Научная статья на тему 'Международный опыт создания и функционирования специализированных межправительственных организаций, осуществляющих координацию и стратегию в сфере противодействия легализации криминальных доходов'

Международный опыт создания и функционирования специализированных межправительственных организаций, осуществляющих координацию и стратегию в сфере противодействия легализации криминальных доходов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОТМЫВАНИЮ ДЕНЕГ / ПРОФИЛАКТИКА / ТЕРРОРИЗМ / ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобец П. Н.

Большинство стран мира в той или иной степени имеют свои национальные системы противодействия легализации преступных доходов. Естественно, масштабы национального опыта различных стран неоднородны, это определяется длительностью периодов времени, в течение которого осуществляется данное противодействие, а также соответствующей активностью властей. Рассмотрение зарубежного опыта необходимо также в целях соотнесения норм внутригосударственного российского уголовного законодательства с зарубежными правовыми источниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт создания и функционирования специализированных межправительственных организаций, осуществляющих координацию и стратегию в сфере противодействия легализации криминальных доходов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

УДК 343.918

П.Н. Кобец

Главный научный сотрудник Всероссийского научно -исследовательского института МВД России г. Москва Российская Федерация доктор юридических наук, профессор

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КООРДИНАЦИЮ И СТРАТЕГИЮ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ЛЕГАЛИЗАЦИИ КРИМИНАЛЬНЫХ ДОХОДОВ

Аннотация

Большинство стран мира в той или иной степени имеют свои национальные системы противодействия легализации преступных доходов. Естественно, масштабы национального опыта различных стран неоднородны, это определяется длительностью периодов времени, в течение которого осуществляется данное противодействие, а также соответствующей активностью властей. Рассмотрение зарубежного опыта необходимо также в целях соотнесения норм внутригосударственного российского уголовного законодательства с зарубежными правовыми источниками.

Ключевые слова Противодействие отмыванию денег, профилактика, терроризм, право.

Рассмотрим имеющийся международный опыт создания и функционирования специализированных межправительственных организаций. В июле 1989 г. на совещании глав государств и правительств, государств - членов «семерки» в Париже было принят решение о создании специального органа «для оценки текущих результатов сотрудничества с целью предотвращения использования банковской системы и финансовых учреждений для отмывания денег и рассмотрения возможности принятия дополнительных превентивных мер в данной области». Этот орган получил название «Financial Action Task Forse on Money Laundering», сокращенно -FATF (ФАТФ). В состав ФАТФ вошли эксперты из стран «семерки», восьми других промышленно развитых стран (Австралия, Австрия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Испания, Швеция и Швейцария) и другие страны. Российская Федерация присоединилась к ФАТФ в июне 2003 года. Таким образом, членами ФАТФ являются 31 государства и 2 региональные организации. Ф формально не может считаться международной организацией, поскольку его деятельность не основана на соответствующем международном договоре и не имеет утвержденного устава, но фактически является авторитетным межправительственным координационным и наблюдательным органом, решающим определенные задачи в рассматриваемой сфере.

Первоначальный мандат ФАТФ, утвержденный семеркой в июле 1989 года предусматривал подготовку доклада о состоянии международного сотрудничества в сфере предупреждения преступного использования банковской системы и финансовых учреждений и дополнительных превентивных мерах в этой области. После предоставления такого доклада на саммите «Группы семи», состоявшемся в июле 1990 г. в Хьюстоне (США), содержавшего Сорок рекомендаций по борьбе с отмыванием денег, ФАТФ было поручено продолжить свою деятельность. Одновременно «семерка» призвала все остальные страны мирового сообщества участвовать в борьбе с отмыванием денег и выполнять рекомендации ФАТФ [1, с.23].

Важную роль в международном процессе кодификации норм и правил в сфере противодействия легализации криминальных доходов, формировании национальных систем такого противодействия играют упомянутые Сорок рекомендаций, которые представляют собой всеобъемлющий комплекс международных стандартов в данной области, учитывают и включают в себя положения актов других международных органов, специализирующихся на отдельных аспектах данной проблематики. Сорок упомянутых рекомендаций охватывали три основных блока вопросов, касающихся: совершенствования мер уголовно-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

правового преследования лиц, связанных с отмыванием денег, включая криминализацию таких и конфискацию преступных доходов; повышения роли финансовой системы, включая меры, принимаемые финансовыми организациями и надзорными органами; развития международного сотрудничества в сфере противодействия отмыванию денег, в том числе в части обмена информацией между компетентными органами зарубежных государств. Основными задачами ФАТФ в настоящее время являются: разработка и совершенствование международных стандартов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма; изучение тенденций и методов (типологий) отмывания денег и финансирования терроризма и подготовка предложений по необходимым контрмерам; содействие распространению предложенных ФАТФ мер в глобальном масштабе. На пленарном заседании ФАТФ в июне 2003 г. в Берлине полноправным членом ФАТФ стала Российская Федерация. Одновременно на данном заседании была принята новая редакция Сорока рекомендаций. В процессе пересмотра указанного документа были решены задачи по распространению их положений на противодействие финансированию терроризма [2, с.45].

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что борьба с отмыванием денег мировым сообществом изначально рассматривалась не как самоцель, а как одно из эффективных средств борьбы с серьезными видами преступлений, такими как организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, терроризм. Имеющийся опыт ряда зарубежных стран подтверждает этот тезис. Список использованной литературы:

1. Кобец П.Н. Факторы, детерминирующие преступления в виде легализации (отмывания) преступных доходов. Экономика право лингвистика. Научно-практический сборник. Выпуск 1 (№ 17). М.: Объединенная академия образовательных учреждений, 2009.

2. Кобец П.Н. Основы предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. М.: 2010. - 136 с.

© Кобец П.Н., 2016

УДК 342

М.А. Кожевникова

студентка 3 курса Юридический институт Московский городской педагогический университет, г. Москва, РФ

К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье выявляются некоторые особенности правового статуса Центрального банка Российской Федерации, анализируются проблемы соотношения публичных и частноправовых начал в банковской сфере.

Ключевые слова

Центральный банк Российской Федерации, конституционно-правовой статус, гражданско-правовой статус, банковская система.

В настоящее время на страницах юридической литературы можно достаточно часто встретить публикации, в основу которых положен тезис о чрезмерной централизации банковской системы в России и концентрации (монополизации) всей полноты власти в Банке России. В связи с этим встречается и противоположная точка зрения. В итоге основная дискуссия склоняется к тому, что стоит ли сохранить ли в России централизованную банковскую систему [5; с.37], управляемую федеральными государственными органами, или передать часть государственных полномочий некоммерческим объединениям кредитных организаций. Здесь в очередной раз возникают проблемы соотношения публичных и частноправовых начал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.