Секция 16. Экономика и управление
3. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007.
4. Копеин, В. В. Структурные преобразования экономики региона и его финансовая безопасность (на примере Кемеровской области)/В. В. Копеин, Е. А. Филимонова; отв. ред. В. В. Михайлов. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. - 384 с.
Knpriichuk Vasyl Mykhajlovych National Academy of Public Administration under the President of Ukraine, PhD government, doctoral student in social and humanitarian policy
E-mail: [email protected]
State management in the field of culture between the Central Council (March 1917 — April 1918)
Abstract: The article examines the impact of state control of the Central Council on national and cultural development of Ukrainian People’s Republic (1917-1918 gg.) The features of cultural development in this historical period, analyzed the positive experience of the humanitarian policy of the Ukrainian Central Council in the context of humanitarian problems of modern Ukraine.
Keywords: public administration, government, humanitarian politics, culture, the Ukrainian Central Council.
Куприйнук Василий Михайлович Национальная академия государственного управления при Президенте Украины, кандидат наук государственного управления, докторант кафедры социальной и гуманитарной политики
E-mail: [email protected]
Государственное управление в области культуры в период Центральной Рады (март 1917 — апрель 1918 гг.)
Аннотация: В статье рассматривается государственное управляющее воздействие Центральной Рады на национально-культурное развитие Украинской Народной Республики (1917-1918 гг.) Рассматриваются особенности культурного строительства в этот исторический период, анализируется положительный опыт гуманитарной политики Украинской Центральной Рады в контексте проблем гуманитарного развития современной Украины.
Ключевые слова: государственное управление, правительство, гуманитарная политика, культура, Украинская Центральная Рада.
Борьба за национально-культурное возрождение в 1917 г. превратилась в одно из важнейших направлений национально-освободительного движения в Украине. Она получила почетное место в деятельности Украинской Центральной Рады (УЦР) и особенно активизировалась после провозглашения 1-го и II-го Универсалов и создания ее исполнительных структур — Генерального Секретариата и отдельных секретарств, включая Генеральный секретариат народного образования, который внес весомый вклад в развитие украинской национальной духовности.
В период управленческой деятельности Генерального секретариата образования вполне естественно возникла потребность в образовании отдельного органа государственного управления делами культуры и искусства. Для решения большого ряда проблем
каждой культурной отрасли нужно было предоставить ее собственный очаг, создать соответствующий управленческий механизм, способный адекватно реагировать на злободневные проблемы того или иного сектора гуманитарной сферы.
28 июля 1917 г. Генеральный секретариат образования утверждает вопрос организации отдела искусств, в структуру которого входило 5 (пять) отделов: пластических искусств, художественной промышленности, охраны памятников старины и музеев, театральный и музыкальный отделы.
Отдел пластических искусств осуществлял государственное управление развитием живописи, скульптуры, архитектуры, художественного образования, организацией выставок и уходом за современной архитектурой.
203
Section 16. Economics and management
Главной целью Генерального секретариата образования и отдела пластических искусств было основание в Киеве Академии искусств. В Украине на то время не было такого высшего учебного заведения, которое способствовало бы кадровому обеспечению системы государственного управления высшими учебными заведениями культуры и искусства [1].
Отдел художественной промышленности занимался организацией художественной промышленности в Украине: основывал школы промышленного характера с целью подготовки специалистов, учителей, инструкторов; создавал инструкции при губернских и уездных управах; заведовал кустарными составами, музеями, мастерскими, пунктами развития кустарной промышленности. Кроме того, руководство отдела решало задачи реорганизации художественного образования в специальных школах и государственнообщественных институтах, внедрением в учебную программу изучения народного искусства в общеобразовательных школах.
Главными государственно-управленческими функциями отдела охраны памятников старины и музеев было создание музеев, памятников, архивов, а также уход за ними. Усилиями отдела Киевский художественно-промышленный и научный музей был реорганизован в Украинский национальный музей. Планы работы отдела предусматривали организацию Шевченковского, или «памятного» музея, украинизацию местных музеев, создание новых, созыва съезда музейных деятелей.
К юрисдикции отдела принадлежал «Центральный комитет охраны памятников старины и искусства на территории УНР», функции и управленческие задачи которого переходили в компетенцию отдела. Происходило образование сети местных комитетов охраны памятников, разрабатывался реестр памятников общественной и частной собственности на местах, организовывались экспедиции для изучения археологии, истории, этнографии и искусства УНР [2].
Государственно-управленческая работа театрального отдела была сведена к одной цели — сделать театр украинской большой школой, которая бы обеспечила национальное и культурное возрождение Украины. Для этого нужно было большое количество опытных специалистов и знатоков народного театра. Руководство отдела учреждало драматические народные школы, инструкторские и режиссерские курсы с соответствующими программами для подготовки кадров театрального искусства. В декабре 1917 г. отдел разработал новое штатное расписание в коли-
честве 12 должностных единиц, в который входили секции — театральная, литературно-издательская и кинематографическая.
Музыкальный отдел решал проблемы возрождения украинского народного песенного творчества, осуществлял государственное управление музыкальными вузами. Вся работа отдела протекала по направлениям: музыкального образования, организации народных хоров и этнографии. Специалисты отдела осуществляли государственный контроль над общим уровнем знаний в музыкальных и средних школах. Руководитель отдела предоставлял разрешение на открытие музыкальных школ и высших учебных заведений (консерваторий) на основании апробации их программ и стандартов. К управленческой функции отдела входило также создание обществ, музеев и архивов в музыкальном деле, издания специализированных журналов и альманахов, назначения стипендий, пенсий представителям этой сферы, созыва съездов музыкальных деятелей, общин, народных хоров, оркестров, основания и организации музыкальных конкурсов и т. д. В октябре 1917 г. руководство отдела создало Национальный хор в г. Киеве [3].
В конце декабря 1917 г. при департаменте высшей и средней школы Генерального секретариата образования начала работать специальная комиссия. Члены комиссии, среди которых были профессора Украинского народного университета (Г. Павлуцкий, Кистя-ковский), разрабатывали проект университетского устава. Этот документ гарантировал внутреннее административное управление учебными заведениями. Значительно расширялась автономия высших учебных заведений, оставляя за Генеральным секретарем образования в основном лишь общий надзор за ними и утверждение работников на соответствующих должностях. В ходе административно-управленческих реформ, менялись традиционные взгляды на искусство, литературу, музыку, обусловив интенсивный рост новых явлений в художественной жизни, связанных с интеграцией украинской культуры в общеевропейский контекст с его мощным развитием современных стилей и направлений.
С принятием 9 января 1918 Закона «О национально-персональной автономии» УНР становится самостоятельным государством. В этот период Генеральный секретариат образования превращается в Министерство народного просвещения, а отдел искусств — в департамент искусств, в структуру которого входили следующие отделы: пластических искусств, художественной промышленности, охраны памятников ста-
204
Секция 16. Экономика и управление
рины и искусства, театральный, музыкальный, а также библиотечный и архивный отделы. Образование Министерства было обусловлено значительным расширением государственно-управленческой деятельности отделов Генерального секретариата, осознанием сложности задач в культурной сфере. Определенные изменения происходят в государственных структурах департамента искусств. Они были связаны с распределением деятельности этих структур [4].
При отделе пластических искусств образуются три секции: артистически малярная и скульптурная, архитектурная, а также секция художественного образования.
При отделе пластических искусств был образован совет искусства как консультативный орган в составе 12 человек. К сотрудничеству в совете были приглашены: историк искусства Д. Антонович, художники — члены Академии искусств М. Бурачек, Жук, Ф. Кричевский, В. Кричевский, Мурашко, Ю. Нарбут, архитектор Коробцов и др.
Структура отдела художественной промышленности расширилась с образованием двух секций: народного искусства и специальной секции статистики для сбора сведений о и работу промышленных учреждений. Министерство народного образования и департамент искусств заботились об объединении под руководством отдела всех художественно-промышленных школ и кустарных организаций и делегировали ему полномочия для надлежащего просмотра всех учебных программ и уставов, реорганизации и реформирования художественных школ. Также на государственном уровне был поднят вопрос об учреждении в Киеве средней школы народного искусства.
В начале 1918 г. отдел охраны памятников старины и искусства разработал проект закона об охране памятников старины и искусства в УИР, а также принял ряд мер по обеспечению целостности памятников старины
на местах их расположения. Отдел начал организацию фотолаборатории для регистрации памятников Украины и упорядочения экспедиции для описания их с последующим изданием собранных материалов.
Некоторые изменения государственного управления произошли и в театральном отделе. С образованием Министерства народного образования и департамента искусства был одобрен новый театральный совет. Все дела перешли в утвержденный состав нового театрального совета, после чего государственноуправленческая деятельность комитета Украинского Иационального театра прекратилась.
Штатное расписание отдела предусматривало 21 должностную единицу и имело подразделения (секции) — театральную, литературно-издательскую, педагогическую и кинематографическую секцию.
Руководство театральной секции нарабатывало меры для открытия театров, в частности образцового театра марионеток, осуществляло управленческую деятельность в организации театральной библиотеки, информационного бюро, устройстве состав театральных декораций и бутафории для поддержки просветительских театров, а также в создании историко-театрального музея.
Литературно-издательская секция осуществляла подготовку и издание учебников для театральных школ, классических пьес для театра и детских пьес, организацию конкурсов и издание журнала «Театральные вести» [5].
Тяжёлая военно-политическая ситуация не позволила создать эффективный механизм управления культурными процессами, их стабильное творческое развитие. И все же были сделаны новые шаги в области культурной политики, выступавшие духовной опорой национального возрождения и развития гражданского самосознания. Опыт тех времен требует критического переосмысления и творческого применения в гуманитарной политике современной Украины.
Список литературы:
1. Гриценко А. П. (Киев). Документы фонда Генерального секретарства народного образования как источник по истории украинского национально-культурного возрождения (1917 год). Режим доступа: http://www histans.eom/JournALL/journal/1997/3/6.pdf.
2. История украинской культуры [в 5 т.]. - К.: Ассамблея дел. кругов, 2003 - (Источники по истории культуры Украины)/глав. сост.: Урбан С. М. (председатель) [и др.].. Т. 1-3, 2003. - 641 с.
3. Грабовский С. Очерки по истории украинского государства./Грабовский С., Ставрояни С., Шкляр А. - М.: Генезис, 1995. - 608 с.
4. Закон о национально-персональной автономии. Украинская Центральная Рада в Киеве/Вести из Украинской Центральной Рады в Киеве. -1918. Февраль. - № 2.-С. 7.
5. Мочульский М. Украинский Национальный Театр/Мочульский М. Литературно-научный вестник. -1917. - Ежегодник XVIII - Т. LXИИИ, листопад-декабрь. - Кн. V-VI. - С. 335-336.
205