Научная статья на тему 'Государственное управление в сфере использования и охраны земель'

Государственное управление в сфере использования и охраны земель Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
296
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
земельный потенциал / государственное управление / землепользование / земельные ресурсы / охрана земель / land potential / public administration / land use / land resources / land protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белла Борисовна Идикова

В статье рассматриваются основы и основные проблемы, возникающие в процессе реализации государственного управления в сфере использования и охраны земель. Автор делает вывод, что понятийный аппарат земельного и природоохранного законодательства требует переосмысления и нуждается в доработке. Это позволит исключить случаи неоднозначного толкования норм, спорные ситуации и, соответственно, повлияет на эффективность нормативно-правовых актов, регулирующих сферу охраны земель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белла Борисовна Идикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State administration in the field of land use and protection

This article discusses the basics and main problems that arise In the process of Implementing public administration in the field of land use and protection. The author concludes that the conceptual apparatus of land and environmental legislation requires rethinking and needs to be improved. This will eliminate cases of ambiguous interpretation of the norms, eliminate disputable situations and, accordingly, affect the effectiveness of legal acts regulating the sphere of land protection.

Текст научной работы на тему «Государственное управление в сфере использования и охраны земель»

Закон и право. 2023. № 11. С. 153-156. Law and legislation. 2023;(1 1):153-156.

Научная статья УДК 347.921.3

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-153-156 NIION: 1997-0063-1 1/23-654

EDN: https://elibrary.ru/MUPFNS MOSURED: 77/27-001-2023-11-854

Государственное управление в сфере использования и охраны земель

Белла Борисовна Идикова

Дагестанский государственный университет, Юридический институт, Махачкала, Россия, bella.belova.99@bk.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основы и основные проблемы, возникающие в процессе реализации государственного управления в сфере использования и охраны земель. Автор делает вывод, что понятийный аппарат земельного и природоохранного законодательства требует переосмысления и нуждается в доработке. Это позволит исключить случаи неоднозначного толкования норм, спорные ситуации и, соответственно, повлияет на эффективность нормативно-правовых актов, регулирующих сферу охраны земель.

Ключевые слова: земельный потенциал, государственное управление, землепользование, земельные ресурсы, охрана земель.

Для цитирования: Идикова Б.Б. Государственное управление в сфере использования и охраны земель // Закон и право. 2023. № 11. С. 153—156. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-153-156 ББЫ: Ы^:// elibrary.ru/MUPFNS

Original article

State administration in the field of land use and protection

Bella B. Idikova

Dagestan State University, Institute of Law, Makhachkala, Russia, bella.belova.99@bk.ru

Abstract. This article discusses the basics and main problems that arise in the process of implementing public administration in the field of land use and protection. The author concludes that the conceptual apparatus of land and environmental legislation requires rethinking and needs to be improved. This will eliminate cases of ambiguous interpretation of the norms, eliminate disputable situations and, accordingly, affect the effectiveness of legal acts regulating the sphere of land protection.

Keywords: land potential, public administration, land use, land resources, land protection.

For citation: Idikova B.B. State administration in the field of land use and protection // Law and legislation. 2023;(11):153—156. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-153-156 EDN: https://elibrary.ru/MUPFNS

Неизмеримую социальную, экономическую, а также политическую ценность имеет земля как единственный и неповторимый в своем роде компонент окружающей среды. Человек в своей повседневной и хозяйственной деятельности постоянно воздействует и влияет на земельные ресурсы, при этом данное влияние не всегда становится позитивным,

© Идикова Б.Б. М., 2023. LAW & LEGISLATION • 11-2023

а довольно часто оказывает на данные ресурсы, как и на всю окружающую среду в целом, губительное воздействие, тем самым порождая угрозу для существования всего человечества в целом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; владение, пользование

и распоряжение природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; граждане обязаны бережно относиться к природным богатствам, сохранять природу и окружающую среду.

Конституционные положения по охране земель нашли свое дальнейшее развитие в природоохранном, земельном и природно-ресурсном законодательстве. Охрана и использование земель в России осуществляются в порядке, определенном в соответствующих нормативных актах. К ним относят Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и другие законодательные документы. Источники правового регулирования использования и охраны земель устанавливают правила, которые направлены на предотвращение негативного влияния на ресурсы, обеспечение сохранности экологических систем и их способности быть средством производства.

Понятие «управление в сфере земельных отношений» широко исследуется как в учебной, так и в монографической юридической литературе.

Так, О.И. Крассов под термином «управление в сфере использования и охраны земель» понимает «подзаконную исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленную на обеспечение эффективного и рационального использования земель, повышение почвенного плодородия и их охрану» [6, с. 59].

В свою очередь Е.С. Болтанова определяет управление земельными ресурсами как «организующую деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений» [3, с. 61].

Б.В. Ерофеев под государственным управлением землепользованием понимает организующую «деятельность компетентных государственных органов исполнительной власти, целью которой выступает создание условий для рацио -нального использования и охраны земель всеми обладателями земельных прав, независимо от форм собственности» [5, с. 44].

В трактовке А.П. Анисимова управление земельным фондом — это «исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, направленная на публично-правовое регулирование земельных

отношений в Российской Федерации в целях обеспечения рационального использования и охраны земель» [2, с. 51].

Проанализировав приведенные определения, можно сделать вывод о том, что все они исходят из трактовки понятия управления в сфере земельных отношений через категорию деятельности. При этом, несмотря на кажущееся единство мнений, существуют разногласия в трактовке отдельных аспектов понятия управления в сфере земельных отношений, что препятствует формированию четкой, непротиворечивой концепции данного феномена.

Правовые нормы земельного законодательства создают для экономических субъектов стимулы для оптимального распределения и эксплуатации земли, а также базу для эффективного землепользования. Однако единственный базовый закон не в состоянии в полном объеме обеспечить регулирование земельных отношений и повысить эффективность использования земельных ресурсов. Вследствие этого в качестве дополнения к Земельному кодексу РФ принимаются прочие законы, регламентирующие взаимоотношения экономических субъектов в ходе распределения, применения и охраны земельных ресурсов страны.

Правовая охрана земель предполагает возможность применения мер ответственности за невыполнение обязательных мероприятий, перечень которых определяется с учетом специфики сельскохозяйственной деятельности, климатических и прочих условий. Правовая охрана земель реализуется посредством установления санитарно-гигиенических требований и норм. Оценка состояния почв и эффективности выполняемых мероприятий осуществляется с учетом результатов экологической экспертизы. Нормативными актами устанавливаются предельно допустимые концентрации вредных веществ в окружающей среде.

Для предупреждения деградации земель, а также с целью восстановления разрешена их консервация.

Правовая охрана земель включает возможность компенсации убытков при переводе территорий в другую категорию. Действия, посягающие на право собственности, владения и прочее либо создающие угрозу его ущемления, должны быть остановлены. Пресечение нарушений осуществляется посредством: признания недействительности актов, принятых исполнительными структурами регионального / местного уровня, не соответствующих законодательству.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

Виды правовой охраны земель, установленные в нормативных актах, включают разные меры ответственности. Они применяются в соответствии с серьезностью допущенного нарушения. В качестве такого нарушения выступает противоправное, виновное, опасное деяние субъекта, причиняющее вред интересам личности, государства и общества.

Земельным правонарушением называют поведение лица, нарушающее нормы ЗК РФ, наносящее ущерб природным ресурсам, здоровью окружающих людей и состоянию среды обитания [4, с. 35].

Закон устанавливает обязанность граждан и юридических лиц компенсировать причиненный ими вред в полном объеме. Виды правовой охраны земель включают:

■ отчуждение территории, которая в соответствии с законом не может принадлежать субъекту;

■ реквизицию, которая представляет собой изъятие участка согласно решению госоргана на условиях и в порядке, предусмотренных нормами закона, с выплатой его стоимости. Закон допускает оспаривание оценки надела в суде;

■ конфискацию, предполагающую безвозмездное изъятие участка в соответствии с судебным решением либо в административном порядке за совершенное правонарушение. Такая мера применяется в случаях, строго установленных в законодательстве.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ дается определение, в соответствии с которым охрана окружающей среды есть «деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий» [1].

Анализ научной литературы показывает, что в нормативных правовых актах и актах техничес -кого регулирования отсутствует унифицированный подход к определению терминов «земля», «земельный участок», «почва», либо они отсутствуют вовсе. Это, безусловно, создает объектив-

ные сложности для правоприменительной практики в области охраны земель.

С учетом того, что «земля является основой жизни и деятельности человека», уникальным природным объектом, важнейшим природным ресурсом, необходимо отметить, что понятийный аппарат земельного и природоохранного законодательства требует переосмысления и нуждается в доработке. Это позволит исключить случаи неоднозначного толкования норм, спорные ситуации и, соответственно, повлияет на качество нормативно-правовых актов, регулирующих сферу охраны земель.

На основании вышеизложенного следует подчеркнуть, что правовая охрана земель представляет собой комплекс предусмотренных нормами права требований, обязательных для соблюдения правообладателями земельных участков, другими гражданами и юридическим лицам, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях сохранения земли как важнейшей части природы; естественной среды обитания человека; природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Список источников

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. 01.03.2023) // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_34823/ (Дата обращения: 01.05.2023)

2. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. Земельное право России: Учебник для академического бакалавриата. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 433 с.

3. Болтанова Е. С. Земельное право: Учебник. 3-е изд. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2021. 387 с.

4. Васильева Н.В. Основы землепользования и землеустройства: Учебник и практикум для среднего профессионального образования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. 411 с.

5. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник / Под науч. ред. Л.Б. Братковской. 17-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 571 с.

6. Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2023. 560 с.

7. Кустышева И.Н. Мониторинг земель: Учеб. пособие для вузов / И.Н. Кустышева, А.А. Широкова, А.В. Дубровский. М.: Юрайт, 2022. 96 с.

LAW & LEGISLATION • 11-2023

References

1. On Environmental Protection: Federal Law № 7-FZ of January 10, 2002 (as amended on March 1, 2023) // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34823/ (Accessed: 01.05.2023)

2. Anisimov A.P., Ryzhenkov A.Ya., Charkin S.A. Land law in Russia: Textbook for academic baccalaureate. 4th ed., revised and additional. Moscow: Yurayt, 2014. 433 p.

3. Boltanova E.S. Land law: Textbook. 3rd ed. M.: RIOR: INFRA-M, 2021. 387 p.

4. Vasilyeva N. V. Fundamentals of land use and land management: Textbook and workshop for

secondary vocational education. 2nd ed., revised and additional. Moscow: Yurayt Publishing House,

2021. 411 p.

5. Erofeev B.V. Land law in Russia: Textbook / Under the scientific editorship of L.B. Bratkovskaya. 17th ed., revised and additional. M.: Yurayt Publishing House, 2023. 571 p.

6. Krassov O.I. Land law: Textbook. 5th ed., revised and additional. M.: Norma: INFRA-M, 2023. 560 p.

7. Kustysheva I.N. Land monitoring: Textbook for universities / I.N. Kustysheva, A.A. Shirokova, A.V. Dubrovsky. Moscow: Yurayt Publishing House,

2022. 96 p.

Информация об авторе

Идикова Б.Б. — магистрант 2-го года обучения образовательной магистерской программы «Проблемы гражданского и арбитражного процессуального права»

Статья поступила в редакцию 19.09.2023; одобрена после рецензирования 08.10.2023; принята к публикации 14.10.2023.

Information about the author Idikova B.B. — master's student of the 2nd year of study of the educational master's program «Problems of civil and arbitration procedural law»

The article was submitted 19.09.2023; approved after reviewing 08.10.2023; accepted for publication 14.10.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Юридическая служба в государственных органах и на предприятиях.

5-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований / Под науч. ред. С.С. Маиляна, Н.Д. Эриашвили; под общ. ред. А.Ю. Олимпиева, А.В. Тумакова. 303 с.

Юридическая служба

В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

ISBN: 978-5-238-03619-9

В пособии раскрываются понятие, значение, функции и правовой статус юридической службы, а также организация работы юридических служб в организациях и на предприятиях по укреплению законности, охране прав и свобод граждан и юридических лиц. Значительное внимание уделено правовому регулированию претензионно-исковой и договорной работы, в том числе по заключению и расторжению трудового договора. В отдельной главе представлены особенности гражданского судопроизводства, которые необходимо знать работникам юридических служб.

Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, а также преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием юридической службы в государственных органах и на предприятиях.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.