Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ КАК ДРАЙВЕР РАСКРЫТИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ КАК ДРАЙВЕР РАСКРЫТИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные закупки / ресурсный потенциал / экономические агенты / отечественный рынок / таможенные органы / импортозамещение МСП / государство / бизнес / public procurement / resource potential / economic agents / domestic market / customs authorities / import substitution of SMEs / government / business

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доньшина Алёна Алексеевна

В статье рассмотрены актуальные тенденции современного рынка государственных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (потребностей в ресурсах). На примере деятельности таможенных органов Российской Федерации показана значимость контрактной системы в сфере закупок для формирования ресурсной базы; построения эффективного процесса обеспечения товарами, работами, услугами; обеспечения конкурентной рыночной среды и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Доньшина Алёна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC PROCUREMENT AS A DRIVER OF THE DISCLOSURE OF THE RESOURCE POTENTIAL OF CUSTOMS AUTHORITIES

The artic/e examines the current trends in the modern market of public procurement of goods, works, and services to meet public needs (resource requirements). Using the example of the activities of the customs authorities of the Russian Federation, the importance of the contract system in the field of procurement for the formation of a resource base; building an effective process for providing goods, works, services; ensuring a competitive market environment, etc. is shown.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ КАК ДРАЙВЕР РАСКРЫТИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

УДК 332.1, 338.242

государственные закупки как драйвер раскрытия ресурсного потенциала таможенных органов

Доньшина Алёна Алексеевна

Российская таможенная академия, аспирант 2 курса обучения, главный государственный таможенный инспектор отдела проведения и информационного обеспечения закупочных процедур контрактной службы Главного управления тылового обеспечения ФТС России, e-mail: alena_kosen-kova_97@mail.ru

В статье рассмотрены актуальные тенденции современного рынка государственных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (потребностей в ресурсах). На примере деятельности таможенных органов Российской Федерации показана значимость контрактной системы в сфере закупок для формирования ресурсной базы; построения эффективного процесса обеспечения товарами, работами, услугами; обеспечения конкурентной рыночной среды и др.

Ключевые слова: государственные закупки; ресурсный потенциал; экономические агенты; отечественный рынок; таможенные органы; импор-тозамещение МСП; государство; бизнес

public procurement as a driver of the disclosure of the resource potential of customs authorities

Donshina Alyona A.

Russian Customs Academy, 2nd year postgraduate student, Chief State Customs Inspector of the Department for Conducting and Information Support of Procurement Procedures of the Contract Service of the Main Directorate of Logistics Support of the Federal Customs Service of Russia, e-mail: alena_ kosenkova_97@mail.ru

The artic/e examines the current trends in the modern market of public procurement of goods, works, and services to meet public needs (resource requirements). Using the example of the activities of the customs authorities of the Russian Federation, the importance of the contract system in the field of procurement for the formation of a resource base; building an effective process for providing goods, works, services; ensuring a competitive market environment, etc. is shown

Keywords: public procurement; resource potential; economic agents; domestic market; customs authorities; import substitution of SMEs; government; business

Для цитирования: Доньшина А.А. Государственные закупки как драйвер раскрытия ресурсного потенциала таможенных органов // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2024. № 1 (89). С. 42-47.

В настоящее время общество, несмотря на все преимущества постиндустриальной фазы своего развития, ежедневно сталкивается с различными угрозами и вызовами по разным направлениям жизнедеятельности. Экономика Российской Федерации не является исключением. Вместе с тем являясь полноправным участником мировой хозяйственной системы, Россия зависима от экономик других стран.

Сложившиеся условия и тенденции развития международных отношений обусловливают необходимость обеспечения технологического суверенитета экономики Российской Федерации. Это отражено и в соответствующих документах стратегического развития Российской Федерации, например, в Концепции технологического развития на период до 2030 года [1]. В частности, речь идет о необходимости стимулирования развития новых производств, проведения политики им-портозамещения, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, создания новых рабочих мест, обеспечения конкурентной рыночной среды и пр., при этом государственный

спрос играет важную роль в данных процессах. Отметим, что «... на закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно подсчетам экспертов, приходится от 15 до 25 % от валового внутреннего продукта (ВВП), они являются мощным импульсом, стимулирующим потребление, что, в свою очередь, приводит к росту валового национального продукта (ВНП)» [2, с. 58]. Ежегодно возрастает стоимостной объем государственных закупок одновременно со снижением количества заключаемых государственных контрактов. Достаточно обратиться к официальной статистике Министерства финансов Российской Федерации по мониторингу закупок (рис. 1) [3; 4].

Анализируя данные рис. 1, можно увидеть, что общая сумма заключенных государственных контрактов в 2022 г. достигла своего максимума за исследуемый период и составила 11,1 трлн руб., что выше уровня 2021 г. более чем на 15 %. Кроме того, отмеченные там же тенденции говорят о таком явлении, как централизация закупок, при котором наблюдается так называемое

Централизация закупок (эффект масштаба)

а, к

В*

тенденция роста

6,86 Й'21 Д9 * П |||||

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

4 4 ч тенденция спада 3,4

11,1

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Рис. 1.1 Рис. 1.2

Рис. 1: 1.1. Стоимостной объем государственных закупок за период 2018-2022 гг., трлн руб. 1.2. Количество заключенных государственных контрактов за период 2018-2022 гг., млн шт. (составлено автором на основе [3; 4])

укрупнение закупок (рост количества контрактов без снижения их стоимости), или централизация.

В рамках данной статьи особый исследовательский интерес представляют централизованные закупки и механизм их совершения в таможенных органах, поскольку за счет «эффекта масштаба» имеются перспективы для раскрытия потенциала одновременно нескольких заинтересованных сторон, прежде всего, взаимодействия «Заказчик <-> Поставщик (подрядчик/исполнитель)» (рис. 2).

Ответственное структурное подразделение Главного управления тылового обеспечения (ГУ-ТО ФТС России), курирующее и организующее закупочную деятельность в таможенных органах, - это контрактная служба ГУТО ФТС России.

Отметим, что с 2023 г. действует концептуально новый приказ ФТС России от 15.05.2023 № 377 «Об осуществлении Федеральной таможенной службой, ее территориальными органами и учреждениями, находящимися в ведении ФТС России, полномочий заказчика» (далее - Приказ) [5]. Новаторство данного приказа заключается в том, что он де-юре закрепил специальный порядок взаимодействия ФТС России и ее территориальных органов при планировании и осуществлении закупок категории «централизованные» в соответствии:

а) с разграничением полномочий по данному направлению деятельности между таможенными органами (по вертикали подчинения: ФТС России -> Региональные таможенные управления (РТУ) (и Приокский тыловой таможенный пост (ПТТП);

б) с детализацией закупаемых ресурсов (разработан перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется тем или иным таможенным органом по вертикали подчинения).

Одной из приоритетных задач, стоящих в 2024 г. перед контрактной службой ГУТО

ФТС России, является дальнейшая работа по развитию централизации в таможенных органах (расширения перечня централизованных закупок). Учитывая важность вопроса, в рамках данного исследования, проведен анализ Приказа на предмет действующего перечня централизованных закупок. Результаты анализа представлены в таблице.

Отметим, что увеличение и объединение закупок в 2023 г. позволило разгрузить работу должностных лиц таможенных органов на местах и усилить контроль со стороны ФТС России за проведением закупок в регионах.

Ключевым инструментом бюджетной системы РФ являются государственные закупки, на практике позволяющие «... государству осуществлять свои функции и задачи, одновременно создавая необходимые условия для развития экономики» [6, с. 520]. Как следствие, эффективность управления бюджетными средствами, а значит и управления государственными финансовыми ресурсами находится в зависимости от контрактной системы в сфере закупок (рис. 2). Если обратиться к опыту таможенных органов по части тылового обеспечения их деятельности, то можно отметить, что одним из основных принципов в работе данного механизма (механизма обеспечения) является необходимость рационального расходования бюджетных ассигнований. Так, приказ ФТС России от 26.11.2018 № 1918 «Об утверждении Положения о Главном управлении тылового обеспечения» [7] (далее - Положение) содержит в себе следующие словосочетания: «целесообразность приобретения», «приоритетное обеспечение» и др. Таким образом, «формула» образования рациональной потребности - это гораздо больше, чем нормативные затраты на обеспечение функций.

Если обратиться к направлениям деятельности ГУТО ФТС России, изложенным в Положении, то можно увидеть, что каждое из них нап-

Таблица

Перечень централизованно закупаемых товаров (работ, услуг) по уровням централизации

закупок: ФТС России; РТУ и ПТТП

№ п/п Уполномоченные органы на осуществление централизованных закупок (уровень централизации) Территориальные органы

ФТС России РТУ и ПТТП Иные таможенные органы (в т.ч. таможни, таможенные посты)

Перечень централизованно закупаемых товаров (работ, услуг)

1 Форменная и специальная одежда (с исключениями) Форменная и специальная одежда (с исключениями) -

2 Рационы питания (с исключениями) Рационы питания (с исключениями) -

3 Оружие, боеприпасы, патроны и др. Оружие, боеприпасы, патроны и др. -

4 Бланочная продукция для оформления таможенных операций (с исключениями) Бланочная продукция для оформления таможенных операций (с исключениями) -

5 Средства оформления результатов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля (личные номерные печати, штампы, подушки штемпельные с защищенной мастикой) Средства оформления результатов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля (личные номерные печати, штампы, подушки штемпельные с защищенной мастикой) -

6 Нагрудные знаки и медали Нагрудные знаки и медали -

7 Переплеты к служебным удостоверениям (+ вкладыши и защитные наклейки) Переплеты к служебным удостоверениям (+ вкладыши и защитные наклейки) -

8 Удостоверения Удостоверения -

9 Бланки справок на выплаты Бланки справок на выплаты -

10 Запорно-пломбировочные устройства Запорно-пломбировочные устройства -

11 Сейф-пакеты Сейф-пакеты -

12 Обязательное страхование (личное и гражданской ответственности владельцев транспортных средств) Обязательное страхование (личное и гражданской ответственности владельцев транспортных средств) -

13 Автотранспортные средства Автотранспортные средства -

14 Водные суда Водные суда -

15 Самолеты и вертолеты Самолеты и вертолеты -

16 Акцизные марки для маркировки табачной продукции Акцизные марки для маркировки табачной продукции -

17 Спектрометры с полупроводниковым детектором Спектрометры с полупроводниковым детектором -

18 Инспекционно-досмотровые комплексы Инспекционно -досмотровые комплексы -

19 Досмотровая рентгенотелевизион-ная техника Досмотровая рентгенотелевизион-ная техника -

20 Сканеры для обнаружения сокрытий внутри человеческого тела Сканеры для обнаружения сокрытий внутри человеческого тела -

Источник: составлено автором на основе [5]

рямую или косвенно связано с системой государственных закупок.

Одни эксперты называют государственные закупки локомотивом развития национальной экономики, другие - мощным инструментом управления экономическими процессами. Большинство исследователей сходятся во мнении, что непосредственно через систему государственных закупок - товаров, работ, услуг - для обеспечения государственных и муниципальных нужд

осуществляется формирование ресурсной базы органов государственной власти, раскрытие ресурсного потенциала взаимодействующих в этой системе сторон, а также решается ряд других значимых вопросов, направленных на обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации, экономической безопасности и развитие национальной экономики (рис. 2).

Гармоничное сочетание интересов государства (по направлению качественного обеспече-

Рис. 2. Система государственных закупок (контрактная система) и ее вклад: а) в обеспечение национальной технологической независимости; б) в формирование и укрепление ресурсного потенциала экономических агентов (составлено автором на основе [9])

ния государственных нужд/потребностей) и интересов бизнеса (достойная/рациональная плата за поставленный товар/выполненную работу/оказанную услугу) снова приводит к вопросу поиска равновесной рыночной цены и соотношению «цена - качество». Так называемым отягчающим обстоятельством в работе данного механизма является факт того, что финансирование на обеспечение формирования ресурсной базы (т.е. потребностей/нужд органов государственной власти) является ограниченным и нестабильным. Это, в свою очередь, приводит к проблеме необходимости рационального управления ресурсами, эффективного использования (раскрытия) ресурсного потенциала в условиях необходимости поддержки отечественного рынка и обеспечения достойной платы за работу бизнеса.

Несмотря на очевидную актуальность и значимость рассматриваемых вопросов для современного развития национальной экономики в условиях турбулентной геополитической обстановки все же исследованию вопросов ресурсо-снабжения и эффективного управления ресурсами в государственных организациях, в том числе на основе рационально организованной системы государственных закупок, уделяется недостаточное внимание.

Эффективность государственных мер поддержки по направлению государственных закупок доказывают цифры: согласно отчетам Минфина

России доля субъектов МСП в общем количестве участников государственных закупок ежегодно увеличивается (рис. 3). Кроме того, анализируя данные рис. 3, можно наглядно видеть: общий прирост участников закупки в 2022 г., в сравнении с 2021 г. в процентном соотношении составил 15,52 %, в том числе: 43,27 % - среди МСП и 10,78 % - среди иных участников закупок.

В современных условиях рыночного хозяйствования вопросы развития отечественного ресурсного потенциала приобретают особую актуальность, в частности, вопросы оценки, управления и повышения эффективности использования ресурсного потенциала органов государственной власти имеют перспективы для будущих исследований.

Вопрос раскрытия ресурсного потенциала применительно к деятельности таможенных органов является многоаспектным. Целесообразно рассмотреть его с позиции триединства (рис. 4).

Государственные закупки способствуют обеспечению конкурентной рыночной среды. Рассмотрим это на примере таможенных органов. Так, согласно данным закупочной структуры ФТС России, в 2023 г. в среднем на каждую закупочную процедуру было подано 2 заявки участников закупок.

На постоянной основе в таможенных органах проводится и работа, направленная на поддержку отечественных производителей. В част-

572 209

661 072

2021 г. 2022 г.

Иные участники закупок □ МСП

Рис. 3. Количественное соотношение участников закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в динамике за 2021-2022 гг. (составлено автором на основе данных [4])

ности, выполняются мероприятия по подбору возможных аналогов российского происхождения либо происхождения государств, не входящих в санкционный перечень, для замены товаров из иностранных государств. При установленном показателе на уровне 75 % в 2023 г. его фактическое исполнение по итогам 2023 г. в таможенных органах составило 78 %, в центральном аппарате ФТС России - более 90 % [8]. В 2024 г. планируется продолжить работу и по достижению установленного уровня показателя закупок у МСП в объеме не менее чем 25 % совокупного годового объема закупок, а также работу по им-портозамещению и приоритетному обеспечению товарами отечественного производства, в целях

обеспечения достижения законодательно установленных показателей [4].

Таким образом, проведенное исследование доказало, что государственные закупки являются драйвером формирования и повышения эффективности использования ресурсного потенциала таможенных органов. Тыловое направление деятельности таможенных органов содержит в себе перспективы для развития ресурсного потенциала таможенных органов. Механизм обеспечения потребностей таможенных органов в товарах, работах, услугах целесообразно рассматривать как детерминанту формирования ресурсной базы и раскрытия ресурсного потенциала таможенных органов. При этом государственные

Рис. 4. Триединство раскрытия ресурсного потенциала применительно к деятельности таможенных органов

(составлено автором на основе данных [7; 5])

закупки (контрактная система в сфере закупок) являются ключевым инструментом тыловой деятельности таможенных органов, без которого в условиях современности невозможно обеспечение государственных нужд (потребностей в ресурсах). Современные исследователи всё больше говорят о необходимости поиска качественно новых «... потенциальных возможностей и направлений рационального использования бюджетных средств, ... а также эффективного распределения ресурсов для сбалансированного решения текущих задач» [10, с. 5].

В заключение следует отметить: построение эффективной системы управления ресурсами в так называемом государственном секторе экономики требует постоянного поиска перспективных направлений совершенствования.

Библиографический список:

1. Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года» (вместе с «Концепцией технологического развития на период до 2030 года») // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_447895/.

2. Доньшина А.А. Роль закупок в развитии системы обеспечения деятельности таможенных органов // В сборнике: Актуальные проблемы таможенного администрирования. Материалы Молодежной научной конференции. Редколлегия: Ю.В. Малевич [и др.]. Санкт-Петербург, 2023. С. 58-63.

3. Сводные аналитические отчеты Минфина России о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муни-

ципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за 2018-2022 гг. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfo-mance/contracts/purchases.

4. Официальный сайт ЕИС. URL: https://zakupki. gov.ru/epz/main/public/home.html.

5. Приказ ФТС России от 15.05.2023 № 377 «Об осуществлении Федеральной таможенной службой, ее территориальными органами и учреждениями, находящимися в ведении ФТС России, полномочий заказчика». URL. http://publication.pravo.gov.ru/do-cument/0001202307140041?ysclid=lveymbnmku870-660745.

6. Шешукова Т.Г. Система государственных закупок: понятие, влияние на экономику // Международный бухгалтерский учет. 2018. № 5 (443). С. 520-527.

7. Приказ ФТС России от 26.11.2018 № 1918 «Об утверждении Положения о Главном управлении тылового обеспечения». URL. https://customs.consul-tant.ru/documents/1149370.

8. Итоговые доклады о результатах деятельности ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/activity/ results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti.

9. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144624/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b67667 4c1416/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Юзвович Л.И. и др. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты: монография / Л.И. Юзвович, Н.Ю. Исакова, Ю.В. Истомина и др.; под ред. Л.И. Юзвович, Н.Ю. Исаковой. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 233 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.