Научная статья на тему 'Государственные гарантии в области занятости населения'

Государственные гарантии в области занятости населения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1267
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВА / ЗАНЯТОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ондар Л.Ш., Антонова В.Е.

В статье проведена попытка исследования уровня государственной поддержки населения в сфере занятости. Определены гарантии, предоставляемые государством в этом направлении, а также существующие нормативные акты, способствующие реализации государственных гарантий в области занятости населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE GUARANTEES IN THE FIELD OF EMPLOYMENT OF POPULATION

An attempt is made to study the level of state support of the population in the field of employment. The guarantees provided by the state in this direction, as well as existing regulations that promote the implementation of state guarantees in the field of employment are defined.

Текст научной работы на тему «Государственные гарантии в области занятости населения»

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ

Ондар Л.Ш.

доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Тувинского государственного университета, кандидат исторических наук

Антонова В.Е.

магистрант Тувинского государственного университета

STATE GUARANTEES IN THE FIELD OF EMPLOYMENT OF

POPULATION

Ondar L.Sh.

Associate Professor of the Chair of Constitutional and Municipal Law of the Faculty of Law of Tuva State

University, Candidate of Historical Sciences

Antonova V.E.

Master of Science of Tuva State University

АННОТАЦИЯ

В статье проведена попытка исследования уровня государственной поддержки населения в сфере занятости. Определены гарантии, предоставляемые государством в этом направлении, а также существующие нормативные акты, способствующие реализации государственных гарантий в области занятости населения.

ABSTRACT

An attempt is made to study the level of state support of the population in the field of employment. The guarantees provided by the state in this direction, as well as existing regulations that promote the implementation of state guarantees in the field of employment are defined.

Ключевые слова: Гарантии государства, занятость, рынок труда, безработица, государственные услуги.

Keywords: State guarantees, employment, labor market, unemployment, public services.

Рынок труда является важнейшим элементом рыночной экономики. А.К. Супрунов в своей работе определяет рынок труда как совокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использования работников в сфере общественного производства, обусловленную многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства [1, с. 152].

В настоящее время ситуация на рынке труда Российской Федерации видится сложной. Проблемы занятости являются одной из основных сфер, влияющих на социально-экономическое развитие страны. Начальник отдела надзора и контроля за предоставлением государственных услуг в сфере занятости населения Департамента труда и занятости Кемеровской области А. Б. Аникеев в интернет-интервью дал определение понятию «государственная гарантия», сказав, что применительно к сфере занятости населения государственная гарантия - это обязательство государства предоставить гражданину, ищущему работу, или гражданину, зарегистрированному службой занятости в качестве безработного, определенную законодательством организационную и (или) материальную поддержку [2].

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1031-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в главе 3 содержит государственные гарантии в области занятости. Статья 12

Закона предоставляет гарантии в реализации права на труд. Таким образом, гражданам Российской Федерации гарантируется:

1) свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вид и характер труда (данная гарантия закреплена также и в части 1 статьи 37 Конституции РФ);

2) защита от безработицы;

3) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

4) информирование о положении на рынке труда.

Информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда в России отнесено положением подпункта 9 пункта 3 статьи 7 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России, а информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации - к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения [3].

Приказом Минтруда России от 22 февраля 2013 года № 74н утвержден Административный регламент предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан и

работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы, а Приказом Минтруда России от 29 января 2013 года № 34н - федеральный государственный стандарт государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации [4].

Также в целях осуществления приведенных выше гарантий Приказом Минтруда России от 13 ноября 2012 года № 524н был утвержден федеральный государственный стандарт государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. Стандарт устанавливает требования к порядку предоставления государственной услуги, к составу, последовательности и срокам выполнения административных процедур при предоставлении государственной услуги, в том числе к особенностям выполнения административных процедур в электронной форме, и критериям принятия решения, также требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги.

В статье 12 Закона также предоставляются гарантии безработным гражданам:

1) социальная поддержка;

2) осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости;

3) бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.

Что же касается данных гарантий, то гарантия социальной поддержки безработных раскрывается в статье 28 Закона, где сказано, что государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Также в соответствии со статьей 13 Закона государство предоставляет дополнительные гарантии для отдельных категорий населения. В соответствии с этой статьей государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для инвалидов), а также путем организации обучения по специальным программам и другим мерам. Также устанавливается квота для при-

ема на работу инвалидов, так в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее 35 и не более 100 человек может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, то они освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Еще одной дополнительной гарантией государства является сохранение очереди на получение жилья (улучшения жилищных условий) по прежнему месту работы, в случае увольнения граждан из организаций или от индивидуального предпринимателя в связи с сокращением штата или численности работников организации, индивидуального предпринимателя, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями), а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - дошкольными образовательными организациями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

В целях осуществления такой гарантии государства, как разработка и реализация программ содействия занятости, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 298 была утверждена государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения». Срок реализации Программы

2013 - 2020 годы [5]. Целью Программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда. В результате реализации Программы ожидается создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда; улучшение условий труда работников; сокращение разрыва между уровнями общей и регистрируемой безработицей и другие результаты. Помимо государственных программ, утверждаются также и региональные программы, так, например, Правительством Республики Тыва было принято постановление от 24 декабря 2013 года №753 «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Труд и занятость на

2014 - 2016 годы» [6]. Данная Программа была продлена на настоящий период и для достижения ее целей и решения программных задач в ней предусмотрены несколько подпрограмм, одна из которых «Содействие занятости населения Республики Тыва».

Таким образом, мы видим, что в Российской Федерации устанавливаются и реализуются государственные гарантии в области занятости населения. В целях их реализации утверждаются Стандарты, Регламенты и Программы.

Литература

1. Супрунов А. К. Рынок труда в современной России // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. № . С. 152-155.

2. Интернет-интервью начальника отдела занятости населения Департамента труда и занятости Кемеровской области А. Б. Аникеев [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/company/cooperation/gov/action /regional/536535/

3. О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1031-1 (ред. от 29.12.2017 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации

и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 18. Ст. 566.

4. Комментарий к Закону РФ «О занятости населения РФ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kodeks.karelia.ru/api/show/420376393

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 298 (ред. от 26.12.2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18. Ст. 2147.

6. Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Труд и занятость на 2014 - 2016 годы»: Постановление Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2013 г. № 753 (ред. от 28.06.2017 г.).

ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Монгуш А.Л.

доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Тувинского государственного университета, кандидат юридических наук

Ондар Л.Ш.

доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Тувинского государственного университета, кандидат исторических наук

Антонова В.Е.

магистрант Тувинского государственного университета

EMPLOYMENT AND UNEMPLOYMENT IN THE REPUBLIC

OF TYVA

Mongush A.L.,

Associate Professor, Chair of Civil Law and Process, Faculty of Law, Tuva State University, Candidate of Legal Sciences

Ondar L.Sh.

Associate Professor of the Chair of Constitutional and Municipal Law of the Faculty of Law of Tuva State

University, Candidate of Historical Sciences

Antonova V.E.

Master of Science of Tuva State University

АННОТАЦИЯ

В статье производится анализ занятости населения и уровня безработицы Республики Тыва, исходя из статистических данных. Выявляется тенденция снижения, увеличения показателей исследуемых категорий. Дается прогноз уровня безработицы и увеличения числа работающих к 2020 году.

ABSTRACT

The article analyzes the employment of the population and the unemployment rate of the Republic of Tyva, based on statistical data. The tendency of decrease, increase in indicators of the investigated categories is revealed. The forecast of the unemployment rate and increase in the number of employees by 2020 is given.

Ключевые слова: Рынок труда, безработица, занятость, социально-экономическое развитие, Республика Тыва.

Keywords: Labor market, unemployment, employment, social and economic development, the Republic of Tuva.

Вопросы, связанные с рынком труда в Российской Федерации, всегда остаются актуальными. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и другое, рынок

труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы [1, с. 59]. Проблема занятости населения является одной из основных в сфере экономического и социального развития страны в целом и регионов в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.