Научная статья на тему 'Государственные Финансы и управление ими в Великобритании на современном этапе'

Государственные Финансы и управление ими в Великобритании на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1142
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные Финансы и управление ими в Великобритании на современном этапе»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ИМ. БАЯТОВА, профессор кафедры «Финансы» А.И. СТРОКОВ

Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии включает в себя Англию, Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию.

Основным законом, на основании которого в Великобритании регламентируется деятельность в области государственных финансов, является Конституция. Британская Конституция развивалась на протяжении многих веков. В отличие от конституций других стран, она не заключена в одном документе и включает статусное право, общее право и конституционные обычаи. Конституционные обычаи - это правила и практика, не обеспеченные правовой санкцией, но считающиеся абсолютно необходимыми для работы исполнительной власти. Корни многих из них уходят в исторические события, которые имели место в ходе развития британской системы управления-государством.

Великобритания является унитарным государством. Главой государства является Королева. По Конституции она также является главой исполнительной и судебной власти, а также неотъемлемой частью законодательной власти.

Высшая законодательная и верховная власть в Соединенном Королевстве представлена Вестминстерским Парламентом, который состоит из трех частей: Королева, Палата лордов и Палата общин.

Одной из важнейших функций Королевы является назначение Премьер-министра (по обычаю - это лидер политической партии, получившей большинство в Палате общин) и Первого министра, который является главой исполнительной власти Шотландии. Также Королева утверждает назначения других министров. Все расходы, которые несет Королева в связи с исполнением ею государственных обязанностей, финансируются за счет средств, выделяемых Парламентом на содержание королевских дворцов и ее переезды. В

1991 году такие расходы были утверждены в сумме 7,9 млн фунтов стерлингов на десятилетний срок. Около 70% этих средств идут на оплату труда работающих на Королеву. С 1993 года Королева добровольно уплачивает подоходный налог со своих личных доходов.

Основной задачей Вестминстерского Парламента, а точнее Палаты общин, в области государственных финансов является утверждение ставок налогов и сборов, расходных статей и сумм по каждой из них. Палата также следит за тем, чтобы выделенные суммы тратились только на предусмотренные Парламентом цели.

Бюджет является наиболее важным из ежегодно принимаемых законов. За его основу берется Бюджетное послание Канцлера казначейства, с которым он выступает в октябре - ноябре каждого года. В послании излагается анализ развития экономики за прошедший год и мнение правительства относительно перспективы экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективы, а также провозглашается валютная и фискальная политика государства, рассматриваются вопросы состояния государственных финансов и объявляются изменения в налоговой и других финансовых сферах. Детальное рассмотрение государственных расходов проводится в специальных комитетах Палаты общин (например, Комитет по счетам государственных учреждений) и в учреждениях, которым делегированы соответствующие полномочия.

В мае 1999 года с учреждением Шотландского парламента, Шотландии были переданы некоторые полномочия, которые стали сферой действия Шотландского парламента и органов исполнительной власти, например оказание социальной помощи, здравоохранение, местное самоуправление, образование, обеспечение жильем, спорт, ис-

кусство, сельское и лесное хозяйства, рыболовство, вопросы привлечения внешних средств и внутренних инвестиций для экономического развития Шотландии и пр. Также парламент имеет право изменять ставки налогообложения на территории Шотландии.

В 1998 году Вестминстерский Парламент принял закон об управлении Уэльсом, предусматривающий учреждение для Уэльса Национальной Ассамблеи. Она не обладает, в отличие от Парламента Шотландии, полным правом законодательства, а может лишь вносить некоторые поправки в законы, принятые Вестминстерским Парламентом. Ассамблея обладает правом разрабатывать и реализовывать политику в ряде областей, таких, как сельское хозяйство, культура, экономическое развитие, образование, здравоохранение, туризм и пр.

Ассамблея Северной Ирландии наделена правом законотворчества в следующих областях: занятость, подготовка кадров, образование, здравоохранение, окружающая среда, культура, искусство, сельское хозяйство, торговля, развитие сельских регионов, внутренние и внешние инвестиции.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что, хотя законы, принимаемые Вестминстерским Парламентом в большинстве случаев обязательны для выполнения на всей территории Великобритании, однако часть законодательных полномочий в отдельных отраслях и сферах передана отдельным территориям. Поэтому полностью законодательные функции Вестминстерского Парламента распространяются лишь на территорию Англии.

За распределение функций между субъектами исполнительной власти в Великобритании (департаменты), а также за назначение и смещение министров отвечает Премьер-министр, который по традиции является и Первым лордом Казначейства. По объему полномочий положение Премьер-министра уникально, так как он имеет поддержку большинства депутатов Палаты общин и по действующему на сегодня правилу сам заседает в этой Палате.

Премьер-министр назначает 100 министров (Государственные секретари, Государственные министры и Младшие министры). Министры, возглавляющие департаменты (министерства), являются Государственными секретарями. Наряду с этим они могут носить специальные титулы: например, Казначейство возглавляет Канцлер казначейства. Государственным секретарям подчинены Государственные министры, которые возглавляют отдельные направления деятельности департаментов, и Младшие министры (или, просто -секретари), совмещающие работу в департаментах с работой в Парламенте по разработке законо-

проектов. Двадцать Государственных секретарей входят в Кабинет министров, который координирует работу департаментов, принимает важнейшие решения по вопросам политики и экономики.

В структуре исполнительной власти Великобритании имеются территориальные министерства, отвечающие за политику в соответствии с делегированием полномочий Шотландии, Уэльсу и Северной Ирландии.

Финансовый год в Великобритании длится с 1 апреля по 31 марта. О стабильном состоянии государственных финансов в Великобритании позволяют судить следующие данные (на весну 2002 года):

• ВВП - 1 051 млрд фунтов стерлингов;

• ВВП на душу населения - 17 500 фунтов стерлингов (по Европейскому союзу этот показатель в среднем - 15 000 фунтов стерлингов);

• темпы экономического роста - 2,5% в год;

• уровень инфляции - 2,5% в год;

• государственные расходы - 418 млрд фунтов стерлингов;

• государственные доходы - 407 млрд фунтов стерлингов;

• чистый государственный долг - 315 млрд фунтов стерлингов.

В финансово-бюджетной политике Великобритании действуют два важных экономических правила: «золотое правило» и «правило стабильного инвестирования». Первое говорит о том, что на протяжении экономического цикла Правительство может проводить заимствования исключительно в целях инвестирования и не может направлять их на финансирование текущих расходов. Второе правило гласит, что на протяжении экономического цикла доля объема государственного долга в ВВП должна удерживаться на стабильном и разумном уровне (в настоящее время она равна чуть более 30%).

Самым влиятельным департаментом в британской системе управления государством является Казначейство, которое совмещает функции Министерства финансов и Министерства экономики. В Казначействе работают около 1 000 сотрудников, его бюджет составляет 73 млн фунтов стерлингов. В структуре Казначейства шесть управлений: макроэкономической политики и международных финансов; бюджета и государственных финансов; государственных услуг; финансовой отчетности и аудита; финансового регулирования и промышленности; кадров, капитального строительства и информации. Наряду с этим в Казначействе есть исполнительное агентство - Управление Соединенного Королевства по обслуживанию государственного долга.

Управление по обслуживанию государственного долга занимается его обслуживанием, а также управлением денежными ресурсами и краткосрочными активами. Задачей этого Управления является проведение политики по минимизации финансовых затрат при управлении долгом в долгосрочной перспективе с учетом возможных рисков, а также наиболее экономически эффективное управление совокупными потребностями государства в дополнительных денежных ресурсах. В 1998 году Управление взяло на себя ответственность за выработку рекомендаций по выпуску государственных ценных бумаг и проведение необходимых аукционов. С 2000 года в компетенцию этого подразделения вошло управление прохождением ежедневных денежных потоков Казначейства, что предполагает выпуск казначейских векселей, а также получение и предоставление займов на рынках обеспеченного капитала с целью поддержания ежедневного баланса денежных потоков.

Наряду с Канцлером казначейства, в нем работают еще 4 министра: Главный секретарь (также член Кабинета министров), Генеральный казначей, Финансовый секретарь, Секретарь по вопросам экономики.

Главный секретарь отвечает за планирование и контроль за государственными расходами, за вопросы оплаты труда работников государственного сектора и за то, чтобы услуги государственных органов соответствовали по их ценности затраченным на них средствам.

Генеральный казначей отвечает за ускорение экономического роста, проведение экономической политики, направленной на поощрение конкуренции и ослабление регулирующей функции государства, за взаимное партнерство государственного и частного секторов, поддержку малого бизнеса, а также вопросы учета и отчетности.

Финансовый секретарь отвечает за финансовое обеспечение работы Парламента, а также контролирует работу Министерства налоговых сборов, Министерства таможенных пошлин и акцизов, благотворительных организаций.

Секретарь по вопросам экономики отвечает за активное участие Казначейства в решении вопросов оказания финансовых услуг, за создание валютных резервов, управление государственным долгом, международное финансовое сотрудничество, а также проблемы, с которыми сталкиваются женщины. Он также помогает Канцлеру в решении вопросов минимальной оплаты труда и в решении проблем, связанных с Европейским валютным союзом.

Казначейство несет ответственность за разработку экономической политики правительства и

за контроль над государственными расходами. Главной целью в работе Казначейства является повышение к 2004 году темпов экономического роста. Для этого перед ним стоят следующие задачи:

• Создание стабильной макроэкономической ситуации при низком уровне инфляции (заданный показатель - удерживать инфляцию на уровне 2,5%).

• Поддержание устойчивой системы государственных финансов (заданный показатель -на протяжении экономического цикла удерживать объем национального долга на уровне ниже 40% ВВП).

• Повышение качества и эффективности государственных услуг.

• Повышение производительности (заданный показатель - сократить отставание от США, Германии, Японии и Франции).

• Создание равных возможностей для всех жителей страны (заданный показатель - на протяжении экономического цикла добиться повышения уровня занятости).

• Содействие созданию справедливой и эффективной системы налогообложения, создающей стимулы для работы, сбережений и инвестиций (заданный показатель - сократить к 2004 году число детей, живущих за чертой бедности, минимум на 25%).

• Поддержание высоких этических стандартов и соблюдение всех норм финансовой отчетности.

• Создание и поддержание справедливого, конкурентного и эффективного рынка в области оказания финансовых услуг.

• Повышение производительности и эффективности в рамках Европейского союза, международной финансовой стабильности и глобального процветания, включая защиту наиболее социально уязвимых групп населения. Основная функция Казначейства - оказывать

помощь министрам в формулировании и реализации экономической политики. Работники Казначейства консультируют министров по вопросам о допустимых расходах в свете общих целей, поставленных правительством, и экономических перспектив. Кроме того, они разрабатывают для министерств рекомендации по распределению средств для выполнения различных правительственных программ. Работники Казначейства ведут контроль за расходованием средств министерствами на протяжении финансового года с целью предотвращения их перерасхода. Они также консультируют министерства по вопросам экономики, финансового учета и отчетности, управления финансами и государственных закупок.

Работники Казначейства координируют налоговую стратегию государства, экономические и финансовые отношения с другими странами, Европейским союзом и международными финансовыми институтами, политику в отношении международной задолженности, экспортных кредитов и помощи другим странам.

В 1997 году Канцлер казначейства заявил, что необходимо рассмотреть вопрос о присоединении Великобритании к единой европейской валюте. Было объявлено о пяти экономических критериях, которые рассматривались перед принятием решения о присоединении. Они таковы: 1) возможно ли устойчивое объединение экономики Великобритании и экономик других стран, принимающих единую валюту; 2) обладает ли экономика достаточной гибкостью, чтобы выдержать предстоящие изменения; 3) каким будет влияние единой валюты на инвестиции; 4) каким будет ее влияние на индустрию финансовых услуг и 5) скажется ли введение единой валюты благоприятно на проблему занятости. В результате анализа этих критериев Казначейство пришло к выводу, что в настоящее время присоединение Великобритании к единой валюте не будет служить экономическим интересам государства.

В доходах государственного бюджета Великобритании наибольший удельный вес занимают налоги. Налоги собирают, в основном, двумя министерствами: Министерством налоговых сборов и Министерством таможенных пошлин и акцизов. Однако, некоторые налоги собираются другими Министерствами (например, дорожный налог собирает Министерство транспорта).

Состав и структура доходов, соби

Министерство налоговых сборов (МНС) собирает прямые налоги, такие, как: подоходный налог, налог на доходы корпораций, налог на прирост капитала, налог на добычу нефти и газа, налог на наследство, гербовый сбор (сбор за регистрационные действия). Также в системе этого министерства имеется Управление социального страхования, которое собирает взносы на социальное страхование.

Министерство таможенных пошлин и акцизов (МТПА) собирает следующие виды налоговых доходов: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на бензин, табачную и алкогольную продукцию, азартные игры, таможенная пошлина, пошлина на авиаперевозки, налог на страховые премии, налог на захоронение отходов и налог на деятельность, угрожающую изменением климата.

Подоходный налог взимается со всех видов доходов, включая заработную плату, прибыль, проценты, дивиденды и пенсии, получаемые резидентами Великобритании из источников внутри страны и за рубежом. Неденежные льготы, предоставляемые компаниями своим служащим (например, пользование автомашиной компании), также могут подвергаться налогообложению. Подоходный налог взимается по прогрессивной шкале. Заработки ниже определенного уровня вообще освобождаются от налогов. Налоговый год длится с 6 апреля по 5 апреля следующего года. Подоходный налог приносит самую большую долю дохода в государственную казну. Он был впервые введен в 1799 году в размере 10% с совокупного дохода для фи-

Таблица1

емых МНС и МТПА, в 2001 году

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ СУММА, млрд ф. ст. ДОЛЯ, %

Подоходный налог 107,6 33,4

Налог на доходы корпораций 32,4 10,1

Налог на прирост капитала 2,9 0,9

Налог на доходы от нефти и газа 0,9 0,3

Налог на наследство 2,3 0,7

Налог на право добычи нефти 0,6 0,2

Гербовый сбор 7,1 2,2

Взносы в Фонд соц. страхования 63,2 19,6

ИТОГО доходов, находящихся в ведении МНС 217,0 67,4

НДС 58,7 18,2

Акцизы на бензин 22,3 6,9

Акцизы на табачную продукцию 5,7 1,8

Акцизы на алкогольную продукцию 6,3 2,0

Акцизы на автомобили 5,0 1,6

Акцизы на азартные игры 1,5 0,5

Таможенная пошлина 2,0 0,6

Пошлина на авиаперевозки 0,8 0,2

Налог на страховые премии 1,9 0,6

Налог на захоронение отходов 0,4 0,1

Налог на деятельность, угрожающую изменениям климата 0,4 0,1

ИТОГО доходов, находящихся в ведении МТПА 105,0 32,6

ИТОГО доходов, находящихся в ведении МНС и МТПА 322,0 100

нансирования расходов, связанных с войной против Наполеона, и является стержнем всей системы налогообложения в Великобритании с 1842 года.

В настоящее время действуют три шкалы подоходного налога для большинства видов доходов (после вычета льготных сумм): нижняя -10% (для годового дохода от 0 до 1 920 фунтов стерлингов), базовая - 22% (1921 - 29 900 фунтов стерлингов) и высшая - 40% (свыше 29 900 фунтов стерлингов). Парламент Шотландии имеет право изменять ставки подоходного налога для лиц, проживающих на территории Шотландии, на 3% в любую сторону.

Нижняя ставка подоходного налога в 10% не действует в отношении доходов от сбережений -они облагаются по ставке 20%. Банки удерживают налог при выплате процентов вкладчикам. Также под эту ставку попадают те, кто платит налог по базовой шкале. Налогоплательщики, попадающие под высшую ставку, должны проводить доплату на разницу между ставкой в 40% и ставкой в 20%.

Дивиденды, получаемые от британской компании, дают право на налоговый кредит. В настоящее время его величина равна 10% с суммы дивиденда. Дивиденды, превышающие базовую ставку, облагаются налогом в 32,5%. Дивиденды, получаемые от иностранных компаний, не получают налогового кредита, но облагаются по ставке 10%.

В Великобритании по подоходному налогу действует разветвленная система полного освобождения от уплаты налога и различных льгот. Полностью освобождаются от подоходного налога доходы, получаемые студентами учебных заведений в виде стипендий, также налогом не облагаются социальные пособия, доходы консультантов в области занятости, сбережения, находящиеся на индивидуальном сберегательном счете. Индивидуальный сберегательный счет был введен в 1999 году и дает возможность иметь необлагаемые сбережения через депозит наличных, акции, полисы страхования жизни и гарантированно действует в течение не менее 10 лет. Максимальная сумма счета первоначально составляла 7 000 фунтов стерлингов, а в настоящее время - 5 000 фунтов стерлингов.. Также все налогоплательщики, проживающие на территории Великобритании, имеют следующие льготы: в возрасте до 65 лет - доход до 4 615 фунтов стерлингов налогом не облагается; в возрасте от 65 до 74 лет - доход до 6 100 фунтов стерлингов налогом не облагается; в возрасте от 75 лет и старше - доход до 6 370 фунтов стерлингов налогом не облагается; для слепых вышеуказанные суммы увеличиваются на 1 400 фунтов стерлингов.

Все компании-резиденты и компании-нере-зиденты, ведущие свою деятельность на территории Великобритании, являются плательщиками

налога на доходы корпораций. Ставка налога для мелких компаний (прибыль менее 300 тыс. фунтов стерлингов) составляет 19%, для крупных компаний - 30%. Освобождаются от налога компании, чья прибыль менее 10 тыс. фунтов стерлингов.

Налог на право добычи нефти составляет 12,5% от оценочной стоимости объема нефти, доставленной на берег, за вычетом стоимости ее предтранспортировочной обработки и доставки. За добычу нефти и газа на месторождениях, разведанных до 31 марта 1982 года, налог не взимается.

Налог на доходы от нефти и газа взимается с нефтяных компаний, помимо налога на доходы. Рассчитывается налог по конкретным месторождениям отдельно для каждой компании, которая ведет там добычу. Расчет ведется по стоимости добытой нефти и газа за полгода, а также по доходам, получаемым в результате пользования такими совместными активами, как нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы, и в результате продажи долгосрочных активов.

Налог на прирост капитала был введен в 1965 году. Он распространяется на доходы физических и юридических лиц, получаемые в результате продажи активов. Сюда же относится передача собственности в форме подарка. Муж и жена облагаются этим налогом раздельно. Однако обмен активами между ними, не попадает под обложение этим налогом. Действуют три ставки обложения налогом на прирост капитала физических лиц: 10, 20 и 40% в зависимости от активов. Продажа некоторых видов активов налогом не облагается, если они представляют движимое имущество стоимостью 7 700 фунтов стерлингов.

Налог на наследство, оцениваемое в сумму до 250 тыс. фунтов стерлингов, не взимается, а выше этой суммы облагается по ставке 40%.

Гербовый сбор при продаже земли и зданий составляет: 1 - 60 000 фунтов стерлингов - 0%; 60001 - 250 000 фунтов стерлингов - 1%; 250001 -500 000 фунтов стерлингов - 3%; 500001 и выше фунтов стерлингов - 4%.

Взносы в Фонд социального страхования платят и работодатели и работники, если общий заработок работника в неделю составляет 89 фунтов стерлингов и выше (минимальная заработная плата в Великобритании в настоящий момент составляет для работников в возрасте от 18 до 21 года 3,20 фунтов стерлингов в а ас, а для работников старше 21 года - 3,60 фунтов стерлингов в час). Взнос работника при заработке от 89 до 5§5 фунтов стерлингов в неделю составляет 11%. Работодатель уплачивает 12,8% с суммы выплаты работнику в 89 фунтов стерлингов в неделю и выше.

Налог на добавленную стоимость в Великобритании взимается с товаров и услуг, произведенных внутри страны, и импортных товаров личного и промышленного производственного потребления. Перечень товаров и услуг, облагаемых НДС, определяется Европейским союзом. Регистрация в качестве плательщика НДС обязательна при налогооблагаемом обороте 54 тыс. фунтов стерлингов и выше. С меньшим оборотом регистрация носит добровольный характер. В Великобритании действуют три ставки НДС: 0, 5 и 17,5%. Нулевые ставки распространены на экспорт товаров и экспорт большинства видов услуг, а также оплату проезда в общественном транспорте, покупку лекарств по рецептам врачей, оборудование для инвалидов, детскую одежду, многие продукты питания, книги, газеты, строительство новых жилых зданий и перестройку нежилых помещений в жилые. НДС в размере 5% взимается с оплаты топлива и электроэнергии для жилых помещений и применения энергосберегающих материалов при реализации некоторых правительственных программ. По остальным товарам и услугам действует стандартная ставка в 17,5%.

Как член Европейского союза, Великобритания применяет единый таможенный тариф ЕС ко всем товарам, поступающим из стран, в него не входящих. Экспортные товары, за исключением отдельных видов сельскохозяйственной продукции, пошлиной не облагаются. Сборы от таможенных пошлин передаются в бюджет ЕС, но каждая страна-участница может оставлять в своем бюджете до 10% от сборов. Так как страны-члены ЕС объединены в таможенный союз, то товары произведенные в одной из них, или товары, на которые таможенные пошлины уплачены в одной из них, могут свободно передвигаться внутри ЕС без каких-либо таможенных пошлин и сборов.

Ставки акцизов, действующие в Великобритании по подакцизным товарам, на сегодняшний день следующие: бензин - 52 пенса за литр; сигареты - 95,60 фунтов стерлингов с 1 ООО штук; алкоголь - 19, 56 фунтов стерлингов за литр чистого спирта; автомашины (менее 8 пассажиров) -155 фунтов стерлингов.

Пошлина на авиаперевозки взимается с авиакомпаний и составляет 10 фунтов стерлингов за пассажира на внутренних авиалиниях и 20 фунтов стерлингов - на зарубежных.

Налог на страховые премии взимается в случаях, когда угроза риска может возникнуть на территории Великобритании. Ставка варьируется от 5 до 17,5% в зависимости от степени риска.

Налог на захоронение отходов на специальных участках взимается с тонны по ставке 2 фун-

тов стерлингов для инертных и 10 фунтов стерлингов для активных отходов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 1997 года в Великобритании начала действовать новая система государственного расходования средств. Созданию этой системы послужили выводы, сделанные на основе анализа расходования государственных средств в 1960 - 1996 годах. Среди них можно выделить основные:

1) слишком большой упор делался на достижение краткосрочных целей;

2) каждый год возникала необходимость в дополнительном финансировании расходов;

3) средства расходовались неэкономно;

4) анализ результатов и эффективности расходования средств не проводился и не был основной задачей;

5) были созданы условия, которые не способствовали принятию решений о капитальных затратах.

Система всестороннего анализа расходов, начавшая действовать с 1997 года, позволяет определить, насколько деятельность отдельных министерств и ведомств способствует достижению заявленных правительством целей. Анализ государственных расходов проводится в Великобритании каждые два года и включает следующие этапы:

1) определение пределов расходов по всем направлениям на ближайшие три года;

2) согласование промежуточных и окончательных результатов;

3) определение объемов расходов по каждому министерству на ближайщие три года;

4) заключение министерствами Соглашений в рамках государственной службы и Соглашений по оказанию государственных услуг;

5) публикация Планов расходов и Соглашений, а также инвестиционной стратегии Министерства.

Соглашение о предоставлении государственных услуг - важное нововведение в Великобритании. Оно содержит задачи министерства, бюджет министерства на последующие три года, согласованные целевые показатели и результаты работы на ближайшие три года и на перспективу, а также показатели производительности. Министры лично ответственны за выполнение показателей - они каждые три месяца представляют в Казначейство отчет о проделанной работе и об израсходованных средствах. Сравнение полученных и заданных показателей публикуется в годовом отчете министерства. Работа контролируется Комитетом по делам министерств, который возглавляет Канцлер Казначейства.

Государственные расходы Великобритании делятся на два блока: расходы вне прямого конт-

роля министерств (например, социальные выплаты) и расходы министерств (лимитные расходы).

Первые - планируются осенью каждого года и еще раз пересматриваются перед началом финансового года весной. Правительство очень тщательно прогнозирует такие показатели, как уровень безработицы, темпы роста экономики и т.п. Если возникает потребность в дополнительном финансировании этих расходов в течение года, то средства могут поступить только из Казначейства.

Лимитные расходы министерств утверждаются на три года. Министерства не имеют права тратить более согласованной суммы, но имеют право переносить остатки неизрасходованных средств на последующие годы без ограничений. Бюджеты министерств формируются раздельно по текущим и капитальным затратам. Министерства обладают неограниченным правом переброски средств из текущего бюджета в капитальный. Свои инвестиционные стратегии министерства обязаны представлять в Казначейство. В Великобритании на государственном уровне формируется фонд модернизации капитала, средства которого предоставляются министерствам на конкурсной основе.

Никакие расходы не допускаются без предварительного утверждения Парламентом. Министерства могут расходовать самостоятельно заработанные ими средства, но прежде должны получить на это одобрение Парламента. Расходы могут быть произведены только на цели, утвержденные Парламентом. Все дополнительные расходы должны быть утверждены Парламентом до того, как они произведены. Перерасход средств не допускается. Переброска значительных средств с одной правительственной программы на другую допускается с одобрения Парламента.

Все платежи по расходованию государственных средств должны производиться в соответствии с законами и правилами, утвержденными Казначейством. Полномочия на производство выплат министерства должны получить от Казначейства.

Великобритания имеет давние традиции прямых выборов местных органов власти, которые получили право сбора некоторых налогов и обязаны предоставлять ряд государственных услуг,

таких как образование, обеспечение жильем, социальная помощь, противопожарная безопасность. Местные органы власти расходуют около 25% всех государственных средств (в прошлом году - 97 млрд фунтов стерлингов), 80% из этой суммы (78 млрд фунтов стерлингов) поступают в форме гарантированных субсидий от центрального правительства и 20% приходятся на долю местного налога - на жилую собственность.

Величина налога устанавливается местными органами власти и зависит от оценочной стоимости дома или квартиры, относимой к одному из восьми разрядов. Те, чья собственность попадает в низшую категорию, платят две трети от того, что платят за среднюю категорию, а те, чья собственность отнесена к высшей категории, платят в три раза больше, чем платят за собственность, отнесенную к низшей. Если в доме (квартире) проживает один человек, то ему предоставляется 25%+я скидка независимо от размера его дохода. Скидки и возврат денег, уплаченных в виде этого налога (до 100%), предусмотрены для безработных, студентов и ряда других категорий населения.

Существует еще один налог, который собирается местными властями и передается в государственный бюджет - налог на предпринимательскую собственность. Ставки этого налога определяет Центральное правительство. До 1990 года этот налог был полностью местным, то есть муниципалитеты его устанавливали, собирали и оставляли у себя для выполнения своих функций. Сейчас этот налог носит регулирующий характер - средства, собранные по этому налогу, перераспределяются из государственного бюджета по регионам пропорционально численности населения.

Всего в Великобритании насчитывается 469 местных органов власти, структура которых неоднородна. На некоторых территориях - один совет, который обеспечивает предоставление всех государственных услуг, в других - действует двухуровневая система. Кроме того, действуют советы небольших городов и приходские советы. Распределение функций и сфер ответственности между органами местного самоуправления представлены в табл. 2.

Таблица2

Функция ■--------- АНГЛИЯ СЕВЕРНАЯ ИРЛАНДИЯ ШОТЛАНДИЯ УЭЛЬС

Метрополии Центральные графства Лондон Городские и сельские советы Унитарные советы Унитарные советы

Районные советы Советы графств Унитарные советы Районные советы Районные советы

Образование + + + + + +

Обеспечение жильем + + + + + +

Рассмотрение архитектурных планов и контроль за строительством + + + + +

Окончание таблицы 2

Функция АНГЛИЯ СЕВЕРНАЯ ИРЛАНДИЯ ШОТЛАНДИЯ УЭЛЬС

Метрополии Центральные графства Лондон Городские и сельские советы Унитарные советы Унитарные советы

Районные советы Советы графств Унитарные советы Районные советы Районные советы

Стратегическое планирование + + + + + +

Планирование транспортных артерий + + + + + +

Пассажирский транспорт + + + + +

Автодороги + + + + + +

Полиция + + + + +

Противопожарная служба и служба спасения + + + + +

Социальное обслуживание + + + + + +

Библиотеки + + + + + +

Парки и зоны отдыха + + + + + + +

Уборка мусора + + + + + + +

Переработка отходов + + + + + + +

Окружающая среда и здравоохранение + + + + + + +

Сбор местных налогов + + + + + +

Стандарты в торговле + + + + + +

Рассмотрев основные вопросы государственных финансов Великобритании и управления ими, можно с полным правом утверждать об их стабильном и устойчивом положении. Реформы, начатые в Великобритании в 1997 году в связи с приходом нового правительства, оказали благотворное влияние на это положение. На взгляд ав-

тора, для России в свете продолжающихся налоговой и бюджетной реформ, а также в связи с совершенствованием казначейских технологий исполнения бюджета опыт управления государственными финансами Великобритании будет очень ценен и полезен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.