Научная статья на тему 'Государственные деятели России второй половины XIX - начала XX века глазами А. Ф. Кони'

Государственные деятели России второй половины XIX - начала XX века глазами А. Ф. Кони Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5338
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Г. Н. Плотникова

Анализируются взгляды известного юриста, общественного деятеля России второй половины XIX начала XX в. А.Ф.Кони на деятельность крупнейших царских сановников того времени по материалам его очерков и заметок, являющихся ценнейшим историческим источником, передающим колорит эпохи, позволяющим многограннее представить историю России на рубеже веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN STATESMEN OF THE 2nd HALF OF XIX - BEGINNING OF XX CENTURIES FROM POINT OF VIEW OF A.F.KONI

Author analyses the points of view of A.F.Koni famous lawyer and statesman of the end of XIX and beginning of XX centuries. The works by A.F.Koni are the valuable historical sources. They help to present Russian history more completely and more brightly.

Текст научной работы на тему «Государственные деятели России второй половины XIX - начала XX века глазами А. Ф. Кони»

2001

Вестник Пермского университета

История

Вып.1

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА ГЛАЗАМИ

А.Ф.КОНИ

Г.Н.Плотникова

Анализируются взгляды известного юриста, общественного деятеля России второй половины XIX - начала XX в. А.Ф.Кони на деятельность крупнейших царских сановников того времени по материалам его очерков и заметок, являющихся ценнейшим историческим источником, передающим колорит эпохи, позволяющим многограннее представить историю России на рубеже веков.

Анатолий Федорович Кони - выдающийся судебный и общественный деятель России второй половины XIX - начала XX в., человек глубоких и разносторонних знаний, высочайшей культуры. Мировоззрение его складывалось под влиянием освободительных реформ 60-х гг. XIX в. Он был либералом, придерживающимся умеренных политических убеждений. Не примыкая к революционной интеллигенции, Кони находился в скрытой оппозиции к самодержавию, а временами явно выражал свое несогласие с царским правительством. Большую часть своей жизни он отдал теоретическому обоснованию и практическому применению новых судебных установлений, введенных в ходе судебной реформы 1864 г. Уже в 1870-х гг. Кони получил известность как выдающийся судебный оратор (впоследствии создатель школы русского судебного красноречия), мастер публичного выступления.

Другим его призванием являлась литературная деятельность. Любовь к литературе и писательские навыки были привиты А.Ф.Кони той средой, в которой он рос и трудился. Служа по судебному ведомству, он становился очевидцем многих жизненных страданий, свидетельствовавших о теневых сторонах жизни русского общества. Художественное дарование, блестящая память, наблюдательность, постоянные поиски правды, высокое чувство справедливости позволяют А.Ф.Кони прийти к мысли попытаться запечатлеть на бумаге то, что он видел, в чем участвовал, с кем встречался на своем жизненном пути.

Сотрудничая в "Журнале Министерства юстиции", "Вестнике Европы", "Русской старине" и "Московском юридическом вестнике", Ко-

© Г.Н.Плотникова, 2001

ни опубликовал свои важнейшие литературные произведения. Особенно тесные связи установились у него с редакцией "Вестника Европы". Этот журнал в 1866 г. основал и до 1908 г. редактировал профессор истории, либеральный общественный деятель М.М.Стасюлевич. С Михаилом Матвеевичем, по словам А. Ф.Кони, он был связан "нитями взаимного доверия, участия и нравственной поддержки в переживаемые каждым из нас трудные, тревожные и радостные минуты жизни" . "Вестник Европы" являлся рупором либерализма в России. Политику журнала определяли профессора М.М.Стасюлевич, В.Д.Спасович, Н.И.Костомаров и А.Н.Пыпин. В 1876 г. к ним присоединился А.Ф.Кони. Они критиковали самодержавие, произвол и насилие властей, отстаивали права и свободы граждан, просвещали народ.

Через "Вестник Европы" А.Ф.Кони познакомился, а затем часто встречался с А.Н.Плещеевым, ЯП.Полонским, И.М.Сеченовым, Г.П.Данилевским, А.К.Толстым и другими русскими учеными и деятелями культуры. Именно здесь он овладел искусством художника, литературоведа, писателя, портретиста, мемуариста. Главными темами его творчества были проблемы этики, гуманизма, судебной психологии и нравственности, так как вся его государственная, научная и общественная деятельность была подчинена идее служения праву и справедливости, строгому соблюдению законности. А.Ф.Кони призывал самым серьезным образом относиться к историческому прошлому России и Западной Европы, прежде всего к истории государства и права. Автор считал, что "только перед тем ясно и определенно рисуется завтрашний день, кто не забыл уроков, примеров и заветов дня вчерашнего"2.

А.Ф.Кони пишет главным образом очерки-воспоминания о писателях, ученых, государственных деятелях, с которыми был знаком. Он оставил после себя очерки о И.А.Гончарове, Д.В.Григоровиче, И.Ф.Горбунове, А.Ф.Писемском, А.Н.Островском, М.Ю.Лермонтове, А.Н.Апухтине, А.П.Чехове, В.Н.Стасове, Н.А.Некрасове, Ф.М.Достоевском, И.С.Тургеневе, А.Н.Толстом и других. А.Ф.Кони был признанным авторитетом не только в литературной, научной среде, но и в артистическом мире. К его голосу прислушивались, дорожили его мнением. Он был в дружеских отношениях с В.И.Немировичем-Данченко, К.С.Станиславским, М.Н.Ермоловой, М.Г.Савиной, А.И.Сумбатовым и многими другими деятелями русского театра.

Историков в первую очередь интересуют характеристики крупнейших государственных деятелей, современников А.Ф.Кони, принадлежащие ему. Галерея сановников, стоящих у кормила власти, представлена им в очерках "Граф Дмитрий Алексеевич Милютин", "Сергей Юльевич Витте", "Граф М.Т.Лорис-Меликов", "Петр IV" и др. Это были совершенно разные люди как по общественно-политическим взглядам, так и по способностям, отношению к служебному долгу и челове-

113

ческим достоинствам. Однако их роднило служение верой и правдой российскому государству.

С либеральным военным министром Д.А.Милютиным (1816-1912) А.Ф.Кони сблизился после его отставки. По общественно-политическим взглядам Д.А.Милютин был близок к А.Ф.Кони. Он принадлежал к либеральной бюрократии и выступал за серьезные преобразования в армии в стране, поэтому автор дал очень высокую оценку личности и деятельности Д.А.Милютина. Прежде всего Кони восхищался его личными качествами.

Первая их встреча произошла в 1866 г., когда Анатолий Федорович закончил Московский университет и был направлен на работу по юридической части в военное министерство. Д.А.Милютин при встрече "испытал деловую приветливость, с которой он умел отнестись к недавнему студенту"4. Кони зарекомендовал себя исполнительным и знающим сотрудником. Милютин ценил его. Когда Анатолий Федорович получил предложение занять должность помощника секретаря Петербургской судебной палаты, о которой мечтал, то очень боялся, что его не отпустят. Решение Д.А.Милютина: "Желал бы удержать, но не считаю себя вправе"5, - Кони воспринял с благодарностью и всегда с теплотой вспоминал об этом. Когда же на него посыпался град упреков и обвинений в связи с оправдательным приговором по делу Веры Засулич, Дмитрий Алексеевич, как член правительства, выступил на заседании Совета министров 3 апреля 1878 г. в защиту Кони, заявив, что председатель суда правильно исполнил свой долг. Кони это заступничество до глубины души тронуло. Они были единомышленниками, понимали и симпатизировали друг другу. Долгое время между ними шла переписка. В письме к Д.А.Милютину в декабре 1904 г., накануне первой русской революции, А.Ф.Кони писал: "Время мы переживаем действительно странное и, скажу откровенно, страшное. Общество вырывается из пеленок, в которых его насильственно держали долгие годы, усыпляя его ум и атрофируя в нем чувство собственного достоинства"6. Такие откровенные мысли автор мог доверить только близкому человеку.

Весьма сложной политической фигурой на российском государственном небосклоне был граф Сергей Юльевич Витте (1849-1915), министр финансов с 1892 г., председатель кабинета министров с 1903 г., крупнейший реформатор. Очерк о нем А.Ф.Кони написал уже в годы советской власти. "Моя служебная деятельность, - вспоминал А.Ф.Кони, - дала мне возможность и случай неоднократных встреч с

у

Витте и даже совместной работы с ним" . Впервые они встретились во время работы в комиссии, учрежденной для изучения железнодорожного дела в России после крушения царского поезда 17 октября 1888 г., следовавшего из Крыма в Петербург. Кони было поручено расследование обстоятельств происшедшего, а Витте присутствовал на заседаниях комиссии в качестве начальника юго-западных железных дорог. Автор

114

очерка сообщает, что показания Витте были даны очень искусно и глубоко продуманно. С января 1907 г., когда А.Ф.Кони был назначен членом Государственного совета, его встречи с Витте стали постоянными.

По мнению Кони, многие члены совета относились к Витте с недоверием, отчужденно, а некоторые даже питали к нему ненависть, считая его губителем самодержавной России, оказавшим решающее влияние на слабовольного и малодушного монарха Николая II, который, будучи испуган революцией, издал "Манифест 17 октября 1905 года", составленный под руководством Витте. Как полагал А.Ф.Кони, в Государственном совете Витте был одинок, он не входил ни в одну из его партийных групп.

Автор очерков отдавал должное реформаторской деятельности Витте по совершенствованию государственного аппарата царской России, развитию экономики страны, а также значительным внешнеполитическим акциям, называя его "единственным действительно государственным человеком в бесцветное и роковое царствование"8. Однако либеральные взгляды Кони не могли импонировать демонстративному монархизму Сергея Юльевича, который оставался "неизменно верен своему культу самодержавия"9. Отталкивали Кони отрицательное отношение Витте к конституции и земским учреждениям. С явным осуждением автор пишет о Витте, который, боясь потерять министерский портфель, остался безучастным к тому, что министр внутренних дел В.К.Плеве стал преследовать и ссылать земских деятелей за откровенные мнения, сообщавшиеся по запросам учрежденного Витте сельскохозяйственного совещания. На страницах очерков Кони С.Ю.Витте -"Гуливер, связанный по рукам и ногам в царстве лилипутов" - уменьшается до размеров заурядного сановника, цепляющегося за власть ценой любых принципов.

Представляют интерес отношения Кони с прокурором святейшего Синода К.П.Победоносцевым (1827-1907), которого Анатолий Федорович знал еще со студенческих времен, так как был его студентом. У них сложились достаточно дружественные отношения. Несмотря на то, что Победоносцев расценил поведение Кони в суде по делу Веры Засулич как слабость, он не изменил к нему отношения. В годы опалы Кони после дела Засулич Победоносцев относился к нему снисходительно. "Официальный мир, - писал Кони, - который раболепно и враждебно отвернулся от меня после дела Засулич, ничем не подал мне признака жизни ... Но два человека составили из этого исключение. Это были военный министр Д.А.Милютин, с которым тогда я не был лично знаком, и Победоносцев"10. Несмотря на личные симпатии, А.Ф.Кони не разделял общественно-политических взглядов Победоносцева, выступившего одним из идеологов консерватизма эпохи Александра III. Особенно осложнились между ними отношения в 1885-1889 гг., когда по инициативе и предложениям Кони в кассационной юстиции Сената было отмене-

115

но немало приговоров по делам о веротерпимости, об оскорблениях веры и церкви как крайне жестоких, а в ряде случаев и беззаконных. Многие сенаторы предупреждали А. Ф.Кони о возможном гневе Победоносцева, но он остался верен своим взглядам.

Петр Андреевич Шувалов (1827-1889), шеф корпуса жандармов и начальник третьего отделения в 1866-1874 гг., ближайший советник Александра II, в 1874-1879 гг. посол в Лондоне. Он был активным противником реформ 60-70-х гг., особенно судебной реформы. По мнению Кони, Шувалов способствовал уходу с государственной сцены крупных прогрессивных деятелей. Подчинив себе прокурорский надзор, он пустил корни в ведомство внутренних дел и взял в свои руки пересыльную часть тюремного дела. В это же время Шувалов пользовался огромным доверием, и Кони показал его в период могущества, и в период падения, причиной которого автор считал влияние на царя недоброжелателей Шувалова. После назначения последнего послом в Лондон Кони вспоминал: "Но когда я проходил второй раз мимо группы у вагона и стал вглядываться в генерала, последний мне приветливо поклонился и я узнал в нем, действительно, Шувалова. Но это был совсем другой человек. Он поразительно изменился, согнулся и как-то весь поблек"11. Как известно, на дипломатическом поприще Шувалов пробыл недолго и исчез с горизонта, не оставив заметных следов.

Особый интерес представляет характеристика, данная А. Ф.Кони последнему российскому самодержцу Николаю II (1868-1918): "Трусость и предательство прошли красной нитью через все его царствование. Когда начинала шуметь буря общественного негодования и народных беспорядков, он начинал уступать поспешно и непоследовательно, с трусливой готовностью, то уполномочивая Комитет министров на реформы, то обещая Совещательную думу, то создавая Думу законодательную в течение одного года. Чуждаясь независимых людей, замыкаясь от них в узком семейном кругу, занятом спиритизмом и гаданиями, смотря на своих министров, как на простых приказчиков, посвящая некоторые досужие часы стрелянию ворон у памятника Александры Николаевны (великой княгини, дочери Николая I) в Царском Селе, скупо и редко жертвуя из своих личных средств во время народных бедствий, ничего не создавая для просвещения народа, поддерживая церковноприходские школы и одарив Россию изобилием мощей, он жил, окруженный сетью охраны, под защитою конвоя ..., тратя на это огромные „12

народные деньги

В этой оценке явно прослеживается отношение большинства либералов к царствованию Николая II. Кони никогда не выносил из кабинета русского царя сколько-нибудь удовлетворительного впечатления.

Таким образом, очерки Кони, посвященные видным государственным деятелям России второй половины XIX - начала XX в., отражают настроение и позиции либерального лагеря. Объекты своего внимания

116

Кони подверг глубокому анализу, создав оригинальный исторический источник - галерею ярких психологических портретов, представляющих пореформенную Россию в лицах.

Примечания

1 Кони А.Ф. Собр. соч. М., 1969. Т.7. С.257.

2 Там же. Т. 4. С.309.

3 Там же. Т. 5.

4 Там же. Т. 5. С.278.

5 Там же.

6 Там же. Т.8. С.213.

7 Там же. Т.5. С.245.

8 Там же. С. 238.

9 Там же.

10 Смолярчук В.И. А.Ф.Кони и его окружение. М., 1990. С.264.

11 Кони А.Ф. Указ. соч. Т.5. С.280.

12 Там же. Т.2. С.381.

THE RUSSIAN STATESMEN OF THE 2nd HALF OF XIX -BEGINNING OF XX CENTURIES FROM POINT OF VIEW OF A.F.KONI

G.N.Plotnikova

Author analyses the points of view of A.F.Koni - famous lawyer and statesman of the end of XIX and beginning of XX centuries. The works by A.F.Koni are the valuable historical sources. They help to present Russian history more completely and more brightly.

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.