Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ЗАКУПКИ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ЗАКУПКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ЗЕЛЕНЫЕ ЗАКУПКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашков П.А., Горлов В.В., Муза Ю.А., Родин Н.М.

Экономическая эффективность зеленых государственных закупок подтверждена на практике и характеризует успешность функционирования экономики. Европейский зеленый курс предполагает перейти с добровольных на обязательные государственные закупки. В этой статье рассматриваются государственные закупки с применением методологии права и экономики в целях объединения подходов из разных дисциплин и поиска способов эффективного решения экологических задач посредством регулирования закупок. Основные выводы заключаются в том, что затраты и потенциальное воздействие экологических закупок на окружающую среду различаются в разных отраслях, поэтому при разработке методов регулирования экологических государственных закупок следует применять отраслевой подход. Чтобы побудить компании инвестировать и развивать свою деятельность в более экологичном направлении, важно, чтобы большое количество заказчиков использовали согласованные экологические критерии. Кроме того, следует отслеживать влияние зеленого регулирования государственных закупок на конкуренцию, а также изучать потенциал государственных закупок для достижения экологических целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC GREEN PROCUREMENT

It is assumed that green public procurement has a strong economic effect. In the European Union, the Green Course of public procurement involves switching from voluntary to mandatory. This article discusses public procurement using the methodology of law and economics in order to combine approaches from different disciplines and find ways to effectively solve environmental problems through procurement regulation.The main conclusions are that the costs and potential impact of environmental procurement on the environment differ in different industries, and therefore an industryspecific approach should be applied when developing regulation of environmental public procurement. In order to encourage companies to invest and develop their activities in a more environmentally friendly direction, it is important that a large number of customers use agreed environmental criteria. In addition, it is necessary to monitor the impact of green regulation of public procurement on competition, as well as to study the potential of public procurement to achieve environmental goals.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ЗАКУПКИ»

Экономические системы. 2023. Том 16, № 1 (60). С. 159-166. Economic Systems. 2023;16(1(60)):159-166.

Научная статья 5.2.3 - Региональная и отраслевая экономика

УДК 658+502

DOI 10.29030/2309-2076-2023-16-1-159-166

Государственные зеленые закупки

Павел Александрович Пашков1, Виктор Владимирович Горлов2Н, Юлия Андреевна Муза3, Никита Михайлович Родин4

3 Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова, Москва, Россия 2 Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина, Москва, Россия 4 Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

1 sevencombs@rambler.ru

2 stoikost@yandex.com

3 muzjul@yandex.ru

4 nik.rodinl996@yandex.ru

Аннотация. Экономическая эффективность зеленых государственных закупок подтверждена на практике и характеризует успешность функционирования экономики. Европейский зеленый курс предполагает перейти с добровольных на обязательные государственные закупки. В этой статье рассматриваются государственные закупки с применением методологии права и экономики в целях объединения подходов из разных дисциплин и поиска способов эффективного решения экологических задач посредством регулирования закупок.

Основные выводы заключаются в том, что затраты и потенциальное воздействие экологических закупок на окружающую среду различаются в разных отраслях, поэтому при разработке методов регулирования экологических государственных закупок следует применять отраслевой подход. Чтобы побудить компании инвестировать и развивать свою деятельность в более экологичном направлении, важно, чтобы большое количество заказчиков использовали согласованные экологические критерии. Кроме того, следует отслеживать влияние зеленого регулирования государственных закупок на конкуренцию, а также изучать потенциал государственных закупок для достижения экологических целей.

Ключевые слова: государственные закупки, зеленые закупки, эффективность закупочной деятельности, критерии,оценка эффективности

Для цитирования: Пашков П.А., Горлов В.В., Муза Ю.А., Родин Н.М. Государственные зеленые закупки // Экономические системы. 2023. Том 16, № 1 (60). С. 159-166.00110.29030/23092076-2023-16-1-159-166.

© Пашков П.А., Горлов В.В., Муза Ю.А., Родин Н.М., 2023

Original article

Public green procurement

Pavel A. Pashkov1, Viktor V. Gorlov2^, Yuliya A. Muza3, Nikita M. Rodin4

2'3 Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University, or MMGU as an official abbreviated name, Moscow, Russia

2 National University of Oil and Gas «Gubkin University», Moscow, Russia 4 Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia

1 sevencombs@rambler.ru

2 stoikost@yandex.com

3 muzjul@yandex.ru

4 nik.rodinl996@yandex.ru

Abstract. It is assumed that green public procurement has a strong economic effect. In the European Union, the Green Course of public procurement involves switching from voluntary to mandatory. This article discusses public procurement using the methodology of law and economics in order to combine approaches from different disciplines and find ways to effectively solve environmental problems through procurement regulation.

The main conclusions arethatthe costs and potential impactof environmental procurementon the environment differ in different industries, and therefore an industry-specific approach should be applied when developing regulation of environmental public procurement. In order to encourage companies to invest and develop their activities in a more environmentally friendly direction, it is important that a large number of customers use agreed environmental criteria. In addition, it is necessary to monitor the impactof green regulation of public procurementon competition, as well as to studythe potential ofpublic procurementto achieve environmental goals.

Keywords: public procurement, green procurement, procurement efficiency, criteria, efficiency assessment

For citation: Pashkov P.A., Gorlov V.V., Muza Yu.A., Rodin N.M. Public green procurement. Economic Systems. 2023;16(1(60)):159-166. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2023-16-1-159-166.

Введение

Для достижения высоких результатов в экономике и социальной сфере в России с 2023 г. действуют экологические требования к государственным и муниципальным закупкам, которые включают в себя описания отдельных видов товаров для закупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224. Например, в конкурсной документации нужно указывать, сколько вторичного сырья использовалось при производстве товаров. Для построения в России экономики замкнутого цикла необходимо обеспечить условия для ис-

пользования в отраслях экономики вторичных материальных ресурсов вместо «первичных».

Правительство РФ определило и признало важность зеленых (или экологически ответственных] государственных закупок (далее - Green Public Procurement, GPP] в продвижении защиты и сохранения окружающей среды и содействии устойчивому развитию, гарантируя, что они «могут получить наилучшее соотношение цены и качества по своим контрактам».

GPP означает все виды экологических критериев, включая технические спецификации, критерии выбора, основания для исключения, критерии присуждения контракта и положения контракта, а также требование содействовать устойчивости и защите окружающей среды. Как отмечают Б. Сьофьелл и А. Висброк, баланс между экономической эффективностью и экологическими или социальными целями должен заключаться в разработке мер, с помощью которых эти цели могутсосуществовать [5].

Однако не всегда легко найти баланс между этими иногда противоречащими друг другу целями. Сюзанна Кингстон утверждает, что существуют признаки доминирования экономических аспектов над экологическими целями [9], что наиболее очевидно проявляется во время кризиса: часто краткосрочные проблемы, связанные с экономикой и занятостью, перевешиваютдругие цели.

Ученые-правоведы из ЕС предложили поправки к правилам GPP в ЕС, включая введение обязательных зеленых критериев. В своих работах они анализирует взаимодействие частично совпадающих целей в сфере государственных закупок с точки зрения права и экономики. Гипотеза состоит в том, что все заказчики должны продвигать цели устойчивого развития, и такие усилия являются низкозатратными и эффективными, т. е. долгосрочные выгоды для общества и окружающей среды превышают затраты, связанные с GPP. GPP изучается с точки зрения права и экономики благосостояния с использованием принципа максимизации благосостояния, стандарта эффективности Калдора -Хикса [6].

В европейской практике стандарт Калдора - Хикса является одним из наиболее распространенных стандартов, применяемых в юриспруденции и экономическом анализе. Согласно данному стандарту, регулирование может считаться экономически эффективным, если его положительные эффекты перевешивают отрицательные последствия, и этого достаточно для «компенсации» последних, даже если эта компенсация не материализуется. Оценка экономической эффективности GPP может выявить неэффективные методы и пробелы в знаниях, тем самым открывая новые возможности для исследований и условий, направленных на поиск наиболее эффективных политических и нормативных мер для защиты окружающей среды.

Цель: рассмотреть, в частности, результаты исследований, касающихся права, экономики, а также социальных наук.

Методы: сравнительный анализ, обобщение, мониторинг, систематизация, статистический анализ, типологизация.

Основная часть

Государственные закупки рассматриваются как важный механизм стимулирования разумного и устойчивого роста на основе рынка при одновременном обеспечении наилучшего соотношения цены и качества. Последнее можно также охарактеризовать как цель эффективного использования государственных средств. Указанные составляющие госзакупок не обязательно совпадают и могут даже конфликтовать время от времени [1]. Но действительно ли цели устойчивого развития должны быть отправной точкой для всех государственных контрактов или их следует применять только тогда, когда они считаются эффективными с точки зрения конкуренции и использования государственных средств [8].

И здесь право и экономика хорошо подходят для анализа государственных закупок и, в частности, для рассмотрения целей, таких как охрана окружающей среды. Режим государственных закупокявляется рыночным и ориентирован на конкуренцию для заключения контракта. Если конкуренция отсутствует и компании не заинтересованы в подаче заявок на заключение контракта, никакие зеленые цели не могут быть достигнуты.

В 2014 г. Эмели Эрикссон опубликовала единственное исследование экологических государственных закупок с точки зрения права и экономики. Один из основных ее выводов заключается в следующем: экономический анализ регулирования государственных закупок должен быть отправной точкой любой политики, предлагающей использование GPP для исправления экологических проблем и экономической неэффективности, поскольку такой анализ может выявить экономические недостатки в законодательстве (рис. 1]. Обычно обсуждение важности зеленых государственных закупок подчеркивается не их воздействием на окружающую среду, а, скорее, тем аргументом, что государственный сектор должен подавать пример, быть движущей силой зеленых преобразований и демонстрировать это через свои собственные стратегии закупок [2].

Исследования данных о закупках в Китае показали, что расширение знаний о GPP не обязательно способствует развитию зеленых практик. Напротив, увеличение знаний о GPP приводит к тому, что должностные лица, занимающиеся закупками, стали более неохотно внедрять практику зеленых закупок.

Удивительно, что во всех документах, устанавливающих обязательное применение критериев GPP, отсутствует какой-либо значительный анализ затрат или рыночных последствий, к которым приведет использование этих критериев. Кроме того, было мало попыток сравнить правила и стимулы государственных закупок с другими доступными инструментами, такими как налогообложение выбросов, продаваемые разрешения или отраслевое законодательство, даже несмотря на то что это предлагалось сделать законодателями и экономистами-исследователями.

До сих пор в юридических исследованиях основное внимание не уделялось обсуждению эффективности GPP или сравнению эффектов, связанных с различными методами, такими как отраслевое законодательство и общие правила государственных закупок. Фокус и тенденция текущего юридического исследова-

Рис. 1. Переменные права и экономики зеленых государственных закупок

ния GPP, по-видимому, заключаются в поиске путей изменения культуры закупок и правовой базы в сторону более строгого и обязательного использования GPP во всех закупках. При таком подходе проблемы, связанные с экономической эффективностью или фактическим потенциалом воздействия на окружающую среду конкретной категории услуг или продуктов, определенные требования, критерии присуждения или условия контракта кажутся не столь актуальными.

Использование зеленых требований, критериев присуждения, стоимости жизненного цикла и положений об эффективности усложняет закупочную документацию и процедуры. Затраты и усилия значительны в случае оценки жизненного цикла, если она разрабатывается для целей одного контракта.

Использование критериев GPP может привести к увеличению цены заключаемых контрактов. Понятно, что защита окружающей среды не обходится без затрат. Таким образом, среди государственных заказчиков существует общее предположение, что экологически чистые продукты и услуги стоят дороже, чем обычные [3].

Еще одна проблема, связанная с затратами на GPP, - это отсутствие прозрачности и данных об экологических надбавках к цене. Государственные заказчики часто не осведомлены о фактической стоимости применяемых ими критериев GPP. В основном это связано с двумя причинами. Во-первых, когда критерии GPP используются в качестве обязательных требований, подавать заявки могут только компании, соответствующие таким требованиям. Таким образом, рыночная цена традиционных продуктов и услуг остается неизвестной, равно как и потенциальная экономия, которую можно было бы получить за счет усиления конкуренции. Во-вторых, если в качестве критерия присуждения контрак-

та используются критерии GPP, прозрачность их воздействия на цены контракта зависит от опыта закупающего органа. Считается, что модели оценки заявок, основанные на баллах и относительном сравнении с количеством баллов других поданных заявок, а не на выборе победителя на основе абсолютной денежной стоимости, ставят под угрозу прозрачность затрат GPP и приводят к неравным и ложным результатам с точки зрения выбора.

GPP, как и любая цель государственных закупок, зависит от реакции рынка и фактического уровня конкуренции. При отсутствии конкуренции теряется и потенциал воздействия государственных закупок на окружающую среду. Существует риск того, что использование GPP окажет контрпродуктивное воздействие на частные потребительские рынки, если поставщики обычных продуктов смогут привлечь частных клиентов за счет снижения цен.

Для устранения пробелов в знаниях о потенциальном воздействии GPP на окружающую среду, контрактном ценообразовании и его способности стимулировать зеленую трансформацию нужны исследования в междисциплинарной и передовой практике в области GPP. С точки зрения права и экономики GPP не считается рентабельным законодательным инструментом.

Таким образом, если экологические требования применяются исключительно к государственным закупкам, их потенциальное влияние на частное потребление следует тщательно отслеживать. Если выявляется рост потребления обычных продуктов, экологические требования следует распространить на отрасль в целом (принимая во внимание подход со стороны предложения, а не со стороны спроса к навязыванию требования]. Для повышения экономической эффективности GPP необходим более совершенный и специфичный подход.

Экологически чистые закупки должны быть в первую очередь нацелены на сектора, которые обладают наибольшим потенциалом воздействия на окружающую среду [11].

Заключение

Большая часть исследований GPP связана с его статусом в государственной политике и договорах, его общественной значимостью, возможностями включения экологических критериев в процессы закупок. В дискуссиях о государственных закупках большое внимание уделялось потенциалу. Однако, чтобы иметь результат, нужно уметь измерять его. Исследования по измерению воздействия GPP в настоящее время ограничены.

Для достижения целей по охране окружающей среды, установленных для государственных закупок, важно отслеживать воздействие мер как на окружающую среду, так и на общество в целом в будущем. Нужно учитывать влияние затрат, конкуренцию и изменения в поведении частных лиц на рынке.

Вероятно, что правовые инструменты могли бы привести к зеленой трансформации более прямым и эффективным способом, чем государственные закупки, но в настоящее время стоимость и воздействие GPP на окружающую среду трудно, а иногда даже невозможно измерить.

При разработке регулирования GPP в сфере государственных закупок особое внимание следуетуделять отраслевому мышлению, потенциалу воздействия и согласованным требованиям.

Список источников

1. Директива 2014/24/ЕС (2014) Европейского парламента и Совета «О государственных закупках и отмене Директивы 2004/18/ЕС» от 26 февраля 2014 г. URL: https://www. eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32014L0024 (дата обращения: 02.02.2023).

2. Buying Green! A handbook on green public procurement. URL: https://ec.europa.eu/ environment/gpp/pdf/Buying-Green-Handbook-3rd-Edition.pdf(accessed: 02.02.2023).

3. Cheng W., Appolloni A., DAmato A., Zhu Q. Green Public Procurement, missing concepts and future trends - A critical review // Journal of Cleaner Production. 2018. March. P. 770-784; Bouwer M. [et al.]. Green Public Procurement in Europe : status overview. 2005. URL: https:// ec.europa.eu/environment/gpp/pdf/Stateofplaysurvey2005_en.pdf(accessed: 02.02.2023).

4. Graells-Sanchez A. Truly competitive public procurement as a Europe 2020 lever: what role for the principle of competition in moderating horizontal policies? //European Public Law. 2016. Vol. 22. Iss. Undefined. P. 377-394.

5. Sjafjell В., Wiesbrock A. Why Should Public Procurement Be About Sustainability? URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2954499 (accessed: 05.01.2023).

6.Klingler D.U. Government Purchasing During COVID-19 and Recessions: How Expansionary Legal Policies Can Stimulate the Economy. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=3753693 (accessed: 05.01.2023).

7. The essence and principles of combating corruption in the field of public procurement / N.A. Katayev, A.A. Aubakirova, S.S. Moldabaev [et al.] // Journal of advanced research in law and economics. 2018. Vol. 9, No. 8. P. 2631-2637.

8. TellesP., 0lykke Grith Skovgaard. Sustainable Procurement: A Compliance Perspective of EU Public Procurement Law. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3042673 (accessed: 02.02.2023).

9. Kingston S. The Uneasy Relationship between EU Environmental and Economic Policies, and the Role oftheCJEU. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2686526 (accessed: 05.01.2023).

10. SchoonerS.L., SpeidelM. «Warming up» to sustainable procurement. URL: https://papers. ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3697429 (accessed: 02.02.2023).

11. Матненко H.H., Радченко M.B., Сальникова T.C. Анализ инновационной активности российских компаний по видам экономической деятельности // Экономические системы. 2022. Том 15, № 3 (58). С. 119-128.

References

1. Directive 2014/24/EU (2014) of the European Parliament and of the Council "On public procurement and repeal of Directive 2004/18/EU" of February 26, 2014. URL: https://www. eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32014L0024.

2. Buying Green! A handbook on green public procurement. URL: https://ec.europa.eu/ environment/gpp/pdf/Buying-Green-Handbook-3rd-Edition.pdf.

3. Cheng W., Appolloni A., DAmato A., Zhu Q. Green Public Procurement, missing concepts and future trends - A critical review. Journal of Cleaner Production. 2018;(March):770-784; Bouwer

М. [etal.]. Green Public Procurements Europe: status overview. 2005. URL: https://ec.europa. eu/environment/gpp/pdf/Stateofplaysurvey2005_en.pdf.

4. Graells-Sanchez A. Truly competitive public procurement as a Europe 2020 lever: what role for the principle of competition in moderating horizontal policies? European Public Law. 2016;22(Undefined):377-394.

5. Sjafjell В., Wiesbrock A. Why Should Public Procurement Be About Sustainability? URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2954499.

6. Klingler D.U. Government Purchasing During COVID-19 and Recessions: How Expansionary Legal Policies Can Stimulate the Economy. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=3753693..

7. Katayev N.A., Aubakirova A.A., Moldabaev S.S., Begaliyev B.A., Begaliyev Y.N. The essence and principles of combating corruption in the field of public procurement. Journal of advanced research in law and economics. 2018;9(8):2631-2637.

8. Telles P., 01ykke Grith Skovgaard. Sustainable Procurement: A Compliance Perspective of EU Public Procurement Law. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3042673.

9. Kingston S. The Uneasy Relationship between EU Environmental and Economic Policies, and the Role of the CJEU. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2686526.

10. Schooner S.L., Speidel M. «Warming up» to sustainable procurement. URL: https://papers. ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3697429.

11. Matnenko N.N., Radchenko M.V., Salnikova T.S. Analysis ofinnovative activity ofRussian companies by type of economic activity. Economic Systems. 2022;15(3(58)):119-128. (In Russ.).

Информация об авторах / Information about the authors

П.А. Пашков - аспирант кафедры финансового менеджмента и финансового права;

В.В. Горлов - доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, профессор кафедры финансового менеджмента и финансового права МГУУ Правительства Москвы;

Ю.А. Муза - аспирант кафедры финансового менеджмента и финансового права;

Н.М. Родин - аспирант кафедры финансов и кредита.

Р.А. Pashkov - Ph.D. studentofthe Departmentoffinancial managementand financial law;

V.V. Gorlov - doctor of economic sciences, professor of the Department of finance management of Gubkin Russian State University of Oil and Gas, professor of the Department of financial management and financial law state and municipal procurement of the Moscow Metropolitan Governance University;

Yu.A. Muza - Ph.D. studentofthe Departmentoffinancial managementand financial law;

N.M. Rodin - Ph.D. studentofthe Departmentoffinance and credit.

Статья поступила в редакцию 20.02.2023; одобрена после рецензирования 05.03.2023; принята к публикации 09.03.2023.

The article was submitted 20.02.2023; approved after reviewing 05.03.2023; accepted for publication 09.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.