АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО, МУНИЦИПАЛЬНОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ
STATE, MUNICIPAL AND CORPORATE GOVERNANCE IN SERVICES SECTOR: CURRENT ISSUES
УДК 338; 502 РО!: 10.24411/1995-042Х-2020-10305
МИШУЛИНА Светлана Ивановна
Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук»
(Сочи, Краснодарский край, РФ); кандидат экономических наук; [email protected]
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОИННОВАЦИЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
Исследования отечественных и зарубежных ученых последнего десятилетия убедительно доказывают тот факт, что в условиях обострения экологических проблем и ужесточения глобальной конкуренции в динамично развивающемся туристическом секторе мировой экономики внедрение и применение экологических инноваций рассматривается фирмами и дестинациями, в первую очередь, как эффективный инструмент управления рисками и повышения конкурентоспособности бизнеса за счет дифференциации своего туристского продукта. Широкое применение экоинноваций позволяет им повысить качество туристического предложения, привести его в соответствие с растущими экологическими ожиданиями туристов и требованиями регуляторов. Вместе с тем, отмечается сравнительно невысокая инновационная активность туристического бизнеса, что объясняется как относительной новизной концепции экоинноваций, недостаточностью ее теоретико-методологического обеспечения, так и отсутствием у малого и среднего бизнеса, составляющего основу индустрии туризма, четких и понятных стимулов для экологической инновационной модернизации, явно недостаточной поддержки этих процессов со стороны государства. В статье анализируется процесс формирования концепции экоинноваций. Отмечается недостаток внимания к проблемам экологической инновационной модернизации индустрии туризма со стороны отечественных исследователей, отождествление ими экоинноваций в туризме с инновациями в экологическом туризме. Рассматриваются особенности экоинноваций в сфере туризма, факторы, стимулирующие инновационную деятельность. Обосновывается необходимость государственной поддержки экологически ориентированной инновационной деятельности туристского бизнеса. Предлагаются возможные направления деятельности государства по стимулированию экоинноваций в сфере туризма. Работа выполнена в рамках темы № 0261-2019-0009 «Стратегическое управление социально-экономическим развитием территории на основе принципов устойчивого развития» государственного задания ФИЦ «Субтропический научный центр Российской академии наук».
Ключевые слова: индустрия туризма; «зеленая» экономика; экоинновации, механизмы стимулирования экоинноваций
Для цитирования: Мишулина С.И. Направления совершенствования системы государственного стимулирования экоинноваций в индустрии туризма // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. №3. С. 69-85. РО!: 10.24411/1995-042Х-2020-10305.
Дата поступления в редакцию: 17 июня 2020 г. Дата утверждения в печать: 6 сентября 2020 г.
UDC 338; 502 DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10305
Svetlana I. MISHULINA
Federal Research Centre the Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences (Sochi, Krasnodar region, Russia); PhD in Economics; e-mail: [email protected]
IMPROVEMENT DIRECTIONS OF THE STATE STIMULATION SYSTEM OF ECO-INNOVATIONS IN TOURISM INDUSTRY
Abstract. Domestic and foreign investigations of the last decade strongly prove the fact that under the aggravation of ecological problems and global competition toughening in dynamically developing world economy tourist sector the introduction and application of ecological innovations is considered by firms and destinations primarily as an effective tool for risk management and increase of business competitiveness due to the differentiation of their tourist product. The widespread use of eco-innovations helps them to raise their tourism offer quality, meets the growing eco-expectations of tourists and the requirements of regulators. At the same time comparatively low innovative activity of tourism business is observed what is associated both with the relative novelty of eco-innovations concept, with the lack of its theoretical and methodological support, and with small and middle-sized businesses without clear and intelligible incentives for environmental innovative modernization with obviously not enough state support of the processes. The article analyses how the eco-innovation concept is forming. As for the domestic investigators the lack of attention to the problems of ecological innovative modernization of tourism industry is observed as well as their identification of eco-innovations in tourism with innovations in ecological tourism. Some specific features of eco-innovations in tourism and factors stimulating innovative activity are under view. The necessity of state support for ecologically oriented innovative tourism business activity is substantiated. The potential lines of state activity aimed at eco-innovations incentives in tourism are offered.
Keywords: tourism industry, "green" economy, eco-innovations, mechanisms for eco-innovations stimulation
Citation: Mishulina, S. I. (2020). Improvement directions of the state stimulation system of eco-innovations in tourism industry. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 14(3), 69-85. doi: 10.24411/1995-042X-2020-10305. (In Russ.).
Article History
Received 17 June 2020 Accepted 6 September 2020
Disclosure statement
No potential conflict of interest was reported by the author(s).
© 2020 the Author(s)
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/
Введение
Анализ современных тенденций экологизации экономики и роли экоинноваций в обеспечении конкурентных преимуществ фирм на национальных и международных рынках дает основание сделать вывод о том, что ближайшее будущее будет определяться теми бизнес-структурами, которые реализуют в своей деятельности экологически эффективные модели и стратегии, позволяющие не только адаптироваться к изменениям окружающей среды, но рассматривать их не как ограничения и вызовы, а как возможности, одновременно добиваясь роста экономической эффективности за счет оптимизации использования природных ресурсов и услуг экосистем, активного вовлечения стейкхолдеров в процессы разработки и реализации экологической инновационной политики. Игнорирование проблем сохранения окружающей среды в совокупности с низкой инновационной активностью будет означать в условиях роста и быстрой трансформации экологических потребностей общества и требований национальных и международных регуляторов в среднесрочной и долгосрочной перспективе потерю рыночной конкурентоспособности [10, 18]. Напротив, способность бизнеса к инновационным решениям экологических проблем может быть, по мнению исследователей, источником устойчивых конкурентных преимуществ [22, 25, 27].
В связи с тем, что состояние окружающей среды, экологические характеристики туристских дестинаций и их продукции имеют жизненно важное значение для туризма, составляя часть туристского продукта и определяя его качество и аттрактивность, представляется более чем логичным ожидать, что активное внедрение и применение экоинноваций в туристическом секторе будет приобретать все
большее значение в ближайшем будущем.
Важнейшим фактором, стимулирующим экологическую трансформацию индустрии туризма, является рост спроса туристов на устойчивые путешествия [1]. По данным ежегодно проводимых одной из крупнейших цифровых туристских платформ Booking.com исследований динамики и тенденций развития устойчивого туризма число глобальных туристов, готовых к осознанному устойчивому выбору опций своего путешествия, выросло в 2019 г. на 55% по сравнению с предыдущим годом1. Количество туристов, намеренных выбирать экологически дружественные средства размещения, увеличилось с 62% в 2016 г. до 73% в 20191. Эти данные подтверждаются результатами более масштабного исследования, проведенного McKinsey & company в 2018 году по 60 странам: 66% потребителей готовы платить больше за экологически дружественные продукты2. Очевидно, что вызванный пандемией COVID-19 кризис внесет свои коррективы в динамику последних лет, но совершенно очевидно, что экологические требования регуляторов и потребителей ужесточатся, стимулируя соответствующие инновационные решения туристического бизнеса. В этих условиях существенно возрастает роль концепции экоинноваций в адаптации туристского продукта к экологическим трансформациям спроса [15].
Экоинноваций способствуют повышению конкурентоспособности предприятий туринду-стрии и туристских дестинаций не только за счет дифференциации услуг и занятия ниши на динамично развивающемся рынке «зеленых» товаров и услуг, но и за счет сокращения операционных расходов, обеспечиваемого оптимизацией ресурсопотребления и рециклинга отходов. Ряд исследований, проведенных в гостиничном секторе турбизнеса, доказывают
1 Исследование включает результаты on-line опроса 18077 респондентов 18 региональных рынков, включая Бразилию, Канаду, Китай, Францию, Германию, США, Японию и др. страны // Booking. com. Sustainable report 2019. URL: https://global.news.booking.com/ bookingcom-reveals-key-findings-from-its-2019- sustainable-travel-report
2 World Travel & Tourism Council and Bloomberg Media Group (January, 2019). World, Transformed: Megatrends and Their Implications for Travel & Tourism. London, UK: World Travel & Tourism Council. URL: https://www.wttc.org/-/media/files/reports/2019/megatrends-2019---world-transformed.pdf
существенное положительное влияние экоин-новаций на производительность труда даже в условиях экономического кризиса [14, 15].
Немаловажный стимул активизации инновационной деятельности в туристской сфере - влияние инновационного развития туризма на региональное развитие. Результаты исследований последних лет доказывают наличие положительной корреляции между инновационной активностью туристического бизнеса и его вкладом в прирост ВРП и конкурентоспособность туристских дестинаций и регионов туристской специализации [24].
Совокупность этих характеристик эко инноваций позволяет рассматривать их в качестве драйвера устойчивого развития как индустрии туризма, так и регионов туристской специализации.
Вместе с тем, несмотря на актуальность проблемы экологической инновационной модернизации, положительные сдвиги, происходящие в индустрии туризма, исследователи отмечают, что осуществляемые бизнесом мероприятия в большинстве случаев не носят системного характера, затрагивают только отдельные аспекты производства туристского продукта, а серьезные экологические инновации по-прежнему остаются одной из больших проблем для туристической индустрии [10, 14, 15].
Причины сложившегося положения дел кроются, на наш взгляд, как в относительной новизне проблемы инновационной экологически ориентированной трансформации экономики (экологизации экономической модели) и недостаточной ее теоретико-методологической обеспеченности, так и в отсутствии очевидных и понятных бизнесу стимулов для экологической инновационной модернизации, явной недостаточности мер государственной поддержки инновационного поведения как производителей, так и потребителей.
Целью данной статьи является анализ эволюции подходов к определению сущности и функций экоинноваций и определения на этой основе направлений государственного стимулирования экологически ориентирован-
ной инновационной деятельности предприятий туристического сектора экономики.
Теоретические подходы к определению сущности экоинноваций
Теоретико-методологическим проблемам инновационного развития как фактора, определяющего динамику экономического роста, уделяется пристальное внимание ученых и практиков, однако, теория эколого-ориентиро-ванного инновационного развития находится в стадии становления.
До настоящего времени не утвердилось общепринятое определение понятия «экоин-новация», оно продолжает формироваться [10], что свидетельствует о начальном этапе развития этой области исследований. Считается, что формирование теории эко инноваций началось в 90-х годах прошлого столетия, когда Клод Фюслер и Питер Джеймс впервые использовали термин «экоинновации» в изданной в 1996 г. книге «Движущая сила экоинноваций: прорывная дисциплина для инноваций и устойчивого развития» [13, 20]. Однако рождение концепции экоинноваций исследователи связывают с именами таких ученых как К. Грин, А. МакМикин и А. Ирвин, которые в 1994 г. одними из первых указали на необходимость учёта природной составляющей в инновационной деятельности [16].
Дальнейшее развитие концепции экоинноваций, ее интеграция с концепциями устойчивого развития, жизненного цикла продукции, циклической экономики, институциональной теорией, теорией стейкхолдеров и др. ведет к углублению понимания сущности экоинноваций, формированию терминологического и методологического аппарата, по-прежнему сохраняя свою актуальность.
Проблемы формирования понятийного аппарата и методологии анализа экоинноваций еще более актуальны для сектора туризма. Констатируя растущее значение экоинноваций в обеспечении удовлетворения трансформирующихся под воздействием экологических факторов потребностей туристов и конкурентоспособности туристического бизнеса,
исследователи, фиксируя рост публикаций по проблемам инновационного развития туризма в последнее десятилетие [27], справедливо отмечают недостаток исследований экологически ориентированной инновационной деятельности [10, 22, 26], обосновывают необходимость дальнейшего анализа сущности, факторов и условий создания и применения, механизмов и инструментов государственного и общественного стимулирования экоинноваций в индустрии туризма.
Если зарубежные авторы в своих аналитических статьях отмечают недостаток исследований в этой сфере, опираясь на анализ публикаций в WoS и Scopus, то российских работ, посвященных эко инновациям в туризме еще меньше, и большинство из них представляют собой анализ зарубежного опыта [2, 3, 5, 9].
Предлагаемые зарубежными и отечественными исследователями определения экоинноваций, сохраняя общность подходов к их цели - сокращение негативного воздействия на окружающую природную среду (ОПС), демонстрируют широкое разнообразие в детализации различных аспектов экоинноваций, что объясняется как эволюцией подходов, различиями в целях исследований, областях применения, так и используемых теорий.
Питер Джеймс дал в 1997 г. следующее определение введенному им термину: экоин-новации - «новые продукты и процессы, которые обеспечивают ценность для клиентов и бизнеса, но значительно снижают воздействие на окружающую среду» [19]. В своем определении он выделил две составляющие концепции экоинноваций - инновационность (продукта, услуги, процесса и т.п.) в сочетании со снижением негативного пресса на окружающую среду. Такой трактовки концепции экоин-новаций придерживаются и другие авторы, например А. Моссалланеджад [21, p.396].
В 2007 году Ван Беркель определил эко-инновации с позиций теории управления как «экологически обоснованные и управляемые
улучшения и инновации в продуктах, услугах и технологиях» [28].
Обоснование в рамках теории устойчивого развития необходимости гармонизации экономических, экологических и социальных целей развития изменило концептуальные подходы к экоинновациям. Клаус Реннингс в рамках инновационной теории с позиций ресурсного подхода и эффекта декаплинга под экоинновациями понимает новые технологии, бизнес-модели, продукты и процессы, которые приводят к снижению нагрузки на окружающую среду при одновременном улучшении экономических показателей [23]. При этом он отмечает растущую значимость социальных и институциональных экоинноваций.
Европейская комиссия считает необходимым увязывать экоинновации с целями устойчивого развития (ЦУР), принятыми международным сообществом в 2015 г. на период до 2030 г.: «экоинновации - любые инновации, обеспечивающие значительный прогресс на пути к целям устойчивого развития путем сокращения влияния производственных процессов на окружающую среду, повышения устойчивости природы к экологическому прессингу или использования более эффективно и ответственно природных ресурсов»3.
Развитие концепций жизненного цикла продукции и циклической экономики вносит свои коррективы в понимание сущности эко-инноваций. Определяя экоинновации как «...создание новых и конкурентоспособных по цене товаров, процессов, систем, услуг и процедур, предназначенных для удовлетворения потребностей человека и обеспечения лучшего качества жизни для всех с минимальным использованием природных ресурсов (материалов, включая энергию и площадь поверхности) на единицу продукции и минимальным выбросом токсичных веществ» [10, 22], современные авторы подчеркивают принципиальное значение необходимости оценки стоимости всего жизненного цикла создаваемого
3 Официальный сайт Европейской Комиссии. URL: https://www.ec.europa.eu doi: 10.2779/4155
блага, поскольку сопоставление только производственных затрат, без учета краткосрочных и долгосрочных экстерналий, включающих различные виды негативного воздействия процессов производства и потребления создаваемых благ на окружающую среду и социум, а также затрат по утилизации отходов производства и потребления, во-первых, некорректно, а, во-вторых, делает экологически безопасные блага (в силу их инновационного характера на этапе становления «зеленой» экономики) неконкурентоспособными по сравнению с традиционными в краткосрочном периоде.
Анализируя взаимосвязь экоинноваций и циклической экономики, исследователи рассматривают их как основной инструмент перехода от линейной к циклической модели экономики [12].
В исследованиях последних лет в отсутствии консенсуса по определению инноваций наиболее часто используется определение, данное Руководством Осло (Oslo Manual) - методическими рекомендациями по определению, сбору и анализу статистической информации по инновациям, разработанными под эгидой ОЭСР и Евростата. В последней редакции Руководства Осло (2018 г.) инновация определяется как «новый или усовершенствованный продукт или процесс (или их комбинация), который существенно отличается от предыдущих продуктов или процессов статистической единицы и который был предоставлен в распоряжение потенциальных пользователей (продукта) или введен в эксплуатацию статистической единицей (процессом)»4. В этом определении используется общий термин "статистическая единица" (unit) для описания субъекта, ответственного за инновации. Он относится к любой институциональной единице в любом секторе, включая домашние хозяйства и их отдельных членов, значительно расширяя рамки
инновационной деятельности, распространяя ее как на процессы производства, так и на модели потребления, что принципиально важно для туристического сектора экономики, где производство инновационной продукции (услуг) происходит одновременно с ее потребление, а конечный экологический эффект зависит как от производителя, так и потребителя.
Руководство Осло не использует термин «экоинновация», но классифицируя цели и результаты инноваций, подчеркивает необходимость учитывать широкий спектр экономических, экологических и социальных целей устойчивого развития, включая сокращение негативного воздействия на окружающую среду5.
Включение экологической целевой функции в определение Руководства Осло позволяет исследователям и международным туристским организациям определять экоинно-вации как инновации, которые способствуют сокращению негативного воздействия на окружающую среду, и/или обеспечивают оптимизацию использования ресурсов на протяжении всего жизненного цикла соответствующей деятельности6,7. При этом подчеркивается, что поскольку экоинновации в сфере туризма являются, как правило, результатом междисциплинарного и межотраслевого взаимодействия, их эффекты оказываются более значимыми, нежели традиционных инноваций.
Анализ показывает, что в последнее время содержание экоинноваций все больше эволюционирует от в значительной мере размытого понимания инноваций, способствующих снижению негативного воздействия на окружающую среду, к более конкретному и измеримому пониманию экоинноваций, как инноваций, целью которых является минимизация использования природных ресурсов и высвобождения вредных веществ на протяжении всего жизненного цикла, т.е. на этапах
4 OECD/Eurostat (2018), Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th Edition, The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities, OECD Publishing, Paris/Eurostat, Luxembourg. https://doi.org/10.1787/9789264304604-en P. 246.
5 Там же. Р. 165.
6 OECD (2013), "Green Innovation in Tourism Services", OECD Tourism Papers, 2013/01, OECD Publishing, Paris. Pp. 29-30.
проектирования, производства, использования, повторного использования и рециркуляции продуктов, материалов и услуг, связанных с ними. Новые концепции, такие как долевая экономика, совместное использование, лизинг и др., также вносят свой вклад в эти экоинно-вационные усилия7. Вместе с тем сохраняют актуальность проблемы конкретизации критериев отнесения инноваций к экологическим.
Исследования практического опыта инновационной деятельности предприятий индустрии туризма различных стран позволяют сделать вывод о том, что экоинновации, как специфический вид инноваций, конечная цель которых - снижение экологического следа туристической деятельности, наибольшее распространение получили в общественном питании и средствах размещения в таких областях, как энергопотребление; управление отходами; водопотребление; «зеленое» строительство; инженерная инфраструктура; управление рисками деградации окружающей среды; новые продукты (включая экологический и лечебный туризм), технологии и бизнес-модели; применение экологически безопасных материалов; использование органических продуктов; пространственное планирование.
Наиболее активны в экоинновационной деятельности крупные туристические компании, что объясняется, в числе прочего, тем, что они оказываются под большим давлением ключевых стейкхолдеров, к которым относятся и субъекты финансового рынка - источника инвестиций. Мотивы, стоящие за этими инновациями, не обязательно являются экологическими. Часто они имеют экономический смысл, а экологические выгоды - благоприятный побочный эффект.
Российские исследователи, к сожалению, часто сужают понимание экоинноваций в туризме, связывая их исключительно с развитием только одного вида - экологического туризма [22]. В действительности концепция
экоинноваций не ограничивается рамками какого-то или каких-то отдельных видов туризма, а предполагает включение всех видов деятельности, так или иначе связанных как с производством, так и потреблением туристского продукта. В целях недопущения смешения понятий следует, вероятно, использовать термин экологичный или зелёный туризм, понимая под ним любой вид туризма, но осуществляемый с применением продуктов, услуг, технологий и бизнес-моделей, минимизирующих негативное воздействие предприятий индустрии туризма и туристов на ОПС, оптимизируя использование ресурсов.
Инновации в секторе туризма часто связаны с внедрением и адаптацией продуктов и процессов, которые уже были ранее разработаны и применены в других, высокотехнологичных секторах экономики, характеризующихся высоким уровнем инновационного развития (информационные технологии, энергетика, строительная индустрия и производство материалов и др.) [7, 10]. Например, Анна-Метте Жаладжер [17] провела в своей работе анализ и систематизацию 100 инноваций, которые были созданы в других отраслях экономики и не предназначались изначально для туризма, но оказали существенное воздействие на его развитие. К наиболее значимым результатам внедрения этих инноваций можно отнести повышение мобильности, появление новых видов и направлений туризма, рост производительности и прибыльности туристических компаний.
Те же тенденции наблюдаются в сфере экологических инноваций. Так, например, эко-девелопмент - концепция, родившаяся в индустрии строительства, активно применяется сегодня в индустрии туризма. Крупнейшие гостиничные цепи ставят цели по «зелёной» сертификации всех вновь строящихся и реконструируемых отельных комплексов8, что, в свою очередь требует применения альтернативных
7 Policies and Practices for Eco-Innovation Up-take and Circular Economy Transition. EIO bi-annual report. November 2016. P.5. URL: http:// www.eco-innovation.eu/ (дата обращения 19.05.2018)
8 Hilton 2030 Goal Tracking. URL: http://cr.hilton.com.2018.CR Report
источников энергии, «умных» систем управления энергопотреблением и водопотребле-нием, использования экологичных видов транспорта и т.п.
Эта особенность экоинновационной деятельности в сфере туризма предполагает наличие как внутрифирменных (в крупных туристских компаниях), так и региональных и национальных институциональных структур поддержки малого и среднего туристского бизнеса, занимающихся анализом экологических инноваций в других секторах экономики, оценкой потенциала их применения в секторе туризма. В долгосрочной перспективе экологические инновации должны анализироваться в контексте циклической экономики и вклада туризма в ее становление и развитие. Очевидно, что решение этой задачи не под силу не только малым и средним предприятиям, но и крупным субъектам туристского рынка, предполагает активное их взаимодействие с научными учреждениями и институтами развития при активной поддержке государства, региональных и муниципальных властей. Деятельность по поиску и адаптации заимствованных в других секторах экономики экоинноваций не исключает, а предполагает активизацию развития собственно туристских «зеленых» новаций.
Стимулы и барьеры экологически ориентированной инновационной деятельности
Анализ целей, драйверов и барьеров экологически ориентированной инвестиционной деятельности и экоинноваций в индустрии туризма позволяет сделать вывод о том, что в основном они те же, что и в процессах инновационной модернизации экономики в целом. Вместе с тем существуют особенности, определяемые не только спецификой процессов создания туристского продукта, но и приоритетами и целями государственной экологической политики и местом индустрии туризма в экономической системе. Именно поэтому важнейшим условием интенсификации процессов
экологической модернизации является, во-первых, формализованная в документах стратегического планирования, структурированная и согласованная по уровням управления и секторам экономики, непротиворечивая национальная система экологических приоритетов и целей [8], и, во-вторых, четкие рыночные сигналы со стороны государства, подтверждающие серьезность его намерений. К таким сигналам следует отнести не только деятельность государства по экологизации инвестиционной, налоговой, амортизационной политики, но, в значительной мере, его поведение как субъекта совокупного «зеленого» спроса при осуществлении государственных закупок и инвестиций, в том числе при реализации крупных инфраструктурных объектов индустрии туризма. Под «зелеными» государственными закупками (ЗГЗ) понимается процесс, в ходе которого власти стремятся закупать продукцию, работы и услуги, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую природную среду в течение всего их жизненного цикла9.
Государство, определяя место экологической безопасности в системе стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития в общенациональных стратегиях, декларирует свои намерения по экологизации экономики. В целях создания условий для успешной реализации стратегий оно формирует и развивает институты, совершенствует правила, сокращающие асимметрию информации и риски в реальном секторе экономики. Однако реальные намерения государства, являющиеся четким сигналом для рынка, проявляются в его практической деятельности, в том числе, в увеличении объемов ЗГЗ и реализации на практике политики экологизации государственных закупок. Внедряя в свою практическую деятельность принципы устойчивого развития, власти стимулируют экологическую трансформацию поведения других субъектов
9 Green and Sustainable Public Procurement. URL: http://ec.europa.eu/environment/gpp/versus_en.htm (дата обращения 19.10.2018)
экономики [1].
В российском туристическом секторе экономики государство в последние годы принимает активное участие в проектах по созданию необходимой для развития туристических кластеров инфраструктуры, устанавливая ее экологические параметры и стимулируя инновационную деятельность производителей ее различных элементов и процессов. В свою очередь, уровень экологической безопасности инфраструктурных объектов, создаваемых с участием государства, в значительной мере определяет возможности экологизации других составляющих туристского продукта (транспорт, коллективные средства размещения, общественное питание, объекты аттрактивности и др.) и общую антропогенную нагрузку растущих туристских потоков (энергоснабжение, водоснабжение и канализация, сбор и утилизация отходов и др.). Таким образом, создание «зеленой» инфраструктуры с участием государства стимулирует внедрение эко инноваций более высокого технологического уровня в туристическом бизнесе. Справедливо и обратное: отсутствие или низкий уровень развития инфраструктуры, ее низкое качество тормозят, а в отдельных случаях исключают внедрение и эффективное использование инновационных технологий бизнесом. Яркий пример - безуспешность инициатив бизнеса по внедрению передовых систем сбора и утилизации отходов.
Расширение объемов «зеленых» закупок способствует росту предложения новых экологически безопасных товаров, технологий и услуг и, как следствие, конкуренции на рынке зеленых товаров и снижению цен.
Стимулирование государством «зеленого» спроса как драйвера экоинноваций не ограничивается «зелеными» государственными закупками, хотя их значимость трудно переоценить, учитывая долю государственных закупок в совокупном спросе (российский
рынок государственных закупок по данным 2016 г. составил 25% ВВП10, в 2018 году весь объем государственных закупок, включая закупки государственных корпораций, - 31,9 трлн. руб. или 30,7% ВВП11). Механизм стимулирования призван инициировать поиск новых моделей экологически безопасного производства и потребления, новых способов удовлетворения потребностей, которые, в свою очередь постоянно модифицируются под воздействием различных факторов, в том числе - экологических. Спрос на инновации может формироваться по законам рынка, но может быть создан искусственно (сознательно) путем целенаправленного воздействия на поведение субъектов рынка, либо путем создания условий для его формирования. В условиях асимметрии информации, когда отдельные субъекты рынка не могут адекватно оценить возникающие экологические риски и возможные социально-экономические последствия их наступления, отсутствуют (либо крайне слабы) рыночные сигналы об изменении условий (осознание потребности в экологической безопасности и товарах и услугах ее обеспечивающих). Поэтому у государства особенная роль -оно способно создавать спрос на инновации, предоставляя актуальную информацию о состоянии окружающей природной среды и последствиях ее деградации, изменяя правила игры (финансируя исследования процессов и последствий взаимодействия человека и природы, влияя через систему образования на формирование экологической культуры и грамотности населения, выдвигая новые требования к экологическим характеристикам товаров и способов их производства и потребления, функциям и качеству регулирующих и стимулирующих институтов, вводя новые нормы и правила функционирования бизнеса, тем самым стимулируя инновационную деятельность субъектов экономики).
10 Артемьев И. В РФ объём рынка государственных закупок достиг 25% в условиях кризиса // Интерфакс, раздел «Экономика». 2016. URL: https://www.interfax.ru/business/499881 (Дата обращения 18.10.2018)
11 Агеева О. Объём непубличных закупок за 2018 г. превысил 7% ВВП // РБК, раздел «Экономика». 2019. URL: https: https://www.rbc.ru/economics/13/06/2019/5cffd1a19a79470529c472e3 (Дата обращения 12.03.2020)
«Привязанность» туристического бизнеса к определенным дестинациям определяет роль последних в экологизации туризма. Реализация принципа устойчивого развития «мысли глобально - действуй локально» меняет подходы к развитию дестинаций и роли местных властей, общественности и бизнес-сообществ в экологизации деятельности на их территории. Как показывает опыт устойчивых туристских центров, активно борющихся сегодня за звание «зеленых» городов и регионов, действенными стимулами внедрения экоинно-ваций являются разработка и принятие согласованной со всеми стейкхолдерами стратегии устойчивого развития и перехода на модель «зеленого» экономического роста, разработка и реализация территориальных схем развития дестинации, обеспечивающих сокращение антропогенной нагрузки на экосистемы, создание экологических каркасов городов, восстановление нарушенных природных комплексов и превращение их в новые «зеленые» элементы аттрактивности для туристов, создание инфраструктуры для эффективного применения экоинноваций в различных сферах жизнедеятельности, формирования благоприятного для экоинноваций инвестиционного климата. Решение всех этих задач, учитывая особенности туризма как диверсифицированного сектора экономики, требует кооперации органов управления, министерств и ведомств, финансовых институтов и институтов развития, создания соответствующих организационных структур, институциональных условий их взаимодействия на территории туристской дестинации.
Исследования экологически ориентированной инновационной деятельности туристических фирм, проводимые под эгидой ОЭСР, ЮНЕП и других международных организаций, свидетельствуют о том, что основными стимулами инноваций для них являются: экологическая трансформация спроса, возможность дифференциации собственного туристского
продукта на высококонкурентном рынке, сокращения операционных расходов и повышения конкурентоспособности, ужесточение экологической политики и мер защиты окружающей среды со стороны государства, появление и развитие новых технологий, рост собственной социальной и экологической ответственности и стремление сохранить природные ресурсы для будущих поколений12. Одновременно, главный барьер - отсутствие понимания стратегических выгод «озеленения» туризма, что позволяет сформулировать основную на данный момент функцию механизма стимулирования экоинноваций - ликвидация информационного вакуума о выгодах применения «зеленых» инноваций и последствиях бездеятельности.
Принципиальные технологические, как и продуктовые, инновации (экологически ориентированные изменения технологии обслуживания клиентов в средствах размещения, технологий приготовления пищи и обслуживания в общественном питании и т.п.) в определенной степени сдерживаются рыночными требованиями обеспечения традиционной удовлетворенности клиентов (особенно в VIP секторе) и опасениями того, что изменения не будут хорошо восприняты последними. У собственников и менеджмента малого и среднего туристического бизнеса присутствует специфический страх перемен, который под давлением «зеленого» спроса, трансформируется в незначительные, как правило, уже апробированные рынком усовершенствования, отвечающие принципам экологического (ответственного) производства и потребления.
Среди других ограничителей «зеленых» инноваций туристический бизнес называет их высокую цену, что объясняется, с одной стороны, недостатком собственных финансовых ресурсов и дороговизной заемных средств, а с другой - отсутствием понимания концепции жизненного цикла продукции и информации о
12 OECD (2013), "Green Innovation in Tourism Services", OECD Tourism Papers, 2013/01, OECD Publishing, Paris. URL: http://dx.doi.org/10.1787/5k4bxkt1cjd2-en P. 9 (дата обращения 09.03.2018)
стоимости жизненного цикла экоинноваций и их традиционных аналогов (опять-таки информационный вакуум, плюс методологические и методические проблемы оценки жизненного цикла). Очевидно, что получающий в настоящее время развитие тренд на ужесточение экологических требований к процессам потребления и утилизации окончившей свой жизненный цикл продукции существенно повлияет на сравнительные оценки стоимости экоиннова-ций. Однако для этого требуются развитые институты оценки жизненного цикла, органично встроенные в инновационную систему и механизм стимулирования инноваций.
Снижению затрат и неопределенности результатов инновационной деятельности малого и среднего туристического бизнеса способствует обеспечение свободного доступа к результатам исследований в этой сфере, создание национальной инновационной сети, либо присоединение к уже действующим глобальным сетям. Решение этой задачи в значительной мере зависит от качества человеческого капитала, его способности создавать и воспринимать инновации и, в конечном счете, от состояния государственной системы экологического образования и переподготовки кадров.
Важной нерешенной проблемой, влияющей на востребованность экоинноваций в индустрии туризма, является бесплатность общественных экологических благ и услуг, которые используются туристическими фирмами как ресурсы. Влияя на аттрактивность дестинаций и определяя объемы туристских потоков, эти ресурсы подвергаются негативному воздействию со стороны турбизнеса и обслуживаемых им турпотоков (отрицательные экстерна-лии туристического бизнеса). Решение этой проблемы сталкивается с необходимостью формирования методологических инструментов оценивания экстерналий и институциональных условий их компенсации (интернали-зации) субъектами туристического рынка.
Немаловажным фактором, сдерживающим инновационную деятельность туристического бизнеса, является невозможность
полного присвоения дохода от экоинвестиций, включая положительные экстерналии инновационной деятельности. Применение инноваций, способствующих, например, повышению энерго и ресурсоэффективности фирмы, ведет к снижению антропогенной нагрузки на ОПС и улучшению ее качества, что положительно сказывается на деятельности всех фирм, в том числе, не осуществляющих инновационной деятельности. Эта проблема тесно связана с предыдущей и лежит как в плоскости защиты интеллектуальных прав, так и в поиске решения дилеммы общественных благ, которое зависит от наличия и эффективности механизмов выявления и согласования эколого-экономи-ческих интересов субъектов туристического рынка и других стейкхолдеров, включая население [6]. Сюда же можно отнести проблему поиска баланса между конкуренцией и кооперацией в инновационной сфере.
Инновационная деятельность всегда сопряжена с неопределенностью и риском, величина которого определяется как характером и масштабами самих инноваций, так и условиями внешней среды. В этой связи особую значимость приобретает деятельность государства, позволяющая снижать и распределять риски между субъектами экономики.
Механизм стимулирования экоинноваций в туризме
В Руководстве Осло (редакции 2005 г.) особо подчеркивается, что для разработки механизмов стимулирования инноваций важно понимать три критических для инновационного процесса аспекта: 1) инновационная деятельность отличается от исследований и разработок, т. е. инновационную деятельность нельзя отождествлять с научными исследованиями и разработками, хотя они и «связаны пуповиной», одно невозможно без другого; 2) поскольку эти два вида деятельности не тождественны, особую значимость приобретает поиск эффективных форм взаимодействия между субъектами, принимающими бизнес-решения, по управлению потоками знаний и обеспечению их диффузии; 3) продвижение
инноваций предполагает предварительный анализ всего доступного массива информации о них, что, в свою очередь требует совершенствования информационной базы и обеспечения ее доступности13.
В самом общем понимании механизм стимулирования инновационной деятельности представляет собой совокупность мер государственной поддержки бизнеса, осуществляющего поиск, агрегирование и использования технологических, организационных, дизайнерских, маркетинговых и иных инноваций в ходе реализации инвестиционных проектов и повседневной хозяйственной деятельности.
Следует отметить, что ни одна страна мира не может сегодня похвалиться наличием целостного эффективного механизма экологизации экономики и механизма стимулирования экоинноваций как его части. Речь в основном идет о наборе отдельных инструментов, с разной степенью успешности применяемых различными странами. Вместе с тем идет активный поиск модели такого механизма, определяются принципы его формирования, набор, структура и функции основных элементов. В этих целях на постоянной основе анализируются результаты применения различных инструментов стимулирования, разрабатываются подходы к оценке их эффективности и рекомендации по применению. Подчеркивается, что нет универсальных рецептов для всех стран, каждая страна формирует свой механизм, адаптированный к национальным экономическим, технологическим и институциональным условиям и целям устойчивого развития.
Анализ и классификации применяемых инструментов позволяют выделить ряд обязательных функциональных блоков, включающих инструменты одного функционального назначения: блок целеполагания, институциональный блок, экономический (включая финансовый), организационный, информационный, блоки мониторинга и оценки результатов. При этом экономический, организационный и
др. блоки определяют состав используемых инструментов и методов, а институциональные - порядок и правила их применения.
Учитывая особенности инновационных процессов в индустрии туризма, уровень сфор-мированности структурных блоков механизма стимулирования экоинноваций в нашей стране, можно предложить следующие основные направления деятельности государства:
• Формирование нормативно-правовой базы «зеленой» экономики, включающей четкое определение дефиниций и критериев отнесения к «зеленым» товаров, услуг, технологий, бизнес-моделей, инвестиций и инноваций. Создание и развитие институтов независимой экспертизы и оценки соответствия установленным критериям. Совершенствование статистики экоинноваций.
• Финансирование государственных исследований, либо участие государства в софи-нансировании частных научных исследований, направленных на создание экоинноваций, обеспечение свободного доступа к их результатам.
• Формирование институтов, основной функцией которых является сокращение асимметрии информации и диффузия знаний (создание, поддержание актуального состояния и обеспечение открытого доступа к базам данных «зеленых» инноваций, наилучших доступных «зеленых» технологий; руководствам и рекомендациям по тиражированию успешных практик применения экоинноваций в индустрии туризма).
• Облегчение доступа к финансовым ресурсам, необходимым для внедрения/реализации «зеленых» инноваций в условиях незрелости рынка «зеленых» финансов, что предполагает: а) аккумулирование ресурсов для целевого финансирования «зеленых» инноваций -широкое привлечение всех субъектов экономики в этот процесс (в том числе - населения); б) развитие рынка «зеленых» финансов. Стимулирование перемещения частного капитала
13 Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. ОЭСР; Евростат. М., 2006. С.13.
80 И-
из «коричневой» экономики в «зеленую». Формирование фондов «зеленых» субсидий и грантов. Создание государственно-частных фондов «зеленого» венчурного капитала. Развитие системы «зеленого» кредитования. Со-финансирование «зеленых» инновационных проектов малого бизнеса в сфере туризма.
• Воплощение инновационных экологических знаний в людях и их квалификации: совершенствование системы образования с целью формирования экологической культуры и образованности, подготовки кадров, способных к созданию инноваций и их восприятию, развития компетенций и навыков, требуемых «зеленой» экономикой.
• Стимулирование «зеленого» спроса институциональных субъектов экономики: через систему государственных закупок, ужесточение экологических требований к бизнесу и до-мохозяйствам, субсидирование «зеленых» расходов фирм и домохозяйств.
• Экологизация налогообложения, кредитной и амортизационной политики в туристских дестинациях. Например, применение правил ускоренной амортизации в отношении энерго, водоэффективных и т.п. активов.
• Обеспечение консенсуса стейкхолде-ров через популяризацию идей экологического обновления, привлечение к формированию стратегических приоритетов и целей и ликвидацию асимметрии информации.
• Создание правовых условий защиты интеллектуальной собственности, непротиворе-чащих задаче широкого распространения инноваций.
Потенциальная высокая заинтересованность туристских дестинаций в экологизации всех видов деятельности на их территории могла бы способствовать формированию механизмов стимулирования экоинноваций. Уже сейчас существуют соответствующие инструменты на региональном и муниципальном уровне, например, применяемые инструменты инвестиционной политики, правила застройки и др., которые при определенной экологически направленной корректировке могли бы
выполнять стимулирующие экоинновации функции [8]. Однако, в настоящее время не только в бизнес-среде, но и на всех уровнях государственного управления отсутствует понимание необходимости и всех возможных положительных эффектов экологизации индустрии туризма.
Заключение
Концепция экоинноваций находится в процессе формирования, само понятие экоин-новации эволюционирует как под воздействием новых вызовов со стороны экосистем и соответствующей трансформации экологических потребностей общества, так и в результате углубления знаний, развития теории устойчивости и других комплементарных экономических и социальных теорий, что требует адекватных изменений механизма управления инновационной деятельностью. Это направление исследований требует пристального внимания со стороны ученых, научно-теоретического и методологического сопровождения.
Межотраслевой характер деятельности по созданию туристского продукта определяет склонность предприятий туриндустрии к заимствованию и адаптации инноваций других отраслей к собственным нуждам, что повышает значимость элементов механизма государственного стимулирования инноваций в сфере туризма, направленных на поддержку институциональных и организационных структур, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов инновационной деятельности по всей цепочке создания туристского продукта, аккумуляцию и диффузию знаний о новых экологически безопасных способах производства и реализации различных компонентов туристского продукта, успешных практиках их применения. Развитие экоинноваций во всех подотраслях и типах туризма актуализирует исследования типологий экоинноваций и проведение исследований, направленных на выявление лучших практик и разработку рекомендации для малого и среднего бизнеса, которому не хватает ресурсов и знаний крупных компаний.
Современные исследования практиче-
ской экоинновационной деятельности субъектов индустрии туризма в различных странах свидетельствуют о том, что значимым мотива-ционным фактором для малых и средних предприятий в настоящее время является стиль жизни и внутренние убеждения собственников и менеджеров бизнеса, которые, в свою очередь, формируются системой экологического воспитания и образования, уровнем развития национальных формальных и неформальных институтов экологической трансформации экономической системы. Регулирующие воздействия государства в сфере туризма не столь значимы, поскольку, в отличии от промышленного сектора, не являются жесткими. В этих условиях эффективность деятельности государства определяется его способностью обеспечить приоритетность экологических целей при реализации собственных управленческих,
в том числе, стимулирующих функций.
Относительно невысокая инновационная активность туристического бизнеса в экологической сфере объясняется как отсутствием объективных условий для такой деятельности у малого бизнеса, составляющего доминирующую долю на рынке туристских услуг, так и слабой поддержкой государства и частных институтов инновационного развития, что актуализирует проблему поиска путей совершенствования системы стимулирования «зеленых» инноваций. Решение этой задачи определяет актуальность проведения дальнейших исследований как содержания отдельных блоков механизма, их внутренней структуры и логики построения, определения факторов и условий их эффективной работы, так и алгоритма взаимодействия блоков и включенных в них инструментов для обеспечения достижения целей.
Список источников
1. Бондаренко Т.И., Мишулина С.И. «Зеленый» спрос как фактор и условие экологической модернизации экономики // Вестник Волгоградского государственного университета: Серия 3. Экономика. Экология. 2019. Т.21. №2. С. 99-112. DOI: 10/15688/jvolsu.3.2019.2.9.
2. Виноградов Е.С. Теоретические аспекты внедрения экологических инноваций в гостиничном бизнесе // Сервис в России и за рубежом. 2015. №4. С. 27-39. DOI: 10/12737/16082.
3. Григорьева В.В. Экологические инновации для устойчивого развития сферы гостеприимства // Научная дискуссия: инновации в современном мире. 2015. №5(36). С.86-94.
4. Донскова Л.И., Редькин А.Г., Отто О.В., Беспалова Н.Н. Приоритеты инновационной деятельности на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т.13. №1(83). С. 6-19. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10101.
5. Захаров А.Н., Игнатьев А.А. Современные мировые тенденции формирования инновационного туризма // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №11. С.56-63.
6. Мишулина С. И. Механизмы согласования интересов природопользователей в ходе реализации инвестиционных проектов в регионах туристской специализации // Туризм: право и экономика. 2017. №1. С. 12-16.
7. Мишулина С.И. Экологические инновации в индустрии туризма // Актуальные направления сбалансированного развития горных территорий в контексте междисциплинарного подхода: Мат. I Междунар. науч. конф. Карачаевск: КЧГУ, 2019. С. 246-252.
8. Мишулина С.И. Экологизация стратегий социально-экономического развития как условие перехода на модель «зеленого» экономического роста // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2017. Т.5. №9 (35). С. 167-174.
9. Печерица Е.В. Зарубежный опыт применения экологических инноваций в средствах размещения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. №34(223). С. 4960.
10.Alonso-Almeida M.-D.-M., Rocafort A., Borrajo F. Shedding Light on Eco-Innovation in Tourism: A Critical Analysis // Sustainability. 2016. №8(12). Pp. 12-62. DOI: 10.3390/su8121262.
11. Bartlett D. Eco-innovation. In: Idowu S.O., Capaldi N., Zu L., Gupta A.D. (eds) Encyclopedia of Corporate Social Responsibility. Springer, Berlin, Heidelberg, 2013. DOI: 10.1007/978-3-642-
12. De Jesus A., Mendonca S. Eco-innovation in the transition to a circular economy: An analytical literature review // Journal of Cleaner Production. 2017. Vol.172. Pp.2999-3018. DOI: 10.106/j.jclepro.2017.11.111.
13. Fussler C., James P. (1996). Driving eco-innovation: A breakthrough discipline for innovation and sustainability. London: Pitman Publishing, 1996. P.364.
14. García-Pozo A., Sánchez-Ollero J.L., Marchante-Lara M. Eco-innovation and management: An empirical analysis of environmental good practices and labor productivity in the Spanish hotel industry // Innovation. 2015. Vol.17. Pp. 58-68. Doi:10.1080/14479338.2015.1011057.
15. García-Pozo A., Sánchez-Ollero J.L., Ons-Cappa M. Eco-innovation and economic crisis: A comparative analysis of environmental good practices and labor productivity in the Spanish hotel industry // Journal of Cleaner Productivity. 2016. Vol.138. Part 1. Pp.131-138. DOI: 10.1016/j.clepro.2016.01.011.
16. Green K., McMeekin A., Irwin A. Technological trajectories and R&D for environmental innovation in UK firms // Futures. 1994. №26. Pp. 1047-1059.
17. Hjalager A.-M. 100 Innovations that Transformed Tourism // Journal of Travel Research. №54(1). Pp. 3-21. DOI: 10.1177/0047287513516390.
18. Hong S.W.C. Competitiveness in the Tourism Sector: A Comprehensive Approach from Economic and Management Points. Taipei, Taiwan: Springer Science & Business Media, 2008. P.133. DOI: 10.1007/978-3-7908-2042-3.
19.James P. The sustainability circle: A new tool for product development and design // Journal of Sustainable Product Design. 1997. №2. Pp. 52-57.
20. Kemp R. Eco-innovation: Definition, Measurement and Open Research Issues // Economia Politica. 2010. aXXVII. n3. Pp.397-420.
21. Mossalanejad A. The role of economic policy and environment in sustainable development // International Journal of Environmental Research. 2011. №5(2). Pp. 395-402.
22. Munodawafa R.T., Johl S.K. A Systematic Review of Eco-Innovation and Performance from the Resource-Based and Stakeholder Perspectives // Sustainability. 2019. №11(21). Pp. 60-67. DOI:10.3390/su11216067.
23. Rennings K. Redefining innovation-Eco-innovation research and the contribution from ecological economics // Ecological Economics. 2000. №32(2). Pp. 319-332. DOI: 10.1016/50921-8009/(99)00112-3.
24. Romao J., Nijkamp P. Impacts of innovation, productivity and specialization on tourism competitiveness - a spatial econometric analysis on European regions // Current Issues in Tourism. 2019. Vol.22. Iss. 10. Pp.1150-1169. DOI:10.1080/13683500.2017.1366434.
25. Stock, T., Obenaus, M., Kunz, S., Kohl, H. Industry 4.0 as enabler for a sustainable development: Aqualitative assessment of its ecological and social potential // Process Safety and Environmental Protection. 2018. Vol. 118. Pp. 254-267. DOI: 10.1016/j.psep.2018.06.026.
26. Szutowski D. Classification of innovations in tourism companies -systematic literature review / In book: Dynamika przemian rynku turistycznego, WSTiJO, SET. Warszawa. 2014. Pp.31-43.
27.Trunfio M., Campana S. Drivers and emerging innovations in knowledge-based destinations // Journal of Destination Marketing & Management. 2019. 14. DOI: 10.1016/j.jdmm.2019.100370.
28. Van Berkel R. V. Eco-innovation: Opportunities for advancing waste prevention // International Journal of Environmental Technology and Management. 2007. №7(5/6). Pp. 527-550. DOI: 10.1504/IJETM. 2007.015629.
28036-8-53.
References
1. Bondarenko, T. I., & Mishulina, S. I. (2019). "Zelenyj" spros kak faktor i uslovie ekologicheskoj modernizacii ekonomiki [Green demand as a factor and condition of the economy ecological modernization]: Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta: Seriya 3. Ekonomika. Ekologiya [Journal of Volgograd State University. Economics, Ecology], 21(2), 99-112. doi: 10/15688/jvolsu.3.2019.2.9. (In Russ.).
2. Vinogradov, E. S. (2015). Teoreticheskie aspekty vnedreniya ekologicheskih innovacij v gosti-nichnom biznese [Theoretical aspects of the introduction of ecological innovations in the hospitality industry]: Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 4, 27-39. doi: 10/12737/16082. (In Russ.).
3. Grigor'eva, V. V. (2015). Ekologicheskie innovacii dlya ustojchivogo razvitiya sfery gostepriim-stva [Environmental innovations for sustainable development of the hospitality sector]: Nauchnaya diskussiya: innovacii v sovremennom mire [Scientific discussion: innovations in the modern world], 5(36), 86-94. (In Russ.).
4. Donskova, L. I., Red'kin, A. G., Otto, O. V., & Bespalova, N. N. (2019). Prioritety innovacionnoj deyatel'nosti na predpriyatiyah social'no-kul'turnogo servisa i turizma [The priorities of innovation in enterprises of social-cultural service and tourism: Russian experience]: Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(1), 6-19. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10101. (In Russ.).
5. Zakharov, A. N., & Ignatiev, A. A. (2019). Sovremennye mirovye tendencii formirovaniya inno-vacionnogo turizma [Current global trends in innovative tourism]: Rossijskij vneshneekonomich-eskij vestnik [Russian foreign economic journal], 11, 56-63. (In Russ.).
6. Mishulina, S. I. (2017). Mekhanizmy soglasovaniya interesov prirodopol'zovatelej v hode real-izacii investicionnyh proektov v regionah turistskoj specializacii [Mechanisms of alignment of Interests of natural resource users in the course of investment projects in the tourist areas]: Turizm: pravo i ekonomika [Tourism: law and Economics], 1, 12-16. (In Russ.).
7. Mishulina, S. I. (2019). Ekologicheskie innovacii v industrii turizma [Environmental innovation in the tourism industry]: Aktual'nye napravleniya sbalansirovannogo razvitiya gornyh territorij v kontekste mezhdisciplinarnogo podhoda [Current trends in the balanced development of mountain territories in the context of an interdisciplinary approach]: Proceedings of the I International scientific conference. Karachaevsk: KCHGU, 246-252. (In Russ.).
8. Mishulina, S. I. (2017). Ekologizaciya strategij social'no-ekonomicheskogo razvitiya kak uslovie perekhoda na model' «zelenogo» ekonomicheskogo rosta [Greening strategies for socio-economic development as a transition condition to green economic growth pattern]: Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovanij XXI veka: teoriya i praktika [Actual directions of scientific research of the XXI century: theory and practice], 5(9), 167-174. (In Russ.).
9. Pecherica, E. V. (2013). Zarubezhnyj opyt primeneniya ekologicheskih innovacij v sredstvah razmeshcheniya [Foreign experience of environmental innovation in hotels]: Nacional'nye inter-esy: prioritety i bezopasnost' [National Interests: Priorities and Security], 3(34), 49-60. (In Russ.).
10.Alonso-Almeida, M.-D.-M., Rocafort, A., & Borrajo, F. (2016). Shedding Light on Eco-Innovation in Tourism: A Critical Analysis. Sustainability, 8(12), 12-62. doi:10.3390/su8121262.
11.Bartlett, D. (2013). Eco-innovation. In: Idowu S.O., Capaldi N., Zu L., Gupta A.D. (eds) Encyclopedia of Corporate Social Responsibility. Springer, Berlin, Heidelberg. doi: 10.1007/978-3-64228036-8-53.
12.De Jesus, A., & Mendonca, S. (2017). Eco-innovation in the transition to a circular economy: An analytical literature review. Journal of Cleaner Production, 172, 2999-3018. doi: 10.106/j.jcle-pro.2017.11.111.
13.Fussler, C., & James, P. (1996). Driving eco-innovation: A breakthrough discipline for innovation and sustainability. London: Pitman Publishing.
14. García-Pozo, A., Sánchez-Ollero, J. L., & Marchante-Lara, M. (2015). Eco-innovation and management: An empirical analysis of environmental good practices and labor productivity in the Spanish hotel industry. innovation, 17, 58-68. doi: 10.1080/14479338.2015.1011057.
15. García-Pozo, A., Sánchez-Ollero, J. L., & Ons-Cappa, M. (2016). ECO-innovation and economic crisis: A comparative analysis of environmental good practices and labor productivity in the Spanish hotel industry. Journal of Cleaner Productivity, 138(1), 131-138. doi: 10.1016/j.clepro.2016.01.011.
16. Green, K., McMeekin, A., & Irwin, A. (1994). Technological trajectories and R&D for environmental innovation in UK firms. Futures, 26, 1047-1059.
17. Hjalager, A.-M. (2015). 100 Innovations that Transformed Tourism. Journal of Travel Research, 54(1), 3-21. doi: 10.1177/0047287513516390.
18. Hong, S. W. C. (2008). Competitiveness in the Tourism Sector: A Comprehensive Approach from Economic and Management Points. Taipei, Taiwan: Springer Science & Business Media. doi: 10.1007/978-3-7908-2042-3.
19.James, P. (1997). The sustainability circle: A new tool for product development and design. Journal of Sustainable Product Design, 2(2), 52-57.
20. Kemp, R. (2010). Eco-innovation: Definition, Measurement and Open Research Issues. Economia Politica, aXXVii, 3, 397-420. doi: 10.1428/33131:y:2010:i:3.
21. Mossalanejad, A. (2011). The role of economic policy and environment in sustainable development. international Journal of Environmental Research, 5(2), 395-402. doi: 10.22059/IJER.2011.324.
22. Munodawafa, R. T., & Johl, S. K. (2019). A Systematic Review of Eco-Innovation and Performance from the Resource-Based and Stakeholder Perspectives. Sustainability, 11(21), 60-67. doi: 10.3390/su11216067.
23. Rennings, K. (2000). Redefining innovation-Eco-innovation research and the contribution from ecological economics. Ecological Economics, 32(2), 319-332. doi: 10.1016/50921-8009/(99)00112-3.
24. Romao, J., & Nijkamp, P. (2019). Impacts of innovation, productivity and specialization on tourism competitiveness - a spatial econometric analysis on European regions. Current issues in Tourism, 22(10), 1150-1169. doi: 10.1080/13683500.2017.1366434.
25. Stock, T., Obenaus, M., Kunz, S., & Kohl, H. (2018). Industry 4.0 as enabler for a sustainable development: A qualitative assessment of its ecological and social potential. Process Safety and Environmental Protection, 118, 254-267. doi: 10.1016/j.psep.2018.06.026.
26. Szutowski, D. (2014). Classification of innovations in tourism companies - systematic literature review. In book: Dynamika przemian rynku turistycznego. Warszawa: WSTiJO, SET, 31-43.
27.Trunfio, M., & Campana, S. (2019). Drivers and emerging innovations in knowledge-based destinations. Journal of Destination Marketing & Management, 14. doi: 10.1016/j.jdmm.2019.100370.
28. Van Berkel, R. V. (2007). Eco-innovation: Opportunities for advancing waste prevention. international Journal of Environmental Technology and Management, 7(5/6), 527-550. doi: 10.1504/IJETM.2007.015629.