Научная статья на тему 'Государственные и региональные программы и проекты как инструмент государственного регулирования рынка труда (на примере Владимирской области)'

Государственные и региональные программы и проекты как инструмент государственного регулирования рынка труда (на примере Владимирской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / LABOR MARKET / MARKET MECHANISM / STATE PROGRAM / EMPLOYMENT PROMOTION / CAREER GUIDANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайдашова А. К., Рачкова А. В.

Статья посвящена анализу инструментов государственного регулирования рынка труда, реализуемых во владимирской области и направленных на решение проблем в сфере занятости населения. рассмотрены промежуточные итоги реализации государственной программы по содействию занятости населения, иных инструментов, а также приведены рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования рынка труда области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and regional programs and projects as an instrument of state regulation of the labor market (on the example of the Vladimir region)

The article is devoted to the analysis of instruments of state regulation of the labor market, implemented in the vladimir region and aimed at solving problems in the field of employment. The intermediate results of the implementation of the state program to promote employment of the population, other instruments are considered, as well as recommendations for improving the system of state regulation of the labor market of the region are given.

Текст научной работы на тему «Государственные и региональные программы и проекты как инструмент государственного регулирования рынка труда (на примере Владимирской области)»

Кайдашова А.К., Рачкова А.В.

государственные и региональные программы и проекты как инструмент государственного регулирования рынка труда (на примере владимирской области)

В условиях социально-экономической нестабильности особую актуальность и значимость приобретают вопросы совершенствования механизма государственного регулирования рынка труда, что обусловлено существованием в большинстве регионов России ряда структурных проблем в области занятости и безработицы, осложняющихся неблагоприятной демографической ситуацией. Отрицательные тенденции усиливаются под влиянием мировых экономических кризисов 2008 и 2014 гг. Владимирская область также имеет ряд серьезных проблем в сфере занятости, игнорирование которых может негативно отразиться на общем экономическом развитии региона. Очевидно, что для их решения требуется грамотное применение разнообразных методов и инструментов государственного вмешательства в рыночный механизм.

Анализ ситуации на рынке труда области выявил наличие следующих структурных проблем:

1) ежегодное сокращение численности рабочей силы (с 2012 по 2018 гг. численность сократилась на 55 тыс. человек) [5];

2) высокий отток трудоспособного населения в соседние регионы, прежде всего в г. Москву и Московскую область (за 2018 год по сравнению с 2017 годом миграционная убыль увеличилась на 14,2%) [6];

3) высокий уровень безработицы по сравнению с другими регионами Центрального федерального округа (на 2017 г. Владимирская область была на 5 месте по уровню безработицы среди регионов Центрального федерального округа) [5];

4) высокий уровень безработицы среди молодежи (в возрасте 20-29 лет - 26 %) [5];

5) рост потребности в работниках со стороны работодателей;

5) острая нехватка специалистов ряда отраслей (врачи, высококвалифицированные рабочие, педагоги);

6) высокий уровень неполной занятости (в 2018 г. неполное рабочее время работали 1960 чел.), сохраняющийся риск массового высвобождения работников

в связи с закрытием или реорганизацией предприятий и учреждений [2].

О нарастании кризисных тенденций на рынке труда Владимирской области свидетельствуют данные органов занятости населения. На 1 января 2019 года заявленная потребность в работниках в центрах занятости населения составила 15267 вакансий, что на 4% выше, чем годом ранее. В то же время снижается количество зарегистрированных в центрах занятости безработных: на учете в центрах занятости населения на 1 января 2019 года зарегистрировано 6447 безработных граждан, что на 19,5% меньше, чем на 1 января 2018 года. Снижается и коэффициент напряженности труда: в начале года на одну вакансию претендовало 0,7 человек, в конце 2018 года — 0,5, что свидетельствует о постепенном сокращении в области количества трудовых ресурсов, которое ожидаемо будет нарастать [2]. Сохраняющийся высокий уровень безработицы можно объяснить высоким уровнем профессионально-квалификационных диспропорций. Очевидно, что данные проблемы нельзя оставлять без внимания со стороны государства, в связи с этим разработка эффективного инструментария по регулированию рынка труда и занятости населения имеет большое значение.

Основным инструментом регулирования занятости во Владимирской области является государственная программа «Содействие занятости населения Владимирской области», которая является составной частью государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» на 2013 - 2020 гг. и в настоящее время реализуется в области. Программа рассчитана на 4 года и действует с 2017 по 2021 гг. Целью программы является развитие эффективного рынка труда и обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы.

По итогам 2017 и 2018 гг. можно оценить некоторые промежуточные результаты реализации государственной программы (таблица 1).

Таблица 1.

Промежуточные результаты реализации государственной программы «Содействие занятости населения Владимирской области»

Показатель 2017 г. 2018 г. Рост/ снижение, %

Уровень безработицы по методологии МОТ в среднем за год, %; 4,9 4,7 -4,08

Уровень регистрируемой безработицы в среднем за год, %; 1,1 1,0 -9,09

Коэффициент напряженности в среднем за год, чел/вак; 0,6 0,5 -16,6

Удельный вес трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в государственные учреждения службы занятости в поисках подходящей работы, %; 71,3 73,1 2,5

Удельный вес трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в государственные учреждения занятости в поисках подходящей работы, %; 45,8 56,1 22,5

Численность граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, чел.; 31430 28569 -9,1

Численность трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, чел.; 954 973 2

Доля граждан, приступивших к профессиональному обучению или получению дополнительного профессионального образования, в численности граждан, признанных в установленном порядке безработными, %; 11,1 12,6 13,5

Численность безработных граждан, получивших социальные выплаты (в среднемесячном исчислении), тыс. чел.; 7,1 6,0 -15,5

Средняя продолжительность безработицы, мес.; 4,4 4,4 0

Численность незанятых инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, чел.; 88 74 -15,9

Удельный вес сохраненных в текущем году действующих рабочих мест для инвалидов, мест; 100 99 1

Численность участников мероприятий по профессиональной ориентации молодежи на востребованные рынком труда рабочие профессии и инженерные специальности, чел.; 29000 25646 -11,5

Средняя продолжительность безработицы, молодежи в возрасте 16 - 29 лет, мес.; 3,6 3,5 -2,8

Промежуточные результаты реализации государственной программы можно охарактеризовать как неоднозначные. По важнейшим показателям наблюдается положительная динамика - выявлено снижение общего и регистрируемого уровня безработицы, коэффициента напряженности, стабилизация продолжительности безработицы, повышение удельного веса трудоустроенных в общей численности обратившихся в органы занятости населения. При этом по ряду показателей выявлена отрицательная динамика: в 2018 г. снизилось общее количество граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, снизилось число трудоустроенных инвалидов, а также число участников мероприятий по профессиональной ориентации молодежи, что можно объяснить общим снижением численности населения и трудовых ресурсов Владимирской области. Однако следует подчеркнуть, что в 2017 г. плановые показатели по всем пунктам были перевыполнены [4]. Таким образом, несмотря на то, что реализация государственной программы «Содействие занятости населения Владимирской области» способствует смягчению напряженности на рынке труда области, в целом меры по активной политике занятости явно недостаточны. Для решения основных проблем занятости Владимирской области требуется разработка дополнительного инструментария по регулированию рынка труда.

Перспективным инструментом государственного регулирования процессов

занятости являются региональные программы и проекты, которые могут быть направлены на регулирование отдельных проблем рынка труда региона. В целях сокращения оттока молодежи из региона Департаментом по труду и занятости населения администрации Владимирской области в 2016 г. был разработан региональный проект «Живи, учись и работай во Владимирской области». Данный проект призван сократить отток молодежи на обучение и проживание в другие регионы, и направлен на учащихся средних общеобразовательных школ, студентов образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования. В 2017 г. проект охватил 29 тыс. человек, в 2018 г. - свыше 25 тыс. человек. В рамках проекта реализуются мероприятия по профориентации молодежи, информировании о возможностях обучения по наиболее востребованным в области профессиям, работы на передовых предприятиях и т.д. Однако маловероятно, что в краткосрочной перспективе профориентационные мероприятия в рамках программы способны оказать существенное влияние на ситуацию с оттоком молодежи, который по-прежнему остается высоким. Согласно исследованиям специалистов НИУ «Высшая школа экономики», на 2017 г. показатель послевузовской миграции во Владимирской области составлял 41 %, по данному показателю область находилась на 11 месте среди регионов Российской Федерации [3]. При этом регион находится в числе лидеров по трудоустройству выпускников в Москве и Московской области; доля трудоустроенных составляет 22% [3]. На преодоление дефицита трудовых ресурсов, прежде всего квалифицированных рабочих, направлены новые программы и проекты, реализация которых в области только намечается. Среди них - национальный проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости», а также региональный проект «Организация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста».

Подводя итог, отметим, что государственные программы и региональные проекты, реализуемые во Владимирской области, имеют эффективность по сдерживанию безработицы, содействию занятости обратившимся в органы занятости, однако они не решают структурных проблем, наиболее серьезной из которых является сокращение численности трудоспособного населения и нехватка квалифицированных специалистов ряда отраслей.

В связи с этим можно предложить некоторые дополнительные рекомендации по совершенствованию системы регулирования рынка труда Владимирской области:

1) проведение активной политики по привлечению специалистов из других регионов, в том числе за счет участия в программе по повышению мобильности трудовых ресурсов;

2) принятие мер по повышению миграционной привлекательности Владимирской области;

3) введение регионального заказа на подготовку специалистов для трудоде-фицитных отраслей, сокращение или прекращение приема абитуриентов по ряду направлений и специальностей, расширение использования целевого обучения

специалистов, развитие системы ранней профориентации учащихся школ через введение профессиональных классов в школах, практику учащихся на предприятиях в свободное от обучения время;

4) развитие системы государственно-частного партнерства образовательных учреждений области с предприятиями, где имеется потребность в работниках;

5) содействие трудоустройству инвалидов, контроль за соблюдением работодателями законодательства и трудовых прав граждан-инвалидов, развитие института сопровождения при содействии занятости инвалидов 1 и 2 групп инвалидности;

6) расширение программ субсидирования и поддержки тех предприятий, где существует риск массового высвобождения работников.

Совершенствование системы государственного регулирования рынка труда Владимирской области невозможно без усиления координации деятельности всех органов исполнительной и законодательной власти в регионе. Ситуация с занятостью может улучшиться только в случае координации политики в области образования, заработной платы, социальной сферы с политикой на рынке труда. Важнейшая задача состоит в организации совместной деятельности соответствующих структур для решения перечисленных выше проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа Владимирской области «Содействие занятости населения Владимирской области [Электронный ресурс] / Официальный сайт департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области. - Режим доступа: http://vladzan.ru/cms_data/usercontent/regionaleditor.pdf, свободный (дата обращения: 05.04.2019).

2. Доклад расширенной коллегии департамента по труду и занятости населения Администрации Владимирской области «Об итогах работы департамента по труду и занятости населения в 2018 году и задачах на 2019 год». Владимир, 2019. 16 с.

3. Козлов, Д.В. Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов / Д.В. Козлов, Д.П. Платонова, О.В. Ле-шуков. М. НИУ ВШЭ, 2018. 32 с.

4. Отчет о реализации государственной программы Владимирской области «Содействие занятости населения Владимирской области» по итогам 2017 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области. - Режим доступа: http://vladzan. ru/cms_data/usercontent/regionaleditor.pdf, свободный (дата обращения: 01.04.2019).

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. М.:

ИИЦ «Статистика России», 2018. 1162 с. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http:// www.gks.ru/free_doc/doc_2017/region/reg-pok17.pdf, свободный (дата обращения: 24.01.2019).

6. Федеральный орган государственной статистики Владимирской области. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области. - Режим доступа: http://vladimirstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/resources/c059690 044d9adadb860bede4cdebdf4, свободный (дата обращения: 08.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.