Научная статья на тему 'Государственные решения в системе законодательной власти Российской Федерации'

Государственные решения в системе законодательной власти Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1801
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФС РФ / СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФС РФ / ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РЕГЛАМЕНТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ / РЕГЛАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ / ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ / ЧЛЕН СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ / ЛЕГИТИМАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ЗАСЕДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ширшиков Валентин Валентинович

На всех этапах развития Парламента РФ особое внимание научным сообществом и законодателями уделялось процедуре легитимации принимаемых им государственных решений. Легитимность принятия государственных управленческих решений выступает не просто как теоретическая проблема, но как сущностная составляющая современной действительности. На практике чем более требовательна система легитимации в аспекте порядка принятия государственных решений, тем выше политические и административные усилия должностных лиц представляющих государственную власть по оптимизации публично-властной деятельности. В статье проведен анализ последних изменений, внесенных в Регламент Государственной Думы, исключающих возможность передачи депутатом Государственной Думы своего голоса другому депутату Государственной Думы, в связи с отсутствием первого на заседании Государственной Думы по уважительной причине. Проблема посещаемости депутатами пленарных заседаний Государственной Думы в современной истории развития российского Парламента достаточно широко обсуждалась как общественностью, так и руководством страны. Автор высказался о позитивном характере внесенных изменений, поскольку легитимация государственного решения в представительских органах напрямую зависит от количества депутатов, принимавших участи в процедуре голосования по вопросу принятия того или иного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные решения в системе законодательной власти Российской Федерации»



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

DO/: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2017.1.2

Ширшиков Валентин Валентинович, магистрант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Рф, e-mail: 5160@mail. ru.

Аннотация. На всех этапах развития Парламента РФ особое внимание научным

сообществом и законодателями уделялось процедуре легитимации принимаемых им государственных решений. Легитимность принятия государственных управленческих решений выступает не просто как теоретическая проблема, но как сущностная составляющая современной действительности. На практике чем более требовательна система легитимации в аспекте порядка принятия государственных решений, тем выше политические и административные усилия должностных лиц представляющих государственную власть по оптимизации публично-властной деятельности. В статье проведен анализ последних изменений, внесенных в Регламент Государственной Думы, исключающих возможность передачи депутатом Государственной Думы своего голоса другому депутату Государственной Думы, в связи с отсутствием первого на заседании Государственной Думы по уважительной причине. Проблема посещаемости депутатами пленарных заседаний Государственной Думы в современной истории развития российского Парламента достаточно широко обсуждалась как общественностью, так и руководством страны. Автор высказался о позитивном характере внесенных изменений, поскольку легитимация государственного решения в представительских органах напрямую зависит от количества депутатов, принимавших участи в процедуре голосования по вопросу принятия того или иного решения.

Ключевые слова: Государственная Дума ФС РФ, Совет Федерации ФС РФ, Парламент Российской Федерации, Регламент Совета Федерации, Регламент Государственной Думы, депутат Государственной Думы, член Совета Федерации, легитимация, государственные решения, управленческие решения, легитимность, заседание Государственной Думы.

Процедура принятия государственных решений и их легитимации в законодательных органах Российской Федерации является многоступенчатой, требующей проведения различного рода согласования интересов, взглядов и подходов, существующих в обществе по поводу рассматриваемой проблемы. Например, законопроект, поступивший в Государственную Думу ФС РФ, проходит предварительное обсуждение в профильном комитете, в некоторых случаях могут проводиться открытые парламентские слушания с привлечением заинтересованных групп, общественных организаций. Далее законопроект выносится на пленарное заседание Государственной Думы и проходит процедуру трехкратного обсуждения, затем принятый Государственной Думой ФС РФ закон поступает на рассмотрение в Совет Федерации ФС РФ и после его одобрения направляется на подпись Президенту Российской Федерации. В обоих случаях одним из основных способов принятия окончательных решений является процедура голосования, которая является универсальной формой коллективного выбора в представительных органах государственной власти. Однако отдельные составляющие процедуры реализации данного права, представителями палат Парламента Российской Федерации, вызывают достаточно много вопросов в части легитимности принятых по его итогам решений.

Отсутствие более половины от общего числа депутатов на пленарных заседаниях Государственной Думы ФС РФ при рассмотрении законопроектов и принятия по ним решений было достаточно частым явлением. Ранее Регламентом Государственной Думы пунктами 2 и 2.1 ст. 85 предусматривалась возможность передачи депутатом Государственной Думы своего голоса другому депутату Государственной Думы посредством оформления соответствующего заявления (как правило, передача голоса производилась коллеге по партии), что в итоге, на наш взгляд, ставило под сомнение легитимность принятых таким образом решений, в виду того, что реализация права голосования при принятии государственных решений отнесенных к компетенции Государственной Думы должна осуществляться депутатом лично и без права передачи голоса другому депутату, как это, к примеру, принято в Парламенте Республики Казахстан. При этом, отменять, не проводить голосование по причине отсутствия депутатов невозможно, поскольку это нарушало бы законодательный процесс.

Первым в совершенствовании системы принятия государственных решений среди законодательных органов Российской Федерации стал Совет Федерации ФС РФ, внеся постановлением от 16.04.2014 № 127-СФ поправки к своему Регламенту дополнив ст. 85 частью1 дававшей возможность отсутствующим по уважительной причине членам Совета Федерации, выразить заявлением на имя Председателя Совета Федерации свою позицию по любому вопросу повестки дня, которая отражается в

1 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002 № 33 СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Ширшиков В.В.

«Государственные решения в системе...»

1/2017

17

стенограмме заседания Совета Федерации. При этом, стоит отметить, что ни в одной из редакций Регламента Совета Федерации за все время его существования не было нормы, предусматривающей передачу голоса члена Совета Федерации, во время его отсутствия, другому его представителю.

С избранием седьмого созыва Государственной Думы Федерального Собрания РФ, по инициативе Председателя Государственной Думы В.В.Володина, был принят ряд решений, направленных как на совершенствование процедуры принятия решений, так и на повышение ответственности депутатов Государственной Думы при осуществлении представительской деятельности в Государственной Думе. В частности Постановлением от 21.10.2016 № 68-7 ГД1 были приняты аналогичные с Советом Федерации поправки к Регламенту Государственной Думы, исключающие возможность передачи депутатом Государственной Думы своего голоса другому депутату, в связи с отсутствием по уважительной причине (перечень уважительных причин перечисленных в ст. 44 Регламента, также подвергся изменениям, которые нашли свое отражение в этом же Постановлении).

Указанные поправки, бесспорно, носят позитивный характер. С одной стороны, решается вопрос повышения ответственности, как это происходит в случае с депутатами Государственной Думы ФС РФ. С другой стороны, дают возможность отсутствующим по уважительной причине депутатам выносить собственные решения по вопросам повестки дня. Это, на наш взгляд, повышает легитимность принятых решений.

Как отметили в Государственной Думе, нынешние поправки для ужесточения парламентской дисциплины могут быть не последними и дальнейший контроль за посещением депутатами заседаний будет прорабатываться.

В заключении хотелось отметить, что за последние два года деятельности обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, предпринимаются значительные меры в части усовершенствования и предания более легитимного характера порядку принятия государственных решений. Взятый курс необходимо развивать и проводить постоянный поиск научно-обоснованных путей совершенствования способов выработки, принятия, исполнения управленческих решений, от которых зависит характер многих управленческих ситуаций, складывающихся в ходе осуществления своей профессиональной деятельности представителями Федерального Собрания Российской Федерации и в конечном итоге перейти к постановке новых целей и задач в части совершенствования процесса легитимации решений властного характера.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации.

1 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998 № 2134 - II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

2. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002 № 33 СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

3. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998 № 2134 - II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.