Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ЗЕЛЕНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК РОССИИ'

МОДЕЛЬ ЗЕЛЕНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗЕЛЁНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПРИРОДНЫЙ КАПИТАЛ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗЕЛЁНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕЦИКЛИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погудаева М.Ю., Гладилина И.П., Сергеева С.А.

Модель зелёных государственных закупок используется в рамках экологической повестки устойчивого развития общества для достижения различных общественных и экологических целей и является одним из факторов снижения выбросов вредных веществ в атмосферу, снижения потребления энергии, уменьшения объемов отходов и т.д., также для стимулирования развития экологически чистых технологий и инноваций. Актуальность исследования заключается в том, что модель зелёных государственных закупок имеет высокую распространенность в экономических стратегиях развития и политических программах западных стран, в России подобная модель начала реализовываться в середине 2022 года, что характеризует новизну и необходимость научного анализа действенности прикладного применения модели. Объектом исследования является зелёная экономика, как новая формация экономического знания, определяющая отношения человека, общества и природы. Предметом исследования выступает экологическое благополучие, как состояние социально-экономическое системы в рамках реализации государственной политики. Цель исследования - раскрыть содержание и дать описательную характеристику модели зелёных государственных закупок в России и мире. В исследовании представлены критерии зелёных государственных закупок по выборке зарубежных исследований, государственные механизмы регуляторного воздействия в рамках модели зелёных государственных закупок, статистических показателей экологического благополучия. Результатами исследования являются: 1. выделены основные элементы модели зелёных государственных закупок в России; 2. представлены факторы, стимулирующие развитие модели зелёных государственных закупок в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREEN PUBLIC PROCUREMENT MODEL IN RUSSIA

Green public procurement model is used within the framework of the environmental agenda of sustainable development of society to achieve various social and environmental goals and is one of the factors of reducing emissions of harmful substances into the atmosphere, reducing energy consumption, reducing waste, etc., and to stimulate the development of environmentally friendly technologies and innovations. The relevance of the study lies in the fact that the green public procurement model has a high prevalence in economic development strategies and political programs of Western countries, in Russia such a model began to be implemented in mid-2022, which characterizes the novelty and the need for scientific analysis of the effectiveness of the practical application of the model. The object of the study is the green economy as a new formation of economic knowledge that determines the relationship of man, society and nature. The subject of the study is environmental well-being as a state of the socio-economic system within the framework of the implementation of state policy. The purpose of the study is to reveal the content and to give a descriptive characteristic of the model of green public procurement in Russia and in the world. The study presents criteria for green public procurement based on a sample of foreign studies, state regulatory mechanisms within the framework of the green public procurement model, statistical indicators of environmental well-being. The results of the study are: 1. The main elements of the model of green public procurement in Russia are highlighted; 2. The factors stimulating the development of the model of green public procurement in Russia are presented.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ЗЕЛЕНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК РОССИИ»

Б01 10.46320/2077-7639-2023-2-117-76-84

Модель зеленых государственных закупок России

Погудаева М.Ю., Гладилина И.П., Сергеева С.А.

Модель зелёных государственных закупок используется в рамках экологической повестки устойчивого развития общества для достижения различных общественных и экологических целей и является одним из факторов снижения выбросов вредных веществ в атмосферу, снижения потребления энергии, уменьшения объемов отходов и т.д., также для стимулирования развития экологически чистых технологий и инноваций. Актуальность исследования заключается в том, что модель зелёных государственных закупок имеет высокую распространенность в экономических стратегиях развития и политических программах западных стран, в России подобная модель начала реализовываться в середине 2022 года, что характеризует новизну и необходимость научного анализа действенности прикладного применения модели. Объектом исследования является зелёная экономика, как новая формация экономического знания, определяющая отношения человека, общества и природы. Предметом исследования выступает экологическое благополучие, как состояние социально-экономическое системы в рамках реализации государственной политики. Цель исследования - раскрыть содержание и дать описательную характеристику модели зелёных государственных закупок в России и мире. В исследовании представлены критерии зелёных государственных закупок по выборке зарубежных исследований, государственные механизмы регуляторного воздействия в рамках модели зелёных государственных закупок, статистических показателей экологического благополучия. Результатами исследования являются: 1. выделены основные элементы модели зелёных государственных закупок в России; 2. представлены факторы, стимулирующие развитие модели зелёных государственных закупок в России.

для цитирования гост 7.1-2003

Погудаева М.Ю., Гладилина И.П., Сергеева С.А. Модель зеленых государственных закупок России // Дискуссия. - 2023. -Вып. 117. - С. 76-84.

ключевые слова

Зелёные государственные закупки, экологическое благополучие, природный капитал, устойчивое развитие, зелёная экономика, рециклинг.

0200, Р210, 0220

DOI 10.46320/2077-7639-2023-2023-2-117-76-84

Green public procurement model in Russia

Pogudaeva M.Yu., Gladilina I.P., Sergeeva S.A.

Green public procurement model is used within the framework of the environmental agenda of sustainable development of society to achieve various social and environmental goals and is one of the factors of reducing emissions of harmful substances into the atmosphere, reducing energy consumption, reducing waste, etc., and to stimulate the development of environmentally friendly technologies and innovations. The relevance of the study lies in the fact that the green public procurement model has a high prevalence in economic development strategies and political programs of Western countries, in Russia such a model began to be implemented in mid-2022, which characterizes the novelty and the need for scientific analysis of the effectiveness of the practical application of the model. The object of the study is the green economy as a new formation of economic knowledge that determines the relationship of man, society and nature. The subject of the study is environmental well-being as a state of the socio-economic system within the framework of the implementation of state policy. The purpose of the study is to reveal the content and to give a descriptive characteristic of the model of green public procurement in Russia and in the world. The study presents criteria for green public procurement based on a sample of foreign studies, state regulatory mechanisms within the framework of the green public procurement model, statistical indicators of environmental well-being. The results of the study are: 1. The main elements of the model of green public procurement in Russia are highlighted; 2. The factors stimulating the development of the model of green public procurement in Russia are presented.

for citation

Pogudaeva M.Yu., Giadiiina I.P., Sergeeva S.A Green public procurement model in Russia. Diskussiya [Discussion], 117, 76-84.

keywords

Green public procurement, environmental well-being, natural capital, sustainable development, green economy, recycling

JEL: 0200, Р210, 0220

ВВЕДЕНИЕ

Модель зеленых государственных закупок (сокр. рус. ЗГЗ, англ. GPP) - это инструмент в рамках экологической политики и стратегии устойчивого роста, который используется государственными органами с целью стимулирования развития экологически чистых производств и потребления товаров и услуг на условиях сохра-

нения экологического благополучия окружающей среды и общественного пространства. Данная модель предполагает, что государственные закупки могут быть использованы для стимулирования экологически чистого производства и потребления с уменьшением негативного воздействия на окружающую среду. Например, зарубежные исследователи отмечают, что: «Зеленые государствен-

ные закупки (GPP) были признаны Организацией Объединенных Наций (ООН), ЕС и национальными правительствами потенциально мощным инструментом в развитии устойчивого производства и потребления» [1, с. 310]. В России с июля 2022 года действует Постановление Правительства РФ от 8 июля 2022 г. N 1224 "Об особенностях описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования"1, которое ознаменовало собой формирование модели зелёных государственных закупок, широко распространенной в западной практике, но являющейся новизной в отечественной практике. В декабре 2022 года Минприроды России опубликовало Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15 декабря 2022 г. № 25-53/492502 в котором представило некоторые разъяснения порядка реализации Постановления Правительства РФ от 8 июля 2022 г. N 1224. То есть на сегодняшний момент сохраняются некоторые вопросы теоретического и прикладного характера в использовании модели зеленых государственных закупок в России из-за новизны применения в государственной политике.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Модель ЗГЗ предполагает, что государственные органы при закупке товаров и услуг должны учитывать их экологические характеристики при этом, данная модель получила значительное распространение по всему миру из-за стремления национальных правительств придерживаться концепции устойчивого развития. Ошибочно полагать (некоторые источники СМИ в России делают необоснованные предположения3), что Россия слишком поздно пришла к модели зеленых государственных закупок, это не так. Например, китайские исследователи указывают на следующее: «Внутри страны, в Китае, необходимы дальнейшие исследования того, как разработать системы распространения для продвижения практики GPP от ведущих государственных ведомств к отстающим (внутренний сравнительный анализ и усилия по передовому опыту), а также среди других заинтересованных сторон, таких как частные компании и отдельные потребители» [2, с. 94]. То есть научные

1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant. ru/404992521/

2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant. ru/406011037/

3 Зеленый мираж: как в России пробуют экологизировать госзакупки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ecounion. ru/press/zelenyj-mirazh-ka k-v-rossii-probuyut-ekoLog izirovat-goszakupki/

исследования реализации модели зелёных государственных закупок с прикладной точки зрения актуальны не только в России, но и во многих странах мира, в том числе и во второй экономике мира, отсюда рассуждения о своевременности или несвоевременности перехода к модели ЗГЗ являются не совсем обоснованными.

Выделяют определённые критерии в модели ЗГЗ, представляющие собой экологические требования, которые устанавливаются государственными органами при закупке товаров и услуг. Критерии ЗГЗ могут быть различными в зависимости от конкретной ситуации и могут включать в себя различные параметры, теоретический анализ некоторых зарубежных исследований, ссылающихся на эмпирические данные [3], [4], [5], [6] позволяет выделить основные критерии реализации модели ЗГЗ:

Одним из основных критериев ЗГЗ является энергоэффективность. Этот критерий означает, что товары и услуги, которые будут закупаться, должны быть максимально энергоэффективными, например, государственные органы могут устанавливать требования к энергопотреблению бытовой техники, автомобилей и других товаров и услуг.

Также критерием ЗГЗ является экологическая безопасность. Данный критерий означает, что товары и услуги, которые будут закупаться, должны быть безопасными для окружающей среды и не должны содержать вредных веществ, к примеру государственные органы могут устанавливать требования к содержанию вредных веществ в строительных материалах, химических продуктах и других товарах и услугах.

Третьим критерием ЗГЗ является устойчивость окружающей среде. Данный критерий предполагает, что товары и услуги, которые будут закупаться, должны быть произведены с использованием устойчивых материалов и технологий. Например, государственные органы могут устанавливать требования к использованию возобновляемых источников энергии, утилизации отходов и снижению выбросов вредных веществ.

Модель ЗГЗ может быть реализована через различные механизмы регуляторного воздействия в рамках «регуляторной политики» [7, с. 2]. Один из таких механизмов - это разработка экологических норм и нормативов на конечную продукцию и услуги при выборе поставщиков товаров и услуг. Государственные органы в рамках регуляторной политики могут формировать экологические требования, нормы и нормативы к товарам и услугам,

Источник: составлено авторами

Рисунок 1. Критерии зелёных государственных закупок по выборке зарубежных исследований

которые будут закупаться, и выбирать поставщиков, которые соответствуют этим требованиям: «Поскольку изменение климата и деградация окружающей среды являются сегодня серьезными проблемами в мире, правительствам в рамках региона необходимо сотрудничать в инициативах, согласовывать свою политику и разрабатывать стратегии противодействия угрозам» [8, с. 22]. Также одним из механизмов реализации модели ЗГЗ является использование экологических стандартов при разработке технических заданий на поставку товаров и услуг. Государственные органы могут устанавливать экологические стандарты, которые должны быть соблюдены при производстве товаров и услуг, и включать эти стандарты в технические задания на поставку товаров и услуг. Следующий механизм реализации модели ЗГЗ -это использование экологически чистых товаров и услуг при проведении государственных закупок.

Государственные органы могут устанавливать приоритеты на закупку экологически чистых товаров и услуг, что стимулирует производство таких товаров и услуг и уменьшает негативное воздействие на окружающую среду.

Существует несколько основных международных документов, которые регулируют механизм реализации модели зеленых государственных закупок на уровне национальных правительств:

1. Государственная закупочная политика для устойчивого развития4 (Policy on Public Procurement for Sustainable Development) ООН.

2. Директива о зеленых закупках5 (Green Public Procurement Directive) Европейского Союза.

3. Принципы зеленых государственных закупок6 (Green Public Procurement Principles) Организации экономического сотрудничества и развития (OECD).

4. Руководство по зеленым государственным закупкам7 (Guidance for Green Public Procurement)

4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unep. org/explore-topics/resource-efficiency/what-we-do/sustainable-public-procurement.

5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/ environment/gpp/pdf/Buying-Green-Handbook-3rd-Edition.pdf.

6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://greenly.earth/ en-us/blog/company-guide/sustainable-public-procurement-spp-goals-and-principles.

7 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. industrytransition.org/content/uploads/2021/11/gpp-paper-2-standards-and-evaluation-guidelines-for-green-public-procurement-20211020.pdf.

Источник: составлено авторами

Рисунок 2. Государственные механизмы регуляторного воздействия в рамках модели зелёных государственных закупок

Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (иМСТЛБ).

Эти документы предоставляют рекомендации и глобальные стандарты для организации зеленых государственных закупок во всём мире с целью уменьшения негативных воздействий на окружающую среду, а также призывают к использованию продукции и услуг, которые являются более экологически чистыми и энергетически эффективными.

Представим в таблицах данные по объёму выброса парниковых газов по секторам экономики и образования, утилизации, обезвреживания

и размещения отходов производства и потребления в России - таблица 1 и таблица 2.

Если объём парниковых газов за 15 лет (база 2005 год) в энергетике практически не изменился - 1590,2 млн тонн в 2005 году и 1597,7 млн. тонн в 2020 году, то ситуация с отходами не характеризуется позитивной динамикой -рисунок 3.

Рост отходов составил 65 процентов относительно базы 2005 года, что крайне негативно сказывается на благополучие окружающей среды и общества.

Источник: разработано авторами

Рисунок 3. Объём отходов, млн тонн

Таблица 18

Объём выброса парниковых газов по секторам экономики, млн тонн

ВЫБРОСЫ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ ПО СЕКТОРАМ (миллионов тонн СО2-эквивалента в год)

2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Энергетика 1590,2 1639,3 1687,3 1694,5 1625,2 1617,1 1611,3 1606,1 1637,0 1688,7 1682,3 1597,7

Промышленные 208,9 197,8 201,1 217,2 221,4 221,7 219,1 218,0 230,9 240,2 233,6 241,7

процессы и исполь-

зование промыш-

ленной продукции

Сельское хозяй- 104,9 103,5 106,2 105,2 107,7 107,5 108,6 112,3 113,2 112,8 114,0 116,6

ство

Землепользова- -526,0 -720,4 -663,4 -685,9 -631,6 -668,1 -590,0 -609,0 -603,5 -584,5 -559,0 -569,2

ние, изменение

землепользования

и лесное хозяйство

Отходы 62,3 71,3 74,5 76,9 79,5 82,8 85,0 87,0 89,1 91,0 92,9 95,4

Всего, без учета 1966,3 2011,9 2069,0 2093,9 2033,8 2029,1 2024,0 2023,4 2070,2 2132,7 2122,8 2051,4

землепользования,

изменения земле-

пользования и лес-

ного хозяйства

Всего, с учетом 1440,3 1291,5 1405,6 1408,0 1402,2 1361,0 1434,0 1414,5 1466,8 1548,2 1563,8 1482,2

землепользования,

изменения земле-

пользования и лес-

ного хозяйства

Таблица 29

Образование,утилизация, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления

в Российской Федерации, млн тонн

Образование, утилизация, обезвреживание и размещение отходов производства и потребленияв Российской Федерации (миллионов тонн)

1 2 3 4 5 6 7

год Образование отходов производства и потребления - всего в том числе опасных Утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления Размещение отходов производства и потребления на объектах, принадлежащих предприятию - всего из них в местах:

хранения захоронения

2003 2613,5 287,3 1342,7 1747,2 1385,6 361,6

2004 2644,3 142,8 1140,9 2316,0 1866,0 450,0

2005 3035,5 142,5 1265,7 2077,3 1670,9 406,5

2006 3519,4 140 1395,8 2732,5 2189,1 543,4

2007 3899,3 287,7 2257,4 2782,8 1746,1 1036,8

2008 3876,9 122,9 1960,7 2517,3 1868,5 648,9

2009 3505 141 1661,4 2334,2 1650,6 683,6

2010 3734,7 114,4 1738,1 2227,5 1634,5 593,0

2011 4303,3 120,2 1990,7 2584,4 1919,4 665,0

2012 5007,9 113,7 2348,1 2912,0 2109,1 777,3

2013 5152,8 116,7 2043,6 4897,7 4071,8 814,9

2014 5168,3 124,3 2357,2 2951,4 2426,2 524,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015 5060,2 110,1 2685,1 2333,1 1978,1 354,6

2016 5441,3 98,3 3243,7 2620,8 2105,3 503,8

2017 6220,6 107,2 3264,6 3204,5 2378,5 826,0

2018 7266,1 127,6 3818,4 3575,4 2546,2 1029,2

2019 7750,9 100,6 3881,9 3800,8 2621,9 1178,9

2020 6955,7 98,1 3429,0 3706,4 2874,1 832,3

2021 8448,6 117,9 3937,2 4492,3 3510,8 981,5

8 Источник: составлено авторами по данным. [Электронный ресурс]. Режим доступа:ЬПр5://го551а1.доу.гиЛоШег/11194.

9 Источник: составлено авторами по данным. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11194.

Источник: разработано авторами

Рисунок 4. Объём образования, утилизация, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления в России, млн тонн

Более тревожная ситуация с изменением совокупного объёма образования, утилизации, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления в России - рисунок 4.

Приведённые статистические данные свидетельствуют о том, что мер государственного регулирования в сфере снижения негативных последствий общественной активности недостаточно для объективной реализации концепции устойчивого развития национальной экономики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Модель зеленых государственных закупок России выстроена из экологических требований к довольно ограниченному ассортименту и номенклатуре товаров (согласно Постановлению Правительства РФ от 8 июля 2022 г. N 1224):

1. Изделия из бумаги;

2. Твёрдые покрытия поверхности и благоустройства; 3. Мягкие покрытия поверхности;

4. Контейнеры и ёмкости для отходов;

5. Органические удобрения.

Минприроды разъяснило (письмо № 2529/36428 от 16.09.2022), какие элементы в модели ЗГЗ могут подтвердить соответствие экологическим требованиям: письменное подтверждение от производителя с указанием доли вторичного сырья в готовой продукции;

— наличие выписки из технической документации от производителя;

— наличие документации на вторсырье с учетом кода вида экономической деятельности ОК-034-2014.

На основе теоретического анализа научных исследований [9], [10], [11], [12] зарубежного опыта

внедрения моделей ЗГЗ представим факторы, стимулирующие развитие модели зелёных государственных закупок в России:

1. Предпочтение экологически чистым продуктам и услугам при проведении государственных тендеров;

2. Учёт наличия зеленой логистики у участников тендеров;

3. Мониторинг рейтинга «зеленых» поставщиков;

4. Знание и внедрение в операционной деятельности положений концепции устойчивого развития;

5. Владение необходимыми компетенциями в области зелёной экономики, которые подтверждены внутренними документальными актами;

6. Реализация мероприятий по сохранению природного капитала (в стоимостном выражении и как процент от валового объёма продукции).

ОБСУЖДЕНИЕ

Однако модель ЗГЗ также имеет свои ограничения, один из главных недостатков является тот факт, что использование экологических критериев и требований при выборе поставщиков может привести к увеличению стоимости товаров и услуг. Кроме того, модель ЗГЗ может быть неэффективной, если государственные органы не могут обеспечить соблюдение экологических требований со стороны поставщиков товаров и услуг. При этом крайне важным условием эффективности модели ЗГЗ является квалификации и компетентность административных ресурсов: «...улучшение показателей GPP положительно свя-

зано с полной осведомленностью должностных лиц о методических указаниях, перечнях и широким охватом политики субсидирования GPP, в то время как отрицательно связано с низким административным уровнем» [13, с. 842]. При этом большинство учёных в своих исследованиях приходят к выводу о недостаточности и необходимости создания эффективного инструментария реализации модели ЗГЗ: «...необходимости создания инструментов для реализации как правительствами, так и субъектами, участвующими в таких закупках» [14, с. 82]... «Основные выводы заключаются в том, что управляющий эффект, затраты и потенциальное воздействие экологических государственных закупок на окружающую среду различаются в разных отраслях, и поэтому при разработке регулирования экологических государственных закупок следует применять отраслевой подход» [15, с. 535 ]. Что в очередной раз подтверждает наш первоначальный

Список литературы

1. Bratt C. et al. Assessment of criteria development for public procurement from a strategic sustainability perspective // Journal of Cleaner Production. 2013. Т. 52. С. 309-316. DOI 10.1016/j.jclepro.2013.02.007/

2. Zhu 0., Geng Y, Sarkis J. Motivating green public procurement in China: An individual level perspective // Journal of environmental management. 2013. Т. 126. С. 85-95. DOI 10.1016/j. jenvman.2013.04.009.

3. Witjes S, Lozano R. Towards a more Circular Economy: Proposing a framework linking sustainable public procurement and sustainable business models // Resources, Conservation and Recycling. 2016. Т. 112. С. 37-44. DOI 10.1016/j. resconrec.2016.04.015.

4. Walker H., Brammer S. The relationship between sustainable procurement and e-procurement in the public sector // International Journal of Production Economics. 2012. Т. 140. № 1. С. 256-268. DOI 10.1016/j.ijpe.2012.01.008.

5. Uttam K, Roos C.L.L. Competitive dialogue procedure for sustainable public procurement // Journal of Cleaner Production. 2015. Т. 86. С. 403-416. DOI 10.1016/j.jclepro.2014.08.031.

6. Testa F. et al. What factors influence the uptake of GPP (green public procurement) practices? New evidence from an Italian survey // Ecological Economics. 2012. Т. 82. С. 88-96. DOI 10.1016/j.ecolecon.2012.07.011.

7. Подлесная М.А. Социально-регуляторные функции СМИ в условиях формирования государственной экологической политики: специальность 22.00.08 "Социология управления": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Подлесная Мария Александровна. Москва, 2006. 22 с. EDN NKECZP.

References

1. Bratt C. et al. Assessment of criteria development for public procurement from a strategic sustainability perspective // Journal of Cleaner Production. 2013. Т. 52. P. 309-316. DOI 10.1016/j.jclepro.2013.02.007/

2. Zhu O., Geng Y., Sarkis J. Motivating green public procurement in China: An individual level perspective // Journal of envir-

вывод о недостаточности полноты и масштаба научных исследований проблематики предметной области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Модель ЗГЗ имеет ряд преимуществ, прежде всего она позволяет государственным органам стимулировать экологически чистое производство и потребление, а также повышать экологическую осведомленность населения. Кроме того, модель ЗГЗ может быть использована для достижения различных целей в области экономической и экологической политики с целью сохранения природного капитала и увеличения общественного благополучия. В данном исследовании освещены вопросы построения модели ЗГЗ в России и мире, сделан вывод о недостаточности полноты и масштабов научных исследований проблематики формирования и эффективной реализации модели зелёных государственных закупок.

8. Zafarullah H., Huque/4.5. Climate change, regulatory policies and regional cooperation in South Asia // Public Administration and Policy. 2018. T. 21. № 1. C. 22-35. DOI 10.1108/PAP-06-2018-001.

9. 5parrevik M. et al. Green public procurement-A case study of an innovative building project in Norway // Journal of Cleaner Production. 2018. T. 188. C. 879-887. DOI 10.1016/j. jclepro.2018.04.048.

10. Ahsan K., Rahman 5. Green public procurement implementation challenges in Australian public healthcare sector // Journal of Cleaner Production. 2017. T. 152. C. 181-197. DOI 10.1016/j. jclepro.2017.03.055.

11. Bucea-Manea-Tonis R. et al. Green and sustainable public procurement—An instrument for nudging consumer behavior. A case study on Romanian green public agriculture across different sectors of activity // Sustainability. 2020. T. 13. № 1. C. 12. DOI 10.3390/su13010012.

12. Cader Da 5ilva R. et al. Sustainable public procurement: the Federal Public Institution's shared system // Revista de Gestao. 2018. T. 25. № 1. C. 9-24. DOI 10.1108/REGE-11-2017-001.

13. Liu J. et al. Enhancing green public procurement practices in local governments: Chinese evidence based on a new research framework // Journal of Cleaner Production. 2019. T. 211. C. 842-854. DOI 10.1016/j.jclepro.2018.11.151.

14. Chersan I.C. et al. Green public procurement in the academic literature // Amfiteatru Economic. 2020. T. 22. № 53. C. 82-101.

15. Halonen K.M. Is public procurement fit for reaching sustainability goals? A law and economics approach to green public procurement // Maastricht Journal of European and comparative law. 2021. T. 28. № 4. C. 535-555. DOI 10.1177/1023263X211016756..

onmental management. 2013. T. 126. P. 85-95. DOI 10.1016/j. jenvman.2013.04.009.

3. Witjes S., Lozano R. Towards a more Circular Economy: Proposing a framework linking sustainable public procurement and sustainable business models // Resources, Conservation and Recycling. 2016. T. 112. P. 37-44. DOI 10.1016/j.resconrec.2016.04.015.

4. Walker H., Brammer S. The relationship between sustain- 10. able procurement and e-procurement in the public sector // International Journal of Production Economics. 2012. T. 140.

№ 1. P. 256-268. DOI 10.1016/j.ijpe.2012.01.008.

5. Uttam K., Roos C.L.L. Competitive dialogue procedure for sus- 11. tainable public procurement // Journal of Cleaner Production. 2015. T. 86. P. 403-416. DOI 10.1016/j.jclepro.2014.08.031.

6. Testa F. et al. What factors influence the uptake of GPP (green public procurement) practices? New evidence from an Italian survey // Ecological Economics. 2012. T. 82. P. 88-96. DOI 12. 10.1016/j.ecolecon.2012.07.011.

7. Podlesnaya M.A. Socio-regulatory functions of the media in the conditions of the formation of state environmental policy: spe- 13. cialty 22.00.08 "Sociology of management": dissertation abstract

for the degree of candidate of sociological sciences / Podlesnaya Maria Aleksandrovna. Moscow, 2006. 22 p. EDN NKECZP.

8. Zafarullah H., Huque A.S. Climate change, regulatory policies and 14. regional cooperation in South Asia // Public Administration and Policy. 2018. T. 21. № 1. P. 22-35. DOI 10.1108/PAP-06-2018-001. 15.

9. Sparrevik M. et al. Green public procurement-A case study of an innovative building project in Norway // Journal of Cleaner Production. 2018. T. 188. P. 879-887. DOI 10.1016/j. jclepro.2018.04.048.

Ahsan K., Rahman S. Green public procurement implementation challenges in Australian public healthcare sector // Journal of Cleaner Production. 2017. T. 152. P. 181-197. DOI 10.1016/j. jclepro.2017.03.055.

Bucea-Manea-Tonis R. et al. Green and sustainable public procurement—An instrument for nudging consumer behavior. A case study on Romanian green public agriculture across different sectors of activity // Sustainability. 2020. T. 13. № 1. P. 12. DOI 10.3390/su13010012.

Cader Da Silva R. et al. Sustainable public procurement: the Federal Public Institution's shared system // Revista de Gestao. 2018. T. 25. № 1. P. 9-24. DOI 10.1108/REGE-11-2017-001. Liu J. et al. Enhancing green public procurement practices in local governments: Chinese evidence based on a new research framework // Journal of Cleaner Production. 2019. T. 211. P. 842-854. DOI 10.1016/j.jclepro.2018.11.151.

Chersan I.C. et al. Green public procurement in the academic literature // Amfiteatru Economic. 2020. T. 22. № 53. P. 82-101. Halonen K.M. Is public procurement fit for reaching sustainability goals? A law and economics approach to green public procurement // Maastricht Journal of European and comparative law. 2021. T. 28. № 4. P. 535-555. DOI 10.1177/ 1023263X211016756.

Информация об авторах

Погудаева М.Ю., доктор экономических наук, профессор, начальник учебного отдела Московского городского университета управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова (г. Москва, Российская Федерация). Почта для связи с автором: pogudaevamy@edu.mos.ru

Гладилина И.П., доктор педагогических наук, профессор, заместитель начальника отделения магистратуры и аспирантуры по вопросам аспирантуры Московского городского университета управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова (г. Москва, Российская Федерация).

Сергеева С.А., кандидат экономических наук, старший научный сотрудник сектора научно-исследовательских работ и проектов Московского городского университета управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова (г. Москва, Российская Федерация).

Information about the authors

Pogudaeva M.Yu., Doctor of Economics, Professor, Head of the educational of the Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University (Moscow, Russian Federation). Corresponding author: pogudaevamy@edu.mos.ru

Gladilina I.P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Deputy Head of the Department of Masters and Postgraduate Studies for Postgraduate Studies of the Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University (Moscow, Russian Federation

Sergeeva S.A., PhD in Economics, Senior Researcher of the Sector of Research and Projects of the Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University (Moscow, Russian Federation).

Информация о статье

Дата получения статьи: 3.03.2023

Дата принятия к публикации: 11.04.2023

© Погудаева М.Ю., Гладилина И.П., Сергеева С.А., 2023.

Article Info

Received for publication: 3.03.2023 Accepted for publication: 11.04.2023

© Pogudaeva M.Yu., Gladilina I.P., Sergeeva S.A., 2023.

84

эКОНОМИЧЕСКОЕ РАзВИТИЕ, ИННОВАЦИИ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИзМЕНЕНИЯ И РОСТ

DISCUSSION №2 ( 117) APRIL 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.