реформ была усилена централизация государственного аппарата, некоторые органы управления и власти получили расширенные полномочия. В частности, на смену Совету при высочайшем дворе пришел Непременный совет, он существовал до 1810 года, затем был упразднен, вместо него свою работу начал Государственный совет. К его полномочиям относилась разработка и утверждение законопроектов. Главой госсовета был император, при его отсутствии полномочия переходили к выбранному им члену совета. [1]

Само же назначение членов совета проходило по инициативе императора, в составе совета было предусмотрено несколько должностей для министров. Госсовет делился на несколько департаментов, в частности, разработкой законопроектов занимался департамент законов, решение военных вопросов было возложено на департамент военных дел, вопросами гражданского характера и духовенства занимался департамент по гражданским и духовным делам, вопросами бюджетирования занимался департамент государственной экономии.

В задачи госсовета входили обязанности по подготовке законов и учреждений. Цель работы госсовета сводилась к тому, чтобы обеспечить единообразие правовой системы. Госсовет собирался в виде собраний или заседаний с присутствием представителей всех департаментов. Во главе канцелярии при госсовете находился секретарь. [2]

Начиная с 20-х годов 19-го столетия вопросами законотворчества стала заниматься канцелярия при императоре. Эта канцелярия стала главным органом в системе государственного управления. Канцелярия при императоре стала делиться на несколько отделений. В частности, в канцелярии работало отделение по контролю за деятельностью министров и министерств. Это отделение занималось помимо прочего разработкой законопроектов. В полномочия этого отделения входило назначение или лишение должности высших чиновников.

Второе отделение в канцелярии при императоре занималось обобщением юридической практики, а третье отделение занималось профилактикой и расследованием государственных преступлений. Четвертое отделение, начиная с 1828 года, начало заниматься благотворительными учреждениями и вопросами финансирования женских учебных заведений. Пятое отделение, приступив к работе с 1836 года, начало готовить проект реформы в области управления государственными крестьянами. Шестое отделение занималось вопросами управления Кавказом.

В 20-х годах в качестве высшего судебного органа в системе государственного аппарата стал рассматриваться сенат. На базе сената работало несколько департаментов, они фигурировали в системе судебной власти как высшие апелляционные инстанции для судов в губерниях. [3]

© Инфантиди А.А., Хижняк С.Г., 2018.

Научный руководитель: Симонова Ольга Васильевна - доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат исторических наук, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

Вестник магистратуры. 2018. № 12-1(87)

ISSN 2223-4047

Отраслевые органы управления (министерства) стали создаваться с 1802 года, ранее же полномочия министерства выполняли коллегии министерств. В министерствах работали руководители и исполнители, для каждого сотрудника государственного аппарата предусматривалась персональная ответственность за достигнутый результат работы. [4]

В системе государственного аппарата в 1802 году появляются несколько министерств - это министерство по управлению военными сухопутными силами, министерство по управлению иностранными делами и министерство по управлению морскими силами, министерства внутренних дел и юстиции, а также министерства по коммерции и финансам, министерство по вопросам народного просвещения. [5]

Работа всех министерств велась на основе подготовленных для них инструкций. Министерства готовили планы на будущее, а также обобщали результаты проделанной работы. По результатам своей работы каждое министерство предоставляло отчет для рассмотрения сенатом. С 1811 года министерства стали рассматриваться в качестве высших органов исполнительной власти в непосредственном подчинении у императора. Назначением министров на должности и их заместителей занимался император. В каждом министерстве было несколько департаментов и собственная канцелярия. В каждом министерстве был совет (совещательная коллегия), в котором работал сам министр и его заместители.

Библиографический список

1. Архангельский А. Н. Александр I. М.: Молодая гвардия, 2014. 444 с.

2. Волковский Н. Л. История информационных войн. В 2 ч. Ч. 1. СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2013.

502 с.

3. Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIÏÏ века (опыт целостного анализа). М.: РГГУ, 2015. 575 с.

4. Керсновский А. А. История русской армии в 4 томах. М.: Голос, 2012. Т. 1. 304 с.

5. Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. Т. 5. Курс русской истории. Ч. 5. М.: Мысль, 2013. 476 с.

ИНФАНТИДИ АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - магистрант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

ХИЖНЯК СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ - магистрант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.