Научная статья на тему 'Государственные приоритеты развития электроэнергетики в условиях инновационной экономики'

Государственные приоритеты развития электроэнергетики в условиях инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев Ю. А., Летягина Е. Н.

Рассмотрены проблемы состояния электроэнергетики и направления государственной политики развития отрасли в условиях инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE PRIORITIES IN THE DEVELOPMENT OF POWER INDUSTRY IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE ECONOMY

We examine the current state of power industry and the state policy with regard to the development of this branch in the conditions of innovative economy.

Текст научной работы на тему «Государственные приоритеты развития электроэнергетики в условиях инновационной экономики»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (3), с. 153-155

УДК 330.322.011

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

© 2013 г. Ю.А. Лебедев, Е.Н. Летягина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

gmuynn@yandex. ru

Поступила в редакцию 02.07.2013

Рассмотрены проблемы состояния электроэнергетики и направления государственной политики развития отрасли в условиях инновационной экономики.

Ключевые слова: энергетика, энергетическая система, инновации, энергетическое развитие, стратегии, государственная политика.

Современная производственная и географическая структура топливно-энергетического комплекса России в преобладающей мере сформирована в период советской экономики, когда планирование и реализация решений носили централизованный, иерархически соподчиненный и директивный характер.

Наличие пространственного аспекта в формировании и развитии топливно-энергетического комплекса страны объективно обусловлено тремя обстоятельствами. Во-первых, технические сооружения, основные фонды предприятий ТЭК, приемники производственных потребителей топливно-энергетических ресурсов, социальной сферы, населения всегда прикреплены к какой-то конкретной территории. Во-вторых, экономическое единство ТЭК и топливно-энергетического баланса страны проявляется не только как объективное взаимодействие отраслей по поводу обмена видами деятельности, производимыми топливными товарами, энергетическими услугами, но и через взаимосвязанность территориально обособленных субъектов производства, транспорта, потребления топливно-энергетических ресурсов. В-третьих, управление социально-экономическим развитием страны осуществляется посредством системы административно-территориальных образований различного ранга и уровней.

Для такой протяженной, очень неоднородной по природно-климатическим, экономикогеографическим, ресурсным, политическим, национальным, социальным факторам евроазиатской страны, как Россия, роль территории совершенно не исчерпывается естественными географическими координатами точек привязки объектов производства и потребления топлив-

но-энергетических ресурсов, это совокупность многомерности отношений по поводу ее общественного использования.

Исследование развития Единой энергетической системы России показывает углубление негативных тенденций: повышение уровня износа генерирующего оборудования, рост потерь электроэнергии, отсутствие экономических стимулов снижения издержек, загрязнение окружающей среды, низкую обеспеченность инвестиционными ресурсами для замещения основных фондов электроэнергетики и внедрения энергосберегающих технологий, - конечным результатом которых является нарушение энергетической безопасности страны.

Возникшая в XIX веке электрическая сеть представляет собой систему односторонней передачи энергии и имеет жесткую структуру: «генерация - сети - потребитель». При современных темпах производства и возросшем негативном воздействии энергетической отрасли на окружающую среду такая модель явно исчерпала свои возможности. Она уже не может оперативно реагировать на возникающие перегрузки и регулировать подачу энергии в зависимости от снижения или увеличения объема потребления, что вполне закономерно нередко приводит к системным авариям. Одна из самых существенных проблем энергетиков многих стран - неоправданно высокий уровень потерь электроэнергии, который достигает в разных точках генерации и передачи энергии 70%. А ведь это важнейший показатель эффективности работы энергоснабжающих компаний. Однако маловероятно, что в нынешней ситуации можно существенным образом оптимизировать энергозатраты. К этому следует прибавить и про-

блемы, которые возникают при односторонней информационной коммуникации: потребители не всегда своевременно могут получать информацию и регулировать, к примеру, расход энергии, а производители, опять же своевременно, - выявлять «узкие места» и перестраивать работу в соответствии с новыми данными.

В последнее время к ключевым проблемам развития электроэнергетики следует отнести нарастание объемов генерирующего оборудования, выработавшего свой ресурс. По данным ОАО «Институт «Энергосетьпроект», при сниженных темпах технического перевооружения устаревшего оборудования в Европейской части ЕЭС России недовыработка электроэнергии на уровне 2020 года может составить 110 млрд кВт.ч. В этих условиях актуальной представляется разработка эффективной инновационной политики в энергетической отрасли как на государственном, так и на муниципальных уровнях власти.

Учитывая сложившуюся ситуацию в энергетическом секторе, Правительство РФ совместно с научно-исследовательскими организациями, занимающимися теоретическими и методологическими вопросами энергетического развития, разработало ряд важнейших нормативноправовых актов, способствующих частичному решению технико-экономических проблем отрасли.

Утвержденная Энергетическая стратегия России на период до 2030 года предполагает максимально эффективное использование топливно-энергетического потенциала страны, направленное на повышение энергоэффективности российской экономики и общества в целом. Главной целью стратегии является создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны.

Достижение указанной цели требует последовательного продвижения в решении следующих основных задач [1]:

- повышение эффективности воспроизводства, добычи и переработки топливноэнергетических ресурсов для удовлетворения внутреннего и внешнего спроса на них;

- модернизация и создание новой энергетической инфраструктуры на основе масштабного технологического обновления энергетического сектора экономики страны;

- формирование устойчиво благоприятной институциональной среды в энергетической сфере;

- повышение энергетической и экологической эффективности российской экономики и энергетики, в том числе за счет структурных изменений и активизации технологического энергосбережения;

- дальнейшая интеграция российской энергетики в мировую энергетическую систему, так как роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет её геополитическое влияние.

Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.

Научно-техническая и инновационная политика в энергетическом секторе опирается на современные достижения и прогноз приоритетных направлений фундаментальной и прикладной отечественной и мировой науки в энергетической сфере. Развитие фундаментальных исследований - важнейшее условие создания новых, высокоэффективных технологий в энергетическом секторе российской экономики.

Приоритетами государственной научнотехнической и инновационной политики в отраслях ТЭК в прогнозируемый период являются:

- воссоздание и развитие научно-технического потенциала, включая фундаментальную науку и прикладные разработки, модернизацию экспериментальной базы и системы научнотехнической информации;

- создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, направленной на коренное обновление производственнотехнологической базы ТЭК, ресурсосбережение и улучшение потребительских свойств продукции топливно-энергетического комплекса;

- совершенствование всех стадий инновационного процесса, повышение востребованности и эффективности использования результатов научной деятельности;

- защита прав на результаты научнотехнической деятельности; использование потенциала международного сотрудничества для применения лучших мировых достижений и вывода отечественных разработок на более высокий уровень;

- сохранение и развитие кадрового потенциала и научной базы, интеграция науки и образования.

Разработанные и утвержденные государственные программы развития электроэнергетической отрасли требуют создания эффективной национальной инновационной системы и высокого уровня конкурентоспособности страны в условиях глобализации. Государство должно активно содействовать созданию специализированных аутсорсинговых фирм, в первую очередь по отдельным технологическим и проектно-конструкторским направлениям (литейные производства, гальванические производства, проектирование и производство печатных плат и т.п.). Такие фирмы могут создаваться на основе специализированных производств различных предприятий, которые переходят на выпуск импортной продукции по отверточной технологии, где такие производства уже не нужны [2].

Необходимы новые типы субъектов инновационного развития, формируемые во взаимодействии государства, бизнеса и общества России. Для развития инновационной системы и преодоления отставания в инновационном развитии необходимо учитывать изменения и основные тенденции в сфере исследований и трансфера технологий.

Обречены на провал попытки при опоре на технократический подход решить проектную задачу формирования национальной инновационной системы. При этом вступление в ВТО будет способствовать дальнейшему свертыванию инновационных процессов в России [3-5].

Только оптимальное направление в рамках современной парадигмы управления инновационным процессом в состоянии выявить и устранить системные недостатки существующей энергетической системы, заложить основы ее обновления и модернизации, обеспечить в дальнейшем ее надежное и эффективное функционирование.

Список литературы

1. Энергетическая стратегия России до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 №1715-р.

2. Жариков А.В., Трифонов Ю.В., Ширяева Ю.С. Совершенствование организационных форм инновационной деятельности // Вестник Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2(2). С. 109-113.

3. Лепский В.Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. М.: Когито-Центр, 2010. 255 с.

4. Трифонов Ю.В., Лебедев Ю.А., Летягина Е.Н. Воспроизводство основного капитала электроэнергетики // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 1. С. 146-150.

5. Трифонов Ю.В., Жариков А.В., Ширяева Ю.С. Инновационная деятельность и механизмы ее организации на региональном уровне // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1. С. 213-216.

STATE PRIORITIES IN THE DEVELOPMENT OF POWER INDUSTRY IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE ECONOMY

Yu.A. Lebedev, E.N. Letyagina

We examine the current state of power industry and the state policy with regard to the development of this branch in the conditions of innovative economy.

Keywords: power industry, electric energy system, innovations, power industry development, strategy, state policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.