УДК 331.5
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
© Дармаева Янжима Борисовна старший преподаватель, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
© Дырхеев Антон Викторович
магистрант, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
В статье обосновываются различные аспекты государственного регулирования рынка труда. Описывается применение инструментов государственного регулирования в странах с развитой экономикой.
Ключевые слова: занятость населения, безработица, социально-трудовые отношения, рынки труда, Республика Бурятия, государственное регулирование рынка труда.
Проблема государственного регулирования занятости населения и снижения безработицы — одна из самых насущных в экономике России. Проблемы рынка рабочей силы, занятости и безработицы становятся все более актуальными в связи с глобализацией мировой экономики, изменением структуры российского рынка рабочей силы.
Особое внимание при рассмотрении проблем занятости и безработицы в современной экономической науке придается регулирующей роли государством рынка труда. Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.
Государственная политика занятости предполагает решение следующих основных задач:
1) Максимально возможное удовлетворение потребностей экономически активного населения в оплачиваемой работе путем использования имеющихся в распоряжении государства средств, направленных на стимулирование развития производства товаров и услуг в организациях всех форм собственности;
2) Расширение масштабов эффективной занятости на основе создания и сохранения высокопроизводительных рабочих мест с благоприятными условиями труда и экономически обоснованным уровнем его оплаты путем использования рыночных механизмов хозяйствования;
3) Развитие качества рабочей силы, повышение уровня ее профессионализма, конкурентоспособности на рынке труда и профессиональной мобильности на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы профессионального образования;
4) Минимизация масштабов и уровня безработицы, предупреждение длительной безработицы;
5) Обеспечение материальной поддержки безработных граждан;
6) Повышение роли трудовой миграции в создании единого национального рынка труда с учетом профессиональных интересов граждан и потребностей экономики в рабочей силе.
Цели и задачи государственной политики занятости конкретизируются применительно к каждому этапу социально-экономического развития и согласовываются с направлениями структурно-инвестиционной, демографической, внешнеэкономической политики, политики финансовой стабилизации, доходов и экономического роста.
Таким образом, ключевые направления государственного регулирования занятости следующие: установление системы свободного выбора труда; законодательное регулирование рынка труда и трудовых отношений; установление минимального размера оплаты труда; функционирование государственных служб занятости; содействие созданию рабочих мест и обеспечению занятости социально уязвимых групп населения; выплата государственных пособий по безработице; государственное участие в организации системы первоначального обучения, переобучения, повышения квалификации, переподготовки кадров.
Механизм государственного регулирования занятости и рынка труда, включает три группы методов: экономические методы, организационные методы, административно-законодательные методы. Конкретными методами перспективных прогнозных обоснований занятости и рынка труда являются следующие: программно-целевой метод, нормативный метод, балансовый метод, социальное партнёрство.
Для современной экономики России характерны несколько особенностей, которые необходимо учитывать при анализе существующей российской системы занятости населения.
Во-первых, это крайняя ограниченность собственных финансовых средств предприятий, которая резко сужает диапазон возможностей привлечения трудоспособного населения в целом и персонала в частности.
Во-вторых, с усложнением технологий производства, в соответствии с развитием научно-технического прогресса усложняется и менталитет работника, его духовные и материальные потребности оказывают все большее влияние на конечный результат труда. Стабильности не добавляет и общее состояние экономики России, и ее возможности создания новых рабочих мест и обеспечения занятости значительного числа экономически активного населения.
Содержание термина «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно-полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать особенности занятости различных социально-демографических групп населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости явля-
ется достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствование отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов
В условиях рынка государство должно создать условия, гарантирующие каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. Несомненно, что рыночной экономике гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым. В России, благодаря принятию новых основ законодательства о занятости, возникла правовая база изменения сложившихся принципов, функционирования системы занятости.
Для позитивных сдвигов необходим коренной поворот в экономическом мышлении и социальных императивах. Новым законодательством о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Провозглашается демократический принцип добровольности труда, согласно которому занятость граждан основывается исключительно на их свободном волеизъявлении и запрещено административное принуждение людей к труду.
В развитых странах с рыночной экономикой государство не оставляет рынок труда целиком во власти стихии. Наряду с рыночными механизмами действует и механизм государственного регулирования. Важное значение имеют централизация и децентрализация. Однако существует необходимость выработки и общей концепции политики занятости.
Концепция занятости базируется на следующих основных принципах.
1. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.
2. Ответственность государства за реализацию права граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществлять.
В основе политики занятости в нашей стране должна лежать рыночная экономика правового государства. Считается, что общество (государство), работодатели и наемные работники в своих общественных ролях должны уравновешивать друг друга таким образом, чтобы способствовать дальнейшему прогрессу. Государство определяет общие границы деятельности работодателей и работников, а они формирует детали системы правил своих взаимоотношений. Политика занятости является важным элементом социально-экономической политики и направлена на то, чтобы заставить капитал, природные ресурсы и труд взаимодействовать ради экономического роста и благосостояния.
Рассмотрим государственное регулирование занятости на конкретном примере — Республика Бурятия. Общая экономическая ситуация в Республике Бурятия в последние годы характеризуется низким объемом производ-
ства и услуг на душу населения, что свидетельствует о низкой эффективности распределения и использования производственных ресурсов; низким уровнем доходов населения по отношению к стоимости фиксированной корзины товаров и услуг, а с каждым годом этот показатель снижается.
Реализация активной политики занятости за период 2008-2015 гг., обусловила уменьшение численности безработных граждан на 33.2 тыс. чел. (численность безработных граждан составила 36,5 тыс. чел.).
Для увеличения количества занятого населения в Республике Бурятия, реализуется комплекс мер, в том числе в рамках республиканских целевых программ и инвестиционных проектов, связанных с созданием новых рабочих мест в сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности, туризме, лесном хозяйстве и деревообрабатывающей промышленности, малом бизнесе и др.
Несмотря на то, что уровень общей безработицы стремительно снижается с 2008 года, численность занятого населения остается примерно стабильной, за последние 4 года наблюдается относительно небольшой рост числа занятых. Ситуация с занятостью населения в Республике Бурятия благополучнее, чем в соседних регионах.
Республика Бурятия, как и другие регионы России, вошла в 2015 год в условиях сложной экономической конъюнктуры. Численность экономически активного населения в январе 2015 года составила, по результатам обследований населения по проблемам занятости, 450,5 тыс.человек, или 46,3 % общей численности населения республики. Из них 408,5 тыс. человек, или 90,7% экономически активного населения были заняты в экономике и 42,0 тыс.человек не имели занятия, но активно его искали ( в соответствии с методологией Международной организации Труда они классифицируются как безработные). По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости в январе 2015 года уровень занятости населения экономической деятельностью (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте 15-72 лет) составил 57,1%.
2014 год как для России в целом, так и для Республики Бурятия оказался тяжелым в связи с трудной экономической ситуацией в стране и регионе.
В таблице 1 представлены данные о занятости населения по итогам 2015 года, наглядно отражены последствия экономического кризиса в регионе. Но в целом ситуация остается относительно стабильной.
Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов (структуры) занятости — распределения активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономик, по полу и возрасту, уровню образования.
Анализ структуры занятости на рынке труда позволяет говорить о том. Что в республике действует недостаточно эффективный механизм формирования трудового потенциала. В современных условиях формирования информационного общества для качественного роста региональной экономики и повышения ее конкурентоспособности на основе использования новых технологий принципиально необходима такая стратегия развития Республики Бурятия, основой которой выступает человек, его благосостояние, здоровье и образование.
Таблица 1
Динамика численности экономически активного населения в 2015 году
в том числе Безработные,
Численность рабочей силы занятые безработные Уро- зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения1' Уровень заре-
тыс. человек в % к соот вет-ствую- ще-му пер иоду преды- ды-дуще-го года тыс. чело ло-век в % к соответст вующему периоду предыдущего года тыс. человек в % к соответствующему периоду предыдущего года безра-бо- тицы, % тыс. человек в % к соотв ет-ствую-щему периоду предыдущего года риро-ванной без рабо- тицы, %
2015 г.
Январь 450,5 98,4 408,5 98,3 42,0 99,9 9,3 5,9 103,6 1,3
Февраль 450,1 99,0 407,2 98,6 42,9 102,5 9,5 7,0 113,4 1,5
Март 451,1 100,1 407,6 99,6 43,5 105,2 9,6 6,7 114,4 1,5
Апрель 459,0 101,9 417,8 101,9 41,2 102,8 9,0 7,2 120,6 1,6
Май 457,6 102,3 416,3 102,1 41,3 104,7 9,0 7,2 131,3 1,6
Июнь 461,3 100,4 420,7 100,1 40,6 104,0 8,8 7,1 134,8 1,6
Июль 463,5 100,0 423,6 99,3 39,9 107,9 8,6 7,2 134,2 1,6
Август 465,5 100,1 426,3 99,6 39,2 106,0 8,4 7,0 130,2 1,5
Сентябрь 468,1 102,6 429,9 102,3 38,2 105,7 8,2 6,1 130,6 1,3
Октябрь 470,2 102,4 427,3 101,3 42,8 114,8 9,1 6,1 128,5 1,3
Ноябрь 460,4 100,3 416,0 98,6 44,4 120,2 9,6 6,1 124,2 1,3
Декабрь 452,5 98,6 405,3 96,1 47,2 126,3 10,4 6,4 118,2 1,4
Год 458,2 100,4 415,9 99,5 42,4 110,1 9,2 6,7 123,2 1,5
2016 г.
Январь 441,6 98,0 398,4 97,5 43,3 99,9 9,8 6,5 111,3 1,4
Февраль 450,5 100,1 405,8 99,7 44,6 104,0 9,9 6,9 99,7 1,5
Март 447,6 99,2 401,9 98,6 45,7 105,0 10,2 6,6 97,8 1,4
Апрель 453,7 98,8 407,9 97,6 45,8 111,1 10,1 7,1 98,3 1,6
Май 453,3 99,1 408,3 98,1 45,0 108,9 9,9 6,9 96,7 1,5
Июнь 453,7 98,4 409,9 97,4 43,8 108,1 9,7 6,6 93,6 1,5
Июль 454,8 98,1 411,7 97,2 43,2 108,1 9,5 6,5 90,9 1,4
Август 458,9 98,6 416,1 97,8 42,8 109,2 9,3 6,1 87,0 1,3
Сентябрь 462,1 98,7 420,6 97,8 41,5 108,5 9,0 5,2 85,4 1,1
Октябрь 460,8 98,0 417,9 97,8 43,0 100,3 9,3 4,9 79,8 1,1
В результате рыночных реформ произошло повсеместное обесценивание человеческого капитала, который был накоплен в советскую эпоху. Новые виды экономической деятельности требовали иного человеческого капитала.
В I квартале 2016 года в организациях (без субъектов малого предпринимательства) численность выбывших работников организаций превысила численность принятых работников на 1056 человек. Было принято на работу 5,6% работников списочного состава, выбыло по различным причинам 6,2% работников списочного состава.
В международной статистике исходным показателем для анализа занятости является уровень экономически активного населения, т. е. доля численности экономически активного населения в общей численности населения. Экономически активное население — это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных.
Предлагаемая система показателей позволяет укрупнено на макроуровне оценивать сущностные характеристики занятости с позиций ее эффективности. Такие оценки важны для выявления существующих проблем, для формирующихся тенденций в занятости и для выработки политики занятости.
В таблице 2 приведены данные выборочного обследования населения по проблемам занятости в РБ и результаты расчета основных показателей занятости.
Таблица 2
Динамика показателей занятости населения в период с 2005 по 2015 г.
Год Численность экономически активного населения, чел В том числе Численность экономически неактивного населения, чел Уровень экономической активности, % Уровень занятости, %
Занятые Безработные
2005 737 860 452 955 372 183 80 772 61,4 50,4
2006 739 612 444 376 376 475 67 900 60,1 50,9
2007 742 751 449 779 394 865 54 914 60,6 53,2
2008 742 717 452 054 387 902 64 152 60,9 52,2
2009 742 310 463 342 402 802 60 540 62,4 54,3
2010 741 485 487 895 429 283 58 611 65,8 57,9
2011 737 025 461 029 397 776 63 263 62,6 54,0
2012 733 488 476 137 426 799 49 338 64,9 58,2
2013 728 645 464 392 422 771 41 621 63,7 58,0
2014 722 026 461 723 425 238 36 485 63,9 58,9
2015 715 038 460 448 423 450 36 999 63,8 58,6
Исходя из данных таблицы 7 стоит заметить, что уровень занятости, по сравнению с данными за 2015 год, снизился на 0,3 %, уровень экономической активности также снижен, но по сравнению с данными за 2005 год, уровень занятости в Республике Бурятия вырос на 8,2 %, уровень экономической активности — на 2,4 %. Численность занятого населения в 2016 году составила 456,3 тыс. чел., безработных — 38,5 тыс.чел.
В течение 2015 года ситуация на рынке труда республики оставалась стабильной. Численность экономически активного населения в 2016 году Рес-
публике Бурятия составила 450, 5 тыс. чел. Значение показателя снизилось по сравнению с предыдущим годом на 5,8 тыс. чел.
Понимая важность проблемы тенденции снижения численности экономически активного населения (в возрасте от 15 до 72 лет), несмотря на рост численности постоянного населения, разработаны меры по обеспечению экономики необходимыми трудовыми ресурсами путем вовлечения в трудовую деятельность экономически неактивного населения. Рассмотрена возможность использования рабочей силы пенсионеров, подростков, людей с ограниченными возможностями здоровья и возвращения на рынок труда женщин, после отпуска, по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком. В этих целях для увеличения экономической активности граждан пенсионного возраста проведено около ста различных мероприятий. Как результат данной работы можно отметить увеличение доли занятых пенсионеров в структуре трудовых ресурсов. Так, по сравнению с 2012 годом доля увеличилась на 1,5 тыс. человек и составила 4,7 % или 275 тыс.человек.
Другим резервом увеличения трудовых ресурсов является вовлечение в трудовую деятельность молодежи и подростков. С начала года службой занятости только на временные рабочие места трудоустроено 4 тыс.молодых людей.
Реализация мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, обеспечила рост показателя занятости женщин, имеющих детей, который составил 74,5 % (в 2015 году — 73,5%, в 2014 — 73,2%).
Для полноты картины следует отметить основные проблемы рынка труда в Республике Бурятия.
Основной проблемой на рынке труда является обеспечение занятостью граждан, испытывающих трудности в поиске работы и особо нуждающихся в социальной защите. В службу занятости ежегодно обращается за содействием в поиске подходящей работы не менее 20 тысяч социально не защищенных граждан. Это составляет свыше 30% от общего количества обращающихся граждан. Заполнение вакантных рабочих мест представителями данной категории затрудняется по причине низкой квалификации, отсутствия навыков и опыта работы, определенных медицинских показаний к труду и т. д.
Трудоустройство социально уязвимых категорий граждан решает проблему их социализации, в существенной мере снижает нагрузку на бюджетные средства, создавая этим гражданам условия для зарабатывания денег. В этой связи перед органами службы занятости населения стоит задача ограничить возможность расширения социально уязвимых категорий населения путем вовлечения их в трудовую деятельность.
Другой проблемой на рынке труда республики является нехватка высококвалифицированных специалистов по отдельным профессиям и специальностям.
По-прежнему актуальной проблемой на рынке труда республики остается обеспечение занятости женщин. Более 80 процентов вакансий, заявленных работодателями в центры занятости населения, — это рабочие профессии
(специальности), в то время почти каждая третья безработная женщина имеет высшее или среднее профессиональное образование.
Особую озабоченность вызывает трудоустройство женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет и находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Это связано, с одной стороны, потерей профессиональных навыков, с другой — нежеланием работодателей нести дополнительные издержки при их трудоустройстве (низкая производительность труда, обусловленная потерей ряда профессиональных навыков, значительные потери рабочего времени, связанные с больничными листами и отпусками по уходу за ребенком).
Наиболее высокий уровень безработицы складывается на сельском рынке труда. Во всех сельских муниципальных образованиях уровень общей безработицы выше среднереспубликанского значения.
В современных условиях сельскохозяйственные предприятия имеют незначительное число и разнообразие вакантных рабочих мест и на данных предприятиях практически не создаются новые рабочие места.
Каждый третий сельский житель в трудоспособном возрасте занят в личном подсобном хозяйстве. В них по оценке занято до 200 тыс. человек. В соответствии с методологией МОТ по обследованию занятости населения более 80% лиц, занятых в личном подсобном хозяйстве, официально считаются безработными.
Среди безработных граждан сохраняется высокий уровень молодежи в возрасте 16-29 лет, что объясняется отсутствием опыта работы, низкой квалификацией данной категории граждан.
Среди молодежи наиболее уязвимыми на рынке труда являются выпускники учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, которых за 2013-2015 годы в органы службы занятости обратилось свыше 5 тыс. чел., из них выпускники с высшим образованием — 45,6%, со средним специальным — 31,8%, с начальным профессиональным образованием — 22,6%.
Все перечисленные проблемы отражают действительность рынка труда в Республике Бурятия на данный момент, в связи с этим предполагается, что стоит дать прогнозную оценку на данном рынке.
В долгосрочной перспективе продолжится экономический рост путем формирования конкурентоспособной экономики инновационного типа, крупных производственно-инфраструктурных комплексов, развития инфраструктуры и малого предпринимательства и др.
Перспективы развития Бурятии связаны с созданием в Республике Бурятия экономического центра России в Восточной Сибири, в том числе за счет капитализации его геоэкономического положения и интеграции России в азиатский макрорегион.
Нестабильность условий рынка труда позволяет спрогнозировать динамику развития показателей занятости и экономической активности населения лишь на краткосрочную перспективу. Определим основную тенденцию развития явления методом аналитического выравнивания. Для расчета показателей численности экономической активности и занятого населения Республики
Бурятия на краткосрочную перспективу было выполнено аналитическое выравнивание по прямой.
Уравнение прямого ряда динамики, характеризующее численность экономически активного населения: у=466,8+3,91
Уравнение прямой ряда динамики, характеризующее уровень занятости населения республики имеет вид: у=420,5+0,51 Где у - уровень занятости населения в туризме, гостиницах и ресторанах; ^фактор времени;
а и Ь параметры уравнения, которые были рассчитаны по методу наименьших квадратов. Методом экстраполяции на основании рассмотренной динамики была рассчитана ожидаемая численность занятых в регионе на 2016, 2017, 2018 гг. В таблицах 8 и 9 представлены отчетные данные по занятости населения и экономической активности за период с 2009 по 2015 г. и прогноз на 2016-2018 годы.
Таблица 3
Аналитическое выравнивание ряда динамики занятости населения
Республики Бурятия
Год Численность занятых, чел., у Условное обозначение периода, 1 12 У1 Выравненные уровни ряда динамики занятости населения, чел., у
2009 429,3 -3 9 -1287,9 419,0
2010 397,8 -2 4 -795,6 419,5
2011 426,8 -1 1 -426,8 420,0
2012 422,8 0 0 0 420,5
2013 425,2 1 1 425,5 421,0
2014 423,5 2 4 847,0 421,5
2015 417,8 3 9 1253,4 422,0
Итого 2943,2 15,6
2016 4 422,5
2017 5 423,0
2018 6 423,5
у= 420,5+0,51
Используя приведенное уравнение, рассчитаем для каждого года теоретические значения:
2016: у= 420,5+0,5*4=422,5 2017: у= 420,5+0,5*5=423,0 2018: у= 420,5+0,5*6=423,5
Таблица 4
Аналитическое выравнивание ряда динамики экономической активности населения Республики Бурятия
Год Численность экономически активного населения, чел., у Условное обозначение периода, 1 у1 Выравненные уровни ряда динамики занятости населения, чел., у
2009 487,8 -3 9 -1463,4 478,5
2010 461,1 -2 4 -922,2 474,6
2011 476,1 -1 1 -476,1 470,7
2012 464,4 0 0 0 466,8
2013 461,7 1 1 461,7 462,9
2014 460,4 2 4 920,8 459,0
2015 456,3 3 9 1368,9 455,1
Итого 3267,8 28 -110,3
2016 4 451,2
2017 5 447,3
2018 6 443,4
у=466,8+3,91
Используя приведенное уравнение, рассчитаем для каждого года теоретические значения:
2016: у=466,8+3,91*4=451,2
2017: у=466,8+3,91*5=447,3
2018: у=466,8+3,91*6=443,4
Несмотря на то, что численность постоянного населения стабилизировалась, в среднесрочной перспективе прогнозируется снижение численности трудоспособного населения, что обусловлено низкой рождаемостью в период 1990-2000 гг. Численность экономического активного населения уменьшится примерно на 3,9 тыс. чел. и в 2016 году не превысит 451,2 тыс. чел., к 2018 году численность ЭАН понизится, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, на 11,7 тыс. чел. Прогнозируется, что численность занятых с каждым последующим годом немного увеличится. И к 2018 году число занятых будет составлять около 443,4 тыс. чел. В 2016-2018 годах численность занятых в экономике увеличится на 1,8 тыс. чел. уровень общей безработицы в 2018 году составит 7,8-8,5% экономически активного населения. Для повышения численности занятого населения в Республике Бурятия реализуется комплекс мероприятий.
Анализ социально-экономического состояния Республики Бурятия показывает, что на рынке труда республики сохраняются:
- низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов и др.);
- высокий уровень безработицы на рынке труда в сельской местности;
- дефицит квалифицированной рабочей силы;
- процессы высвобождения работников в связи со структурными изменениями и модернизацией предприятий.
С целью улучшения ситуации на рынке труда Бурятии предусматривается активизация процессов в экономике и социальной сфере, которая увеличит спрос на рабочую силу.
Для создания условий для трудоустройства граждан в Бурятии действует подпрограмма содействия занятости населения госпрограммы, а также реализуются дополнительные мероприятия, которые направлены на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия.
Чтобы повысить привлекательность рабочих специальностей нужен целый комплекс мер по привлечению молодежи: организовать центры занятости, молодежные биржи труда, объявления о вакансиях не только в газетах, но и в вузах, техникумах, участие в ярмарках вакансий в учебных заведениях. Необходимо убедить молодых специалистов, что залог личной финансовой стабильности каждого — именно высокая квалификация, которую можно получить не только по окончании вуза, но также и работая на производстве.
Литература
1. Ванникова Е. Н., Чимитдоржиева Е. Ц., Гарматаров З. В. Методический подход к оценке пространственного социально-экономического развития региона // Известия ЮЗГУ. Сер. Экономика. Социология. Менеджмент. — 2012. — № 2. — С. 12-18.
2. Комплексный доклад "Социально-экономическое положение Республики Бурятия". Бурятстат // [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://www.gks.ru/region/docl1181/IssWWW.exe/Stg/dr00/ir01850r.htm (дата обращения: 21.10.2016).
3. Найданов Г. Т. Улучшение условий труда как фактор повышения его производительности: региональный аспект / Г. Т. Найданов, А. М. Балханов, О. А. Баинова // Экономика и предпринимательство. — 2016. — №1-2(66-2). — С. 255-257
4. Потаев В. С., Цыренов Б. Д., Хошхоева Е. Г. О факторах, влияющих на развитие социальной инфраструктуры сельских территорий // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. — 2015. — №1. — С. 29-35.
5. Рубан В. А. Методология управления качеством развития территориально-отраслевых систем на основе партнерства // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 2. — С. 274-277.
6. Рубан В. А. Управление привлекательностью региона на основе стратегического партнерства. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский академический университет, 2012. — 252 с.
STATE REGULATION OF EMPLOYMENT FOR THE REPUBLIC BURYATIYA EXAMPLE
Darmaeva Yanzhima Borisovna senior lecturer, Buryat State University 24a Smolina st., Ulan-Ude, 670000 Russia
Dyrkheev Anton Viktorocich
student, Buryat State University
24a Smolina st., Ulan-Ude, 670000 Russia
In the article various aspects of state regulation of labor market are substantiated. There is a description of the use of instruments of state regulation in the countries with advanced economies.
Keywords: employment, unemployment, social and labor relations, labor market, Republic of Buryatia, the state of labor market regulation.