Научная статья на тему 'Государственный бюджет'

Государственный бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
public finances / budget policy / stra- tegic planning.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Тищенко

По данным Федерального казначейства, за январь–ноябрь 2014 г. доходы федерального бюджета увеличились относительно соответствующего периода предыдущего года на 0,5 п.п. ВВП за счет роста нефтегазовых доходов на 0,5 п.п. ВВП. Основным фактором увеличения нефтегазовых доходов и, как следствие, доходов федерального бюджета при резком снижении мировых цен на нефть – до 60 долл./ барр. стало значительное ослабление российского рубля относительно доллара США и евро. Таким образом, достигнутый профицит федерального бюджета по итогам одиннадцати месяцев 2014 г. в размере 1,9% ВВП и консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам десяти месяцев текущего года в размере 0,4% ВВП не является признаком устойчивости бюджетной системы в целом. Еще в конце октября рейтинговое агентство Moody‘s Investors Service пересмотрело кредитный рейтинг РФ в сторону понижения – с «Baa1» до «Baa2», указав, что дальнейшее ослабление рубля обойдется российской экономике слишком дорого1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Budget

According to data released by the RF Federal Treasury, Russia’s federal budget revenue over the period of January–November 2014 increased by 0.5 pp. of GDP on the same period of 2013 due to growth, by 0.5 pp. of GDP, of the volume of oil and gas revenue. The main factor responsible for the upward movement of the oil and gas revenue index (and the corresponding upward movement of federal budget revenue) in face of plummeting world oil prices (to $60 per barrel) was the ruble’s dramatic weakening against the USD and euro. Thus, the federal budget surplus of 1.9% of GDP achieved over the first eleven months of 2014, as well as the surplus of 0.4% of GDP in the consolidated budget of RF subjects achieved over the ten months of 2014, can by no means be regarded as manifestations of the budget system’s sustainability as a whole. As early as late October 2014, Moody‘s Investors Service rating agency downgraded Russia’s credit rating index from Baa1 to Baa2, pointing out in this connection that any further weakening of this country’s national currency will have an extremely negative effect on the economy.

Текст научной работы на тему «Государственный бюджет»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Татьяна ТИЩЕНКО, канд. экон. наук

По данным Федерального казначейства, за январь—ноябрь 2014 г. доходы/ федерального бюджета увеличились относительно соответствующего периода предыдущего года на 0,5 п.п. ВВП за счет роста нефтегазовых доходов на 0,5 п.п. ВВП.

Основным фактором увеличения нефтегазовых доходов и, как следствие, доходов федерального бюджета при резком снижении мировых цен на нефть — до 60 долл./ барр. стало значительное ослабление российского рубля относительно доллара США и евро. Таким образом, достигнутый профицит федерального бюджета по итогам одиннадцати месяцев 2014 г. в размере 1,9% ВВП и консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам десяти месяцев текущего года в размере 0,4% ВВП не является признаком устойчивости бюджетной системы в целом.

Еще в конце октября рейтинговое агентство Moody's Investors Service пересмотрело кре-дитны/й рейтинг РФ в сторону понижения — с «Baal» до «Baa2», указав, что дальнейшее ослабление рубля обойдется российской экономике слишком дорого1.

Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за январь-ноябрь 2014 г.

За январь-ноябрь 2014 г. доходы федерального бюджета составили 12 950,8 млрд. руб., или 19,7% ВВП, что на 0,5 п.п. ВВП выше, чем за соответствующий период предыдущего года. Нефтегазовые доходы выросли до 10,2% ВВП (6718,8 млрд. руб.), на 0,5 п.п. ВВП превысив показатель за одиннадцать месяцев 2013 г., тогда как ненефтегазовые доходы по итогам января-ноября 2014 г. остались на уровне

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета РФ в январе-ноябре 2013 и 2014 гг.

Январь-ноябрь 2014 г. Январь-ноябрь 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. ' &ВВП п.п. ВВП

Доходы 12 950,8 19,7 11 758,1 19,2 0,5

в том числе:

Нефтегазовые 6718,8 10,2 5940,7 9,7 0,5

Ненефтегазовые 6232,0 9,5 5817,4 9,5 0,0

Расходы 11 677,5 17,8 11 158,2 18,2 -0,4

в том числе:

Процентные 377,9 0,6 328,8 0,5 0,1

Непроцентные 11 299,6 17,2 10 829,4 17,7 -0,5

Профицит (+) / Дефицит (-) 1273,3 1,9 599,9 1,0 0,9

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -5445,5 -8,3 -5340,8 -8,7 0,4

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 65535 61240

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1 http://www.kommersant.ru/doc/2593550

аналогичного периода предыдущего года в размере 9,5% ВВП.

Расходы федерального бюджета за рассматриваемый период выразились значением в 11 677,5 млрд. руб. (17,8% ВВП), что на 0,4 п.п. ВВП ниже показателя за аналогичный временной интервал предыдущего года.

По итогам января-ноября 2014 г. федеральный бюджет исполнен с профицитом в 1,9% ВВП (1273,3 млрд. руб.) - это на 0,9 п.п. ВВП выше сальдо федерального бюджета за соответствующий период 2013 г.; при этом объем ненефтегазового дефицита в долях ВВП сократился относительно того же периода предыдущего года на 0,4 п.п. ВВП и составил 8,3% ВВП. (См. табл. 1.)

За одиннадцать месяцев текущего года налоговые доходы федерального бюджета в долях ВВП выросли по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. по большинству налоговых поступлений.

Поступления по НДПИ увеличились на 0,2 п.п. ВВП, или на 13,7% в абсолютном выражении. Поступления по внутреннему НДС выросли на 0,2 п.п. ВВП (+16,0% в абсолютном выражении), в то время как по импортному НДС

они сократились на 0,2 п.п. ВВП, в абсолютном выражении увеличившись всего на 2,2%.

Доходы по налогу на прибыль организаций увеличились на 0,1 п.п. ВВП, или на 14,7% в абсолютном выражении.

Доходы федерального бюджета по внутренним акцизам не изменились относительно января-ноября 2013 г. и составили 0,7% ВВП (темп прироста в абсолютном выражении составил здесь +13,0%); по импортным акцизам доходы также остались неизменными -на уровне 0,1% ВВП и выросли на 14,9% в абсолютном выражении.

Доходы от внешнеэкономической деятельности также остались неизменными относительно соответствующего периода 2013 г. и составили 7,3% ВВП; в абсолютном выражении они выросли за год на 7,0% при общем приросте налоговых доходов федерального бюджета за январь-ноябрь текущего года по сравнению с тем же периодом предыдущего на 0,3%. (См. табл. 2.)

Расходы федерального бюджета) в долях ВВП за одиннадцать месяцев текущего года относительно января-ноября 2013 г. сократились на 0,4 п.п. ВВП. (См. табл. 3.)

Таблица 2

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-ноябре 2013 и 2014 гг.

Январь-ноябрь 2014 г. Январь-ноябрь 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Налоговые доходы - всего 11 814,8 17,9 10 777,8 17,6 0,3

в том числе:

Налог на прибыль организаций 372,7 0,6 325,0 0,5 0,1

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 1914,2 2,9 1650,8 2,7 0,2

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1542,6 2,3 1509,6 2,5 -0,2

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 469,8 0,7 415,9 0,7 0,0

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 63,4 0,1 55,2 0,1 0,0

НДПИ 2632,4 4,0 2315,2 3,8 0,2

Доходы от внешнеэкономической деятельности 4819,7 7,3 4506,1 7,3 0,0

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-октябрь 2014 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-октябрь текущего года составили 7246,1 млрд. руб., или 12,2% ВВП, что в абсолютном выражении на 0,2 п.п. ВВП, или на 9,5%, выше уровня соответствующего периода предыдущего года. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за исследуемый период в долях ВВП сократились по сравнению с аналогичным временным интервалом 2013 г. на 0,1 п. ВВП, составив 11,8% ВВП, и выросли в абсолютном выражении на 12,0% - до 7023,1 млрд. руб. (См. табл. 4.)

Увеличение доходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-октябрь 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. в долях ВВП произошло по следующим статьям:

• по налогу на прибыль - на 0,2 п.п. ВВП (до 2,8% ВВП), в абсолютном выражении темп прироста составил 15,7%;

• по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ - на 0,1 п.п. ВВП (до 2,2 п.п. ВВП), или на 12,0% в абсолютном выражении.

По итогам исследуемого периода доходы региональных бюджетов сократились по налогу на имущество - на 0,1 п.п. ВВП, в абсолютном выражении прирост здесь составил 5,7%.

По другим налоговым поступлениям доходы консолидированного бюджета субъектов РФ в долях ВВП остались на уровне соответствующего периода предыдущего года, а именно:

• по НДФЛ - 3,5% ВВП (+7,4% в абсолютном выражении);

• по внутренним акцизам - 0,7% ВВП (-2,9%);

• по налогу на совокупный доход - 0,5% ВВП (+7,6%).

Таблица 3

Динамика расходов федерального бюджета за январь-ноябрь 2013 и 2014 гг.

Январь-ноябрь 2014 г. Январь-ноябрь 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 11 677,5 17,8 11 158,2 18,2 -0,4

в том числе:

Общегосударственные вопросы 769,1 1,2 706,7 1,1 0,1

Национальная оборона 2124,7 3,2 1695,1 2,8 0,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1743,0 2,7 1695,0 2,8 -0,1

Национальная экономика 1527,7 2,3 1379,5 2,2 0,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 87,9 0,1 109,9 0,2 -0,1

Охрана окружающей среды 40,3 0,06 21,3 0,03 0,03

Образование 567,0 0,9 598,2 1,0 -0,1

Культура и кинематография 78,6 0,1 69,2 0,1 0,0

Здравоохранение 437,6 0,7 365,1 0,6 0,1

Социальная политика 3097,6 4,7 3495,4 5,7 -1,0

Физическая культура и спорт 42,4 0,06 51,0 0,08 -0,02

СМИ 65,1 0,1 67,8 0,1 0,0

Обслуживание государственного долга 377,9 0,6 328,8 0,5 0,1

Межбюджетные трансферты 718,4 1,1 575,0 0,9 0,2

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам десяти месяцев текущего года по большинству разделов в долях ВВП изменились незначительно или остались

на уровне января-октября 2013 г. Сократились расходы по разделам «Национальная экономика», «Здравоохранение» и «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 0,1 п.п. ВВП по ка-

Таблица 4

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-октябре 2013 и 2014 гг.

Январь-октябрь 2014 г. Январь-октябрь 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 7246,1 12,2 6618,2 12,0 0,2

в том числе:

Налог на прибыль организаций 1685,0 2,8 1457,5 2,6 0,2

НДФЛ 2080,6 3,5 1937,1 3,5 0,0

Акцизы внутренние 395,8 0,7 407,5 0,7 0,0

Налог на совокупный доход 297,1 0,5 276,8 0,5 0,0

Налог на имущество 856,1 1,4 810,3 1,5 -0,1

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 1313,8 2,2 1173,9 2,1 0,1

Расходы 7023,1 11,8 6531,7 11,9 -0,1

Профицит (+) / Дефицит (-) 223,0 0,4 86,5 0,1 0,3

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 59258 55003

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Таблица 5

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-октябрь 2013 и 2014 гг.

Январь-октябрь 2014 г. Январь-октябрь 2013 г. Отклонение, млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 7023,1 11,8 6531,7 11,9 -0,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в том числе:

Общегосударственные вопросы 450,9 0,8 414,0 0,7 0,1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 77,3 0,1 72,6 0,1 0,0

Национальная экономика 1207,7 2,0 1174,8 2,1 -0,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 619,1 1,0 604,5 1,1 -0,1

Охрана окружающей среды 18,2 0,03 17,3 0,03 0,0

Образование 1937,5 3,3 1807,6 3,3 0,0

Культура и кинематография 246,8 0,4 218,9 0,4 0,0

Здравоохранение 1029,5 1,7 982,8 1,8 -0,1

Социальная политика 1170,1 2,0 1020,0 1,8 0,2

Физическая культура и спорт 136,4 0,2 117,2 0,2 0,0

СМИ 33,6 0,06 32,2 0,06 0,0

Обслуживание государственного . _ 1 _2 „ . 1

и муниципального долга

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

ждому (соответственно до 2,0, 1,7 и 1,0% ВВП). Выросли же расходы по разделам «Социальная политика» - на 0,2 п.п. ВВП (до 2,0% ВВП) и «Общегосударственные вопросы» - на 0,1 п.п. ВВП (до 0,8% ВВП). (См. табл. 5.)

По итогам января-октября 2014 г. консолидированный бюджет субъектов РФ исполнен с профицитом в размере 223,0 млрд. руб., или 0,4% ВВП, что на 0,3 п.п. ВВП выше уровня десяти месяцев 2013 г.

В целом динамика доходов и расходов бюджетной системы РФ соответствует среднегодовым трендам, и можно ожидать, что по итогам 2014 г. федеральный бюджет будет исполнен с профицитом, а объем дефицита ре-

гиональных бюджетов не выйдет за рамки запланированного значения в 1218,5 млрд. руб.

В среднесрочной же перспективе российская бюджетная система будет испытывать все большее давление негативных внешних и внутренних факторов. Так, 17 декабря 2014 г. глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова заявила, что лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета на 2015-2017 гг. будут уменьшены на 10%2. В настоящее время такие бюджетные маневры являются вынужденными но, как представляется, они вряд ли будут способствовать восстановлению отечественной экономики без проведения давно назревших институциональных реформ. ■

2 INTERFAX.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.