МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
ФАТФ, акты Группы «Эгмонт»); юридически необязательные акты, имеющие рекомендательный характер, разработанные, как правило, различными неправительственными международными организациями (заявления Базельского комитета, Вольфсбергские принципы и т.п.) [2, с.11].
Кроме того, важнейшими характеристиками международной системы противодействия отмыванию денег являются также ее институциональные и правовые основы [3, с.45].
Такие международно-правовые документы, как разработанные Группой подразделений финансовой разведки «Эгмонт», Базельским комитетом по банковскому надзору, Вольфсбергской группой, содержат правила и требования международного сотрудничества подразделений финансовой разведки, осуществления банковского надзора и обязательства банков-участников следовать определенным этическим правилам. Гармонизация национальных законодательств и формирование правоприменительной практики, необходимой для дальнейшего совершенствования международных стандартов в рассматриваемой сфере, требует определенного времени и практического осмысления этих стандартов национальными системами противодействия.
Список использованной литературы:
1. Кобец П.Н. Факторы, детерминирующие преступления в виде легализации (отмывания) преступных доходов. Экономика право лингвистика. Научно-практический сборник. Выпуск 1 (№ 17). М.: Объединенная академия образовательных учреждений, 2009.
2. Кобец П.Н. Причины и условия, детерминирующие преступления в виде легализации (отмывания) преступных доходов. Правовой нигилизм, коррупция и легализация (отмывание) преступных доходов: грани соотношения, способы преодоления. Материалы Междун. научн-прак. Сем./ отв. Ред. В.В. Невинский. -Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009.
3. Кобец П.Н. Основы предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. М.: 2010. - 136 с.
© Кобец П.Н., 2016
УДК34
М.С.Козырев, к.ф.н., Российский государственный социальный университет г. Москва, Российская Федерация
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОМПАНИИ И КОРПОРАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
В статье описываются две организационно-правовые формы: государственная корпорация и государственная компания. Были проанализированы особенности их правовое положение
Ключевые слова
Государственная корпорация, государственное компания, публичное управление
Усложнение социально-экономических отношений требует создание адекватных форм управлениями ими со стороны государства, которые сочетали бы возможность публично-властного воздействия государственных органов и гибкость субъекта гражданского оборота. К таковым организационным формам в современной России следует отнести государственные компании и корпорации. Именно о них, об особенностях их правового статуса и пойдёт речь дальше.
Основы правового положения этих двух видов государственных организаций закреплены в ФЗ "О некоммерческих организациях", общие черты которых заключаются в следующем [5].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
1. Корпорация и компания это не имеющие членства некоммерческие организации.
2. В этой связи, как и в любой другой некоммерческой организации, предпринимательская деятельность возможна лишь постольку, поскольку она служит достижению целей, ради которых созданы организации, и соответствует этим целям.
3. Каждая государственная корпорация и государственная компания создаются Российской Федерацией на основании специального федерального закона. Это также означает, что общие механизмы влияния учредителя на деятельность государственной корпорации или компании сведены к минимуму. В отношении каждой из них эти вопросы регулируются отдельным законом.
Следует отметить, что возможность создания структур в подобной организационно-правовой форме со стороны субъекта РФ законом не предусмотрена. Это прерогатива федерального центра.
4. Имущество, переданное корпорации и компании Российской Федерацией, является их собственностью. Они не отвечают по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по их обязательствам, если законом, предусматривающим создание организациями описываемой формы, не предусмотрено иное. Это означает, что имущество и денежные средства, переданные государством как учредителем государственной корпорации, перестают быть объектом государственной собственности. То есть государство не имеет ни вещного права на имущество государственной корпорации или компании (в отличие от унитарного предприятия), ни обязательственных прав в отношении этой государственной корпорации или компании (в отличие от акционерного общества с участием государства в его капитале или некоммерческого партнерства) [2].
5. Государственные корпорация и компания обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации или компании, если иное не предусмотрено указанным законом.
6. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных корпораций и компаний.
7. Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации или компании, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной компании (высший орган управления государственной компании).
8. Годовая бухгалтерская отчетность государственной компании или корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной компании или корпорации.
Отличия заключаются, прежде всего, в том, что корпорация создается для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций, а компания - для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.
На основе сказанного можно предложить, что деятельность государственной корпорации в большей степени связано с внешним, т.е. публично-властным, управлением (в том числе контроль и надзор). В частности, Корпорация «Росатом» осуществляет лицензирование деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, за исключением деятельности организаций Министерства обороны Российской Федерации в этой области, а также лицензионный контроль [3].
Государственная компания скорее предназначена для оказания услуг материального характера. Целью единственной на настоящий момент государственной компании «Российский автомобильные дороги» является оказание государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления, а также в целях поддержания в надлежащем состоянии и развития сети автомобильных дорог компании, увеличения их пропускной способности, обеспечения движения по ним, повышения качества услуг, оказываемых
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
пользователям автомобильными дорогами компании, развития объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог компании [4].
Следует отметить, что данная компания обладает определенными публично-властными полномочиями. Это касается запросов наблюдательного совета Государственной компании, на которые другие органы компании, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, а также организации обязаны предоставлять информацию по вопросам, относящимся к компетенции наблюдательного совета.
Помимо указанного для создания государственной корпорации не требуется учредительные документы, предусмотренные статьей 2015-12-2752 (устав, учредительный договор) Гражданского кодекса Российской Федерации [1].
К тому же положения Федерального закона "О некоммерческих организациях" могут не применяться к государственным корпорациям, если иное указано в законе, предусматривающим создание государственной корпорации.
К примеру, на Корпорацию «Росатом» не распространяется действие пунктов 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", регламентирующих порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
В настоящий момент существует шесть государственных корпораций: Агентство по страхованию вкладов, "Роскосмос", "Росатом", "Ростех" "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Ранее существовали и другие корпорации, такие как Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта и государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций».
Как видно из описываемого, в современной период весьма активно используется такие организационно-правовые формы как корпорация и компания, предоставляя им не только большой объем самостоятельности, но и ряд публично-властных полномочий. Причем такие организации создаются под конкретную публично значимую задачу, решение которой приводит и к их реорганизации.
Однако неопределенность в правовое регулирование их деятельности вносит отсутствие четких отличительных признаков. В частности, вряд ли можно не признать общественно полезной функцию государственной компании «Автодор» по поддержанию в надлежащем состоянии и развитие сети автомобильных дорог. Имеющеюся же законодательная и правоприменительная практика также не дает ясных оснований для проведение демаркационной линии. Видимо, социальный институт государственных корпораций и компаний пока еще находится в стадии организационного и правового формирования. Окончательное же его оформление дело недалекого будущего.
Список использованной литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. URL
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 27.12.2015).
2. Саркисов А.К. Государственные корпорации и государственные компании в законодательстве Российской Федерации //Административное и муниципальное право. - 2010. - № 2. - С. 36- 42
3. Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72969 (дата обращения: 27.12.2015).
4. Федеральный закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89458/ (дата обращения: 27.12.2015).
5. ФЗ от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». URL: http://docs.cntd.ru/document/9015223 (дата обращения: 27.12.2015).
© Козырев М.С., 2016