Научная статья на тему '2001. 01. 055. Налоги и налогообложение: учебн. Пособие для вузов / под ред. Русаковой И. Г. , Кашина В. А. М. : Финансы, ЮНИТИ, 1998. 495 с'

2001. 01. 055. Налоги и налогообложение: учебн. Пособие для вузов / под ред. Русаковой И. Г. , Кашина В. А. М. : Финансы, ЮНИТИ, 1998. 495 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
703
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ - ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 01. 055. Налоги и налогообложение: учебн. Пособие для вузов / под ред. Русаковой И. Г. , Кашина В. А. М. : Финансы, ЮНИТИ, 1998. 495 с»

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

2001.01.055. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: Учебн. пособие для вузов / Под ред. Русаковой И.Г., Кашина В. А. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. - 495 с.

В книге рассматриваются принципы налогообложения и характеристики различных видов налогов. Описывая историю налогообложения, авторы показывают, что методы сбора налогов менялись в зависимости от обстоятельств и от уровня развития общества. Первым обоснованием для сбора налогов (податей) были военные расходы. Параллельно в тех странах, где ведущую роль в жизни общества играла церковь, формировалась система обязательных церковных сборов, которая после объединения церкви с государственной властью стала частью системы общегосударст-венных налогов. Однако настоящей колыбелью современных налогов стали свободные города - первые буржуазные республики, в налоговой практике которых присутствовали такие черты современной налоговой системы, как:

- признание налога в качестве общественно необходимого ограничения принципа частной собственности;

- добровольность налога, выражаемая в обязательном утверждении налоговых законов выборными представителями закона;

- денежная форма налога и запрещение изъятия имущества для уплаты налога;

- общественный контроль за распределением и расходованием собранных налоговых средств.

Подчеркивается, что современные налоги - это продукт развития демократического общества с социальной рыночной экономикой. Еще А. Смит сформулировал четыре основных условия, которым должна соответствовать правильно организованная налоговая система и которые действуют и в настоящее время. К ним относятся: 1) соразмерность взимаемых налогов с доходами налогоплательщика; 2) определенность и заданность размеров налога; 3) удобство способа и времени взимания

налога для налогоплательщика; 4) максимальная эффективность налога, означающая низкие затраты государства и общества на сбор налогов и на содержание налогового аппарата.

Первый раздел посвящен основам и принципам налогообло-жения. При всем многообразии особенностей национальных налоговых систем, они имеют две общие черты. Во-первых, постоянный поиск путей увеличения налоговых доходов государства, а во-вторых, налоговые системы строятся на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.

Налоги характеризуются в зависимости от характера облагае-мых доходов и расходов. Специально выделяются личные и реальные налоги. Личные характеризуют платежеспособность плательщика, а реальные подвергают обложению деятельность или товары (продажу, покупку, собственность) независимо от платежеспособности налого-плательщика. Подчеркивается условность деления налогов на прямые и косвенные. Анализируются подходы к реализации основного принципа построения налоговой системы - равенства и справедливости обложения, ни один из которых, по мнению авторов, не является применимым на практике.

Определяются структура и основные направления политики налогового изъятия, которые группируются следующим образом: корпорационный налог и прочие налоги на прибыль компаний; взносы предпринимателей в фонды социального страхования; косвенные налоги, выплачиваемые из прибавочной стоимости; подоходные налоги с населения; налоги, отражающие национальные особенности налоговых систем.

Во втором разделе дается подробная характеристика таких видов налогов, существующих в большинстве развитых стран, как налога на доходы, налога на потребление, НДС, налогообложения капитала, собственности и имущества. Что касается подоходного налога с физических лиц, то показано, что в развитых странах используются общие принципы обложения подоходным налогом физических лиц: единое определение понятия “налоговая база”; налог взимается в течение финансового или календарного года, или другого периода, равного 12 месяцам; существует единое понимание и понятие необлагаемого минимума. Кроме того, почти во всех странах общим является сокращение числа групп доходов, облагаемых по различным ставкам.

Специальная глава посвящена особенностям налоговых систем унитарных государств - Великобритании, Франции, Италии, Швеции и Испании.

Современная налоговая система Великобритании включает центральные и местные налоги (налоги на имущество). К централь-ным налогам относятся подоходный налог с населения и с корпораций (корпорационный налог), налог на доходы от нефти, налог с наследства и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, пошлины и акцизы, гербовые сборы). Основой налого-вого законодательства

Великобритании стали: Законодательный акт 1970 г. о подоходном налоге с населения и корпораций, 1979 г. о налоге на добавленную стоимость и 1996 г. о налоге с корпораций.

Британский парламент обладает законодательной властью в отношении взимания налогов в стране, юридические полномочия парламента в этом смысле распространяются на Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Налоговое законодательство утверждается правительством, которое с помощью казначейства (министерства финансов) управляет налоговой системой страны. Эта деятельность правительства контролируется парламентом.

Организация налоговой службы возложена в основном на два правительственных департамента, подотчетных Казначейству (главному министерству в правительстве, полномочия которого шире по сравнению с министерствами финансов других стран): Управление внутренних доходов (УВД) и Управление пошлин и акцизов (УПА), в ведении которого находится вся система косвенного налогообложе-ния. Формально УВД является самостоятельным правительственным учреждением, но в отличие от других стран (США, Франции) оно не издает руководства, толкующего налоговое законодательство страны, а публикует специальные брошюры по отдельным вопросам.

Налоговую систему Франции отличает: 1) высокая доля обязательных отчислений в ВВП (в 1985 г. - 45,6%); 2) высокая доля взносов в фонды социального назначения (43,3% в сумме обязатель-ных отчислений); 3) низкий уровень прямого налогообложения и высокий уровень косвенного, а также высокая доля поступлений от налогов на товары и услуги в ВВП и общем объеме обязательных отчислений.

Описывается сущность и направления реформы системы местного управления и самоуправления во Франции, основным нормативным актом которой стал Закон “О правах и свободах коммун, департаментов, регионов” от 2 марта 1982 г. Этот закон урегулировал вопросы, касающиеся разграничения полномочий между центральной властью и местными органами; распределения государственных ресурсов на основе новых правил местного налогообложения и кредитования местных коллективов; администра-тивной организации регионов; порядка

избрания и статуса выборных лиц; форм сотрудничества между коммунами, департаментами и регионами; участия граждан в общественной жизни.

Современная налоговая система Италии характеризуется четкой структурой, унифицированными правилами обложения и изъятия средств в бюджет, превалированием прямых налогов над косвенными. Наиболее всего были упрощены в результате реформы 1974 г. прямые налоги, взимаемые с доходов налогоплательщиков.

Швеция до начала 1990-х годов считалась мировым лидером по доле ВВП, перераспределяемой через систему государственных финансов. Был принят даже закон, запрещающий изымать в виде прямых налогов более 100% годового дохода налогоплательщиков. Следствием такой политики стало падение темпов экономического роста, поэтому власти были вынуждены принять меры по снижению налоговых ставок, прежде всего налога на добавленную стоимость, налога на прибыли компаний. Отмечается, что в Швеции налоговые законы разрабатываются правительством, а устанавливаются - парламентом. Однако местные органы власти имеют право изменять ставки относящихся к их ведению налогов в пределах, определенным национальным законодательством.

В Испании сохраняются невысокие косвенные налоги и относительно низкие размеры платежей по социальному страхованию. В общей структуре налогов ведущее место занимают прямые налоги (более 60%), на долю косвенных приходится 25%, остальные - платежи по социальному страхованию. Налоговая система Испании включает общенациональные и местные налоги. К общенациональным относятся: налог на прибыли компаний, подоходный налог с граждан, НДС, налог на наследства и дарения, налог на состояния, а также налоги, взимаемые по системе социального страхования. Местные налоги включают налог на недвижимость, налог на продажу недвижимости в городах и налоги на занятие коммерческой или профессиональной деятельностью. Высшим органом власти, устанавливающим налоги, является парламент (кортесы), а высшим органом, управляющим налоговой системой, - Министерство экономики и финансов.

Четвертая глава посвящена системам налогообложения федеративных и конфедеративных государств.

Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти, - верхнего, на котором собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет; среднего, на котором собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов и поступающие в бюджеты штатов; нижнего, где собираются налоги,

вводимые органами местного самоуправления, поступающие в местные бюджеты. Законодательные органы штатов могут вводить лишь налоги, не противоречащие федеральному налоговому законо-дательству, а органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законодательствами штатов. Основной источник формирования доходов федерального бюджета составляет подоходный налог с населения (в 1993 г. - 44,2%). Подоходный налог с населения взимается с физических лиц, а также с индивидуальных предприятий и партнерств, не имеющих статуса юридического лица. Каждый налогоплательщик -физическое лицо, имеет свой налоговый статус: супруги, заполняющие совместную налоговую декларацию; супруги, заполняющие раздельные налоговые деклара-ции; главы семейств; одинокие налогоплательщики; вдовы (вдовцы). В зависимости от принадлежности к той или иной группе налогоплательщик имеет право на налоговые льготы.

Налоговая система Германии насчитывает примерно 50 видов налогов, которые различаются по кругу плательщиков, базе обложе-ния и ставкам. Крупнейшие налоги - подоходный налог с физических лиц и НДС, включая налог с оборота импорта. Затем следуют: промысловый налог, акцизы на нефтепродукты и табак, корпорационный налог, налог с владельцев автотранспорта, позе-мельный страховой, поимущественный, налог с наследства и дарений. Отличительная особенность налоговой системы Германии - сложное, многоступенчатое распределение совокупных налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, направленное на выравнивание экономического развития отдельных регионов. Права федерации, земель и общин в сфере налогообложения строго разделены и регулируются Конституцией и рядом специальных законов. Приводится описание структуры налогов, поступающих на уровень федерации, уровень регионов (земель) и уровень общин, а также данные о распределении совокупных налоговых поступлений в Германии в 1980-1995 г., включая уровень Европейского Сообщества. Описываются основные мероприятия налоговых реформ в Германии в 1980-1900 гг.

В заключение раздела дается обзор системы налогообложения России, приводится справочная литература и краткий словарь налоговых терминов.

А. Четвернина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.