Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровизация / цифровая экономика / искусственный интеллект / цифровой актив / цифровая валюта / цифровой рубль / ИТ-компания / налоговые льготы / Digitalization / digital economy / artificial intelligence / digital asset / digital currency / digital ru-ble of the Russian Federation / IT company / tax incen

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гузель Мухтаровна Гусейнова

В статье рассматриваются стратегические цели цифровизации экономики и общества в РФ; необходимость и меры государственного стимулирования ускоренного развития отечественных цифровых технологий. Сделан акцент на преимуществах и недостатках, индикаторах раз-вития технологий искусственного интеллекта. Особое внимание уделяется проблемам законодательного регулирования цифровых активов, цифровой валюты, цифрового рубля. Анализируется эффективность мер поддержки ИТ-компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE MEASURES FOR REGULATING THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY

The article examines the strategic goals of digitalization of the economy and society in the Rus-sian Federation; the need for and measures of state stimulation of accelerated development of domestic digital technologies. Emphasis is placed on the advantages and disadvantages, indicators of development of artificial intelligence technologies. Particular attention is paid to the problems of legislative regulation of digital assets, digital currency, digital ruble of the Russian Federation. The effectiveness of measures to support IT companies is analyzed.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются стратегические цели цифровизации экономики и общества в РФ; необходимость и меры государственного стимулирования ускоренного развития отечественных цифровых технологий. Сделан акцент на преимуществах и недостатках, индикаторах развития технологий искусственного интеллекта. Особое внимание уделяется проблемам законодательного регулирования цифровых активов, цифровой валюты, цифрового рубля. Анализируется эффективность мер поддержки ИТ-компаний.

Ключевые слова. Цифровизация, цифровая экономика, искусственный интеллект, цифровой актив, цифровая валюта, цифровой рубль, ИТ-компания, налоговые льготы.

Guseinova G.M.

STATE MEASURES FOR REGULATING THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY

Abstract. The article examines the strategic goals of digitalization of the economy and society in the Russian Federation; the needfor and measures of state stimulation of accelerated development of domestic digital technologies. Emphasis is placed on the advantages and disadvantages, indicators of development of artificial intelligence technologies. Particular attention is paid to the problems of legislative regulation of digital assets, digital currency, digital ruble of the Russian Federation. The effectiveness ofmeasures to support IT companies is analyzed.

Keywords. Digitalization, digital economy, artificial intelligence, digital asset, digital currency, digital ruble of the Russian Federation, IT company, tax incentives.

Введение

В современных условиях геополитической нестабильности и санкций со стороны недружественных государств возникла острая необходимость развития отечественных информационных технологий, направленных на развитие национальной цифровой экономики и информационного общества.

Как указано в государственной программе Российской Федерации «Информационное общество», цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.

Учитывая значимость цифровой экономики, многие государства, в том числе и Российская Федерация, разрабатывают и реализуют меры, направленные на развитие цифровой экономики и общества.

ГРНТИ 06.73.15 EDN PSBFKW © Гусейнова Г.М., 2024

Гузель Мухтаровна Гусейнова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 30-32 (Russia, St. Petersburg, Griboedov Canal emb., 30-32). E-mail: guseynova.g@unecon.ru. Статья поступила в редакцию 13.05.2024.

В последние годы в РФ разработано и введено в действие множество нормативных документов, касающиеся цифровых активов, цифровой валюты, искусственного интеллекта, но практика выявляет новые проблемы в законодательном регулировании цифровизации, что объясняется сложностью рассматриваемых процессов.

Материалы и методы

При проведении исследования были проанализированы федеральные законы, регулирующие применение цифровых финансовых активов, цифровой валюты, цифрового рубля; указы Президента РФ по обеспечению ускоренного развития информационных технологий, искусственного интеллекта; государственная программа по развитию информационного общества; положения Налогового кодекса РФ по стимулированию ИТ-отрасли; практика реализации названных правовых актов, аналитические данные по применению цифрового рубля, опыт зарубежных стран по цифровизации экономики. Результаты и их обсуждение

Стратегическими документами в сфере цифровизации до 2030 года определены следующие цели:

• достижение 100% уровня цифровой зрелости в основных отраслях экономики, социальной сферы, государственном управлении путем увеличения численности специалистов, интенсивно использующих информационно-коммуникационные технологии, расходов организаций на внедрение и использование современных цифровых решений;

• увеличение доли массовых социально значимых услуг в электронном виде до 95%;

• рост доли домохозяйств с доступом к сети высокоскоростного Интернета до 97% для удаленной работы, получения электронных государственных услуг, услуг в сфере образования и культуры;

• создание благоприятных условий и развитие перспективных информационных технологий, в том числе с применением российских криптографических решений;

• повышение конкурентоспособности отечественных решений в области информационных технологий и продуктов на мировом рынке; и др.

С 2010 года в странах с развитой экономикой стали особое внимание уделять развитию искусственного интеллекта. К началу 2024 года в более чем 60 странах реализуются национальные стратегии развития искусственного интеллекта (ИИ). В России «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года» утверждена в 2019 году.

Искусственный интеллект, согласно Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, это - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека, включая поиск решений без заранее заданного алгоритма, и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящие их. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений. Основные показатели, являющиеся индикаторами развития технологий ИИ в 2030 году по сравнению с 2022 годом приведены в таблице 1.

Наряду с несомненными преимуществами технологий ИИ, необходимо отметить некоторые его недостатки, так как он: делает выводы на основе данных, на которых он построен, следовательно, качество и объем первоначальных данных определяют правильность выводов, сделанных им; не несет ответственности за принятые решения; во многом облегчает некоторые виды деятельности, заменяет человеческий труд, тем самым одновременно поднимая проблемы безработицы; может быть использован для кибератак, мошеннических схем; не обладает человеческой интуицией при принятии решений. Кроме того, разработка и внедрение технологий ИИ требует значительных финансовых вложений, а также подготовки, переподготовки персонала. Для успешного применения технологий ИИ требуется доработка действующего законодательства, учитывая все его преимущества и недостатки.

Следующий важный вопрос, касающийся цифровизации - это правовое регулирование применения цифровых активов и цифровой валюты. С 2021 года в России введен в действие федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020, определяющий сущность цифровых финансовых активов и цифровой валюты. «Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи

эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов». Право собственности на данное имущество удостоверяется путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. В соответствии с российским законодательством, цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории РФ. Исключением из правила является расчет по внешнеторговым договорам, заключенным между резидентами и нерезидентами: цифровыми активами разрешается расплачиваться при приобретении товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности от иностранных поставщиков.

Таблица 1

Индикаторы развития технологий искусственного интеллекта

Основные показатели 2022 год 2030 год

Совокупный прирост ВВП за счет использования технологий искусственного интеллекта, трлн руб. 0,2 не менее чем до 11,2

Ежегодный объем оказанных услуг по разработке и реализации решений в сфере искусственного интеллекта, млрд руб. 12 не менее чем 60

Доля приоритетных отраслей экономики с высоким значением индекса готовности к внедрению технологий искусственного интеллекта 12% до 95%

Объем затрат организаций на внедрение и использование технологий искусственного интеллекта в 2030 году, млрд руб. 123 не менее чем 850 (в год)

Совокупная максимальная мощность всех суперкомпьютеров, находящихся на территории РФ, в которых используются технологии искусственного интеллекта, оснащенных графическими процессорами, необходимыми для обучения моделей искусственного интеллекта, экзафлопс 0,073 не менее чем 1

Доля работников, имеющих навыки использования технологий искусственного интеллекта, в общей численности работников 5% 80%

Численность выпускников организаций высшего образования, которые освоили образовательные программы в области искусственного интеллекта, чел. 3048 15500 (в год)

Количество публикаций российских авторов на конференциях в области искусственного интеллекта уровня А*, ед. 113 450

Уровень доверия граждан к технологиям искусственного интеллекта 55% 80%

Источник: Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490.

В законе № 259-ФЗ приведено следующее определение цифровой валюты: «Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам».

Аналогично расчетам цифровыми активами при передаче товаров, работ, услуг российские юридические лица, обособленные подразделения иностранных или международных организаций, созданные на территории РФ, физические лица-налоговые резиденты РФ не имеют права принимать цифровую валюту в качестве оплаты. Изложенные положения по применению цифровых активов и цифровой валюты в расчетах ставят в неравные условия партнеров по бизнесу из разных юрисдикций.

Исходя из анализа российского законодательства и международной практики следует, что к основным цифровым активам относятся токены, а к цифровым валютам - криптовалюты, хотя нет однозначного определения их сущности, юридического статуса, классификации, официальной легализации, что ставит дополнительные вопросы при законодательном регулировании их учета и налогообложения, использования при расчетах внутри каждой страны и при международной торговле.

Например, в США криптовалюты рассматриваются как имущество, поэтому налогом облагается прирост их стоимости (см.: https://comspaidmedia.com/ru/busmess/how-does-us-cryptocurrency-market-work), когда как в Португалии криптовалюты не облагаются налогом (см.: https://okno.agency/blog/ tpost/36e8b99xe1-status-kriptovalyut-v-portugalii-chto-s); в Сальвадоре разрешено использование биткои-нов в качестве средства платежа (см.: https://www.rbc.ru/crypto/news/61370a2e9a79476fd52e1549), в Германии криптовалюты относятся к финансовым инструментам (см.: https://sb-sb.com/ru/article-ru/pravovoe_regulirovanie_kriptovaljuty_v_germanii), а в Китае запрещено использование криптовалют (см.: https://habr.com/ru/companies/getmatch/articles/584454); в России при использовании криптовалют и цифровых активов имеются свои особенности, рассмотренные выше.

Все вышесказанное затрудняет разработку унифицированных международных положений по применению цифровых активов и цифровой валюты в международной торговле, по их налогообложению. Использование цифровых валют и цифровых активов при международных расчетах предполагает также совместимость банковских и платежных систем различных стран, что тоже является очень серьезным вопросом для практического воплощения.

На первый взгляд, к цифровым валютам относятся и криптовалюты, и цифровой рубль, хотя они имеют существенные отличия как по порядку выпуска, эмитентам, в законодательной базе, так и в порядке применения в расчетах. Цифровой рубль РФ по законодательству не подпадает под определение цифровой валюты. Порядок применения цифрового рубля РФ регламентирует федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» от 27.06.2011. Цифровой рубль выпускается только Центральным банком РФ, является национальным денежным средством, формой национальной валюты, является электронным аналогом наличных денег и денег на счетах в коммерческих банках. Технически он, как и криптовалюта, представляет собой цифровой код; хранится в электронном кошельке на специальной платформе ЦБ РФ.

Цифровой рубль введен в России с июля 2023 года, в эксперименте по его применению в пилотном порядке участвуют 13 банков, фокусная группа юридических и физических лиц, планируется масштабное внедрение цифрового рубля после апробации. В качестве основных преимуществ для широкого применения цифрового рубля рассматриваются: доступ клиентов к своим деньгам в любом банке, осуществление безопасных, быстрых платежей, бесплатность при обслуживании физических лиц, низкие комиссии за эквайринг для юридических лиц. Значение введения цифрового рубля определяется также контролем ЦБ РФ за денежными потоками, что способствует сокращению теневой экономики, исключению «отмывания» денег.

В качестве примера из зарубежной практики можно привести тестирование национальной цифровой валюты в виде цифрового юаня в Китае (см.: https://tass.ru/ekonomika/12218193). К недостаткам цифрового рубля можно отнести: высокую стоимость защиты цифрового рубля от взломов, кибератак; снижение прибыли коммерческих банков из-за уменьшения числа банковских операций по обслуживанию клиентов - организаций и физических лиц; невозможность использования в виде вкладов с начислением процентных доходов, что особенно не выгодно гражданам в условиях инфляции.

Учитывая, что цифровой рубль РФ - это цифровая валюта РФ, будет правильнее внести изменения в вышеназванный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и регулировать внедрение, применение цифрового рубля РФ наряду с цифровыми валютами в рамках именно одного закона, что приведет к упрощению, ясности законодательства. Автор предлагает дать следующее определение цифровой валюты в п. 1, пп. 3 федерального закона № 259-ФЗ: «Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, и (или) в качестве инвестиций». Кроме того, необходимо законодательно определить сущность, различия цифровой валюты и цифрового рубля РФ.

В условиях развития цифровизации выросла популярность ИТ-компаний, так как от эффективности их деятельности во многом зависит практическая реализация стратегических целей по цифровизации, поставленных правительством страны. В России применяются более 1600 федеральных и региональных мер поддержки различных отраслей экономики. Меры государственной поддержки в ИТ-сфере направлены на реализацию проектов по разработке и внедрению отечественных цифровых продуктов, сервисов и платформ, экспорт ИТ-продуктов; и они включают льготы по налогам и страховым взносам,

льготное кредитование, льготное финансирование, венчурные инвестиции и др. (см.:

https://delprof.ru/press-center/open-analytics/it-rynok-rossii-k-kontsu-2023-goda-razrabotki-krupneyshikh-

igrokov-prodolzhayushchiysya-trend-na-imp).

Наиболее важные виды налоговой поддержки, установленные для российских организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий или использующих отечественные разработки, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Меры налоговой поддержки ИТ-компаний

Мера поддержки Условие применения меры

Установление ставки в размере 0% в 20222024 годах, 3% в федеральный бюджет, 0% в региональные бюджеты с 2025 года - по налогу на прибыль (ст. 284 п. 1.15 НК РФ) Для ИТ-компаний: наличие государственной аккредитации; доля доходов от ИТ-деятельности должна составлять не менее 70% в общей сумме доходов. Полный перечень ИТ-услуг перечислен в ст. 284 п. 1.15 НК РФ

Понижение тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: 7,6% для выплат в пределах единой предельной величины (2,225 млн руб. в 2024 году), 0% для выплат сверх единой предельной величины

Освобождение от налога на добавленную стоимость отдельных операций (ст. 149.2.26 и 149.2.38 НК РФ) Для ИТ-компаний: реализация исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных и (или) единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения, прав на использование таких программ и баз данных, реализация цифровых финансовых активов

Мораторий на проведение выездных налоговых проверок ИТ-компаний До 03.03.2025

По налогу на прибыль организаций при формировании первоначальной стоимости основного средства расходы учитываются с коэффициентом 1,5 (ст. 257 п. 1 НК РФ) Льгота касается основных средств, включенных в реестр радиоэлектронной продукции, относящейся к сфере искусственного интеллекта, или включенных в специальный перечень российского высокотехнологического оборудования

Применение повышающего коэффициента до 3 к норме амортизации при расчете налога на прибыль организаций (ст. 259.3 п. 2 пп. 6 НК РФ) Нематериальные активы в виде исключительных прав на программы включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных

Составлено автором на основе положения Налогового кодекса РФ и Указа Президента РФ от 02.03.2022 № 83.

Таким образом, законодательно создана благоприятная налоговая среда для компаний ИТ-сферы. Но остаются проблемы, обусловленные сложностью самого Налогового кодекса РФ, постоянными существенными изменениями по налогообложению, что предполагает дополнительные затраты для организаций по отслеживанию и правильному применению положений законодательства и недопущению налоговых правонарушений. В свою очередь, проблемы в налоговом регулировании ИТ-сферы вызваны стремительным развитием самих ИТ-технологий, а также необходимостью и одновременно сложностью оценки программного обеспечения, интеллектуальной собственности и других нематериальных активов [1, с. 36].

Рассматривая меры финансовой поддержки ИТ-специалистов, отметим льготную ипотеку, в 20222023 годах предоставлено 38,5 тыс. льготных кредитов на сумму 333 млрд руб. по средней ставке 4,2%. К государственным мерам поддержки относятся и государственные заказы на отечественные разработки. В 2023 году Минцифры РФ на выдачу грантов для поддержки особо значимых проектов выделило сумму в 19 млрд руб. [15].

В условиях санкций, после ухода многих ИТ-компаний с российского рынка, задача развития отечественной ИТ-отрасли во многом решена благодаря комплексной государственной поддержке. В перспективе ожидается, что отечественные ИТ-компании смогут занять 90% внутреннего рынка. Основными задачами ИТ-отрасли остаются импортозамещение, обеспечение информационной безопасности данных организаций и населения, рост доверия населения к информационным технологиям. По прогнозам, экспорт ИТ-решений начнется с 2025 года; предполагается выход на азиатские и африканские рынки: Казахстан, Узбекистан, ОАЭ, Саудовская Аравия, Индия, Бразилия, Китай.

Заключение

Таким образом, государственные меры регулирования развития цифровой экономики и общества в России являются комплексными и эффективными, в то же время актуальной остается необходимость доработки отдельных законодательных актов в соответствии с изменяющимися условиями в сфере циф-ровизации в стране и в мире.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Гусейнова Г.М. Актуальные вопросы налогового стимулирования устойчивого развития 1Т-сферы // Новые финансовые решения по устойчивому развитию экономики России. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. С. 34-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.